(Правила общения и взаимодействия с детьми и взрослыми)
Образовательно-развивающая задача. Освоение правил общения и взаимодействия с детьми и взрослыми.
Педагогическая задача. Ознакомление с правилами коммуникации и взаимодействия, помощь в их освоении через активизирующий и поддерживающий контроль, постепенная передача контроля ребенку.
Материал. Правила коммуникации и взаимодействия:
— основные правша вежливости: приветствие, прощание,
благодарность, просьба, извинение;
— вежливые слова: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «извините»;
— некоторые правша взаимодействия в ДОУ: знакомство; вступление в игру с другими детьми; внимательное выслушивание другого человека в диалоге, не перебивая; как делиться игрушками; как выражать хорошее отношение к сверстникам; правила запретов.
Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Прежде всего, сам педагог должен выделить для себя, каким правилам он отдает приоритет и будет им активно обучать детей. Многие правила уже знакомы детям, которые приходят в ДОУ, и в разной мере освоены ими (в основном по подражанию). На эти умения можно опираться и продолжать обучение правилу на сознательном уровне. Этот уровень дает возможность ребенку свободы выбора его применения на основе ориентации в ситуации
Обучение детей правилам (социальным эталонам) коммуникации и взаимодействия происходит по тем же принципам, как и обучение любым другим правилам. С правилами коммуникации следует знакомить ребенка заранее, лучше в виде демонстрации, сопровождаемой при необходимости объяснением, затем попросить воспроизвести детей правило самостоятельно, вновь сопровождая его действия словесно.
|
Следующий этап - это длительный этап освоения правила ребенком, сопровождаемый сильными колебаниями в его возможностях выполнения осваиваемого правила. Этот этап самый длительный и требует от взрослого терпения, повторения правила, постоянного напоминания и активизации самих детей, например, наводящими вопросами, обращением за помощью к другим детям и прежде всего - подкреплением любого правильного действия, относящегося к правилу (создание положительного эмоционального образа ситуации выполнения правила). Например: «Как мне приятно, что ты со мной поздоровался!» «Когда ты вежливо просишь, мне хочется тебе помочь!», «Мне очень хочется, чтобы ты со мной поздоровался», «Сегодня мне понравился наш разговор, потому что ты меня хорошо выслушивал, а потом говорил сам».
Педагогу следует избегать следующих высказываний: «Плохо, что из не здороваешься», «Плохо, что ты забыл сказать спасибо», «Сколько раз я тебе говорила, а ты все не знаешь», «Сколько раз тебе говорить!». Воспитателю следует избегать негативной оценки ребенка.
Ребенок постепенно осваивает правило. Это проявляется в том, что он сам начинает контролировать его выполнение, а затем и ситуации его применения.
Освоению правил помогает разыгрывание его применения игрушечными персонажами (куклы, бибабо), важно проигрывать и ошибки в его выполнении. Этот способ можно использовать в прямой образовательной ситуации.
В этом возрасте в выполнении правил следует предоставлять больше самостоятельности ребенку, однако если ему требуется совместное действие с взрослым (сорегуляция), то воспитателю необходимо выполнять его совместно с ребенком. Воспитателю следует опираться на положительное подкрепление, а в случае неудачи оказывать ребенку поддержку, так как дети очень чутко реагируют на неудачу.
|
В затруднительной ситуации взрослому следует обязательно спрашивать ребенка, нужна ли ему помощь или он справится сам например, в случае получения им отказа), а не бросаться сразу помогать или разбираться в ситуации.
Если ребенок жалуется на нарушение правила кем-то другим, воспитатель поощряет ребенка в том, что он запомнил правило и напоминает другому ребенку о правиле, которое тот нарушил.
Напоминает детям об использовании вежливых слов, предлагая ребенку самому вспомнить образец (например, «Как мы вежливо здороваемся», «Как мы вежливо благодарим?»)
Избегает ситуации конкуренции между детьми («кто быстрей, кто лучше) не сравнивает детей друг с другом, а скорее замечает результаты самого ребенка и как они меняются.
Особое внимание педагогу следует обратить на правила проявления эмоций и чувств, принятых в ДОУ. (Это, прежде всего словесное озвучивание своего состояния: «Я сержусь», «Мне неприятно» и «Я расстроился, и хочу, чтобы меня пожалели», «Мы радуемся.) Необходимо показать детям и действия, которые можно производить во время сильных эмоций. (Например: хлопать в ладоши от радости, порычать от злости, сжав кулаки или уперев руки в бока и т.п.) Освоение этих правил организуется на занятиях по знакомству с эмоциями.