Каратыгин Михаил Савич - 1856 г.р., окончил Белозерское духовное училище в 1873 году, Новгородскую духовную семинарию в 1880 году по второму разряду. 9 глава




Андогский военный рубеж живо напомнил о том, что здесь с древних времен подвизались мужественные воители духа – святые преподобные отцы, из которых Церковь торжественно прославляет преподобного Филиппа Ирапского Красноборского (память 14 ноября). Его видели молящимся с воздетыми к небу руками, которые светились, как свечи.

В военном училище мы строем пели песню «Эх, Ладога, родная Ладога!» Возможно, в тот декабрь 1941 года и в последующие страшные дни блокады Ленинграда мало кто знал о затерявшейся в бескрайних вологодских лесах кадуйской деревне Андога. Но и сегодня, спустя десятилетия после Великой Победы вспоминаются доблестные, полуголодные строители Андогской обороны, и уста сами собой пропевают нашу курсантскую песню на иной, памятный лад: «Эх, Андога, родная Андога!»…

 

НЕРАВНЫЙ БОЙ

 

Мама срывала снег с крыши колхозного овина. Лопатой она сначала нарезала в снегу кубики, а затем с трудом отправляла эти кубики вниз.

Вдруг в небе послышался шум моторов. Прямо над деревней завязался ожесточенный воздушный бой. Несколько чужих самолетов с крестами налетели на наш «ястребок». Возможно, они пытались взять его «в клещи» и вынудить к посадке. Когда «ястребок» загорелся и начал падать вниз к земле, мама спрыгнула с крыши и с криком: «Ой, нашего подбили!» побежала в деревню.

Уже летом приезжали военные и копались на берегу реки Колпи, куда упал подбитый «ястребок». Но вода постоянно заливала яму, и сделать что-либо не удалось. Нашли остатки летного планшета, карандаш и что-то из мелочи…

Теперь в поле у деревни стоит скромный обелиск. Идут ли мимо люди, они знают о том неравном бое… Проходят ли неподалеку поезда, вагонные колеса непрерывно проговаривают: «Помним-помним, помним-помним, помним-помним»… Легкие облака осеняют обелиск, и его снова озаряет небесный, чистый свет.

 

ОБЕЛИСК

 

Наконец-то, хотя бы на фотографии, мы увидели обелиск над могилой советского летчика, погибшего в неравном бою под д.Уйта. Высокий белый обелиск с красной звездой наверху. В центре обелиска фотография совсем молодого летчика в военной форме. Старожили говорили, что искать погибшего летчика сразу приезжали его друзья из полка. Они вместе с жителями и проводили раскопку места падения «ястребка». Под фотографией надпись: «Старшина Сорокин Анатолий Федорович. 1922-1942. Пилот 740 иап. Погиб в воздушном бою под ст.Уйта 14 февраля 1942 года». Внизу обелиска установлен самолетный винт, покрашенный в голубой цвет.

25 лет ухаживала за обелиском баба Женя Саблева из д.Уйта (скончалась в 2000г.). Она была замужем за жителем Капчино из нашего рода Карасевых. А другой Карасев женился на Саблевой Тамаре, и они жили недалеко от нашего д.29 по ул.Садовая в Бабаево на Старом заводе. Мир более тесен, чем мы предполагаем.

Удалось установить некоторые данные по 740 авиаполку: на 1.12.1944 г. 740 иап входил в состав Северного фронта ПВО, 80-й дивизии ПВО и 147 иад. Вот еще один героический подвиг летчика этого же 740 иап, совершенный примерно в это же время: «Пламенным патриотом Родины, умелым воспитателем был комиссар эскадрильи 740-го истребительного авиаполка Алексей Николаевич Годовиков. В 1939 г. он закончил Качинскую военную авиационную школу летчиков, участвовал в боях с белофиннами. С начала Великой Отечественной войны Алексей Николаевич защищал небо Ленинграда, Тихвина, Вологды, был командиром звена, а затем стал комиссаром эскадрильи. 7 февраля 1942 г. он выполнял свой 170-й боевой вылет. К тому времени он имел на боевом счету пять сбитых фашистских самолетов. Во главе пятерки истребителей МиГ-3 комиссар вылетел на отражение налета вражеских самолетов на Тихвин. На высоте 7000 м Годовиков перехватил немецкий бомбардировщик Хе-111 и с ходу атаковал его. Фашистский пилот оказался опытным. Искусно маневрируя, он стремился оторваться от преследования. Но наш летчик не отставал. Атака следовала за атакой, однако поразить воздушного противника никак не удавалось, Когда кончился боезапас, комиссар пошел на таран. От удара по стабилизатору Хе-111 перешел в отвесное пикирование и врезался в землю. Но при таране погиб и советский летчик. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Память о мужественном комиссаре живет в сердцах благодарных потомков. В Москве на территории завода, на котором до войны Алексей Николаевич работал слесарем, ему установлен памятник. Имя Годовикова носит один из техникумов в Москве, улица в Череповце и несколько школьных дружин».

Кто бы мог подумать, что спустя годы, в д.Капчино будет дислоцироваться часть РТВ ПВО, а внук бабушки Клавдии закончит Ленинградское военно-политическое училище Войск ПВО, и его офицерская служба пройдет в качества политработника во всех видах Войск ПВО – войсках связи ПВО, зенитно-ракетных войсках ПВО, базе хранения ЗРВ ПВО, ОСНАЗ ПВО и РТВ ПВО, обеспечивающих полеты 472 иап и 14 гвардейского авиаполка (г.Курск)...

24 февраля 2012 года подвигу старшины Сорокина А.Ф. исполнилось 70 лет. На самом деле время не властно над мужеством людей, отдавших самое дорогое – жизнь «за драги своя».

 

НАРОДНЫЙ ЮМОР

 

Народный юмор или, лучше сказать веселье, коренным образом отличается от так распространенного ныне нарочитого кривляния, вызывания смеха по поводу и особенно без повода. Безобидный народный юмор – неизменный спутник тяжелой работы, выручатель от уныния и даже средство подтрунивания над теми, кто в деле нерасторопен или, не дай Бог, ленив. «Веселье не грех, им отгоняется печаль и уныние», - говорил преподобный Серафим Саровский.

В данном случае речь пойдет не об истинно духовном веселье, сущность которого заключается в добровольном отрешении от мира греха и соблазнов, но юморе иного рода – деревенском.

«Даже в беспросветные колхозные времена, - вспоминает мама, - молодежь в деревне собиралась у скамейки в конце деревни. Там пели частушки, плясали кто, как мог и умел. Иная дробит хорошо, а другая топчется, но повеселится всем хочется. Труд был принудительный, тяжелый». Мама себя не расхваливала, но лучше ее в деревне никто из девушек не дробил…

«А то в праздник у кого собирались, то любители поюморить переодевались, кто во что, и так шли по деревне, «шарашились». Кто изображал столяра, кто плотника, кто шорника и соответственно инструмент брали – топор, пилу и так далее. Смеху-то было!» Народ и в эти тяжелые годы не унывал, прибегая к розыгрышам на грани юродства.

«Были в юморе перегибы, - продолжает вспоминать мама, - сосед Киря, решив уверить другого мужика в том, что ему жена Надежда во всем беспрекословно послушна, сделал следующее – подозвал супружницу-тихоню к себе, приказал одеть шинель, головной убор, взять ружье и командовал ей: «Смирна-а!».. На его беду в избу зашел отец Надежды и застал своего зятя за таким «занятием». После этого «веселое» самодурство закончилось раз и навсегда. Любили и умели работать на земле, но и розыгрыши любили, потеху – «ставрить», комедийничать, представляться не тем, кто есть. То вором кто прикинется, кто больную изобразит и в «больницу» пойдет с перевязанной рукой или ногой…».

 

«ВЕНЦЕВ СЛАВЫСПОДОБИ»

 

Кто может соединить скромный и смиренный деревенский погост Капчино Кадуйского района Вологодской области и большой мемориал в центре города Курска? Ответ в принадлежности двух этих почетных захоронениях к церкви Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. У Матери Божией не может быть мертвых детей. Сила Ее в крайней немощи и совершается. Через гроба прозревается не пустота и бесславие, но избавление от тягот греха. Наше стремление к безгрешному раю свято и подтверждается нашими делами во Славу Божию. Ничего другого, кроме честного и чистого жития, мы не можем принести Пречистой и Всеславной Богородительнице. Нам могут сказать, что Курский Успенский мемориал намного шикарнее сельского и притом заросшего травой Успенского Капчинского погоста, да и Успенской церкви теперь нет рядом с могилами и крестами на Капчинском погосте. Но разве Пресвятая Богородица смотрит на надгробия и внешний порядок? Возможно, что Ей все это не чуждо и любезно, но главное, не в этом. Внешняя сторона кладбищ – это относится более к живущим, дабы они, зная о смерти, вернее, о бессмертии, подвизались неустанно в добре – исполнении заповедей Божиих. Из церковной истории мы знаем, что мученикам за Благодать Христову, а таковы все верные христиане, в том числе и бескровные мученики нынешнего смутного времени, Матерь Божия приготовляет и раздает небесные венцы, ради которых и неверные забывали о всем преходящем, земном, и готовы были на всякие скорби и страдания.

Рядом с вечным огнем, над которым распростер свои крылья шестикрылый Серафим, братскими и индивидуальными могилами воинов и ветеранов Великой Отечественной войны и современных войн, подводниками атомохода «Курск», курскими литераторами, с давних времен, еще с ХVIII века упокоились простые миряне, церковнослужители и монашествующие. К сожалению архивы не сохранили имена погребенных. Но кресты и таблички говорят сами за себя: «Архиепископ Нестор», «Игумен Питирим», «Схиигумения Анна», «Старец Василий», «монахиня Наталия» (мать Священномученика Владыки Курского Онуфрия (Гагалюк), святой престол которого тут же в Успенско-Никитском храме), «Страница Мария», «Иеромонах Виктор», «Священник Иоанн (Ковалевский)», «Архидиакон Иероним», «Протодиакон Кафедрального собора Василий», «Старец Прохор» и многие, многие другие. А вот братская могила возле самой ограды, отделяющей кладбище от городской улицы Карла Маркса. На ней страшная надпись: «29 августа 1941 года в первую бомбардировку города погибли – Власова Александра Петровна, 59 лет; Солянин Дмитрий Леонтьевич, 39 лет; Солянина Инна Дмитриевна, 11 лет; Солянин Юрий Дмитриевич, 7 лет; Солянина Людмила Дмитриевна, 3,5 года; Солянина Раиса Дмитриевна, 2 года; Аспидова Евгения Владимировна, 13 лет; Аспидов Николай Павлович, 12 лет». Таким образом, первыми жертвами первой фашистской бомбардировки города Курска в Великую Отечественную войну стали невинные подростки и дети… Как бы зло не рядилось в добро, его жертвами всегда становятся невинные и светлые люди.

Но и на сельском кладбище недалеко от алтаря разрушенного злом Успенского Капчинского храма, мы знаем, похоронено много светлых и добрых земляков, среди которых и священник Михаил, и танкист Великой Отечественной Кирилл, и десантник той же войны Садофий со своей женой Линой, которая в эти же военные годы водила паровоз по железной дороге, и много, много других великих тружеников, каких, возможно, и свет не видывал.

Ведь говорил же преподобный Серафим Саровский, что «на каждом кладбище есть святые мощи православных христиан», которыми больше всего на земле прославляется Господь и Пресвятая Богородица.

 

ЗНАТНАЯ

 

Бедная крестьянская изба. Мать погромыхивает чем-то на кухне у печи, потом вздыхает и начинает собираться на Богослужение. Вбегает старшая дочь. Мать выговаривает ей, что пора остепениться и тоже собираться в храм к Богу. Младшая дочь, тихая, покорная, сущий ангел уже готова идти в церковь. Все выходят из избы и идут по деревенской улице к Успенскому храму. Велика вера простого народа в заступление Пресвятой Богородицы, прошедшей на земле страдания, муки и смерть ради Сына Своего Единородного Христа и заблудший человеческий род.

Вот и церковные успенские ворота. Семья заходит с молитвой в храм. Матерь Божия принимает всех, обращающихся к Ней с искренними, разумными прошениями. Да Она и знает каждого, кто не только любит Ее, но кто даже равнодушен к вере и к Церкви Христовой. Младшенькая становится слева за входной дверью и многоумиленно стоит всю службу. Глаза у ней закрыты. Она вся погружена в молитву и переживания.

Вышеописанное не относится к Успенской церкви деревни Капчино Кадуйского района Вологодской области, но вполне могло быть и в ней. Случайно ли, что «восьмой столп России», как называл Блаженную старицу-чудотворицу Матрону Московскую (память 19 апреля по ст. стилю) праведный отец Иоанн Кронштадтский, родилась в бедной крестьянской семье и выросла в самой обычной религиозно-патриархальной обстановке русского православного мира? Конечно, нет. Господь избрал слепорожденное крестьянское дите для особого служения миру. Незнатная для мира греха, немощная по плоти, слепая и обезноженная Матронушка (ее имя с латинского переводится, как «знатная»), выносила на себе и продолжает утешать, исцелять и воодушевлять тысячи и тысячи людей по всей России и всему миру! Воспитанную в храме Успения Пресвятой Богородицы, Блаженную Матронушку знает Бог и все благочестивые люди земли. Вот чудо так чудо, не прекращающееся в веках! Дай-то Бог, чтобы мы любили все Божие, знали, что нужно для нашего спасения и исполняли одно спасительное. Помоги, Господи, зреть грехи свои и, зная их пагубность, отвращаться от всякого зла.

 

ПОБЕЖДАЮЩИЙ ЛЮБОВЬЮ

 

Имя Николай – любимое на Руси. В этом имени – Победа («Ника»). Но не только одна победа, потому что с греческого языка имя Николай переводится, как «побеждающий народ». Значит Николай – не простой победитель…

И в самом деле, победителей на разный лад у нас, слава Богу, хватает. Но много ли побеждающих народ? И что значит – побеждать народ?

Обратимся к самому любимому и почитаемому вот уже более 18 веков Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому. В каждом русском смиренном доме есть икона великого Николая Чудотворца. Народ убежден – Святитель Николай в силах быстро помочь в любой беде, во всех обстоятельствах и случаях жизни. Он, прежде всего - выручатель, помощник, спасатель. Он – как бы строгие и заботливые отец и мать слитно в одном лице. Так что, если не растеряешься и призовешь на помощь великого угодника Божия Николая Чудотворца, придет и помощь, и избавление, и чаемое разрешение самых сложных проблем. Иные спросят – откуда такое доверие к народному Святителю, жившему на земле столь давно, да к тому же прославленному далеко от пределов России? Ответ найдем на святой иконе, которая изображает Всемирного Святителя в архиерейском облачении и с Евангелием в руке. Ведь большой омофор и Слово Божие ему вручили Сам Господь и Пречистая Матерь Его! Видим, что более никто из святых Вселенской Православной Церкви не удостаивался такой небесной чести и не призывался на столь великое служение, как это было с архиепископом Николаем из далеких Мир Ликийских. И, конечно, сила такового служения не только не оскудевает, но и по мере угасания Любви Божией из-за чинимого людьми беззакония в мире, наоборот, возрастает.

Вот простой, наглядный пример – вплоть до 90-х годов прошлого века в единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви было прославлено 8 православных подвижников с именем Николай, а ныне их с Новомучениками Российскими уже 132! Где же победа смерти, где адова сила?

В соседней кадуйской деревне Шоборово когда-то была церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. На Николу Зимнего капчинцы имели благочестивый обычай - напрямую, преодолев по льду и снегу Колпь, быть на богослужении и участвовать в празднике во славу Николая Чудотворца. Без всякого сомнения, святые иконы Святителя были в капчинских церквях и в каждой избе. Святитель Николай и внешним видом очень похож на обычного крестьянского простолюдина, но, благодаря пламенной вере и кротости, стяжавшего невиданную силу Божию. Он как бы говорит нам, современным христианам: «Сложен только грех, а все Божие совершается в простоте и в доверии к Богу, Матери Божией и святым угодникам Его. Идите вслед Христу, чтобы не случилось, и я помогу вам».

Святитель Николай Чудотворец побеждает неустроения, злобу и маловерие силой Божией Любви в нем. Он побеждает всякую ненависть Небесной Любовью! Он невероятной силой действующей в нем Любви привлекает к себе и Богу всех, кто надеется не на земное преходящее и неверное человеческое, но на спасение во Христе. Святитель Николай побеждает народ тем, чем победил всякий народ Господь наш Иисус Христос – смирением, кротостью, милосердием, послушанием воле Отца Небесного, безропотным несением Креста.

 

НИКОЛАЕВСКАЯ-СУХАЧСКАЯ ЦЕРКОВЬ

 

Сухач – местность по берегам реки Колпь, берега высокие, песок, поэтому всегда сухо, отсюда и название. Церковь в различных источниках называется по-разному: Сухотско-Николаевская или Николаевская Сухачская. Церковь находится в самом конце деревни Шоборово, на обрыве, за ней – река Колпь. Сейчас от церкви остались только стены, все заросло травой, но внутри видны остатки фресок, которые сильно изуродованы вандалами.

Церковь святителя Николая в Сухачском погосте Белозерского уезда (ныне деревня Шоборово Кадуйского района) построена в 1820 году. Сухачский погост возник во второй половине XVI века на территории Бежецкой пятины первой Белозерской половины. Кубический объем храма в «два света» завершался полусферической кровлей и главой. В интерьере имелись росписи маслом, выполненные во второй половине XIХ века на темы жития святителя Николая. Церковь закрыта для богослужения в 1935 году и приспособлена под хозяйственные нужды, в настоящее время полуразрушена. Вторая деревянная церковь, теплая, построена в XVIII веке, неизвестного посвящения, ныне не существует.

Источник: Книга «Череповецкое музейное объединение» М., 2006,

с.30 материал М.Ю.Хрусталева.

Деревянный храм Живоначальной Троицы предположительно располагался рядом с храмом Св.Николая и имел приделы - Покрова Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова.

ЕЩЕ ОДИН ПРИХОД

Слава Богу, что нам помогли обнаружить живые свидетельства того времени и какие – святые! Еще недавно мы ничего не знали о Шоборовских храмах и вот теперь, пожалуйста, перед нами описание Шоборовского прихода! Разве это не чудо!!

Новгородский сборник под редакцией П. Богословского, Новгород, 1865 год описывает его в многочисленных подробностях. Именно сюда земляки - жители Капчино добирались на Зимнего Николу, чтобы участвовать в празднике.

Итак, приход Сухачский, Николаевской церкви, V класса. Приход Сухач когда и кем основан по актам неизвестно, но должно быть относится к древним временам; есть предание, что была здесь Литва и опустошала окрестности; он всегда был православным и постоянным.

Местность. Приход расположен на ровном полуоткрытом месте, окружен несколько лесом, стоит с четверть версты от реки Колпи; ширина ее приблизительно 30 сажень, глубина до 1,5 сажень, вода в Колпи чистая; нельзя совершенно сказать, что река рыбная, берега возвышенные и вообще песчаные, по реке производится сплав лесов и дров; судоходства не бывает, потому что во-первых, неоткуда, во-вторых, много мельниц, в третьих, и самая река Колпь по мелям во многих местах неудобна для судоходства.

Земля. Земли принадлежит церкви 200 десятин, из них под постройками, хозяйственными заведениями, огородами, коноплями 2 десятины 1216 сажень, под пожнями 178 десятин 1718 сажень, сенокосом и выгоном 6 десятин 1571 сажень, лесом две десятины 1800 сажень, неудобной 9 десятин 105 сажень. Земля песчаная, лес растет только дровяной сосновый, почти недостаточный для прихода.

Реки. На землях, принадлежащих приходу, протекает река Колпь и речка сплавная Маза, шириною до 3 сажень, глубиною до 2 аршин; Сара, шириною до 3 сажень, глубиною 0,5 аршина и Сиуч, шириною до 3 сажень, глубиною до 2 аршин. Река Колпь течет на протяжении 200 верст, впадает в судоходную реку Суду, а прочие в Колпь.

Пути сообщения. Приход расположен на проселочной дороге и отстоит от городов: Череповца и Утюжны на 80 верст. Сообщение с Устюжной в летнее время неудобно по причине болот.

Границы. Граничит с приходами Успенской Сухачской и Тройцкой танищской церкви и с пустопорожними местами разных владельцев.

Курганы. Есть один курган, о котором говорят, что будто бы Литва тут зарыла свое сокровище. В другом месте есть курганы, о коих говорят, что на этих местах были жители и тут находили будто бы сковороды и сковородники.

Содержание. Жалованья 136 рублей серебром в год. Дохода от продажи свечей, сборов кошельковых, кружечных от богомольцев и продажи хлеба получается, примерно полагая, до 200 рублей серебром.

Здания. Зданий каменных и деревянных имеется: церквей 3, одна каменная и две деревянные, часовен 4 деревянных, домов 5.

Селения. 1). Шоборово близ церкви, с трех сторон окружают ее песчаные поля и растущий по бору дровяной лес, с западной же стороны косогор, при коем протекает река Колпь – Старунья; прежде Колпь собственно здесь и протекала, но со временем приняла другое течение. Дорога проселочная удобная. 17 домов, из них 1 деревянный белый, а прочие курные.

2). Верхний Двор, строит на высоком месте, при нем протекает другая Старунья из той же Колпи; 33 двора, из них 5 белых, а прочие курные.

3,4, и 5 деревни: Сиуч, Балмасово и Сарская, эти три селения находятся при протекающих небольших речках Сиучи и Саре, у коих берега крутые иловатые, и поэтому с этих сторон селения имеют гористую местность, с других окружены песчаными полями и за ними частью болотистыми местами с растущим дровяным лесом. В Сиуче 34, Балмасове 10, Сарской 7 домов, из них в Сиучи 8 белых, в Балмасове 3, Сарской 2.

6). Сельцо Маза на речке Мазе, у которой берега крутые и поэтому с этой стороны сельцо имеет местность гористую, с прочих же сторон окружают как и прочие селения песчаные и растущий строевой дровяной лес, 13 домов, из них 4 белые.

7. Сельцо Бор, поблизости речки Куток, имеет с одной стороны небольшую гористую местность, с других окружен песчаными полями и за ними по бору растущим строевым и дровяным лесом. 14 домов, из них почти все белые.

8). Деревня Захран, находится при протекающем ручье Захран, окружена со всех сторон песчаными полями, а за ними по бору растущим строевым и дровяным лесом; 39 домов, их них 5 белых, а прочие курные.

9). Деревня Нивы Устюжского уезда, стоит при речке Сиуч, окружена со всех сторон песчаными полями и лесом, 6 домов и все курные. В приходе постройка вообще вся деревянная, жители все православного вероисповедания, кроме них есть две семьи поселившихся в помещичьем имении на аренде, одна семья православного вероисповедания, а другая католического исповедания.

(Выписки из «Новгородские Епархиальных Ведомостей» 1887 год, №8)

 

«Причту и старосте Николаевской Сухачской церкви Череповецкого уезда разрешено в деревянном храме Живоначальной Троицы перебрать и исправить полы, иконостас обновить и позолотить двойником, стены обшить картонной бумагой и окрасить голубой краской, а также перебрать полы и перекрасить иконостас в приделах Покрова Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова на средства прихожан, 15 апреля»

 

1893 год, №7

«Причту и старосте Николаевской Сухачской церкви разрешено отремонтировать церковь на средства прихожан, 14 марта»

Священники: 1864-1867 - Кантатов Михаил;1867 – 1908 Соколов Петр Андреевич;1908 – 1933(34) - Богоявленский Михаил Алексеевич

Псаломщики: 1875 – 1895 (уволен за штат) Зверев Иван (до 1875 года пономарь)

1895 - Остряков Кирилл; 1918 - Василий Пятницкий

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Эту старинную народную песню я случайно обнаружил в «Интернете» и был несказанно рад ей, словно встретился с самым дорогим и близким мне человеком. Более того, удалось даже прослушать ее в исполнении двух моих землячек, жительниц соседней с нашим Капчиным деревни Шоборово – Зои Степановны Сазоновой и Марии Петровны Петровой.

Уродилась я,
Как во поле былинка.
Моя молодость прошла
На чужой сторонке.

Во чужой да стороне,
Всё по людям,
Где качала я детей,
Тут коров доила.

Подоила я коров,
Молоко цедила.
Процедила молоко,
Детушек поила.

Напоила детушек,
В хоровод ходила.
В хороводе я была
Девица красива.

Не красива да бедна,
Плохо я одета.
Никто замуж не берёт
Девушку за это.

Пойду с горя в монастырь,
Богу помолюся.
Пред иконою святой
Низко поклонюся.

Ой, не даст ли мне Господь
Доли той счастливой.
Не полюбит ли меня
Молодец красивый.

Ой, у птицы есть птенцы,
У лисицы дети.
У меня, у сироты
Никого на свете.

 

Только мама поет обычно последние четыре куплета. Как эта простосердечная песня разительно отличается от тех, которые мы ежедневно слышим по радио и телевидению! Настоящей русской народной песни сегодня почти не слышно… Однобокая коммерцилизация всей России практически задушила древние народные напевы. Кто сегодня слышит не то что пение - голос сирот, вдов, стариков?.. Вот и звучит старинная русская песня в основном в домашних условиях и то из уст повидавших на своем веку горе и скорби женщин. «Раньше в Капчино, хоть с ног от усталости валились, но без песни никогда не обходилось», - вспоминает мама, - споешь, и откуда силы снова появляются!» Нам укажут на сцены и подмостки, но речь идет о другом – когда народ запоет на полях и дачных участках во время работы? Когда естественное веселие, сопровождаемое песней, станет нормой жизни? Почему «народ безмолвствует» (Пушкин «Борис Годунов»)? Потому, что ему, мягко говоря, не до песен. Поддержание народного духа нуждается не сколько в распространенном по всей Руси юморе, но в русских народных напевах. В этом смысле тон могли бы задать певческие силы возрождаемых ныне русских монастырей.

Удивительно поют певчие курского храма во славу преподобного Серафима Саровского и Курских святых! В их пении явно различимы голоса страдающего русского народа: то жалоба Богу и Матери Божией, то тихий плач, то сетование на беспощадность вездесущего греха, то твердое упование на помощь святых угодников… И внутренний плач уже овладевает жаждущей святости душой. А после молитвы и слез наступает неминуемое утешение и решимость идти крестным Господним путем.

Если отрешиться от неумолчного шума житейского моря страстей, то в наступившей домашней тишине нельзя не услышать тихое пение нашей мамы - простой русской деревенской женщины, ее воздыхания и слезы, за которыми обязательно последуют облегчение души и сердца, воссияет воодушевление и никем не отменяемая радость. Значит, русской песне жить в веках.

ЗЕЛЕНЫЙ СУНДУК

 

Вологодский народ, в основе своей православный, простой, радушный, трудолюбивый, любит укоренившиеся на Руси традиции и обычаи, прежде всего, конечно, духовные. Иначе чем же можно объяснить, что народ продолжает жить вечными православными ценностями, а власти то одних идей придерживается, то других. «Молитва и труд все перетрут», - гласит неистребимая народная мудрость.

Работящему и любящему истинную красоту народу дорого буквально все, с чем связаны его жизнь и быт. Известно из рассказа самого Сергея Есенина, что он к Блоку пришел с «сундучком». Каков оказался на самом деле творческий сундучок Есенина знает весь мир!

Интересно о своем деревенском приданном рассказала мне моя матушка: «Я богатая невеста была… Иные косились из-за то, что у меня было осеннее и зимнее пальто, валенки, две шали – одна вязаная, другая бабушкина беловато-серая… Сижу на сундуке своем с приданым, вяжу спицами и в ус не дую…».

А в деревянном зеленом сундуке, сработанном моим отцом Максимом, хранилось следующее приданное:

-полог над кроватью из тонкого материала (защита от комаров);

-одеяло кубовое (верх – синий-синий сатиновый, а подкладка зеленая);

-три домотканые салфетки заберные;

-отрезы разного материала;

-платья (одно из парашютного шелка, второе сатиновое и др.);

-вышитые полотенца старинные с кружевами

Дала мне моя родимая в приданное корову Букарку - черную с белыми отметинами.

Любимую корову скоро пришлось продать, так как в районном центре Бабаево, куда я вышла замуж, покосов тогда не давали. Корову до сих пор жалко до слез. Тряпок не так жаль, как родную, любимицу Букарку».

Мама сильно разволновалась и расчувствовалась. А вглядывался в любимые, дорогие сердцу черты и пытался в них уловить то, что было от родного моего деда Максима. Его я ни разу в жизни не видел ни наяву, ни на фотографии, его убили в Сибири…

А зеленый дедов сундук до сих пор стоит на нашей веранде. Мама в нем хранит всякую всячину, чтобы никакая мышь не пролезла и не истребила содержимое старинного родового сундука.

РОМАНОВЫ

 

Кроме Сусаниных, в деревне Капчино Кадуйского района Вологодской области были и свои Романовы.

Скорее всего, небольшая русская деревенька в самой глубинке России не заметила приход революции в феврале 1917 года. Все невиданные доселе несчастья и беды у многолюдной и преуспевающей деревушки были еще впереди…

Жена у Дмитрия Романова померла рано от дизентерии. А семья была большая – 13 детей. Севостьян Романов был последним ребенком. Воевал в империалистическую войну. Был на ней отравлен газом. С тех пор болел. За него-то и вышла наша бабушка Клавдия замуж. Любили они друг друга. Севостьян (Севастиан) был молодой, красивый, черноватый.

Почему Романовы поменяли фамилию на Устиновых, остается загадкой. Но на ум приходит одно рассуждение – опасно было в те бурные, безбожные годы вообще носить царскую фамилию – Романовы. Враги люто ненавидели не только всех Романовых, но даже тех, кто в деревне жил своим трудом чуть побогаче. Такие наследовали участь Царской фамилии – были «раскулачены» и выселены с глаз долой, просто уничтожены. Поэтому нельзя никого ни в чем обвинять, так как неизвестно, как мы бы поступили в условиях непрерывного издевательства и мучений. Однако жизнь капчинских Романовых – Устиновых сложилась весьма и весьма трагически – не дожив одного года сначала умирает первенец Ангелина, а за ней мальчик Витя, полутора лет. От воспаления легких мучительно погибает в совсем молодом возрасте Севостьян. Моя бабушка потом выйдет второй раз замуж – за Максима Карасева. Будет семья, трое деточек, среди которых моя матушка. Будет поездка в Сибирь, но бабушка вернется оттуда в деревню с детьми уже одна и так проживет до 88 лет… Февраль 1986 года станет последним полным месяцем в ее угасающей жизни… До самой кончины не упоминала она имени второго мужа, который, по некоторым сведениям, женился и имел двух детей там в Сибири, но был ограблен и убит… Так и не привелось увидеть нам своего родного дедушку. Любила и чтила Клавдия Васильевна всегда одного возлюбленного своего, единственного Севостьяна и завещала похоронить рядом с ним, с Леночкой и Витюшей. Завещание было исполнено в точности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: