Соловьева А. А.
Статистические методы в психолого-педагогических исследованиях. Лабораторный практикум: учебно-методическое пособие [Текст]. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2016. – 65 с.
В учебно-методическом пособии изложена методика проведения лабораторного практикума по математической статистике. Содержание каждой лабораторной работы раскрывается краткой теорией, планом проведения и примером выполнения работы. Описание лабораторных работ сопровождается требованиями к отчету, контрольными вопросами для защиты и завершается составлением технологической карты выполнения работ. Примеры сформулированы на основе результатов экспериментальных исследований, проводимых студентами психолого-педагогических специальностей Ярославского государственного педагогического университета.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного отделения психолого-педагогических специальностей для организации лабораторных занятий в курсах «Статистические методы в психолого-педагогических исследованиях» и «Математическая статистика в психологии».
© ФГБОУ ВО Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, 2016
© А. А. Соловьева, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Методические рекомендации к лабораторному практикуму 6
Раздел 1. Метод описательной статистики 10
1.1. Лабораторная работа 1. «Описание свойств выборки по исследуемому признаку»........... 10
Раздел 2. Анализ статистической зависимости 21
2.1. Лабораторная работа 2. «Оценка тесноты статистической зависимости между двумя количественными признаками на одной выборке испытуемых». 21
2.2. Лабораторная работа 3. «Оценка тесноты статистической зависимости между двумя ранговыми признаками на одной выборке испытуемых» 38
|
2.3. Лабораторная работа 4. «Выявление тенденции изменения линейной статистической зависимости между двумя признаками и нахождение прогнозного значения». 46
Раздел 3. Проверка статистических гипотез 56
3.1. Лабораторная работа 5. «Выявление значимости различий по уровню исследуемого признака между выборками испытуемых» 56
3.2. Лабораторная работа 6. «Выявление значимости сдвига (тенденции) значений исследуемого признака в нескольких замерах испытуемых одной выборки». 67
3.3. Лабораторная работа 7. «Выявление значимости различий в двух распределениях одного признака» 76
Приложения 82
Библиографический список 90
Введение
Учебно-методическое пособие подготовлено для студентов направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» очного отделения, и предназначено для выполнения лабораторных работ при изучении дисциплин «Статистические методы в психолого-педагогических исследованиях», «Математические методы в психолого-педагогических исследованиях», «Математическая статистика».
В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом указанного направления, процесс обучения по указанным дисциплинам направлено на формирование следующих компетенций:
ОПК-2: готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
ПКПП-3: способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.
|
Лабораторный практикум «Статистические методы в психолого-педагогических исследованиях» посвящен изучению разделов математической статистики, а именно применению изучаемых методов к решению задач психологии и педагогики.
Организация лабораторных работ по предлагаемому пособию помогает студентам формировать:
- знания об основных статистических методах экспериментального исследования в педагогике и психологии, математической обработки информации, хранения и переработки информации исследований;
- умения применять статистические методы в педагогических и психологических исследованиях адекватно целям и задачам исследования, давать качественную интерпретацию результатов математического моделирования для конкретных социальных процессов и проблем;
- навыки самостоятельного использования статистических методов в планировании и реализации эмпирических исследований в педагогике и психологии с применением количественных методов.
Характерной особенностью лабораторного практикума является его профессиональная направленность. Одним из этапов выполнения лабораторных работ является самостоятельный сбор данных экспериментальных психологических и педагогических исследований, соответствующих условиям применения изучаемого метода. Это позволяет в содержательном и процессуальном аспектах эффективно реализовывать профессиональную направленность обучения методам математической статистики. Примеры выполнения лабораторных работ составлены на основе результатов проводимых экспериментальных исследований студентами психолого-педагогических специальностей 2 курса ФСУ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах.
|
В пособие включено подробное методическое сопровождение по лабораторному практикуму. Описание каждой лабораторной работы содержит цель, краткие теоретические сведения, план проведения лабораторной работы, пример выполнения лабораторной работы, требования к отчету, контрольные вопросы для защиты работы. Составление технологической карты выполнения работ студентами завершает лабораторный практикум.
Методические рекомендации к лабораторному практикуму
Изучение методов математической статистики на 2 году обучения на психолого-педагогических специальностях Факультета социального управления ЯГПУ им. К. Д. Ушинского предваряет исследования, которые проводятся во время практики (3-й год обучения), в периоды подготовки курсовой работы (3-й год обучения) и выпускной квалификационной работы (4-й год обучения).
В связи с этим сформулируем основную цель лабораторного практикума: научиться применять статистические методы в планировании и реализации эмпирических психологических и педагогических исследованиях адекватно целям и задачам исследования, давать качественную интерпретацию результатов математического моделирования при изучении конкретных социальных процессов и проблем.
В учебно-методическое пособие включена тематика лабораторных работ, раскрывающая основные разделы математической статистики: метод описательной статистики, анализ статистических зависимостей, метод индуктивной статистики.
Лабораторный практикум «Статистические методы в психолого-педагогических исследованиях» содержит описание 8 лабораторных работ с примерами выполнения работ и методическими рекомендациями к их проведению.
Названия лабораторных работ с указанием задачи психолого-педагогического исследования и соответствующего метода математической статистики:
1. Описание свойств выборки по исследуемому признаку методом описательной статистики (составление вариационного ряда, нахождение его числовых характеристик и их интерпретация).
2. Оценка тесноты статистической зависимости между двумя количественными признаками на одной выборке испытуемых (нахождение коэффициента корреляции Пирсона или корреляционного отношения и интерпретация результата).
3. Оценка тесноты статистической зависимости между двумя ранговыми признаками на одной выборке испытуемых (нахождение рангового коэффициента корреляции Спирмена и интерпретация результата).
4. Выявление тенденции изменения статистической зависимости и нахождение прогнозного значения (составление уравнения прямой линии регрессии, построение ее графика и нахождение прогнозного результативного значения по новым данным факторов).
5. Выявление значимости различий по уровню исследуемого признака между выборками испытуемых (проверка статистических гипотез с помощью критериев U Манна-Уитни, H Крускала-Уоллиса).
6. Выявление значимости сдвига (тенденции) значений исследуемого признака в нескольких замерах испытуемых одной выборки (проверка статистических гипотез с помощью критериев Т Вилкоксона, тенденций L Пейджа).
7. Выявление значимости различий в двух распределениях одного признака (проверка статистических гипотез с помощью критерия Пирсона).
Лабораторная работа №1 рассматривается в первом разделе и показывает применение метода описательной статистики. В лабораторных работах №2-4, составляющих второй раздел, применяются методы корреляционного анализа и регрессионного анализа. Лабораторные работы №5-7 (третьего раздела математической статистики) содержат применение критериев проверки статистических гипотез в психолого-педагогических исследованиях.
Содержание и структура лабораторной работы:
1. Название работы.
2. Цель работы.
3. Краткая теория.
4. План проведения лабораторной работы.
5. Описание примера выполнения работы на основе проведенного экспериментального исследования в психологии или педагогике.
6. Требования к оформлению отчета по работе.
7. Контрольные вопросы для защиты работы.
Прежде чем приступить к выполнению лабораторной работы, следует внимательно прочитать конспекты лекций, ознакомиться с соответствующими разделами рекомендуемых учебных пособий, что позволит актуализировать теоретическое содержание планируемой лабораторной работы.
Выполнение лабораторной работы включает в себя несколько этапов:
1 этап: подготовка и сбор данных экспериментального психологического или педагогического исследования, соответствующих условиям изучаемого метода математической статистики;
2 этап: обработка данных методом математической статистики, соответствующим задаче исследования лабораторной работы, и интерпретация результатов;
3 этап: подготовка отчета по лабораторной работе и его защита.
Для более глубокого усвоения теоретического материала изучаемой дисциплины и понимания вопросов применения полученных знаний в практике статистической обработки эмпирических данных, в каждой лабораторной работе предложены примеры ее выполнения. Все рассматриваемые примеры составлены по результатам проводимых студентами психолого-педагогических специальностей экспериментальных исследований, которые стали основой для выполнения лабораторных работ по сформулированным выше этапам. Описание каждого примера содержит все составляющие, фрактально повторяющиеся в требованиях к оформлению отчета, в том числе используемые процедуры эксперимента и их библиографические источники.
Подготовке отчета следует уделить особое внимание при выполнении лабораторной работы. Ведь именно в тексте отчета объективируются и воплощаются все аспекты (цель, объект, предмет, задачи, методы и результаты исследования) проведенной деятельности студента. В связи с этим с целью повышения эффективности деятельности каждое задание к лабораторной работе сопровождается подробным описанием следующих компонентов:
1) инструкция выполнения работы;
2) схема оформления текста как результата выполнения задания лабораторной работы;
3) формулировка основных составляющих исследования: цель исследования, объект, предмет исследования, метод исследования;
4) описание необходимых действий студента в виде задач исследования;
5) модель формы вывода исследования, в которой представлены результаты применения изучаемого метода математической статистики в виде словесной формулы-интерпретации.
При подготовке к защите лабораторной работы рекомендуется ответить на контрольные вопросы для самопроверки, которые позволят проверить уровень усвоения изученного материала и при выявлении недостатка в его понимании помогут обратить внимание студента на аспекты, требующие более детального изучения по конспектам лекций и соответствующим разделам рекомендуемой учебной литературы. Список рекомендуемой для изучения литературы предложен в конце данного учебно-методического пособия.
По мере выполнения лабораторных работ заполняется технологическая карта (Приложение 6), которую необходимо предъявлять каждый раз на защите лабораторной работы, и в конце семестра сдать для получения зачета по курсу «Статистические методы в психолого-педагогических исследованиях».
РАЗДЕЛ 1.