I квартал - сентябрь, октябрь, ноябрь. Сюжетная игра




ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

К ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ»

ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫДЕТСКОГО САДА

Научные руководители'. Л.А.Венгер, доктор психол. наук, О.М.Дьяченко, доктор психол. наук,

А.И.Булычева, кандидат психол. наук

Под редакцией Булычевой А.И., канд. психол. наук

Авторский коллектив: Андреева Е.В.;

Булычева А.И., канд. психол. наук; Варенцова Н.С., канд. пед. наук; Денисенкова Н.С., канд. психол. наук; Дьяченко О.М., докт. психол. наук; Короткова Н.А., канд. психол. наук; Лаврентьева Т.В., канд. психол. наук; Маврина И.В., канд. пед. наук; Медведева М.Ю.;

Михайленко Н.Я., докт. пед. наук; Павлов Ю.Г., художник;

Павлова Л.Н., канд. пед. наук; Пороцкая Е.Л., канд. психол. наук; Урадовских Г.В., канд. пед. наук; Холмовская В.В., канд. психол. наук.

Москва, 2016 г.

 

. Образовательные ситуации к программе

«РАЗВИТИЕ» для средней группы детского сада /

под ред. А.И.Булычевой.

- М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ»,

2016.-243 с.

Охраняется законом об авторском праве. Все права защищены. Полная или частичная перепечатка издания, включая размещение в сети Интернет возможна только с письменного разрешения издательства

ISBN 978-5-93631-014-0

© Коллектив авторов: текст, 2016 г.

© Издательство НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера

«РАЗВИТИЕ», 2016 г.

 

ИГРА

Рекомендации к работе с программой по развитию

Игровой деятельности

Работа с детьми проводится в периоды времени, отведенные для свободной самостоятельной деятельности (в игровой комнате и на прогулке). В игру с ребенком (или подгруппой детей) воспитатель включается только после того, как для всех детей обеспечены пространство и материалы для свободной деятельности по выбору (сюжетные игрушки, материалы для рисования и конструирования, наборы для игры с правилами, книги для рассматривания и пр.).

Обеспечив эти условия для всех детей, воспитатель включается в игру с тем или иным ребенком или несколькими детьми (2—3 человека). При этом необходимо учитывать настроение детей. Если ребенок не склонен к игре в данный момент, воспитатель выбирает себе другого партнера. В сюжетную игру воспитатель играет с каждым из детей группы не менее двух раз в неделю (в течение 5-7 минут). Поиграв с кем-либо из детей, воспитатель предоставляет его самому себе или подключает к его игре партнера-сверстника, а сам переключается на игру с другими детьми. В отношении каждого ребенка воспитатель использует поочередно две стратегии: 1) втягивает ребенка в игру, начиная ее сам и предлагая ребенку соответствующую роль, 2) подключается к уже начатой игре ребенка, используя подходящие по смыслу роли.

Если к игре воспитателя с ребенком проявляют интерес и другие дети, можно предложить им дополнительные роли или роли, дублирующие роль взрослого, но главное внимание воспитатель уделяет своему основному партнеру.

Особое внимание следует обратить на малоактивных детей. Воспитатель втягивает их в игру, когда более активные дети (всегда готовые к взаимодействию со взрослым и оттесняющие других) уже нашли себе какое-то самостоятельное занятие.

Хотя бы дважды в неделю воспитатель развертывает с небольшой подгруппой детей (желающих) игру по мотивам сказок и литературных произведений, где основным партнером взрослого является один из детей, а остальные дублируют роли взрослого. Если дети хотят тут же повторить игру, следует предложить основную роль другому ребенку. Воспитатель играет с детьми, не только непосредственно принимая на себя роль, но и широко использует настольные тематические наборы игрушек, где принятие роли опосредствовано игрушкой-персонажем.

Не следует стремиться обязательно проигрывать с каждым ребенком все рекомендованные ниже сюжетные содержания. Надо учитывать интересы детей, которые подскажут воспитателю конкретную тематику игры. Если ребенка особенно привлекает та или иная тема, можно опираться на нее, каждый раз разнообразя конкретные игровые действия. Главное - придерживаться рекомендованного типа сюжета. Лучшее время для сюжетной игры с детьми - вторая половина дня, после полдника, а также утренние и вечерние часы, когда в группе еще или уже мало детей и можно заняться каждым индивидуально.

В групповой комнате воспитатель ежедневно создает условия для самостоятельной детской игры с правилами — с настольным материалом и с предметами (мячи, кегли, кольцеброс, лото, гусек и пр.).

По крайней мере, один раз в неделю каждый ребенок должен иметь возможность поиграть вместе с воспитателем в игру с правилами (настольную или с предметами), осваивая игровой материал и способы деятельности, необходимые для игры с правилами. В ходе совместной деятельности с детьми воспитатель объясняет и уточняет правила игры, дает образцы действий по правилам и контроля за соблюдением правил. В такую игру воспитатель включает одновременно 2-4 детей, не более, сам выступая в качестве равноправного партнера. В течение недели воспитатель такими небольшими подгруппами охватывает всех детей.

Подвижные игры с правилами проводятся ежедневно на прогулке (1-2 игры в день) с небольшими подгруппами детей. На протяжении недели целесообразно использовать не более двух конкретных подвижных игр, повторяя их.

Новые игры с правилами воспитатель вводит по мере того, как большинство детей усваивают правила прежде введенных игр.

Воспитателю целесообразно вести дневник, в котором отмечается характер и частота его игры с каждым ребенком, планируется примерная тематика сюжетной игры, конкретная игра с правилами и намечаются дети-партнеры для игры.

Для того чтобы воспитатель мог представить перспективу работы в течение целого года, мы предлагаем схему примерного поквартального распределения задач по развитию игровой деятельности:

 

 

Сюжетная игра Игра с правилами
I. Продолжать формировать умение развертывать ролевое взаимодействие с партнером; активизировать ролевой диалог между детьми. Формировать умение устанавливать множественные ролевые связи в игре; умение менять долевое поведение в ответ на изменившуюся роль партнера (например, взаимодействовать как «доктор» с «пациентом», а затем с «медсестрой» И Т.П.). Продолжать упражнять детей в совместных играх с простыми правилами, одновременными и поочередными действиями участников. Поощрять самостоятельную игру по элементарным правилам (настольную, подвижную) 2-3 детей. Формировать умение действовать в подвижных играх на основе 2-3 правил, требующих распределения функция и взаимосвязанных (убегать-догонять). Ориентировать детей на использование правила очередности при распределении функций в игре.  
II. Продолжать формировать умение устанавливать множественные ролевые связи в игре: гибко изменять ролевое поведение в соответствии с ролями партнеров. Формировать умение последовательно менять роли в игре по мере появления новых персонажей в сюжете, умение вербально обоз-начать момент смены роли для партнера. Учить детей выполнять функцию ведущего в подвижных и настольных играх. Формировать отношение к правилу игры как обязательному для соблюдения всеми участниками, опираясь на авторитет предложившего правило взрослого. Ориентировать детей на использование очень простой короткой считалки или предметного жребия для распределения функций в игре. Усложнять игры с предметами до 2-3 правил (кегли, кольцеброс), учить детей основным правилам действия в играх типа «гусек» (соотносить число шагов фишкой с числом очков на кубике, действовать по очереди и т.п.) Ориентировать детей на цикличный, повторяющийся характер игры с правилами (играть несколько конов подряд).  
III. Продолжать формировать умение менять роль в ходе игры при необходимости введения в сюжет новых персонажей. Развивать у ребенка умение подключаться к игре двоих (или нескольких) сверстников, находя подходящую по смыслу роль (например, «медсестры», если сверстники играют в «доктора-пациента»; «механика» или «милиционера», если сверстники играют в «шофера- пассажира» и т.п.). Формировать представление о выигрыше и установку на выигрыш, используя настольные игры «на удачу» (лото, гусек). Включать в игру правило: кто выиграл, тот... (будет начинать первым, будет ведущим и т.п.), подчеркивая ценность выигрыша, закрепляя установку на выигрыш. Продолжать формировать отношение к правилу игры как обязательному для всех, подчеркивать необходимость соблюдения правил для того, чтобы каждый имел равные возможности выиграть.  
IV. Продолжать формировать умение устанавливать множественные ролевые связи в игре: гибко реагировать на поведение партнера, менять роли в ходе игры. Активизировать творческое развитие сюжета игры через последовательное введение новых персонажей. Подчеркивать для детей состязательный характер игры с правилами. Продолжать формировать устанем на выигрыш, умение взаимно контролировать соблюдение правил. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику, независимо от результатов состязания, от успехов в игре.  

 

 

Далее мы предлагаем конкретные рекомендации на каждый квартал (по двум видам игры - сюжетной и с правилами), касающиеся тактики воспитателя, примерной тематики сюжетной игры и конкретных игр с правилами.

 

I квартал - сентябрь, октябрь, ноябрь. Сюжетная игра

Программные задачи Методика работы Типы сюжетов Примерное тематическое содержание
Продолжать формировать, умение включаться в ролевое взаимодействие с партнером, активизировать ролевой диалог. Воспитатель втягивает детей (пары) в игру с «телефонными разговорами», по мотивам сказок. Сюжеты с парными взаимодополнительными ролями. В соответствии с интересами и желаниями ребенка: по мотивам сказок и литературных произведений.
  Основной прием воспитателя: в игре с ребенком, отталкиваясь от пары взаимодополнительных ролей (где ребенок выполняет основную роль), последовательно менять свою роль в рамках одного «смыслового куста», вынуждая ребенка изменить ролевое поведение, будучи в одной роли, т.е. обыгрывать разные стороны этой роли. Воспитатель предлагает ребенку основную роль, себе берет дополнительную (напр.: доктор - пациент). После того, как сюжетное событие проиграно (доктор полечил пациента), взрослый предлагает развитие сюжета таким образом, что появляется новый персонаж: «Давай, больной ушел. А к доктору пришла медсестра, ему помогать».   Взрослый меняет свою роль, обозначая вербально новую роль («Я теперь медсестра»), и развертывает взаимодействие с ребенком уже из своей новой роли: «Доктор, давайте, я вам помогу. Инструменты соберу, буду больным мерить температуру...» «Пациентом» может стать кукла или кто- то из желающих детей, но первый ребенок(«доктор») остается основным партнером взрослого, этого ребенка взрослый стимулирует к взаимодействию («доктор - медсестра»). Воспитатель играет таким образом с каждым ребенком (с менее продвинутыми детьми меняет две роли, продвинутыми - три роли). Таким же образом воспитатель играет с ребенком в мелкие настольные игрушки (наборы для разыгрывания сказок или специально тематически подобранные игрушки): ребенку предлагается играть за основного персонажа («Давай ты был колобок») воспитатель последовательно выполняет роли остальных персонажей. Воспитатель подключается к уже начатой игре ребенка и, взяв себе дополнительную роль, таким образом развертывает сюжет (вводя новые персонажи и меняя роли). Воспитатель подключается к паре или нескольким играющим детям и, взяв себе подходящую по смыслу роль, «Звонит по телефону», обращаясь к одному из детей. После ролевого диалога воспитатель меняет роль, обозначает ее («Я теперь...»)и снова «звонит» детям. Сюжеты с основной ролью и 2-3 дополнительны м связанными с основной по смыслу («смысловые кусты»). События в сюжете развертываются через последователь- ное введение нового персонажа: доп. роль 1 ^событие 1) осн. доп.роль 2 рольО (собы- (реб.) тие2) ** доп.роль 3 (событие 3) (взрослый) Тематика, связанная с семейными ролями и доступными пониманию ребенка профессиональными ролями: Ребенок - взрослый: дочка мама (папа)^\^ бабушка пациент   доктор медсестра пассажир шофер^Ч—> матрос   кок   По мотивам сказок и литературных произведений: «Колобок»: колобок     заяц волк медведь лиса К.Чуковский «Краденное солнце»: баран s' крокодил медведь L медвежонок В. Сутеев «Кто сказал мяу»: щенок     петух мышонок пес кошка Ш. Перро «Красная Шапочка»: Красная Шапочкгг! мама волк     В зависимости от тематики, развернутой в игре ребенком. В зависимости от уже начатой игры детей.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: