Образовательная ситуация № 3-4




Образовательно-развивающая задача. Освоение действия in pm и I нипого моделирования в процессе зрительного анализа и мин\ мпсиных» предметов.

lit пн огическая задача. Способствование овладению детьми Инн ином ныделения изображения предмета, заслоненного другими

Пщсрнал. Картинки с изображениями предметов, заслоненных нр\ I ими и юбражениями.

II щнмодсйствие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Iltyiiiii'i организует выполнение заданий на поиск и выделение и ни ч | и сини предмета, заслоненного изображениями других jttUHlMciiin Использует для этого задания из книги под. ред. IqfHUiKi'Holl 11.10. «70 развивающих заданий для дошкольников

I Т 'll I •

III ns I iii I мое дерево»,

» «Дрессированные жирафы»,

I lyiuiiima»,

■ I li 11 N I никое дерево»,

"Iliiliiiii лишнее»,

I I ni in и раскрась» и др.

-51 -

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ

ОТНОШЕНИЯМИ

Образовательная ситуация № 1

Образовательно-развивающая задача. Овладение пространст-венными представлениями о направлениях пространства. Употребление предлога «за».

Педагогическая задача. Знакомство детей с направлениями пространства, пространственным предлогом «за».

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель напоминает детям сказку Л.Н.Толстого «Три медведя» (точный текст до того места, где медведи возвращаются домой). Затем на своем фланелеграфе с левой стороны располагает домик и говорит: «Первый идет Михаил Иванович, за ним Настасья Петровна, за ней Мишутка». Обращается к детям с просьбой сделать то же самое: «Теперь, дети, поставьте и вы домик медведей так, чтобы они один за другим шли в свой домик». Предлог «за» интонационно выделяется.

 

Для проверки правильности выполнения задания детям предлагается поставить свои фланелеграфы рядом с фланелеграфом- образцом. Педагог при этом обращается к группе с вопросами: «У Кати медведи идут в свой домик? Все медведи идут к себе домой? За кем идет Мишутка? Кто идет за Настасьей Петровной? Кто идет за Михаилом Ивановичем?» и т.д.

Вторая часть ситуации аналогична первой: дети выполняют задание, в котором мишки идут в противоположную сторону. Аналогичным же образом проверяется правильность выполнения задания.

-52-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

 

/X

I) конце занятия педагог просит детей встать друг за другом. 11роводит опрос следующего типа: «Маша, скажи за кем ты стоишь, а ыо стоит за тобой?» Опрос следует проводить не в линейной последовательности, а «вперемешку».

11едагог может предложить детям еще несколько заданий на и ы пол пение действий, связанных с предлогом «за» (например, спрятаться, спрятать, встать, положить «за...») или описание Mo юнахождения предмета или человека с помощью предлога «за». Инпример, педагог кладет на глазах у детей предмет за фланелеграф пикпф, стул и т.п.), предлагает рассказать, где он находится. Или iipi шагает детям закрыть глаза, «прячет» один предмет за другой, "■ нжляя честь его на виду, просит детей «угадать», где спрятан предмет.

< Юра шва’тельно-развивающая задача. Овладение детьми

мрстдавлениями о направлениях пространства и способах Прист ировки в нем с помощью предлогов. Употребление предлогов н», «из».

М< шгогическая задача. Знакомство со способами ориентировки н пpot I рлпстве с помощью предлогов «за», «в», «из».

Мщ сриал. Фланелеграфы, фигуры трех медведей по числу детей и I р\ иие. большой фланелеграф, домик, ель, фигуры трех медведей для III" ниппеля.

и пнимодсйствие педагога с детьми в образовательной ситуации. Mm limn гель располагает на своем фланелеграфе справа ель, затем ни'1'iiiiuT детям, что медведи решили пойти погулять в лес и ставит I|HII ■, рки грех медведей.

| юр,кинется к детям: «Медведи пошли на прогулку в лес. Первым lliii I MIIV.IIIII Иванович, за ним Настасья Петровна, за ней Мишутка.

Образовательная ситуация № 2

 

-53-

 

Образовательная область «11ознавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Дети, теперь вы поставьте медведей так, чтобы они шли друг за другом гулять в лес».

Также как на первом занятии педагог помогает детям проверить правильность выполнения ими задания. Вызывая детей по одному с их фланелеграфами, педагог располагает детские фланелеграфы рядом с фланелеграфом взрослого и, обращаясь к группе, задает вопросы: «Чьи медведи идут в лес, чьи идут не в лес, а из леса?» «Кто идет за Михаилом Ивановичем, кто за Настасьей Петровной?» Фиксируя внимание детей на правильно выполненных заданиях, обязательно следует показывать на ель как на ориентир, которого нет у детей и который при наглядном сопоставлении рядом расположенных детских фланелеграфов и фланелеграфа воспитателя служит прямым указанием на успешность выполнения задания. Обсуждая с детьми неверно выполненные задания, следует также указывать на ель и показывать всей группе, что медведи идут неправильно.

Затем воспитатель убирает со своего фланелеграфа фигурки трех медведей и ель; ставит слева домик. Просит детей убрать медведей с их фланелеграфов и говорит: «Погуляли мишки по лесу, устали, проголодались и пошли из леса домой. Первым идет Михаил Иванович, за ним Настасья Петровна, за ней - Мишутка. Поставьте медведей на своих фланелеграфах так, чтобы они шли к себе домой».

По окончании организованной части образовательной ситуации проводится игра с использованием знакомых предлогов.

Образовательная ситуация № 3

Образовательно-развивающая задача. Овладение детьми представлениями о направлениях пространства и способах ориентировки в нем с помощью предлогов. Употребление предлога «перед».

Педагогическая задача. Знакомство детей со способами ориентировки в пространстве с помощью предлога «перед».

Материал. Фланелеграфы, фигуры трех медведей, вырезанные грибы - белый, подосиновик и лисичка для детей: большой фланелеграф, фигуры трех медведей и грибы - белый, подосиновик и лисичка для воспитателя.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель рассказывает историю о том, как три медведя пошли в лес за грибами и нашли: Михаил Иванович - белый гриб; Настасья

-54-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

III'гривна - ПОДОСИНОВИК, а Мишутка - лисичку. Ставит медведей на фплнелеграф в линейной последовательности на некотором расстоянии I цу I от друга. Просит детей расположить на их фланелеграфах мгммедей «точно так же», затем расставить грибы - белый гриб перед М II, подосиновик - перед Н.П., лисичку - перед Мишуткой.

 

11оеле того, как дети расставят своих медведей, воспитатель ставит и Пи лей на своем фланелеграфе

lai см воспитатель говорит: «Мишутка поставил свой гриб, ми нчку, сбоку, Н.П. свой, подосиновик, - сзади, М.И свой, — |ц,|й...». Педагог расставляет грибы соответствующим образом. Просит детей расположить на фланелеграфах грибы «точно также». InIем поставить каждого медведя так, чтобы лисичка была перед Н.П.,

оптовик перед М.И., а белый гриб перед Мишуткой. После

выполнения задания детьми воспитатель ставит на своем фланелеграфе ж пи icii. Ошибавшиеся дети исправляют свои ошибки. Педагог задает

о том, какой гриб где стоит: «Белый гриб где?» и т.д. Предлог

интонационно выделяется. В случае необходимости можно

прои шести еще одну перестановку: подосиновик - Мишутка, белый - III I. лисичка - М.И.

II заключении педагог предлагает детям построиться друг за iips I ом, проводит опрос по типу: «Саша, скажи, кто перед тобой стоит, ■I мл перед кем стоишь?» Опрошены должны быть все дети, но опрос I ш пуп проводить не в линейной последовательности, а вперемешку. IllI ем провести еще один опрос по типу: «Саша, кто стоит перед тобой, л I обой, перед кем ты стоишь, за кем ты стоишь?

I и к ого рода задания можно предлагать детям в свободной в но м.пости, пока они практически и словесно не научатся и ювагь предлог «перед».

Образовательная ситуация № 4

< >0рп кшательно-развивающая задача. Овладение детьми Н|Н"в шипениями о направлениях пространства и способах

 

-55-

 

Образовательная область «I [ознавагельное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

ориентировки в нем с помощью предлогов и наречий. Употребление наречий - «направо», «налево».

Педагогическая задача. Знакомство детей со способами ориентировки в пространстве с помощью предлогов и наречий.

Материал. Детские фланелеграфы, фигурки трех медведей по числу детей в группе; большой фланелеграф, стрелка.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Воспитатель говорит: «Дети, у Вас есть мишки, а у меня нет мишек. Я сейчас покажу вам стрелочкой, в какую сторону пойдут ваши мишки. Ваши мишки пойдут направо (ставить стрелку на своем фланелеграфе). Смотрите сюда (указание на стрелку) и положите ваших мишек так, чтобы они шли направо».

Вызывается несколько детей с фланелеграфами, и воспитатель ставит детские фланелеграфы рядом с большим фланелеграфом так, чтобы детям было видно совпадают или не совпадают направление стрелки и движения мишек.

Во второй части образовательной ситуации: дети выполняют задание, в котором мишки «идут налево». Также проводится сравнение работ детей с образцом, выкладываемым педагогом на своем фланелеграфе после выполнения задания детьми. В конце занятия вызвать трех детей, поставить их лицом к воспитателю, спиной к группе и разыграть ситуацию: «Ты будешь Михаил Иванович, ты - Настасья Петровна, а ты - Мишутка. Вы все сейчас пойдете направо. Затем налево». В случае необходимости помочь, предварительно обратившись к детям группы: «Правильно они пошли направо (налево) или нет?» Затем вызвать следующих трех детей и, поставив их спиной к воспитателю, лицом к группе, разыграть аналогичную ситуацию. В случае необходимости помочь, обращаясь к группе: «правильно дети пошли налево (направо) или нет?» Все дети группы поочередно (по 3 человека) ходят направо и налево.

Образовательная ситуация № 5

Образовательно-развивающая задача. Овладение детьми представлениями о расположении объектов в пространстве «лицом друг к другу»; употребление предлога «между».

Педагогическая задача. Знакомство детей со способами ориентировки в пространстве с помощью предлогов и наречий.

-56-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Материал. Фланелеграфы для детей, фигурки трех медведей, елки ми числу детей в группе. Большой фланелеграф, фигурки трех MI пн цей, ель для воспитателя.

И шпмодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Мы шпигель рассказывает историю о том, как Мишутка, Михаил 11мшмшим и Настасья Петровна пошли в лес. Мишутка спрятался за гни (ставит объекты на своем фланелеграфе), а затем просит детей. н мп. то же самое. Михаил Иванович и Настасья Петровна пошли его MI нни. Шли-шли и подошли к елочке: «Вот он» (ставит больших

Ml ИН'ДСЙ).

I опори т детям, чтобы они поставили медведей точно так же. 11 (и ни ры| правильности выполнения проводится детьми так же, как на MVpNliiH шнятиях: рядом с фланелеграфом воспитателя ставятся детские Ф нин H I рифы. Внимание группы обращается на то, кто верно, а кто нии |пп• выполнил задание. Например: «Давайте посмотрим, Маша Milium и.ми пос тавила медведей или неправильно?»

1Ь inn in снимает объекты со своего фланелеграфа, просит детей пн пт. ю же самое, говорит: «Взял папа Михаил Иванович Мишутку 4» 11ун s и мама Настасья Петровна взяла Мишутку за руку. Идет он Мм 1. ними домой (предлог «между» выделяется интонационно). /|нн inn пин.тс медведей на своих фланелеграфах так, чтобы Мишутка IMmi IHMHII между папой и мамой».

IIHIIHIOI обращает внимание детей на работы тех, кто верно HI и пщание.

I- мм кто неверно выполнил задание, воспитатель обращается lINntjiH. ими; «I 'де идет Мишутка, он рядом с мамой, а как же папа? Он IMHM I Iмной, а как же мама? Как его поставить, чтобы он был и I И НМ" и и I нипой, между мамой и папой?»

 

L

 

V

 

 

Образовательная область «11очнавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТ ВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

В конце занятия попросить детей встать в ряд перед воспитателем и провести опрос следующего типа: «Петя, скажи, между кем из детей ты стоишь?» Опрошены должны быть все дети группы. Дети меняются местами.

Провести еще один опрос: «А теперь, Петя скажи между кем из детей ты стоишь, кто справа от тебя, кто слева от тебя?» Опрошены должны быть все дети группы.

Образовательная ситуация № б

Образовательно-развивающая задача. Овладение детьми представлениями о направлениях пространства (право, лево).

Определение собственной позиции и употребление пространственных предлогов и наречий.

Педагогическая задача. Знакомство детей со способами

ориентировки в пространстве с помощью наречий «справа», «слева».

Материал. Большой фланелеграф, стрелка, детские фланелеграфы, фигурки цыплят по числу детей в группе.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Идентично образовательной ситуации № 4.

В конце проводится опрос следующего типа: «Ваня, скажи, кто сидит справа от тебя, кто слева». Затем поставить детей в ряд и всем задать вопросы с пространственными предлогами и наречиями, использовавшимися на предыдущих занятиях. Совпадение практических действий детей с их пространственными обозначениями свидетельствует об адекватной ориентировке в пространственных направлениях и верной оценке позиции другого относительно себя.

Образовательная ситуация № 7

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений при составлении простейших планов обозримого пространства: игрушечной комнаты.

Педагогическая задача. Обучение детей построению плана помещения (кукольной комнаты) из геометрических фигур - заместителей предметов мебели.

Материал. Макет кукольной комнаты, кукла, игрушечная мебель: стол - О, кровать - О, кресло - Q, табуретка - Д, детские

-58-

 

Образовательная область «Познавательное развитее»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

'!> пшснеграфы с обозначенными на них полосками (двери, окна), ымсс гигели мебели - геометрические фигуры, форма которых ноитряет основную форму предметов мебели (вид сверху).

Нпшмодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Ни уровне глаз детей, перед ними располагается макет игрушечной комнаты. Воспитатель говорит: «Сегодня я вам расскажу историю про и», что случилось с куклой Аней, когда она, переехав на новую и imp тру, начала покупать себе мебель. Аня купила себе стол (показ • mini), кровать (показ) и т.д. Вы, дети, будете помогать Ане, |"и I швиять в комнате мебель. У вас есть разные фигурки, которые пуну I вместо стола, кровати, кресла, табурета. Выберите из них ту,

рви будет столом». В случае неправильного выбора фигурки

мы шпигель исправляет ошибки. После стола та же процедура миптриегся с креслом и т.д.

Воспитатель расставляет стол, кровать и кресло на макете и просит И** I i'll сделать то же самое. Обращаясь к ребенку, верно расставившему •|им \ры заместители на фланелеграфе, просит сказать, где стоит стол, ipi'iniu. кресло. В случае использования детьми неточной

рвиственной терминологии воспитатель не исправляет детей,

|ЮМнм о том, что пространственное местоположение предметов может выв. но разному словесно обозначено. Например, стул около стола, но ИVB и напротив двери или между столом и диваном. Он может (Проси I ь: «А как еще можно сказать, где стоит...?»

Home того как у всех детей фигуры-заместители мебели будут pin понижены в точном соответствии с местоположением игрушечной «(‘Осип на макете, воспитатель говорит: «Поехала Аня в мебельный Mill и юн и купила табуретку (показ табуретки с последующим выбором и I емн.г заместителя), привезла табуретку домой и стала думать, куда Им I г ши завить. Смотрела она, смотрела на мебель в своей комнате и р.ши за псе переставить» (мебель убирается с макета, воспитатель Н(Ю1 MI итсй убрать фигурки с фланелеграфа). «Дети, подскажите Ане, fejHia поставить стол». Каждый ребенок берет фигуру - заместитель Инна и ставит на своем фланелеграфе туда, куда считает нужным.

Пни ими, вызывает нескольких детей, которые по-разному

in фигуру, и просит рассказать кукле, куда они поставили

Им I "Г,в скажи так, чтобы Аня поставила стол в своей комнате точно |f|| No мы I о, куда ты его поставил(а)».

Процесс размещения и перемещения стола сопровождается Аниными комментариями типа: «Павлик советует поставить стол сюда, Л llpM'ii a сюда. Костя хочет, чтобы стол стоял здесь. Мне нравятся все

-59-

 

Образовательная область «11ознавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

места для стола. Но я поставлю стол так, как посоветовал мне (выбирается вариант ребенка наиболее точно словесно описавшего местоположение стола), потому что он(а) хорошо объяснил) а) мне, куда поставить стол. Даже если бы я не посмотрела на (имя ребенка) фланелеграф, я бы поняла, куда ставить стол».

В заключительной части ситуации дети расставляют на своих фланелеграфах фигурки-заместители всей мебели (4 шт.), воспитатель вызывает детей с разными вариантами выполнения задания и просит их рассказать Ане, куда они поставили «мебель» на своих фланелеграфах. Аня (педагог или кто-то из детей), размещая игрушечную мебель на макете, проверяет соотнесение словесных указаний детей с реальным размещением фигурок-заместителей и мебели на детских фланелеграфах. Например: «Ты говоришь, чтобы я поставила стол около окна (в середине комнаты и т.п.), а где он у тебя стоит? Как же мне быть, слушать тебя или смотреть на твою комнату». (Имеется в виду фланелеграф, но называть его следует комнатой).

Образовательная ситуация № 8

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений при составлении простейших планов обозримого пространства: игрушечной комнаты; употребление пространственных предлогов и наречий.

Педагогическая задача. Обучение детей построению плана из геометрических фигур - заместителей предметов мебели.

Материал. Макет кукольной комнаты; кукла, игрушечная мебель: стол - О, кровать - О, кресло — Q, две табуретки - ДО; детские фланелеграфы с обозначенными на них полосками «дверью» и «окнами», заместители мебели - геометрические фигуры (5 шт.).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Воспитатель говорит, что кукле Ане ее подруга Вера подарила еще одну табуретку. Показывает табуретку и просит детей показать, какая фигурка у них будет этой табуреткой. Задавая вопросы об остальных предметах мебели (столе, кресле, еще одной табуретке и кровати), воспитатель убеждается в том, что все дети помнят заместители, а также в том, что они помнят, где дверь и окна на фланелеграфах. Далее он говорит: «Теперь каждый из вас расставит на своем фланелеграфе мебель так, как он хочет. Аня выберет того, кто хорошо расскажет в какие места он(а) поставил стол, кресло, табуретки и

-60-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

111 и; щ». Дети расставляют фигурки-заместители на фланелеграфах. Воспитатель опрашивает всех детей: они рассказывают Ане, как пи. I.пшена мебель на их фланелеграфах. Аня на макете выполняет все и,ipп.in гм «детской» расстановки мебели. При этом осуществляется

сссние словесных указаний детей по размещению мебели на

ini и с размещением фигурок - заместителей мебели на детских фтиннеграфах.

Образовательная ситуация № 9

(Н>|>!1 юна тельно-развивающая задача. Развитие иространст-

I" ши.is представлений при составлении простейших планов • и и 11| MiMoro пространства: игрушечной комнаты; употребление 11| и и I рапственных предлогов и наречий.

Педагогическая задача. Обучение детей построению плана из I...мафических фигур - заместителей предметов мебели.

1М||1сриал. Макет кукольной комнаты, кукла, игрушечная мебель: фм. гола ■ [] О □, кровать - □, кресло - [Д две табуретки - Л О, и и ми1 (|шанелеграфы с обозначенными на них полосками «дверью» и пи. ними»; заместители мебели - геометрические фигуры (7 шт.).

Пшнмодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Мим HI детей в ситуацию выполнения заданий, педагог говорит, что у 'мм много друзей. Друзья узнали, что Аня переехала на новую И1п|и1фу, и решили подарить ей мебель. Друг Вася купил стол (показ и||\1 пн о стола), и подруга Катя купила стол (показ прямоугольного

Обращаясь к детям, воспитатель просит их показать, какие

!'... рм1 будут у них этими столами. Задавая вопросы об остальных п|н 1МСЩХ мебели, воспитатель убеждается в том, что все дети помнят.им. ■ имели, а также в том, что они помнят, где дверь и окна на их ф-Min кч рифах. Дальнейший ход событий аналогичен ходу н|н пишущего задания. Мотивом выполнения задания может быть мим..им, Дне, у которой возникли затруднения при расстановке мебели 11 им in с большим ее количеством.

Образовательная ситуация № 10

«>Прм юна тельно-развивающая задача. Развитие пространс- I HI.is представлений при составлении простейших планов

^61 -

 

Образовательная область «11ознавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТ'ЦЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

обозримого пространства: игрушечной комнаты; употребление пространственных предлогов и наречий.

Педагогическая задача. Обучение детей построению плана из геометрических фигур - заместителей предметов мебели.

Материал. Макет кукольной комнаты, две куклы, телефон, мебель (семь предметов - см. план ситуации № 9); детские фланелеграфы с обозначенными на них полосками «дверью» и «окнами», заместители мебели - геометрические фигуры (7 шт.).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Мебель расставлена на макете. Предварительно педагог убеждается в том, что все дети помнят заместители, а также в том, что они помнят, где дверь и окна на их фланелеграфах. Затем воспитатель говорит: «Вы помните, я вам уже рассказывала про куклу Аню. Однажды сидит Аня в своей комнате и слышит, как зазвонил телефон (звонок). Подошла Аня к телефону: «Алло, я слушаю». Слышит Катин голос: «Аня, мне очень интересно узнать, куда ты поставила стол, который я тебе подарила». Вспомнить вместе с детьми, какой стол подарила Катя.

Далее кто-нибудь из детей «помогает» Ане правильно объяснить Кате, где стоит стол, и ставит фигуру-заместитель стола на своем фланелеграфе, Вслед за ним «стол» на фланелеграфах ставят все дети. Рассказывая, дети не должны использовать слово фланелеграф. Используется слово комната. Затем разговор по телефону продолжается: «А где стоит кресло?» и т.д. про каждый предмет мебели. Таким образом, Катя последовательно задает вопросы Ане, на которые отвечают дети, поочередно расставляя на своих фланелеграфах фигуры-заместители мебели.

После того, как дети выполнят это задание, воспитатель продолжает игру: «Катя спрашивает у Ани, можно ли ей прийти в гости. Аня радостно встречает Катю, усаживает ее в кресло, но Катя говорит, что ей дует из окна, просит передвинуть кресло в другое место». Кресло на макете переставляется. Детей спрашивают, где оно теперь стоит, и предлагают поставить его так же на своих фланелеграфах. Затем переставляется стол, после чего детей спрашивают, в каком месте он стоит, дети ставят «стол» на своих фланелеграфах. Таким же образом переставляются по очереди все предметы мебели. Ситуация завершается прощанием кукол.

-62-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Образовательная ситуация № 11

< >бразова гельно-развивающая задача. Развитие пространст- нснных представлений при составлении простейших планов

прямого пространства: игрушечной комнаты; употребление

м|«н I ранственных предлогов и наречий.

Педагогическая задача. Обучение детей построению плана из I роме! рических фигур - заместителей предметов мебели.

Материал. Макет кукольной комнаты, 4 куклы, мебель (семь предметов, см. ситуацию № 9); детские фланелеграфы с обозначенными на них полосками - «дверью» и «окнами», заместители мебели - | ■ 11ме I рические фигуры (7 шт.).

И ишмодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Предварительно воспитатель убеждается в том, что все дети помнят ммытители, а также в том, что они помнят, где дверь и окна на их ф ммедеграфах. Воспитатель расставляет мебель на макете и просит в I <11 расставить «мебель» в их «комнатах» точно так же.

1*тсм воспитатель говорит, что Аня пригласила в гости своих др\ п и: Катю, Васю и Веру. Каждый из гостей предлагает свой вариант нерп сиповки сразу всей мебели. После каждой перестановки (Катиной, И Hi ИНОЙ и Вериной) идентичную перестановку на своих фланеле- I рифах осуществляют дети, предварительно рассказывая, куда они о о I < I мнить разные предметы мебели.

Образовательная ситуация № 12

с >Лри юна тельно-развивающая задача. Развитие пространст-

инииых представлений с использованием плана части групповой

НмМ1Ш I м

Не типическая задача. Обучение детей составлению плана части ip\ Ининой комнаты на листе бумаги с вычерченным периметром

HIMHHIM.

Ми сериал. Выполненный на листе плотной бумаги в соот- •< Iнукицем масштабе план помещения групповой комнаты без МИ«HI (только стены, окна, двери), 'геометрические фигуры - (КMI I I п гели мебели (5 шт.), пять мелких игрушек.

II ишмодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. (IPUIHOI собирает детей у входной двери в групповую комнату, нригтирует план в соответствии с помещением, кладет его на пол

-63-

 

Образовательная область «11ошавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

перед детьми. Говорит, что в комнате спрятаны игрушки, но для того, чтобы их найти, нужно научиться читать рисунок-план. Просит детей показать окна и двери в помещении. Показывает на плане обозначения стен, окон и дверей. Опрашивает детей следующим образом: «Ваня, покажи на «рисунке» дверь, у которой мы стоим. Маша, покажи на «рисунке» окно (указательным жестом показывает какое окно)» и т.д. Объясняет детям, почему он так положил план, например: «Вот здесь окно (показывает рукой), а на рисунке окно здесь (показывает), здесь дверь, а на рисунке она здесь» (показывает). Затем вместе с детьми переходит на противоположную сторону помещения. Сориентировав план в соответствии с новой позицией, повторяет процедуру.

Процедура повторяется еще дважды с других сторон помещения. Каждый раз в новой позиции детей в помещении воспитатель ориентирует план относительно помещения. Затем воспитатель собирает детей у той части помещения, план которой будет составляться, и говорит, что здесь спрятаны игрушки, но для того, чтобы их найти, нужно сначала расставить мебель (перечисляется какую) на плане. Последовательно вводятся фигуры - заместители мебели: «Посмотрите, где в комнате стоит шкаф. Как вы думаете, где это место на плане? Выберите фигуру, которая будет у нас шкафом. Поставьте ее на плане туда же, где в комнате стоит шкаф». Внимание ошибающихся детей следует повторно обращать на местоположение мебели в комнате и на плане: «Ты поставил на плане шкаф здесь, посмотри, разве он там же стоит в комнате?» Слова сопровождаются указательными жестами (местоположение фигурки заместителя на плане и на предмет мебели в комнате).

Если описанный прием не приводит к правильному решению, ребенка просят рассказать, где в комнате стоит шкаф. Допустим, ребенок отвечает: «около стола». «А как еще можно сказать, где стоит шкаф?» - спрашивает воспитатель. Ожидаемый ответ должен быть таким, чтобы в нем содержалось указание на местоположение шкафа относительно двери, стены или окна, т.е. тех ориентиров, которые обозначены на плане (например, рядом с дверью, около, перед стеной, у окна и т.д.). Тогда внимание детей одновременно обращается на это место в комнате и на плане; воспитатель, повторив верный ответ, просит поставить заместитель в соответствующее место на плане. Таким же образом расставляются на плане другие заместители мебели (детям не следует говорить «заместитель», а надо говорить: шкаф, стол и Т.Д.).

-64-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

М конце занятия воспитатель говорит: «Дети, я покажу вам на рисунке, где я спрятала игрушки, а вы найдете их в комнате». Ирсмнарительно воспитатель прячет мелкие игрушки в той части помещения, план которой составляется детьми.

Образовательная ситуация № 13-16

()бразовательно-развивающая задача. Развитие пространст-

представлений при прочтении и составлении плана части

I р\ инокой комнаты.

Педагогическая задача. Обучение детей составлению плана части • I I и юной комнаты на листе бумаги с вычерченным периметром М1МИВТЫ.

Материал. Выполненный на листе плотной бумаги in I ю I не гствующем масштабе план помещения групповой комнаты без Мейс ни (только стены, окна, двери), геометрические фигуры — HIM* I штсли мебели (5 шт.), пять мелких игрушек. Всего для ситуаций Nii I13, 14 и 15 следует иметь 20 заместителей, представляющих | IIHHII I со метрические фигурки, соответствующие по форме проекциям

сверху предметов мебели. Размер фигурок определяется

мш нинбом.

11|аи1модействие педагога с детьми в образовательной ситуации. \ ни 'и и имен ситуации № 12. Отличия состоят в том, что дети строят на пионом плане разные части помещения группы. В ситуациях № 12, 13,

II и 15 строится план четырех частей комнаты (по две н|ниммоположные части), но в каждой ситуации дети составляют план |(й1М1Чнс1я мебели только в одной из частей помещения. Кроме того, ни toi/кдом занятии действие прочтения плана облечено в разные фирмы Например, после того, как план построен, кто-то из детей 11(11011'и и и соответствующей части комнаты; другие закрывают глаза, Ишим воспитатель просит детей открыть глаза и «подсказывает», где I iipin И1Н11ИЙСЯ, показав его место на плане (естественно, что условия til |»i.i предварительно обговариваются со всеми детьми). Или дети сами lipioh I игрушки в комнате, а затем показывают друг другу на плане,

mi их спрятали, или воспитатель просит детей стать в разные

Миом помещения (той его части, которая предварительно была Ktloiiiii Bна) и говорит: «Я покажу вам на рисунке, кто с кем поменяется Ми 1имИ", дети меняются местами.

-65-

 

Образовательная область «11ознавательное развитие»

ОЗНАКОМЛН11И1: Г ПРОСТРАИСтшными ОТНОШЕНИЯМИ

Образовательная ситуация № 17,18,19

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений при прочтении плана групповой комнаты (спальни, раздевалки).

Педагогическая задача. Обучение детей прочтению плана групповой комнаты, спальни, раздевалки.

Материал. Выполненный на листе плотной бумаги в соответствующем масштабе план помещения групповой комнаты (спальни, раздевалки): периметр стены, окна, двери, изображения 20 предметов мебели, флажки и мелкие игрушки по числу детей в группе. (На плане изображаются те предметы мебели, заместители которых использовались в предыдущих ситуациях. Форма и размеры изображений этих предметов должны быть идентичны прежде использовавшимся заместителям).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. На доске вывешивается план помещения. Воспитатель собирает детей у плана и просит их «отгадать», где на нем (рисунке) изображены стены, окна, двери. «Отгадывая», дети одновременно показывают, где в комнате находятся эти стены, двери и окна. Затем воспитатель, последовательно указывая на изображения предметов мебели, убеждается в том, что дети правильно называют предметы. (Предварительно раздает флажки детям.) После этого забирает флажки у детей и расставляет их в разные места (на стол, около шкафа, у двери, под окном и т.д.). Предлагает запомнить, где стоит флажок каждого ребенка для того, чтобы потом показать это место на плане. После дети показывают на плане местоположение каждого флажка (своего и других).

Доска с планом переставляется на противоположную сторону комнаты. Процедура повторяется. В конце ситуации вместо флажков воспитатель раздает детям игрушки и предлагает спрятать их в комнате. Говорит, что будет искать игрушки, но сможет их найти, если дети правильно покажут на плане, где каждый спрятал свою игрушку. Дети прячут игрушки и показывают воспитателю на плане (рисунке) местоположение игрушек.

Ситуация повторяется для формирования действий адекватного и быстрого прочтения детьми плана.

-66-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Образовательная ситуация № 20

(>бразовательно-развивающая задача. Развитие пространст-

представлений в процессе графического изображения плана

нотримого пространства: кукольной комнаты.

Педагогическая задача. Обучение детей графическому

и торажению плана кукольной комнаты.

Материал. Листы бумаги, карандаши для каждого ребенка, макет | \ вольной комнаты с игрушечной мебелью (круглый стол,

• 11 'чмоугольный диван, квадратное кресло, треугольная табуретка), тс км, мел.

Ношмодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Дгги сидят за столами, а воспитатель ставит перед ними макет || мюльной комнаты и предлагает нарисовать «Анину комнату, если мотреть на нее сверху». Обращает внимание детей на то, что

■ и лусл нарисовать стены, окна и дверь комнаты. На доске рисует

.ко обозначение стен, окон и дверей. Дети выполняют задание.

После лого как они нарисовали периметр — «стены, окна, дверь» Пи пирогами термин «периметр» не используется). Воспитатель рисует периметр кукольной комнаты на доске, собирает детские планы и ". in.и-1 их рядом со своим. Педагог обсуждает с детьми, чей рисунок

пнч ijt же», как изображенный на доске, чьи не совсем такие, чьи минем не такие. Вопросы воспитателя, адресованные детям, должны

• и и ржать:

I) соотнесение местоположения окон и дверей в комнате и на шнитх (детских и воспитателя): «Посмотрите, у меня на рисунке окна

ожены в тех же местах, что и в комнате. У нас с Аней очень

MimnMie планы. А у Вани дверь расположена в том же месте, что и н комнате или нет?» и т.д.;

,’) соотнесение длины стен в комнате и на планах: «Где в комнате

■.1чии длинная, самая короткая стена. У меня на рисунке самая длинная и. амия короткая стена там же где в комнате. Марина правильно Hkpiii опала самую длинную и самую короткую стенки. А у Кати самая

л ни и и самая короткая стенки там же, где в комнате, или нет?» Все

рМмнч'Пме пояснения сопровождаются, указательными жестами

и юля. Все дети находятся в одной позиции относительно макета

Мм' и.ной комнаты и планов.

Воспитатель стирает план с доски и просит детей вернуться на свои Mri in возвращает правильные планы хозяевам, раздает новые листы

-67-

 

Образовательная область «11ознавательное развитие»

ОЗНАКОМЛННИЬ: Г ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

тем детям, которые допустили грубые ошибки (грубыми ошибками считаются изображения коротких стен вместо длинных и изображение обозначений дверей и окон не на той стене или далеко от месторасположения в реальности). Затем педагог расставляет на макете мебель (4 предмета) и напоминает детям обозначения предметов мебели, рисуя их на доске, предлагает всем нарисовать план кукольной комнаты с мебелью: тем, у кого уже есть планы дорисовать мебель, остальным - нарисовать стены, окна, дверь и мебель. После того как дети нарисовали планы, воспитатель на доске мелом рисует план, собирает детские планы и помещает их рядом со своим. Повторяется процедура обсуждения, содержание которой дополняется соотнесением местоположения предметов мебели на макете и на рисунках- планах: «В комнате стол стоит в середине, и у меня на рисунке он нарисован там же, диван с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: