Философский характер фантастики Р. Брэдбери




Творчество Рея Брэдбери — одно из удивительных прояв­лений американской культуры современности, этого сложно­го конгломерата, в котором причудливо и противоречиво пе­ремешались мятежники с мракобесами, провозвестники добра с апологетами насилия, талант с пошлостью.

Брэдбери — выдающийся мастер слова, признанный сти­лист, тонкий психолог, проникновенный лирик, но точнее все­го — мудрый сказочник, соединивший в себе проницатель­ность старейшины, знающего цену людским словам и делам, с восторженным взглядом ребенка, впервые увидевшего не­жные и ясные краски рассвета.

Рей Брэдбери — автор многих книг, сумевший превра­тить в подлинное искусство фантастику, ту самую фантас­тику, которую некоторые и до сих пор считают литературой второго сорта, не заслуживающей серьезного отношения. Вероятно, он уступает таким гигантам, как Хемингуэй, Стей-нбек, Фолкнер в основательности и глубине исследования западного общества, но в чем-то он и дальновиднее их, потому что осмеливается взглянуть за горизонт, чтобы попытаться рассмотреть, куда же уходят рельсы сегодняш­него социального развития.

Книги Р. Брэдбери включили в себя огромный комплекс идей, мыслей, настроений, тревог и радостей современной Аме­рики, этому охвату может позавидовать самый внимательный наблюдатель общественных нравов, хотя действие его расска­зов чаще всего происходит вовсе не в сегодняшних Штатах, а в более или менее отдаленном будущем, либо вообще за три­девять земель от родной планеты. Фантастика о будущем, утверждает Р. Брэдбери, помогает "жить в настоящем. Ведь будущее рождается из настоящего. Будущее создается нами и сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность.творить его".


В новейшей физике существует понятие "пространство -время" как единое целое; вот так и в творчестве настоящего писателя любовь неразрывно связана с ненавистью. Любовь к человеку, ненависть ко всему ему враждебному — к тому, что мешает человеку быть достойным этого гордого звания, — такова движущая пружина творчества Брэдбери. Эта не­разделимая "любовь-ненависть" помогла ему создать, может быть, самый сильный из бесконечного множества написан­ных в нашем веке "романов-предупреждений" - "451° по Фаренгейту", книгу, принесшую автору всемирную известность.

Среди антиутопий XX века произведение Рэя Брэдбери выделяется каким-то особым глубинным трагизмом. В ро­мане нет сцен массовых казней, ядерного апокалипсиса, зло­вредных космических пришельцев, губящих на Земле все жи­вое. Но в этом произведении есть нечто гораздо более кош­марное и фантастическое: это фигура пожарного, вооружен­ного не брандспойтом, а огнеметом, заправленным керосином. И задача пожарного — не тушить пожары, а разжигать их. Ведь основную опасность в антиутопическом будущем по Брэдбери представляют книги — хранилище знаний, накоп­ленных человеком за много веков. Бумага — нестойкий ма­териал. Она вспыхивает при достаточно невысокой темпера­туре: 451° по шкале Фаренгейта достаточно, чтобы уничто­жить память человечества о самом себе.

Пожарные Брэдбери совершенно уверены в том, что их из­вечная миссия — мчаться по сигналу тревоги и выжигать крамолу с помощью керосина. Здесь кроется еще один из множества парадоксов, буквально нанизанных автором на канву его знаменитого произведения.

Пафос романа "451° по Фаренгейту" заключен в умении автора выразить собственное — нежное и трепетное — отно­шение к книге. Для Брэдбери книга — это прежде всего сим­вол мудрости, порыва к счастью, тяги к знаниям. Именно книга способна вывести человека из мрачного лабиринта низ­менных страстей, подарить человеческой душе покой, дать рав­новесие разуму человека. Если пристально вглядеться в твор­чество Рея Брэдбери, становится ясно, что главной темой пи­сателя остается постижение и достижение человечности.

Главный герой произведения — пожарник Гай Монтэг.


Его миссия,как уже было сказано, чрезвычайно проста. Тем более, во времена, изображененые в романе, книг на Земле осталось совсем немного, и пожарников беспокоят нечасто. Монтэг — житель своего абсурдного мира, до поры до вре­мени принимающий все его законы и правила. Но Гай Монтэг меняется, становится отщепенцем, и "дивный новый мир" показывает свое настоящее звериное лицо, устраивая охоту на беглого пожарника.

С прозорливостью гения Брэдбери предсказывает бурную экспансию "массовой культуры", умеющей отравить, искалечить, оболванить каждого, кто прикоснулся к этому феноменально вездесущему и всепроникающему суррогату культуры.

Книга для Б,рэдбери — это не просто предмет, вещь, пере­плетенные бумажки с напечатанными на них значками. Для него книга - это волшебный символ, принявший осязаемую форму, сгусток мудрости, человечности, доброты, стремления к счастью — словом, всего того, что делает человека человеком, Но ведь это и есть главная тема всего творчества писателя.

"Фантастика, - как-то сказал Брэдбери, - это наша реальность, доведенная до абсурда". Общество, в котором живет Брэдбери, сегодня не сжигает книг, наоборот, полки книжных лавок в США забиты всевозможной литературой. В том числе и прекрасными классическими творениями, но тем не менее статистика бесстрастно свидетельствует: ог­ромное количество американцев вообще не читает книг, зато 95% семей более четверти свободного времени проводят, уставившись в мерцающий телеэкран. Но из читающих, в свою очередь, большинство интересуется вовсе не Диккен­сом или Хемингуэем...

ГЕНРИХ БЁЛЛЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: