1) Щёлкнуть мышью по ярлычку Лист2. В ячейку D1 ввести текст
Лабораторная работа № 2, в ячейку С2 – название работы
Аппроксимация функции одной переменной.
2) В ячейку B4 ввести № п/п, в ячейку C4 ввести Х, в ячейку D4 ввести Y.
3) В ячейку B5 ввести формулу =СТРОКА()–4 и за маркер заполнения протащить ее до 25 строки рабочего листа.
4) В столбец С, начиная с ячейки C5, ввести значения независимой переменной X согласно своему варианту. В столбец D, начиная с ячейки D5, ввести значения зависимой переменной Y согласно своему варианту.
5) Оформить рамку (границы) таблицы и расположить содержимое столбцов по центру ячеек.
6) Создать диаграмму-график с помощью Мастера диаграмм, выделив диапазон ячеек C5:D25 со значениями X и Y.
7) Вывести в Область построения диаграммы искомое выражение для функции. Для этого необходимо установить указатель мыши на линию графика и щёлкнуть правой кнопкой. В появившемся меню щёлкнуть по строке Добавить л инию тренда…. В диалоговом окне Линия тренда выбрать наиболее приемлемый вариант из числа предлагаемых и щёлкнуть по нему мышью. Для полиномиальной линии надо ещё установить предполагаемый показатель степени. Затем щёлкнуть мышкой по кнопке Параметры и щелчком мыши установить флажки в окошечках: показывать у равнение на диаграмме и поместить на диаграмму величину
досто в ерности аппроксимации (R^2). После этого щёлкнуть по кнопке OK.
8) Переместить появившееся уравнение, правая часть которого и будет выражением для искомой функции, на свободное место Области диаграммы внизу графика. Для этого установить указатель мыши на выражение и щёлкнуть левой кнопкой мыши, а затем, зацепив мышью за появившуюся рамку, перетащить на свободное место.
9) Через строку ниже таблицы подвести итог работы Выражение
искомой функции имеет вид: y=. Далее записывается выражение для полученной зависимости (правая часть уравнения). Для изображения выражения функции в виде объекта (рисунка) необходимо использовать мастер функций Microsoft Equation 3.0. Для вызова мастера функций необходимо:
· после текста указанной выше строки сделать активной одну из ячеек;
· открыть меню Вст а вкаи щёлкнуть по строке Об ъ ект…;
· в открывшемся диалоговом окне Вставка объекта щёлкнуть по строке Microsoft Equation 3.0,а затемщёлкнуть по кнопке OK, после чего появится рамка для изображения формулы и панель инструментов мастера формул (кнопки для ввода символов и шаблонов);
· внутри рамки, используя необходимые шаблоны, воспроизвести изображаемое выражение и закрыть мастер функций щелчком мыши на свободной ячейке.
10) Переместить объект-функцию в продолжение строки текста. Отформатировать его размеры. Скрыть рамку, выполнив следующие действия:
· щелчком мыши по рамке сделать активным созданный объект-функцию;
· открыть меню Фор м ат;
· в открывшемся меню щёлкнуть по строке Об ъ ект…;
· в появившемся диалоговом окне Формат объекта щёлкнуть по кнопке Цвета и линии, затем по кнопке цвет:, в открывшейся палитре цветов щёлкнуть по полю Нет линий и после этого по кнопке OK.
Варианты задания
Таблица 3.1
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
x | y | x | y | x | y | x | y | |
-2,1 | -0,86 | -0,7 | -0,8 | -2,1 | -0,5 | -0,7 | 2,35 | |
-1,8 | -0,97 | -0,6 | -0,6 | -1,8 | -0,2 | -0,6 | 2,2 | |
-1,5 | -1 | -0,5 | -0,5 | -1,5 | 0,1 | -0,5 | 2,1 | |
-1,2 | -0,93 | -0,4 | -0,4 | -1,2 | 0,4 | -0,4 | 1,98 | |
-0,9 | -0,78 | -0,3 | -0,3 | -0,9 | 0,6 | -0,3 | 1,88 | |
-0,6 | -0,56 | -0,2 | -0,2 | -0,6 | 0,8 | -0,2 | 1,77 | |
-0,3 | -0,29 | -0,1 | -0,1 | -0,3 | 0,9 | -0,1 | 1,67 | |
0,98 | 1,57 | |||||||
0,3 | 0,29 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,9 | 0,1 | 1,47 | |
0,6 | 0,56 | 0,2 | 0,2 | 0,6 | 0,8 | 0,2 | 1,37 | |
0,9 | 0,78 | 0,3 | 0,3 | 0,9 | 0,6 | 0,3 | 1,27 | |
1,2 | 0,93 | 0,4 | 0,4 | 1,2 | 0,4 | 0,4 | 1,16 | |
1,5 | 0,5 | 0,5 | 1,5 | 0,1 | 0,5 | 1,04 | ||
1,8 | 0,97 | 0,6 | 0,6 | 1,8 | -0,2 | 0,6 | 0,93 | |
2,1 | 0,86 | 0,7 | 0,8 | 2,1 | -0,5 | 0,7 | 0,8 |
Таблица 3.2
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
х | y | x | y | x | y | x | y | |
-0,35 | 1,93 | -0,7 | -0,7 | 0,5 | 0,3 | 0,55 | ||
-0,3 | 1,88 | -0,6 | 1,8 | -0,6 | 0,55 | 0,4 | 0,63 | |
-0,25 | 1,82 | -0,5 | 1,6 | -0,5 | 0,61 | 0,5 | 0,7 |
Продолжение таблицы 3.2
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
х | y | x | y | x | y | x | y | |
-0,2 | 1,77 | -0,4 | 1,5 | -0,4 | 0,67 | 0,6 | 0,77 | |
-0,15 | 1,72 | -0,3 | 1,3 | -0,3 | 0,74 | 0,7 | 0,84 | |
-0,1 | 1,67 | -0,2 | 1,2 | -0,2 | 0,82 | 0,8 | 0,89 | |
-0,05 | 1,62 | -0,1 | 1,1 | -0,1 | 0,9 | 0,9 | 0,95 | |
1,57 | ||||||||
0,05 | 1,52 | 0,1 | 0,9 | 0,1 | 1,1 | 1,1 | 1,05 | |
0,1 | 1,47 | 0,2 | 0,8 | 0,2 | 1,2 | 1,2 | 1,09 | |
0,15 | 1,42 | 0,3 | 0,7 | 0,3 | 1,35 | 1,3 | 1,14 | |
0,2 | 1,37 | 0,4 | 0,67 | 0,4 | 1,5 | 1,4 | 1,18 | |
0,25 | 1,32 | 0,5 | 0,6 | 0,5 | 1,65 | 1,5 | 1,22 | |
0,3 | 1,27 | 0,6 | 0,56 | 0,6 | 1,82 | 1,6 | 1,26 | |
0,35 | 1,21 | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 1,7 | 1,3 |
Таблица 3.3
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
x | y | x | y | x | y | x | y | |
0,3 | 0,69 | -3,5 | 12,25 | -1,4 | -0,83 | |||
2,5 | 0,4 | 2,5 | 0,92 | -3 | -1,2 | -0,64 | ||
0,48 | 1,1 | -2,5 | 6,25 | -1 | -0,46 | |||
3,5 | 0,54 | 3,5 | 1,25 | -2 | -0,8 | -0,3 | ||
0,6 | 1,39 | -1,5 | 2,25 | -0,6 | -0,17 |
Продолжение таблицы 3.3
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
x | y | x | y | x | y | x | y | |
4,5 | 0,65 | 4,5 | 1,5 | -1 | -0,4 | -0,08 | ||
0,7 | 1,61 | -0,5 | 0,25 | -0,2 | -0,02 | |||
5,5 | 0,74 | 5,5 | 1,7 | |||||
0,78 | 1,79 | 0,5 | 0,25 | 0,2 | -0,02 | |||
6,5 | 0,81 | 6,5 | 1,87 | 0,4 | -0,08 | |||
0,85 | 1,95 | 1,5 | 2,25 | 0,6 | -0,17 | |||
7,5 | 0,88 | 7,5 | 2,01 | 0,8 | -0,3 | |||
0,9 | 2,08 | 2,5 | 6,25 | -0,46 | ||||
8,5 | 0,93 | 8,5 | 2,14 | 1,2 | -0,64 | |||
0,95 | 2,2 | 3,5 | 12,25 | 1,4 | -0,83 |
Таблица 3.4
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
x | y | x | y | x | y | x | y | |
0,3 | 0,69 | -3,5 | 12,25 | -1,4 | -0,83 | |||
2,5 | 0,4 | 2,5 | 0,92 | -3 | -1,2 | -0,64 | ||
0,48 | 1,1 | -2,5 | 6,25 | -1 | -0,46 | |||
3,5 | 0,54 | 3,5 | 1,25 | -2 | -0,8 | -0,3 | ||
0,6 | 1,39 | -1,5 | 2,25 | -0,6 | -0,17 | |||
4,5 | 0,65 | 4,5 | 1,5 | -1 | -0,4 | -0,08 |
Продолжение таблицы 3.4
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
x | y | x | y | x | y | x | y | |
0,7 | 1,61 | -0,5 | 0,25 | -0,2 | -0,02 | |||
5,5 | 0,74 | 5,5 | 1,7 | |||||
0,78 | 1,79 | 0,5 | 0,25 | 0,2 | -0,02 | |||
6,5 | 0,81 | 6,5 | 1,87 | 0,4 | -0,08 | |||
0,85 | 1,95 | 1,5 | 2,25 | 0,6 | -0,17 | |||
7,5 | 0,88 | 7,5 | 2,01 | 0,8 | -0,3 | |||
0,9 | 2,08 | 2,5 | 6,25 | -0,46 | ||||
8,5 | 0,93 | 8,5 | 2,14 | 1,2 | -0,64 | |||
0,95 | 2,2 | 3,5 | 12,25 | 1,4 | -0,83 |
Таблица 3.5
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
x | y | x | y | x | y | x | y | |
-2,1 | -0,86 | -0,7 | -0,8 | -2,1 | -0,5 | -0,7 | 2,35 | |
-1,8 | -0,97 | -0,6 | -0,6 | -1,8 | -0,2 | -0,6 | 2,2 | |
-1,5 | -1 | -0,5 | -0,5 | -1,5 | 0,1 | -0,5 | 2,1 | |
-1,2 | -0,93 | -0,4 | -0,4 | -1,2 | 0,4 | -0,4 | 1,98 | |
-0,9 | -0,78 | -0,3 | -0,3 | -0,9 | 0,6 | -0,3 | 1,88 | |
-0,6 | -0,56 | -0,2 | -0,2 | -0,6 | 0,8 | -0,2 | 1,77 | |
-0,3 | -0,29 | -0,1 | -0,1 | -0,3 | 0,9 | -0,1 | 1,67 | |
0,98 | 1,57 |
Продолжение таблицы 3.5
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
x | y | x | y | x | y | x | y | |
0,3 | 0,29 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,9 | 0,1 | 1,47 | |
0,6 | 0,56 | 0,2 | 0,2 | 0,6 | 0,8 | 0,2 | 1,37 | |
0,9 | 0,78 | 0,3 | 0,3 | 0,9 | 0,6 | 0,3 | 1,27 | |
1,2 | 0,93 | 0,4 | 0,4 | 1,2 | 0,4 | 0,4 | 1,16 | |
1,5 | 0,5 | 0,5 | 1,5 | 0,1 | 0,5 | 1,04 | ||
1,8 | 0,97 | 0,6 | 0,6 | 1,8 | -0,2 | 0,6 | 0,93 | |
2,1 | 0,86 | 0,7 | 0,8 | 2,1 | -0,5 | 0,7 | 0,8 |
Таблица 3.6
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
х | y | x | y | x | y | x | y | |
-0,35 | 1,93 | -0,7 | -0,7 | 0,5 | 0,3 | 0,55 | ||
-0,3 | 1,88 | -0,6 | 1,8 | -0,6 | 0,55 | 0,4 | 0,63 | |
-0,25 | 1,82 | -0,5 | 1,6 | -0,5 | 0,61 | 0,5 | 0,7 | |
-0,2 | 1,77 | -0,4 | 1,5 | -0,4 | 0,67 | 0,6 | 0,77 | |
-0,15 | 1,72 | -0,3 | 1,3 | -0,3 | 0,74 | 0,7 | 0,84 | |
-0,1 | 1,67 | -0,2 | 1,2 | -0,2 | 0,82 | 0,8 | 0,89 | |
-0,05 | 1,62 | -0,1 | 1,1 | -0,1 | 0,9 | 0,9 | 0,95 | |
1,57 | ||||||||
0,05 | 1,52 | 0,1 | 0,9 | 0,1 | 1,1 | 1,1 | 1,05 | |
0,1 | 1,47 | 0,2 | 0,8 | 0,2 | 1,2 | 1,2 | 1,09 | |
0,15 | 1,42 | 0,3 | 0,7 | 0,3 | 1,35 | 1,3 | 1,14 |
Продолжение таблицы 3.6
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
х | y | x | y | x | y | x | y | |
0,2 | 1,37 | 0,4 | 0,67 | 0,4 | 1,5 | 1,4 | 1,18 | |
0,25 | 1,32 | 0,5 | 0,6 | 0,5 | 1,65 | 1,5 | 1,22 | |
0,3 | 1,27 | 0,6 | 0,56 | 0,6 | 1,82 | 1,6 | 1,26 | |
0,35 | 1,21 | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 1,7 | 1,3 |
Таблица 3.7
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
x | y | x | y | x | y | x | y | |
0,3 | 0,69 | -3,5 | 12,25 | -1,4 | -0,83 | |||
2,5 | 0,4 | 2,5 | 0,92 | -3 | -1,2 | -0,64 | ||
0,48 | 1,1 | -2,5 | 6,25 | -1 | -0,46 | |||
3,5 | 0,54 | 3,5 | 1,25 | -2 | -0,8 | -0,3 | ||
0,6 | 1,39 | -1,5 | 2,25 | -0,6 | -0,17 | |||
4,5 | 0,65 | 4,5 | 1,5 | -1 | -0,4 | -0,08 | ||
0,7 | 1,61 | -0,5 | 0,25 | -0,2 | -0,02 | |||
5,5 | 0,74 | 5,5 | 1,7 | |||||
0,78 | 1,79 | 0,5 | 0,25 | 0,2 | -0,02 | |||
6,5 | 0,81 | 6,5 | 1,87 | 0,4 | -0,08 | |||
0,85 | 1,95 | 1,5 | 2,25 | 0,6 | -0,17 | |||
7,5 | 0,88 | 7,5 | 2,01 | 0,8 | -0,3 | |||
0,9 | 2,08 | 2,5 | 6,25 | -0,46 |
Продолжение таблицы 3.7
№ п/п | В А Р И А Н Т Ы | |||||||
x | y | x | y | x | y | x | y | |
8,5 | 0,93 | 8,5 | 2,14 | 1,2 | -0,64 | |||
0,95 | 2,2 | 3,5 | 12,25 | 1,4 | -0,83 |
Примечание: примерное оформление рабочего листа приведено в приложении 2.
4. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
«ТАБУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИИ»
Цель работы: закрепление знаний и навыков работы со средствами MS Excel, полученных в результате выполнения предыдущих лабораторных работ. Овладение навыками анализа функций на предмет поиска областей определения, точек разрыва, пределов. Приобретение навыков работы с приложением MS Word.
Содержание работы
1) Для элементарной функции, заданной в виде аналитического выражения y = f (x), построить таблицу значений (протабулировать функцию) при значениях аргумента, изменяющихся на отрезке [ a, b ] с шагом h =(b – a)/ n (n =20), найти наибольшее и наименьшее значения функции на этом отрезке и построить график. Границы отрезка заданной функции могут быть любыми (a < b) и выбираются на основании результатов анализа области её определения.
2) Оформить отчёт о работе в виде документа MS Word.