Наступает время, когда распри и кровь у подножия высшей реальности должны прекратиться. Иначе — гибель если не всей планете, то всему живущему на земле. Господь Единый, Отец Небесный, Абсолют — не имеет значения, каким термином обозначишь высшую реальность, лишь бы присутствовала мысль о Единстве. Если же мысль о Единстве далека от тебя, не рассуждай о Нем, а займись изучением законов Тонкого и Духовного Мира, так приблизившихся в наши дни к миру физическому. Если будешь изучать их честно и добросовестно, они приведут тебя к той же мысли о Единстве.
Бог Един, иначе теряется смысл самого слова «Бог» — Отец Един, ибо не бывает двух отцов, один из них ложен; Абсолют Единым Светом насыщает все и вся.
Помни об этом — и ты спасен.
Помни об этом —и ты победитель.
IV
Беседы с высшей реальностью или попытки этих бесед должны стать такою же необходимостью, как потребность есть, пить, дышать. Но это лишь первый этап. Да не покажется странным то, что услышишь: беседы с высшей реальностью должны стать большей необходимостью, чем потребность есть, пить, дышать. Но это придет тогда, когда прочувствуешь и осознаешь, что лишь благодаря высшей реальности ты живешь и дышишь, и когда это осознание не будет лишь красивой фразой, а побудителем мыслей и действий. Тогда то, что делают йоги, тебе покажется детской игрой.
V
Ты — волна Света, которая ударяется в монолитные глыбы инертной материи и извлекает их из тьмы и небытия и возносит то, что может быть вознесено, к источнику Света. Удар за ударом, волна за волною!
...Какие б вихри и бури ни крутили тебя, посылай призывы о помощи ввысь, и всколыхнется материя Света, и невидимые корабли причалят к тебе. Но не забывай посылать сигналы бедствия не только в горе, но и в довольстве, особенно в сытости и довольстве.
VI
Распятие Христа имеет слишком много планов, чтобы можно было ограничиться одним соображением. Все, что сказано в Писаниях о распятии — правда; многое из того, что было отмечено в комментариях к Писаниям — правда; и, наконец, личные переживания каждого в связи с распятием — правда.
Но есть правда всех правд: Бог стал человеком для того, чтобы человек поднялся к Богу. Это указание должно вселить оптимизм: невзирая на все искривления и падение в бездну, человечество все же смогло создать приют для Божественного Духа.
Сейчас — иная эпоха. Божественный Духне нуждается в физическом воплощении. Он действует по-другому, преобразуя людей. Сейчас предстоит не распятие, но вознесение, если человек откажется от самости и устремится к Свету Единому. Это и просто, и сложно одновременно. Но подвиг Христа и нарастающая волна Параклета дают основания для уверенности: Свет победил тьму. Это уже непреложно.
VII
И еще можно назвать Параклета проводником в Дом Отца Твоего, ибо путь возвращения зарос кустарником и чащобой, а по обочинам воют хищные звери. Имя Его — талисман и пароль. Произноси Его — и отступят страшилища мрака, и вынырнет из тьмы, и ляжет перед тобой полоскою света тропа.
Он послан Отцом Небесным за тобою, жаждущим возвращения и встречи с Отцом, и поэтому Он — твой поводырь, помощник, водитель.
VIII
Небеса и земля должны сочетаться в тебе, не рассекая тебя на две половины. Только лишь Дух, устремленный к Отцу, может сделать так, чтоб небеса зазвучали, а земля открыла тайну небесного происхождения нашего.
Незримой чертою Огня разделены сегодня те, кто возвращается, те, которые могут возвратиться, и те, которые не могут. Молитесь о тех, кто не может возвратиться, в первую очередь, о тех, кто возвращается — во вторую.
IX
Возвращение — это значит вся жизнь твоя идет отныне под знаком восхождения. Молитва — восхождение медитация — восхождение, сон — восхождение, явь —восхождение, смерть — восхождение. Даже срывы и падения свидетельствуют все о том же подъеме в гору, который требует сверхчеловеческой терпеливости и сверхпристальной внимательности и к окружающему миру, и к себе. Всего этого нет в тебе, но обязательно появится, если ты не на словах, а на деле устремлен в Дом Отца своего.
Колокол Отца Небесного созывает детей, разбредшихся по дальним дорогам. Он беззвучен для тех, кто закрыл свои уши, для открывших уши он громом стократным гремит.
X
По плодам — как в Евангелии сказано — узнаются деревья. Имена лишь опорные пункты духовного развития, ибо все, решительно все зависит от устремления, от того, каким светом наполнишь ты имена.
Неважно, каким именем — Параклета, Майтрейи или другим — вызываешь ты Безмолвье, лишь бы приблизилось Безмолвье к тебе. Безмолвье — это та атмосфера, в которой становится четкой и ясной дорога к Отцу, и сын слышит Отца, и сын видит Отца, если хочет слышать и видеть. Время остановилось и вспять потекло, ибо дорога восхода параллельна дороге нисхода.
ЛЕГЕНДЫМАЛЬТИЙСКОГО РЫЦАРЯ
О своей духовной подруге, точнее — духовной сестре своей, Надежда Михайловна говорила редко и односложно. Единственное, что я узнал от нее, — так это то, что если Надежде Михайловне принадлежит арканологическая расшифровка трех канонических Евангелий — от Матфея, от Марка и от Луки, то ее духовной сестре («старшей духовной сестре», — подчеркивала Надежда Михайловна) принадлежит подобная же расшифровка Евангелия от Иоанна. Иногда Надежда Михайловна намекала — но достаточно туманно — на возможность моего знакомства и общения в будущем с ее таинственной соратницей. Боюсь, однако, что это осталось бы благим пожеланием, если б не инициатива самой Марии Вадимовны (так звали духовную сестру бабы Нади). Оказывается, когда Надежда Михайловна стала рассказывать обо мне, выяснилось, что Мария Вадимовна знает меня по стихам моим, давно обратила внимание на духовную направленность стихов и даже делала какие-то выписки из них.
Вот так и получилось, что мы встретились. Но произошло это год спустя после знакомства с бабой Надей.
Надобно сказать, что Надежда Михайловна и Мария Вадимовна были в чем-то разительно непохожи друг на друга и потому, быть может, как бы дополняли друг друга. На фоне представительной и внушительной фигуры Надежды Михайловны (она любила жаловаться, несколько сгущая краски, на свою тучность) худенькая Мария Вадимовна казалась хрупкой и даже юной. Ее стремительность и быстрота — я почти не помню ее в достоянии покоя — контрастировали с медлительно-плавными движениями Надежды Михайловны. Сухонькая, подтянутая, как гимназистка, Мария Вадимовна заставляла забывать о своем возрасте: а ведь ей к моменту нашей встречи исполнилось 86 лет!
Надежда Михайловна — из-за недугов, в особенности она страдала ногами — вынуждена была вести сидячий образ жизни. Другое дело — Мария Вадимовна, которую подчас и дома было застать невозможно: то она в гостях, то на выставке, то в театре. Консерваторию она посещала регулярно, приобретая, как правило, не один, а два-три абонемента на музыкальный сезон. И вообще была она как спрессованный комок энергии. И ощущение огненности не покидало тебя, когда ты беседовал с нею, а она время от времени прожигала тебя насквозь своими глазами.
Если Надежда Михайловна жила в основном безвыездно в Москве, покидая город в исключительных случаях, то Мария Вадимовна была неутомимой путешественницей. Когда вышла на пенсию, исколесила всю страну. Прежде всего — горные районы. Памир, Карпаты, Кавказ. Но любила она морские маршруты тоже. В один из туристских вояжей — по Карскому морю — вовлекла и Надежду Михайловну. С юмором вспоминала Надежда Михайловна об этой поездке.
— На море сильнейшее волнение. Лежу чуть ли не бездыханная. Другие так же, как и я, страдают и маются в своих каютах. А Мария Вадимовна как ни в чем не бывало носится по палубе.
Именно в этот день — так уж, наверно, было хитро задумано устроителями туристского маршрута — на обед подали деликатесы: икру, осетрину. Но кто же может обедать в таком состоянии? По-моему, лишь одна Мария Вадимовна и обедала. Она и мне принесла мою порцию осетрины, но я смотреть на нее не могла, и она съела и мою порцию тоже.
Мария Вадимовна с улыбкой подтвердила:
— Любую качку я переношу без всякого труда. В молодости мне пришлось путешествовать по Италии. Из Генуи на пароходе я отправилась в Неаполь. И вот в пути нас прихватил страшный шторм. Все, абсолютно все лежали вповалку, и только я да капитан парохода свободно расхаживали по судну. Капитан так восхитился моим поведением, что взял мой адрес и постоянно посылал мне открытки. Они составили целый альбом.
(Потом Мария Вадимовна показывала мне этот альбом, и я с любопытством рассматривал старинные цветные и черно-белые — в основном черно-белые — изображения Средиземноморья.)
— И еще одна история случилась у меня в той же Италии, — продолжала Мария Вадимовна. — На море опять буря. А мы с подругой — обе настойчивые — решили во что бы то ни стало добраться до знаменитого Лазурного грота. Уговариваем рыбаков отвезти нас туда. Те, естественно, отказываются. Тогда, исчерпав все аргументы, я заявляю: «Значит, итальянские моряки трусы! Русские моряки не испугались бы».
Это задело итальянцев за живое, они говорят: «Ну, хорошо, едем», однако предупредили, что нам тоже придется поработать: вычерпывать воду из лодки. До грота добрались. Налюбовались вдосталь красотой его. А вот обратный путь оказался труднее. Лодка никак не могла вырваться из пещеры. Говорят, что во время бури здесь можно просидеть трое суток. Но рыбаки как-то изловчились, лодка ударилась о каменную стену, но не разбилась, а, отскочив от стены, вылетела наружу. На обратном пути пришлось вычерпывать воду, но делать это пришлось мне одной, потому что подруга заболела морской болезнью.
Обе, и Надежда Михайловна, и Мария Вадимовна, жили в коммуналках, но — Боже! — как отличались интерьеры их комнат. Отлично помню первое посещение Марии Вадимовны. Она жила неподалеку от Театра Красной Армии на улице Достоевского. Грязный двор с не просыхающими лужами, через которые переброшены доски. По этим доскам надо идти с осторожностью, балансируя, дабы не оступиться. Покосившийся двухэтажный дом. Обшарпанная деревянная лестница. Но когда мы поднялись на второй этаж и переступили порог комнаты, то буквально ахнули от изумления. На какое-то мгновение мы застыли, не решаясь двигаться дальше. То, что предстало перед нашими глазами, напоминало музей или антиквариат. Картины художников XIX и XVIII веков в массивных золоченых рамах. Гобелены. («Это я привезла из Парижа», — сообщила Мария Вадимовна, указывая на ковер с танцующими пастушками.) В углу жемчужно-матовым светом отливало высокое зеркало. («Венецианское. Я купила его в магазине на площади Святого Марка».)
Но особенно много было фарфора. Тарелки, большие я маленькие, с изображениями античных сюжетов висели на стенах. В шкафу из красного дерева стояли изящные статуэтки, а на шкафу высились две саксонские вазы эпохи короля Августа.
Непостижимо было, как могла сохраниться в бурях и потрясениях современного века вот эта хрупкая красота! Но слава Богу, что сохранилась...
Я подошел к большому концертному роялю, на котором стоял фиал из голубого стекла, оправленный в черненое серебро. С разрешения хозяйки взял его в руки.
— Фамильное, — сообщила она. — Мой отец был барон. (Она назвала имя, но я запамятовал его.)
— Так, значит, вы баронесса?
— Выходит, что так.
— Ах ты, милая моя баронессочка! — воскликнула Надежда Михайловна, прижимая к себе миниатюрную фигурку Марии Вадимовны.
Обычно сдержанная и даже строгая, Надежда Михайловна становилась непохожей на себя, встречаясь с Марией Вадимовной. Выражая — и довольно бурно — свое восхищение и обожание, она преступала иногда чувство меры, смущая Марию Вадимовну и вызывая ее неудовольствие. (Мария Вадимовна была предельно скромным человеком, и любые похвалы в свой адрес решительно пресекала.) Но Надежда Михайловна ничего не могла поделать с собою.
— Что же вы хотите? — как бы оправдываясь, говорила она потом. — Ведь Мария Вадимовна — единственный человек на земле, с которым я могу общаться в Духе. Сейчас она дряхлеет, уходит с физического плана (я это чувствую.) Она говорит, что все уже сделала, а мне по-человечески грустно. Трудно оставаться одной. Вы же знаете, что именно работы Марии Вадимовны составляют основу моей духовной жизни, а значит, являются стержнем жизни моей вообще.
Марии Вадимовне — это было заметно — нравилась наша радость по поводу ее вещей.
— Я к ним очень привыкла, — признаваласьона.—Вообще люблю старинные вещи, потому что благодаря им я как бы живу чувствами той эпохи, когда их делали. Ведь мастер (если он не ремесленник, а действительно мастер) вкладывал в каждую вещь определенную идею, вкладывал часть своей души. Поэтому я люблю с ними разговаривать, люблю их слушать.
Вот фарфоровый чайник виноградовского завода. Когда он со мной беседует, я переношусь в атмосферу того времени. Я ощущаю, например, даже момент негодования, который был у мастера, когда у него что-то не ладилось.
Или — обратите внимание вот на эту бронзовую фигуру мальтийского рыцаря. Видите — шпага. Видите — большой крест на груди. Он, если угодно, просвещает меня, потому что рассказывает по ночам легенды средневековья.
Из своего давнего итальянского путешествия Мария Вадимовна вывезла необычный сувенир: кусочек вулканической магмы. Ее поездка в Неаполь — это был 1906 год — совпала с извержением Везувия, и она имела возможность воочию наблюдать редкостное огненное зрелище. Но наблюдать издали это ей показалось мало, и она подговорила нескольких храбрецов подняться вместе с ней на фуникулере — он еще действовал — вверх, к руслу вулканической реки.
— Мы прошли, — рассказывала Мария Вадимовна, — вдоль огненного потока, причем было так горячо, что у меня начали тлеть подошвы обуви. А фуникулер, на котором мы приехали, через двадцать минут был сметен лавой, и нам пришлось спускаться пешком.
Только, ради Бога, не преувеличивайте мою смелость. Никакой особой заслуги в моих смелых поступках нет. Дело в том, что я с самого детства начисто лишена чувства страха.
— И вы никогда-никогда ничего небоялись?
— Никогда, — подтвердила Мария Вадимовна.
— Ну, знаете, — сказал я, — чем больше вас узнаешь, тем больше вам удивляешься. Я же впервые в жизни вижу человека, который не испытывал боязни я страха.
Но Мария Вадимовна, казалось, удивилась моему удивлению.
— А неужели вы чувствуете страх? —обратилась она ко мне.
Увы, чувствую. И не только чувствую страх, но и вообще чувствителен.
— А я думаю, — продолжала Мария Вадимовна, —что мое бесстрашие объясняется тем, что я уже в раннем детстве ездила верхом на коне. Вначале мама брала меня с собой на седло. А потом уже я скакала самостоятельно.
— Весьма сомневаюсь, — возражал я, — чтобы одной лишь привычкой к верховой езде можно было объяснить такое исключительное качество, как бесстрашие. Это божественное, это дар свыше.
Принадлежа к родовитой фамилии, Мария Вадимовна училась в Московском Екатерининскоминститутеблагородных девиц.
— Нам повезло, — вспоминала она, — потому что музыку нам преподавали Скрябин и Рахманинов.
Особой популярностью,поее словам, пользовался Рахманинов.
— Когда он появлялся, мы упрашивали его сыграть нам что-нибудь. Обычно он отказывался, говорил, что сейчас не в форме, потому что занят дирижированием. Но мы продолжали настаивать. «Ведь мы же затворницы. Живем как в монастыре. Сыграйте, пожалуйста». Поддавшись на просьбы, он садился за рояль, а потом так увлекался, что забывал обо всем и долго-долгоимпровизировал.
А однажды, когда дирижировал в Большом театре оперой «Жизнь за царя», неожиданно прислал билеты, вложи бенуара воспитанницам института. Сделал он это из благородных побуждений, но переполох получился ужасный: такого рода мероприятия надо было согласовывать с Петербургом. Но связаться с Петербургом не удалось, и наше начальство на свой страх и риск отправляло нас в театр в закрытых каретах. Как на праздник ехали мы в театр, но, увы, опера не доставила нам никакого удовольствия, потому что зрители смотрели не столько на сцену, сколько на наши ложи: институтки в театре!
— Эточто же, было чрезвычайным событием? — спросил я.
— По тем временам, да.
— Я не москвичка, — сказала Мария Вадимовна отвечая на мой вопрос. — Родилась во Владимире. Но мои лучшие воспоминания — воспоминания детства и юности — связаны с Тамбовской губернией. Там находилось поместье моего отца, и там до революции я проводила каждое лето. Именно там я и приобщилась к мистической красоте природы и научилась любить все живое, от головастиков до змей включительно.
— Змей? — переспросила Надежда Михайловна. — Вот если к кому испытываю чувство антипатии — так это к змеям. Я их боюсь.
— А я их люблю, — повторила Мария Вадимовна.
— А есть ли существа, которых вы не любите? ~ спросил я. — Может быть, крокодилы?
— Да нет, пожалуй, нет. А что касается змей, то я, правда, не змее, а одному ужу специально играла на рояле. Этот уж объявился в подполье отцовского имения. Я однажды покормила его молочком из блюдечка, и мы подружились. Так вот, когда я начинала играть на рояле, уж вылезал из своего убежища и по лестнице — а наш дом был высотой в полтора этажа — вползал в помещение, полз через кабинет в гостиную, а затем устраивался под роялем и раскачивался в такт музыке. Может быть, благодаря этому в то лето я добилась больших результатов в музыкальных упражнениях.
Вообще летнее время проходило у нас весело, и были мы с сестрой неистощимы на всякие выдумки. Помню, как мы с нею надумали учить французскому нашего конюха Платона. Тот оказался восприимчивым к учению и кое-что усвоил. А дальше случилось вот что. Мы ждали к себе гостей. Имение в тридцати верстах от станции. Послали за ними Платона. Гости едут. Говорят между собой по-французски и между прочим роняют фразу: «А сколько, вы думаете, осталось верст до имения?» И вдруг кучер, повернувшись к ним, говорит — и тоже по-французски: «Осталось немного. Всего полтора лье». От неожиданности гости чуть не выпали из брички.
Кстати, на письменном столе Марии Вадимовны стояла открытка, воспроизводившая белоколонную отцовскую усадьбу и церковь неподалеку от нее.
— На открытке это не видно, — говорила Мария Вадимовна, — но за усадьбой находился сад. Он был большой-пребольшой, и яблок было великое множество, но яблоки у нас никогда не воровали, и вот почему. В промежутке между церковью и усадьбой под тяжелым могильным камнем покоилась девушка по имени Таня. Предыдущий владелец усадьбы — некий генерал — был жестоким крепостником. Таня была красавицей, и генерал хотел взять ее в свой гарем, но гордая девушка кончила жизнь самоубийством. По этому поводу существовало предание. В полночь Таня встает из гроба и с легкостью опрокидывает могильный камень. Идет в сад, где к тому времени появляются генерал и его постоянный собутыльник — дьячок. Таняих настигает, набрасывается на генерала и начинает душить его под истошные вопли дьячка. Продолжается это до первых петухов.
Местные жители знали легенду и по ночам стороною обходили сад.
— А вы не боялись этого призрака?
— Вы же знаете, что у меня совершенно отсутствует чувство страха.
— Да, это то, что отличает вас от нас, людей.
— Ну, почему? Что же, выходит, я не человек? — обиделась Мария Вадимовна.
— Человек, и все же есть то, что отделяет вас от человека. Ведь чувство страха мы все испытываем,а вы — нет.
— Да нет, пожалуй, у меня есть страх. Перед житейскими мелочами и житейскими затруднениями.
— Ну, это явление совсем другого рода, — сказал я. — И понять вас здесь можно. То испытание бытом, которое предлагает наша страна, порой не под силу не только человеку, но даже и сверхчеловеку.
С Марией Вадимовной в мою жизнь вошло вибрационное поле посвятительных легенд. Следует сказать, что легенда для нее не была выдумкой или символом, а живой реальностью сокровенного плана. Но чтобы увидеть эту реальность, надо иметь особым образом утонченное внутреннее зрение. Мария Вадимовна этим зрением, судя по всему, обладала.
Может быть, поэтому легенду о третьем глазе Денницы она отказывалась считать легендой: для нее неоспоримым фактом было то, что для других выглядит сказкой.
По ее словам, во лбу Люцифера находился магический Камень. Он служил ему третьим глазом.
— То был Камень мудрости, — говорила Мария Вадимовна. — Камень утверждения Истины, в стремительном полете Люцифера Путь правый ему озарявший, Свет Отца отражая. Когда же мудрость Творца покинула павшего, тьма застлала очи и разум его, и остались ему только тропы лжи, хитрости и насилия, убожество призрачной славы и великолепия. Вот тогда и упал Камень чудодейственный, дабы пути мудрости духовной освещать снизу и, когда истечет время, сына раскаявшегося опять к Отцу привести.
В дальнейшем Камень попал в руки Соломона. Он получил его от царицы Савской. Частицу Камня Соломон отколол и оправил ее серебром. Это и был тот волшебный перстень, при помощи которого он повелевал джиннами, строящими Храм на горе Мории. А из Камня Соломон приказал сделать Чашу, «пламенем просиявшую», которой было суждено сыграть выдающуюся роль в космической мистерии человечества.
— Много мифов, правдивых и придуманных, — продолжала Мария Вадимовна, — известно о путях земных Камня этого, превращенного в Чашу сверкающую. Истинно то, что на Тайной Вечере Христос вкушал из этой Чаши и на груди своей сохранял ее Иоанн до Голгофы.
Когда же свершилось то, чему суждено было свершиться, и когда Иисус испустил свой дух на кресте, один из воинов пронзил ему ребра. Едва копье коснулось тела, как три капли крови истекли и оросили Землю. С благоговением приняла Земля священную жертву Искупителя. А к зияющей ране была поднесена все та же Чаша, доверху наполнившаяся светом жертвенной Крови Спасителя.
Вселенная Грааль свой получила!
Согласно преданиям средневековья Чаша Грааля хранилась в Испании в недоступном для простого смертного замке в горах Пиренеев. Его охраняли рыцари, прошедшие трудный обряд посвящения. К этому священному замку и пробивался Парсифаль, которого ныне в основном мы знаем по опере. Однако нет никакого противоречия, — обратилась Мария Вадимовна ко мне, — с информацией Рериха, что Камень Грааля находится в Шамбале. Ведь земная Шамбала не одну-единственную обитель имеет — в Гималаях. И если это так, то почему бы Камню Грааля не храниться в Пиренеях, или на Памире, или в любой другой горной местности, где Шамбала пожелала возвести незримую для наших очей твердыню?
Мария Вадимовна не случайно упомянула имя Рериха. Дело в том, что в «Криптограммах Востока» целый раздел посвящен Чинтамани, или Камню счастья. Нетрудно, однако, уловить, что речь здесь идет все о том же Камне Грааля. Нетрудно также заметить, что легенда о Люцифере получила своеобразное преломление в рукописи Тристана по прозвищу «Лун», отрывок из которой приводится в «Криптограммах Востока».
«Когда Сын Солнца сошел на землю научить народы, с неба упал щит, который носил силу мира. Посреди щита, между тремя отличными пятнами, выступали серебряные знаки, предвещавшие события под лучом Солнца. Явление неожиданной тьмы на Солнце повергло в отчаяние Сына Солнца, и он выронил и разбил щит, ибо созвездие было враждебно. Но сила осталась в обломке середины, там касался луч Солнца. Говорят, царь Соломон вынул внутреннюю часть камня для перстня. Сказания наших жрецов также говорят о разбитом щите Солнца. Злейшая ошибка отрицать Камень. Поистине я видел его — осколок щита мира! Помню величину его, длиною с мой пятый палец, серый отблеск, как сухой плод. Даже знаки помню, но я не понял их».
Хранителями осколка «щита мира», что величиною с человеческий палец, вслед за Улугбеком, Акбаром, а также — да не покажется сие странным! — Наполеоном (ибо на него была возложена определенная миссия, которой он не смог соответствовать) выступали Рерихи. Ныне это не является тайной, как и не является тайной то, что хранимый ими осколок должен со временем соединиться со «щитом мира», восстанавливая тем самым первозданную целостность Камня. Но пророчество исполнится лишь тогда, когда нынешнюю бездушную машинно-механическую цивилизацию сменит царство духовной культуры.
Рерихи считали, что таинственный Камень, породивший такое количество легенд и преданий, является даром созвездия Ориона. Именно оттуда он и пришел на нашу землю.
Мария Вадимовна говорила:
— Не забывайте, что наша Вселенная во многих эзотерических источниках именуется ориенталистской. Именуется она так потому, что сокровенный центр Вселенной, той, которую мы можем объять нашим мысленным взором, — созвездие Ориона. Оттуда наша планета получает духовные лучи и живительную энергетическую силу.
Когда говорят об Орионе, то обычно выделяют две яркие звезды — Ригель и Бельтельгейзе. И мало кто обращает внимание на так называемый «пояс Ориона» — три звезды поменьше, очень близко расположенные друг к другу. А между тем именно они и являются подлинными путеводителями Земли и человечества.
Убеждена, что три круга в кольце Вечности на белом Знамени Рериха представляют собой символические начертания звезд Ориона, пославших, как четко сказано в «Криптограммах Востока», Камень миру. Собственно, это и есть знаки небесной Шамбалы.
Мария Вадимовна считала, что мы страдаем недооценкой средневековья. Мы находимся, говорила она, во власти стереотипов и предубеждения — дескать, сплошное царство тьмы и невежества — и потому не в состоянии проникнуть в истинный духовный смысл этого романтического периода человеческой истории. Конечно, Ренессанс ознаменовал собой свободу от многих предрассудков, но он же ознаменовал и торжество рационализма и аналитическо-научного мышления, не способного, увы, подняться до высот гармонического божественного синтеза. А это означало, что человечество вступило на путь однобокого развития, и вместе с тьмой средневековья был отброшен и свет, мерцающий в тайниках монастырей и посвятительных рыцарских орденов. Завоевания в духовно-интуитивной сфере были поразительны — такое нашей современности и не снилось, — но в силу обстоятельств, в силу того, что массовое сознание было косным и примитивным, все эти знания держались в строжайшем секрете, и обязательный обет молчания сковывал уста посвященных. Вот мы начинаем прорываться в Космос и самонадеянно полагаем, что наконец-то! что мы первые. А на самом деле это не так. Путешествие в Космос — да еще с прорывом в другие Вселенные — было не редкостью в средневековье. В качестве своеобразного испытания оно практиковалось, например, среди рыцарей одного полулегального мистического ордена. Они должны были учиться осуществлять скачок через небытие, через пустоту Абсолюта. Благодаря колоссальной концентрации воли и внутренней силы (превосходящей, кстати, любую механическую энергию) они попадали в другую Вселенную, не-ориенталистскую, совершенно непохожую на нашу. Тем самым они как бы воочию убеждались в правоте слов Иисуса Христа о том, что в «Доме Отца Моего обителей много». Обратный путь совершался таким же образом — через небытие, через умирание себя.
Средневековью принадлежит и концепция эгрегориального строения Космоса. В чем ее суть и что такое эгрегор?
Эгрегор — это сокровенный, четко очерченный круг космически близких существ. Дело в том, что каждая человеческая монада перед воплощением получает определенное задание, и вот потом — сознательно или бессознательно (но большей частью бессознательно) — мы как представители той или иной монады стремимся выполнить предначертанную задачу. Души, имеющие похожие задания и потому как бы неким магнитом притягиваемые друг к другу, образуют эгрегоры. Эгрегоры считаются космическими, потому что все земные центры возникают под импульсом из Космоса, и Космос время от времени направляет на землю своих посланников для организации руководства и помощи людям, воплощенным в данную эпоху, в данной манвантаре.
Следует отметить, что каждая манвантара представляет собой до известной степени замкнутую духовную культуру со своей спецификой и особенностями. Поэтому в разных манвантарах действуют разные космические эгрегоры, и число их для каждой манвантары неодинаково. В нашей, например, на землю ниспускают духовные лучи три космических центра. И ввысь (так, во всяком случае, представляется ясновидящему взору) —голос Марии Вадимовны в этот момент преобразился, стал звенящим и торжественным — ведут или двенадцать золотых ступеней первого эгрегора, или восемнадцать серебряных ступеней второго, или двадцать две алмазные ступени третьего.
На протяжении веков эгрегоры эти назывались на земле по-разному. Но для нас важнее всего то, что каждый из них олицетворяется знаком того или иного мажорного аркана.
Например, первому эгрегору соответствует двенадцатый аркан (отсюда двенадцать золотых ступеней, ведущих ввысь). Эзотерический символ аркана: распятый вниз головой на Зодиаке Мессия. Ноги перекрещены, руки раскинуты; фигура образует крест. Крест Распятия, он же Крест Творчества.
Это аркан жертвы, добровольной космической и индивидуальной жертвы, совершаемой во имя грядущего восхождения нашего. К выполнению этой миссии и должен готовить себя человек, ощутивший свою принадлежность к первому эгрегору.
Второму эгрегору соответствует восемнадцатый аркан (отсюда восемнадцать серебряных ступеней, ведущих ввысь). Эзотерический символ аркана: женщина, осиянная лунным серпом, летит над пустыней, на песке которой проступают кровавые следы. Кровавыми слезами плачет и женщина при виде той грустной картины, которую являют собою волк, выползающий из лужи, собака, воющая на луну, и застывший в оцепенении рак.