Некролог «Памяти почившего пастыря».




(Новгородские епархиальные ведомости №27, 1916 г.)

19 мая в 2 часа ночи волею Божией скончался на 61 году от рождения священник Успенско-Пятницкой церкви Белозерского уезда о. Михаил Каратыгин. По окончании курса в Новгородской духовной семинарии в 1882 году покойный состоял 8 лет учителем и законоучителем Боровского земского училища в Николаевском Сухачском приходе.

11 июля 1888 года рукоположен во священники к Успенской Сухачской церкви Белозерского уезда, где и прослужил в сане священника 28 лет.

Немало трудов почивший пастырь понес в своих стараньях и заботах о благолепии и благоустроении храмов в своем приходе. При поступлении его в Успенский приход был один каменный, маловместительный храм в честь Успения Божией Матери.

Его энергичным стремлением и житейской мудростью не только ремонтировался и благоукрашался каменный храм, но воздвигнут новый, деревянный обширный и благолепный храм в честь Святой Мученицы Параскевы.

Несмотря на будничный день, отдать последний долг умершему во множестве собрались прихожане. Ко дню погребения прибыл о. благочинный священник Шужболенской церкви Иоанн Мирославский, брат покойного о. Павел Каратыгин, три священника округа и диакон Троицко-Танищской церкви. Накануне был совершен парастас перед гробом умершего. Раннюю литургию совершал отец Павел Каратыгин, после которой был вынос покойного в церковь. Позднюю литургию совершали 4 священника и диакон. Перед отпеванием священником Михаилом Богоявленским было произнесено прощальное слово умершему, а пред прощанием и целованием священником о. Глебом Орловым. Затем тело умершего священноиерея Михаила было отнесено его собратьями на место вечного успокоения близ нового, им созданного Храма ( священник Николаевкой Сухачской церкви Михаил Богоявленский).

 

7/5. Каратыгина Елизавета Павловна, 22 октября 1883 года рождения, обучалась в Царскосельском женском епархиальном училище.

8/5. Каратыгина Калерия Павловна, 20 июня 1886 года рождения, обучалась в Царскосельском женском епархиальном училище.

9/5. Каратыгин Алексей Павлович. Родился приблизительно в 1889(1892) в с. Люботины (Великое Село) Мегринской волости Устюженского уезда Новгородской губернии. 1933-1938 – священник в с. Григино Пестовского района Ленинградской области. Арестован 4 апреля 1933 года, 26 июля 1933 года осужден по ст. 58-10 УК РСФСР и приговорен к 3-м годам лагерей. В 4.03.1938 году арестован повторно в с. Усть-Кировское (Кирве) 20 марта 1938 года приговорен к расстрелу. Расстрелян в Ленинграде, место захоронения – Левашовская Пустошь. Реабилитирован 16.01.1989 года Указом Президиума Верховного Совета СССР по 1933 году.

10/5. Каратыгин Иван Павлович. Родился в1889 году в с. Люботины (Великое Село) Мегринской волости Устюженского уезда Новгородской губернии. Священник в с. Покров-Молога Пестовского района Новгородской области. Арестован 22.04.1938 года.Приговор: дело прекращено, освобожден 17.04.1939 Жена – Инюшина Екатерина Ивановна.

11/6. Каратыгина Елизавета Михайловна, 21 августа 1884 года рождения, обучалась в Царскосельском женском епархиальном училище, учительница. 1906-1910 – заведующая Воронинской библиотекой (Боровская волость, Белозерский уезд). Библиотека открыта в 1905 году.

12/6. Каратыгин Василий Михайлович, родился 22 мая 1887 года, крещен 26 мая, восприемники: священник Николаевской Сухачской церкви Петр Соколов и окончившая курс Новгородской гимназии Павла Петрова Соколова.

Умер 15 марта 1890 года «от обжега».

13/6. Каратыгин Василий Михайлович - родился 14 (26) апреля 1890 года, крещен 17 апреля. Восприемники: учитель Череповецкого реального училища Григорий Андреев Зорин и жена священника Николаевской Сухачской церкви Серафима Соколова. Крестил священник Николаевской Сухачской церкви Петр Соколов и псаломщик Николай Светлов.Окончил Новгородскую духовную семинарию (1910) и Томский университет (1915).Василий Михайлович являлся основателем и зав. клиники госпитальной терапии Свердловского медицинского института (1934-1959), профессор (1934), доктор медицинских наук (1935).Во время Великой Отечественной войны Василий Михайлович был главным терапевтом управления эвакогоспиталей и главным терапевтом Свердловского областного здравотдела. Каратыгин Василий Михайлович являлся основателем уральской школы гастроэнтерологии, автор более 90 научных работ, в том числе трех монографий по проблемам гельминтологии и паразитологии, новых методов диагностики. Награжден орденом Красной Звезды.Василий Михайлович был женат на Зориной Марии Григорьевне, дочери Зориной (Соколовой) Павлы Петровны. Умер Василий Михайлович 24 февраля 1968 года в Свердловске.

14/6. Зинаида Михайловна Каратыгина, родилась 26 сентября 1893 года, крещена 28 сентября, восприемники: дочь священника Елизавета Каратыгина. Крестил священник Николаевской Сухачской церкви Петр Соколов и псаломщик Светлов.

15/6. Ольга Михайловна Пятницкая (Каратыгина), жена священника Успенской Сухачской церкви Иоанна Пятницкого. Сын – Леонид, 2.08.1917 года рождения.

( Родословная составлена на основании документов:ГИАНО. Ф.480. Оп.1. Д. 3303. Л.60об.-61, 86об.-87.Д.3458. Л.339об.-340.ГАВО. Ф.496. Оп.27. Д.8. Л.Д.10.Л.56,71,148Оп.50.Д.170.Л.160,175;Бронзов А.А. Белозерское духовное училище за сто лет его существования (1809-1909 г.г.) – Сергиев Посад. Типография Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1909. С.625,632,636,64;.Новгородские епархиальныеведомости№2,1876 г., №19, 1906 г;, №24,27, 1916 г.Использован материал Уральской Исторической Энциклопедии - https://www.ural.ru/spec/ency/encyclopaedia-%EA-897.html)

ПАМЯТЬ

Мы с мамой сидим за кухонным столом. Окно на кухне большое. В него смотрится наша старая сирень и часть соседского дома с единственным окном – это библиотека. А дальше дома Старого завода, огороды, бани у еле приметной Бурновки, совсем далекая труба санатория и высокий гребень сосен Каменной горы… Одним словом, целая панорама. Справа от окна в самой кухне висит Почаевская икона Божией Матери, которая так очень нравилась отцу, тут же фотографии курских внучек. А слева за газовой плитой, в углу небольшой образ Господа Иисуса Христа.

Неспешно топится печка-плита. Мама снова и снова вспоминает долгую восьмидесятилетнюю жизнь. Вдруг она погружается в глубокое раздумье и, спустя некоторое время, тихо говорит: «Надо бы доски памятные установить». Осторожно спрашиваю: «Где, мама?» Она также тихо отвечает: «Прямо в деревне по домам. Особенно, кто ушел на фронт и не вернулся».

Мне припомнились другие ее слова, сказанные ранее в разговоре: «Сначала деревню закабалили колхозами. Лучших побили, выселили, а молодых на войне поубивали – вот и не стало деревни…» Да, не все еще понимают, что причина разорения русских деревень как раз и состоит в том, что они отдали себя в жертву, взошли на Голгофу, дабы другие могли жить в мире и благополучии…

Хорошо бы в уцелевших деревнях и селах поставить памятные доски в честь убитых и пострадавших. Хорошо бы составить списки, своего рода синодики, всех деревень с их жителями, от которых на карте России не осталось и следа, чтобы они хранились в районных краеведческих музеях. Очень хорошо от сердца с чувством помолиться о здравии ныне там живущих и упокоении усопших наших братьев и сестер.

 

ОТ КРЕЩЕНИЯ ДО УСПЕНИЯ

 

Когда берутся рассуждать о внешней жизни человека, то обычно начинают с его появления на свет, то есть физического, плотского рождения. Но это на поверхности. На самом деле в земной и далеко несовершенный мир рождается образ Божий. Наши многочисленные оппоненты заявят нам: «Почему же Божий?» А, хоть и нехорошо это, но ответим им вопросом: «Неужели же иным, другим образом? Неужели приятно своим предком считать обезьяну или того чище?» Итак, либо человек – образ Божий и призван к Божией святости (к уподоблению Богу), либо он – образ всего остального к Богу не относящегося, и тогда, действительно становится страшно! Ф.М.Достоевский откликнулся на такую постановку вопроса следующим исповеданием веры: «Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы мне кто доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы остаться со Христом, нежели с истиной». Но это исповедание Достоевский мучительно выстрадал опытом. И только опытно познается, чем же отличается добро от зла, и что такое благость Божия и немилость бесовская. Хочешь верить, берись за дела веры, и дело все покажет. Как бы не утверждали язычники, что они де хороши, но дела выдают их с головой, начиная от убийства первых мучеников за веру – боярина Федора и сына его Иоанна и, например, убийством поэта-мученика Рубцова поэтессой Дербиной, склонной к языческому мистификаторству. Так что, нехристианство не так уж безобидно, как оно себя рекламирует со всех сторон, рядясь в одежды «мира», «благотворения», «бога», «любви» и пр..

Много говорят и пишут о тайне России, о тайне русской души и так далее. Но все это так и останется на уровне рассуждений, если человек не возьмется жить опытно в Церкви, в Церковных Таинствах. Жизнь – это воцерковление, обожение из человека-грешника («в беззаконии зачат есмь и во грехе родила меня мати моя») в богочеловека, то есть облечение во Христа-Бога. Почему же во Христа Сына Божия? Да потому, что Бог стал Человеком ради спасения человека от зла, в которое он впал по своей собственной прихоти, и теперь должен исправиться по воле Божией, преодолев силу греха. Бог спасает, Святая Троица освобождает и более никто ни на земле, ни на небе, хоть бы об этом объявляли на каждом шагу иные горе-освободители. Поэтому реально, на деле всечеловеки возможны только в одном Православном Христианстве - наиболее полном и всеблагодатном Откровении Божией Любви к людям. Заметьте, речь идет не о пресловутом «интернационализме» или «гражданах мира» и даже не «общечеловеках», а именно о всечеловеках во Христе. Во Христе Бога всяк таинственен, и непостижим, и всемирен, и даже надмирен. Смотрите, какую Славу и силу возымела благочестивая дщерь человеческая – Пресвятая Дева Мария, что Она стала не просто Матерью человечества, но Царицей Небесной, власть которой на земле и на Небе кто поймет? «Кто взойдет на гору Господню?» или объяснит Божие, если не проникнется Свыше великой Любовью к Богу и к всякому творению Божию? Русский народ потому-то и танственен, потому-то и непонятен «чужеземным мудрецам», что он православный боголюбивый народ, народ – носитель Креста Господня, то есть народ-богоносец. Ведь понести Бога может только тот, кто носит крест. А крест есть терпение души во всяких обстоятельствах, благодушное терпение до конца, которым и обезоруживается, обессиливается зло и только им одним смиренномудрым терпением во славу Божию.

Отказ от креста – это стало теперь самой серьезной духовной болезнью. Это тоже, что отказ от скорбей. Скорби считаются дурным, горьким наваждением. Иные говорят, если бы, мол, не просчитались, хорошенько бы все продумали и аккуратно исполнили, то все было бы в ажуре. Отказ от скорбей – это отказ от воспитания скорбями в человеке богоподобного смирения, а без смирения человек – хуже беса. Да и бесов современный человек не очень-то признает, сворачивая разговор на «заразительность идей», «инопланетян», «барабашек», «ведьм и кикимор» и пр.. Такое пустословие весьма приятно врагам нашего спасения – духам злобы, которые свое дело, в отличии от нас, знают туго. Их влияние представляется ими же, как якобы «самостоятельность» в человеке. Но нет ничего пагубнее именно этого самостояния без опоры на Бога. Самость – худший враг человека, то удобрение, на котором произрастает человеческая гордыня. Гордыня уже становится самодавлеющей в современном обществе, так что не так уж и далеко то несчастное время, когда люди окончательно возомнят себя богами и устроителями «счастья» и преклонятся перед противником Бога – антихристом, сыном погибели, который и объявит себя богом во плоти. «Что сеет человек, то и жнет», - гласит святая мудрость.

Горько осознавать, что капчинские церкви разрушены и снесены до основания. Это не что иное, как оскорбление Матери Божией и святых угодников, которое не пройдет даром для непосредственных оскорбителей. Но святость не бывает поругаема, потому главный урон понесли на себе жители Капчино: «Селение без храма то же, что дом без хозяина, что тело без души, что местность сухая, не имеющая рек и источников» (Свтятитель Феофан Затворник). Так из-за греха одних вынуждены терпеть скорби и напасти другие. Но так было, есть и будет всегда. Что делать? Хотя бы срубить небольшую часовню и поставить в ней иконы, причем поставить на том самом месте или рядом с ним, где были Божии алтари. Другого выхода нет. Загладить грехи других и свои можно только противоположным благим делом. Дачи так и останутся дачами, а Божие есть Божие. Но нет худшего греха для Пресвятой Богородицы и всех святых, как поругание нераскаянными грехами наших душ, которые Церковь величает, как воодушевленный живой храм. Ибо Церковь не в бревнах, а в ребрах. Если будет покаяние и вера в ребрах, то и за бревнами дело не станет. А пока с прискорбием узнаем, например, о следующем страшном: тяжко болящего В. в городе Череповец с трудом уговорили собороваться, но от причастия Святых Таин больной категорически отказался. Сказали, что ему временно полегчало, но каково будет его душе после того, как она неизбежно разлучится с телом. «Какой выкуп даст человек за свою душу?» Непричастный Вечной Любви – Богу, кому окажется причастным, как не бесам. К сожалению, таких простых очевидных вещей мало кто понимает, оставаясь в плену своих и чужих иллюзий. Мертвые по духу продолжают погребать своих мертвецов, то есть принимать мертвые мысли и руководствоваться ими, умертвляя душу и тело.

В ноябре 2011 года в Дивеево мне посчастливилось увидеть большую, благообразную Икону «Успение Пресвятой Богородицы». Находится Она в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря справа от входа, напротив раки с честными мощами преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. Впервые на этой Дивеевской Иконе «Успение» я увидел весьма предивное и незабываемое: рядом с окруженным апостолами приснодевственным телом Пресвятой Богородицы, которого не коснулось тление, наши глаза видят в полный рост воскресшую Матерь Христа! Пресвятую Богородицу тихо и ласково обнимает Сын Ее Единородный – Господь Бог наш. На это нельзя не смотреть без особого внутреннего волнения и переживаний. Нам воочию открыт начаток новой жизни человечества! Это знамение начатия новой жизни на небесах!! Мог ли Сын Божий забыть, как Она – Матерь Света и Любви охраняла, лобзала, лелеяла, ласкала Его во младенчестве и вот теперь Сын Божий приветствует Ее, лобзает, лелеет, целует, обнимает и так теперь будет ВЕЧНО! Разве это не исполнение главной мечты человечества – БЕССМЕРТИЕ и ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ! Что же еще надо! Нас скажут: «Так ведь есть смерть, мы умираем, в с е у м р е м, какая же такая Любовь в смерти?» Глупые, разве мы не видим (не говоря уже о вере!), что Любовь прошла через смерть и попрала смерть Воскресением. Для Божией Святости, а, значит, и для действующей в людях Святости нет смерти и тления! Смерть преодолевается Святой Любовью Бога к нам и нашей ответной любовью к Богу. Нет никакой тут метафизики и прочих сложностей, которые нам подкидывает сатанинская нечеловеческая сила.

Успение Божией Матери тем и ценно для нас смертных по плоти и бессмертных по душе созданий, что Пресвятая Богородица стала Небесной Владычицей, и, мы, стало быть, призваны к соцарствованию с Богом, Матерью Божией и всеми святыми в той мере, какую сподобились стяжать еще на земле, неустанно подвизаясь в добре против зла. В какой другой религии, кроме Христианства, вы найдете Небесного Отца, Небесную Матерь и Небесных братьев и сестер – Ангелов и святых Божиих людей? Незнание Святости, непочтение к Богу и оборачивается на земле великими грехами, преступлениями и войнами, когда не почитается даже родная мама и родной отец, другие братья наши и сестры. Так, нелюбящий Бога, чтобы он не говорил в свое оправдание, не может любить и быть любимым. Пожалуйста, простой пример: сколь интересно и занятно не говорил бы и не писал человек, трижды и тем более четырежды женатый, в этом не будет ничего от истинно духовного, Церковного. Только с точки зрения Вечной Любви становится понятен и любезен нам крест страданий в мире, который склонен больше к греху, чем к праведности и святости. Неужели не понятно, что жаждущие греха понесут более тяжкий крест, чем те, кто добровольно решил подчинить себя святости и бороться с грехом? Как не люби грех, как не проклинай крест, придет конец, да еще и бесславный, лютый. Но есть прямо противоположный исход – поступить, как благоразумный разбойник на кресте, то есть исповедать Господа и признать, что достоин смертной казни за все содеянное против Бога, себя и людей, чтобы услышать: «Ныне же будешь со Мною в раю». Разбойник ничего не просил, уже ни на кого из людей не надеялся (даже уговаривал другого неблагоразумного разбойника – нераскаянного грешника раскаяться, пока еще не поздно, но тот, увы, так и погиб), зная, что очень виноват перед Богом, иначе бы не назывался разбойником. Он уже на последнем издыхании, видя, как страдает Невинный Бог, из последних сил попросил не забыть его, хоть поминать иногда в Царстве, где нет места разбою. И что же! Бог его простил, простил за этот крик измученной его души. И все, кто мучим грехом, а таковы все без исключения, должны один раз и навсегда уяснить простую истину – не нуждающийся ни в чем Бог взошел на крест исключительно ради нас, людей, ради нашего спасения, чтобы мы Любовь возлюбили больше чем смерть, чтобы мы, смотря на пример Самого Бога, решались не жить по греху, но распинать убийственный грех силой Живоносного Креста Господа, ибо сами мы по себе без Бога ни что хорошее не способны. Не мы, не мы пришли к Богу и сказали Ему: «Прости нас, Боже, за содеянное и помоги не грешить», а Бог пришел в развращенному человеку и призвал его бороться с грехом благом от Бога. От нас только воля, а победа над грехом – это Божие. Поэтому не хотящие спастись от власти греха, то есть того, что не по Богу, не спасутся, как бы печально и горько эта правда не звучала. Сама ложка в рот не идет, ее надо взять усилием, почерпнуть пищу и донести до рта. Так же и пишущий: за него никто не станет писать и водить рукой, а уж что писать, знай и берегись. Постоянно принимая страдания и скорби, как единственное целительное лекарство для выздоровления к Святости и восстановления в смирении, мы только и думаем, что о спасении. Вне креста, то есть спасительных страданий, мы начинаем благодушествовать и быстро погибаем для Царства Божия. Поэтому в русском народе и говорят, что «за одно битого, двух небитых дают». Кого жизнь испытала и нашла верным для доброделания, тот и умен, и мудр, и счастлив, и радостен всегда.

Однажды с братом Алексеем мы разговаривали на тему о кресте и о том, как же полюбить крест, когда нам удобнее не страдать и проявлять свое «Я». Мною было замечено, что на Голгофном Кресте распята грешниками Бог-Любовь, поэтому отворачивающийся от Креста, предает Любовь. «Это все правильно, - ответил мне брат, - но простому-то человеку как проникнуться осознанием необходимости несения своего креста, что без сотворения креста его погубят духи злобы?» И он высказался о трех стадиях или степенях в понимании креста: 1. Низшее понимание креста – «достойное приемлю по грехам своим» – это покаяние; 2. Среднее понимание креста – безропотное терпение страданий; 3. Высшая тайна креста состоит в добровольном страдании за Христа. Так что и в крестоношении есть своя постепенность, а не так, что схватил крест и понес его, невзирая ни на кого и ни на что. Кто неразумно несет крест, тот частенько и оставляет его, жалуя на его тяжесть. Но тяжесть происходит именно из-за неразумности крестоносца. Никто из нас не будет непосильное сразу брать на грудь или, как говорят штангисты, «рвать вес». Можно остаться калекой. Так и в духовной жизни есть своя постепенность и осторожность.

Разве не совершенно добровольно пострадала за Христа Святая Великомученица Параскева Пятница, названная так родителями за особое почитание христианами крестных страданий Спасителя! Поэтому она восприняла высший венец от Бога-Царя и Матери Божией – Царицы Небесной. И разве оружие Креста не прошло через сердце Пресвятой Богородицы, когда Она видела, как поступают отъявленные грешники с Ее Сыном Человеческим, их же Спасителем от власти зла и тьмы. Поэтому Пресвятая Богородица и стала Владычицей Неба и земли за этот беспримерный подвиг великих страданий, по сравнению с которым о наших страданиях следовало бы помолчать.

В сонном откровении святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому (январь 1901 г.) было в том числе следующее: «…Потом вдруг стены не стало, я пошел за старцем (далее по тексту выяснилось, что это преподобный отец Серафим Саровский) по зеленому полю и вижу массу крестов деревянных, тысячи стоят на могилах: большие деревянные, и глиняные, и золотые. Я спросил старца: «Что это за кресты?» Он ласково отметил мне: «Это те, которые за веру Христову пострадали и за слово Божие убитые оказались мучениками!» («Поездка в Саров», редакция «Скит», Москва, 1993).

Таким образом, получается, что без креста человек рождается во плоти, грехами затмевает образ Божий в себе, становясь подобным неразумным тварям, для которых еда и удовольствие главное в жизни, и потом приходит смерть и исхищает человека из жизни. Разве это можно назвать жизнью? Не отсюда ли проистекают богохульства, самоубийства и прочее… Разве народный приговор: «На тебе креста нет» отменен? Но есть прямо противоположное – человек рождается, принимает младенцем Святое Крещение, борется с грехом и злом, и мирно упокоевается от праведных трудов, чтобы наследовать вечную жизнь, как награду за духовную борьбу и победу над собственными страстями обязательно с Божией помощью. Согласитесь, это совершенно разные жизни! Вслушайтесь в само слово - «Успение». Это значит - успел, дошел до Царства Небесного, теперь они там плачут, а душа моя блаженствует! Возможно, что я теперь увижу и Христа и Матерь Божию! Ведь я старался жить в благоутробии Божием и Матери Бога, как в народе говорят, он живет «у Христа за пазухой». У миролюбца все упирается в гроб, верующий же христианин видит через гроб воскресение из мертвых и жизнь нестареющего века.

Без Крещения нет успения и покоя, а лютая смерть и суд. Говорят, «крещает Церковь, попы, берут плату и пр.». Ответим им словами Святителя Филарета (Дроздова) из его «Православного катехизиса»: «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. Аще (если) кто не родиться водою и Духом, не может внити (войти) в Царство Божие (Ин. 3, 5)…Иисус Христос примером Своим освятил Крещение, приняв его от Иоанна». Если Бог не погнушался принять Святое Крещение, в нем не нуждаясь, от человека, то не паче ли нас, смертным, следовать призыву Божиему: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен есть и обрящите покой душам вашим». То есть, иными словами, что Бог сделал на земле, тому и ты подражай по мере сил и обретешь успение и вечный покой в Боге. Другого пути нет.

Таинственный, Непостижимый Бог распялся на Кресте и все потому, чтобы мы, взирая на Распятого Христа, спасались от греха и жала его – смерти! Постижимо ли это для ограниченного человеческого ума и чувств? Нет, конечно. Но очевидно, что Господь взошел на Голгофу совершенно добровольно, желая не только Словом, но высшим самопожертвованием исполнить всяческую Правду. Привлечь грешника к покаянию мало было одним Словом и чудесами. Обессилить нечеловеческое зло можно было только нечеловеческой силой Божией Любви, причем таким образом, чтобы не нарушить Богом же дарованную человеку свободу – быть с Богом или не быть со Своим Создателем. «Когда взойду на крест, всех привлеку к Себе», - говорил Сын Божий. На Кресте попрана смерть, распят грех. После Креста стало возможно Воскресение и Вознесение на Небо! Как после этого нам смертным не любить крест! Творить чудеса, исцелять, воскресать и совершать иное удивительное могут даже те, кто не имеет любви. Но только Любовь Истинная от Бога может «положить душу за други своя» и взойти на крест, чтобы самому спастись и другим помочь в спасении. Крест и Любовь – неразлучны и неразрывны. Вот почему зло и тьма так бояться крестной силы! Это от Любви злоба шарахается прочь в свои вонючие закоулки. Крестная Любовь непобедима!

Завершим разговор о кресте и об Успении не своими доморощенными словами, но святым изречением преподобного Иоанна Дамаскина, песнописца: «Войдем во гроб и умрем вместе Нею (Пресвятой Богородицей), умрем для плотских страстей, поживем же с Нею жизнью бесстрастною и непорочною… Войдем и поклонимся, и познаем преславное чудо, как Матерь Божия взята и вознесена от земли, как перенесена на небо, как предстоит Сыну выше всех чинов ангельских, потому что нет преграды между Матерью и Сыном. Матерь Божия!... Прими усердие, превышающее силы и даруй спасение, избави от душевных страстей, уврачуй от телесных болезней, сохрани от бед, подай спокойствие жизни, просвещение духа. Воспламени любовь к Твоему Сыну; устрой жизнь нашу благоугодною Ему, чтобы, соделавшись участниками Его блаженства и видя Тебя озаренною славою Сына Твоего, воспели мы, вечно радуясь в Церкви празднующих достойно Духа, священные песни Тому, Кто чрез Тебя совершил спасение наше, - Христу Сыну Божию и Богу нашему».

 

БЕСЦЕННЫЙ СУНДУЧОК

 

У меня в руках на открытке изображение афонского ларца-сундука с бесценной христианской Святыней – Честным Поясом Пресвятой Богородицы из ватопедского монастыря. На лазурном фоне почему-то слегка зеленоватым цветом (зеленый цвет – это символ Жизни, в зеленые цвета облачается священство в великий праздник Святой Троицы!) отливают внутренняя серебреная расписная крышка, верхняя часть ларца с вложенным в него Богородичным Поясом и передняя боковая часть, также украшенные серебром и драгоценными камнями. На обратной стороне открытки с изображением Честного Пояса изображен Санкт-Петербургский Новодевичий монастырь с памятной надписью. Мы с сестрой Татьяной побывали в монастыре сразу после того, как Пояс был унесен из него в конце октября 2011 года. Ей так и не удалось поклониться Честному Богородичному Поясу, хотя она мужественно смогла выстоять шесть часов. Надо ли много говорить, что Матерь Божия, конечно, видела и знала о стремление ее сердца припасть к Святыне, а, значит, такая любовь к Богородительнице не останется без воздаяния той, кто родилась в самый праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1948 года.

Мы направляемся в Афонский храм, очень напоминающий каменные твердыни Святой Горы. Называется он так, потому что внутри него пребывает Афонская Святыня – Список с Богородичной Ватопедской Иконы «Отрада и Утешение». Святая Афонская Гора – это и есть лучшее олицетворение Самой Пресвятой Богородицы, величаемой Церковью «Несекомой Горой». И Успенская Капчинская гора есть не что иное, как восхождение к Пресвятой Деве Марии. «Горе имеем сердца», - слышим мы во время Божественной Литургии. Кому же, как не к Божией Матери преклонить уставшее от греховных реалий сердце, чтобы поблагодарить Матерь всех матерей: «Ты спасаеши присно, Богородице, наследие Твое». Не уставайте подниматься к Святости и всяческому Целомудрию, как бы речет к нам Царица Преблагая. Даже если упали на этом тернистом пути к сияющим вершинам, то не замедлите подняться и вновь продолжить крестный путь, трудному только вступающему на него, но такому счастливому в конце. Правый придел Афонского собора (а в соборе покоятся честные мощи Священномученика Святителя Иллариона Верейского), освящен во славу преподобного Серафима Саровского. Тут маленькое Дивеево! Судите сами, вас сразу окружат Иконы Дивеевский преподобных жен и Дивеевских Блаженных! Справа за перегородкой вы увидите изображение сидящего Батюшки Серафима с хлебом в руках. Вид Святого Старца задумчив… Хлеб принимает зверь-медведь из рук человека, а грешник не хочет принимать Хлеб Небесный – Христа… Самого огромного медведя практически не видно. Надо заглядывать за протянутую цепочку, чтобы увидеть лесного великана. Как же отрадно видеть в храме большую Икону Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная! Ведь град Курск – город преподобного Серафима Саровского. Батюшка Серафим – «града Курска доброе воспитание», как поется в посвященном ему акафисте. После храма направляемся на местное монастырское кладбище. Только начатое восстанавливаться, оно представляет ужасный вид. Безбожники не пожалели никого и ничего. Многие надгробья сломаны и зияют страшными дырами (наверное, оскверняли могилы в поисках каких-нибудь драгоценностей?!..) Кресты поломаны или лежат на земле. С этой точки зрения, даже Капчинское сельское кладбище, хоть и заросшее травой, но все же имеющие старинный, патриархальный вид, представляется более родным, чем место здешнего погрома. Конечно, со временем кладбище приведут в надлежащий вид, и кое-что уже предпринято для наведения порядка. Но работы еще очень и очень много. Помоги, Господи. Вот могила поэта Некрасова с его скульптурным бюстом. Вспоминаются его стихи в исполнении нашей мамы о Дедушке Морозе. Она их частенько читает длинной северной зимой:

 

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

 

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

 

(из поэмы Мороз-воевода»)

 

Совсем неподалеку от некрасовской могилы захоронения семьи другого великого русского поэта Федора Тютчева. Никаких бюстов, но несколько белокаменных крестов. На кресты почему-то взирать легче, чем на бюсты. Наверно, оттого, что при одном виде креста сердце начинает молиться и уже легче… Все это опытно познается. Что же вспомнить из Тютчева, здесь, рядом с его земным упокоением? Может это:

 

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые –

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

 

(«О, вещая душа моя!»)

 

Тут же на кладбище можно увидеть большое скульптурное изображение Иисуса Христа с крестом. Среди могил и самых разных могильных крестов Спаситель с Крестом. «Кто хочет стать Моим учеником, возьми крест свой и следуй за Мной», - этот призыв Божий сразу приходит на сердце, когда видишь Господа с Крестом. А это значит, что кто не хочет нести свой крест или несет его «из-под палки», тот никогда не научиться быть кротким, смиренным и любящим человеком. Только по смерти человек снимается с креста, освобождается от него и увенчивается за святое крестоношение. Преподобный отец Серафим был положен в подготовленный им заранее гроб (его видели посетители кельи подвижника) с медным крестом, благословлением своей родной матери Агафии Фотиевны Мошниной. Крест благословляет, спасает, выручает, дарует победу на супротивным врагов, как видимых, так и невидимых… Крест сохраняет жительство наше. Крест Господний – наша Слава и сила. Без Креста мы ни в чем добром не устоим и погибнем для Царства Небесного. За нами – взять крест, а нести его или терпеть на нем – это дело помощи благости Божией. Никто да не думает, что взявшие крест, могут надеяться на одни свои силы. Не материал креста, не форма креста, а Любовь Божия на Кресте спасительна и охраняет от всех видов зла. Бог-Любовь на Кресте раскрыл свои руки в нам, чтобы принять нас и освободить от влияния тьмы и лжи. Любовь крепче смерти, превозмогает несовершенное, трагическое и прискорбное и возводит Крестом в рай пресветлый.

Мне представилось благословенное Дивеево - колокольня и соборы с крестами, кресты на могилках возле соборов, поклонный крест на месте будущего Успенского собора. И вот три больших креста на Святой Канавке – в самом начале, на середине и в конце. Про Святую Дивеевску Канаку на плакате начертано: «Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила…», то есть не только прошла Своими стопочками здесь в Дивеево, но измеряла землю Своего Четвертого Мирового Удела! Что это за размеры и зачем, могут спросить любопытствующие. «Так надо Ей – Пресвятой Богородице! Так Ей угодно!» - ответим мы. Ведь это Она Сама взяла эту отмерянную землю в Удел, значит тут Она всем распоряжается и обо всем печется. Здесь, мы знаем, не пройдет антихрист, отступит. Матерь Божия – Стена врагу и Охрана от всех супостатов. Верующий в Пресвятую Богородицу и празднующий Ее честное Успение, не погибнет! Печать антихристова, то есть его воздействие на наши умы, сердца и дела, не будет властна, покоряющимся Слову Божиему, а не атихристову. Кто же антихрист? Всяк сопротивляющийся Слову Бога и есть антихрист. И не надо ждать конца времен и апокалипсиса. Неверие и разноверие – вот худший вид погибели души, ее бесславный конец.

В начале Святой Дивеевской Канавки крест, на котором Распятый Христос. Спаситель говорит нам: «Иди за Матерью Моей, Верховной Игуменьей Дивеевской обители и спасешься, и будет тебе благо, ибо иго и бремя Мое легко есть. Я стану тебе помогать». Идет грешник по Святой Канавке, а справа Она – Канака эта, глубиной три аршина. Страшно впасть в руки Бога Живого!.. Но лучше страшиться сделать грех, чем впасть в грех и ни о чем не жалеть, тогда как от твоего греха столько причинено вреда и тебе, и людям. Как бы поддерживая решившегося идти за Матерью Божией Спаситель еще раз на середине пути (Канавки) встречает тебя на Кресте: «Господи, прости им, ибо они не ведают, что творят»… И слезы подступают… Господи, прости, не ведаем истинного блага и продолжаем грешить, оскорблять Тебя грехами, как Твои распинатели. Но помоги нам, Всесильный, Преодолевший грех и злобу Спас, помоги и спаси нас, так как мы хотим спастись, а все равно склоняемся на грех, не можем творить ничего доброго и от недоброго погибаем… «Иди же, иди за Матерью Моею и спасешься, хоть и нелегко идти, но не ты первый, и не ты последний. Много, слава Богу, уже вошло в Царство Божие и ты не отчаивайся, только веруй и глаз не спускай с этой узкой тропы, по которой прошли стопочки Царицы Небесной. Иди строго по Канавке и спасешься!» - как бы слышится мне, многогрешному и отчаянному, силящемуся читать Богородичное правило 150 раз по заповеди Батюшки Серафима, а, скорее всего, Самой Пресвятой Богородицы… Вокруг мир – там музыка играет, там из местной бани черный дым идет от трубы, машины снуют туда-сюда, но здесь другое настроение и помощь, следовательно, иная. Впереди и позади по Святой Канавке идут сосредоточенные люди всех возрастов и званий… Святая Канавка завершается большим крестом. Только на нем теперь с умиленно сложенными руками Сама Владычица Богородица! Матерь Божия и Крест – это нельзя забыть! Наверху креста изображение Святой Живоначальной Троицы, а справа и слева от Богородительницы святые Дивеевские жены. Внизу Дивеевский монастырь и ступеньки, ведущие наверх. Каждые сутки Царица Небесная обходит свой Дивеевский удел! Счастлив, кто хоть сутки пробудет в монастыре, в этой Необоримой злом Святой Цитадели. Да и Сама Пречистая Матерь Божия не есть ли такая предивная и несокрушимая Святая Цитадель!! И словно в подтверждение этих слов, тут же в конце Святой Дивеевской Канавки поставлена деревянная часовня во славу преподобного отца Серафима Саровского, великого Чудотворца и Проповедника Всемирного Покаяния. Здесь же паломники и все приходящие могут взять земельку из Святой Канавки, которая, по словам Батюшки Серафима, «дороже золота». Да так оно и есть, потому что Святая Русская Земля всем должна быть дороже алмазов и золота, ибо в Ней, словно в неком сокровенном сундуке, спасение от смерти и наследование Вечной Нестареющей Жизни.

Нет для человека на земле дороже сло



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: