«Осенний лес» (октябрь)
Образовательно-развивающие задачи. Развитие:
— художественного восприятия и эстетического вкуса (понимать разные проявления красоты в природе и живописи);
— воображения, освоение действий «опредмечивания» («видеть» в бумажных треугольниках хвойное дерево, ветки ели и называть их; «видеть» листья в клочках бумаги желтого цвета);
— действий обследования (анализировать изображение ели, лиственного дерева, используя обобщенный способ целостно- расчлененного анализа объекта;
— конструирования изображения ели из пяти-семи треугольников, располагая их в убывающем порядке (снизу от самого большого вверх к самому маленькому);
— конструирования изображения кроны лиственного дерева из бумажных клочков неопределенной формы небольшой величины, равномерно располагая их на кроне лиственного дерева;
— художественной деятельности, умения использовать изобрази-тельные средства и средства символизации для создания выразительного изображения объекта и всей композиции;
- технических приемов работы с бумагой (складывать бумажный квадрат по диагонали пополам с совмещением его противоположных углов и разрывать его по линии сгиба).
Педагогическая задача. Создание условий для завершения фоновой композиции по образцу, условиям, собственному замыслу - включения в композицию изображений елей и кроны лиственных деревьев, сконструированных из самостоятельно созданных детьми бумажных элементов.
Материалы. Иллюстрации — осенние пейзажи. Композиция «Осенний лес», выполненная на рулонном листе бумаги
конструкционным способом методом обрыва (изображения 2—3 елей и лиственных деревьев, похожих на рябину, но без ягод). На каждом «лиственном дереве» есть несколько «листочков» - разных по оттенкам зеленого, желтого и оранжевого цветов. Для каждого ребенка: небольшие листы цветной бумаги желтого, красного, оранжевого цветов и их оттенков для кроны; квадраты зеленого цвета пяти градаций величины, клей-карандаш, салфетка для рук.
Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Беседа о сезонных изменениях в природе осенью. Педагог начинает с загадки:
Пусты поля, мокнет земля.
Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)
Далее предлагает детям рассмотреть иллюстрации с осенними пейзажами и ответить на вопросы: «Что изображено?» (деревья, кусты); «В какое время года изображен лес на всех иллюстрациях?» (осенью); «Как называют такую осень?» (золотой); «Почему вы так думаете?» (все листочки, стали как золотые); «Какие краски использовал художник для картины?» (желтые, красные, оранжевые); «Каких красок больше? (желтых)»; Что есть у каждого дерева?» (ствол, ветки, листья); «Как называются одним словом ветки с листьями? (крона)».
Предлагает полюбоваться красотой осенних пейзажей и читает четверостишие 3. Федоровской:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: «не жалейте лета!
Посмотрите, роща золотом одета!»
Педагог разворачивает рулон бумаги с изображением 2-х елей и 3-х лиственных деревьев, спрашивает детей: «Так ли красиво в нашем лесу как в настоящем лесу золотой осенью?». Дети рассматривают картинку, называют все, что изображено на ней. Воспитатель спрашивает детей: «Что надо сделать, чтобы получилось так же красиво, как в настоящем лесу золотой осенью?» (подводит детей к желанию добавить елей и сделать разноцветную крону лиственным деревьям).
Дети присаживаются за столы. Педагог берет бумажный квадрат, читает четверостишие, сопровождает свои слова показом процесса складывания квадрата по диагонали:
Квадрат сгибаем осторожно,
Чтоб пара противоположных
Углов сложилась, и смотри —
Углов-то сколько стало? Три!
Дети приступают к изготовлению треугольников (складывают квадрат по диагонали и разрывают его по линии сгиба, чтобы получилось два треугольника).
Дети переносят бумажные треугольники на подносе на фоновую композицию, находят на ней место для своей ели, конструируют ее изображение и наклеивают треугольники на фон.
Дети повторно присаживаются за столы. Рвут бумагу желтых оттенков на мелкие кусочки («листочки») — заготавливают «материал» для оформления кроны лиственных деревьев. Заготовив достаточное количество разноцветных клочков бумаги (по своему усмотрению) переходят к фоновой композиции и приступают к их наклеиванию (поверх зеленых «листьев». Получается крона из желто-зеленых листочков.
Педагог предлагает детям посмотреть на свою работу, отметить, красиво ли получается, надо ли продолжать или закончить работать с данным деревом. Если продолжить, то какую по цвету бумагу надо использовать и др.
Подсказывает детям, как правильно обращаться с клеем- карандашом и аккуратно работать.
Дети любуются выполненной работой, радуются, обсуждают, кому, что нравится в данном пейзаже.