ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ИНВЕНТАРЯ




 

Оборудование, инвентарь Количество
  Часы настенные  
  Кари маты 30 шт. (по числу
    обучающихся)
  Канат гимнастический 2-4 штуки
  Гимнастические маты 4-10 штук
  Гантели 2 кг 4-6 штук
  Гантели 4 кг 4-6 штук
  Гантели 8 кг 4-6 штук
  Гимнастическая скамейка 6-8 штук
  Гири 8 кг 4-6 штук
  Гири 16 кг 2-4 штуки
  Гири 32 кг 2-4 штуки
  Штанги 20-80 кг 2 комплекта
  Гимнастические палки 30 штук (по числу
    обучающихся)
  Резиновые эспандеры 10 штук
  Скакалки 30 штук (по числу
    обучающихся)
  Перекладины низкие 4-6 штук
  Высокие перекладины 4-6 штук
  Гимнастические стенки 4 6 штук
  Набивные мячи 1кг 2 кг 3 кг 6 кг 9 кг по 4-6 штук
  Степы 10- 30 штук
  Поверхность для запрыгивания h – 40 см 2 штуки
  h – 50 см 2 штуки
  h – 60 см 2 штуки
  Кольца гимнастические 2 комплекта
  Канат для перетягивания 2 штуки

 

 


Шашки

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Новизна программы состоит в том, что в настоящее время не существует единойпрограммы по преподаванию шашек, которая бы позволила получить необходимые знания и умения по курсу шашек, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом тренеров-преподавателей.

 

Актуальность. Шашки являются одними из наиболее распространенных видов спорта

 

· нашей стране и в мире. Игры в шашки вырабатывают объективность мышления, тренируют память, воспитывают настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формируют характер, зарождают в человеке творческое начало. Шашечная игра может помочь ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал. Игра в шашки развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения. Известный шахматист, чемпион мира Эммануил Ласкер сказал: «Шашки это мать шахмат и достойная мать», прямо рекомендовал древнюю игру в шашки в качестве элемента школьной программы.

 

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

 

принципах обучения: наглядность, индивидуальность, доступность, преемственность, результативность;

 

формах и методах обучения: активные методы дистанционного обучения, занятия, соревнования, экскурсии;

 

методах контроля и управления образовательным процессом: тестирование с помощью компьютера, анализ результатов проведенного открытого занятия.

 

Цель программы: Использовать занятия шашками как инструмент интеллектуальногоразвития гармонической, творческой личности, воспитывать у обучающихся характер спортсмена, умение мыслить не шаблонно, самостоятельно и ответственно принимать решения.

 

Задачи:

 

· формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

 

· укрепление здоровья и проведение здорового досуга;

 

· воспитание у школьников высоких нравственных качеств, чувство товарищества и коллективизма;

 

· повышения спортивного мастерства;

 

· приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по шашечной игре.

Вариативная тема ориентирована на максимальное количество вариативных часов в

 

соответствии с примерным учебно-тематическим планом программы среднего общего образования физическая культура 1-11 класс, которая рекомендована Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 408 от 18.08.2015г.), так как тема является вариативной, учитель может самостоятельно подбирать содержание занятий для реализации учебного материала с учетом определенных им количеством часов на изучение вариативной темы.

 

Изучение вариативной темы, когда год изучения не соответствует классу обучения (например, в 9 классе изучается тема первый год), учитель должен самостоятельно скорректировать содержательное наполнение вариативной темы и контрольные нормативы с учетом физической подготовленности и психолого-возрастных особенностей обучающихся.

 

Содержание вариативной темы можно использовать в профильных классах спортивного направления.

 


УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

Й год обучения

 

Содержание учебного материала Требования к уровню общеобразовательной
        подготовки обучающихся  
      Теоретическая подготовка    
Правила ТБ. Исторический обзор развития Обучающийся:    
игры       знает и выполняетправила безопасности на
Первые турниры в России. Творчество занятиях по шашкам;    
В.И.Шошина, Ф.В.Каулена, А.С.Харьянова. знаето первых турнирах в России,о творчестве
Роль П.Н.Бодянского в популяризации В.И.Шошина, Ф.В.Каулена, А.С.Харьянова, о
шашек.       роли П.Н.Бодянского в популяризации шашек.
Правила игры       объясняетправила игры-  
Шашечная нотация.       шашечная нотация.    
Дебют       характеризуеткомбинационные идеи в
Комбинационные идеи в различных различных дебютах, различные дебютные
дебютах.Знакомствосразличными начала, дебют «Кол».    
дебютными началами. Дебют «Кол». понимаетразличные виды разменов,опорные
Миттельшпиль       пункты, захват колового поля, разрыв по
Размен. Различные виды разменов. Опорные флангам, понятия активные шашки, слабые
пункты. Захват кругового поля. Разрыв по шашки.    
флангам. Активные шашки. Слабые шашки. характеризуетпонятия три дамки против
Эндшпиль       одной, вилка, распутье, связка, отрезанные
Три дамки против одной. Вилка. Распутье. шашки,    
Связка. Отрезанные шашки.   оппозиция, изолированная шашка, прорыв,
Стратегия       постановка рожна, опорные поля, связка
Оппозиция. Изолированная шашка. Прорыв. флангов.    
Постановка рожна. Опорные поля. Связка анализируетразличные финальные удары,
флангов.       подрыв дамочных полей, постановку шашек в
Тактика       финальную цепь с пропуском в дамки, удар
Различные финальные удары. Подрыв «Каблучок», удар «Крюк».  
дамочных полей. Постановка шашек в      
финальную цепь с пропуском в дамки. Удар      
«Каблучок». Удар «Крюк».          
      Практическая подготовка    
Дебют       Обучающийся:    
Комбинационные идеи в различных применяеткомбинационные идеи в различных
дебютах. Дебют «Кол».     дебютах, дебют «Кол», стратегию оппозиции,
Миттельшпиль       изолированная шашка, прорыв, постановку
Различные виды разменов. Захват колового рожна, опорные поля, связку флангов  
поля. Разрыв по флангам.     выполняетразличные виды разменов,захват
Эндшпиль       кругового поля, разрыв по флангам.  
Три дамки против одной. Вилка. Распутье. применяетприемы три дамки против одной,
Связка. Отрезанные шашки.   вилка, распутье, связка, отрезанные шашки
Стратегия       демонстрируетразличные финальные удары,
Оппозиция. Изолированная шашка. Прорыв. подрыв дамочных полей, постановку шашек в
Постановка рожна. Опорные поля. Связка финальную цепь с пропуском в дамки, удар
флангов.       «Каблучок», удар «Крюк»  
Тактика       умеетрешать позиции    
Различные финальные удары. Подрыв принимает участиев учебных играх,
дамочных полей. Постановка шашек в матчевых встречах, первенствах группы,
финальную цепь с пропуском в дамки. Удар квалификационных турнирах, сеансах
             

«Каблучок». Удар «Крюк».   одновременной игры        
Решение позиций       демонстрируетповедение в процессе игры,
Турнирная практика       реакцию «зевки», удачные ходы, конечный
Учебные игры, матчевые встречи. результат партий, влияние результата
Первенство группы. Квалификационные сыгранной партии на игру в следующей партии
турниры. Сеансы одновременной игры. владеет: пониманием достоинства и
Поведение в процессе игры, реакция недостатков своей игры, самооценкой.  
«зевки», удачные ходы, конечный результат решаетпозиций на время,скорость,качество.  
партий, влияние результата сыгранной выполняет   контрольно-нормативные
партии на игру в следующей партии. требования          
Анализ партий и позиций                
Понимание достоинства и недостатков            
своей игры. Самооценка.                
Конкурсы решений позиций              
Решение позиций на время, скорость,            
качество.                      
Выполнение   контрольно-нормативных            
требований                      
        Общефизическая подготовка        
Упражнения для рук и плечевого пояса; Обучающийся:        
упражнения на осанку;     выполняетупражнения для рук и плечевого  
упражнения для ног;       пояса;          
упражнения для снятия усталости с глаз; упражнения на осанку;      
наклоны и повороты туловища.   упражнения для ног;        
            упражнения для снятия усталости с глаз;  
            наклоны и повороты туловища    
          2-й год обучения          
   
Содержание учебного материала Требования к уровню общеобразовательной
            подготовки обучающихся  
        Теоретическая подготовка        
Правила ТБ. Исторический обзор развития Обучающийся:        
игры.           знает и выполняетправила безопасности на
Появление шашек на Руси. Упоминание их в занятиях по шашкам        
былинах и других литературных знаето появлении шашек на Руси,упоминании
памятниках. Первая книга о шашках. их в былинах и других литературных
Шашечные   мастера   дореволюционной памятниках, первой книге о шашках, про
России. Правила игры       шашечных мастеров дореволюционной России
Правило «Турецкого» удара. Различные объясняетправила«Турецкого»удара,
системы проведения турниров.   различные системы проведения турниров,
Дебют. Развитие шашек в дебюте левым и развитие шашек в дебюте левым и правым
правым флангом. Дебютные ловушки. флангом, дебютные ловушки      
Миттельшпиль. Левый, правый фланг. понимаетпонятия левый,правый фланг,
Центр. Простейшие связки. Шашки первого центр, простейшие связки, шашки первого
ряда, их связь с укреплением и ослаблением ряда, их связь с укреплением и ослаблением
позиций.           позиций          
Эндшпиль.Различныевидыпетель. характеризуетразличные виды петель,
Использование путей доски для ловли использование путей доски для ловли дамки,
дамки. Четыре дамки против одной. Борьба четыре дамки против одной, борьбу простых  
простых.           знаетпонятия оппозиция,исключения из
Стратегия. Оппозиция. Исключения из правил оппозиции, изолированная шашка,
правил оппозиции. Изолированная шашка. нападения          
                       

Нападения. Виды защит.         понимаетфинальный удар,виды защит,виды
Тактика. Финальный удар. Виды ударных ударных колонн, использование нападений,
колонн. Использование   нападений. «доставка» шашек в финальную цепь, удаление
«Доставка» шашек в финальную цепь. «мешающих» шашек из финальной цепи
Удаление «мешающих» шашек из        
финальной цепи.                    
          Практическая подготовка    
Дебют. Развитие шашек в дебюте левым и Обучающийся:    
правым флангом. Дебютные ловушки.   применяетзнания о развитии шашек в дебюте
Миттельшпиль. Левый, правый фланг. левым и правым флангом, дебютные ловушки,
Центр. Простейшие связки. Шашки первого стратегию оппозиции, исключения из правил
ряда, их связь с укреплением и ослаблением оппозиции, изолированная шашка, нападения,
позиций.               виды защит      
Эндшпиль.Различныевидыпетель. используетлевый,правый фланг,центр,
Использование путей доски для ловли простейшие связки, шашки первого ряда, их
дамки. Четыре дамки против одной. Борьба связь с укреплением и ослаблением позиций,
простых.               пути доски для ловли дамки  
Стратегия. Оппозиция. Исключения из выполняетразличные виды петель,приемы
правил оппозиции. Изолированная шашка. четыре дамки против одной, борьба простых,
Нападения. Виды защит.         финальный удар, виды ударных колонн,
Тактика               использование нападений, «Доставка» шашек в
Финальный удар. Виды ударных колонн. финальную цепь, удаление «мешающих»
Использованиенападений.«Доставка» шашек из финальной цепи.  
шашек в финальную цепь. Удаление умеетрешать позиции  
«мешающих» шашек из финальной цепи принимает участиев учебных играх,
Решение позиций             матчевых встречах, первенствах группы,
Турнирнаяпрактика.Учебныеигры, квалификационных турнирах, сеансах
матчевые встречи. Первенство группы. одновременной игры    
Квалификационные турниры. Сеансы демонстрируетповедение в процессе игры,
одновременной игры. Поведение в процессе реакцию «зевки», удачные ходы, конечный
игры, реакция «зевки», удачные ходы, результат партий, влияние результата
конечный результатпартий, влияние сыгранной партии на игру в следующей партии
результата сыгранной партии на игру в умеетоценивать силы игры соперника по
следующей партии. Оценка силы игры количеству очков в турнире. Критически и
соперника по количеству очков в турнире. объективно оценивать причины неудач, быстро
Анализ партий и позиций         преодолевать отрицательные эмоции,
Критичное и объективное   оценивание проводить критическийсамоанализпо
причины неудач, быстрое преодоление результатам игры, оценивать соперника
отрицательных эмоций. Критический решаетпозиций на время,скорость,качество
самоанализ по результатам игры. Оценка выполняет   контрольно-нормативные
соперника.               требования      
Конкурсы решений позиций. Решение        
позиций на время, скорость, качество.          
Выполнение   контрольно-нормативных        
требований                      
          Общефизическая подготовка    


 

Упражнения для рук и плечевого пояса;

упражнения на осанку;

упражнения для ног;

 

упражнения для снятия усталости с глаз;

наклоны и повороты туловища.


 

Обучающийся:

выполняет упражнения для рук и плечевого

 

пояса; упражнения на осанку;

упражнения для ног

упражнения для снятия усталости с глаз;

наклоны и повороты туловища

 


 



Й год обучения

 

Содержание учебного материала Требования к уровню общеобразовательной
              подготовки обучающихся
          Теоретическая подготовка    
Правила ТБ. Исторический обзор развития Обучающийся:    
игры           знает и выполняетправила безопасности на
Первые турниры в России. Творчество занятиях по шашкам    
В.И.Шошина, Ф.В.Каулена, А.С.Харьянова. знаето первых турнирах в России,о творчестве
Роль П.Н.Бодянского в популяризации В.И.Шошина, Ф.В.Каулена, А.С.Харьянова, о
шашек.           роли П.Н.Бодянского в популяризации шашек
Правила игры. Шашечная нотация. объясняетправила игры–шашечная нотация
Дебют. Комбинационные идеи в различных характеризуеткомбинационные идеи в
дебютах.Знакомствосразличными различных дебютах, различные дебютные
дебютными началами. Дебют «Кол». начала, дебют «Кол»    
Миттельшпиль. Размен. Различные виды понимаетразличные виды разменов,опорные
разменов.Опорныепункты.Захват пункты, захват кругового поля, разрыв по
кругового поля. Разрыв по флангам. флангам, понятия активные шашки, слабые
Активные шашки. Слабые шашки. шашки.      
Эндшпиль. Три дамки против одной. Вилка. характеризуетпонятия три дамки против
Распутье. Связка. Отрезанные шашки. одной, вилка, распутье, связка, отрезанные
Стратегия.Оппозиция.Изолированная шашки, оппозиция, изолированная шашка,
шашка.Прорыв.Постановкарожна. прорыв, постановка рожна, опорные поля,
Опорные поля. Связка флангов.   связка флангов    
Тактика           анализируетразличные финальные удары,
Различные финальные удары. Подрыв подрыв дамочных полей, постановку шашек в
дамочных полей. Постановка шашек в финальную цепь с пропуском в дамки, удар
финальную цепь с пропуском в дамки. Удар «Каблучок», удар «Крюк»  
«Каблучок». Удар «Крюк».            
          Практическая подготовка    
Дебют           Обучающийся:    
Комбинационные идеи в различных применяеткомбинационные идеи в различных
дебютах. Дебют «Кол».     дебютах, дебют «Кол», стратегию оппозиции,
Миттельшпиль. Различные виды разменов. изолированная шашка, прорыв, постановку
Захват кругового поля. Разрыв по флангам. рожна, опорные поля, связку флангов
Эндшпиль. Три дамки против одной. Вилка. выполняетразличные виды разменов,захват
Распутье. Связка. Отрезанные шашки. кругового поля, разрыв по флангам.  
Стратегия.Оппозиция.Изолированная применяетприемы три дамки против одной,
шашка.Прорыв.Постановкарожна. вилка, распутье, связка, отрезанные шашки.
Опорные поля. Связка флангов.   демонстрируетразличные финальные удары,
Тактика. Различные финальные удары. подрыв дамочных полей, постановку шашек в
Подрыв дамочных полей. Постановка финальную цепь с пропуском в дамки, удар
шашек в финальную цепь с пропуском в «Каблучок», удар «Крюк».  
дамки. Удар «Каблучок». Удар «Крюк». умеетрешать позиции    
Решение позиций. Турнирная практика принимает участиев учебных играх,
Учебные игры,   матчевые встречи. матчевых встречах, первенствах группы,
Первенство группы. Квалификационные квалификационных турнирах, сеансах
турниры. Сеансы одновременной игры. одновременной игры    
Поведение в процессе игры, реакция демонстрируетповедение в процессе игры,
«зевки», удачные ходы, конечный результат реакцию «зевки», удачные ходы, конечный
партий, влияние результата сыгранной результат партий, влияние результата
партии на игру в следующей партии. сыгранной партии на игру в следующей партии
                   

Анализ партий и позиций       владеет пониманием достоинства и
Понимание достоинства и недостатков недостатков своей игры, самооценкой.  
своей игры. Самооценка.       решаетпозиций на время,скорость,качество  
Конкурсы решений позиций     выполняет   контрольно-нормативные
Решение позиций на время, скорость, требования          
качество.                      
Выполнение контрольно-нормативных            
требований                      
          Общефизическая подготовка        
Упражнения для рук и плечевого пояса; Обучающийся:        
упражнения на осанку;       выполняетупражнения для рук и плечевого  
упражнения для ног;         пояса; упражнения на осанку;    
упражнения для снятия усталости с глаз; упражнения для ног;      
наклоны и повороты туловища.   упражнения для снятия усталости с глаз;  
              наклоны и повороты туловища.    
            4-й год обучения          
     
  Содержание учебного материала Требования к уровню общеобразовательной
              подготовки обучающихся  
          Теоретическая подготовка        
Правила ТБ. Исторический обзор развития Обучающийся:        
игры             знает и выполняетправила безопасности на
Воронцов С.А. – первый чемпион России. занятиях по шашкам      
Чемпионы СССР и их комбинации знаетинформацию о Воронцове С.А.,первом
(Б.Н.Блиндер, С.Я.Натов, И.В.Тимковский, чемпионе России, чемпионах СССР и их
В.А.Соков, В.В.Медков, В.Бакуменко, комбинациях (Б.Н.Блиндер, С.Я.Натов,
Д.В.Шебедев).         И.В.Тимковский, В.А.Соков, В.В.Медков,
Правила игры. Шашечная нотация.   В.Бакуменко, Д.В.Шебедев)    
Дебют. Тактические ловушки в начале объясняетправила игры–шашечная нотация.
партии. Изучение дебютных начал по характеризуеттактические ловушки в начале
комбинационным партиям.     партии, дебютные начала по комбинационным
Миттельшпиль. Сила центра. Борьба за партиям, силу центра, развитие отсталых
опорные пункты: круг, тычок, рожон. шашек в начале партии, причины их
Развитие отсталых шашек в начале партии. образования и способы активизации  
Причины их образования и способы понимаетпонятия:круг,тычок,рожон,
активизации.           столбняк, переплет, западня, застава, три дамки
Эндшпиль. Понятия: столбняк, переплет, против одной, трамплин      
западня, застава. Три дамки против одной. анализируетпостановку рожна при помощи
Трамплин.           жертвы, тактические приемы захвата опорных
Стратегия. Постановка рожна при помощи полей, контрприемы, игру на удержания
жертвы. Тактические приемы захвата отсталых шашек, прорыв по левому флангу  
опорных полей. Контрприемы. Игра на объясняет использование дамки противника
удержания отсталых шашек. Прорыв по для проведения комбинаций, удар «Лестница»,
левому флангу.         «Мостик», изучение финальных ударов со
Тактика. Использование дамки противника второй линии, контрприемы    
для проведения комбинаций. Удар            
«Лестница», «Мостик». Изучение            
финальных ударов со второй линии.            
Контрприемы                    
          Практическая подготовка        
Дебют           Обучающийся:        
Тактические ловушки в начале партии. применяет тактические ловушки в начале
                         

Миттельшпиль. Сила центра. Борьба за партии, силу центра, борьбу за опорные
опорные пункты: круг, тычок, рожон. пункты: кол, тычок, рожон, развитие отсталых
Развитие отсталых шашек в начале партии. шашек в начале партии        
Эндшпиль. Три дамки против одной. используетприемы три дамки против одной,
Трамплин.               трамплин              
Стратегия. Постановка рожна при помощи демонстрируетпостановку рожна при помощи
жертвы. Тактические приемы захвата жертвы, тактические приемы захвата опорных
опорных полей. Контрприемы. Игра на полей, контрприемы, игру на удержания
удержания отсталых шашек. Прорыв по отсталых шашек, прорыв по левому флангу
левому флангу.             умеетиспользовать дамки противника для
Тактика. Использование дамки противника проведения комбинаций, удар «Лестница»,
для проведения   комбинаций.   Удар «Мостик», финальные удары со второй линии,
«Лестница», «Мостик». Изучение контрприемы          
финальных ударов со второй линии. умеетрешать позиции        
Контрприемы.             принимает участиев учебных играх,
Решение позиций. Турнирная практика   матчевых встречах, первенствах группы,
Учебные     игры,   матчевые   встречи. квалификационных


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: