ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра с давних времён составляет неотъемлемую часть здорового образа жизни человека. Подвижные игры – это гармония развития внутреннего и внешнего мира ребёнка, воспитание личности, один из способов физического развития детей. Они позволяют снять усталость, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. В игре не только развиваются способности ребёнка, но и формируется его будущее. Характер игр у младших школьников(1-4 класс) разнообразен, но преобладают коллективные игра, командные игры без соприкосновения с соперником. Главное содержание игр – обогащение двигательного опыта.
В среднем школьном возрасте (5-7 класс) резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономичные движения. В этом возрасте формируются и укрепляются морально-волевые качества.
В подростковом возрасте (8-9 классы) идёт перестройка всего организма. Улучшается координация, точность, экономичность движений. Поэтому значительное место в играх отводится проявлению личности, скоростно-силовых качеств. В подборе игр для обучающихся 10-11 классов нужно акцентировать внимание на игры сюжетно-конфликтного, военного, силового характера.
Вариативная тема "Народные и подвижные игры" состоит из разделов: "Содержание учебного материала", "Требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся", "Ориентировочные контрольные нормативы", "Перечень необходимого оборудования и инвентаря", "Рекомендуемая литература". Вариативная тема ориентирована на максимальное количество вариативных часов в соответствии с примерным учебно-тематическим планом программы среднего общего образования "Физическая культура 1-11 класс", которая рекомендована министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ №408 от 18. 09. 2015 г.). Так как тема является вариативной, учитель может самостоятельно подбирать содержание занятий для реализации учебного плана с учётом определённых им количеством часов на изучение вариативной темы. Изучение вариативной темы, когда год изучения не соответствует классу обучения (например, в 8 классе тема изучается первый год), учитель должен самостоятельно скорректировать содержательное наполнение вариативной темы и контрольные нормативы с учётом физической подготовленности и психолого-возрастных особенностей обучающихся.
Содержание вариативной темы можно использовать в профильных классах спортивного направления. При разработке темы "Народные и подвижные игры" использована "Программа по физической культуре для 1-11 классов", 2015 г.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Класс
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной |
подготовки обучающихся | |
Теоретические сведения | |
Общее представление о подвижных играх. | Обучающийся: |
имеетобщее представление о подвижных | |
Значение подвижных игр в режиме дня | играх; |
школьника. | объясняетзначение подвижных игр в режиме |
дня школьника; | |
Правила безопасности во время проведения | соблюдаетправила безопасности во время |
подвижных игр. | проведения подвижных игр; |
Санитарно-гигиенические правила. | знает и выполняетсанитарно-гигиенические |
правила | |
Специальная физическая подготовка
Упражнения для формирования правильной | Обучающийся: | ||||||||
осанки. | выполняет | упражнения для | формирования | ||||||
Упражнения для развития координационных | правильной осанки; | ||||||||
способностей. | запоминает и изучаетупражнения для | ||||||||
Элементы игр с речитативом. | развития координационных способностей; | ||||||||
Беговые, | прыжковые, | метательные | проговариваетэлементы игр с речитативом; | ||||||
упражнения; перелезание по полу, по траве, | знает и умеетвыполнять беговые,прыжковые, | ||||||||
на четвереньках; ползание под верёвкой на | метательные | упражнения, | лазание | и | |||||
высоте 50 см. | перелезание. | ||||||||
Технико-тактическая подготовка | |||||||||
Знакомит с ходьбой и бегом на передней | Обучающийся: | ||||||||
части стопы. | умеетходить и бегать на передней части | ||||||||
Повторяет бег по прямой в подвижных | стопы; | ||||||||
играх: игры «Бег шеренгами», «Догони | выполняет: | ||||||||
соперника», «Будь внимателен», «Физкульт- | 1) бег по прямой в подвижных играх: «Бег | ||||||||
ура!». | шеренгами», «Догони соперника», «Будь | ||||||||
Бег по | кругу | в подвижных | играх: игры | внимателен», «Физкульт-ура!»; | |||||
«Уголки», | «Африканские | салки», | 2)бег по кругу в подвижных играх: «Уголки», | ||||||
«Ползание», «Успей выбежать из круга». | «Африканские салки», «Ползание», «Успей | ||||||||
Закрепляет прыжки с разбега в подвижных | выбежать из круга»; | ||||||||
играх: | «Перепрыгни | через | ручеёк», | демонстрируетумения прыгать в длину с | |||||
«Достань мяч», «Попрыгунчик». | разбега в подвижных играх: «Перепрыгни | ||||||||
через ручеёк», «Достань мяч», «Попрыгунчик»; | |||||||||
Обучает перелезанию в подвижных играх: | умеетвыполнять перелезание в подвижных | ||||||||
«Котята | и щенята», | «Птицы | и дождь», | играх: «Котята и щенята», «Птицы и дождь», | |||||
«Рыбаки и сеть». | «Рыбаки и сеть»; | ||||||||
Развивает ловкость в метании малого мяча с | участвуетв метании малого мяча с места в | ||||||||
места в подвижных играх: «Перебрось через | подвижных играх: «Перебрось через предмет», | ||||||||
предмет», «Попади в обруч», | «Снежные | «Попади в обруч», «Снежные круги». | |||||||
круги». |
Класс
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной | ||
подготовки обучающихся | |||
Теоретические сведения | |||
Значение подвижных игр для организации | Обучающийся: | ||
здорового образа жизни. | понимаетзначение подвижных игр для | ||
организации здорового образа жизни; | |||
Влияние | здорового образа | жизни на | знаето влиянии здорового образа жизни на |
эмоциональное состояние, успехи в учёбе, | эмоциональное состояние, успехи в учёбе, | ||
состояние здоровья. | состояние здоровья; | ||
владеетправилами личной гигиены и умением | |||
Правила | личной гигиены | и умением | осуществлять самоконтроль; |
осуществлять самоконтроль. | соблюдаетправила безопасности на уроках | ||
подвижных игр. | |||
Правила безопасности на уроках подвижных | |||
игр. | |||
Специальная физическая подготовка | |||
Ходьба на внешней и внутренней стороне | Обучающийся: | ||
стопы, с высоким подниманием бедра. | выполняетходьбу на внешней и внутренней | ||
стороне стопы, с высоким подниманием бедра; | |||
Прыжки на двух ногах по разметкам, на | умеетпрыгать на двух ногах по разметкам,на | ||||||||||
одной ноге – по квадратам. | одной ноге – по квадратам; | ||||||||||
владееттехникой броска набивного мяча | |||||||||||
Техника броска набивного мяча весом 0,5 кг | весом 0,5 кг двумя руками от груди, снизу; | ||||||||||
двумя руками от груди, снизу. | выполняетбег«змейкой», «зигзагом», | ||||||||||
челночный бег 4×9; | |||||||||||
Бег «змейкой», «зигзагом», челночный бег | изучает: | ||||||||||
4×9. | упражнения | по | развитию | координационных | |||||||
Упражнения по развитию координационных | способностей. | ||||||||||
способностей. | |||||||||||
Технико-тактическая подготовка | |||||||||||
Обучающийся: | |||||||||||
Обучает | бегу | по разметкам, | «змейкой», | выполняет | бег | по | разметкам, | «змейкой», | |||
«зигзагом» в подвижных играх: «Догони | «зигзагом» в подвижных играх: «Догони | ||||||||||
соперника», «Стой», эстафета с палочкой, | соперника», | «Стой», | эстафета | с палочкой, | |||||||
«Бумеранг», «Поезд». | «Бумеранг», «Поезд»; | ||||||||||
Повторяет прыжковые | упражнения в | умеетпрыгать на двух ногах,на одной ноге в | |||||||||
подвижных | играх: | «Не | попадись», | подвижных играх: «Не попадись», «Ловишка | |||||||
«Ловишка на одной ноге», эстафеты с | на одной ноге», эстафеты с прыжками; | ||||||||||
прыжками. | выполняетметание мяча в цель в подвижных | ||||||||||
Обучает метанию мяча в цель в подвижных | играх: | «Мяч | вдогонку», | «Снайперы», | |||||||
играх: | «Мяч | вдогонку», | «Снайперы», | «Ловишки с мячом»; | |||||||
«Ловишки с мячом». | владеетумением выполнять координационные | ||||||||||
Развивает координационные способности в | упражнения в подвижных играх: «Пройди | ||||||||||
подвижных играх: «Пройди | бесшумно», | бесшумно», | «Построй | шеренгу, | круг, | ||||||
«Построй шеренгу, круг, колонну», «Успей | колонну», «Успей проскочить». |
проскочить».
Класс
![]() | ![]() |
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной |
подготовки обучающихся | |
Теоретические сведения | |
Обучающийся: | |
Значение подвижных игр для физической | проинформировано значении подвижных игр |
гармонии личности. | для физической гармонии личности; |
Двигательный режим как основа сохранения | понимаетдвигательный режим школьника как |
и укрепления здоровья. | основу сохранения и укрепления здоровья; |
знаетправила безопасности и самоконтроль во | |
Правила безопасности и самоконтроль во | время проведения подвижных игр. |
время проведения подвижных игр. | |
Специальная физическая подготовка | |
Обучающийся: | |
Бег по разметкам с высокого старта на | выполняетбег по разметкам с высокого |
заданное время. | старта, на заданное время; |
Прыжки в длину с места и с разбега, на двух | умеетпрыгать в длину с места и с разбега на |
ногах, на одной ноге по квадратам. | двух ногах, на одной ноге по квадратам; |
Броски набивного мяча весом 0.5 кг снизу | выполняетброски набивного мяча весом0.5 |
вперёд, вверх от груди. | кг снизу вперёд, вверх от груди; |
Метание мяча с места на дальность в | владеетметанием мяча с места на дальность в |
горизонтальную и вертикальную цель. | горизонтальную и вертикальную цель. |