Каратыгин Михаил Савич - 1856 г.р., окончил Белозерское духовное училище в 1873 году, Новгородскую духовную семинарию в 1880 году по второму разряду. 11 глава




Лес у дороги стал постепенно редеть, показались первые кресты. Ничего нет прочнее их на земле, да и на небе. Небо может нахмуриться, и, вообще, измениться на разные лады земная природа, но кресты остаются крестами – орудиями воскресения в нетленную жизнь Святого Духа. Сами собою уста стали творить смиренное заупокойное прошение: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, здесь и повсюду лежащих православных христиан…». Когда-то на этом погосте было два храма – Богородичный Успенский и великомученицы Параскевы Пятницы. Стоял дом батюшки. То есть это место было Богослужебным, прихрамовым, Успенско-Богородичным, вселяющим уверенность не в призрачное «светлое будущее», но в Жизнь нестареющих духовных преображений.

Не смотря на то, что сегодня на Святой Успенской горе пусто, это изрядно заросшее летом место сохраняет естественную простоту, добросердечность и отрешенность от всего житейского, наносного. Все на погосте выглядит кротко и смиренно. Здесь приходит на сердце афонская мудрость: «Мы стали, как они, вы станете тем, кем стали мы»… Вот подряд стоят несколько обновленных деревянных крестов. Не здесь ли почти в центре кладбища находится могила нашего деда и его сродников? Тогда никто не писал на крестах табличек. Спросить не у кого… «Кажется, где-то рядом они и похоронены», - раздается голос брата. Он читает имена односельчан. «Тут у могил я, маленький, любил ежевику собирать», - признается он и умолкает. Ему, судя по всему, как той рубцовской девочке не было печально на кладбище в детстве.

Мы вынуждены разделиться, чтобы расширить сектор поисков бабушкиной могилы. И вот, наконец, место последнего упокоения бабушки найдено: металлическая оградка, два креста на обложенных дерном могилках, а справа у оградки еще две маленьких детских могилки… Сначала выпололи траву в оградке, поклонились, посидели тут же на скамеечке с небольшим врытым в землю столиком. Помянули незабвенную рабу Божию и усопших красным вином. «С бабушкой-то и винца немного, бывало, пропустишь», - тихо говорил расстроенный брат. Мы молча тянули с ним красное вино посреди заросшего травой и малиновыми кустами деревенского погоста. Мохнатый шмель опустился и сел на поминальный хлеб. Солнце давно наполнило светом лесную чащу и раскинувшееся неподалеку поле с созревшим овсом и небесными васильками посреди него.

За полем изредка погромыхивали и стучали колесами проходящие мимо поезда. Так было здесь много лет назад. И так будет, дай Бог, еще долгое время.

 

СВЯЗЬ ЭПОХ, ВРЕМЕН, МОЛИТВ

 

Что может самым непосредственным, священным образом связывать нашу родовую вологодскую деревню Капчино, родной Кирилло-Белозерский монастырь, соседний Тихвин, древний Владимир, благословенный Саров, родимый Курск, любезный поселок Верховажье, старинную Псково-Печерскую Лавру, небесные Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры и, наконец, Первопрестольную Москву? И это далеко не полное перечисление всех великорусских и малороссийских святых мест, объединенных тем, что в них веками особо прославляется имя Пресвятой Богородицы, праздник Ее Всечестного и Всеславного Успения. Не им ли, прежде всего, Небесная Царица, речет с небес: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни». Кто из людей дерзнет заявить подобное этому Богородичному святому заверению? Видим, и прекрасно знаем, что никто, что дни наши на земле кратки, а загробное будущее чаще всего страшит нас, многогрешных, и все как раз потому, что на земле мы большей частью не радуемся духовно, а влачим однобокое материальное существование. И если нас не радует святость, то на что мы, несчастные, надеемся?

Давно похоронены те, кто сносил каменную кладбищенскую церковь Успения Пресвятой Богородицы в вологодской деревушке Капчино. Сама память о них предана забвению. Но люди не забывают о том, что здесь стоял Успенский храм и церковь великомученицы Параскевы Пятницы. Есть надежда, что более благодарные потомки восстановят поруганные святыни. И тогда над дорогими могилками, в их числе родной бабушки Клавдии Васильевны Карасевой, зазвучат пасхальные песнопения и колокольные звоны.

Восстанавливается богослужебная, литургическая жизнь в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре – необоримой Северной цитадели, которая своим основанием обязана Самой Пречистой Деве Марии. Приготовленное Богородицей место спасения сподвижника преподобного Сергия Радонежского – Кирилла отныне есть место рождения измученных грехами и страстями человеческих душ в жизнь, полную надежд и радостей. Интересно, что внешним видом скромная и смиренная Успенская церковь Кирилло-Белозерского монастыря чем-то напоминает Киево-Печерский собор Успения Божией Матери. К сожалению, на 1. 01. 2012 года мы не знаем, как даже выглядели Капчинские храмы, но остается надежда, что у потомков капчинских батюшек остались и фотографии и описания обоих церквей.

На средства Московского Великого князя Василия III и по образу Успенского собора Московского Кремля строилась в Тихвинской обители каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Здесь с 9 июля 2004 года снова пребывает Чудотворная Тихвинская Икона Божией Матери, возвращенная из США. Нам же радостно вдвойне, потому что Тихвинскую Богородичную обитель посещали многие капчинские верующие старожилы и, в том числе, наша бабушка Клавдия Васильевна.

И вот что интересно – в свою очередь Владимирский Успенский кафедральный собор послужил прототипом одноименного главного собора всей России в Москве. А Саровская Успенская пустынь, когда в ней подвизался преподобный Серафим Саровский, одно время находилась под управлением архипастырей Владимирской епархии. Отец Серафим был посвящен в иеродиакона Преосвященным Виктором, епископом Владимирским и Муромским. Успенский Владимирский собор стоит на высокой круче и всем своим видом свидетельствует о Великой, Древней и Святой Руси.

Оказывается самый древний каменный собор города Вологды – Софийский был вначале освящен, как Успенский Богородичный. Так что град Вологду можно величать, как прикровенный град Пресвятой Владычицы нашей Богородицы!

Трагическая участь постигла главный Успенский собор Успенской Саровской обители, построенный на средства преподобной Александры (Мельгуновой) Дивеевской по образцу Успенского Киево-Печерского собора. У юго-восточной стороны Саровского Успенского собора первоначально был погребен преподобный Серафим Саровский. Храм после переворота 1917 года был взорван.

Но вот диво так диво, что в Четвертом Всемирном уделе матери Божией на земле начато строительство нового Успенского собора! Прославлению славного Успения Пресвятой Богородицы нет конца!

В Курской епархии, например, насчитывается 15 Успенских храмов и один Успенский приход (на 1.01.2009 г.). Когда-то на курской улице Успенской, а ныне Антокольского, расположился Успенский храм, помещение которого принадлежит старообрядческой общине. А Успенско-Никитская церковь, располагающаяся в черте городского воинского мемориала, как две капли воды схожа со Знаменской церковью в курском селе Тазово, где проходит крестный ход с Иконой Пресвятой Богородицы «Знаменье» Курской-Коренной (только в Курске Успенско-Никитский храм двух, а не трехпрестольный). Весьма примечательно, что прихожане Успенско-Никитского храма уверены, что мать преподобного Серафима Саровского – Агафия Фотиевна, а также родные брат и сестра о.Серафима – Алексий и Параскева покоятся у алтарной части храма справа. Верующие показывают даже место захоронения родных Преподобного Серафима Саровского, но доказательств того, что это действительно место их последнего упокоения пока нет.

А еще кафедральными соборами Дагестана и Дамаска (Сирии) тоже являются Успенскими…

Простой верующий народ давно почитает праздник Успения Пресвятой Богородицы, как Богородичную Пасху. Воскресение Пресвятой Богородицы есть воскресение всех верных Христу душ и сердец, чающих не кратковременного земного благополучия, но непрерывного духовного совершенствования, которое без Бога немыслимо и невозможно. Наверное, с такими и еще более светлыми чувствами приступали в 1755 году к строительству большого Успенского храма жители далекого вологодского поселка Верховажье, что на стыке с Архангельской областью. Здесь молился юный Михаил Ломоносов, а также Государыня Императрица Екатерина II. Каменный храм «У Пречистой на Ваге» постепенно приобретает былой величавый вид. Священники этого храма продолжают, не смотря на все трудности, окормлять паству в незабытых только Богом и ближними деревнях, в том числе родовой деревне моей супруги – Бор, где чудом сохранился едва ли не один из самых древних 300-летних деревянных храмов Вологодчины – Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Главки Успенского пещерного храма Псково-Печерской Лавры сделаны по типу глав соборного храма Киево-Печерской Лавры, олицетворяя духовную преемственность Всемирного Киевского удела Пресвятой Богородицы, основанного выходцем из Курска преподобным Феодосием Печерским вместе с его наставником преподобным Антонием, с древней Псково-Печерской Успенской обителью. У восточной стены второго Свято-Успенского (Святогорского) собора погребен первый поэт Руси – Александр Пушкин.

Необычная архитектура Успенского Киево-Печерского храма (освящен 14 августа 1089г.) была показана его строителям Самой Владычицей Богородицей. Царица Небесная также вручила устроителям Лавры Икону Своего Успения. Киево-Печерская Успенская Лавра стала колыбелью всего русского монашества, а преподобный Феодосий Печерский был первым из русских иноков причислен к лику святых. Великая Печерская Успенская церковь стала образцом для нового типа больших монастырских и городских церквей на Руси. Первоначально в Успенском Лаврском соборе пребывали мощи преподобного Феодосия, небесного гражданина города Курска. Сюда на поклонение приходил преподобный Серафим Саровский. Каждый Русский Государь считал своим долгом посетить Киевскую Святыню. 3 ноября 1941 года Свято-Успенский собор был взорван, а Лавра превращена в культурно-исторический заповедник. После возобновления богослужений в Лавре с 1988 года снова замироточили честные главы святых угодников. Из руин восстановлен красивейший Успенский собор.

Почаевская Успенская Лавра до сих пор хранит великое чудо Пресвятой Богородицы, материализованное на камне, словно на мягком воске, – Ее правую цельбоносную Стопу. «Вот Я хожу по земле и вам помогаю», - вещает нам эта Богородичная Стопа. И вот на этом же месте возникает чудотворный источник. А мы сразу вспоминаем Дивеево со Святой Канавкой, по которой прошли Стопочки Царицы Небесной, и, конечно, нашу Курскую Коренную пустынь, когда при корне древа была обнаружена Богородичная Икона «Знамение», то с этого места явления сразу забил мощный, полноводный источник, который не прекращается и до сего дня. Никакое временное зло не в состоянии остановить, прекратить, ликвидировать воды Живой, Вечной Святости… Успенский Почаевский собор есть молитва в камне, вознесенная к Творцу видимого и невидимого с огромной скалы. Собор как бы парит над всем земным, преходящим и бренным, показывая, каким должен быть истинно верующий православный христианин не на словах и в намерениях, но на деле. Верим, что по Своим всесильным молитвам Матерь Бога нашего не оставляет и Свой капчинский приход.

Успенский Московский собор становится главным храмом стольного града Москвы и всего Российского государства. С 1395 года в соборе находилась Владимирская Икона Божией Матери, перед которой происходило венчание на царство Московских Государей и избрание русских Митрополитов и Патриархов.

А еще, Успенский храм в родовом селе Овстуг (ныне Брянская область) строил дед великого русского поэта Ф.Тютчева.

Итак, Пресвятая Владычица Богородица спасает, избавляет, связывает, объединяет и собирает все то, что еще способно к творческой духовной любви и совершенству, что достойно Царствия Божия. И так будет на земле до того многопечального времени, пока внутри людей окончательно не иссякнет стремление, по примеру Пресвятой Богородицы, выручать, помогать, жертвовать, терпеть, любить, страдать и молиться. Совершать святое богоугодное дело со страхом и трепетом можно везде, независимо от того, где это происходит: в маленькой деревушке или многолюдном городе. В городе даже труднее осуществить подвиг покаяния и обожения. Вспомним, что не смиренные деревни, а погрязшие в сластолюбивом грехе города Содом и Гоморра стали местом чрезвычайных казней Божиих. Впрочем, и города и деревни касается одна страшная правда, заключенная в народном признании: «Если на одном конце деревни вешают, то на другом не перестают грешить». Поэтому, городской кто житель или деревенский труженик, блюдись от греха и сотвори противоположное ему, и спасешься.

 

СВЯЩЕННАЯ ПАМЯТЬ

 

Многие еще помнят такие строки из советской военной песни: «Священную память храня обо всем…» (ее исполнял белорусский ансамбль «Песняры»). Поэтому получив нижеприведенную информацию от Ирины Орищенко из г.Севастополь, мы сочли за честь поместить ее в нашей теперь далеко не символической «Книге Родства». В ней история одного рода капчинского священника - отца Михаила (Каратыгина):

1. Коротыгин Савва Никифорович (1818 – 1881).

В ведомости церкви Пророка Илии в селе Бизяево Белозерского уезда за 1872 год указано: «Заштатный дьячок Савва Никифоров Коротыгин, 54 года, дьяческий сын. По окончании курса в Белозерском училище в 1836 году указом консистории определен в пономари к сей церкви. 31 марта 1837 года посвящен в стихарь Преосвященным Анастасием епископом Старорусским. 2 декабря 1839 года переименован во дьячка к сей церкви. В семействе у него жена Александра Иванова, 56 лет. Дети их: Павел Коротыгин, 24 года, уволенный в епархиальное ведомство из филосовского класса Новгородской семинарии находится сельским учителем в Воскресенской школе; Михаил, 16 лет, обучается в Белозерском духовном училище в 4-м классе». В графе «Кто кому в каком родстве» записано: «Тесть дьячку Василию Александрову Богословскому». За В.А. Богословским была замужем дочь С.Н. Коротыгина Мария, в возрасте 32 лет.

В ведомости церкви за 1886 год в разделе о «сиротствующих» записано: «Умершего в 1881 году заштатного дьячка Саввы Коротыгина жена, вдова, Александра Иванова. Живет в доме дочери своей, вдовы Марьи Богословской. Пособие от попечительства не получает»

2/1. Каратыгин (Коротыгин) Евграф Саввич. Окончил «причетнический» класс Белозерского духовного училища в 1855 году, в начале 1870-х годов - волостной писарь в "Перкумце" Белозерского уезда. До 1876 года – дьячок Белозерской Градской Петропавловской церкви. 10 января 1876 года определен псаломщиком к Иловской церкви Белозерского уезда.

3/1. Каратыгин Евгений Саввич (~1843-15.11.1874), окончил Белозерское духовное училище в 1861 году и Новгородскую духовную семинарию в 1867 году по первому разряду, 12 июня 1870 года рукоположен в сан священника к Троицкой Варнакушской церкви Белозерского уезда. Умер от чахотки. Жена: Мария Васильева, 22 года (1872).

4/1. Каратыгина Мария Саввична, ~1840 г.р., жена дьячка Ильинской Бизяевской церкви Богословского Василия Александровича. В 1886 году – вдова.

5/1. Каратыгин Павел Саввич, ~1848 г.р., окончил Белозерское духовное училище в 1865 году по второму разряду, уволен в епархиальное ведомство из философского класса Новгородской духовной семинарии. Эконом Белозерского духовного училища. В 1872 году учитель Воскресенской школы. 1888 – 1896 – священник Люботинской церкви Устюженского уезда, награжден набедренником. 1889/90 – законоучитель и учитель Люботинской церковно-приходской школы. 1905,1906 год – священник Ельницкой церкви Белозерского уезда.

Каратыгин Михаил Савич - 1856 г.р., окончил Белозерское духовное училище в 1873 году, Новгородскую духовную семинарию в 1880 году по второму разряду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: