Доктрина эта содержит два главных принципа.
Первый гласит о том, что существует непадшее человечество. Монады, не подпавшие под власть Люцифера, образовали духовную цивилизацию на много порядков выше, чем наша. Сведения о ней под разными именами стучались и стучатся в окаменевшие сознания людей. Одним из синонимов непадшего человечества несомненно выступает понятие Белого Братства. Обратите внимание на термин «Белое Братство». Как и Белый Поток природы, он символизирует собой чистоту, незапятнанность, безгреховность.
Второй принцип Доктрины гласит, что наша связь с Единым, или Отцом Небесным, устанавливается и осуществляется через посланников Его, а ими являются представители непадшего человечества. В отличие от нас, у них нет кармы, которую надобно изживать в течение длинного ряда земных воплощений. Если же они облекаются в человеческие тела, то только для выполнения миссионной задачи. С их стороны это добровольная жертва, продиктованная состраданием и любовью к людям.
— К числу представителей непадшего человечества. — говорила Мария Вадимовна, — принадлежали и будущие ученики Христа. Для Иисуса Христа не составляло особого труда различить посвятительные знаки, незримо горевшие над ними. Потому с такой легкостью он находилих в толпе и властно звал за собою. И потому с такой легкостью и радостью, поначалу, быть может, не отдавая себе отчета, что заставляетих беспрекословно повиноваться, они и следовали за Ним.
Иисус Христос четко объясняет, почему именно на них остановился Его выбор. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы вас, а как вы не от мира — то Я избрал вас».
Увы, мир не любит того, что не вмещается в его ограниченное сознание. Люди как бы инстинктивно сторонятся всего, что может вывести их из состояния инертности и духовного оцепенения. Ради сохранения спокойствия и рутинного образа жизни они подчас готовы на любое злое деяние. Потому пророки всегда подвергались унижениям и были побиваемы камнями. Духовная пустыня окружала их, и был «гласом вопиющего в пустыне» их зов, обращенный к людям.
Вспомните, как встречали Иисуса Христа и Его Учение иудеи, и, прежде всего фарисеи и книжники, образующие — если употреблять современную терминологию — интеллигенцию иудейского народа. На любое слово Нового Откровения они отвечали одним и тем же: мертвой буквой Ветхого завета. Иисус Христос обнажал и вскрывал тайны бытия, возвращал зрение слепорожденным, исцелял бесноватых. А что же они, знающие о приходе Мессии и теоретически допускающие возможность Его прихода в данный отрезок времени? Или ударялись в казуистическое крючкотворство, уличая, предположим, Иисуса в нарушении заповеди, запрещающей любое действие в субботу (если исцеление свершалось в субботний день). Или пускались в бесконечные умозрительные словопрения по доводу того, какой силой Иисус изгоняет бесов: силой Бога или Вельзевула?
Будда учил: если стрела вонзилась в тело слона, то ее надобно немедленно извлечь, чтобы избавить от страданий благородное животное, а не рассуждать о том, откуда она прилетела, из какого материала изготовлена и т. а. Но именно вот этим, мягко выражаясь, неплодотворным делом и занимались оппоненты Христа в то время, когда он извлекал стрелу из тела страждущего человечества. Живую истину они готовы были похоронить под мертвой схоластикой: а правильно ли он извлекает эту стрелу, а имеет ли он вообще право извлекать ее?
Помрачение сознания падшего человечества было настолько велико, в такую плотную пелену самости, напоминающую погребальный саван, было оно закутано, что, казалось, еще мгновение, и погаснут божественные искры, еле-еле тлеющие в душах людей. И лишь в последний момент у самого края пропасти, ведущей в Ничто, было остановлено (не остановилось, а было остановлено) человечество. И произошло это, как вы знаете, примерно две тысячи лет назад по земному времени.
Только те, кто не признает иной силы, кроме материальной, могут считать распятие Христа Его поражением. На самом же деле не поражением это было, но величайшей победой, отозвавшейся гулким эхом во всех невидимых сферах Бытия.
Но чтобы понять глубину этой победы, надо осознать космичность явления Христа. Надо четко уяснить себе, что Его воплощение было вселенским событием, причем главным и определяющим, изменившим не только пути земного человечества, но и всего Кольца Ориенталистского, ибо Сын Божий спускался на землю не только ради Земли и земного человечества, но и ради всей Вселенной и существ, живущих в ее многочисленных обителях. Иисус Христос прошел сквозь все планы мироздания, перестраивая космические ритмы и преобразовывая материальную структуру звездных материков.
Христос — это Вечность, распятая на Кресте времени. Только Вечность и может быть такой снисходительной к нам, ограниченным узкими земными рамками. Только она и может быть столь милосердной и всепрощающей.
Вспомните, что говорил Христос. Он говорил, что «пришел не судить, но спасти мир». Вспомните, что никогда не отсекал Он от себя не поверивших в Него. Он лишь объяснял: «Отвергающий Меня и не принимающий Слов Моих — имеет судью себе:слово, которое Я говорил».
Какое же это Слово? То самое, о котором сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово». То есть Слово первозданное, «бывшее в Боге» и заложенное в начале времен в монаду. Совесть стоит настраже Его.
Именно она как страж Божественного Слова и есть неподкупный наш судия.
«Сын Человеческий» — так определял свою земную ипостась Иисус Христос. Вслед за Ним ощутить себя Сыном Человеческим, жить и поступать в соответствии с этим — вот кратчайший путь соединения с Истиной. Именно в этом, а не в соблюдении каких-то определенных ритуалов и догм и заключается момент приобщения к Космической Церкви Христа. Она существует, Космическая Церковь Христа, но не всегда она выявлена прямолинейными человеческими словами, как это делаю я сейчас. А человек должен вырасти в Сына Человеческого еще и потому, что только через «Сына» может раскрыться и стать воплощенной Божественная Мудрость, неразрывная для нас с Именем Параклета.
В одном из сокровенных источников говорится:
«Редко бывает явным Божественное Присутствие на Путях Нисхода, но оно перестает быть тайным, когда совершит половину Пути своего человечество и когда Новое Откровение раскроет Врата Возврата».
Непосредственное Божественное Присутствие — вот главное знамение нынешнего периода времени, делающее его непохожим на любой другой.
В Свете Нового Откровения становится ясным, в чем состоит стратегическая задача наших дней. Две части, на которые раскололось человечество в начале времен — падшее и непадшее, — должны воссоединиться под знаком возвращения к истокам. Все, что способствует выполнению этой задачи, отвечает духу Учения Параклета.
В свете Нового Откровения становится ясным, что Дух Истины это воскресший Бог, сопутствующий людям. Бог, готовый раскрыть людям тайну Воскресения. Ключ к ее расшифровке вот в этой формуле, предельно приближенной к языку современной науки: «Материя есть уплотненная энергия, а энергия есть уплотненная мысль».
В свете Нового Откровения становится ясным, что время, послужившее крестом для распятия Вечности, представляет собой лишь тень, Ничто на лике Вечности. И в лучах восходящего Солнца Новой Эры исчезнет время, погрузившись в Вечность.
Я излагаю — естественно, в общих чертах — суть концепции, к которой приобщала нас Мария Вадимовна на протяжении ряда вечеров. Одушевленный этой концепцией, я писал в своем дневнике, специально предназначенном для медитаций.
«Сын Человеческий устремляется к Отцу, Сын Божий — к Абсолюту. Все слитно, все едино, а обозначения «Сын Человеческий» и «Сын Божий» указывают на две ипостаси Твои: сотворенную и несотворенную. Между ними непроходимая пропасть, но она мгновенно исчезает, и на ее месте возникает сияющая вершина, если Сын Человеческий ощутит себя Сыном Божиим и воззовет к Отцу».
И еще:
«Сын Божий» — понятие это извечно. Оно зафиксировано в древнейших источниках. Но осознание того, что Сын Божий есть в то же время Сын Человеческий, приходит позже в результате общего духовного роста. Воплощение Сына Божьего как Сына Человеческого в исторически конкретный период времени есть Иисус Христос. Он возвестил величайшую радость: человек — вместилище Божественной Энергии. В эпоху Святого Духа то, что было исключением, становится Законом».
«Абсолют непостижим. Ни один эпитет нельзя приложить к Нему.
Велик Он — да; но одновременно мал, ибо нет такой мельчайшей части, в которой не присутствовал бы Он и иногда во всем Своем Величье. Он -- Все, но он же и Ничто, как в абсолютном, так и в относительном понятии; в Нем все возможности и невозможности слиты.
...Одновременно Он далек и близок нам. Он есть мы, но часто мы Его теряем, и все-таки мы остаемся с Ним. Мы много лет напрасно ищем Бога, приносим гекатомбы жертв, а иногда достаточно улыбки, чтобы Его, Великого, узреть!
...Все невозможное становится возможным в Его Луче; дыханье Вечности лишь в Нем одном живет; лишь в Нем одном не ранишься о грани, об острые углы противоречий, о маленькое человеческое «я».
Так тайна несказанна Абсолюта, что слов достойных нет, чтоб говорить о Нем! Он Всюду, Он во всем — и нет Его нигде. Проявленный — Он одновременно и часть, и целое, Множественность и Единство! Как может часть быть в то же время Целым? И все-таки один из основных Его Законов гласит, что капля каждая Его, как ни ничтожна, ни мала она, не только станет Им в конце каких-то сроков, — но может бытие раздельное вести в слиянье с Ним. Когда она себя в Великом ощущает — то и она есть Все и разделенья нет!
...Во временном проделывая Путь, монада в Вечности хранит слиянность с Абсолютом, а повенчать она должна Путь с Вечностью; тогда раскроется одна из Истин ее Высокой Цели, и миссионное служение свое она свершит».
Это фрагменты из работы Марии Вадимовны. Помню, когда она мне ее читала, я обратил внимание на четкую ритмическую организацию текста.
— Ведь этоже стихи! — воскликнул я.
— Да? — удивилась Мария Вадимовна. — Никогда не замечала этого. Но вы же знаете, что эти работы я не считаю своими, потому что рождаются они под импульсом свыше и степень моего участия вих материализации весьма минимальна.
Мы не раз потом возвращались к этому сюжету, и каждый раз Мария Вадимовна удивлялась, что ее работы, оказывается, выдержаны в стихотворном размере. В конечном итоге мы сошлись на мысли, что откровения высокого плана, очевидно, всегда стараются облечься в стихи. Об этом свидетельствуют, сказала она, и Веды, и Библия, и Коран.
— Мысль, обращенная к Абсолюту, — утверждала Мария Вадимовна, — даже важнее Безмолвия, ибо она может превратиться в Слово, а Слово есть то, что и порождает Безмолвие.
Обращаясь к Абсолюту, мы, по существу, выходим из сферы влияния первотолчка, образовавшего мироздание наше. С одной стороны, мы подчинены законам этого мироздания, а с другой — если почувствовали в себе вибрации Абсолюта — как бы поднимаемся над ними.
Абсолют можно назвать еще и светящейся точкой соприкосновения падшего и непадшего человечества. Здесь — в поле тяготения несотворенного — они, наконец, становятся едиными.
«Абсолютное там, где кончается мысль».
— Это верно, — подтвердила Мария Вадимовна, — но мы говорим с вами не о Невидимом и Неназываемом, а о путях приближения к Нему. А самый надежный путь приближения к Нему — постоянство устремления нашего.
Ученье всех Учений — Устремленье
Под знаком Абсолюта. В этом все, — писал я впоследствии, развивая мысль Марии Вадимовны.
— Подумать об Абсолюте, — продолжала она, — значит соединиться с Ним и значит стать на самую твердую основу, ибо Абсолют — реальность, порождающая остальные реальности. Не употребляю слова «иллюзия», ведь иллюзия — та же реальность, но искаженная и искривленная. А раз так — то ей суждено выправление.
Не забудьте о простой и в то же время великой истине: человек есть то, о чем он думает. Это прекрасно понимал, например, Рамакришна, когда говорил: будете думать о Духе, станете Духом, будете думать о Боге, станете Богом. Продолжая Рамакришну, можно сказать: будете думать об Абсолюте, станете Абсолютом.
Однако нет нужды доказывать, что отождествление с Абсолютом коренным и решительным образом отличается от любого другого отождествления. Ведь как бы ни был высок предмет, к которому ты устремлен, он все же содержит в себе ограничения зрительного и слухового характера. Отождествляя с Абсолютом, исключаешь всякое ограничение, ибо, по существу, ты отождествляешь себя со всем, что окружает тебя.
Но что это означает практически? А практически это означает, что ты отдаешь все свое внимание каждому явлению и что каждое мгновение жизни ты живешь как бы заново.
Мозг создан для беседы с Абсолютом.
Постигший это — возвратился в рай.
Удивительное и странное дело — ничто не воспринималось мной и не переживалось с такой обостренной силой, как это, казалось бы, сугубо абстрактное понятие:
Абсолют. Ничто — ни до, ни после — не заставляло в столь убыстренном темпе работать мое воображение. Впервые я, пожалуй, понял то, чего не понимал раньше или понимал лишь умом: «Отдай жизнь так называемым абстракциям — и ты вкусишь жизнь вечную».
И был целый период времени — он занял примерно месяц, — когда внешний мир как бы перестал существовать для меня. Вернее, он существовал, но как будто в каком-то тумане или полусне: я двигался и действовал в нем, но действовал автоматически и отстраненно, используя механизм привычки. А все мысли мои были сосредоточены на одном и том же, и одна и та же нота неотступно звучала во мне: «Свет Света, Огонь Огня, Бог Бога, тайна — с тобой, тайна — в тебе, тайна — ты, устремивший свой дух к Абсолюту».
Из этого состояния меня вывело заурядное происшествие. Была гололедица. Погруженный в свои размышления, я не разглядел гладкой ледовой площадки перед домом и тяжело грохнулся об асфальт. Падение было таким сильным, что я на мгновение потерял сознание. Острая боль в позвоночнике привела меня в чувство. Она не покидала меня в течение нескольких дней и поневоле заставила переключиться на другое. Постепенно я снова вошел в привычное русло жизни.
Вот некоторые из моих медитаций, родившихся в тот промежуток времени (нетрудно заметить, что они перекликаются с мыслями Марии Вадимовны).
Наверное, самая смелая смелость обратиться к истоку истоков — Абсолюту. Обращение к Нему, Неназываемому, означает воскресить в себе всех богов, все имена, звучащие и уже отзвучавшие, все человечество прошлого, настоящего и будущего.
Идти к Абсолюту — бессмыслица. Выявить Абсолют во всем, а значит, и в себе — единственно реальный, единственно верный путь. Как это сделать? Уделяй внимание Абсолюту, пусть кратковременное, но постоянное. Помни, что время, ушедшее на устремление к Абсолюту, превращается в Вечность и вовлекает тебя на орбиту Вечности, Причем немедля, сейчас!
Пробудить в себе искру Абсолюта значит вспомнить о том, что ты беспределен. Радость, рожденная мыслью об Абсолюте, устремлением к Абсолюту, растворением в Абсолюте — радость совершенная, ибо в ней нет и не может быть страха. А если нет страха, значит, умерла личность и, значит, ты соединен со своим истинным «я».
Пустота, в себя вместившая мир, есть Абсолют. Мир, вместивший в себя пустоту, есть Абсолют. Пустота без мира и мир без нее невозможны. Это Майя, а истина есть Абсолют.
Осознавшего, что есть Абсолютное, приблизившегося к Абсолютному, ничто не может уже удивить, а может только радовать все, вынырнувшее из Океана Беспредельности.
Достигая слияния со Вселенной, я растворяю в себе Вселенную; достигая слияния с Абсолютом, я становлюсь Абсолютом, оставаясь самим собой.
Всеми способами следует тормошить дух, дабы он не заснул. Лучший из них — устремить его к Абсолюту.
Никогда еще очевидность так не торжествовала над сущностью. Никогда еще Майя не была так сильна, как сейчас. Война беспощадная — Майе! Ниспровергайте Майю! Устремлением к Абсолюту побеждайте Майю, и вы победите ее!
РУССКИЕ ГИМАЛАИ
Не помню, кому и когда пришла в голову эта мысль: отправиться на Алтай. В памяти моей осталось, что мы говорим об алтайской поездке как о чем-то уже твердо решенном; обсуждаем маршрут; намечаем конкретные даты выезда. Никто из нас — даже неутомимая путешественница Мария Вадимовна — в этих краях не бывал.
Разумеется, мы знали пророчества Рериха о будущем Алтая. Знали, что новой духовной цивилизации человечества — если планета наша сохранится — суждено развиваться именно здесь. Знали, что центр обновленной России должен переместиться сюда. Со слов Рериха знали даже название будущей духовной столицы России Звенигород.
Знали мы также полузашифрованный текст из «Криптограмм Востока» — о таинственном посещении святым Сергием Алтая. По свидетельству монахов его обители, игумен рассказывал о своем путешествии, но весьма скупо и сдержанно. Упоминал о Белой Горе, «но никогда не указывал места ее». Рассказывал о фантастических существах из иного мира, обитающих на Белой Горе. Рассказывал, как бы заглядывая в будущее; «Сани там без коней и для скорости могут летать».
И, наконец, мы знали апокрифическое сказание о Гаутаме Будде. Согласно этому сказанию, Белая Гора, она же Белуха, явилась кульминационным пунктом великого сокровенного странствия Будды по дорогам Азии (кстати, трансгималайская экспедиция Рерихов впоследствии в точности повторит этот маршрут). Здесь, на этой горе, где смыкаются — как утверждает древнее предание — токи земной и небесной Шамбалы, он принял космическое посвящение.
Священная гора, окутанная туманом и облаками, не всегда была доступна для взоров людей. Говорят, что еще в середине XIX века жители окрестных селений не подозревали о ее существовании. Лишь сегодня она открывается нам, что может восприниматься (согласно тому же сказанию) как обнадеживающий знак наступления новой эры.
Естественно, что вся эта информация, накладываясь одна на другую, лишь укрепляла нас в нашем намерении совершить паломничество в русские Гималаи (так для себя мы теперь окрестили Алтай).
Разумеется, мы — в особенности я — отдавали себе отчет в трудностях предстоящей поездки. Мы отправлялись в места, где нельзя было рассчитывать даже на минимальный уровень удобств. Было неясно: как будем решать вопрос с транспортом и удастся ли решить его вообще? К тому же нас запугивали бездорожьем, дождями, энцефалитным клещом, которого, дескать, в тамошних лесах великое множество.
— У меня, — признавалась Надежда Михайловна, — то и дело вырастает заячий хвостик. Мне, конечно, не очень хочется ехать. И когда я обращаюсь к Учителю по поводу поездки, то втайне надеюсь, что его слова совпадут с моим желанием. Но нет, Он говорит прямо противоположное.
— Ну, если у вас лишь иногда вырастает хвост, — развил я эту тему, — то у меня заячий хвост присутствует постоянно.
Мария Вадимовна с неподдельным изумлением посмотрела на меня.
— Не может быть. Вы, конечно, шутите.
— Да нет, не шучу.
Надежда Михайловна приняла мою сторону.
— Я думаю, что у Валентина не один, а два хвоста выросли. Не только за себя боится, но прежде всего за нас.
Это было правдой. Ведь вместе со мной в экспедицию отправлялись три женщины: Мария Вадимовна, Надежда Михайловна и ее духовная дочь Галя. Младшей из них было зa пятьдесят, старшей — под девяносто. Мало ли что могло случиться? И потом: где размещать? Как обеспечить питанием?
— Предлагаю самый лучший вариант, — заявила Мария Вадимовна, дух которой не ведал никаких сомнений. — Берем палатку. Устанавливаем ее в горах. Воздух, простор, красота.
Не думайте, что это говорилось в шутку. Это говорилось на полном серьезе.
Говорила еще Мария Вадимовна следующее:
— Алтай — это особое место сосредоточения магнетических токов. Собственно, комплекс Алтайских гор представляет собой космический магнит, связанный напрямую с Орионом — центром нашей ориенталистской Вселенной,
Вы знаете, что, выполняя определенную задачу, я посетила Карпаты, Кавказ, Север, Памир. Остался Алтай. Я обязательно должна туда поехать. Это звучит во мне как приказ.
Организация поездки легла на меня, и начал я с того, что оформил себе творческую командировку от Союза писателей в Горно-Алтайск. Теперь я имел на руках официальные документы, что должно было — это я хорошо знал по предыдущему опыту — облегчить контакты с местными властями. Кроме того, случилось так, что мне удалось познакомиться с директором горно-алтайского издательства Аржаном Адаровым. Очень кстати — как раз накануне намечаемого нами отъезда — он оказался в Москве.
Я пригласил его к себе в гости. Изложил суть проблемы. Вначале сказал, что речь идет о моих родственницах, но потом, когда разговорились и я понял, что могу быть откровенным, признался, что не родственницы это, а люди, близкие мне по духу; невзирая на более чем преклонный возраст, хотят прикоснуться они к священной земле Алтая. Аржан был растроган. Сказал: «Отныне можете полностью полагаться на меня».
Из Москвы наша группа отправилась на разных видах транспорта: мои спутницы — на поезде, я с Аржаном Адаровым — на самолете, дабы опередитьих на несколько дней. За этот промежуток времени мы надеялись оцедить обстановку на месте и должным образом приготовитьсяк их встрече.
Полет до Барнаула я, по существу, и не почувствовал, потому что был поглощен беседой с Аржаном. По моей просьбе он «просвещал» меня насчет духовных течений Алтая.
— Самая древняя религия алтайцев, — говорил он, — шаманизм. Потом уже на Алтае как бы сошлись две религиозные волны: с Запада — христианская, с Востока — буддийская. Наибольшее распространение получил у нас белый бурханизм, особая ветвь последователей Будды. О ней упоминал Рерих в своей книге «Алтай — Гималаи».
По словам Адарова, белый бурханизм — это буддизм с явственной примесью язычества.
— Часть алтайцев приняла христианство, — продолжал Аржан, — часть стала под знамя Белого Бурхана. Естественно, что начались гонения на хранителей традиций шаманизма. Порою это принимало жестокие формы. Существует легенда о том, как были собраны все шаманы в одной избе. Избу заколотили досками и подожгли. Сказали: «Если они настоящие чудотворцы, то пусть докажут это и выйдут невредимыми из огня». Сгорели все. Лишь один обернулся камнеми, когда погасло пламя, стряхнул с себя пепел я принял прежнее обличье. Но и его одного оказалось достаточно, чтоб доказать истинность древней религии и чтоб продолжалась она и по сю пору на нашей земле.
Многие наши легенды (вы несомненно заметите это), — обратился Аржан ко мне, — начинаются словами:
«Это было в то время, когда не было берез». Как вы понимаете, это не случайность. Дело в том, что все алтайские предания сходятся в одном пункте: когда-то в нашем крае не росло ни одной березы. Другой климат здесь был, Другой пейзаж. И другой народ здесь жил. Назывался он Чудью. Когда появилось необычное дерево. Чудь увидела в этом недобрый знак для себя. Она восприняла его как предвестник наступления Белого Царства, крайне враждебного ему, приверженному черной магии. И ушла Чудь под землю в Царство тьмы, оставив после себя курганы, обложенные камнями. В крае поселились нынешние алтайцы. Памятуя о том, что именно береза изгнала Чудь из Алтая, мы почитаем ее как священное дерево. Впрочем, как священное дерево, имея, очевидно, веские причины для этого, почитала березу и языческая Русь. Также благоговейно относятся к ней и староверы, живущие на Алтае: они видят в ней символ грядущей победы над тьмой христианской Шамбалы — Беловодья.
Название «Алтай» многие лингвисты, — говорил Аржан, — выводят из татарского слова «алтын», что означает золото. Но есть и другая версия, по которой совершенно тождественными понятиями выступают слова «Алтай» и «Родина». Мне же кажется, что версии не противоречат друг другу, а название «Алтай» может быть переведено следующим образом: «Золотая Родина».
Во всяком случае, — добавил Аржан, — это отвечает духу нашего фольклора, этому стихотворению, например (обратите внимание на своеобразную мистику чисел в нем):
Треуголен ты, Хан-Алтай,
Когда взглянешь ты с высоты,
Со стороны поглядишь на тебя,
Ты блестишь как девятигранный алмаз!
Благодаря командировочному удостоверению я получил номер в центральной гостинице Горно-Алтайска. Но здешним масштабам это был почти что люкс: отдельная комната да еще с умывальником.
Гораздо сложнее обстояло дело с размещением наших дам. Свободных мест в гостиницах, как всегда, не было, а если и было, то нас не устраивало: комнаты типа общежития по семь-восемь человек в каждой.
Но выход все-таки нашелся. Аржан вспомнил, что у него есть знакомый, который работает начальником турбазы под Чемалом. Мы немедля отправились туда.
База располагалась в живописнейшей местности в обрамлении гор и лесов и носила название «Катунь». Разумеется, мы прекрасно понимали, что такое лагерь для туристов: обилие людей, шумные сборища у костра, песня за полночь под гитару. Но, с другой стороны — обеспечивалось жилье (две уютные комнаты с небольшой верандой) и полный пансион, что снимало все заботы о питании. Я согласился не колеблясь. Тем более что считал чемальский лагерь лишь перевальным пунктом нашего путешествия. Передохнув, мы должны были проследовать по алтайскому маршруту Рериха. Мы планировали побывать в Усть-Коксе, Верхнем Уймоне и обязательно у подножия Белухи (на этом, как на главной цели поездки, настаивала Мария Вадимовна).
Поезд из Москвы прибывал в Бийск ранним утром. Чтобы успеть к поезду, чтобы, не дай Бог, не опоздать (от Горно-Алтайска до Бийска примерно сто километров), мы выехали с Аржаном в два часа ночи.
Аржан восседал за рулем. Он недавно приобрел машину, прошел курс обучения и, как всякий неофит, был чрезвычайно уверен в своих знаниях как писаных, так, главное, и неписаных законов вождения. Утверждал, что обладает своего рода рецептом, гарантирующим от катастроф и происшествий.
— Надо соблюдать правило трех «д», и тогда ничего с тобой не случится.
— А что такое три «д»? — полюбопытствовал я.
— Дай дорогу дураку, и все будет в порядке, — авторитетно заявил Аржан.
Так как мы выехали с солидным запасом времени,тоиногда останавливались, чтобы полюбоваться искрящимся сверкающим небом. Звезды, крупные и яркие, — гораздо ярче, чем у нас, в Москве, — стояли над головой. Аржан объяснял, как называются они по-алтайски. Большая Медведица — созвездие Семи Ханов. Полярная звезда — Золотой Кол. Считалось, говорил он, что к нему привязывают своих огненных коней небесные богатыри.
Мы мчались мимо тополей, выстроившихся вдоль дороги. Тишина. Ни единой души. Редко-редко вынырнет навстречу машина с зажженными фарами. Да еще однажды наткнулись мы на зайца, мирно дремавшего на асфальте. Увидев нас, он испуганно порскнул в кусты.
Около часа мы ждали поезда, а потом выгружали из вагона бесчисленное количество чемоданчиков, узелков, авосек. Пришел на помощь носильщик. Багажник «Жигулей» забили до отказу; часть вещей взяли на руки и — в путь.
Постепенно дамы стали приходить в себя, и, конечно, красота окружающих пейзажей привелаих в восторг.
На границе, официально отделяющей Горный Алтай от степного, мы сделала остановку.
— По старому обычаю, — сказал Аржан, — здесь полагается отдать поклон Алтаю.
Мы разбрелись в разные стороны, дабы в одиночестве и безмолвии совершить положенный ритуал. А Галя спустилась к Катуни и окунула лицо и руки в воду.
— Причастилась, — заявила она.
— Сейчас все причастимся, — пообещал Аржан. Вскоре он затормозил у деревянного сруба родника, священного родника, по словам Аржана. Когда-то со всего Алтая шли к нему паломники. Потом за это стали преследовать. Но традиция не умерла, а сейчас как бы обрела полуофициальное признание. Во всяком случае, теперь никто не воспрепятствует человеку омыться водой из родника и привязать к ветке священного дерева над родником платочек или ниточку.
Мы уже обратили внимание на это дерево и гадали, почему оно, как праздничная елка, обвешано разноцветными кусками материи.
— Существует поверье, — пояснил Аржан, — если вы завяжете узелок на священном дереве и загадаете желание, то оно исполнится.
По примеру паломников мы причастились водой из родника и снова — в машину.
И вот мы—в лагере. Наше появление, как и следовало ожидать, вызвало сенсацию. Представляю, какое эффектное зрелище являла собой наша группа: Мария Вадимовна в панамке и с маленьким рюкзачком за плечами, Галя тоже в панаме и с большим рюкзаком за плечами. Надежда Михайловна, грузно опирающаяся на палку, напоминающую посох, и мы, сопровождающие их. Помню, как изумленно и суеверно-почтительно расступались перед нами люди в штормовках, какими взглядами провожали они нас. А уж какие строились предположения на наш счет — об этом можно только догадываться. Единственное, о чем я узнал впоследствии, что на какое-то время мы стали предметом острого любопытства среди туристов, причем все они сошлись на одном: только сумасшедший мог поместить в молодежном лагере других сумасшедших, сбежавших, по всей вероятности, из дома для престарелых.
— Священные горы непредсказуемы, — еще в Москве предупреждала нас Мария Вадимовна, — и нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть препятствия и осложнения.
Они и начались, и начались сразу, как только выехали мы с Аржаном Адаровым из ворот чемальской турбазы. Препятствие обрело форму автобуса. Идет посредине, загораживая проезд. Аржан сигналит, чтобы тот уступил дорогу. Никакой реакции. Аржан нервничает. Я, словно предчувствуя что-то недоброе, говорю: да не обращай внимания, пусть едет как едет, куда нам торопиться. Но Аржан продолжает сигналить все яростнее и яростнее. Наконец, вроде бы автобус сдвинулся вправо. Мы — на обгон. Некоторое время идем впритык, чуть не касаясь боками друг друга. Обогнали. И вот тут Адаров во власти справедливого негодования обернулся и погрозил шоферу кулаком. И в то же мгновение мы очутились в кювете. От растерянности вместо тормозов Аржан нажал на газ. На газующей машине мчим в кювете. Нам еще повезло, что канава была неглубокой и что мы Еаткнулссь на какой-то валун. Машина остановилась, запрокинутая на левый бок.
Моя дверца действовала, и я выбрался на волю. Вслед за мной вылез и Аржан, продолжая ругать шофера автобуса, но теперь уже за то, что он бросил нас в беде и скрылся с глаз долой.
— А как же правило трех «д»? — пошутил я, чтобы как-то успокоить Аржака.
— Забыл! — воскликнул он.
Ждать помощи нам пришлось недолго. Вскоре показался «рафик». Остановился. Из него высыпала группа людей. Они направлялись в лес по грибы. Начали ломать голову, как вытащить нас из канавы. Дело в том, что ни у них, ни у нас не было троса. Потом откуда-то появилась веревка. Но при первом рывке она оборвалась. Тогда веревку сложили вдвое и с двух концов закрепили тугими узлами. «Рафик» дернул, и наша машина медленно поползла вверх. И вот она на шоссе — грязная, крыло смято, дверцы тоже. Но пострадал, как выяснилось, лишь внешней вид. А мотор и все остальное — в полном порядке. Поэтому мы благополучно добрались до города. Но, конечно, Адаров был расстроен и укатил в Бийск, чтобы отремонтировать машину.
А на другой день утром — я не успел еще позавтракать — телефонный звонок. Беру трубку. Слышимость ужасная. Но сквозь треск и разряды различаю Галин голос. Галя говорит:
— Возьми машину и приезжай к нам сегодня.
Я объясняю, что Адарова нет в городе и потому приехать к ним не могу.
— Обязательно приезжай, — настаивает Галя. — Баба Надя сломала руку, и ее необходимо доставить в больницу.
Бросаюсь на поиски транспорта. Хотя в Горно-Алтайске почти никого не знаю, машину все-таки добыл: опять помогли служебные документы. Приезжаю. Надежда Михайловна сидит на веранде с забинтованной рукой. Вид у нее не столько печальный, сколько смущенный.
— Извините, — говорит, — что доставляю такие хлопоты.
— Как же это случилось? — спрашиваю.
— Галя пошла на почту давать телеграмму в Москву. Правда, сделать ей это не удалось. Накануне молния ударила в телеграфный столб, и связь не работала. А я одна решила помыться. Как вы знаете, эти удобства у нас здесь на улице. Поскользнулась, упала, и вот результат.
Я доставил Надежду Михайловну в больницу где-то в одиннадцатом часу ночи. Невзирая на позднее время, ей тут же сделали рентген. Глубокий перелом двух костей. Дежурный врач распорядился, чтоб ее положили в палату.
Через несколько дней Надежду Михайловну выписали, и я опять отвез ее в чемальский лагерь. Разумеется, ни о каких передвижениях — пока не срастутся кости — ей нечего было и думать. Покой и уход.
Так что в наши планы пришлось вносить коррективы. В конечном счете, решили, что женская группа в полном составе останется на турбазе «Катунь», а я во исполнение намеченного проеду по маршруту алтайской экспедиции Рериха и обязательно побываю у подножия Белухи.
— Без этого, — подчеркнула Мария Вадимовна, — цель поездки не будет достигнута.
Не буду останавливаться на подробностях своего путешествия к Белухе. Об этом я писал в стихах и других книгах. Белую Гору я наблюдал со стороны Тюнгура, и концентрацией космического света показался мне снег, сверкающий на ее вершинах. Как и договаривались, я обратился к ней от себя и своих спутниц и мысленно произнес: «Благослови нас, Белуха!»
На обратном пути, естественно, я заехал в чемальский лагерь. Все были в сборе. Надежде Михайловне стало значительно лучше. Положение — чувствовалось — стабилизировалось, и удивительный дух тишины и покоя витал над верандой, где мы сидели и откуда открывался величественный вид на зеленые волны Катуни и зеленый массив лесов, покрывавших горы.
Я рассказал своим спутницам о том, что увидел, и о том, что пережил во время поездки. Больше всего — об Усть-Коксе, которую называют сердцем Алтая, и о Белухе. Посожалел, что не удалось им побывать там, где побывал я.
— Это не совсем так, — улыбнулась Мария Вадимовна. — Мы все увидели вашимиглазами и почувствовали вашими чувствами.
А то, что случилось с нами в нашей экспедиции, должно восприниматься как урок и предупреждение. Противодействие темноты здесь, в зоне сгущения света, неизбежно, и оно будет нарастать и нарастать, пока не выльется в открытое сражение. Мы с Надеждой Михайловной до этого не доживем. Вы — доживете.
Алтай предназначен для будущего. Но так как об этом знаем не только мы, но знают и темные, то они сделают все, чтоб уничтожить базу для будущего. Поэтому как бы предопределено, что главный накал битвы света и тьмы будет именно здесь, на Алтае. Поэтому мы и обязаны быть особо бдительными ко всему, что происходит на берегах Катуни, ибо все, что здесь происходит, решительным образом скажется на равновесии Земли и даже Космоса,
Вопрос стоит так: отстоим Алтай — отстоим будущее. Не отстоим — значит, нет у нас будущего, во всяком случае, на планете Земля.
Мы возвращались в Москву через Барнаул. Из Горно-Алтайска вылетали в ясную безоблачную погоду. Сверху алтайская земля вставала совершенно в ином ракурсе. Резко и отчетливо она обнажала напластования веков, и горные ущелья казались древними тайниками, а горы—не все, но некоторые из них—были удивительно похожи на пирамиды.
— Должна сознаться, — адресовалась Мария Вадимовна ко мне, — что на Алтае во время медитации я испытала исключительной силы переживание. Я увидела — причем и видением это не назовешь, настолько это реально, — Храм Параклета посреди Алтайских гор. И знаете, что он больше всего напоминал своими очерта<