Образовательная ситуация № 20




(Строительство трамвая по схеме «вид сбоку»)

Образовательно-развивающая задача. Сооружение построек по готовым графическим схемам (строительство трамвая).

Педагогическая задача. Создание условий для построения детьми конструкций по готовым графическим схемам: закрепить умение находить в предмете с помощью схемы основные функционально-структурные части. Учить последовательно воспроизводить постройку, опираясь на схему конструкции. Соотносить пространство схемы с пространством реальной постройки.

Материал. Раздаточный соответствует изображенному на схеме конструкции, мелкие игрушки. Демонстрационный: 2 схемы трамвая вид сбоку» (одна изображает конструкцию, вторая только основные чисти предмета).

Схемы:

 

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Показать детям картину, изображающую реальный трамвай. Предложить им рассказать все, что они знают о трамваях, описать этот предмет.

Показать общую схему трамвая, назвать обозначенные в ней 0(ионные части предмета. Рядом поставить схему конструкции I рам мая, соотнести с ней имеющийся на столах строительный МИТСриал, наметить мысленно его расположение в постройке. Анализ I Немы проводить последовательно снизу вверх. Предложить детям в той Me последовательности воспроизвести постройку по схеме.

Провести игровые упражнения: воспитатель на схеме показывает Мез го, на которое дети должны поставить игрушку в своей постройке.

Образовательная ситуация №21

(Конструирование по собственному замыслу)

Образовательно-развивающая задача. Конструирование по ценному замыслу.

Педагогическая задача. Стимулировать возникновение новой и ми I ики построек. Учить детей обдумывать заранее некоторые компоненты замысла: образ предмета будущей конструкции, его мппиорые внешние характеристики, возможности применения (Пик тройке имеющегося материала. Учить применять схематическое

-91 -

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

КОНСТРУИРОВАНИЕ

изображение предмета в целом или какой-то интересной для ребенка части для наглядной фиксации замысла и использования этого образа в качестве средства ориентировки в материале.

Материал. Каждому дать набор из 10-12 хорошо знакомых строительных деталей и нескольких элементов, с которыми раньше в своей работе дети не сталкивались (типа полуконусов, усеченных призм, мелких цилиндров, полусфер и др.), лист бумаги, карандаш. На демонстрационном столе расставить мелкие игрушки и игровые персонажи, которые ждут новых построек для игры с ними.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Предложить детям рассмотреть предложенный им строительный материал, подумать, для каких построек некоторые детали можно было бы использовать. Указать детям на игрушки, которые ждут, когда дети для них построят разные новые постройки, какие раньше не строили. Ставится задача придумать свою собственную постройку. Дается план обдумывания замысла:

— что будут строить,

— для чего служит этот предмет,

— какой он,

— какие детали нужны для его строительства.

Детям предлагают зарисовать этот предмет, придумать ему название придумать про него какую-нибудь историю.

Затем дети воспроизводят свой замысел в постройке, уточняют и конкретизируют его в процессе строительства. При необходимости воспитатель подключается к разработке замысла, осторожно нащупывая область интересов и переживаний ребенка.

Образовательная ситуация № 22

(Использование схемы домика в конструировании)

Образовательно-развивающая задача. Сооружение построек по готовым графическим схемам (строительство домика).

Педагогическая задача. Создание условий для построения детьми конструкций по готовьм графическим схемам: обучение детей использованию схемы фасада дома при сооружении постройки. Обучение планомерному осматриванию схемы постройки, выделению в ней наиболее важных смысловых частей.

-92-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

[ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Материал. Раздаточный: 7 кирпичиков, 2 кубика, 2—3 треугольные 11|>1ПМЫ.

Демонстрационный: схема постройки, изображающая переднюю ' п ну дома.

(\ема дома:

 

1>1аимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Hi Н'питатель предлагает детям рассмотреть схему постройки, ' пришивает, на что постройка похожа, называет предмет, его мп шипение.

(тем помогает детям выделить в схеме основные части - вход и

с окном, а также крышу и пол.

Детям предлагает назвать детали, из которых может быть построена Шмитц часть фасада, и определить их положение и ракурс (поворот). I Ini иг п от дети строят постройки.

Образовательная ситуация № 23

(Применение схемы для воспроизведения фасада дома)

<)бри зова тельно-развивающая задача. Сооружение построек по Ининым графическим схемам (строительство фасада дома).

Mi многическая задача. Создание условий для построения детьми (Ими грукций по готовым графическим схемам: закрепление способов Ф и и планомерно рассматривать схему в процессе конструирования.

Мшериал. Раздаточный: 4 кирпичика (1 длинный, 1 средний и 1|п|инкмх), 3 кубика, 2 брусочка (высотой в 3 кубика), 1 большая MpiMMn или 3 коротких полуцилиндра - 1 большой и 2 маленьких. Миши грационный: схема постройки.

- 93 -

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Схема:

ИЗ

СП

::х

 

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Аналогично предыдущему, отличие лишь в том, что в начале занятия проводятся упражнения на сравнение размеров кубика с размерами кирпичика и бруска и на использование квадрата в качестве «единицы измерения» размеров других фигур при их включении в схемы.

Образовательная ситуация №24

(Конструирование по мотивам сказки «Три поросенка»)

Образовательно-развивающая задача. Конструирование по собственному замыслу с опорой на литературное произведение.

Педагогическая задача. Создание условий для воплощения детьми в постройках собственного замысла: обучение детей соотнесению характера персонажей сказки с особенностями их отношения к созданию своих домов и поведения. Обучение детей переносу символического содержания сказки (прочный дом у серьезного и трудолюбивого Наф-Нафа и непрочные дома у легкомысленных, ленивых и беспечных его братьев) на постройки.

Материал. 3 игрушечных поросенка (либо вырезанные из бумаги изображения поросят); для дома Наф-Нафа кубики и большая призма, кирпичики для двери; для дома Нуф-Нуфа кирпичики средней величины; для дома Ниф-Нифа - тонкие пластины.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Сказку читают детям заранее. На занятии вспоминают ее содержант Воспитатель уточняет, отличались ли поросята по внешнему виду (только немного в одежде), а по характеру - заметно отличались, особенно Наф-Наф. Воспитатель дает возможность детям самим описать характеры поросят, дополняет и уточняет их описания. Затем выясняется, чей дом был самый прочный и чей самый непрочный и ненадежный, чей дом смог защитить поросят от волка, почему.

После этого детям предлагают построить дома для трех поросят так как это описано в сказке, и разыграть понравившиеся эпизоды сказки

-94-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Иоопитатель с какой-нибудь игрушкой (собачкой или куклой) наблюдает за тем, как дети разыгрывают эту сказку.

Образовательная ситуация № 25

(Конструирование по схеме «вид сбоку» паровоза с вагоном)

Образовательно-развивающая задача. Сооружение построек по минным графическим схемам (строительство паровоза с вагоном).

Педагогическая задача. Создание условий для построения детьми конструкций по готовым графическим схемам: закрепление у детей пиний анализировать готовые графические модели конструкции Предметов, навыков реализации схемы конструкции в постройке.

Мат ериал. Раздаточный: соответствует предложенному в схеме.

Демонстрационный: схемы паровоза и вагона (вид сбоку).

и ншмодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Помнить детям схему конструкции паровоза, помочь Цр| медонательно осмотреть ее, выделить основные части предмета и Лин MI из которых они могут быть построены, такой же анализ Припиши, со схемой вагона. Предложить детям работать вдвоем, ■Ноиориться о распределении работы, посоветовать детям проверить pi tv MI. I м гы своей работы и результаты работы партнера.

I Н1ри юнательно-развивающая задача. Сооружение построек по BHHHHM I рдфическим схемам (строительство завода).

Hi ниогическая задача. Создание условий для построения детьми ЩЦ| 1р\ мщй по готовым графическим схемам: обучение детей

I и‘ма

 

Образовательная ситуация № 26

(Конструирование по схеме - «завод») I

-95-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

КОНСТРУИРОВАНИЕ

способам совместного выполнения одной постройки по ее схематическим изображениям с двух разных позиций («вид спереди», «вид сбоку»).

Материал. Раздаточный: 4 бруска, 4 кубика, 2 средних кирпичика, 1 призма и 1 цилиндр.

Демонстрационный: 2 схемы «вид спереди» и «вид сбоку».

Схемы:

^

гхгп

ПТ] 1

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Предложить детям объединиться попарно для общей работы. Показать образец конструкции завода, выделить в ней две части здания. Одна часть хорошо видна спереди, другая - сбоку. Дети рассматривают каждую часть и называют детали, из которых эти части построены.

Затем образец закрывается, на стенд вывешиваются схемы, изображающие конструкции частей завода, и детям предлагается построить завод по этим схемам. Обычно дети строят разные части здания и потом присоединяют их друг к другу. Образец конструкции предъявляется вторично, и дети сверяют с ним результаты своих действий (общую конструкцию завода).

-96-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий выделения различных свойств предметов (цвета, формы, количества, величины) с помощью фиксирующих значков.

Педагогическая задача. Создание условий ддЯ освоения детьми 'ii*iiствий выделения различных свойств предметов (цвета, формы, Количества, величины) с помощью фиксирующих их значков.

Материал. Демонстрационный: карточки с изображением

Nсковных значков, обозначающих

различные игрушки и предметы: например, большой красный мяч и миленький красный мяч; толстая синяя книга и тонкая желтая книга и I,д.

Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением ишчков в разном наборе, например:

11ии1модействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Цт шпатель вместе с детьми рассматривает игруШКи и предметы, Bui I пиленные на столе, отмечая, какой они величины, формы, цвета. Дйнее детям предлагается игра. Они получают письмо-загадку Ници очку с изображенными на ней значками). Воспитатель получает fUKoe же «письмо» и показывает, как надо читать его, объясняя какой 111ВЧОК что обозначает. Затем дети читают свои «письма» и по этому Hilt I.M\ находят на столе загаданную игрушку или предмет.

Образовательная ситуация No ^

цвет

 

форму

□ □ д О О

величину

 

 

-97-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Примечание. Детям, быстро справившимся с заданием, можно дать еще одно «письмо».

Образовательная ситуация № 2

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий использования условных обозначений отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных предметов.

Педагогическая задача. Обучение детей выделению различных свойств предметов (цвета, количества) с помощью обозначающих значков.

Материал. Демонстрационный. Два изображения замков (домов) с различными значками:

 

Две игрушечные грузовые машины. Пять-шесть групп одинаковых предметов, по семь—восемь в каждой (матрешки, кирпичики, солдатики, машины, мячи и т.п.). Четыре-пять пар предметов одинаковой формы, но разного цвета (например, синий кубик - красный кубик, зеленое яблоко - желтое яблоко и т.д.). Кукла- «стражник».

Раздаточный. Две пары карточек с изображениями предметов, различающихся: а) по количеству (один-много), б) по цвету (по одному предмету на каждой карточке).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Воспитатель рассказывает детям историю о жителях двух замков. В одном из замков живут жители, которые знают и любят предметы разного цвета, а в другом - жители, которые знают, что такое один и много. В замки на двух машинах привозят разные вещи. «Стражник», стоящий перед замками, должен сравнить предметы, привезенные на разных машинах, и сказать, для кого они предназначены. По очереди привозятся предметы, различающиеся по цвету или количеству, Воспитатель на двух—трех примерах объясняет, почему предметы

-98-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

следует отправить в тот или иной замок (дом). Затем «адрес» привозимых предметов определяют дети (по очереди, или тот, кто лпгадался). После этого каждому из детей даются по две карточки | изображениями предметов. У одних они различаются по цвету, у других - по количеству (один-много). Каждый ребенок находит нужный дом и помещает в него предметы. Затем детям даются мфгочки с изображениями, различающимися по другому признаку, для мпорых они также находят подходящий дом со значком.

Примечание. Задание можно предложить детям еще раз n I нободное время, используя новый материал. Можно также Предложить детям сразу три замка, и привозить на машинах предметы, мнорые будут различаться либо по цвету, либо по форме, либо по количеству.

Образовательная ситуация № 3

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий Мылсления различных свойств предметов (цвета, формы, количества) г in'мощью обозначающих их значков.

Педагогическая задача. Обучение детей выделению различных i iiiilliTH предметов (цвета, количества) с помощью обозначающих пылкой.

Материал. Демонстрационный. Три изображения замков (домов) I различными значками, указывающими на одно из свойств предметов пни I. форму, количество):

>

□ //// у\

о / С^/ж. 1

Лис игрушечные грузовые машины. Три-четыре группы НЛ111мм>ных предметов по пять—шесть в каждой. Две—три пары Вйидмстов одинаковой формы и назначения, но разного цвета. Три- Циыре мары предметов одинакового цвета и назначения, но разной фирмы (вазы, шары, стулья, геометрические фигуры и т.п.). Кукла- щ > |щ>ьник».

-99-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Раздаточный. Три пары карточек с изображениями предметов различающихся: а) по количеству, б) по цвету, в) по форме (для каждого ребенка).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Ситуация организуется также, как и ситуация№2.

Образовательная ситуация № 4

Образовательно-развивающая задача. Овладение действием построения сериационных рядов предметов и их заместителей.

Педагогическая задача. Создает условия для непосредственного сравнения предметов по величине

Материал. Демонстрационный. 8-10 солдатиков, подобранных в порядке постепенно убывающей величины.

Раздаточный: 8-10 полосок зеленого цвета: каждая последующая отличается от предыдущей на 1 см.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации Воспитатель предлагает поиграть в солдатиков. Он рассказывает, что когда командир дает команду: «Стройся!», солдаты должны быстро и правильно построиться по росту, чтобы шеренга была красивой и ноги стояли ровненько. Дети строят солдат по росту, выравнивают шеренгу. Далее воспитатель говорит, что, наверное, каждому из детей хочется поиграть с солдатиками, но для игры нужно очень много солдатиков. В детском саду столько солдатиков не нашлось. Воспитатель достает зеленые полоски и договаривается с детьми, что «это как будто солдатики». Далее снова проводится игра, и каждый из детей строит по команде своих «солдатиков», т.е. располагает полоски в порядке убывания, соблюдая единую линию отсчета (расположения полосок по высоте вдоль одной горизонтальной линии).

Примечание. Ситуация повторяется с различными предметами и их заместителями 2-3 раза (в зависимости от подготовленности детей), например с куклами, матрешками и пр.

Образовательная ситуация № 5

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий выделения различных свойств предметов (цвета, формы, количества) с помощью обозначающих значков.

- юо-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Педагогическая задача. Обучение детей выделению различных | иойств предметов (цвета, количества) с помощью обозначающих шачков.

Материал. Демонстрационный и раздаточный. Фланелеграф. 11ары карточек с изображениями предметов, различающихся по цвету инн форме. Пары карточек с изображениями предметов, |ы питающихся по количеству. Карточки в виде домика со значком, обозначающим

 

(Две карточки для каждого ребенка в соответствии с предметами на ПирI инках.). Две узкие полоски бумаги (1 см х 20 см) - «дорожки».

Ншнмодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Кйждому ребенку дается фланелеграф, на котором елевой стороны |1ИН1ожены две пары карточек: 1) различающихся по количеству mom много), 2) различающихся по цвету или форме, справой I нфоны расположены домики со значками, обозначающими Ининчество и цвет или форму.

Иоепитатель предлагает поселить жителей (или разместить Предметы) в свои домики, проложив полоски - «дорожки» от карточек | предметами к соответствующим домикам. Можно повторить задание Ни мни.ко раз, убирая полоски и предлагая детям меняться фнитиеграфами. (Карточки и домики лучше разместить так, чтобы у 1/1ННЧ дорожки получались пересекающимися, у других - нет).

цвет -

 

форму -

 

-101-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Образовательная ситуация № 6

Образовательно-развивающая задача. Развитие представлений о количестве предметов от одного до пяти и обозначение количеств значками (числовыми карточками) без использования счета и без установления взаимно однозначного соответствия.

Педагогическая задача. Создание условий для выделения детьми в окружающем количества предметов от одного до пяти без применения арифметических действий.

Материал. Демонстрационный.

I часть. Два изображения замков или домов со значками:

 

Грузовая машина. Кукла-«стражник». Пять-шесть групп предметов в количестве один, два и четыре.

Раздаточный. I часть. Различные мелкие предметы в количестве один, два и четыре.

II часть. Коробки — вагоны со значками, обозначающими количество мест (от 1 до 5):

 

Мелкие игрушки (группы предметов) - пассажиры (от одного до пяти).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. I часть. Воспитатель рассказывает детям о новых замках, жители которых любят, когда у них бывает вот столько предметов: показывает на значки. Количество не называется.

 

сг^

о_ о

На машине привозятся разные количества предметов, которые стражник должен пропустить в тот или иной замок. Дети по очереди помогают ему. Затем детям даются в руки один или четыре предмета, которые они относят в нужные замки.

- 102-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

На замках появляются новые значки:

О О

и <3^

о о

Ситуация повторяется с новыми обозначениями на «замках».

II часть. Каждый ребенок получает коробку-вагон, на которой сбоку кружками изображено, сколько пассажиров может в него сесть. Из кучки дети отбирают столько предметов, сколько кружков на их шп онах. Вагоны скрепляются в поезд. Задание повторяется несколько риз («Поезд следует в другом направлении») с другими вагонами для каждого ребенка.

Образовательная ситуация № 7

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий использования условной меры при сравнении объектов по величине.

Педагогическая задача. Создание ситуации необходимости использования условной меры при сравнении предметов по величине, и шакомление со способом использования условной меры (мерки).

Материал. Два листа бумаги с наклеенными на них домиками и порожками (полосками), ведущими к ним (домики совершенно и шнаковые, разница в длине полосок 1—1,5 см); длинные бумажные поноски, веревочка, карандаш, ножницы, игрушки: заяц, еж, лиса.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. 1исты бумаги с наклеенными на них домиками располагаются поодаль круг от друга, но так, чтобы оба домика с дорожками были перед зс и,ми. Воспитатель создает сказочную ситуацию, в которой заяц, и травившийся к другу - ежу, встречает лису и узнает, что к дому i|'\ia ведет та дорожка, которая короче (другая дорожка ведет в дом

а), и оказывается перед необходимостью определить, какая из

порожек короче. Воспитатель предлагает помочь зайчику. Дети mu Iявлены в условия, когда определение на глаз не точно, а знакомый и ми об непосредственного сравнения (наложение, приложение) не Подходит для решения задачи. Испробовав безрезультатно все пмкомые способы сравнения, дети самостоятельно или с помощью ж и питателя открывают для себя новый способ сравнения - с помощью

той мерки: измерив одну из дорожек полоской или веревочкой,

им ‘и. ж мерку, равную этой дорожке, а затем, приложив ее ко второй |ц|'ожке, они могут теперь определить, какая из дорожек длиннее.

-103-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Образовательная ситуация № 8

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий использования заместителей для отбора заданного количества предметов.

Педагогическая задача. Ознакомление детей со способом обозначения количества предметов заместителями и отбора количества предметов, соответствующего заданному, при помощи фишек.

Материал. Демонстрационный и раздаточный. Пальто для кукол (возможно из плотной бумаги) с пятью петлями для пуговиц, 10 кружков - фишек (D = 2 см), коробка для хранения фишек, 8-10 пуговиц - на каждую пару играющих.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Воспитатель создает игровую ситуацию: из ателье привезли пальто для кукол, но на пальто нет пуговиц. Нужно пойти в магазин и купить столько пуговиц, сколько петель на пальто.

Дети делятся на «продавцов» и «покупателей». У «продавцов» - коробка с пуговицами, у «покупателя» - коробка с фишками, с помощью которых они могут определить, сколько потребуется пуговиц. До начала игры воспитатель предупреждает, что пересчитывать ничего не надо и показывает, как с помощью фишек можно определить, сколько пуговиц нужно для пальто (Накладывает фишки на петли пальто, отбирая нужное количество из коробки, коробку с оставшимися фишками закрывает, а разложенные на петли фишки собирает и говорит, что столько нужно пуговиц).

Затем начинается игра. Дети действуют парами: покупатель - продавец. «Покупатель» берет из коробки фишки, раскладывает их на петли, закрывает коробку с оставшимися фишками. Разложенные фишки собирает в руку и относит «продавцу», говоря, что столько нужно пуговиц. «Продавец», устанавливая взаимно однозначное соответствие, отбирает столько пуговиц, сколько принесено фишек. Во второй части ситуации дети меняются ролями.

Примечание. В более «сильной» подгруппе может быть увеличено количество петель для пуговиц на пальто.

-104-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Образовательная ситуация № 9

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий использования условной меры для сравнения предметов по одному из параметров величины.

Педагогическая задача. Создание ситуации необходимости in пользования условной меры при сравнении предметов по величине, понуждение детей к использованию условной меры (мерки).

Материал. Два листа бумага с наклеенным и на них домами (дома совершенно одинаковы, имеют лишь разницу лишь в высоте на I ' -2 см); две куклы; шнурок, бумажка, длинная полоска, ножницы.

Нзаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Иогпитатель создает игровую ситуацию, где дети встают перед необходимостью определения высоты домов, непосредственное ■ равнение которых невозможно. Например, кукла Катя ищет подружку, коюрая, объяснив дорогу к ней, сказала: «Увидев два одинаковых ммн. тебе надо идти в тот, что чуть повыше». Дети помогают Кате найти подружку.

Дальнейшее развитие ситуации то же, что в ситуации № 7. воспитатель предоставляет детям максимум самостоятельности и решении задачи, лишь направляя поиск способа соизмерения домов с помощью условной мерки.

Образовательная ситуация № 10

Образовательно-развивающая задача. Овладение детьми способом отбора требуемого количества предметов с помощью (ммее нетелей.

Педагогическая задача. Обучение детей способу обозначения мотчества предметов заместителями и отбора количества предметов н I Поившего, соответствующего заданному в виде отобранных фишек.

Материал. 10 небольших, изготовленных из бумаги «книжек», |0 фишек, 7—8 вырезанных из бумаги кукол, коробка для фишек - ки>ьной паре играющих.

Н ишмодейетвие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Hoi питатель вместе в детьми вспоминает игру «Магазин», когда дети Иом пили пуговицы для кукольных пальто, напоминает детям, как они но делали. Затем предлагает поиграть в новую игру. Он достает

-105-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

куколок из бумаги: «Это дети в детском саду. Я хочу пойти в библиотеку и взять книжку для каждого ребенка». Воспитатель раскладывает кукол на столе. «Чтобы не забыть, сколько нужно книг, я возьму фишки». Выкладывает под каждой куклой фишку, закрывает коробку с оставшимися фишками, а разложенные собирает и относит в «библиотеку». Там он отбирает столько книг, сколько оказалось фишек

Далее дети делятся на пары, один - «воспитатель», другой - «библиотекарь». У «воспитателей» — куклы и коробки с фишками, у «библиотекарей» - книжки. Воспитатели отбирают фишки из коробки по количеству «детей», «библиотекари» выдают столько книжек, сколько принесено фишек, раскладывая фишки к книжкам по принципу взаимно однозначного соответствия. Затем «воспитатели» проверяют, правильно ли они взяли книжки в «библиотеке», раздавая их куклам.

Примечание. В более «сильной» подгруппе количество кукол может быть больше, чем в более слабой.

Образовательная ситуация № 11

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий использования условной меры при сравнении предметов по величине.

Педагогическая задача. Создание ситуации необходимости использования условной меры при сравнении предметов по величине, побуждение детей к использованию условной меры (мерки).

Материал. Детали из стройматериала четырех размеров; игрушечные грузовики двух размеров (в большой грузовик должны помещаться полностью самые длинные строительные детали); полоски бумаги, шнурок, веревочка, карандаш, ножницы.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Воспитатель организует игру. На «складе» хранятся стройматериалы, которые надо перевозить на стройплощадку. Условие перевозки таково: строительные детали надо нагружать так, чтобы они полностью умещались в кузове грузовика. Если строительные детали будут свисать с кузова, машину остановит милиционер и вернет обратно на склад. Дети по очереди нагружают кубики в грузовик и перевозят их на «стройплощадку».

-106-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Когда останутся самые длинные строительные детали, которые не нмощаются по длине в кузов грузовика, перед детьми встает задача - мнит и выход из создавшейся ситуации. Они предлагают разные варианты дальнейшей перевозки стройматериалов, среди которых очевидно будет предложение заказать другую машину. Но какую? Дети I амостоятельно или с помощью воспитателя применяют знакомый им Способ: сделать мерку по длине оставшихся деталей и с этой меркой Пойти в «гараж», чтобы попросить грузовик с кузовом, нужной длины. Km да решение найдено, и машина правильно подобрана, игра продолжается.

В заключение дети делают постройку из привезенного материала.

Образовательная ситуация № 12

Образовательно-развивающая задача. Овладение действиями тмпцения определенного количества предметов фишками (при отборе Грсбуемого количества).

Педагогическая задача. Обучение детей способу обозначения

ичества предметов заместителями и отбора количества предметов,

I шииетствующего заданному и обозначенному фишками.

Материал. 7-8 кубиков, 10-12 треугольных призм из набора проительного материала («крыши»), 10-12 фишек, коробка для фишек, «грузовик» - для каждой пары играющих.

Кишмодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Hoc питатель предлагает игру «Достроим дома». Дети - строители. Они пенится на две группы: одни работают на стройплощадке, другие - на смиде. У строителей — дома (кубики) без крыш. Чтобы достроить нома, они должны поехать на один складов и получить столько крыш, I МИИ.КО у «строителя» на его площадке домов.

Дети используют способ, усвоенный при выполнении заданий и предыдущих (№8,10) образовательных ситуациях: они отбирают m iinioe количество фишек-заместителей и сними идут на «склад» Подучать крыши. Кладовщик выдает количество крыш по количеству фишек. «Строители» берут крыши, отвозят их на стройплощадку и ш к I раивают дома.

- 107-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Образовательная ситуация № 13

Образовательно-развивающая задача. Овладение действиями замещения определенного количества предметов (при отборе требуемого количества).

Педагогическая задача. Обучение детей способу обозначения количества предметов заместителями и отбора количества предметов, соответствующего заданному в виде фишек.

Материал. Раздаточный: листы бумаги с наклеенными на них домами и намеченными контурами окон (количество окон у всех те и разное, от шести до десяти), прямоугольники из синей бумаги - окна (по 10 штук на каждого ребенка), фишки - 12 штук, коробки для фишек, клей, кисточки, салфетки.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации

Воспитатель вместе с детьми рассматривает дома с намеченными контурами окон: дом готов, по надо вставить стекла окна. Он предлагает детям поехать за стеклами для домов, но предупреждает, что в домах разное количество окон, и каждому надо точно знать, сколько стекол нужно для его дома. Воспитатель просит детей подумать, что можно сделать, чтобы принести столько стекол, сколько нужно для каждого дома. Дети вспоминают, что надо использовать фишки. Затем они «едут» за стеклами, отбирают нужное количество, используя способ взаимно однозначного соотнесения фишек и «стекол» (каждый делает это сам). Далее «стекла» наклеиваются на контуры окон.

Примечание. Более «сильным» детям даются дома с большим количеством окон.

Образовательная ситуация № 14

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий использования условной меры при сравнении сыпучих тел.

Педагогическая задача. Создание ситуации необходимое! и использования условной меры при сравнении предметов по величине, побуждение детей к использованию условной меры (мерки), обучение способу измерения сыпучих тел условной меркой.

 

Образовательная область «Познавательное развитие!)

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Материал. Крупа, небольшое игрушечное ведерко (или другой предмет, в который можно насыпать крупу), два игрушечных мышонка.

Нзаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Иосиитатель рассказывает сказку о том, как два мышонка запасали себе крупу на зиму. Рассказ сопровождается инсценировкой: мышата | опирают зернышки и складывают их в две кучки; мышата очень тропятся и складывают зернышки то в одну кучку, то в другую. Когда работа заканчивается, мышата начинают делить кучки крупы: кому какую и спорят, потому что каждый хочет выбрать ту кучку крупы,

орая ему кажется больше. Мимо проходила курочка с ведром, она

iiofkaiела мышат и предложила помочь разрешить спор: «Давайте насыплем в ведро сначала зерна из одной кучки, а потом зерна из другой и увидим, где зерен больше». Дети вместе с воспитателем н (меряют крупу: сначала насыпают крупу из одной кучки и получается

нос ведро (крупа высылается снова в кучку), затем насыпают крупу

Nt другой кучки и снова получается ведро. Дети самостоятельно U паю г вывод, что крупы в кучках было одинаковое количество.

Примечание. Занятие можно повторить с другим условием: крупы н кучках неодинаковое количество.

Образовательная ситуация № 15

Образовательно-развивающая задача. Овладение действиями Ммсщсния определенного количества предметов (при отборе ИК'бусмого количества).

Педагогическая задача. Обучение детей способу обозначения |рничсства предметов заместителями и отбора нужного количества KlH'iiMcroB из большего, используя фишки-заместители нужного РДИЧества.

Материал. 7-10 вырезанных из бумаги скворцов, размещенных на ^МИС. 10 скворечников, 10-12 фишек, коробка для фишек - на ■яиц MI пару детей.

Ипнтодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

I tit \ i 111 п и организуется аналогично ситуациям № 8, 10, 12, 13.

-109-

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Образовательная ситуация № 16

Образовательно-развивающая задача. Использование стихийно приобретенного опыта счета в жизни детей

Педагогическая задача. Побуждать использовать стихийно приобретенные детьми представления о числа.

Материал. Различные объекты окружающего мира.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Предлагает использовать стихийно приобретенные детьми представления о числах.

Дети находят предметы (части тела, животные, живые объекты и т.д.) в соответствии с заданным числом, называет числом количество предметов

Образовательная ситуация № 17

Образовательно-развивающая задача. Использование предметных знаковых средств (фишек) для отбора заданного количества.

Педагогическая задача. Создает условия использования предметных заместителей (фишек) для отбора заданного количества.

Материал. Предметы, необходимые ребенку в повседневной жизни: ложки, чашки, тарелки, лопатки, ведра, куклы и др.; фишки в большом количестве.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Использует бытовые ситуации отбора нужного количества предметов; предлагает некоторое количество фишек для отбора количества предметов; отбирает количество фишек по количеству желающих получить те или иные предметы, передает их ребенку для отбора нужного количества предметов.

Дети отбирают количество предметов в соответствии с количеством фишек. Возможно выполнение задания детьми парами.

Образов<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: