Этот рост, приводивший прежде всего к выгоде Амстердама, составил сердцевину экономического взлета Соединенных Провинций. (По данным Яна де Фриса: Vries Y., de. Op. cit., p. 89.)
56 Parival J.-N., de. Op. cit., p. 33.
1500 50 1600 50 1700 50 1800
«тот, кто хочет в Голландии работать, не может умереть с голоду... И нет таких, что не зарабатывали бы пол-экю в день — вплоть до тех, кои выгребают отбросы со дна каналов с помощью некоего железного орудия и сетей, прикрепленных к концу палки, — ежели они хотят хорошо трудиться»56. Я подчеркнул эти последние слова. В самом деле, опасность сравнительно высокой заработной платы заключена в том, что я, когда моя жизнь бедняка обеспечена, могу себе позволить роскошь не работать постоянно. И нужны были такие вот бедняки, чтобы иметь чистильщиков каналов, чернорабочих, носильщиков, грузчиков, лодочников, косарей, что приходили во Фрисландию поработать косой во время сенокоса, землекопов, которые должны были поторапливаться с выемкой торфа до того, как
Амстердам, Рыбный рынок, Ратуша, общественные весы. Эстамп Райта и Шутца, 1797 г. Фонд «Атлас ван Стояк».
шерстяные, шелковые, золотая и серебряная парча, ленты, кожа с золотым тиснением, сафьяны, замша, рафинадные заводы, различные химические производства; Саардаме—деревне, расположенной близко к великому городу, где находилась «самая большая судостроительная верфь в мире». Для всех этих видов деятельности иностранная рабочая сила имела решающее зна-
Старинные экономики с доминирующим городским центром: Амстерда
Соединенные Провинции у себя дома
" Diderot. Voyage en Hollande. — Diderot. CEuvres complites. 1969, XI, p. 336. Цит.по: Manceron С Les Vingt Arts du roi. 1972, p. 468. 87 Parival J.-K, de. Op. cit., p. 36. 68 Alcala Zamora у Queipo de Llano J. Espana, Flandes v el Mar del None (1618—1639). La ultima ofensiva europea de los Austrios madrilenos. 1975, p. 58. 69 Temple W. Op. cit., p. 26. Parival J.-N., de., Op. t., p. 19. A.N., К 1349, 132, |
A.N., М 662, dos. 5, 15 v°. A. R, К 1349, 132, 168. Accarias de Serionne J. La Richesse de la Hollande. 1778, I, p. 68. 75 A.E., C.P. Hollande, 94, f° 59. 79 Accarias de Serionne J. Op. cit., I, p. 69. 77 В конечном счете достававшиеся крупным купцам: A. R, М 662, dos 5, f° 13 v°. 79 A. R, К 1349, 132, f° 174 et 174 v°. |
59 Игравшие более
|
значительную роль, чем
немецкие евреи, сефарды
были прежде всего
португальцами,
имевшими свое особое
кладбище в Оуверкерке.
См.: Le Guide
d'Amsterdam, 1701, p. 38;
см. также библиографию
Вайолет Барбур: Barbour V.
Op. cit., p. 25, note 42.
Относительно
португальских евреев см.
статью Э. М. Коэна:
Koen E.M. Notarial
Records relating to the
Portuguese Jews in
Amsterdam up to
1639. — «Studio.
Rosenthaliana», Janvier
1973, p. 116—127.
60 Sombart W. Die Juden und das Wirtschaftsleben.
1911, S. 18; BraudelF. Medit..., I, p. 567 sq. et Braudel F. Medit..., I, p. 567.
" Schulin E. Handelsstaat England. 1969, S. 195. " Cm t. 2, с 147. 64 Van der Essen L. Alexandre Farnese, prince de Parme, gouverneur general des Pays-Ваз, 1545—1592. IV, 1935, p. 123.
95 Boxer C.R. Op. cit., p. 19, note 5.
чение. В Гарлеме именно рабочие, пришедшие из Ипра, из Ондскота, определили подъем текстильного производства в городе. Точно так же в конце XVII в. промышленность Соединенных Провинций получит дополнительный импульс и расширится вследствие массового прибытия французских протестантов после отмены в 1685 г. Нантского эдикта.
Среди этих потоков беженцев — французских протестантов, протестантов антверпенских или евреев с Пиренейского полуострова— было немало купцов, зачастую обладателей значительных капиталов. В особенности способствовали успеху Голландии евреи-сефарды59. Вернер Зомбарт утверждал, будто бы они ни более ни менее как принесли в Амстердам капитализм60. Это явное преувеличение. Зато несомненно, что они оказали серьезную поддержку городу, например в сфере вексельных операций и еще больше — в области биржевых спекуляций. В этих делах они были мастерами и даже созидателями. Они также были хорошими советчиками, инициаторами создания деловых сетей, связывавших Голландию с Новым Светом и Средиземноморьем61. Один английский памфлетист XVII в. подозревал даже амстердамских купцов в том, что они привлекали их единственно в торговых интересах—«евреи и прочие иноземцы открыли для них свою собственную мировую торговлю»62. Но разве же евреи, как опытные деловые люди, не устремлялись постоянно туда, где экономика преуспевала? Если они прибывали в ту или иную страну, то это означало, что дела там идут хорошо или пойдут лучше. Если они уезжали, то это означало, что дела тут идут плохо или пойдут хуже. Разве не начали евреи покидать Амстердам около 1653 г.?63 Во всяком случае, тридцать лет спустя, в 1688 г., они последовали в Англию за Вильгельмом Оранским. Не означает ли это, что в ту пору Амстердам, несмотря на видимость, чувствовал себя не так хорошо, как в первые десятилетия этого века?
|
В любом случае евреи были не единственными, кто «создал» Амстердам. Все торговые центры Европы предоставили свой контингент городу, который собирался стать или уже стал центром мира. Первая роль, конечно, принадлежала антверпенским купцам. Антверпен, взятый Александром Фарнезе 27 августа 1585 г. после достопамятной осады, добился при капитуляции мягких условий, в частности возможности для своих купцов либо остаться, либо покинуть город, забрав с собой свое имущество64. Те из них, кто выбрал изгнание в Голландию, прибыл туда, следовательно, не с пустыми руками: они принесли капиталы, компетентность, торговые связи, и это, бесспорно, было одной из причин быстрого старта Амстердама. Жак де Ла Файль, антверпенский купец, обосновавшийся в новой северной столице, не преувеличивал, когда писал 23 апреля 1594 г.: «Здесь Антверпен превратился в Амстердам»65. Разве же не была треть населения города к 1650 г. иностранного происхождения или потомками иностранцев? Половина первых вкладов Амстердамского банка, созданного в 1609 г., поступила из Южных Нидерландов.
|
В результате Амстердам будет быстро расти (50 тыс. жителей в 1660 г., 200 тыс. —в 1700 г.) и скоро смешает все нацио-
нальности, довольно быстро превратив толпу фламандцев, вал-лонцев, немцев, португальцев, евреев, французских гугенотов в истинных голландцев— Dutchmen. Разве то, что сформировалось, не было в масштабе всей страны нидерландской «нацией»? Ремесленники, купцы, импровизированные мореходы, чернорабочие трансформировали маленькую страну, сделали из нее другую. Но разве также не взлет самой Голландии подал сигнал к успеху, создал его условия?
ПРЕЖДЕ ВСЕГО РЫБОЛОВСТВО
Соединенные Провинции были «Египтом Европы», даром Рейна и Мааса: именно таким образом подчеркнул Дидро66 речной и сухопутный аспекты Соединенных Провинций. Но прежде всего последние были даром моря. Нидерландский народ «столь сильно склонен к мореплаванию, что можно сказать, вода более его стихия, нежели земля»67. На часто бушующем Северном море он прошел свое ученичество в рыболовстве, каботажном плавании, перевозках на дальние расстояния, в морской войне; по словам одного англичанина (1625 г.), не было ли Северное море «академией мореходов и лоцманов голландских мятежников»68? Так что прав был Уильям Темпл: «Республика Соединенных Провинций вышла из моря, оттуда же почерпнула она свою силу»69.
Голландия и Зеландия испокон веков населяли Северное
и соседние моря своими рыбаками. Рыболовство было нацио
нальным промыслом — по меньшей мере четырьмя «промы-
a.n., к U4V, ш, слами». Первый, у берегов и в пресных водах, обеспечивал раз-
162 v'° sq. (1699). нообразное снабжение «очень нежными сортами рыбы»70; то
была «рядовая» ловля, но по стоимости она составляла при
мерно половину «большого лова» — огромного сельдяного
промысла71, рядом с которым выглядела относительно скром
но ловля трески и пикши в Исландском море и на Доггер-
банке72 и «охота» на китов, любопытным образом именовав
шаяся «малым ловом». •*-
Около 1595 г.73 голландцы открыли Шпицберген и тогда же научили баскских рыбаков гарпунить кита74. В январе 1614 г. эта ловля была уступлена в качестве монопольной Северной компании «от берегов Новой Земли до пролива Дейвиса, включая Шпицберген, остров Медвежий и прочие места»75. Компания была упразднена в 1645 г.76, но Амстердам ревниво сохранял контроль и прибыли77 от фантастических избиений китов на крайнем Севере, которые изливали на него тонны жира (для изготовления мыла, освещения для бедняков, обработки сукон) и центнеры китового уса. В удачном 1697 г.78 «из портов Голландии отправилось 128 кораблей для «ловли» китов, из них во льдах погибло 7, а 121 возвратился в свои гавани, добыв 1255 китов, давших 41 344 бочонка ворвани. Каждый бочонок обычно продается по 30 флоринов, что составляет в целом 1 240 320 флоринов. Каждый кит дает обыкновенно две тысячи фунтов китового уса, оцениваемого 50 флоринов за квинтал, что составляет для 1255 китов 1255 тыс. флоринов, а обе суммы, сло-
90 Temple W. Op. cit., р 47. 91 Tavernier J.-B. Les Six Voyages..., 1676, II, p. 266. 92 A.N., Marine, B7, 463, f° 45, 1697 r. |
Голландские парусные транспортные суда. Эстамп В. Холлара, 1647 г. Собрание фонда «Атлас ван Столк». |
's По случайности ли, но нам не сообщается о 1жидком] китовом жире.
80 A.N., А. Е., В1, 624.
* 27 января—27
мая.— Прим. перев. ** 14 сентября—25 ноября. — Прим. перев.
81 Accarias de Serionne J.
Op. cit., I, p. 255
82 Ibid, II, p. 54.
83 Wilson С Anglo-Dutch
Commerce and Finance in
the Eighteenth Century
1941, p. 3.
8* La Court P., de. Op cit., p. 28.
85 Цит. no: Wilson С
Profit and Power. A Study
of England and the Dutch
Wars. 1957, p. 3.
86 Pinto I., de. Op. cit
p. 263.
87 Accarias de Serionne J.
La Richesse de
VAngleterre. 1771, p. 42
44. '
88 Argens J.-B., d'. Op
dt.. Ill, p. 193.
89 A. N., A.E., B', 619,
переписка Помпонна
(Гаага, 16 мая 1669 г.).
Те 20 тыс. кораблей,
о которых говорил Кольбер,—это попросту преувеличение. В 1636 г. корабельный состав флота включал будто бы от 2300 до 2500 единиц плюс 2 тыс. больших судов сельдяного лова. Ср.: Price J. L. Op. cit., p. 43. Наша оценка (600 тыс. тонн) примыкает к оценке В. Фогеля: Vogel W. Zur Grosse der Europaischen Handelsflotten... — Forschungen und Versuche zur Geschichte des Mittelalters und der Neuzeit 1915 S. 319.
Амстердам
женные вместе, дают в целом 2 495 320 флоринов»79. Перечень этот показывает, что в среднем одно китобойное судно добывало в течении кампании десяток китов, хотя в июле 1698 г. только одно из них доставило в Тексел 21 тушу80.
Однако эти богатства мало что значили в сравнении с ловом сельди на Доггер-банке вдоль английского побережья в течение двух путин: от дня св. Иоанна до дня св. Иакова * и от Воздвиженья до дня св. Екатерины * * 8 х. На протяжении первой половины XVII в. цифры были фантастическими: 1500 рыболовных судов—крупных судов, достаточно просторных, чтобы позволить на борту разделку, засолку и укладку рыбы в бочки, за которыми на места лова приходили небольшие суда, доставляя их в Голландию и в Зеландию (даже в Англию, где «голландская» сельдь стоила дороже, нежели выловленная английскими рыбаками)82. На этих 1500 сельдяных судов (buyssen) находилось 12 тыс. рыбаков и около 300 тыс. бочек рыбы. Копченая и соленая сельдь, продававшаяся по всей Европе, была «золотой жилой» Голландии83. Питер де Ла Кур считал, что голландская торговля «уменьшилась бы вполовину, ежели бы у нее отняли торговлю рыбой и товарами, кои от сей торговли зависят»84. Как замечал 8 июля 1661 г. сэр Джордж Даунинг, «торговля сельдью связана с торговлей солью; некоторым образом сельдь и соль расширили голландскую торговлю в Балтийском море»8S. А мы добавим, что торговля на Балтике была подлинным источником голландского богатства.
Тем не менее не переоценивали ли сравнительное место рыболовства в голландской экономике? После кромвелева Навигационного акта и первой англо-голландской войны 1652—1654 гг. сказочный лов сократился более чем на две трети86, и— вопреки предсказанию Питера де Ла Кура — без того, чтобы от этого расстроилась голландская машина. Что же касается упадка лова, то объяснялся он снижением доходности, что было следствием роста цен и заработной платы. Только те, кто занимался снабжением судов, еще зарабатывали на жизнь. Но вскоре «выпуски из гавани» (mises hors) сделались слишком дорогостоящими. Остальное довершила конкуренция иностранного лова—французского, норвежского, датского. Впрочем, коль скоро одинаковые причины влекут за собою одинаковые последствия, английскому лову сельди не удалось обрести полного размаха, невзирая на поощрения, объектом которых он был. И тоже по причине слишком высоких издержек87.
ГОЛЛАНДСКИЙ ФЛОТ
Истинным орудием голландского величия был флот, равный один всей совокупности других европейских флотов88. Французская оценка, относящаяся к маю 1669 г.89 и не учитывающая «лодки (heu) и малые галиоты [весьма многочисленные], что имеют только одну мачту и неспособны ходить в дальние плавания», пришла «путем подсчета, каковой полагаю я достаточно обоснованным» (это пишет Помпонн), к цифре в «шесть тысяч» для всех Соединенных Провинций. При 100
Соединенные Провинции у себя дома
тоннах водоизмещения и 8 человеках команды на судно это составило бы самое малое 600 тыс. тонн и, возможно, 48 тыс. моряков. Цифры для того времени огромные, которые мы, вероятно, едва ли преувеличиваем.
К количеству добавлялось качество. После 1570 г. голландские судостроительные верфи создали торговый корабль, ставший сенсацией, — Vlieboot, «флейта», прочное парусное транспортное судно с округлыми бортами, большой вместимости и обслуживаемое немногочисленной командой: на 20% меньшей, чем на судах того же тоннажа. То было значительное преимущество, если вспомнить, что в дальнем плавании затраты на личный состав (заработная плата, питание) долгое время были главным пунктом издержек. Голландская скупость разыгрывалась тут вовсю: рацион был скуден 90 — «рыба да каша»; даже капитаны «довольствуются... куском сыра либо ломтем солонины двух-трехлетней давности» 9 г; никакого вина; слабое пиво и иногда, при бурном море, немного скупо распределявшегося арака. «Из всех наций, — заключал один француз,— голландцы самые экономные и самые умеренные, всего менее предающиеся роскоши и бесполезным расходам»92.
Пространный французский отчет, относящийся к 1696 г., не без некоторой зависти уточнял все преимущества голландского флота перед конкурентами. «Голландцы, занимаясь морской торговлей, ходят почти на одних только транспортах, которые
Старинные экономики с доминирующим городским центром: Амстердам
Соединенные Провинции у себя дома
" А. К, М 785, dos. 4, f- 68—69. 9* Ibid.
" У них раскрывали корму, чтобы можно было погрузить мачты. 96 Le Guide d'Amsterdam. 1701, p. 81.
в военное время экспортируют вооруженные фрегаты. Это большие корабли, располагающие глубокими трюмами, кои могут вместить много товара; по правде говоря, это плохие ходоки под парусом, но, хоть они и грубой и тяжелой постройки, более мореходные, для коих не нужно столько команды (sic!), как для прочих кораблей. Французы вынуждены держать четырех или пять человек экипажа на корабле в 20 или 30 тонн для его управления; голландцы держат двух, самое большее трех человек. На корабль от 150 до 200 тонн французы ставят 10-—12 человек, голландцы—всего 7 или 8; французы ставят 18,20—25 человек на корабль в 250, 300 или 400 тонн, а голландцы — только 12—16, самое большее 18. Французский матрос получает 12, 16, 18—20 ливров в месяц, а голландец довольствуется 10— 12 ливрами, и офицеры—соответственно. Для рациона французских матросов требуются хлеб, вино, сухари, чисто пшеничные и вполне белые, свежее и соленое мясо, треска, сельдь, яйца, масло, горох, фасоль, а когда они едят рыбу, надобно, чтобы она была приправлена, да и то они не хотят ее есть, разве что по постным дням. Голландцы же довольствуются пивом, ржаным хлебом и сухарями, зачастую очень черными, но отличного вкуса, сыром, яйцами, маслом, небольшим количеством солонины, горохом, кашей и едят много вяленой рыбы без приправы каждый день, не различая постный или скоромный, а это стоит намного меньше, нежели мясо. Французы, обладая более пылким и подвижным темпераментом, едят 4 раза в день, голландцы, коих темперамент холоднее, едят всего 2, самое большее 3 раза. Французы строят свои корабли из дуба, скрепленного железом, что стоит дорого; большая же часть голландских кораблей, особенно тех, что не ходят дальше, чем во Францию, сделаны всего лишь из сосны и скреплены деревянными шипами, и хоть порой они и больше, стоят они при постройке вполовину меньше, нежели наши. У них также и более дешевые снасти, они ближе нас расположены к Северу, откуда черпают железо, якоря (anghres) (sic!), коноплю для канатов и веревок, кои они изготовляют сами, так же, как и парусину»93.
В самом деле, другое преимущество голландского судостроения заключалось в недостижимых для конкурентов ценах на его верфях: как гласит французская переписка, «секрет их в том, чтобы делать повозки [читай: корабли] дешевле, чем делают это другие»94. Вне сомнения потому, что корабельный лес, смола, вар, канаты, все эти драгоценные морские товары (naval stores) поступали к ним прямо из стран Балтийского моря, включая и мачты, доставлявшиеся специальными кораблями95. Но также и потому, что они использовали самую новейшую технику (механические пилы, мачтоподъемные машины, изготовление взаимозаменяемых запасных частей) и опытных мастеров и рабочих. Настолько, что знаменитые саардам-ские верфи около Амстердама могли взять обязательство, «при условии, что они будут предуведомлены за два месяца, строить каждую неделю остальной части года военный корабль, готовый для подъема такелажа» 9б. Добавим, что в Голландии, какую бы область деятельности мы ни взяли, кредит был легкодоступен, обилен, дешев. Ничего нет удивительного в том, что
97 Мальтийские архивы,
65-26.
»• Dermigny L. Le
Commerce й Canton...,
p. 161, note 4.
«A.N., G\ 1695, f° 52,
15 февраля 1710 г.
ю° Об этой экспедиции
см.: Dumont de
Bostaquet I. Memoires.
1968.
io" A.N., К 1348, №132,
Г 130.
юг Москва, АВПР, 50/6,
д. 537, л. 1, 12/23 января
1787 г.
очень рано голландские корабли стали экспортироваться за границу, в Венецию, Испанию и даже на Мальту для корсарских предприятий [мальтийских] рыцарей в морях Леванта97.
В дополнение к этому Амстердам стал первым рынком Европы для кораблей, приобретаемых по случаю. Ваш корабль потерпел крушение у берегов Голландии — в течение нескольких дней вы можете купить другой и погрузиться на него со своей командой, не теряя времени: посредники даже обеспечат вас грузом. Но зато, если вы приедете сушей для такой покупки, то вам лучше привести своих матросов с собой. Потому что в Соединенных Провинциях в транспортных делах человек был единственным, чего не хватало.
Однако от него, от этого человека, не требовалось быть опытным моряком. Достаточно, чтобы были замещены руководящие посты. А с прочим справится какой угодно новобранец. Национальной вербовки, активно проводившейся вплоть до деревень внутри страны, было недостаточно. Так же как было ее недостаточно в Венеции и затем в Англии. Значит, иностранец предлагал свои услуги либо их добивались от него насильственным путем. «Ходокам в Голландию», приходившим работать киркой, лопатой или серпом, случалось оказываться на палубе корабля. В 1667 г. на службе Соединенных Провинций будто бы состояло 3 тыс. шотландских и английских моряков98, а по данным одного французского письма, проводившееся Кольбером снаряжение кораблей якобы привело к репатриации во Францию 30 тыс. моряков, пребывавших главным образом на службе у Голландии99.
Достоверность этих цифр не гарантирована, но ясно, что Голландия могла взвалить на себя перевозки по морям мира лишь в той мере, в какой она получала от несчастной Европы необходимую дополнительную рабочую силу. А эта рабочая сила рада была примчаться на зов. В 1688 г., когда Вильгельм Оранский готовился отправиться в Англию, чтобы изгнать оттуда Якова II, команды того флота, что проскочит под носом у кораблей Людовика XIV, были набраны с известной легкостью: стоило только увеличить плату при вербовке 10°. Короче говоря, то была не «вялость» Европы101, но нищета ее, позволившая голландцам «заложить начало» своей Республики. Еще в XVIII в. нехватка команд, столь острая в Англии, все еще ощущалась в Голландии. Когда во времена Екатерины II русские корабли останавливались в Амстердаме, некоторые из их матросов выбирали свободу; голландские вербовщики хватали их «на лету», и несчастные в один прекрасный день, оказывались на Антильских островах или на Дальнем Востоке, жалобно умоляя вернуть их на родину102.
ИМЕЛОСЬ ЛИ «ГОСУДАРСТВО» СОЕДИНЕННЫХ ПРОВИНЦИЙ?
Правительство в Гааге слыло слабым, непрочным. Из чего следовало бы заключить, что незначительный политический аппарат благоприятствовал подвигам капитализма, даже был
М i
Старинные экономики с доминирующим городским центром: Амстердам
Соединенные Провинции у себя дома
103 Klein P.W. Dutch
Capitalism and the
European World
Economy. — Collogue
franco-hollatidais, 1976
(машинописный текст),
p.l.
104 Jeannin P. Les
Interdependances
economiques dans le champ
d'action europeen des
Hollandais {XVI'—XVIII'
siicles). — Colloque
franco-hollandais, 1976
(машинописный текст),
p. 76.
105 Sousa Coutinho F., de.
Correspondence
diplornatica... durante a sua
embaixada en Holanda. -
1920—1926, II, 227,
2 Janeiro 1648: «...que como he de tantas cabecas e de tantos juizos differentes, poucas vezes se acordao todos inda pera aquillo que milhor Ihes esta».
m«Turgot A.R.J. (Euvres completes, I, p. 373.
107 Т.е. осуществлял
верховный контроль.
108 A.N., К 1349, f° 11.
109 Цит. по: Boxer С. The
Dutch Seaborne Empire,
p. 13.
их условием. Не доходя до такого заключения, историки охотно бы подтвердили суждение П. В. Клейна103, а именно что относительно Соединенных Провинций едва ли можно говорить «о чем-то, что было бы государством». Пьер Жаннэн104, не столь категоричный, довольствовался утверждением, что голландское процветание практически ничем не было обязано «государству, мало способному на вмешательство». Не иначе думали и современники. По словам Созы Котинью, португальского посланника, который весной 1647 г. вел в Гааге переговоры и пытался подкупить тех, кого можно, это правительство «было правлением стольких различных голов и умов, что его представители редко могли сойтись на том, что для них лучше» 105. Тюрго около 1753—1754 гг. говорил о «Голландии, Генуе и Венеции, где государство немощно и бедно, хотя частные лица богаты» 106. Суждение это, верное (да и то с оговорками) для Венеции XVIII в., явно несправедливо для города, господствовавшего в XV в.; ну а для Голландии?
Ответ будет зависеть от того, что понимать под правительством или под государством. Если, как это слишком часто случается, не рассматривают совместно государство и социальную базу, которая его поддерживает, то рискуют прийти к ошибочным суждениям о нем. Это правда, что учреждения Соединенных Провинций были архаизирующими; по своим корням они были довольно старым наследием. Правда, что семь провинций считали себя суверенными, что вдобавок они разделялись на крохотные городские республики. Правда и то, что центральные институты — Государственный совет, Raad van Staat (который был, «собственно говоря, главным надзирателем 107 всех дел Республики» 108, своего рода исполнительной властью или, лучше сказать, министерством финансов), и Генеральные штаты, которые тоже заседали в Гааге и были постоянным представительством послов провинций, — правда, что эти институты в принципе не имели никакой реальной власти. Любое важное решение должно было направляться провинциальным штатам и единодушно ими одобряться. Принимая во внимание расхождение интересов между провинциями, и в особенности между провинциями приморскими и провинциями внутренними, система эта была постоянным источником конфликтов. Это не Соединенные Провинции, а Разъединенные, утверждал У. Темпл в 1672 г.109
Эти внутренние столкновения и конфликты выражались на правительственном уровне в непрерывной борьбе между Голландией, которая использовала свою финансовую власть, чтобы навязать свое лидерство, и принцами Оранского дома, которые «правили» в качестве статхаудеров пятью провинциями из семи, председательствовали в Государственном совете и командовали морскими и сухопутными вооруженными силами, нося звание и выполняя функции адмирала и генерал-капитана Республики. Провинция Голландия, представленная своим великим пенсионарием, секретарем Государственного совета, всегда поддерживала суверенитет и вольность провинций, ибо, если центральная власть была слаба, Голландии легче было навязать свою волю благодаря громадному экономическому пре-