Бхагавад-Гита, или Песнь Господня / Пер. с англ. и санскр. А. Каменской и И. Манциарли. М., 1990.
Бхагавад-Гита: Песнь Господня / Под ред. В.В. Антонова. 2-е изд. М., 1991.
Махабхарата. Рамаяна // Библиотека всемирной литературы. М., 1974.
Шри Шримад А.-Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. М., 1984.
Bhagavad-Gita, des Erhabenen Sang / Ubertragen und eingeleitet von Leopold von Schroder. Jena, 1912 (1955... 1980).
Bhagavadgita: Das Lied der Gottheit / Ubers. H. von Glasenapp. Stuttgart, 1955 (1974).
La Bhagavad-glta, le Chant de Seigneur / Tr. du Sanskrit avec notes par Anna Kamensky. P., 1947 (1974).
Richter E. Bhagavadgita, Gesang des Erleuchteten. Bremen; Oberneuland, 1965 (1968, 1974).
ПРОЧИЕ СОКРАЩЕНИЯ
PB —Ригведа
С.Д.С. —С.Д. Серебряный
ст. —строфа
СЛОВАРЬ ЭПИЧЕСКИХ И МИФОЛОГИЧЕСКИХ ИМЕН
АБХИМАНЬЮ —сын Арджуны и Субхадры, сестры Кришны.
АГНИ —бог огня, божественный жрец, покровитель домашнего очага, свадебных и похоронных обрядов, посредник между людьми и богами; хранитель Юго-Востока.
АДЖАМИДХА —царь Лунной династии, дед Куру; так же звучит имя Юдхиштхиры.
АДИТИ —богиня, дочь Дакши (см.) и супруга (одна из жен) Кашьяпы, мать богов Адитьев.
АДИТЬИ —группа богов, считающихся сыновьями Адити, в эпическом (индуистском) пантеоне насчитывает двенадцать членов (самые значительные из них — Варуна, Индра, Вивасван, Вишну). В единств, числе это имя употребляется только как одно из имен Вивасвана, бога солнца.
АЙРАВАТА —главный из мифических ≪мировых слонов≫ (дигнагов), охраняющих страны света, слон Индры, хранитель Востока.
АЙРАВАТА —мифический змей, один из главных в подземном царстве нагов.
АЛАМБУСА —ракшас, брат Баки, сражающийся на стороне Кауравов.
АМБА —старшая дочь царя Каши, избравшая супругом царя Шалью.
АМБАРИША —царь Солнечной династии, сын Набхаги, прославленный своим благочестием.
|
АНАНТА (БЕСКОНЕЧНЫЙ) —космический змей, обычно отождествляемый с Шешей (см.) как служащий ложем богу Вишну.
АНГИРАС —божественный мудрец, жрец-песнопевец, считающийся обычно третьим сыном Брахмы; иногда отождествляется с Брихаспати как олицетворение планеты Юпитер.
АНДЖАНА —слон бога Варуны, хранитель Запада (ср. выше —Айравата). В словарь не вошли имена второстепенных персонажей эпоса, чьи роль и происхождение достаточно определенно явствуют из контекста или комментария; см. такие имена по указателю.
АНИРУДДХА —сын Прадьюмны, внук Кришны.
АРДЖУНА —третий (младший) сын Панду и Кунти, считающийся сыном бога Индры.
АРЬЯМАН —третий из Адитьев, сыновей Адити (см. выше Адитьи); считается главою питаров (предков).
АСИТА —древний мудрец-провидец, отец Девалы (см.), ученик Вьясы, принимавший участие в змеином жертвоприношении царя Джанамеджаи.
АШВАТТХАМАН —сын Дроны, сражающийся на стороне Кауравов.
АШВИНЫ(КОННИКИ) —божественные братья-близнецы, сыновья бога солнца, братья Ямы (см.); ассоциируются с утренними и вечерними сумерками. Входят в число тридцати трех богов канонического индуистского пантеона.
БАЛА (ВАЛА) —демон пещеры, скрывший в ней похищенных коров (воды) и убитый Индрой; в эпосе считается братом Вритры (см.).
БАЛИ —праведный царь демонов (дайтьев), овладевший тремя мирами Вселенной, но вынужденный богом Вишну (принявшим образ карлика) вернуть ее богам.
БАХЛИКА —царь Балха (Бактрии), старший брат Шантану, сражающийся на стороне Кауравов.
БРАХМА —бог-творец, прародитель всех живых существ, член верховной триады божеств индуистской религии.
|
БРИХАСПАТИ —божественный мудрец (внук Брахмы), наставник богов, олицетворяющий планету Юпитер.
БХАГИРАТХА —добродетельный царь Солнечной династии, подвижничеством низведший небесную реку Гангу на землю.
БХАНУМАН —сын царя Калинги, сражающийся на стороне Кауравов.
БХАРАТА —мифический царь Лунной династии, общий предок Дхритараштры и Панду. В ед. ч. —потомок этого царя.
БХИМА, БХИМАСЕНА —второй по старшинству сын Панду и Кунти, считающийся сыном бога Ваю.
БХИШМА —старший сын царя Шантану и богини Ганги, возглавивший войско Кауравов в первый день великой битвы на Курукшетре.
БХОДЖА —Критаварман, царь, сражающийся на стороне Кауравов.
БХРИГУ —божественный мудрец, считающийся сыном Брахмы, основатель рода Бхаргавов, к которому возводят происхождение таких мифических фигур, как Ушанас Кавья (см.) и Рама, сын Джамадагни (см.).
ВАЙШАМПАЯНА —древний мудрец-сказитель, ученик Вьясы, со слов которого он пересказывает ≪Махабхарату≫ царю Джанамеджае во время великого жертвоприношения змей (см. ≪Адипарва≫, гл. 54).
ВАМАНА —слон бога Куберы, хранитель Севера (ср. выше —Айравата).
ВАРУНА —в эпическом пантеоне бог вод, супруг речных богинь, хранитель Запада; изначально возглавляет группу Адитьев.
ВАСУ —группа из восьми божеств, персонифицирующих различные явления природы; считается, что ее возглавляет (но в нее не входит) Индра.
ВАСУДАНА —царь страны Пансу (букв. Пустыни, области Бхаратаварши), сражающийся на стороне Кауравов.
ВАСУКИ —мифический царь змеев, обитающих в подземном мире.
|
ВАЮ —бог ветра, хранитель Северо-Запада; иногда выступает как колесничий Индры.
ВИВАСВАН (АДИТЬЯ) —бог солнца (первоначально отграничивался от богов Адитьев, своих старших братьев), в послеведийской мифологии отождествляется с Сурьей (см.).
ВИВИНШАТИ —сын Дхритараштры.
ВИДУРА —третий сын Вьясы, рожденный рабыней, сводный брат Дхритараштры и Панду, прославленный своей мудростью.
ВИКАРНА —сын Дхритараштры, сторонник мирного разрешения распри с Пандавами.
ВИПРАЧИТТИ —царь демонов-данавов, воевавших с богом Индрой.
ВИРАТА —царь Матсьи, на службе у которого братья Пандавы провели последний год изгнания (о чем рассказывает ≪Виратапарва≫, четвертая книга эпоса), их союзник в войне с Кауравами.
ВИЧИТРАВИРЬЯ —сын царя Шантану и Сатьявати, дочери рыбака, бездетный наследник царства, согласно закону левирата (нийога), считающийся отцом Дхритараштры и Панду, продолжателей рода.
ВИШВАКАРМАН —божественный зодчий и мастер, создатель всякого рода чудесных вещей.
ВИШВАВАСУ —вождь (или один из вождей) гандхарвов.
ВИШВЕДЕВЫ—второстепенная группа божеств, включающая десять членов.
ВИШНУ —наиболее значительное божество эпического пантеона, наряду с Брахмой и Шивой член верховной триады индуизма, в которой он воплощает функцию охранителя мироздания. Когда миру грозит опасность, ради его спасения Вишну нисходит на землю в различных образах; к самым значительным из его земных воплощений (аватар) принадлежит Кришна-Васудева, один из героев эпоса.
ВОЛЧЕБРЮХИЙ —Бхимасена.
ВРЕМЯ (КАЛА) —одна из ипостасей бога смерти Ямы, как и Смерть (Мритью); в эпосе выступает иногда как самостоятельный образ, превосходящий могуществом Яму; в ≪Песни Господа≫ (см. с. 75) отождествляется с Кришной (Вишну).
ВРИТРА —демон-асура, полонивший воды; в Ведах изображается как гигантский змей, воплощение сил хаоса; впоследствии образ антропоморфизуется. Убиение Вритры и освобождение вод —главный подвиг бога Индры.
ВРИШАКА —сын Субалы, царя Гандхары, брат Гандхари, жены Дхритараштры.
ВРИШНИ —сын Мадху из рода Ядавов, предок Кришны-Васудевы.
ВЬЮДХОРАСКА —сын Дхритараштры.
ВЬЯСА —великий мудрец, внебрачный сын Сатьявати, фактический отец Дхритараштры, Панду и Видуры (см. выше —Вичитравирья).
ГАДЖА —брат Шакуни (см.).
ГАНГА —богиня реки, дочь Химавана, царя гор, мать Бхишмы (см.).
ГАНДХАРИ —дочь Субалы, царя Гандхары, жена царя Дхритараштры, мать ста его сыновей.
ГАРУДА —сын Кашьяпы и Винаты (дочь Дакши, персонификация небосвода), царь солнечных птиц-супарн, непримиримый враг змеев-нагов, потомков Кадру (другой дочери Дакши).
ГАЯТРИ —богиня, олицетворение священного ведийского гимна-молитвы, почитается матерью Вед и ≪дваждырожденных≫ (в эпосе —брахманов).
ГОВАСАНА —царь шиби, тесть Юдхиштхиры, отец его второй жены Девики.
ГХАТОТКАЧА —ракшас, сын Бхимасены и демоницы Хидимбы, сражающийся на стороне Пандавов.
ДАКША —древнее божество, в Ведах относимое к группе Адитьев, в поздневедийской литературе отождествлялся с Праджапати, богом-отцом и творцом вселенной; в индуистской мифологии считался сыном Брахмы, отцом пятидесяти дочерей, из которых тринадцать старших он отдал в жены божественному мудрецу Кашьяпе (своему племяннику, внуку Брахмы) —от них рождены были боги Адитьи, демоны —дайтьи и данавы, наги, супарны и другие мифические существа.
ДАМАНА —сын царя Пауравы, сражающийся на стороне Кауравов.
ДАШАРХА —древний царь рода Яду (Ядавов), предок Кришны.
ДЕВАВРАТА —Бхишма.
ДЕВАКИ —мать Кришны.
ДЕВАЛА —сын Аситы, мудрец-провидец.
ДЖАМАДАГНИ —великий мудрец из рода Бхригу (Бхаргавов).
ДЖАНАКА —царь Видехи, прославленный своей мудростью.
ДЖАНАМЕДЖАЯ —правнук Арджуны, царь Лунного рода, которому Вайшампаяна (см.) повествует на великом жертвоприношении змей сказание о его предках и о великой битве.
ДЖАРАСАНДХА —могущественный царь Магадхи, завоеватель, подчинивший своей власти многих царей и вынудивший Кришну покинуть Матхуру и перенести столицу Ядавов в Двараку, город на море (об этих войнах рассказывается в ≪Сабхапарве≫, второй книге эпоса).
ДЖАЯ —сын Дхритараштры.
ДИТИ —дочь Дакши, прародительница демонов-дайтьев.
ДРАУПАДИ (КРИШНА) —дочь Друпады, супруга пятерых братьев Пандавов.
ДРОНА —сын мудреца-провидца Бхарадваджи, брахман-воитель, наставник сыновей Дхритараштры и Панду в военной науке; сражается на стороне Кауравов.
ДРУПАДА —царь панчалов, союзник Пандавов в войне с Кауравами.
ДУРЬОДХАНА —старший сын и наследник Дхритараштры, непримиримый враг Пандавов. Он же —Суйодхана.
ДУХШАСАНА —сын Дхритараштры, нанесший оскорбление Драупади после роковой игры в кости (о чем рассказывается в ≪Сабхапарве≫, гл. 60).
ДХАРМА —бог справедливости, воплощение священного Закона (дхармы, вероучения), рожденный (согласно текстам эпоса) из груди бога Ямы.
ДХАТАР —Основатель, Учредитель, божество, персонифицирующее соответствующие функции; иногда отождествляется с Брахмой.
ДХРИТАРАШТРА —слепорожденный старший сын Вьясы, по закону левирата (нийога) считающийся сыном Вичитравирьи (см.) и продолжателем рода Куру.
ДХРИШТАДЬЮМНА —сын царя Друпады, возглавивший арйию Пандавов в великой битве.
ЗЕМЛЯ (ДХАРА) —Опора, древняя богиня, одна из ипостасей Великой Богини-Матери.
ИКШВАКУ —сын Ману и внук Вивасвана, родоначальник Солнечной династии индийских царей.
ИНДРА —бог-громовержец, в мифологии эпоса —царь богов, возглавляющий их в войнах с демонами, властелин небесного царства, куда уходят павшие в битве герои, покровитель воинского сословия и царской власти на земле, ведающий атмосферными водами и своевременным выпадением дождей, хранитель Востока. Получивший власть над богами от Брахмы, он подчиняется верховной триаде индуистского пантеона. Имя может использоваться в нарицательном смысле.
ИРАВАН —сын Арджуны и Улупи, дочери царя нагов, сражающийся на стороне Пандавов.
КАНДАРПА (КАМА) —бог любви, в эпосе именуется сыном Дхармы.
КАПИЛА —святой мудрец, внук Брахмы и зять Ману; считался частичным воп-
лощением Вишну (в число десяти канонических аватар не входил).
КАРАКАРША —брат Дхриштакету, царя Чеди, сражающийся на стороне Кауравов.
КАРНА —сын Кунти, рожденный ею до брака от Сурьи, бога солнца, покинутый ею и усыновленный возницей-сутой (о чем рассказывается в ≪Адипарве≫, гл. 104); единоутробный брат Пандавов.
КАУРАВЫ(ПОТОМКИ КУРУ) —в эпосе это родовое имя (патроним) означает почти исключительно сыновей Дхритараштры или их сторонников (нередко употребляется как этноним, однозначный с куру; см. Словарь географических и этнических названий).
КАШЬЯПА —божественный мудрец, сын старшего сына Брахмы, породивший богов Адитьев, демонов, нагов и другие сверхъестественные существа; иногда отождествляется с самим богом-творцом (ср. Дакша).
КЕТУМАН —царь нишадхов (очевидно —потомок легендарного Наля, героя известной поэмы), сражающийся вместе с царем Калинги на стороне Кауравов.
КРИПА —брахман-воин, сын мудреца Шарадвана Гаутамы, шурин Дроны, вместе с которым обучал сыновей Дхритараштры и Панду военному искусству; сражается на стороне Кауравов.
КРИТАВАРМАН —царь из рода Ядавов (Сатвата), славящийся воинским искусством; сражается на стороне Кауравов.
КРИШНА (ВАСУДЕВА) —сын Васудевы, царя из рода Вришни, друг и союзник Арджуны, его колесничий; земное воплощение (аватара) бога Вишну.
КУБЕРА —бог богатства, властитель якшей и гухьяков, хранитель Севера.
КУНТИ (ПРИТХА) —царевна из рода Ядавов, сестра отца Кришны Васудевы, приемная дочь царя Кунтибходжи, супруга Панду, мать троих старших его сыновей.
КУНТИБХОДЖА —царь из рода Ядавов, племянник Шурасены (см.) и дядя (по отцу) Кришны, сражающийся на стороне Пандавов.
КУНТИБХОДЖИ СЫН —носящий то же имя боец стана Пандавов.
КУРУ —легендарный царь Лунного рода, предок Кауравов и потомок Пуру, наследовавшего отцу младшего сына царя Яяти (см.).
КШАТРАДЕВА —сын Шикхандина, сражающийся на стороне Пандавов.
КШАТРАДХАРМАН —сын Дхритараштры.
КШЕМАДХАНВАН —воин куру, славящийся искусством стрельбы из лука.
МАДРИ —дочь царя мадров, сестра Шальи (см.), младшая супруга Панду, мать близнецов Накулы и Сахадевы.
МАДХУ —демон, убитый Вишну-Нфишной.
МАДХУ —древний царь рода Ядавов, предок Кришны-Васудевы.
МАЙЯ —чудесный зодчий демонов (асуров), известный своей праведностью.
МАНДХАТАР —мифический царь Солнечного рода.
МАНУ —сын Вивасвана, прародитель человечества, спасшийся от потопа, основатель Лунной династии.
МАРИЧИ —обычно —имя старшего из сыновей Брахмы, но в тексте ≪Бхагавад-гиты≫ означает, очевидно, некое воплощение мощи всей группы Марутов (см.).
МЛРКАНДЕЯ —мудрец-отшельник из рода Бхригу, сказитель, в уста которого вложены многие повествования в эпосе и пуранах.
МАРУТЫ—боги бури, олицетворение муссонных ветров, составляют в индуистском пантеоне группу божеств, численность которой определяется различно, но имя Маричи никто из ее членов не носит.
МАХАПАДМА —один из мифических слонов, поддерживающих землю; здесь: имя слона в отряде Гхатоткачи (см.).
МУЧУКУНДА —сын Мандхатара (см.), прославленный своим благочестием, соратник богов в их войнах с демонами.
НАБХАГА —царь Солнечного рода, брат Икшваку (см.), отец Амбариши (см.), прославленный своей щедростью к брахманам.
НАКУЛА —один из младших Пандавов, сыновей Мадри (см.), брат-близнец Сахадевы (см.).
НАМУЧИ —демон-асура, враг Индры, им убитый.
НАРА —святой мудрец-провидец, вместе с Нараяной —парное воплощение Вишну; новым рождением обоих почитаются Арджуна с Кришной.
НАРАЯНА —древнее божество, отождествляемое с Вишну; в эпосе выступает также как мудрец-провидец, в паре с Нарой противостоящий демонам.
НАХУША —древний царь Лунной династии, некогда заменявший Индру как властитель небесного царства.
НИЛА —царь династии Хайхая, восходящей к Яду (см.).
НРИГА —древний царь Солнечной династии, праправнук Ману.
ПАНДАВЫ(СЫНОВЬЯ ПАНДУ) —двоюродные братья Кауравов (см.), оспаривающие у них власть над царством.
ПАНДУ —царь, второй сын Вьясы, наследник Вичитравирьи, младший брат Дхритараштры (см.).
ПАРДЖАНЬЯ —древнее божество дождя, иногда отождествляемое с Индрой.
ПАУРАВА —царь горной страны на севере, славящийся своей мудростью.
ПРАБХАСА (СИЯНИЕ) —божество, входящее в группу Васу (см.).
ПРАДЬЮМНА —сын Кришны.
ПРАТИВИНДХЬЯ —сын Юдхиштхиры и Драупади.
ПРАХЛАДА —добродетельный сын злого царя демонов-дайтьев, преданный почитатель Вишну.
ПРИТХУ —благодетельный царь Солнечной династии, открывший людям спасительные дары земли, избавляющие от голода.
ПРИЩАТА —царь панчалов, отец Друпады (см.).
ПУРУДЖИТ —сын (или брат?) Кунтибходжи младшего (см.), названый брат Кунти.
РАМА, СЫН ДАШАРАТХИ —царь Солнечной династии, великий герой, победитель Словарь эпических и мифологических имен 437
царя ракшасов Раваны, по канонической версии —седьмое воплощение (аватара) Вишну на земле.
РАМА, СЫН ДЖАМАДАГНИ —герой из рода Бхригу; мстя за убиение отца, истребил порочных кшатриев на земле; считается шестой аватарой Вишну.
РАХУ —демон солнечных и лунных затмений.
РИШАБХА —древний мудрец Лунного рода, сын Илы, дочери Ману.
РУДРЫ—группа из одиннадцати божеств индуистского пантеона, представляющих собой различные ипостаси бога Шивы.
САВИТАР —божество, олицетворяющее животворящую силу солнца, в индуистском пантеоне входит в группу Адитьев.
САНДЖАЯ —колесничий царя Дхритараштры, повествующий ему о великой битве на Курукшетре, которую видит из Хастинапура благодаря чудесному дару, полученному от Вьясы.
САМЬЯМАНИ —сын воина по имени Самьямана (он же —Сомадатта), сражающийся вместе со своим сыном, имя которого остается в эпосе неназванным, на стороне Кауравов.
САНКРАШАНА (БАЛАДЕВА) —старший (сводный) брат Кришны, единственный из великих героев, отказавшийся от участия в битве Кауравов и Пандавов.
САРАСВАТИ —богиня мудрости и красноречия, супруга Брахмы.
САТВАТА —древний царь рода Ядавов, чье имя принимают как родовое (патроним) такие его потомки, как Критаварман (см.) и Сатьяки (см.).
САТЬЯ —воин армии калингов, сподвижник царя Шрутаюса.
САТЬЯВРАТА —сын Дхритараштры.
САТЬЯДЕВА —воин армии калингов, сподвижник царя Шрутаюса.
САТЬЯДХРИТИ (САУЧИТТИ) —воин стана Пандавов, прославленный своим воинским искусством.
САТЬЯКИ (СЫН САТЬЯКИ, ОН ЖЕ ЮЮДХАНА) —герой рода Вришни, колесничий Кришны, принявший с ним сторону Пандавов.
САХАДЕВА —один из младших Пандавов, сыновей Мадри (см.), брат-близнец Накулы (см.).
СКАНДА —бог войны, предводитель воинства богов, сын Шивы.
СМЕРТЬ (МРИТЬЮ) —одна из ипостасей бога смерти Ямы (ср. Время).
СОМА —бог луны, супруг 28 дочерей Дакши, олицетворений созвездий лунного зодиака (накшатр); хранитель Северо-Востока.
СОМАДАТТА —царь рода Куру, сын Бахлики, сражающийся на стороне Кауравов.
СОМАКИ —родовое имя династии, правящей в Панчале (образованное по имени предка-родоначальника).
СУЙОДХАНА —именование Дурьодханы.
СУМИТРА —царь Саувиры, сторонник Кауравов.
СУМУКХА —мифический орел, сын Гаруды (см.).
СУПРАТИКА —мифический слон, один из родоначальников слоновьего племени, слонхранитель Северо-Востока.
СУРЬЯ (СОЛНЦЕ) —бог солнца, иногда отождествляющийся с Вивасваном (см.); хранитель Юго-Запада.
СУТАСОМА —сын Бхимасены и Драупади.
СУЧАРУ —сын Дхритараштры.
СУЧИТРА —сын Дхритараштры.
СУШАРМАН —царь тригартов, владетель великолепного дворца Прастхала, давний враг царя матсьев Вираты (см.) и союзник Кауравов.
ТАКШАКА —гигантский змей, царь нагов, погубивший царя Парикшита, сына Абхиманью и отца Джанамеджаи (см.).
ТАРАКА —демон, вождь и полководец асуров, побежденный Скандой (см.).
ТАРАКА (ТАРА) —супруга наставника богов Брихаспати.
ТВАШТАР —древнее божество, в индуистском пантеоне причисляемое к группе Адитьев; по функциям совпадает с Вишвакарманом (см.).
ТУМБУРУ —гандхарва, покровительствующий Пандавам, славящийся как лучший из музыкантов среди гандхарвов.
УГРАШРАВАС —наследственный сказитель (сын суты), излагающий содержание ≪Махабхараты≫ со слов Вайшампаяны (см.).
УЛУКА —сын Шакуни, сподвижник Дурьодханы.
УМА —великая богиня, дочь царя гор, супруга Шивы.
УТТАМАУДЖАС —царевич Панчалы, сподвижник Арджуны.
УЧЧАЙХШРАВАС —конь Индры, рожденный из Молочного океана.
УШАНАС КАВЬЯ —мифический мудрец, сын Бхригу, наставник демонов-асуров.
ХАХА —гандхарва, слуга Куберы.
ХУХУ —гандхарва, слуга Индры.
ЧЕКИТАНА —герой рода Ядавов, предводитель одной из семи акшаухини армии Пандавов.
ЧИТРАКЕТУ —военачальник панчалов.
ЧИТРАСЕНА —сын Дхритараштры.
ШАКУНИ —царь Гандхары, брат Гандхари (см.), искусный игрок в кости.
ШАЛЬЯ —царь мадров, брат Мадри, сражающийся на стороне Кауравов.
ШАМБАРА —демон-данава, побежденный Индрой. Словарь эпических и мифологических имен 439
ШАНДИЛИ —богиня, дочь Дакши, одна из жен Дхармы, бога справедливости.
ШАТАНИКА —сын Накулы и Драупади.
ШАТАНИКА —брат царя Вираты, предводитель его войска.
ШАТАЮДХА —воин, сподвижник Шрутаюса, царя калингов (см.).
ШАТАЮС —воин, сподвижник Шрутаюса, царя калингов (см.).
ШАТРУНДЖАЯ —сын Дхритараштры.
ШЕША —космический тысячеглавый змей, поддерживающий землю; распростертый на водах мирового океана, служит ложем для пребывающего в состоянии покоя Вишну (см. Ананта).
ШИБИ —древний царь-мудрец, прославленный своим благочестием и готовностью к самопожертвованию.
ШИВА —одно из главных божеств индуизма, главный объект культа в шиваизме, одной из основных ветвей этой религии (наряду с вишнуизмом); член верховной триады, в которой он воплощает преимущественно функцию разрушения.
ШИКХАНДИН —младший сын царя Друпады, по рождению —дева, из-за чего Бхишма отказывается с ним сражаться.
ШИНИ —царь племени Ядавов, дед Сатьяки (см.), давший начало одноименному роду.
ШРЕНИМАН —царь-мудрец, властитель страны Кумарадеши (предположительно область Кайра на северо-востоке штата Мадхья-Прадеш).
ШРУТАКАРМАН —сын Сахадевы и Драупади.
ШРУТАКИРТИ —сын Арджуны и Драупади.
ШРУТАЮС КАЛИНГСКИЙ (ШРУТАЮДХА)—сын бога Варуны и речной богини Парнаши, царь Калинги, предводитель одной из одиннадцати акшаухини армии Кауравов.
ШУРАСЕНА —(ШУРА) царь Матхуры, отец Кунти, отданной им удочерившему ее Кунтибходже (см.), и Васудевы, отца Кришны.
ЮДХАМАНЬЮ —царевич Панчалы, брат Уттамауджаса (см.), сподвижник Арджуны.
ЮДХИШТХИРА —старший из братьев Пандавов, почитающийся сыном бога Дхармы.
ЮЮТСУ КАУРАВЬЯ —сын царя Дхритараштры и женщины-вайшьи, перешедший на сторону Пандавов.
ЯДАВЫ(ПОТОМКИ ЯДУ) —ответвление Лунного рода, цари и герои ведущие происхождение от Яду, старшего сына Яяти (см.); его потомками были Мадху, Вришни, Сатвата, также давшие имена этому роду предки Кришны-Васудевы.
ЯМА —бог смерти и повелитель загробного мира, хранитель Юга.
ЯЯТИ —древний царь, сын Нахуши (см.) и правнук Пурураваса, родоначаьника Лунной династии царей Бхаратаварши (Индии).
СЛОВАРЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ЭТНИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ
АБХИРЫ—скотоводческое племя, занимавшее одноименную территорию на юговостоке совр. Гуджарата.
АБХИСАРЫ—одно из племен Пенджаба, локализующееся в районе совр. Пешавара либо в междуречье Джелама и Чинаба.
АБХИШАХИ —одно из племен Пенджаба; точно не локализуется.
АВАНТИ —страна в южной части плато Мальва, занимающая долину реки Нармада и западные склоны гор Виндхья.
АМБАШТХИ —жители Амбаштхи, страны, занимавшей северную область Синда и часть Восточного Пенджаба до совр. Лахора.
АНАРТА-НАРРИТЫ—племена, занимавшие одноименную территорию полуострова Катхиавар и прилегающие с востока области Гуджарата и Мальвы.
АНГА, АНГИ —народ и страна, занимавшая территорию совр. Бихара южнее Ганга.
АНДХАКИ —племя, входившее в состав племенного союза Ядавов.
АНДХРЫ—дравидийское племя, занимавшее часть одноименной территории совр. штата Андхра —между реками Годавари и Кришна.
АРАТТЫ—жители Аратты (древнее название Пенджаба).
АСИКНИ —древнее название реки Чинаб в Пенджабе.
АШМАКИ —племя, которое локализуют на территории совр. Восточного Афганистана; есть сведения о переселении части племени на юг Индии.
БАХЛИКИ —народ одноименной страны, граничившей (с запада?) с территорией мадров {см.); предположительно бахлики —иранское племя, переселенцы из Бактрии.
БИНДУСАРАС —озеро в верховьях Ганга, место паломничества (см. комментарий). В словарь включены реалии, достаточно определенно поддающиеся идентификации; те реалии, которые идентифицировать не представляется возможным, см. по указателю и в комментарии.
БХАРАТАВАРША —древнее название Индии.
БХАРАТЫ—наиболее значительное из древних арийских племен, упоминаемое уже в ≪Ригведе≫, обитавшее, по-видимому, первоначально на территории между реками Сатледж и Тринаб; позднее, в эпосе, приобретает более широкое значение —жители Бхаратаварши.
БХАРГАВЫ(ПОТОМКИ БХРИГУ) —в космографическом тексте ≪Бхишмапарвы≫ — название некоего племени, место обитания которого не установлено.
БХОДЖИ —народ одноименной страны, местоположение которой остается неопрделенным (по-видимому, в Центральной или Западной Индии); бходжи почитались одним из ответвлений рода Ядавов (потомков Яду).
ВАЙТАРАНИ —река, отделяющая юг Деканского полуострова от его центральной части; также название мифической адской реки, отделяющей мир живых от подземного царства бога смерти.
ВАНАЮ —страна, расположенная предположительно западнее Индии; более определенно не локализуется.
ВАНГИ —народ страны, занимавшей одноименную территорию в Восточной Бенгалии (совр. Бангладеш).
ВАРВАРЫ(МЛЕЧЧХИ) —название, объединяющее племена и народы, пребывающие за пределами брахманской культуры, противопоставляемые ариям, ее носителям.
ВАСАТИ —предположительно неарийская народность (не поддающаяся определенной локализации).
ВАТАДХАНЫ—одно из племен Пенджаба, одноименная область обитания которого —совр. Бхатнайр.
ВАТСЫ—народность, занимавшая территорию на юге совр. штата Уттар Прадеш, западнее слияния Ганга с Джамной.
ВЕННА —река, предположительно отождествляемая с совр. Венгангой, левым притоком Годавари.
ВЕТРАВАТИ —река, обычно отождествляемая с совр. Бетвой, берущей начало в горах Виндхья (близ Бхопала) и впадающей в Джамну ниже Хамирпура.
ВИДАРБХИ —народность, занимавшая одноименную территорию на юге совр. Штата Мадхья Прадеш (совр. Берар). Под Видарбхами Прибрежными подразумевается, вероятно, территория по течению реки Нармады.
ВИДЕХИ —индоарийское племя, одноименная страна обитания которого занимала территорию между Гангом и Гималаями, ограниченную реками Гандак на западе и Коси на востоке, со столицей в городе Митхиле.
ВИДИША —река, на которой расположен одноименный город, совр. Бетва.
ВИНДХЬЯ —горный хребет, отделяющий Северную Индию от Деканского полу-острова.
ВИПАША —одна из рек Пятиречья, совр. Биас.
ВИТАСТА —одна из рек Пятиречья, совр. Джелам.
ВРИШНИ, ВРИШНИЙЦЫ—то же, что ядавы, яду, одно из племен Западной Индии, возводивших свое происхождение к мифическому прародителю Яду (см.).
ГАНГА —Ганг, великая река Северной Индии.
ГАНДХАМАДАНА —горный хребет в Гималаях (округ Гархвал, север штата Уттар Прадеш), в древности отождествлявшийся с мифической горой, местопребыванием небожителей.
ГАНДХАРА —страна гандхаров, занимавшая территорию у впадения в Инд реки Кабул (север совр. Восточного Пенджаба) и земли вдоль границы совр. Пакистана и Афганистана со столицей в г. Пурушапуре (совр. Пешавар).
ГОДАВАРИ —река, берущая начало в горах Западные Гаты на северо-западе Деканского полуострова и впадающая в Бенгальский залив южнее совр. Города Какинада (штат Андхра).
ГОМАТИ (совр. ГОМТИ) —левый приток Ганга, впадающий в него ниже г. Варанаси на территории штата Уттар Прадеш.
ГОПАЛЫ(ПАСТУХИ) —условное обозначение племен Западной Индии, образующих воинство Кришны (Пастуха), которое, в отличие от недо самого, сражается на стороне Кауравов.
ГОРА ЗАКАТА (АСТА) —мифическая гора, за которую, по поверьям, заходит солнце.
ГУННЫ—народ, происходящий из Центральной Азии, принадлежащий группе тюркско-монгольских народов, в I в. н. э. мигрировавшей в основном на запад; часть их отклонилась к югу и в IV— вв. вторглась в Северо-Западную Индию.
ДАРАДЫ—народ, обитавший на крайнем севере Индии, в районе совр. Гильгита (Дардистан).
ДАРВИКИ, ДАРВЫ—по-видимому, родственные пенджабские племена, одноименные территории обитания которых —области между реками Джелам и Чинаб.
ДАШАРНЫ—народ, страна обитания которого с тем же названием занимала тер-
риторию между рекою Джамна и горами Виндхья (от Восточной Мальвы до западных областей Бихара, включая территорию Патны).
ДАШЕРАКИ —племя, обитавшее на территории совр. Мальвы.
ДЕВИКА —совр. река Диг, приток Рави (в Восточном Пенджабе).
ДРАВИДЫ—здесь, видимо, название одного из дравидийских племен Южной Индии и места его обитания.
ДРИШАДВАТИ —приток реки Сарасвати, упоминаемый еще в ≪Ригведе≫≫; идентифицируется предположительно с совр. рекой Читанг южнее Курукшетры.
ИНД —великая река на территории совр. Пакистана.
ИНДРАПРАСТХА —город, основанный, согласно эпосу, Пандавами на месте совр. Дели.
ИРАВАТИ —совр. река Рави, одна из рек Пятиречья, сливающаяся с Чинабом у г. Ахмадпура в Пакистане.
КАВЕРИ —река в Южной Индии, протекающая восточнее Западных Гат.
КАЙЛАСА (ХЕМАКУТА) —горный хребет в Гималаях в районе совр. Камаона; в древности отождествлялся с мифической горой, местопребыванием бога Шивы.
КАЛИНГА —страна обитания неарийской народности калингов, занимавшая территорию побережья Бенгальского залива южнее совр. Ориссы, между реками Маханади на севере и Годавари на юге.
КАМБОДЖА —страна обитания народности Камбоджей (предположительно иранского происхождения); локализуется на юго-востоке совр. Афганистана (западнее Гандхары, район совр. Кандагара).
КАПИЛА —название реки Нармады в верхнем течении.
КАРУШИ —население страны Каруша, расположенной на северо-востоке совр. штата Мадхья Прадеш, граничившей с Чеди на западе и Магадхой на востоке (район совр. города Рива).
КАУШИКИ —река, отождествляемая с совр. рекой Коси, левым притоком Ганга, впадающим в него ниже Бхагалпура (по данным древней географии —приток Брахмапутры).
КАШИ —древнее название Бенареса (Варанаси) и царства с центром в этом городе, граничившего на юге с Магадхой; кашийцы —его население.
КАШИ-КОШАЛЫ—здесь, по-видимому, название страны, охватывавшей территории Каши {см.) и Кошалы (Косалы), и народов, ее населяющих.
КАШМИРЫ—страна обитания кашмиров, занимавшая территорию совр. Штата Джамму и Кашмир между верхним течением Инда и горным хребтом ПирПан джал.
КЕКАЯ —страна Кекаев, рода, жившего на территории междуречья Биаса и Сатледжа в Пенджабе.
КЕРАЛА —страна кералов, дравидийской народности, издревле населявшей Малабарский берег Южной Индии (совр. штат Керала).
КИРАТЫ—страна киратов; под этщ! названием известны были отсталые охотничьи племена (предположительно монголоиды), жившие в предгорьях Гималаев на всем протяжении от Кашмира на северо-западе до Ассама и Трипуры на востоке.
КИТАВЫ—возможно, то же, что гандхары, или родственное им племя в Гандхаре (ел*.).
КОНКАНЫ—страна конканов, занимавшая, очевидно, территорию исторической области Конкан на западе Деканского полуострова (совр. Гоа и прилегающие районы штатов Карнатак и Керала).
КОСАЛА (КОШАЛА) —страна косалов, занимавшая территорию на востоке совр.
штата Уттар Прадеш (район совр. города Лакхнау), граничившая на юге с царством Каши (см.).
КРАУНЧА —мифическая гора, с которой отождествляют либо южное ответвление
горы Кайласа (см.), либо сохранившую это название гору в Восточных Гималаях, на севере Ассама.
КРАУНЧА, МАХАКРАУНЧА —гора, помещаемая в эпосе и пуранах на фантастическом материке Краунчадвипа.
КРИШНАВЕНА —река, отождествляемая предположительно с совр. Кришной (Кистной).
КУКУРЫ—племя, родственное вришни (см.).
КУЛИНДЫ—страна кулиндов, совр. Гарвал (верховья Ганга); Кулинды Предгорья —возможно, территория западнее, район совр. Шахаранпура севернее Дели.
КУНТАЛЫ—страна кунталов, занимавшая территорию юго-запада совр. Хайдарабада до побережья Аравийского моря.
КУНТИ —страна обитания одноименного племени, территория совр. Мальвы.
КУРУ —народность или союз племен, сложившийся к началу 1*го тыс. до н.э. вокруг племени бхаратов (см.), мигрировавшего к этому времени из Пенджаба к верховьям Ямуны (совр. Джамны) и Ганга, в область, получившую название Курукшетра (см.). В эпосе происхождение куру (как и бхаратов и многих других этносов) возводится к легендарному одноименному первопредку. Иногда в значении этого этнонима употребляется и родовое имя Кауравы (потомки Куру).
КУРУКШЕТРА (ПОЛЕ КУРУ) —историческая область к северу от совр. Дели, страна куру, приблизительно совпадающая с территорией совр. штата Харьяна; место описываемой в эпосе великой битвы.
КУРУ-ПАНЧАЛЫ—страна обитания одноименных народностей (см.).
КХАНДАВА —лес, локализуемый обычно в районе совр. городов Мератх и Музаффарнагар, восточнее Курукшетры (см.).
КХАШИКИ —страна обитания одноименного племени (кхаши, кхасы) неарийского происхождения, в горах к югу от Кашмира, в верхнем Пенджабе.
КШУДРАКИ —воинственное племя Пенджаба, занимавшее территорию между реками Рави и Сатледж; обычно упоминаются вместе с малавами (см.).
ЛЕСОВИКИ (КАНАНЫ), ЛЕСНЫЕ ШАБАРЫ—очевидно, некие неарийские племена джунглей Центральной Индии, относимые традиционно к варварам (млеччхам).
ЛУННОЕ ОЗЕРО —возможно, Гангахрада, место паломничества в Тханесаре на территории Курукшетры.
МАГАДХА —страна магадхов (магадхийцев), занимавшая юг совр. штата Бихар (с центром в гор. Раджагриха, совр. Раджгир). В середине 1-го тыс. до н.э. на ее территории сложилось могущественное государство, послужившее центром первого объединения Индии под властью империи Маурья.
МАДРЫ—страна мадров, одного из наиболее могущественных племен Пенджаба;
занимала территорию между реками Рави и Чинаб с центром в гор. Шакала (совр. Сиалкот).
МАЙНАКА —гора, отождествляемая обычно с горой Ганготри в Гималаях (к се-
веру от Кайласы), где берет начало река Ганг.
МАЛАВЫ(МАЛЛЫ) —племя, занимавшее территорию между реками Чинаб и Равви в Пенджабе.
МАЛАДЫ—страна маладов, расположенная в районе совр. Шахабада в Бихаре.
МАЛАЙЯ —горный массив, включающий южную часть Западных Гхатов вместе с Кардамоновыми горами на крайнем юге Индии.
МАЛЛЫ—страна маллов или малавов {см. малавы).
МАНАСА —священное озеро в Гималаях у восточных отрогов горного хребта Ладакх, совр. Манасаровар в Западном Тибете.
МАНДАКИНИ —левый приток Ганга, берущий начало в долине Кедарнатх в Гималаях.
МАНДАРА —мифическая гора, в ≪Махабхарате≫ помещаемая в Гималаях; отождествляется с горой Мандарагири в Южном Бихаре.
МАРУБХАУМЫ—предположительно район совр. Мервара либо территория пустынь Восточного Раджастхана и обитавшие там племена.
МАТСЬИ —страна матсьев, занимавшая территорию к югу от Курукшетры, на северо-востоке совр. Раджастхана с центром в гор. Виратанагара (совр. Байрат).
МАХЕНДРА —северо-восточная часть горного массива на территории от Ориссы
до Мадуры, включая Восточные Гаты (разделяемая здесь, по-видимому, на западную и восточную горные области).
МАХИШАКИ —предположительно южная часть совр. штата Карнатака (Майсур) или страна на реке Нармада с центром в гор. Махишмати (совр. Мандхата).
МЕКАЛЫ—страна мекалов, расположенная у истоков реки Нармада, в районе горного хребта Майкал в Центральной Индии.
МЕРУ —мифическая гора в центре Вселенной, отождествлялась с горным хребтом Рудра-Гималая в Гархвале.
НАГИ —неарийское племя, обитавшее в горах на северо-востоке Индии (территория совр. штата Нагаленд).
НАЛИНИ —мифическая река (Ганга, протекающая в небесах).
НАНДАНА —мифическая роща в небесном царстве Индры.
НАРМАДА (РЕВА) —река, берущая начало в восточных отрогах горного хребта Майкал и впадающая в Камбейский залив на юге совр. штата Гуджарат; означает границу между Северной Индией и Деканским полуостровом.