Цель исследования: исследовать группу сотрудников компании по услугам мобильной связи и описать ее свойства по признаку уровень уверенности в себе с помощью метода описательной статистики.
Объект исследования: сотрудники компании по услугам мобильной связи (n = 35).
Предмет исследования: признак X = {уровень уверенности в себе}.
Процедура эксперимента: тест А. Сизанова «Уверены ли вы в себе».
Библиографический источник процедуры эксперимента: Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2008 – 575 с.
Единица измерения значений признака: баллы.
Метод исследования: метод описательной статистики.
Задачи исследования:
1) провести эксперимент в соответствии с выбранной процедурой и собрать совокупность данных группы испытуемых по исследуемому признаку.
2) составить вариационный ряд значений признака.
3) представить вариационный ряд графически в виде полигона распределения (для дискретного ряда) или гистограммы распределения для (интервального ряда).
4) найти числовые характеристики положения вариационного ряда и интерпретировать их.
5) найти числовые характеристики рассеивания вариационного ряда и интерпретировать их.
6) составить описание группы участников психологического эксперимента.
Собранные данные: 26, 35, 14, 14, 6, 20, 16, 28, 32, 10, 7, 36, 9, 18, 20, 6, 30, 14, 14, 33, 14, 9, 28, 6, 27, 26, 16, 11, 17, 7, 31, 36, 7, 18, 22.
Обработка данных:
Учитывая, что полученная совокупность содержит большое количество значений, которые встречаются малое число раз, составим интервальный вариационный ряд. Найдем количество интервалов (по формуле Стерджесса) и величину интервала:
k = 1 + 3,322 × lg 35 ≈ 7 (инт.),
(бал.).
Интервальный вариационный ряд признака Х имеет вид:
xi - xi +1 | 6-10,3 | 10,3-14,6 | 14,6-18,9 | 18,9-23,2 | 23,2-27,5 |
ni |
27,5-31,8 | 31,8-36,1 | Σ ni = n |
Графически (рис. 1) представим интервальный вариационный ряд в виде гистограммы распределения.
Рис. 1. Гистограмма вариационного ряда
Найдём числовые характеристики положения: выборочную среднюю, моду, медиану. Для этого преобразуем интервальный ряд в дискретный: сопоставим каждому интервалу варьирования признака его середину.
xi - xi +1 | 6-10,3 | 10,3-14,6 | 14,6-18,9 | 18,9-23,2 | 23,2-27,5 |
xi ’ | 8,15 | 12,45 | 16,75 | 21,05 | 25,35 |
ni |
27,5-31,8 | 31,8-36,1 | Σ ni = n |
29,65 | 33,95 | |
Выборочную среднюю находим по дискретному ряду, используя вторую и третью строки полученной таблицы:
(балла).
Интерпретация: средний уровень уверенности в себе в группе сотрудников компании по услугам мобильной связи составляет 18,84 балла.
Мода Мо = 14 (баллов), т.к. встречается чаще остальных значений с частотой 5 (по неупорядоченной совокупности).
По вариационному ряду первый интервал [6-10,3) является модальным интервалом, который имеет максимальную частоту 9.
Интерпретация: в группе сотрудников компании по услугам мобильной связи наиболее часто встречается уровень уверенности в себе равный 14 баллов, при этом наибольшее число значений находится в первом интервале значений от 6 до 10 баллов.
Медиана Ме = 16,75 (баллов), т.к. .
Интерпретация: Примерно половина группы сотрудников компании по услугам мобильной связи имеет уровень уверенности в себе 16 баллов и менее, и примерно половина группы – 17 баллов и более.
Найдем характеристики рассеивания: размах вариации, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
Размах вариации: (баллов).
Интерпретация: в группе сотрудников компании по услугам мобильной связи разброс значений уровня уверенности в себе составляет 30 баллов (от 6 до 36 баллов).
Найдём выборочную дисперсию, используя расчетную таблицу (табл. 1).
(балла2).
Таблица 1
Расчетная таблица вычисления дисперсии признака Х
xi – xi +1 | xi ’ | ni | xi ’ – x* | (xi ’ – x*)2 | (xi ’ – x*)2 ×ni |
6-10,3 | 8,15 | -10,69 | 114,25 | 1028,21 | |
10,3-14,6 | 12,45 | -6,39 | 40,81 | 244,88 | |
14,6-18,9 | 16,75 | -2,09 | 4,36 | 21,81 | |
18,9-23,2 | 21,05 | 2,21 | 4,89 | 14,67 | |
23,2-27,5 | 25,35 | 6,51 | 42,40 | 127,20 | |
27,5-31,8 | 29,65 | 10,81 | 116,89 | 467,55 | |
31,8-36,1 | 33,95 | 15,11 | 228,36 | 1141,78 | |
Сумма: | Сумма: | 3046,1 |
Интерпретацию для дисперсии не делаем, т.к. единица измерения показателя дисперсии является баллы в квадрате.
Найдем среднее квадратическое отклонение:
(балла).
Интерпретация: в группе сотрудников компании по услугам мобильной связи средний уровень рассеивания значений уровня уверенности в себе составляет 9,33 балла относительно среднего уровня значений, равного 18,84 балла.
Найдём коэффициент вариации:
.
Интерпретация: группа сотрудников компании по услугам мобильной связи является качественно однородной по признаку уровень уверенности в себе.
Результат исследования: Составим описание группы по исследуемому признаку.
Описание группы по исследуемому признаку |
Среднее значение уровня уверенности в себе в группе сотрудников компании по услугам мобильной связи составляет 18,84 балла. Наиболее часто встречается уровень уверенности в себе равный 14 баллов, при этом наибольшее число значений находится в первом интервале значений от 6 до 10 баллов. Примерно половина группы сотрудников компании по услугам мобильной связи имеет уровень уверенности в себе 16 баллов и менее, и примерно половина группы – 17 баллов и более. В группе сотрудников компании по услугам мобильной связи разброс значений уровня уверенности в себе составляет 30 баллов (от 6 до 36 баллов). Средний уровень рассеивания значений уровня уверенности в себе составляет 9,33 балла относительно среднего уровня значений, равного 18,84 балла. Группа сотрудников компании по услугам мобильной связи является качественно однородной по признаку уровень уверенности в себе. |