Каратыгин Михаил Савич - 1856 г.р., окончил Белозерское духовное училище в 1873 году, Новгородскую духовную семинарию в 1880 году по второму разряду. 6 глава




Вспоминается случай, когда мы с братом пришли на реку Колпь и там встретили мужчину и женщину, которые предложили нам вытащить из воды камень. Нам пришлось зайти в воду и долго возиться с тем камнем, чтобы его подтащить хотя бы ближе к берегу. Верхушка камня стала видна для купающихся, но дальше, как мы не старались, сдвинуть его с места не смогли…

Имя «Петр» переводится, как «камень». Митрополит Петр первый из Киевских святителей избрал Москву местом своего пребывания и погребения. С детских лет он стал на камени самого глубокого, сердечного исповедания Христа. Его также можно сравнить с камнем послушания Богу, который не под силу никаким враждебным силам. В годы страшного золотоордынского ига Святитель Петр склонял русских князей к миролюбию и старался прекратить всякую вражду между ними. Не имея средств и сил избавить народ от ненавистного ига чужаков, он всячески заботился о Святой Церкви и правах духовенства, подготавливая таким образом желанное освобождение.

Весьма интересно, что второй Святитель Московский, Митрополит Киевский и Владимирский Алексий станет небесным покровителем моего родного брата. Ведь небесное вечное духовное родство гораздо важнее земного временного плотского. Послушание Богу и святым всем соделывает вечную пользу и благо к спасению души.

А еще – 3 января 1936 года Россию и миру был явлен великий поэт-мученик Николай Михайлович Рубцов. И книга «Крестовая деревня», несомненно, посвящается светлой памяти убитого в ночь на Святое Рождество 1971 года Божьего ратника.

 

ОСВЯЩЕНИЕ

 

Можно только представить, как в 1906 году в далекой вологодской деревне Капчино проходило торжественное освящение нового благолепного деревянного храма во славу Великомученицы Параскевы Пятницы (память 28 октября) вместо давно сгоревшей: … Владыка Иннокентий, стоя перед святыми мощами, от лица Его Самого — Царя славы взывает к закрытым вратам нового храма: «Возьмите врата, князи, ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Из закрытого храма, как из глубины неба, тихо вопрошает голос: «Кто есть сей Царь славы?» (словами 23 псалма Церковь внушает, что храм Божиий есть небо на земле и шествие в храм есть образ восшествия Царя и с Ним верных в самое небо). Протодиакон говорит: «Господу помолимся», певчие отвечают: «Господи, помилуй». Архиерей торжественно читает молитву «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа», в которой просит, чтобы Господь утвердил освященный храм непоколебимым до скончания века, а затем читает тайную молитву входа: «Владыко, Господи Боже наш», которая читается при входе с Евангелием на Литургии. Взяв дискос со святыми мощами, Архиерей творит им крест пред вратами храма, и в ответ вопрошающим: «Кто есть сей Царь славы?» — громко восклицает: «Господь сил, той есть Царь славы». Эти же слова поют певчие. Врата храма отворяются и Владыка, подняв дискос с мощами на главу свою, направляется вместе со священнослужителями в алтарь, где и поставляет мощи на святой престол. После поклонения им и каждения пред ними он помазует их святым миром в знак тесного соединения мучеников со Христом — истинным Миром, потом влагает их в антиминс, в особый малый ковчежец, как во гроб. Ковчежец заливается благовонной мастикой и ставится под срединой престола на столбец, как основание (потому что мощи и в самом деле есть основание, и без них не могут совершаться священнодействия Литургии). Вложение мощей в антиминс и поставление под престол совершается в соответствии со словами Иоанна Богослова, который в откровении на небесах видел перед лицом Божиим алтарь и под ним «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Апок. 6, 9). Таким образом, святые, будучи участниками Смерти Спасителя, делаются и участниками славы Господа (Рим. 6, 5). Святая Церковь на земле повторяет это небесное ведение. Таинственный обряд храмоосвящения оканчивается двумя коленопреклоненными молитвами, в первой из которых святитель просит о создателях храма, обращаясь с молитвенным призывом к Богу, чтобы по молитвам мучеников Он даровал нам спасение. Во второй молитве, в которой, как и в первой, присутствующий народ вместе с архиереем преклоняет колена пред Господом, содержатся прошения о даровании побед, мира, единомыслия священникам, спасения и оставления грехов благочестивым строителям храма.

Среди собравшихся наверняка были и наши прадедушка Василий и прабабушка Ульяна, восьмилетняя бабушка Клавдия и ее будущий первый и второй мужья – Севастьян (от греч. «высокочтимый, священный») и Максим, многочисленные Устиновы, Колпины, Карасевы… Особенно радостным выглядел отец Михаил, заботами и трудами которого и был выстроен новый храм. Возле него он и упокоится в 1916 году. Храм при советской власти разберут для постройки детских яслей, но их не будет, потому что уже не будет столько детей, как раньше… Владыку Иннокентия (Пустынского), впоследствии новообленческого архиепископа Курского (1922-1923г.г.) и митрополита Киевского и Галицкого расстреляют в 1937 году. Многие из здесь собравшихся на чин освящения церкви примут муки лихолетья ХХ века и будут ввергнуты в омут мировых войн, революций, гражданской бойни, сталинских репрессий, бесправных колхозных лагерей, нескончаемых реформ… Но скончаются капчинцы вовсе не для того, чтобы быть истребленными с лица земли, но для нетления, чтобы «путем страданий» придти «к великой славе» (преподобный Серафим Саровский).

 

ТРУДОВАЯ КНИЖКА БАБУШКИ

 

«Ни у кого из женщин в нашей деревне Капчино столько не поработано было в колхозе, как у нашей матери Клавдии Васильевны Карасевой», - вспоминает мама. Открываю сохранившуюся трудовую книжку бабушки Клавдии. В ней вот такие лаконичные записи: «Общий трудовой стаж до преобразования колхоза «Победа» в совхоз «Авангард» составляет 24 года 7 дней – с 1\01 1939г. по 1\01 1959г., с 1\01 1965г. по 1\01 1969г. С 1959 по 1964 годы не выработан минимум трудодней по старости, но участие в работе принимала. Уволена с связи с выходом на пенсию в марте 1972 года». «Билась» бабушка в колхозе до 72 лет!

 

ДЕРЕВНЯ ЗАИРАП В 1912 ГОДУ

 

Родовая деревня нашей прабабушки Ульяны Агаповны – Заэрап (ранее Заирап) в 1912 году представляла собой 135 жилых строений! Всего жителей в ней было 424! Мужчин – 215, а женщин – 209. Стоит на ручье Ирап. До железной дороги – 12 километров. До волостного правления (д.Бор) – 4 километра. До ближайшей церкви – 2 километра. Имеются частичные мелкие лавки. Основное занятие жителей – земледелие, подсобное – лесные заработки. В «примечании» указано, что в Заирапе была часовня.

Осталось сказать, что в годы советского правления в деревне Заэрап был сельский совет. Сейчас это одна из многих вымирающих деревень России.

 

РАССКАЗ ПАЛОМНИКА

 

«Автобус остановился неподалеку от источника преподобного Серафима Саровского. Нас встретила простая деревенская изба и такая же деревянная часовня у самой кромки воды. Пришла мысль: «Тут живет святой Серафим. Вот его келья, здесь он молится, встречает, исцеляет, утешает, вразумляет и все тут его – Серафимово!».. И еще одна мысль пришла на сердце: «Вот эта Деревянная Русь гораздо древнее каменной и от нее гораздо уютнее и теплее… Совсем как в Капчино или у Маши в деревне».

Пока у источника готовились к молебну, я, производя съемку на видеокамеру, оказался в лесу. Мне вдруг захотелось испытать и понять, как святой подвижник подвизался в лесных дебрях. Отец Серафим и лес были чем-то неотделимым друг от друга, потому что на память приходил дремучий Саровский лес, избушки-пустыньки святого, медведь, источники и многое другое. Согбенный старец в обычных лаптях, с палочкой-посохом в руке и в своем знаменитом балахончике, идущий по лесной дорожке, все не выходил из головы. Но тут же на сердце пришло и другое: «Как же можно годами жить в лесу и подвизаться в затворе?» И от одного представления такого подвига становилось не по себе… Вот сейчас еще день, а наступит ночь в лесу – одна, вторая, третья… Лес и подвижник… Святой молится на камне… Молится только на камне более 1000 дней и ночей!... Вот сейчас взять и опустится на колени, сколько простоишь на пригретой солнышком земле? Сколько минут?!... Сюда, в глубь леса, не доносятся никакие голоса. Высокий, как в родной Вологде лес стоит недвижно, непоколебимо, опустив вниз широкие длани своих размашистых рук-ветвей. Тихо как…

Но вот снова источник, голоса окунающихся в источнике одних паломников и пение вновь прибывших почитателей батюшки Серафима: «Радуйся, преподобне отче Серафиме, Саровский чудотворче»…

Потом были огородные хлопоты. Меня просят принести земли из леса и показывают, откуда именно надо брать землю, прибавляя тихо: «Ради Серафима»… С ведром и лопатой иду в ближний лес за источником с осознанием важности этой простой работы и пониманием того, что именно здесь в этом святом месте и нужна хоть маленькая да частичка и твоего посильного труда. Чего скрывать, грешим-то мы с охотой, а трудимся не всегда с желанием, тем более ради Бога… Принимаюсь копать землю и тут же множество комаров окружили меня со всех сторон и до того донимают, что хоть бросай все и беги… И опять в сердце пришло: «А как же подвизался святой Серафим в диком лесу, работал, молился в таких условиях и еще в более худших, когда не могу терпеть малейшего – укусов комариных?» Вразумительного ответа не было… С облегчением вырываюсь на свет от готовых меня «съесть» комаров и несу полное ведро земли на огород к источнику. И снова пришло на память, что и по всему виду своему и образу жизни святой Серафим был в высшей степени русским к р е с т янином, то есть всего себя посвятившем подвигу крестоношения. Он стал выразителем лучших чаяний русского крестьянского народа, который в ХХ веке в России примет на себя основной удар безбожных и антиправославных репрессий и гонений. И Крестьянская Русь выстоит! Православная Россия встретит безбожие и поборет его силой Животворящего Креста Господня. Не зря, значит, мучились наши деды и бабушки в том же самом Капчино и в любой самой глухой деревушке, конечно, не забытой ни Богом, ни Пресвятой Богородицей, ни святыми угодниками Божиими, ибо все те, кто грех не признал за истину и остался верен Святой Троице, не останутся без воздаяния, если не на земле, то на Небе.

…Между тем, день стоял самый что ни на есть предивнейший. Солнце пригревало замедленно ласково и вся картина святого источника с избой и часовней вызывала тихую радость, умиротворение, покой, как будто тебя вселили в совершенно родное, давно обжитое место. При погружении в источник, возникла и не покидала уверенность в том, что этому и надлежит непременно быть, что без омовения с верой в источнике нельзя являться в Дивеево и вообще нельзя без чистоты ничего достигнуть стоящего, настоящего, радостного. И как же не порадоваться сердцу, когда оно услышит из уст других паломников дивную историю о том, как некие благочестивые посетители сего необыкновенного святого места узрели своими глазами на крыше часовни не кого-нибудь, а… самого святого батюшку Серафима! Святость везде, где хочет, и является, и дышит, и помогает, и выручает, и спасает. И в далеком отсюда Капчино верующий в Отца и Сына и Святого Духа может призвать на помощь Батюшку Серафима, и он ему поможет: «Сокровище мое, слышу тебя, все будет хорошо, грядет помощь, потерпи и благодари Бога за все».

 

РАДИ ХРИСТА

 

Наша бабушка Клавдия потеряла двух мужей и двоих детей от первого любимого мужа Севастиана. Троих детей и внука Алешу (а приезжали на лето и другие внуки – Костя, Дима и внучка – Татьяна) дважды вдова растила одна в деревне при колхозном строе. Однажды на вдову Клавдию донесли участковому, что та самовольно, без разрешения властей скосила охапку сена. Коровы гуляли на краю болота, травы мало, а в луке, где земля была получше, тогда колхозники пахали и сеяли. Злоба была, что живет беднота и не тужит. В то довоенное время за такое самоуправство могли дать на полную катушку. Жена милиционера на станции Уйта уговорила мужа разорвать донос: «Что ты, грех на душу брать, вдова бьется с тремя детьми на руках». По милости Божией и не без добрых людей все обошлось.

Но мать вспоминает еще один случай, на первый взгляд забавный, а, по сути, весьма наглядно характеризующий русский христианский характер: «Приходят к нашей Клавдии и просят тесу, зная, что он есть у нее. Та, мол, не дам и все тут, самой нужен. Ей и говорят: «Так дай, Клавдия, Христа ради». Она и отвечает: «Ну, если ради Христа, то бери».

Так и в то советское время простые верующие крестьяне старались жить и работать не просто так, а ради Христа. Родная сестра Татьяна вспоминала, что Клавдия поздно уже, в темноте становилась на колени посреди избы перед иконами и молилась, босые пятки были видны. Ложится на печку и так заохает, что страшно становилась: «Ой, тошнехонько! Ой, тошнехонько!»… а, вдруг, бабушка не встанет. Но та спозаранку снова молилась и бежала на работу. Упокой ее душеньку, Господи.

 

ТЕТЯ ЛИНА

 

Лина Максимовна Устинова – это моя родная тетя. Она родилась 10 октября 1922 года и скончалась 19 мая 2009 года. Примечателен факт, что она и священник Капчинского прихода отец Михаил скончались на празднование Святителя Николая Угодника. Жизнь тети Лины из крестовой вологодской деревни Капчино (построена в виде креста) стала узким, тесным и крестным путем по временной земной юдоли.

Когда подошло по возрасту идти в колхоз, Лину решили отдать родственникам в Ленинград. Лишь бы где, но не в колхозе – денег не платят, налогами душат до 60-летнего возраста, паспортов не дают… «Хуже крепостного права», - говаривала наша прабабушка Ульяна Агаповна Карасева, родившаяся в 1861 году, то есть как раз в году отмены крепостной зависимости крестьян от помещиков. Я еще застал то время, когда бригадир с утра, спозаранку громко барабанил бабушке в окно – начинался новый колхозный день. Устроилась Лина стрелочником на железной дороге в Портовой. Но тут грянула война…

Многие подробности нахождения Лины в первой блокадной зиме остались неизвестными. Лина была боевая, фартовая, если говорить по-деревенски. Это помогло ей выжить и спастись. Сама она очень скупо говорила об очередях за хлебом (пайка 200 гр.); возили умерших; ходили на Неву за водой. Рассказывала еще, что, если кто по слабости или неосторожности терял хлеб, то он уже к владельцу не возвращался…

Однажды Лине удалось заполучить спирт, и она бутылку спирта отдала шоферу, возившему эвакуированных по льду Ладожского озера. Ехала на авось без пайка, что в то время означало верную смерть. Но мир не без добрых людей и в войну. В пути следования кто, чем мог - очистками картофельными или как пришлось, подкармливали Лину, чтоб хотя бы душа держалась в теле.

Когда Лиина приехала в деревню, то все ходили смотреть на ходячий человеческий скелет… Заботились и советовали кормить осторожно, чтобы не было хуже. Не успела Лина придти в себя, как пришла повестка: работать в городе Бабаево кочегаром на паровозе. «Когда я приехала в Бабаево, - рассказывала мама, - то моя сестра Лина уже работала помощником машиниста паровоза, и мы вместе ездили по железной дороге. Интересно ехать – кочегар подает с тендера метровые деревянные баланы (угля в войну не было), а помощник машиниста открывает топку. Кинуть надо было, как можно дальше. Однажды не хватило баланов, пришлось останавливаться, пилить лес и так вышли из положения».

После войны Лина вышла замуж за вернувшегося в деревню с фронта Садофия. Он был десантником. У него на глазах убили товарища из деревни, а его самого укрыло от немцев поле ржи. Нервным был Садофий, а в подпитии неуправляемым. В общем, хватила лиха Лина. Выросли трое детей – два сына и дочь. Дочери с внучкой уже нет в живых. Но тетя Лина на жизнь не жалуется. Она простой, добрый и ясный человек; трудолюбивая русская женщина, мирная, приветливая, смиренно сносящая все тяготы.

Скончалась тетя Лина в доме престарелых села Хохлово Кадуйского района Вологодской области… Зимой в опустевшей деревне почти никто не живет, совхоз распался и только летом окрестности некогда большой, многолюдной деревни Капчино оглашаются голосами приезжих дачников. Некоторые из них – потомки своих деревенских тружеников. А, значит, остается и надежда, что деревня Капчино рано или поздно восстановится в прежнем трудовом виде, а новые ее жители станут молиться в заново отстроенной церкви во имя Успения Божией Матери с приделом великомученице Параскевы Пятницы.

А в селе Хохлово не так давно открылся домовой храм во имя преподобного Серафима Саровского, всея Руси Чудотворца.

 

ДЕРЕВНЯ БОР В 1912 ГОДУ

 

Наша прабабушка Мария, скончавшаяся в первый год блокады Ленинграда, но не от голода, родом была из деревни Бор. «Список населенных мест Новгородской губернии» дает следующую скупую информацию о деревне Бор: «Всего жилых строений – 54. Всего жителей – 192 (мужчин – 103 жен. – 89). В деревне располагается волостное правление. Деревня расположена на речке Кутол. Имеется часовня. В деревне был землемер, своя казенная винная лавка».

 

ЛАПТИ

 

«В деревне нашей Капчино старики умели плести лапти», - живо вспоминает мама. И после некоторой паузы продолжает: «Лапти плели из бересты. Спереди и сзади загибали, продевали для прочности крест-накрест длинной ложкой с тупым концом и обрезали все лишнее, чтобы ничего не торчало. Но как плотно не подгоняй, все-таки вода проходила. В болото, известно дело, в лаптях не пойдешь Их носили там, где было посуше. Назади лаптей делали оборы – веревочки. Если просто ногу сунуть в новый лапоть, то в неотрепанной обувке жестко будет ноге. Почему в народе и говорят: «Жизнь треплет человека, как лапоть», имея ввиду, что, как после отрепки лапоть становится полезным и пригодным для носки, так и человек, прошедший неизбежные испытания и скорби, становится опытным и знающим, что почем».

Тут мне пришла на память и другая народная мудрость – «За одного битого двух небитых дают». Весьма интересно и поучительно святое наставление преподобного Серафима Саровского – «Монах только тот монах, кто как лапоть всеми будет отбит и отрепан!» И это изречение относиться равно и к мирянам, поскольку Батюшка Серафим учил всех: «Без скорбей нет спасения».

Но продолжаем рассказ матери: «Для тепла и удобного ношения лаптей, в том числе новых, на ногу наматывали домотканую портянку (обычно полусукно). А вокруг портянки уже повязывали оборы. В лаптях было необычайно легко, удобно, тепло. Позже появились резиновые сапоги, но в них в жару ногам худо… Бабушка моя Ульяна Агаповна, Царствие ей Небесное, не к ночи будет помянута, долгонько носила лапти. Однажды она решила снять их на железнодорожном переезде, и ее укусила змея. Хватили горюшка-то. Шесть недель бедная лежала! Делали холодные примочки с самогоном и молились. Везти некуда: либо выживешь, либо помрешь, как Бог управит».

Слушая интересный рассказ мамы, мне представились большого размера хорошо сохранившиеся дивеевские лапти преподобного Серафима Саровского, которые сестры в Дивеево хранят, как зеницу ока.

 

МОЛИТВА БАБУШКИ

 

«У бабушки моей Ульяны Агаповны, - вспоминает мама, - в избе была любимая икона Божией Матери. Я была маленькая. Нам ведь детям что – подпрыгивать, да подскакивать. Много было чего невдомек… Но одно я хорошо запомнила – это как молилась бабушка. Выйдет босая, до середины избы не дойдет и красного угла, где икона Пресвятой Богородицы находилась, остановится и тихонько так просит, молится. Запомнила я также, что среди прочих молитв, она обязательно читала воскресную молитву «Да воскреснет Бог».

Многое с тех пор позабылось. Жизнь трудно складывалась, но молящаяся бабушка Ульяна стоит перед глазами, как живая на босу ногу перед Богородичным образом. Вспоминаю и слезы на глазах. Обыкновенная деревенская женщина, а все умела, даже роды самостоятельно принимала. Господь послал ей легкий исход. Бог прибрал во сне, на печи дома осенью 1941 года. Без бабушки жить стало намного тяжелее. В доме не было даже сухарей, ведь мы росли с двумя сестрами без батьки.

Царствие ей Небесное, рабе Божией. Молись, если можешь, там о нас грешных».

 

БАБУШКИНА ИКОНА

 

В день памяти Святых отцов VII Вселенского Собора (8 октября) восстановившего почитание святых икон, пришла на память история, услышанная из уст моей мамы Анны Максимовны: «Уже когда в нашей деревне Капчино организовался колхоз, мама моя – Клавдия Васильевна Карасева не побоялась оставить икону Божией Матери в избе. Она была невероятно трудолюбивым человеком. Я потом перебирала деревенских и анализировала: больше ее никто в деревне не работал. Одна растила троих дочерей. Ее единогласно избрали в правление колхоза. И вот однажды члены правления пришли к ней и увидели в избе икону…

На все недоуменные вопросы: «Как же так, у члена правления советского колхоза икона висит?», мама категорично отвечала, что образ не снимет, так как это икона бабушки. Так икона и осталась в нашей избе. В 30-е годы прошлого века в деревне Капчино осиротела не одна семья. Раскулачиванию подверглись даже те хозяева, которые имели неосторожность еще до колхозов обшить избу тесом. Теперь судите сами, чем могла рисковать моя бабушка, когда отказалась снять икону в своей избе… Но, видать по всему, Пресвятая Богородица хранила свою молитвеницу и труженицу, раз не поднялась карающая рука на вдову и ее детей.

Всех своих дочерей – старшую Ангелину, среднюю Анну и младшенькую Татьяну Клавдия Васильевна благословила на брак святым образом.

 

МАТЕРИНСКАЯ МОЛИТВА

 

Я читал о разных молитвенных правилах и слышал немало молитв, но приходит на память молитва моей матери. Мама признается, что молиться стала не сразу. При крещении нас с Алешей на дому бабушка напоминала ей о крестном знамении. Но что значит молитвенники в роду – обычные верующие, крестьянские жены, такие, как бабушка Ульяна и мама Клавдия, которые не переставали молиться всю жизнь! Зная их, и, благодаря им, к вере и, перво-наперво к молитве, приходят и другие. В начале 90-х годов, особенно после того, как из жизни ушел внук Сергей и стал угасать отец, мать уже была усердной молитвенницей. Об ушедших из жизни мама часто молилась со слезами. О том, что такая молитва угодна Богу есть дивное свидетельство отца, которому явился Святитель Николай Чудотворец, который спросил его о том, тяжело ли ему, и что жена его Анна молится.

Если послушать со стороны, то можно сильно удивиться простым материнским словам. После кратких вступительных молитвословий, мама начинает просить за каждого сына, дочь и сродников. При этом складывается убеждение, что она разговаривает с теми, у кого просит небесной помощи. Мама обстоятельно рассказывает, что и как у каждого в семье и какие проблемы. Тоже и с усопшими, то есть как прожили, что успели сделать, а что нет. Мама и повздыхает, и помолчит, и поплачет… Помоги же, Господи, и ей, не оставь ее в нелегкие годы глубокой старости и сподоби мирной, непостыдной кончины, Царствия Любви и Света.

 

ДЕРЕВНЯ НИЖНЯЯ В 1912 ГОДУ

 

По «Списку населенных пунктов Новгородской губернии» деревня Нижняя была одной из самых больших. Она входила в состав Капчинского Успенского прихода. Всего жилых строений в ней было 80. Жителей – 315 (муж – 152, жен. – 163). До Успенской церкви 7 километров. Была часовня и своя земская школа.

Из деревни Нижняя родом Петрова (фамилия по мужу) Анна Кирилловна. Она долгое время работала старшей операционной сестрой в Бабаевской районной больнице, в той же, что и наша мама. Супруга моя Мария училась у ней тонкостям хирургического дела. Прекрасный специалист и очень активный человек.

 

ПОКЛОН МОГИЛКАМ

 

Раньше с поезда через довольно редкий лес можно было увидеть сначала одно поле, а за ним второе, так называемое Поповское, обрамленное тихим лесом. На его окраине и находится смиренный Капчинский Успенский погост. А с дороги, ведущей от Ширьево в Капчино, через то же Поповское поле рукой было подать до дорогих сердцу могилок, и когда-то церквей-красавиц, одновременно здесь представлявших и Каменную и Деревянную Матушку-Русь. Один взгляд на могильные оградки, окрашенные чаще всего в небесный Богородичный цвет, и в сердце вливается грусть и одновременно смиренная радость от очередной встречи с родиной - мирной, святой и всегда живой. «Мы и они все почившие, уснувшие, мы все – у Матери Божией. Ибо место это – Успенская Гора – Ее, Пречистой Матери Священный алтарь. Там в тени разросшейся малины прохладно и тенисто, словно в прикровенном саду…», - такие и другие мысли приходят на пути в деревню.

Мама вспоминала, что когда приезжала в деревню, то непременно сворачивала с дороги, шла через поле, чтобы забежать на родные могилки и припасть к ним, почтив память ушедших дедушки и бабушки. Дед Василий умер, по ее подсчетам, в 1910 году. На его могилке большая сосна выросла. И дедушка, и бабушка были похоронены в середине кладбища ближе к церквям.

Сегодня все Поповское поле стало лесом, и погоста с дороги уже не видать…

 

ПРИХОД

 

Когда-то для капчинцев слово «приход» было весьма привычным словом. Ведь сразу две церкви находились всего в двух километрах от деревни! Сколько не работай, не веселись и не горюй, а приходить со всеми радостями и горестями надо, прежде всего к Богу. Когда жизнь была приходской, тогда по Божески и жили.

От приведенной ниже информации, мы с гордостью и удивлением узнаем, что один из антиминсов Успенской Капчинской церкви был выдан еще в царствование благочестивейшего русского царя- молитвенника Алексея Михайловича (величаемого в народе Тишайшим). Это был второй Государь из династии Романовых (1629-1676). Вот известные слова Православного Царя Алексея, больше всего характеризующие его незаурядную личность: «А мне грешному – здешняя честь, аки прах» и «Без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится». Как в воду смотрел православный царь наш, бесчиние, то есть жизнь не по Богу, а по установлениям человеческим и привел к разорению древнего русского поселения Капчино. Если в «Сборнике» упоминается литва, то это значит, что старинному месту под названием Капчино, как минимум три века! Ведь польско-литовские шайки напали уже на довольно развитое селение русских, наверняка подвергнув его разорению. Но что веками не могли сделать внешние явные враги России, с успехом проделали и явные, и тайные недруги Руси в 1917 году. И теперь от былой славы древнерусского Капчино не осталось ни церквей, ни жителей… Но Россия обладает одним замечательным свойством – после очередного погрома и погибели возрождаться на прежних пепелищах и гробах. Верим, так будет и в родном Капчино! Придет новая жизнь на древнюю землю наших предков, обязательно придет.

Новгородский сборник под редакцией П. Богословского (Новгород, 1865 год) так описывает приход Сухачской Успенской церкви, VII класса: «Погост более известен под названием Пятницы, по имеющейся Параскевинской церкви. Время, когда основан приход и по какому случаю, с точностью определить нельзя, хотя и были два небольшие антиминса, один на небольшом холсте простой работы, без надписи на нем, и без мощей, только один крест с изображенным св.миром, другой же антиминс на холщевом лоскутке, поболее первого, на нем писано, что он выдан в церковь при царе Алексее Михайловиче, в нем есть вшитая частица св.мощей. Дальнейшая судьба церкви неизвестна, кроме того, что сгорела деревянная, ныне же построена каменная. По неимению никаких документов, ни старожилов, помнящих что либо о приходе, кроме того, что была и литва, сказать более нечего, о бытии же литвы предание подтверждается по городку, сделанному из земли в открытом месте, на волоке, близ реки Колпи, на левом берегу ея, этот городок такой же, как и в Устюжне на устье реки Ижины – четырехугольный, по бокам на насыпной земле возвышением, как бы крепость. Местоположение ровное, высокое – песчаное по течению реки и болотистое с другой стороны. Река называется Колпью, по которой расположен почти весь приход, течет по песку, течение довольно быстрое, русло почти каждогодно изменяется, где глубоко – сажени на 3 и более, где совершенно мелко – на 0,5 аршина, особенно летом; весною разливается вода версты на две и более. По этой реке, впадающей в Суду, весною сгоняют до Рыбинска лес строевой, кокоры и дрова и лодки тихвинки с железом. Земля вообще вся совершенный песок, местами сыпун, на такой земле и растет одна уродливая сосна и вереск. Во владении священно- церковнослужителей принадлежащей церкви земли хотя и должно бы быть по плану и межевой книге 65 десятин 200 сажен: сенокосной 21 десятина 120 сажен, леса по суходолу и болоту 94 десятины 200 сажен (в 1858 году было выжжено), под селением, огородами и гуменниками 1 десят. 120 сажен, под рекою и полурекою Колпью 5 десятин 1500 сажен; а всей 189 десят. 1368 сажен, но количества этого нет; рекою отмыто в чужое владение, чем, не имея межевых книг, владеют чужие. По берегам реки по наволоку растет лес лиственный на расстоянии 1,5 и более версты в поперечник, например: черемуха, ольха, береза, ива, рябина, крушина, кой-где и дубовый кустарник. В старину росли и огромные дубы, каких теперь вымывает из берегов водою реки Колпи. Приход лежит по проселочной дороге; первая деревня в 1,5 версте, Капчино, 2-я Уйта, в 4-х верстах, 3-я Нижняя, вниз по течению реки Колки на правом берегу, на одной ровной плоскости, на песчаном грунте, 5,6,7-я на юг во мху, из которых и выезд сухим путем только в Череповецкий уезд. Трудное сообщение с городами: Устюжною, Белозерском, Тихвином и Череповцом весьма трудно, даже иногда невозможно: мхи, реки, речки, ручейки, озера и грязи препятствуют особенно весною и в дождливую осень. На содержание причта получается 150 рублей в год. Доходов же в церковь поступает в год: от продажи свеч 7 руб., от подсеяния в кошелек и кружку 19 рублей и более, а иногда менее, смотря по добычам прихожан и урожаю хлеба. В деревнях постройка довольно хорошая, избы по большой части белые. Промысел у прихожан: зимою возят бревна на сплав, а весною сгоняют в Шексну и Рыбинск. В приходском училище обучается 7 мальчиков, оно находится в доме дьячка. Обучают мальчиков: священник и дьячок. В лесах растут отличного вкуса белые грибы, иногда во множестве, боровики, маслухи, моховики, сморчки, рыжики, грузди и волнухи, из ягод: морошка, земляника, малина, черника, брусника, гоноболь, клубника, смородина черная и красная, черемуха и множество можжевельника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: