Научное мышление. Рациональны и объективны. Думая о каком- либо вопросе, придерживаются правил логики, используя научные методы.
Самопринятие. Предпочитают принимать себя безусловно. Не оце- нивают свой внутренний мир с внешней точки зрения, не уделяют чрезмерного внимания тому, что думают о них другие. Стараются по- лучать удовольствие, а не показывать себя.
Принятие животного начала в человеке. Принимают животную природу самих себя и других людей.
Риск. Готовы пойти на рассчитанный риск, чтобы добиться желае- мого. Скорее предприимчивы, чем глупы.
Перспективный гедонизм. Гедонисты в поисках счастья и уклоне- нии от боли, однако поддерживают баланс между перспективой и сию- минутной выгодой. Не одержимы стремлением к немедленному воз- награждению.
Отсутствие утопизма. Считают, что совершенство, возможно, не- достижимо. Отказываются нереалистично стремиться к полному сча- стью или к полному отсутствию отрицательных эмоций.
Высокая фрустрационная толерантность. Изменяют те неприят- ные условия, которые могут изменить, принимают те условия, кото- рые не могут изменить, и видят различия между ними.
Ответственность за нарушение своего душевного равновесия. Бе- рут на себя большую часть ответственности за возникновение своих расстройств, а не занимают оборонительную позицию, обвиняя дру- гих людей или социальные условия.
Психотерапия
Согласно теории РЭТ, эмоциональное расстройство появляется тогда, когда индивиды имеют твердое убеждение в том, что их жела- ния должны быть удовлетворены. Они занимают диктаторскую, дог- матическую и абсолютистскую позицию: они требуют, они настаива- ют, они диктуют. Их требования, их диктат сводятся к тому, что они должны добиться успеха; другие люди должны одобрять их. Они на- стаивают на том, чтобы другие люди относились к ним справедливо. Они диктуют, каким должен быть мир, и требуют, чтобы он был бо- лее приемлемым.
|
Основную цель психотерапии, следовательно, можно сформули- ровать как отказ от требований. В какой-то степени невротическая личность, следуя логике Эллиса, является инфантильной. Нормаль- ные дети в процессе созревания становятся более разумными, они менее настаивают на том, чтобы их желания немедленно удовлетво- рялись. Рациональный терапевт пытается побудить пациентов к тому, чтобы они ограничивали до минимума свои требования и стре- мились к максимуму терпимости. Итак, рационально-эмотивная те- рапия стремится к радикальному редуцированию долженствования, перфекционизма (стремления к совершенству), грандиозности и не- терпимости у пациентов.
Выявление иррациональных установок. Приступая к работе над системой убеждений пациента, психотерапевт прежде всего стремит- ся к выявлению его иррациональных установок.
Как мы уже знаем, наличие иррациональных установок означает су- ществование жесткой связи между дескриптивной и оценочной ког- нициями — связи, предполагающей одновариантное развитие собы- тий. Поэтому выявлению жестких эмоционально-когнитивных схем помогает употребление пациентами слов «надо», «должен», «необхо- димо». Именно эти слова («тирания долженствования») являются объектом «терапевтических атак». Часто терапевт подводит пациента в беседе к употреблению этих слов, высказывает гипотетические пред- ложения, содержащие эти слова, для того чтобы заставить пациента признать их власть над собой.
|
Пример
Пациент. Я хочу завершить работу в срок, и поэтому я посто- янно напряжен.
Терапевт. У меня впечатление, что вы говорите: «Я должен за- вершить работу в срок», — не так ли?
Для выявления иррациональных установок используется тех- ника «что если».
Терапевт. Предположим, что в результате всего этого случи- лось худшее и вы разведетесь, и что же тогда произойдет?
Пациент. Я останусь один. Терапевт. Ну и что в этом плохого? Пациент. Ничего себе!
Терапевт. А все-таки?
Пациент. А кто же мне поможет, если со мной что-нибудь слу- чится? Это же ужасно оказаться зависимым бог знает от кого (ка- тастрофическая установка).
После выявления иррациональных установок терапевт приступает к реконструкции системы убеждений; воздействие при этом осуществ- ляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
1. Воздействие на когнитивном уровне. При использовании РЭТ те- рапевт пытается показать пациентам, что лучше отказаться от перфек- ционизма, если они хотят прожить более счастливую и менее тревож- ную жизнь. Необходимо научить пациентов осознавать свои «должен»,
«надо», «следует»; отделять рациональные убеждения от иррациональ- ных (абсолютистских); применять логико-эмпирический метод науки к себе и своим проблемам; принимать действительность, даже если она мрачна. РЭТ учит пациентов оспаривать иррациональные убеждения, заменять их на рациональные.
Основной когнитивной техникой оспаривания является техника научного опроса, цель которого — объяснение пациентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживают критики. Ниже перечис- лены вопросы для обсуждения, которые терапевт задает пациентам, а пациенты — сами себе:
|
• Какое иррациональное убеждение я хочу обсудить и от какого иррационального убеждения я хочу отказаться?
• Могу ли я рационально защищать это убеждение?
• Какие существуют доказательства истинности этого убеждения?
• Какие существуют доказательства ошибочности этого убеждения?
• Почему это ужасно?
• Почему я не могу этого вынести?
• Каким образом это делает меня слабым, никчемным человеком?
• Почему я считаю, что я буду всегда все делать плохо?
• Каким эффективным новым убеждением я могу заменить мое ир- рациональное убеждение?
В работе с когнициями пациентов диагностическая формула А–В–С дополняется новыми элементами, трансформируясь в терапевтическую формулу А–В–С–Д–Е, где Д — дискуссия (оспаривание иррациональ- ных убеждений), Е — эффективные рациональные убеждения, сменив- шие прежние, иррациональные.
Эллис приводит следующий пример этой последовательности:
А (событие): Я иду на собеседование и не получаю работу.
В (иррациональные убеждения): «Мне не должны отказывать»,
«Как ужасно получить отказ!», «Я не перенесу этого!», «Этот отказ
свидетельствует о том, что я ничтожный человек», «Я всегда не- правильно держусь во время собеседований, в ходе которых ре- шается вопрос о приеме на работу».
С (нежелательные эмоциональные и поведенческие послед- ствия): Депрессия, тревога, гнев. Отказ идти на другие собеседова- ния, в ходе которых решается вопрос о приеме на работу, плохое функционирование во время собеседования из-за сильной тревоги.
Д (дискутирование по поводу иррациональных убеждений):
«Почему мне не должны отказывать?», «Почему ужасно получить отказ?», «Почему я не могу вынести этот отказ?», «Почему этот от- каз свидетельствует о том, что я ничтожество?», «Почему я счи- таю, что я всегда неправильно держусь во время собеседования?» Е (эффективные рациональные убеждения вместо иррацио- нальных убеждений): «Я предпочел бы иметь эту работу, но нет ни- каких доказательств того, что я во что бы то ни стало должен полу- чить ее», «Ничто не делает отказ ужасным, хотя я считаю его весьма неприятным», «Я могу выдержать отказ, хотя мне и не нравится по- лучение отказа», «Отказ не свидетельствует о том, что я ничтожный человек, просто он указывает на то, что у меня есть некоторые “не- удачные” черты», «Я не должен считать, что я всегда неправильно держусь во время собеседования по приему на работу, тем более
что я попробую учиться на своих ошибках».
Показательный эмоциональный эффект: «Я чувствую себя опе- чаленным, но не угнетенным». Показательный поведенческий эф- фект: «Я отправился на другие собеседования по приему на работу».
При использовании РЭТ применяется сократовский диалог между пациентом и врачом, когнитивный диспут. Этот прием включает доказа- тельство справедливости иррациональной установки со стороны паци- ента. Задача психотерапевта состоит в прояснении смысла, в демонстра- ции ее логической несостоятельности. В процессе такого спора может обнаружиться вторичный выигрыш, который дает сохранение иррацио- нальной установки.
В группе РЭТ поощряет ее членов к дискуссии, к объяснению и выяв- лению причин неэффективного мышления.
РЭТ учит семантической точности. Например, если пациента от- вергают, то это не значит, что его всегда будут отвергать; если пациент терпит неудачу, то это не значит, что он не может добиться успеха.
2. Воздействие на эмоциональном уровне. Терапевтом используются различные способы драматизации предпочтений и долженствований, что- бы пациенты могли четко различать эти два феномена (другими словами, чем отличается «было бы лучше» от «должно»). С этой целью терапевт
может использовать рациональную ролевую игру, чтобы показать пациен- там, какие ложные идеи руководят ими и как это влияет на их отношения с другими людьми. Например, Эллис останавливает пациента, испытыва- ющего во время ролевой игры страх, и просит его спросить самого себя:
«Что я говорю сейчас такого, что могло бы заставить меня встревожить- ся?» Терапевт может применять моделирование, чтобы показать пациен- там, как принимать различные идеи. Терапевт использует юмор, чтобы довести до абсурда иррациональные мысли. Терапевт использует без- условное принятие, показывая пациентам, что он их принимает, несмотря на наличие у них негативных черт, что дает пациентам импульс для при- нятия себя. Так как многие иррациональные убеждения подразумевают
«горячие когниции», которые включают в себя сильно выраженный эмо- циональный компонент, требуется убедительное и решительное оспари- вание. Поэтому терапевт использует эмоционально насыщенное разубеж- дение (энергичное оспаривание), приводящее пациентов к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия.
Терапевт поощряет поведение, связанное с риском: а) предлагает па- циентам психотерапевтической группы сказать откровенно одному из ее участников, что они о нем думают; в результате пациенты убеждают- ся в том, что это на самом деле не так рискованно; б) побуждает пациен- тов к самораскрытию, предлагая, например, рассказать об отклонениях в их сексуальной жизни; этот опыт убеждает их в том, что другие могут принимать их, несмотря на недостатки; в) предлагает пациентам сопри- коснуться со своими «постыдными» чувствами (например, с враждеб- ностью), что дает им возможность раскрыть те мысли, которые предше- ствуют этим чувствам.
Терапевт может также использовать техники, приносящие чув- ственные удовольствия, такие как объятия с другими членами груп- пы. Это делается не для получения сиюминутного удовольствия, а для того, чтобы показать пациентам, что они способны совершать прият- ные действия, на которые прежде никогда бы не решились, ради чис- того удовольствия, не испытывая при этом чувства вины, если даже другие не одобряют их за это.
3. Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие методы в РЭТ применяются не только для устранения симптомов, но и для из- менения когниций пациентов.
Так, склонность пациентов к перфекционизму может быть умень- шена выполнением следующих заданий терапевта: а) пойти на риск (например, попытаться назначить свидание участнику группы друго-
го пола); б) нарочно провалиться при решении какой-либо задачи (на- пример, нарочито плохо выступить перед публикой); в) воображать себя в ситуациях неудачи; г) с энтузиазмом браться за деятельность, которую пациент считает особенно опасной.
Добиться отказа от требований пациентов, чтобы другие обращались с ними справедливо, чтобы миром правили добро и справедливость, можно, предлагая пациентам следующие задания: а) какое-то время пре- бывать в плохих обстоятельствах и учиться принимать их; б) выполнять трудные задачи (например, поступление в колледж); в) воображать себя в ситуации лишения чего-либо и при этом не чувствовать себя расстро- енным; г) позволить себе какую-нибудь приятную деятельность (пойти в кино, встретиться с друзьями) только после выполнения неприятной, но необходимой задачи (урок иностранного языка или завершение отче- та для своего шефа).
РЭТ часто использует оперантное обусловливание для отвыкания от дурных привычек (курение, переедание) или изменения иррационально- го мышления (например, осуждение себя за курение или переедание).
Применение рационально%эмотивной терапии
Назовем сначала проблемы, которые не поддаются лечению в рацио- нально-эмотивной терапии. К таким проблемам относятся следующие: отсутствие контакта с реальностью, выраженное маниакальное состоя- ние, глубокий аутизм, повреждения мозга и выраженные степени ум- ственной отсталости. Больным с этими расстройствами показаны фи- зические методы лечения, уход или поведенческая терапия, основанная на принципах оперантного обусловливания.
РЭТ применяется в следующих случаях: 1) пациенты с плохой при- способляемостью, умеренной тревожностью и с супружескими пробле- мами; 2) сексуальные нарушения; 3) неврозы; 4) расстройства характе- ра; 5) прогульщики школы, подростки-правонарушители и взрослые преступники; 6) синдром пограничного расстройства личности; 7) пси- хотические пациенты, включая больных с галлюцинациями, когда они в контакте с реальностью; 8) индивиды с легкими формами умственной отсталости; 9) пациенты с психосоматическими проблемами.
Однако не все перечисленные категории больных лечатся с одина- ковой эффективностью. Как и при других видах психотерапии, РЭТ наиболее эффективна при мягких расстройствах или в случаях с мо- носимптомом (например, сексуальная неадекватность).
РЭТ используется также в превентивных целях. Она широко прак- тикуется для решения проблем, связанных с образованием и для про- филактики эмоциональных расстройств.
Рационально-эмотивная терапия проводится как в индивидуаль- ной, так и в групповой форме, включая «рациональный энкаунтер», в виде краткосрочного лечения, а также в форме супружеской и се- мейной терапии.
Индивидуальная терапия. Проводится от 5 до 50 занятий один раз в неделю. Занятие обычно начинается с рассказа пациента о своих рас- строенных чувствах (С) на протяжении недели. Терапевт раскрывает, какие возбуждающие события (А) имели место до того, как возникли эти чувства, и помогает пациенту идентифицировать те иррациональ- ные убеждения (В), которые появились у него в связи с возбуждающи- ми событиями. Терапевт учит пациента опровергать свои иррациональ- ные убеждения и часто дает ему домашнее задание, целью которого является приобретение навыков в их опровержении. На следующем за- нятии терапевт проверяет (иногда с помощью формы-отчета о самопо- мощи), как пациент на протяжении недели использовал подход РЭТ. Такая работа продолжается до тех пор, пока пациент не только начнет избавляться от симптомов, но и обретет более здоровое, терпимое отно- шение к жизни.
В частности, РЭТ-терапевт пытается научить пациента: 1) как изба-
виться от тревоги, чувства вины и депрессии, приняв самого себя как человеческое существо; 2) как уменьшить агрессивность и враждеб- ность, став более терпимым к другим людям, даже если их поведение достойно осуждения; 3) как уменьшить инерцию, прилагая усилия к изменению неприемлемой ситуации, и как повысить низкую фрустра- ционную толерантность, учась переносить ситуации, которые нельзя изменить.
Групповая терапия. Наблюдая поведение друг друга, участники группы изучают принципы РЭТ и применяют их на практике под на- блюдением терапевта. Группа дает возможность проводить тренинг утвердительного поведения. Пациенты участвуют в ролевых играх, учатся взаимодействию с другими людьми, идут на вербальный и не- вербальный риск, учатся на опыте других.
Одной из разновидностей групповой рационально-эмотивной тера- пии является разработанный Эллисом так называемый рациональный энкаунтэр. Это марафон, при котором первые несколько часов отво- дится на выполнение членами группы серии упражнений, направлен-
ных на то, чтобы они сблизились, шли на риск, делились наиболее бо- лезненными и «постыдными» переживаниями, испытывали интен- сивные чувства. В течение этих первых часов решение проблем умыш- ленно избегается. Затем, когда участники марафонской группы достаточно сближаются и отказываются от значительного количества психологических защит, они в течение многих часов занимаются ана- лизом эмоциональных проблем, постигая их философские источники и то, как можно изменить себя, изменяя свои когниции.
Краткосрочная терапия. При краткосрочной терапии пациента за 1–10 занятий обучают А–В–С-методу понимания эмоциональной проблемы и ее философских источников и показывают, как надо ра- ботать над изменением фундаментальных позиций, лежащих в осно- ве нарушений.
Краткосрочная терапия предназначена прежде всего для пациента, имеющего специфическую проблему, такую как враждебное отноше- ние к начальнику или импотенция. В таких случаях можно полностью
«излечиться» за несколько занятий.
Для ускорения терапевтического процесса в РЭТ применяется два приема. Первый прием — запись на магнитофон всего занятия. Эти записи потом прослушиваются пациентами несколько раз дома, по дороге домой, на работе, с тем чтобы более глубоко осознать свои проблемы и рационально-эмотивный способ их решения. Многие па- циенты, у которых возникают трудности в восприятии происходя- щего во время занятия из-за того, что они слишком погружены в себя, легко отвлекаемы или чрезмерно тревожны, получают больше при прослушивании этих записей, чем во время непосредственной встречи с терапевтом. Второй прием — использование формы само- помощи, которая способствует эффективному применению РЭТ-ме- тода при столкновении с эмоциональными проблемами между заня- тиями или после окончания терапии.
Супружеская и семейная терапия. С начала своего возникновения
РЭТ широко использовалась при супружеском и семейном консуль- тировании. Обычно супружеские пары проходят терапию вместе. Те- рапевт выслушивает жалобы супругов друг на друга, затем пытается показать, что если даже претензии справедливы, то это не является поводом для возникновения эмоциональных расстройств. Работа на- правлена на то, чтобы уменьшить тревогу, депрессию, чувство вины и особенно — враждебность супругов. Когда пациенты научаются при- менять принципы РЭТ, они начинают меньше расстраиваться по
поводу своих разногласий, и их совместимость повышается. Иногда, правда, они решают, что им лучше развестись, но обычно решают ра- ботать над своими проблемами, чтобы добиться более счастливого супружеского союза. Терапевты обучают их компромиссам, соглаше- ниям, коммуникации и другим видам искусства общения.
При семейной терапии врачи встречаются либо сразу со всеми чле- нами семьи, либо отдельно с детьми или родителями, либо с каждым в отдельности. Родителям показывают, как можно принимать своих де- тей и не осуждать их, каким бы неприглядным ни казалось их поведе- ние. Детям же показывают, как можно принимать своих родителей и братьев, сестер, какими бы несносными чертами характера они ни об- ладали и какие бы неблаговидные поступки ни совершали. Пациен- там постепенно прививаются принципы терпимости к самому себе и другим, и, когда эти принципы ассимилируются и начинают приме- няться, семейные отношения улучшаются.
Эллис и его сотрудники написали множество популярных книг и брошюр, предлагаемых пациентам в качестве дополнительной тера- пии. Вот некоторые названия: «Новый путеводитель по рациональной жизни», «Рациональное консультирование для начинающих», «Как жить со страхом и без него», «Как жить с невротиком», «Путеводитель по успешной супружеской жизни», «Путеводитель по личному счас- тью», «Как решительно отказаться от того, чтобы делать себя несчаст- ным по поводу всего — да, всего!»
Случай из практики
Приводимый случай заимствован у Эллиса; помимо описания анамнестических данных и сведений о проведенном лечении вклю- чаем также протокол первой беседы терапевта с пациенткой. Этот протокол, снабженный комментариями Эллиса, представляет зна- чительный интерес, поскольку отражает процесс рационально-эмо- тивной терапии, некоторые ее механизмы, а также стиль работы ра- ционального терапевта.
В целом поведение терапевта характеризуется следующими чертами. Между пациентом и терапевтом не существует большой дистанции, терапевт одет неформально и использует свободный язык. Терапевт не озабочен тем, что думают о нем пациенты и во- обще другие люди, он более открыт, аутентичен и менее «профес- сионален», чем среднестатистический терапевт. Основное специ- фическое оборудование — кассетный магнитофон.
Отношение между пациентом и терапевтом в РЭТ отличает- ся от такового при других видах терапии. Рационально-эмотив-
ный терапевт очень активен, без колебаний высказывает свою точку зрения, отвечает на прямые вопросы о своей личной жиз- ни, много говорит, особенно на первых занятиях, очень энерги- чен и часто директивен в групповой терапии. В то же время он много объясняет, интерпретирует и «читает лекции». Он может позволить себе быть не слишком теплым по отношению к неко- торым пациентам и может легко работать с пациентами, которые ему не нравятся, потому что он больше заинтересован в помощи решения их эмоциональных проблем, чем в личном отношении. Так как рациональные терапевты обнаруживают высокую терпи- мость ко всем людям, каким бы неприглядным ни было их пове- дение, то пациенты часто воспринимают их как теплых и забот- ливых.
Итак, речь идет о 25-летней одинокой женщине, заведующей отделом компьютерного программирования. Данные из ее меди- цинской карточки: неспособность контролировать эмоции; силь- ное чувство вины, неуверенности и неполноценности; постоянная депрессия; конфликт между внутренним и внешним Я; перееда- ние; употребление спиртного; прием диетических таблеток.
Анамнез. Сара Р. из ортодоксальной еврейской семьи. Ее мать умерла, когда девочке было два года; воспитывалась любя- щим, но несколько отстраненным отцом и чрезмерно строгой ба- бушкой со стороны отца. Она хорошо успевала в школе, но у нее было мало друзей. Хотя Сара была довольно привлекательной, всегда стыдилась своего тела. Редко встречалась с молодыми людьми и в основном была занята своей работой. В 25 лет стала начальником отдела в своей фирме. Отличалась напряженной сексуальностью и несколько раз в неделю занималась мастурба- цией, но половая связь с мужчиной у нее была только один раз и то в состоянии алкогольного опьянения. Со студенческих лет она много ела и выпивала. Три года лечилась у психоаналитика, но это не помогло ей. В результате она разочаровалась в психоте- рапии и пришла на прием к терапевту только по настоянию своего шефа, который очень ценил ее и не хотел больше мириться с ее пьянством.
Первая беседа
Терапевт,1. Итак, с чего вы хотите начать? Пациентка,1. Я не знаю. Я словно окаменела. Терапевт,2. Окаменела? От чего?
Пациентка,2. От вас! Вы пугаете меня!
Терапевт,3. Как так? Что я делаю? Очевидно: я не собираюсь взять нож и зарезать вас? Каким же образом я вас пугаю?
Пациентка,3. Наверное, я боюсь того, что могу узнать о са- мой себе.
Терапевт,4. Ну хорошо, предположим, что вы открываете что- то страшное в себе, — что вы по-глупому ведете себя или что-ни- будь другое. Почему это будет ужасным?
Пациентка,4. Потому что я самое главное для себя сейчас.
Терапевт,5. Нет, я не думаю, что это так. Как раз наоборот: вы на самом деле самое ничтожное для себя. Вы готовы отта- скать себя за волосы, если я скажу, что вы поступаете глупо. Если бы вы не были самообвинителем, вас бы не заботило то, что я скажу. А так, если я скажу что-нибудь негативное о вас, вы начне- те бить себя немилосердно, не так ли?
Пациентка,5. Да, я так делаю.
Терапевт,6. Хорошо. Вы боитесь на самом деле не меня — вы боитесь собственной критики.
Пациентка,6. (Вздыхает) Хорошо.
Терапевт,7. Итак, зачем вам нужно критиковать себя? Допус- тим, я считаю, что вы — самый плохой человек, которого я когда- либо встречал. Тогда почему вы должны критиковать себя?
Пациентка,7. (Пауза) Так надо. Я всегда так делаю. Мне ка- жется, что я просто дерьмо.
Терапевт,8. Но ведь это не так! Если вы умеете ходить на лы- жах или плавать, значит, вы смогли научиться; так же можно на- учиться не обвинять себя независимо от того, что вы делаете.
Пациентка,8. Я не знаю. Терапевт,9. Вы не знаете, как. Пациентка,9. Возможно.
Терапевт,10. У меня впечатление, что вы говорите: «Я должна ругать себя, если я что-то делаю не так». Не от этого ли возникает ваша депрессия?
Пациентка,10. Да, я думаю, что это так. (Молчание) Терапевт,11. Что угнетает вас сейчас больше всего? Пациентка,11. Я не могу точно сказать. Я хочу все изменить.
Меня все угнетает.
Терапевт,12. Приведите несколько примеров.
Пациентка,12. Из-за чего у меня депрессия? У меня нет цели в жизни. Я не знаю, кто я. Не знаю, куда я иду.
Терапевт,13. Тогда это означает, что вы не в курсе! (Пациент- ка кивает) Ну а что же страшного в этом? Было бы лучше, если бы вы были в курсе — если бы у вас была цель и вы бы знали, куда идете. Но давайте предположим худшее: до конца жизни у вас нет цели. Почему же вы от этого будете плохой?
Пациентка,13. Потому что каждый должен иметь цель.
Терапевт,14. Кто вам сказал, что «должен»?
Пациентка,14. Потому что я верю в это. (Молчание)
Терапевт,15. Я знаю. Но подумайте немного об этом. Вы же смышленая женщина. Откуда явилось это «должен»?
Пациентка,15. Я не знаю. Мне сейчас трудно соображать.
Я очень нервничаю! Извините.
Терапевт,16. Да, но вы можете соображать. Разве сейчас вы не говорите про себя: «О, это безнадежно! Я не могу сообразить. Какое я дерьмо, раз я не могу сообразить!» Видите: вы вините себя за это.
Пациентка,16–26. Расстраивается из-за того, что она реаги- рует недостаточно хорошо, но терапевт показывает ей, что это не столь важно, и успокаивает ее.
Пациентка,27. Я не могу представить, что можно жить без цели!
Терапевт,28. Но люди в большинстве живут без цели!
Пациентка,28. (Зло) Ну и отлично! Значит, и я смогу обойтись без этого!
Терапевт,29. Нет, минуточку! Вы шарахнулись из одной край- ности в другую. Вы высказали одну здоровую мысль и одну нездо- ровую. Теперь, если бы вы смогли различить эти две мысли — а вы в состоянии это сделать, — то вы решили бы проблему. То, что вы на самом деле имеете в виду, звучит так: «Было бы лучше, если бы у меня была цель, потому что я была бы счастливее». Не так ли?
Пациентка,29. Да.
Терапевт,30. Но затем вы магически перепрыгнули к «следо- вательно, я должна!» Теперь вы видите разницу между «было бы лучше, если бы у меня была цель» и «я должна, я обязана, мне сле- дует»?
Пациентка,30. Да, я вижу.
Терапевт,31. В чем же тогда разница?
Пациентка,31. (Смеется) Я это сказала просто для того, что- бы согласиться с вами.
Терапевт,32. Так будет мало пользы. Если вы будете согла- шаться со мной, то вы уйдете от меня с тем, с чем пришли!
Пациентка,32. (Смеется с пониманием)
Терапевт,33. Вы способны думать. Пора прекратить отступать, отказываться думать — это то, что вы делали на протяжении жизни, поэтому вы и больны. Давайте снова вернемся к этому: «было бы лучше, если бы у меня была цель в жизни». Можно обосновать, по- чему это было бы лучше. Это слишком очевидно. А теперь, почему заявление «я должна делать то, что было бы лучше» является маги- ческим?
Пациентка,33. Вы имеете в виду, почему я так чувствую?
Терапевт,34. Нет, нет. Это убеждение. Вы чувствуете так, по- тому что вы убеждены в этом.
Пациентка,34. Да.
Терапевт,35. Если бы вы были убеждены в том, что вы — кен- гуру, то вы прыгали бы вокруг и чувствовали себя, как кенгуру. Чув- ства приходят от ваших убеждений. Теперь я временно забываю