n Лечите то, что поддается лечению.
n Уход за ребенком.
n Назначение паллиативных лекарственных препаратов.
n Важность физикального обследования.
n Подумайте о питании и гидратации.
n Поощряйте к соблюдению правил гигиены.
Глава 6: Вы можете помочь детям и членам их семьи
«Ребенок моего соседа – это и мой ребенок».
Африканская пословица
Больные дети – это самые уязвимые люди на зем-ле. Зачастую они не способны сформулировать свои потребности и полностью зависят от тех, кто ухаживает за ними, кто помогает им. Если эти помощники заняты, больны или отсутствуют, по-требности детей остаются неудовлетворенными или вовсе незамеченными. Мнением детей за-частую пренебрегают, если его вообще спраши-вают, однако дети гораздо больше знают о своей ситуации, чем нам кажется.
Хотя принципы оказания паллиативной помощи детям те же, что и в отношении взрослых (целост-ный подход, пациент-ориентированная помощь, направленная на поддержание качества жизни), нужно помнить, что у детей есть особые потреб-ности, которые следует учитывать.
Один из примеров – разговор о ВИЧ. Детям часто рассказывают об этом в школе, они могут слышать об этом по радио и замечать плакаты в поликлинике, но с ними, возможно, не говорят об этом, когда ВИЧ поражает их и их семью. Иногда правильнее мягко выступить против убеждения, что детям нельзя сообщать такие вещи, которые могут вызвать их беспокойство.
n Дети – это не просто маленькие взрослые; у них есть свои особые потребности.
n Дети тоже люди – у них есть мнения, которые нужно выслушать, и они могут делать выбор. Как правило, дети знают гораздо больше, чем мы думаем, и зачастую они более способны, чем нам кажется.
|
Беседа с детьми
Во многих культурах считается, что детей можно видеть, но их не должно быть слышно. Их участие
в серьезных разговорах о таких вещах, как бо-лезнь и смерть, не предполагается. Бывает труд-но решить, как много можно рассказать детям разного возраста об их болезни или о болезни кого-то из членов семьи. Нам следует помнить, что дети зачастую знают гораздо больше, чем мы думаем, потому что они способны почувствовать тревогу окружающих и могут случайно услышать разговоры взрослых. И они видят, как болезнь влияет на жизнь других семей.
Фотография АНПО «АСЕТ». Детское отделение противотуберкулезного диспасера
n Правда может принести им облегчение, даже если она так же тяжела, как и их тайные страхи.
n Разговор с детьми помогает им выразить свои страхи, свою печаль и задать вопросы.
n Знание правды дает им возможность делать выбор.
Мы не можем оградить детей от тяжелых переживаний, но мы можем оказать им поддержку в их горе.
Общение
Есть много данных, свидетельствующих о том, что дети и члены семьи лучше справляются с бедой, если в их отношениях больше открытости, неже-ли скрытности. В разговорах с детьми нам нуж-но уважать мнения их родителей или опекунов, поэтому нам важно уделить время и рассказать членам семьи о том, как важна правдивость, и объяснить им права ребенка.
Многие навыки общения с детьми и взрослыми одинаковы, но в общении с детьми есть свои осо-бенности.
Общие правила общения
|
n Относитесь к пациенту с уважением, будьте вежливы. Если ребенок достаточно взрослый, чтобы понимать, о чем вы говорите, обра-щайтесь не только к родителям, но и к ребен-ку.
n Ведите диалог с ребенком, а не просто свой монолог. Разговаривайте с ребенком, а не о нем.
n Устройтесь так, чтобы быть на одном уровне с ребенком – вы можете сесть рядом с ним на пол или встать на колени рядом с кроватью.
n Не перебивайте, проявите терпение.
n Избегайте слов, которые дети могут не понять; это может зависеть от возраста ре-бенка.
n Заверьте детей, что они имеют право зада-вать вопросы.
n Никогда не преподносите слишком много информации.
n Никогда не лгите, потому что ложь разрушает доверие.