n Сделайте так, чтобы дети чувствовали себя в безопасности – не оставляйте ихнаедине с их болью.
n Держите детей в знакомом окружении –если только возможно, ухаживайте за детьми в домашних условиях или убеждайте близких родственников находиться с ними в больнице и приносить любимые игрушки или домаш-нюю еду.
n Покажите им, что вы их цените – слушайтеих и показывайте, что считаете их потребно-сти важными.
n Используйте прикосновение – обнимайте,берите на руки, делайте массаж.
n Кормление – никогда не заставляйте есть,но часто может быть полезна легкая закуска.
n Тепло или холод – например, приложитьвлажную ткань.
n Играйте с детьми – отвлекающая игра мо-жет быть хорошим лекарством для детей.
n Используйте музыку и рассказы.
Симптоматическое лечение
Оценке симптомов у детей следует уделять большое внимание, так как они не всегда могут объяснить, что их беспокоит, а родители могут упустить какие-то признаки, свидетельствующие
о симптоме. Наблюдение и осмотр чрезвычайно важны. Всегда полезно проверить:
n Полость рта.
n Состояние всего кожного покрова, включая участки тела под подгузником или пеленками и кожу головы.
n Уши – важен наружный осмотр, при возмож-ности используйте отоскоп.
n Нет ли припухлости лимфатических узлов
n Ладони и конъюнктива - нет ли признаков анемии.
n Нет ли признаков нарушения дыхания (уча-щенное дыхание, увеличенная амплитуда движения ребер, раздувающиеся ноздри).
n Нет ли признаков обезвоживания (сухой язык, снижение тургора кожи (пониженная упру-гость кожи), запавшие глаза).
Принципы симптоматического лечения для детей те же, что и для взрослых:
|
n Лечить то, что поддается лечению.
n Уход за пациентом.
n Назначение паллиативных лекарственных препаратов.
В главе 5 описаны методы лечения конкретных симптомов; см. табл. 16, в которой приведены дозы для детей.
Общие проблемы у детей
Питание
n Для больных детей хорошее питание имеет большое значение; при возможности, давай-те пищевые добавки
n Предлагайте разнообразную еду, чтобы по-нять, что ребенок будет есть.
n Кормите малыми порциями и часто.
n Воспаление в полости рта – частая, поддаю-щаяся лечению причина того, что ребенок плохо ест (см. с. 40).
n Если ребенку очень плохо, объясните тем, кто ухаживает за ним, что ребенку не нужно много есть (см. с. 39) и нельзя заставлять его есть.
Кожные проблемы
n Некоторые кожные проблемы поддаются ле-чению (например: чесотка, стригущий лишай)
– см. с 33.
n Генерализованная сыпь часто вызвана вирус-ной инфекцией и купируется самопроизволь-но.
n Следите за реакцией на лекарственные пре-параты.
n Если у ребенка зуд, следите за тем, чтобы его ногти были коротко острижены.
n В случае раздражения кожи от пеленок или подгузников, при возможности, снимите их и дайте коже дышать; используйте защитный крем (например: цинковую мазь или вазе-лин).
Инфекции верхних дыхательных путей (ИВДП)
n ИВДП с насморком и повышением темпера-туры часто встречаются у детей.
n Избегайте антибиотиков, так как они не по-могут.
n Лечите ИВДП парацетамолом и обильным питьем.
n Следите за признаками нарушения дыхания (см. выше), которые, в свою очередь, могут указывать на легочную инфекцию, и тогда по-надобятся антибиотики (следуйте националь-ным рекомендациям).
|
Выделения из ушей
n Острый средний отит (инфекция менее 14 дней) следует лечить антибиотиками (амок-сициллин, при отсутствии эффекта заменить на ко-амоксиклав).
n Хронический средний гнойный отит – это часто встречающаяся и сложная проблема у детей с иммуносупрессией. Основное ле-чение – чистить уши сухим кусочком ткани, намотанной на палец. Не пользуйтесь ватны-ми палочками. Можно закапывать антибиотик (капли), но курсы антибиотиков, принимае-мых перорально, неэффективны.
Фотография АНПО «АСЕТ». Детское отделение противотуберкулезного диспасера
Желудочно-кишечные симптомы
n Острый гастроэнтерит лечить только с помо-щью регидратации.
n В случае хронической диареи или рвоты (для-щейся более двух недель) назначайте анти-диарейные и противорвотные препараты.
n Запор часто встречается у детей с невроло-гическими нарушениями и у детей, прини-мающих опиоиды.