Представления детей о смерти и умирании с возрастом меняются, и в разном возрасте они по-разному реагируют на утрату. У младших де-тей возможна регрессия, то есть они могут вести себя, как младенцы, или станут капризными и не-послушными. Они могут быть очень пассивными или вести себя так, словно ничего не произошло. Как и взрослые, дети могут чувствовать вину, гнев, тревогу или переживать депрессию. У них могут появиться физические симптомы, такие как головная боль или боли в животе. Дети пережива-ют горе гораздо дольше, чем кажется взрослым. Они заново переживают утрату на разных стадиях развития, когда значение утраты может для них меняться.
Поддержка детей
n При возможности, ухаживайте за детьми в домашних условиях.
n Даже больные дети должны играть.
n Пока возможно, дети должны продолжать школьные занятия.
n Вовлекайте детей в жизнь семьи и сообщества.
n Оставьте место для духовной поддержки.
n Признайте различные реакции на утрату.
n Давайте им больше любви и уделяйте им больше внимания.
Эмоциональная поддержка членов семьи
Уход за больным ребенком требует больших усилий, особенно когда вы знаете, что ребенок не поправится. Важно ценить и признавать труд членов семьи и относиться к ним как к партнерам, которые вместе с нами ухаживают за ребенком.
Фотография АНПО «АСЕТ». Детское отделение противотуберкулезного диспасера
Родным братьям и сестрам может быть тяжело оттого, что столько времени и без того скудных ресурсов отдается их брату или сестре, поэто-му мы можем поощрять их к участию в уходе за больным ребенком и показывать, что мы высоко ценим их вклад. При этом мы должны давать им время играть с их друзьями.
|
Поддержка членов семьи
n Оцените по достоинству их тяжкий труд и похвалите их за то, что они все так хорошо делают.
n Избегайте упреков в их адрес, если уход не очень хороший – поймите их трудности и попробуйте найти путь улучшения ухода за ребенком.
n Привлекайте их к участию в принятии решений.
n Поощряйте их к тому, чтобы они распределяли работу по уходу за ребенком и обращались за помощью к членам их сообщества – ведь все время от времени нуждаются в отдыхе.
n Не забывайте уделять внимание братьям и сестрам ребенка.
Боль у детей
Оценка боли у детей может оказаться непростым делом. Совсем маленький ребенок не способен сказать, что он чувствует; страх и тревога тоже могут препятствовать разговору. Родители и те, кто ухаживает за ребенком, могут недооценивать или переоценивать боль. Работая с детьми, нам нужно освоить дополнительные навыки. Хорошая новость заключается в том, что самый главный навык прост – это внимательное и заботливое наблюдение. Даже если дети не в состоянии рас-сказать нам о своей боли, они выражают ее своим поведением.
Признаки боли у ребенка
n Плач и страдальческое выражение лица (можно спутать с признаками тревоги).
n Отказ от движения.
n Отказ от еды.
n Плохая концентрация.
n Раздражительность или беспокойство.
n Нарушенный сон.
n Учащенное дыхание или учащенный пульс.
Очень полезно понаблюдать за ребенком во вре-мя разговора с его матерью, или играя с ним, то есть когда он не осознает, что вы за ним наблюда-ете, и не беспокоится о том, что вы собираетесь с ним делать.
|
n Слушайте ребенка.
n Слушайте тех, кто ухаживает за ним.
n Наблюдайте за ребенком, чтобы видеть все своими глазами.
С детьми постарше можно использовать простую оценку боли в баллах: они могут показать степень испытываемой боли на пальцах (по числу подня-тых пальцев), или указывая на одну из картинок, где изображены лица с улыбкой, печальным и страдальческим выражением (см. рис. 2).
Принципы обезболивания такие же, как и для взрослых: перорально, по часам, ступенчатый переход от ненаркотических анальгетиков к опиоидам. При оказании помощи детям особенно важно избегать инъекций; для некоторых препа-ратов целесообразным может быть ректальный путь введения. Дозы препаратов приведены в табл. 16. Избегайте назначать детям аспирин (он может вызвать потенциально смертельное забо-левание печени, синдром Рейе), другие же НПВП (например: ибупрофен, диклофенак) и парацета-мол могут быть весьма полезны.
Помимо медикаментозной терапии, существуют
и другие способы облегчения боли, которые мы можем использовать сами и обучать им членов семьи и лиц, ухаживающих за ребенком. Мы можем показать им, что «всегда можно что-то сделать», чтобы помочь ребенку.