Каратыгин Михаил Савич - 1856 г.р., окончил Белозерское духовное училище в 1873 году, Новгородскую духовную семинарию в 1880 году по второму разряду. 5 глава




В деревне любили чудить, посшалевать. Мужиков мало было. Одна переоденется в мужское, на одной ноге - галоша, на другой – лапоть. Идет по деревне вечером, уже темновато. Стучит дубинкой и басит: «Откройте, милостыню подайте, а то окно разломаю». У кого поджилки слабые были, те даже боялись. Странников любили принимать, не обижали помирушников. Дед Вася Устинов всегда привечал странников… Так вот насчет деревенских чудачеств: другая по окнам заглядывала, шарилась, наводила страх на тех, кого можно. Я и сама чудила на работе в больнице. Ковер как-то на улице вывесили, а я по темени давай говорить грубым мужским голосом: «Как хорошо, что ковер-то вывесили, сейчас я его сверну». А за дверью голос испуганный: «Держи дверь, да зови скорей»… Не все работа, да работа, праздника хотелось, просто какого-то веселья, вот и чудили.

 

Сидит Ваня на диване

Ваня улыбается

Ване зубы вставили

Рот не закрывается

 

Пятьдесят первая изба – Дашенька и Ваня («Каруля») Ветровы, родной брат дяде Алеше Ветрову. Старшая Анна, жила на Уйте, красивая, свой домик, двое мальчиков, в колхозе не бились. Мария – заведующая пекарней в Кадуе, ой, боевая была. Витя – ровесник. С ним ездили за зерном на подводах в Бабаево во время войны. Дети уехали. Избу купил дядя Киря, двоюродный нам. Жена его – Ольга с Дальнего Востока, украинка. Кирилл прошел танкистом две войны – Отечественную и японскую. Дочь Люба и сын, вроде, Володей звали. Володя, говорят, и занял бабушкин дом, а Люба в Череповце. Ольга сейчас живет в доме, молоденькая была. Дом обшит, все обустроено.

Пятьдесят вторая изба – Афанасий, все звали Охоня Капчинский. Жена его Настя была не в себе, убегала, ловили. Сын Василий женился ни Лике Сусаниной. Про детей точно не знаю. Дочь Василия Лена, с ней Алексей наш дружил. Одно время семья уезжала на Мазу, а потом вернулась Охоня коров пас.

Пятьдесят третья изба – Ратниковы Василий и Александра (с Мазы была). Семеро детей: Старший Ларион без вести пропал в Великую Отечественную войну. Шура из-за этого болела десять лет и умерла. Потом Зина, Аннушка, Вера, Настя, Дина и Саша. Василий был стахановец. Анна помогала в лесу лучковкой пилить лес. Он был депутат в Москве. Первым повесил занавески в избе. Ходили смотреть на диковины. Умер от рака рано. Из детей живы Вера и Дина, а остальные похоронены на Успенском кладбище в Капчино.

Пятьдесят четвертая изба – Василий Осипович и Евгения Саблевы. Он брат Ивана, жены Тамары Саблевой в Бабаево (ум. в 2009г.). Два мальчика. Клавдия наша посоветовала им продать козу и купить корову. Потом они уехали на Уйту.

Пятьдесят пятая изба – домик, избушка. Костя и Марфа. Пятеро детей, не жили в деревне: Коля (умер), Клавдия, Марьянка, Таня и парень. Костя ушел к Федосье, и Марфа жила одна.

А вот черная баня самая крайняя, старая – это тетки Надежки.

Был еще хутор - Алексей Боголюбов, не пошел в колхоз. Жена Груша. Четверо у них детей – Паня, Алексей – озорной, Галя – сунули под поезд, Тамара – генерал Карасев – это их сын с Мишей. Дом на хуторе продан, а двор привезла мама вместо отпиленного у нас колхозом на кладовую, закрыли соломой и дранкой».

Итак, вологодская деревушка Капчино за последний век пережила на свете и радости, и страдание, и боль, и муку, одним словом, все то, что выпало на долю всех без исключения русских деревень в ХХ веке. На деле исполнилось святое пророчество преподобного Серафима Саровского, чудотворца о том, что «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Когда мы ропщем на искушения и скорби, выпадающие на долю человека, семьи, родной деревни государства в целом, не отрекаемся ли мы этим от многострадального пути спасения, по которому первым прошел Сам Господь Иисус Христос и другим своим ученикам завещал «Возьми крест свой и следуй за Мною»?.. Для нераскаянного грешника человека путь святости кажется горьким и мучительным, но для тех, кто любит не сколько телом, но душой и сердцем, святость в недрах Апостольской Православной Церкви – единственно светлая радостная дорога в бесконечное Царство Святой Троицы. Наш Бог, прежде всего, страдающий Господь, Человеколюбец, устрояющий жизнь будущего века на духовной Любви, ибо «плоть и кровь не наследят Царства Божия». И не просто на Любви, но на Любви Жертвенной, пролитой на Голгофном Кресте и теми мучениками из людей, которые согласились не жалеть себя ради Христа и ближнего.

В этом смысле весьма важным и радостным было узнать, что соседний с Капчиным Заирапский приход, из которого родом была наша прабабушка Ульяна, относился в Свято-Троицкому храму и церкви Святителя Николая Мирликийского, Всемирного чудотворца. Причем жители Заирапа приходили на капчинские престольные праздники, а капчинцы на заирапские. Так, вспоминает мама, зимой жители деревни на лыжах переезжали реку Колпь, чтобы почтить праздник Николы зимнего, а весной на лодках переплавлялись на празднование Николы вешнего. Поздней весной и летом не ходили, было некогда, да и идти надо было уже вокруг. У прабабушки Ульяны Агаповны Устиновой в Заирапе была родная сестра Феня. У Фени была дочь Матрена. А у Матрены сын теперь живет в Череповце. Церкви во славу Святой Троицы (деревянная) и Святителя Николая (каменная) находились в селе Шоборово. «В Шоборове не такие ретивые слуги новой власти оказались, - вспоминает мама, - купол только снесли у храма, а в нем сделали школу». Вспоминает родная тетя Таня: «Я училась в шоборовской школе в 5, 6 и 7 классах. Сначала был вестибюль, три класса направо и налево учительская с туалетом. В бывшей деревянной Троицкой церкви сделали два школьных класса… Мне также говорили, что маленьких детей, в том числе и меня в раннем детстве, поили маком. Нянчиться некому, матушка-вдова все время в колхозе. Сказывают, я спала сутки, а то и двое. Стала улыбаться. Бабушка сказала: «Раз улыбается, значит, жить будет»…

Кроме деревни Заирап к Троице-Никольскому приходу относилась деревня Верхний Двор. Таким образом, пять родных деревень – Шоборово, Капчино, Уйта, Верхний двор, Заирап составляют как бы таинственную Троицкую обитель, в которой каждый поселянин в разной степени потрудился во славу Божию. Нехристей и лодырей простой крестьянский народ не любил и воспитывал примером веры и трудолюбия. Когда безбожные шатания проникли и в крестьянскую среду, то, по попущению Божию, только путем преодоления скорбей стало возможным расставание с навязанными народному сознанию сказками о «социализме» и «коммунизме». Деревня должна была переболеть «коммунизмом» и переболеть тяжело, чтобы снова возвратиться не к человеческому ведению, но к Промыслу Божию. Оттого и дорога нам родная деревня, родной уголок, что в них не просто красивая природа и родственники по крови, но что они выстояли в невиданной борьбе антихристианских сил с Божьей Правдой. И сила Правды от Бога у земляков, не смотря ни на что, победила! Воистину «не в силе Бог, но в правде».

…На праздник Святой Троицы в далеком от Вологды городе Курске в храме стоят березы и на полу расстелена трава. Становлюсь на колени…, вдыхаю запах травы и вижу родную деревню с тесно стоящими друг возле друга избами, березами-великанами, свеженакошенными на лугах копнами, мирно копошащимися в дорожной пыли курами, далеким стадом коров, тихо притулившимся у кромки леса… Слышу радостный голос мамы: «теперь четыре новых дома в нашем Капчино! Что только не происходило в нашей деревне - и плохого, и хорошего: войны, разрухи, скорби, а деревня все стоит, слава Богу»… «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных»…

…Не спеша, молча, иду по проселочной, песчаной дороге от родимого Капчино. Справа за большим полем, раньше волновавшимся рожью, еле различимое в зелени Успенское кладбище с могильными крестами. Кланяюсь им и вижу две женские фигуры с впереди идущей коровой. «Мы с мамой, как вышла за Николая, в Бабаево из деревни пешком шли с приданным – коровой Букаркой (это около 60 километров!)», - вспомнились слова мамы. Обязательно догоню их и поклонюсь им, незаметно для них… Перегнав женщин, радуюсь необычайно высокому здесь вересу, словно стоящему на страже родного места. Здороваюсь с ними: «Здравствуйте, мои дорогие!» и кланяюсь им (так делала мама). Слева до железной дороги начинается темный лес, а справа все также светлеет и не позволяет задумываться о печальном и грустном. Вдруг издалека слышится шум приближающегося поезда. Веселые зеленые вагоны замелькали между стволами деревьев и скрылись, блистая длинным бисером игривых окошек. Снова наступила тишина. Выхожу на простор. Запрокидываю голову: в высоком лазурном небе распростерты белые венценосные облака и каждое неповторимо… Отчетливо виден след летящего самолета, как будто кто-то громадным стеклографом прочертил на небе плавную, чистую линию… Играя широкими бортами, по дороге проехал грузовик. Пыль улеглась… Снова показались мои спутницы: одна уже старушка, а вторая совсем молодая, коровушка чуть впереди пестрой породы. У старушки хворостина в руке. Смотрят на меня оценивающе… Счастливого вам и всем пути»!..

Словно очнувшись, слышу спокойный говор мамы: «Смерти не боюсь, старая, пора костью на место. Помру, похороните, памятника не надо, крест поставьте на могиле».

Вместе с этими словами матери в душу сначала влились грусть и печаль о неизбежном земном расставании, а затем материнское слово о кресте принесло облегчение и свет. «Конечно же, - пришло на сердце, - крест на могилке и вообще Крест - это не сколько добрый памятник, но Сама сила Святой Жизни, преодолевающей смерть, так как вечная память только у Бога. Все земное пройдет, и наступит новое небесное. Готова ли душа к новому, невиданному?..»

Ночью над нашей деревней высыпают россыпи алмазных звездных огней, словно дополняя своим спокойным, ровным светом те огонечки, которые угасают на многострадальной земле в избах, домах, сараях, улицах… Смиренная родина… Тихая деревня сторожко дремлет, прислушиваясь ко всем нервам и токам большого противоречивого мира. Деревни, как и люди, не умирают, а переходят в Небо вместе со своими Ангелами-Хранителями, то есть туда, откуда они были утверждены на земле.

«Сыночек, а соседняя-то с нами деревня Уйта тоже ведь крестовая – избы в ней тоже крестом»…

 

 

АНДРЕЙ БАШКИРОВ

 

 

ЗЕЛЕНЫЙ

СУНДУК

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Почему следующий раздел книги о Капчине называется «Зеленый сундук»? А разве утопающее летом в зелени Капчино не похоже на этот дивный сундук, в котором столько всего, всего, всего! Да и сама эта книга родилась, как некое диво, по мере того, как будто чьей-то невидимой рукой из сокровенного сундука доставались все новые и новые материалы: и не только о Капчино и капчинцах, но и о соседних деревнях. И вообще наша единственная Россия – это разве не кладезь всякой народной мудрости и бесценного опыта жизни, преодолевающей все невзгоды и беды! Но далеко не каждому под силу открыть чудесный сундук, чтобы открылись ему несметные сокровища народного слова, народной веры, народного упования на Бога и Царицу Небесную. Да, что там много говорить, Россия и не скрывает ничего из святого духовного, чтобы оно стало достоянием всех других народов. Многие в мире нуждаются в России, особенно в ее материальных богатствах, но истинная красота Русской Земли в нетленных, духовных богатствах Святой Православной веры. Веруй и ты станешь любить, миловать, смиряться, жаждать более Неба, чем земли, одним словом, любить. Россия-Русь не чахнет над золотом, но все более и более устремляется в Царство Божие и в Царство Небесное, призывая и других своими крестными страданиями к спасению.

Деревня Капчино еще и потому крестовая деревня, что ее жители особо почитали святую великомученицу Параскеву, названную своими родителями Пятницей в честь крестных страданий Господа. Таким образом, святая Параскева Пятница всей своей жизнью и мученической кончиной свидетельствовала о Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Нередко в северорусских иконах св. Параскева Пятница изображалась на обратной стороне святых образов Пресвятой Богородицы. И в деревне Капчино Матерь Божия и великомученица Пятница неразрывно, вместе! Не в этом ли состоит причина того, что капчинские Богородичную и Пятницкую церкви решено было снести до основания? И разве изгладить Спасительный Крест Господний из сознания людей не является ли главной задачей антихристианских, богоборческих сил?.. Но лучше об антихристах много не говорить: слишком много чести. Взирая на подвиги несения своего креста капчинцами в ХХ веке, станем подражать им именно в этом.

Пока мир, наподобие скупого рыцаря, занят своими, образно говоря, личными сундуками, счетами в банке и выгодами, лучше вспомним не только о памятных сундуках наших сродников, но что Сродницей нашей может стать Сама Матерь Божия, в Которой, по словам митрополита Вениамина (Федченкова), словно в предрагоценном «ящике (мироположнике) находилось Миро – Христос Бог Небесный. И Сама Мироположница вся пропиталась сим Миром и благоухает Сама благовониями». Пресвятая Богородица - Сама Ковчег, сохранивший непреходящие жизненные сокровища.

И если мы неотступно и благоговейно идем за Матерью Божией в Царство Ее Сына, то и не преминем внутри исполниться непреходящих духовных сокровищ, неприкосновенных для тьмы и зла.

 

 

«ЛИКВИДАЦИЮ ОСТАВИТЬ В СИЛЕ»

Фонд 7179 опись10 дело 800 лист 72

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов

 

Постановление

Президиума Леноблисполкома от 1/VIII-1935 г.

Протокол №15 пункт №1235

 

 

По вопросу: О ликвидации Пятницко-Успенской церкви Заэрапского с/с Кадуйского района

Внесено: Комиссией по вопросам культов

 

1) В виду того, что церковь уже закрыта и здание приспособлено под кузнечные мастерские по ремонту с/х машин и орудий, - постановление Кадуйского РИКа от 15/IV- с.г. о ликвидации церкви оставить в силе.

2) Указать РИКу о недопустимости самочинной ликвидации молитвенных зданий без санкции Облисполкома, предупредив, что подобные действия могут повлечь за собой строжайшую ответственность

 

 

ЦГА СПб Ф.7383. Оп.1. Д.72

Череповецкий

окружной исполнительный комитет

советов рабочих, крестьянских

и красноармейских депутатов.

Административный отдел

27/VI-1930

№ 44

г. Череповец

 

В Адм. Отдел Леноблисполкома

№21031 от 15 /7-с.г.

Предоставляя сведения а) функционирующих в округе церквей и б) количестве ходатайств, находящихся в стадии производства адм. отдел сообщает, что до революции в округе существовало 467 церквей, 841 часовня. Со дня революции закрыто 40 церквей, часовен – 20.

Нач. Чер. Окрадмотдела /Васильев

Нач. Орг. Инстр. П/отдела /Паникаровских

 

 

Список функционирующих религиозных учреждений на территории Череповецкого округа.

 

Наименование Местонахождение Наиме- нование культа   Число молитв. зданий
церквей часовен
  Ник-Сухачская д.Шоборово      
  Усп-Сухачская -“-      

 

Мы намеренно начали повествование с этих страшных документов. К постановлениям некогда «родной» советской власти, которая обещала русскому и иным народам «счастье на века», нельзя отнестись равнодушно. Ведь речь идет о документах, подтверждающих, что инициатива варварского снесения Капчинских церквей, как и других храмов по всей России, принадлежит вовсе не «восставшему против самодержавия народу», а властям. Уничтожение церквей планомерно проводилось сверху. Причем, как видно из документов, Ленинградский облисполком строго предупреждает районные ИК, в частности Кадуйский РИК, «о недопустимости самочинной ликвидации молитвенных зданий без санкции Облисполкома, предупредив, что подобные действия могут повлечь за собой строжайшую ответственность». Куда уж яснее! Вы там дескать в Капчино «расшалились» без нашего ведома обратив Божий храм в ремонтные мастерские (!?), но впредь будет так, как мы скажем. А вдруг чего случится по Вашей «инициативе»… Зато из другого документа следует, что «до революции в округе существовало 467 церквей, 841 часовня. Со дня революции закрыто 40 церквей, часовен – 20». Явно мало!! Таким темпами коммунизм не скоро будет построен… После этого храмы в Череповецком округе стали сноситься один за одним. Не помогло и Капчину, что в бывшей Успенско-Сухачской церкви были сельхозмастерские. Церковь разобрали на кирпичи для строительства скотного двора. Пятницкая деревянная церковь постигла та же горькая участь. Бревна ее хотели приспособить для детского сада. В итоге к концу ХХ века ни садика, ни магазина, ни скотного двора, ни много чего другого в Капчино не стало.

 

ДЕРЕВНЯ КАПЧИНО В 1912 ГОДУ

 

Согласно скудных сведений «Списка населенных мест Новгородской губернии», выпуск ХI, Белозерский уезд (составлен под редакцией секретаря Новгородской губернии статистического комитета Н.П. Володина) деревня Капчино относилась в Боровской волости (2-го стана 5-го земельного участка). Деревня Капчино насчитывала 54 жилых строения. В ней проживало 115 жителей мужского пола и 108 жителей женского пола. Всего: 223 жителя. Указано, что «до пароходного перевоза 65 километров»... Прабабушке Ульяне 57 лет, бабушке Клавдии – 14 лет… До рождения мамы в многолюдной дореволюционной деревне остается 13 лет…

 

ТРУДОВАЯ КНИЖКА

 

Передо мной трудовая книжка мамы. В ней всего две записи: «1). Принята на работу в Бабаевскую центральную районную больницу 15 августа 1944 года в качестве медицинской сестры; 2). Уволена в связи с выходом на пенсию 5 декабря 1985 года».

С четырьмя годами работы после пенсии общий трудовой стаж составил более 45 лет. Почти полвека работы и все в одном инфекционном отделении. В войну и сразу после войны лекарств было очень мало. Лечили добрым словом, выхаживали улыбкой. Приходилось и плясать перед больными в палате. Поработала бы еще, да ноги стали сдавать. Помогла деревенская, капчинская закалка.

Возможно мало кто обратил внимание, что работа у мамы началась в самый праздник Успения Пресвятой Богородицы по старому стилю, а приказ об ее увольнении вышел в попразднство Введения Пресвятой Богородицы во храм. Нареченную при Святом Крещении именем Анны в капчинской церкви Своего Успения, надо крепко надеяться, не оставляет Царица Небесная.

 

НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ

 

Можно ли назвать в самом высоком духовном смысле поэзий стихосложение, пусть даже гениальное, но оторванной от православной веры и правды народа? Беремся за смелость сказать, что нет. Если слово поэта не подкреплено Святым Духом, то оно обречено. Более того, бездуховное слово является орудием разрушения. За таким словом нередко наступает соответствующее преступление. За примером не надо далеко ходить: довольно неплохая, но языческая поэтесса Дербина убила великого поэта Земли Русской Николая Рубцова (и когда что-то подобное было на Руси?)… А, спрашивается, за что, за какую такую вину и грехи? Убийца до сих пор не раскаялась в содеянном ею преступлении и всячески обеляет себя перед людьми, тогда как надо было бы принести покаяние не перед грешниками (хотя и это было бы неплохо), но Богу. Однако, воинствующее язычество не знает раскаяния, исповеди и воскресения, поэтому слово Дербиной хоть и прозвенело, но оно не более, чем «кимвал звенящий», так как к истинной Любви Божией никакого отношения не имеет. Поэтому всякий берущийся за слово, должен, согласно Святого Евангелия Правды, помнить Его предостережение: «За каждое праздное слово даст ответ человек». Если бы пишущие так поступали, то в наших книжных магазинах не было бы такого обилия пустословных и никому ненужных книг, и повинные в грехе смерти другого человека не осмелились бы в печати и принародно шельмовать сознание других, более достойных людей. И пусть нас никто не обвиняет в «безжалостности» к несчастной поэтессе, так как несчастной она стала исключительно по своей личной вине, но никак не по нашей. И если бы Грановская-Дербина-Александрова раз и навсегда признала эту свою вину, то, поверьте, и для ее души и для души убитого поэта было бы гораздо легче, чем то, что происходит сейчас. Порочащие имя общепризнанного в народе поэта выступают против совести народной и Русской Поэзии. Нападки на Русь и все русское становятся все более изощренными. У новых русофобов цель все та же – лишить православный русский народ духовных ценностей и вместо них насадить религию многобожества и поклонения всему общечеловеческому, земному. Вот тогда бы их имена засияли на небосклоне во веки веков. Но как ошиблись «старые» ненавистники России, так и новые монголы и татары, чуждые Русской Церкви и народа русского, обязательно ошибутся.

А то, что автор Русской Поэзии - Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока, Есенина, Рубцова и многих других народ подтверждает другой факт. Это присланные нам стихи местных кадуйских поэтов. Гениальность поэта как раз и заключается в том, чтобы самым сердечным образом выразить царящие в народе настроения и мысли, передав их в сжатой форме всем, кто нуждается в оздоровительном и спасительном слове.

Особое спасибо автору следующих стихов из деревни Уйта. Это Миняева Наталья Николаевна, сегодня проживающая в городе Череповце:

 

СЕВЕРНАЯ ДЕРЕВНЯ

 

ЯНТАРНЫЙ БЕРЕГ, СОСНЫИ РЕКА.

МОЯ ДЕРЕВНЯ, ТЫКАК РУСЬ СВЕТЛА.

И ШУМ ДОРОГ СТИХАЕТ НАВСЕГДА.

КОГДА ТЕПЛО ОБНИМЕШЬ ТЫМЕНЯ.

СОСНОВЫЙ БОР ПОД СОЛНЫШКОМ ЗВЕНИТ.

МНЕ ПТИЧИЙ ШУЩЕБЕТ ДУШУ ИСЦЕЛИТ.

КАК ТЫБОГАТА ЛЕТОМ НА ДАРЫ:

ГРИБЫ, РЫБАЛКА, КЛЮКВА, КОМАРЫ…

ЗДЕСЬ СТАРОЖИЛЫСЛАВИЛИСЬ ОКРЕСТ.

МЕТАЛЛ ВАРИЛИ И СПЛАВЛЯЛИ ЛЕС.

ЖИВУТ ЗДЕСЬ ЛЮДИ С ЧИТОЮ ДУШОЙ.

ТЫОСТАВАЙСЯ ВЕЧНО МОЛОДОЙ!

МНЕ ИЗЛЕЧИЛА ДУШУ ТЫВПОЛНЕ.

И В ЖАРКОЙ БАНЕ, НА ЛЕСНОЙ ЛЫЖНЕ…

И ЗИМНЕЙ СТУЖЕЙ В ДАЛЬНЕМ – ДАЛЕКЕ

С БОЛЬШОЙ ЛЮБОВЬЮ ПОМНЮ О ТЕБЕ!

 

Если так чувствует и мыслит простой народ, то такой народ достоин бессмертия и бессмертных поэтов. Наталья Николаевна вспоминает: «На станции Уйта была школа-семилетка, рядом с ней был интернат общежитие, построенный из брёвен церкви-Параскевы Пятницы. Это всё стояло в середине деревни. Сейчас там всё разрушено, растут берёзы 15-20 летнего возраста и поставлен памятник, жителям Уйта, погибшим от бомбардировки станции. Место замечательное… Зато есть здание школы- четырёхлетки, в которую ходили дети-капчинцы до 1968 года (значит и наша мама!!). Она стояла между д.Уйта и Капчино (посередине). Здание перенесено в деревню Уйта и там живёт семья. Жива дочь последних учителей, техничка этой школы, тоже жива и живёт в Уйте».

А я вспомнил о том, как мама рассказывала, что во время учебы в Череповце она жила у хозяйки с Уйты – Паши Ивановой (только вот с деревни Уйта или со станции Уйта, я не спросил): «Топили в войну раз в три дня и то сырыми дровами… На ночь укрывались потеплее… Паек 500 грамм плохо выпеченного хлеба, съешь и голодная опять… На практику ходили в военный госпиталь… Бывало и в кино сходишь, молодость брала свое. В Капчино ездили по пропускам».

А вот еще одно стихотворение уроженки деревни Уйта, восьмидесятилетней Комовой Галины Михайловны

 

УЙТА ДЕРЕВНЯ СОВСЕМ НЕБОЛЬШАЯ.

ТАК ЧТО НА КАРТЕ НЕТУ ТЕБЯ.

НЕ ЗДЕСЬ Я РОДИЛАСЬ, НО ЗДЕСЬ ПРОЖИВАЮ.

ТАК ЧТО СПАСИБО, РОДНАЯ МОЯ.

ГОДЫТЫСКРАСИЛА МНЕ ПЕНСИОННЫЕ.

ВОТ ПОТОМУ- ТО ТЕБЯ Я ЛЮБЛЮ.

ЗДЕСЬ Я РАБОТАЮ, ЗДЕСЬ ОТДЫХАЮ.

В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ ХОЖУ.

ВНУКИ ЗДЕСЬ ВЫРОСЛИ, В ЛАГЕРЬ НЕ ЕЗДИЛИ.

ТРОПКОЙ БЕЖАЛИ КУПАТЬСЯ К РЕКЕ.

ЛЮБИМ И РЕЧКУ, И УЙТУ, И ЛЕС!

ТАК, ЧТО СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО ТЫЕСТЬ!

 

Не имеющая образования женщина, прекрасно выразила свои чувства, и, заметьте, никакого уныния в стихах: наоборот, Родина остается Родиной при любых меняющихся, порой очень трагично, обстоятельствах. Нелюбовь к самим себе, вернее к своему греховному внутреннему человеку и любовь в Божиему творению, к тому месту, где Господь поставил тебя любить, мучиться, радоваться и страдать – вот что отличает всякое христианско-православное сердце от любого другого, пусть даже по-своему доброго.

Конечно, и в самом Кадуе есть прекрасные люди, сочиняющие хорошие стихи. Например, нам сообщили о Галине Констанской, Андрее Широглазове, Наталье Писаревой. Пожелаем им и другим здоровья и новых творческих успехов.

 

ДЕРЕВНЯ УЙТА В 1912 ГОДУ

 

«Список населенных мест Новгородской губернии» дает следующие данные по деревне Уйта: «Всего жилых строений – 60. Всего жителей – 253 (муж.- 116, жен. – 137). Расположена на р.Сивец. Указан телеграф. Главное занятие жителей – служба на железной дороге (Вологодская ж/д). До Успенской капчинской церкви – 8 километров. До почтового учреждения и квартиры станового пристава – 99 километров.

В настоящее время в деревне осталось несколько изб…

 

ПРЕДАННОСТЬ

 

Наш народ силен не только в поэзии, но и в добросердечной прозе. Перед вами рассказ череповчанки Миняевой Натальи Николаевны, которая летом живет в деревне Уйта: «В нашей деревне Уйта в золотисто солнечном доме с резным палисадом, прямо как в песне - «Вологда-гда», живет трудолюбивая семья Беляевых. Хозяин – Юрий Васильевич заядлый лесник. Лес для него - открытая книга, увлекательная своими тайнами, суровой красотой и щедростью. В лес он ходит с преданным другом – своей собакой Юной. Породистую карело-финскую лайку восемь лет назад, когда она была чуть больше рукавички, полюбили все члены семьи, а особенно дочь – Надежда и внучка - Александра. Так и сложилось у пушистого друга имя - ЮНА (Юрий, Надежда и Александра).

Она очень любит походы в лес. Вот вынесут корзины, снимут её с цепи, и Юна, залившись звонким лаем, поведет хозяина в лес. Ей знакомы все лесные тропы. Юна знает, если хозяин свернет в лес у Капчино, то они будут собирать грибы белянки. И в это время она сможет досыта набегаться по полю, поросшему ельником и берёзками. Юнона, шалея от запаха дичи, будет распутывать хитрые заячьи тропы, отыскивать лисьи норы. Спугнет из кустов сытую птицу, которая медленно размахивая крыльями, с трудом наберет высоту и улетит с дороги хозяина.

Если они пройдут подальше в лес, где темно и сыро, там будет немного страшно и тревожно. Но Юнона уверена, что она всегда сможет вывести хозяина из любой чащи. Собака на заботу и любовь хозяев отвечает преданностью и верностью.

Однажды летним днём Юна бегала у колодца во дворе дома, а хозяин заканчивал косить траву и готовился отправиться в лес. Вдруг он замер, насторожилась и Юна. Одновременно они с хозяином посмотрели в направлении к колодцу, откуда доносилось зловещее шипение. Юрий Васильевич остолбенел, он увидел, как совсем рядом с ним змея приняла стойку, и, шипя, приготовилась наброситься на него. Собака, почувствовав, что сейчас случится страшное, мгновенно бросилась к змее и откусила ей голову. Змея была обезврежена, но всё же укус достался собаке. Она начала терять силы. Когда ей принесли еду, она даже не подняла головы. Местный медик сделал ей укол. Юна пыталась полаять на медика и даже укусить, но движения у неё были слабыми и беспомощными. Укол принес небольшое облегчение. Утром неверной походкой, собака медленно побрела в сторону леса. Всё, пошла в лес помирать, с горечью подумали хозяева и с грустью смотрели ей вслед.

Прошло несколько часов. Хозяин подошел к калитке и каково было его удивление, когда он услышал знакомый заливистый лай. Юна, здоровая и энергичная, бежала из леса. То ли лесная трава, то ли болотная вода, а может быть и сам лес-батюшка вылечил, дал силы и спас Юнону от смерти.

Радости не было предела, что вся «семья» здорова и в полном сборе».

СВИДЕТЕЛЬСТВО

 

Открываю тоненькую потрепанную книжицу «Свидетельство о браке» МС №013688. Запись Бабаевского районного ЗАГСа гласит, что «гражданин Башкиров Николай Алексеевич, 1926 года рождения, уроженец д.Ново-Лукино Борисово-Судского района Вологодской области и гражданка Карасева Анна Максимовна, 1925 года рождения, уроженка д.Капчино Кадуйского района Вологодской области вступили в брак 21 декабря 1947 года».

Христианский брак есть послушание Богу и зачатие в нем – не удовлетворение плотских похотей, а благословление Божие иметь детей, посвященных Святой Троице. В противном случае будет сожительство и другие несчастия, ведущие к разрушению малой церкви – семьи.

«И брак и девство суть дары Божии, и они оба даны для спасения – подвизаться в обоих» (преподобный Серафим Саровский).

Николай и Анна прожили в браке почти 52 года. Было в их совместной жизни разное, но, словно зная завет Батюшки Серафима «вступившим в брак не расходится», они были вместе до конца.

 

РОЖДЕНИЕ

 

Мы с братом Алексеем родились 21 декабря/3 января 1957 года, в день празднования памяти Первосвятителя Московского и Всея Руси – Святителя Петра, чудотворца (1260-1326). Как благовествует митрополит Вениамин (Федченков), житие Святителя Петра «связано именно с Успением». И это не может не радовать нас, как и то, что с 2008 года в третий день января празднуется память Митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), святые мощи которого покоятся в Успенской Киево-Печерской Лавре. Примечателен тот факт, что именно Петр, написавший лик Матери Божией (икону Успения) и стал Московским митрополитом, а не претендовавший на этот же сан некий игумен Геронтий. Это митрополит Петр упросил князя Калиту возвести Успенский собор в Москве, в котором он и был погребен. В 1471 году собор горел, но через восемь лет мощи святого Петра, бывшие временно в другом месте, снова были перенесены в восстановленный Успенский собор в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что митрополит Петр написал и другие Богородичные иконы, например, «Новодворскую». Во славу Новодворского Образа Матери Божией в Курском Свято-Троицком женском монастыре восстанавливается нижний храм. В нем наверняка было на службе все семейство Исидора и Агафии Мошниных, включая и будущего преподобного отца Серафима Саровского, тогда курского отрока Прохора. Так чудесным образом духовно связаны простой деревенский Успенский погост в Капчино и важнейшие церковные события в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: