Раздел четвертый. Незримое и посох видимости.
Если мы указывали тебе на связь всех излучений в мире, то слово, как высшее орудие, наиболее связывает всех и все своей силой; если бы люди знали тайну этой связи, они обращались бы более бережно с этим даром. Познай: если слово отзвучало, то это не значит, что оно замерло, и действие его прекратилось. Сильное слово еще продолжает звучать в тонких сферах и влиять на них.
Что есть тишина? Это замена грубых звучаний более высокими. Низшие звуки замолкают, отходят — выступают более сильные, неслышные, вернее, не воспринимаемые организмом.
Но особенно действует дыхание. Последнему мы придаем большое значение, ибо дыхание есть жизнь, вбирание из мира жизненного начала, и как ладья быстро движется под напором ветра — так усиливается жизнь от равномерного, целесообразного дыхания.
Незримое — начало видимого; мы должны опираться на посох видимости, так как мы облачены телами. Те же, что отрицают необходимость изучения Тонкого, еще не подошли к своему часу; рано или поздно они коснутся небесных откровений.
Тело есть камень, ибо земное тело грубо и лишилось многих красот вследствие своей греховности — загрязнения. Но мы знаем многие просветленные тела. Тогда тело — не грубая глиняная плошка, непроницаемая для сияния огня, а подобно воде или драгоценному камню, пропускающему лучи.
Наиболее важной частью человеческого организма является тело мысли, представляющее собой тончайшую оболочку Духа. Мы изображаем тело мысли в виде птицы или птицы с человеческой головой. Когда Дух освобождается от своих переживаний и устремляется в чистую область возвышенных мыслей — этой основы мироздания, — он становится как бы воздушной легкой птицей, приобщающейся к божественному взлету.
|
Раздел пятый. Солнечный лотос.
Весь мировой порядок основан на выполнении законов, на повиновении им. Когда законы выполняются — выявляются равновесие и гармония. Откуда же наш грех слабостей, болезней и всякой нечистоты? Истоки его в том, что мы легко, беззаботно, бессознательно или упорно-злостно нарушаем законы.
Люди, закрытые в сознании, живущие мирскими удовольствиями, не останавливаются на значимости законов и не уясняют себе, откуда происходит Рок, накапливается черное облако дурных влияний. Этой тучей искаженных человеческих деяний и закрывается Истина; человек как бы теряет ее; это облако злых деяний сковывает человека, и он становится несвободным.
Когда ученик заглядывает в себя, то ужасается, постигая свою слабость и свою закрытую мощь.
Зло не создано, не выявлено свыше, оно не существует как некое самодовлеющее царство, оно всецело базируется на человечестве, утопающем в грехах, на противниках Света и Закона, отвергающих руководство, наставничество. Таким образом, зло не существует как нечто изначально рожденное, оно есть извращение Добра через свободную волю и человечества, и потусторонних духов. Эти духи, не могущие ничего делать, насаждают зло через совращенных ими людей, проводя через них свои мысли, извращенные переживания, бранные слова и пр. Совращение всегда идет через незнание: люди не желают и не умеют внимать Голосу Жизни, они также ленятся делать усилие, ибо добро требует усилий, а зло легко творить. Потому зовем мы зло «незнанием», а также — «бессилием».
|
Знай, ученик мой, что каково око земное, такова жизнь для видящего. Каким оком взглянешь — таким получаешь: гордое око ищет себе восхваления, оно пройдет мимо того, что просто, тайно и скромно; нечистый видит всюду лишь нечистое, ему скучно и тяжело среди высшего; недовольный всегда создает себе мучения. Незнающий осуждает мир, отделяя себя от мира, все ему нехорошо, все препятствует ему, он не видит в себе главной причины.
А мир идет во славе своей. Познай красоту сияния этого мира, и ты оправдаешь мир.
Многие, узнав в храмах, что они бессмертны, более не задумываются над этим. Они считают, что подобное откровение более ни в чем не нуждается. Нет, мысль о бессмертии должна пронизать все существо человека, и жизнь его должна отвечать бессмертию, тогда последнее будет действенно. Но если человек будет вести ничтожную жизнь и окутывать себя тучей всяких излишеств и злостных дел, то это открытое ему бессмертие еще не явит свою жизненность. Оно должно, как зерно, как древо, пустить свои глубокие корни и оправдать свое тайное существование. Оттого и звучат такие слова нашего Учителя Тота:
«Кто постоянно думает о бессмертии — тот утверждает и укрепляет его, и кто поступается всем ради бессмертия — тот заслуживает его, ибо в воле каждого воскреснуть или оставаться мертвенным».
И говорит Учитель ученику своему:
«Расти, ученик мой, чтобы непрерывно входили в тебя излучения тайн — божественные откровения, ибо этим ты связываешь себя с Небом. Раскрывай истинный лик мира и человека. Так Лотос поднимается из хаоса и в цветке его покоится Солнце».
|
ЗНАКИ ХРИСТА
«Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана[3], и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их, напоследок взалкал» (Евангелие от Луки, гл. 4).
— Рассказ об искушении, — говорила Надежда Михайловна, — является как бы прологом ко всему Евангелию. Во всяком случае, именно в этот момент завязывается тот драматический узел, который приведет впоследствии Христа к Голгофе, Распятию и Воскресению.
Что значит «был в пустыне»? Пустыня — это земля, лишенная воды, то есть жизненной силы, опаляемая солнцем, все сжигающим. Солнце — источник жизни, но в пустыне солнце не созидает жизнь, а разрушает ее огнем своих лучей. Пустыня — образ омертвевшей планеты. Человек пал, и, вместо того чтобы нести свет, быть помощником и другом своим братьям, Ангелом, ведающим всей растительной, животной, материальной жизнью на планете, человек своим грехом омертвил не только себя, но и природу. Пустыня — это результат искажений, внесенный в жизнь планеты человечеством, подпавшим под власть Люцифера — ангела, превратившегося в сатану. Поэтому нет ничего для человека мучительней, чем пребывание в пустыне.
Апостол Марк в рассказ об искушении Христа добавляет выразительную деталь. Он пишет: «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаем сатаною, и был со зверями».
Не с животными, а со зверями. В слово «зверь» включено понятие жестокости, враждебности животного к человеку. Это опять-таки один из результатов искаженности человеком всей природы. Мы знаем из описаний святых, как любовно относятся к ним животные,как в их присутствии между различными породами животных, обычно между собой враждующими, восстанавливается мир. Поэтому словами «был со зверями» апостол Марк подчеркивает исключительную искаженность и загрязненность того места, куда удалился Христос.
Сорок дней! Почему именно сорок? Это период, имеющий особое значение, — период окончательного погружения родившегося человека в вихри материи физического плана, а в период после смерти — окончательного освобождения от этих вихрей.
При рождении — первые сорок дней — человек больше пребывает в астральном мире, а на физическом плане живет, тесно связанный с флюидами матери, он связан с нею невидимой пуповиной в астрале; их ауры слиты воедино, и только через сорок дней они разъединяются, и по правилам церкви ребенок должен быть принят в лоно церкви; мать приносит его в церковь теперь уже как индивидуальное существо и получает особую молитву, освобождающую ее от этого слияния.
После смерти сорок дней человек читает записи своей Книги Жизни, особенно те страницы, которые относятся к данному воплощению, и с помощью высочайших Учителей кармы познает свои неправды и узнает возможности их исправления в следующих воплощениях.
Какую же Книгу читал Христос? Он читал Книгу Жизни всего человечества, выявляя основные пути, на которых Люцифер овладевал и овладевает душами людей.
Первое искушение Христа связано с физическим планом бытия. Оно стало возможным благодаря элементарному голоду. «И постившись сорок дней и сорок ночей напоследок взалкал» (Евангелиеот Матфея, гл., 4, ст. 2).
На первых ступенях своего развития человек настолько не отделяет себя от тела, что считает его своим подлинным «я», а удовлетворение его потребностей, в первую очередь насыщение, делает основной задачей своей жизни.
Воплощение на физическом плане требует питания, и Христос не раз в притчах указывал на святость питания, которое жертвенно дарует нам Ангельский Космос. В молитве, данной Христом, мы просим о насыщении — «хлеб наш насущный даждь нам днесь», — утверждая этим значимость физической жизни, значимость воплощения. И если люди не нарушают законов Бытия, не I искажают природу, они получают необходимое насыщение.
Голод физический — мучительное переживание, но оно активизирует деятельность человека: чтобы утолить голод, человек трудится, совершенствует и себя, и окружающую природу. Но страдания голода, если у человека нет терпения и внутренней связи с Отцом Небесным, если потеряно чувство сыновства и вместо молитвы к Отцу о помощи возникает чувство протеста, возмущения и т. д., является благоприятной средой для соблазна со стороны темных. Мучения голода всегда были тем состоянием, когда темные легче всего овладевали волей человека и направляли ее на нарушение заповедей, раскрытых человечеству высокими Водителями Света.
Поэтому, когда Христос соприкоснулся с клише, зафиксировавшим падение человечества (а оно совершилось из-за потребностей плоти, и в частности — голода), и сам пережил мучения голода, Люцифер и предложил Ему использовать Свою Божественную Силу, чтобы насытиться, но нарушая при этом Божественные законы. «И сказал Ему диавол: если ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Евангелие от Луки, гл. 4, ст. 3).
Ответ Иисуса ныне общеизвестен: «написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Евангелие от Луки, гл. 4, ст. 4).
Если человек в воплощении не забывает свое истинное «я», духовное свое сыновство, если он всегда обращается за помощью к Отцу Небесному, ему всегда дается духовное и даже физическое насыщение по Воле Отца но сам он не имеет права использовать свои дары, свое могущество, знания для удовлетворения личных потребностей, нарушая тем самым законы. Конечно, Христос легко мог бы утолить свой голод, претворив камни у хлеба, но Он пришел утвердить закон, а не нарушить его. Своим ответом Христос как бы объясняет людям, что всем раскрыта возможность преодолевать страдания физической плоти, не отрываясь от мира духовного и все время обращаясь за помощью к Отцу Небесному, которая не замедлит прийти в час назначенный.
Второе искушение Христа связано с астральным планом. Этот план, более высокий, чем предыдущий, как вы знаете, ткут наши чувства, симпатии и антипатии, эмоциональные взлеты и падения. Если, поддавшись первому искушению, человек становится рабом плоти, то, поддавшись второму искушению, он становится рабом низменных чувств и неукрощенных эмоций.
На физическом плане дьявол обязательно должен искать себе проводников, дабы через их посредство воздействовать на людей и втягивать их в порочный круг соблазнов. Дело в том, что после падения Люцифер потерял право физического воплощения. А вот в астральном мире, пластичном, изменчивом и крайне неоднозначном, он чувствует себя хозяином. Особенно свободно он действует там, где грехом разрушена Божественная защита. Он может внушать искаженные мысли, чувства, взращивать гордость, жестокость, честолюбие и властолюбие. В этот иссушающий астральный вихрь он и пытался вовлечь Иисуса.
«И возведши Его на высокую гору, диавол показал ему все царства вселенной во мгновение времени. И сказал ему диавол: Тебе дам власть над всеми симицарствами и славу их; ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Евангелие от Луки, гл. 4,ст. 5—7).
Темнота воздействует насилием, подавлением воли другого. Та власть, которую знает человечество и олицетворением которой является Люцифер, всегда, увы, связана с насилием и возвеличиванием себя. собственно, это самое глубокое падение человечества, самое страшное его разъединение с Богом.
Христос сочувствовал стремлению человека быть первым, но интерпретировал его по-иному, давая ему высокое духовное наполнение. Он говорил: «Кто хочет быть первым, будь слугою всем». Слуга же отдает своя силы ради помощи другим, ничего не отнимая.
Истинное служение складывается из исполнения двух законов: первый — служение Богу, второй — служение ближнему во имя Бога. Ничего другого этими ясными, как первозданный свет, законами не предусматривается.
Отсюда — ответ Иисуса: «отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
Третье искушение Христа связано с ментальным планом, то есть миром, который творят наши мысли и наши духовные устремления.
«И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий; бросься отсюда вниз. Ибо написано: Ангелам Своим заповедует о Тебе сохранить тебя; И на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Евангелие от Луки, гл. 4, ст. 9—11).
Здесь как бы высвечен тот опасный момент, который ожидает посвященных и священнослужителей, словом, тех, кто получил знания и силы для управления природой и кто познал уже в себе Божественное духовное «я».
Апостол Павел в одном из своих посланий предупреждает: «не говори — я стою, так как можешь упасть». Чем больше могущественных духовных сил раскрывается в человеке, тем опаснее для него самого использование этих сил, иногда лишь для проверки их наличия и своих возможностей. Не надо также забывать, что желание феноменов характерно для падшего человека, который хочет увидеть все физическими очами, а не духовными. Поэтому потакание такому желанию в сущности своей антидуховно.
Вот почему именно на этой ступени раскрытия психических даров особенно должна быть утверждена любовь и непосредственная связь с Богом и единство с ближними своими. Когда же человек начинает чувствовать себя могущественным вне единства со всеми, когда его захватывает волна самоутверждения, тогда может приступить к нему сатана Люцифер и соблазнить предложением продемонстрировать свои силы. Ведь действительно в Божественном псалме запечатлено обещание Ангельской помощи духовно посвященным: «И на руках понесут Тебя, да не преткнешьсяо камень ногоюТвоею».
Иисус отвечает: «сказано: не искушай Господа Твоего».
Впервые звучат слова, выявляющие в Сыне Человеческом Сына Божьего. «Не искушай Господа Твоего» — то есть не стремись своей волей, своими желаниями воздействовать на Божественное творчество, которое проявляется (если суждено ему проявиться) вне зависимости от твоей воли и твоих желаний. Думать и поступать по-другому — значит противопоставить себя Богу, значит восстать против законов жизни и законов мироздания.
«И окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени», — сообщает апостол Лука. До времени. Ибо впереди еще Голгофа и муки распятия, когда у дьявола появятся новые возможности для последнего решающего натиска на свободную волю Сына Человеческого.
Автор книги «Жизнь Иисуса Христа в оккультном освещении» (книги, по мнению Надежды Михайловны, несколько поверхностной и неровной, но содержащей порой глубокие мысли и верные догадки) Рамачарака назвал второе искушение Христа (в Евангелии от Матфея оно идет по счету третьим) «снами власти». Картины, проплывающие перед внутренним взором Иисуса в кульминационный момент искушения («вибрации их были подавляющи, — пишет Рамачарака, — никогда еще не собиралось столько темных сил для нападения на разум смертного»), как бы сконцентрировали психическую волю и затаенные желания того народа, которому Иисус принадлежал по крови.
«Он увидел себя, — продолжает Рамачарака, — спускающимся с горы и объявляющим, что Он — Мессия Царь евреев. Он увидел, как народ восторженно приветствовал в нем долгожданного спасителя Израиля и окружал его знамена. Видел себя во главе войска, наступающего на Иерусалим; видел себя, пользующегося высокими оккультными познаниями, дающими ему возможность предвидеть каждый шаг и намерение противника... Видел себя, чудотворно вооружающим и кормящим армию. Видел себя покоряющим врага при помощи своих оккультных дарований. Видел, как сбрасывалось иго римлян. Видел себя вступающим на престол своего предка Давида, водворяющим образцовое правление, которое превратило бы Израиль в самое передовое государство. Видел, как сфера влияния Израиля распространялась во все направления. Видел себя подъезжающим победоносно на колеснице, волоча за собой самого Цезаря, раба израильского царя. Видел Иерусалим столицей мира и себя правителем его, полубогом.
И дальше он видел, как религия евреев под его руководством превратилась в мировую религию. Он видел себя, осуществившим все мечты иудейских отцов, Мессией Нового Израиля, со столицей Иерусалимом, царицей всего света. И все это зависело лишь от его оккультной власти, управляемой его волей».
Когда читаешь описание этого великолепного, но несостоявшегося триумфа, начинаешь понимать, какое разочарование должны были испытать иудейские лидеры, каким отступником должен был показаться им Иисус. Тем более что он уже выявил перед людьми такую психическую и духовную мощь, приковав к себе всеобщее внимание и вызвав великие надежды.
В этой связи можно допустить и иную версию предательства Иуды. Не из-за тридцати сребреников (от которых, как известно, он потом и отказался) отдал он своего Учителя на мучения и позорную казнь, а по другим мотивам, так сказать, идейно-психологического свойства: из-за того, что потерпели крушение его честолюбивые упования на возвышение Израиля во главе с Иисусом, а значит, и на собственное возвышение (ведь он находился я числе ближайших соратников Иисуса). Тот, кого Иуда и иже с ним готовы были считать Мессией, да уже считали, в одно мгновение, как некий сон, развеял мечты об избранничестве еврейского народа, ибо возвестил, что принадлежит не Иудее исключительно, а всему миру.
«Принять эту мысль как истину было смерти подобно. И может быть, самоубийство Иуды следует объяснить де только угрызениями совести, но и причиной опять-таки идейного характера: невозможностью примириться с мыслью, разрушающей для правоверного иудея саму основу его бытия.
Надежда Михайловна неоднократно напоминала о том, что в индийской религиозной и духовной традиции отсутствует аспект грехопадения человечества. Поэтому, говорила она, дьявол у них не является олицетворением силы, изначально враждебной человеку, а лишь символом его низшей природы, которая нуждается в укрощении, воспитании и постепенной трансформации. Поэтому искривления путей человеческих они объясняют лишь результатом незнания и невежества. Поэтому Закон Кармы не перерастает у них в Закон Искупления, с особой силой выявляющий приоритетную роль преображения духовного, которое может сжечь Карму, так сказать, в одно мгновение — в течение одного воплощения, а не унылой череды однообразных человеческих жизней. Отсюда — непонимание величия жертвы Христа и истинного масштаба миссии Христа, восстановившего разорванные связи между человеком и Божественным началом.
Возможно, для победы над дьяволом, символизирующим низшую природу человека, достаточно сил самого человека. Но для победы над дьяволом, увлекшим все человечество в бездну падения, одних человеческих сил мало! Тут требуется прямое вмешательство Бога.
Не будь Люцифера, не подпади мы под его власть — не было б необходимости и в искупительной жертве Христа, продиктованной Божественной любовью к нам, людям.
Духовно-космогоническая концепция Надежды Михайловны, таинственная и возвышенная (как и все, с чем она меня знакомила), сводилась к следующему.
Когда были созданы человеческие монады. Ангел ближайший к Господу Богу, Люцифер (что значит «светоносный») получил задание: облечь эти возникшие из небытия монады в оболочки чистой материи.
Надо сказать, что материя, с которой мы привыкла иметь дело, — это нечто уплотненно тяжелое, даже загрязненное. Подлинная, первозданная Материя — другая: легкая, прозрачная, подвижная; она сверкает, как радуга на снегу. Ее называют Тканью Матери Мира, и она является идеальным материалом для праздничных и радостных одежд, предназначенных душам человеческим.
Следует заметить, что данная задача должна была стать первым уроком самостоятельной работы Люцифера. Творческой работы. Ослепленный важностью порученного дела, он вообразил себя творцом, равным Богу, И вместо того чтоб утверждать высшее «я» человеческой монады, целью которой является самопознание, то есть раскрытие в себе искры Бога Единого, он занялся самоутверждением, направляя человеческую монаду (и себя) на обособление от Абсолюта, от Единого. Таким образом, путь человеческий уже в самом начале — из-за гордыни, обуявшей Люцифера, — был искривлен.
Человеческая история, согласно древнеиндийским и теософским источникам, разбивается на периоды от одной планетарно-космической катастрофы до другой. Они называются манвантарами. Не думайте, однако, что это знание является привилегией древней мудрости Индии; в Евангелии манвантаре соответствует понятие «век» (грубейшая ошибка, когда евангельский «век» пытаются приравнивать к привычному столетию).
В первой манвантаре — гиперборейской — материя была светящейся и разреженной (это была материя ментального мира). Во второй — лемурийской — она несколько уплотнилась, но не потеряла своей прозрачности (это была материя астрального мира). Плотные физические формы, которые мы видим и в которые мы облачены, появились в третьей манвантаре, протекающей в основном на материке Атлантиды. Но в отличие от нашей — четвертой — манвантары, для людей тогда не были закрыты тонкие сферы бытия. Присущий нам страх смерти отсутствовал, поскольку общение с человеком могло быть продолжено и во время его посмертного существования.
Как известно, борьба между светлыми и темными в Атлантиде закончилась победой темных. После этого и в связи с этим планы бытия были напрочь отгорожены друг от друга. Двери в астральный и ментальный миры закрылись наглухо. Только при помощи особых магических приемов отныне можно было туда проникнуть.
Лишь воплощение Христа, Его Голгофа, Распятие и Воскресение ликвидировали эти перегородки. Говорят, что перед приходом Христа материя уплотнилась до чрезвычайности, испуская мертвящие излучения. Появление Христа как бы взрывной волной встряхнуло косную материю, и Христос принял на себя мертвые лучи этой материи и погасил их, спасая человечество: смертию смерть поправ. Самый опасный момент погружения духа человеческого в бездну был пройден, и началось его неуклонное восхождение из склепа инертной материи к исходной точке своей.
Воскресение трансформировало плотную материю, которая обрела присущую ей подвижность и прозрачность (потому так изменчивы были облики Христа после Воскресения). Верующие, произнося «Христос воскресе!», не до конца понимают космический характер происшедшего. А суть происшедшего в том, что сила, преобразующая материю, внедрилась на физический план и теперь бесповоротно действует здесь. Суть происшедшего в том, что Христос отдал тело свое, сотканное из чистейшей материи, нашей Вселенной и это тело растворилось в ней.
Во время обряда евхаристии, совершаемого в церковном храме, соответствующие токи притягивают частицы тела Христова в чашу с вином, в хлеб освященный. И значит, не только символический, но и абсолютно реальный смысл приобретают слова Иисуса Христа. Помните, когда, преломив хлеб, Он говорит: «ядите; сие есть тело Мое». А взяв чашу с вином, призывает: «пейте из нее все; сие есть кровь Моя нового завета».
В трактовке Апокалипсиса Надежда Михайловна решительно расходилась с общепринятой догматической точкой зрения.
— Здесь много путаницы и непонимания, — утверждала она. — В церкви вы можете видеть, например, изображение Страшного Суда, ада, людей, лижущих раскаленные сковородки, и т. п. В педагогических целях эти устрашающие картины, возможно, и играют свою положительную роль, но разве соответствуют они реальности на самом деле? Было бы ошибкой так же прямолинейно воспринимать и Апокалипсис. Считать, что гибель Земли неизбежна — значит опустить руки и ничего не делать, Мысль о неизбежности гибели Земли — тонкая уловка темных, и эту мысль они очень бы хотели внушить всем людям, чтоб подтолкнутьих к катастрофе, а по возможности заставить пойти на самый страшный грех — самоубийство рода человеческого.
Темным выгоднее разрушение планеты, нежели ее сохранение: гибель физического мира планеты не означает гибели ее астрального мира, он останется, а значит, и останутся у темных надежды на успех. А вот если уцелеет физический мир планеты с накопившимся и воплощенным в плотные формы потенциалом добра и духовности, то, значит, силы света утвердятся здесь окончательно и темным придется покинуть планету.
Поэтому, во-первых, пророчество следует воспринимать не как фатальную неизбежность, а как предупреждение. Свободная же воля человека, вняв предупреждению, может изменить многое, если не все. Об этом надо помнить особенно сейчас, когда внешние признаки Апокалипсиса выявились столь резко и зримо и могут смутить и замутить наше сознание.
А во-вторых, следует уяснить, что Откровение Иоанна Богослова имеет в виду не время как таковое, асостояние духа человеческого. Именно этим состоянием определяется, в каком космическом отрезке времени действует человек как носитель искры Божественной. Есть люди, находящиеся еще на уровне первой манвантары, той самой, когда сознательность еще не пробудилась или была в зачаточном состоянии. Но есть люди, находящиеся уже на уровне последней — седьмой — манвантары, той самой, когда светящейся сознательности будут соответствовать светящиеся прозрачные тела. Мы не отдаем себе до конца отчета, насколько пестра и узорчата мозаика земной жизни: ведь здесь будущее тесно соприкасается с прошедшим — не в воображении, не в мечтах и фантазии, — а совершенно реально. И люди будущего были и есть среди нас. Это — святые. Все, кто встречался с Серафимом Саровским — а он, как известно, жил, целиком погруженный в тайну Воскресения, и каждого приходящего в любое время дня и ночи приветствовал возгласом: «Христос воскресе!» — отмечают одно и то же: прозрачность его тела и физически ощутимые излучения, исходящие от него.
Не календарные, а космические сроки, неподвластные обычному исчислению, подразумевает Откровение Иоанна, и потому нужно делать акцент, так сказать, на времени психологическом, строго индивидуальном для каждого из нас.
— Пути человеческие искривились, — продолжала Надежда Михайловна, — однако не все монады подпали под власть Люцифера. Некоторые из них — их было немного — нашли в себе силы противостоять его искаженной воле. Были также духи, которые с течением времени сумели вырваться из-под власти Люцифера. Все они имели возможность уйти в иные сферы, но в подавляющем большинстве своем остались вместе с падшим человечеством, дабы помогать заблудшим душам, дабы бороться с Люцифером.
На Востоке их называют Махатмами, или Учителями, я же, как вы знаете, считаю их нашими старшими братьями. Они и составляют то самое Белое Братство, существование которого на протяжении веков ставилось под сомнение и подвергалось язвительным нападкам. Доходило до того, что понятие Белого Братства в его истинной духовной наполненности начисто исчезало из памяти людской. Почему? Да потому, что признание существования Белого Братства незамедлительно влекло за собой вопрос об установлении контактов с Ним, а такие контакты как раз и являются обязательным условием и гарантией победы над темными силами. Отсюда — отрицание, играющее на струнах гордыни и невежества нашего.
Величайшая заслуга Блаватской состояла в том, что она возвратила людям утраченное знание о Белом Братстве. Собственно, она была вестником, посланным человечеству Белым Братством. Но, увы, искривленное сознание всегда ведет к искривленным действиям. И как всегда случается с вестниками и пророками, ее встретили злобной руганью и клеветой.
Белое Братство можно разделить на две части. Первая — те, которые не воплощены физически. Они образуют небесную Шамбалу. Вторая — те, что физически воплощены. Они образуют земную Шамбалу.
Шамбала, как известно, священное буддийское понятие, но Шамбала как реальное место на реальной земле не является монопольным владением последователей буддийской религии. По сведениям людей, побывавших в Шамбале непосредственно, а также людей, побывавших в Шамбале опосредствованно при помощи астрального и ментального плана, на ее территории находятся храмы всех религий, как существовавших, так и существующих. Тем самым как бы подчеркивается одинаково уважительное отношение к духовному поиску всех людей. Кстати, именно отсюда, именно из Шамбалы и пришел к теософам их знаменитый лозунг: «Нет религии выше истины».
— О, как мы высмеивали, — восклицала Надежда Михайловна, — наивную космогонию древних за то, что она ставила в центр Вселенной нашу грешную Землю! И зря высмеивали! Дело в том, что древняя космогония имела в виду не географический, а духовный Космос. А центром этого Космоса действительно является Земля, ибо здесь физически воплощался Христос. Поэтому именно здесь, как ни в каком другом месте Вселенной, и концентрируются силы света и тьмы. Земля — исключительное место Вселенной, и не только потому, что отсюда должно начаться возвращение падшего человечества к Отцу Небесному, но и потому, что отсюда должно начатьсявозвращение Ангела падшего.