Список литературы
Для организации учебно-тренировочного процесса
Изучаемая тема | Наименование литературы | |
1.1. Исторический обзор | 1. Куличихин А.И. История развития русских шашек. – М.: | |
развития игры | ФиС, 1982. | |
1.2. Шашечный кодекс. | 1. Метод. Пособия №1-6 Народного Университета Шашечной | |
Правила игры. Судейство и | Культуры. – Рига: Знание, 1989. | |
организация соревнований | ||
1.3. Использование | 1. https://shashkinn.ru/programmy-po-shashkam | |
компьютерных шашечных | ||
программ в подготовке | ||
1. | Абаулин В. Начала в шашечной партии. – М.: Фис, 1965. | |
2. | Куперман И.И. Начала партий в шашки. – М.: ФиС, 1950. | |
3. | Литвинович В.С., Негра Н.Н. «Курс шашечных дебютов». – | |
1.4. Дебют | Минск: Полымя, 1985. | |
4. | Потапов Л.С. Курс дебютов. – М.: Фис, 1938. | |
5. | Руссо В.К. Шашечный дебют Перекрёсток. – М., | |
Государственное издательство, 1930. | ||
1. | Адамович В.К. Позиционные приемы борьбы в русских | |
шашках. – М.: Фис, 1976. | ||
1.5. Миттельшпиль | 2. Городецкий В.Б. Самоучитель игры в русские шашки. – М.: | |
Фис, 1967. | ||
3. | Шмульян Т.Л. Середина игры в шашки. – М.: Фис, 1955. | |
4. | Куперман И.И. Начало и середина игры в шашки. – М.: | |
ФиС, 1957. | |||
5. | Хацкевич Г.И. 25 уроков шашечной игры. – Минск: | ||
Полымя, 1979. | |||
1.6. Эндшпиль | 1. | Федоров М.В. Энциклопедия эндшпиля. – III том. – Нижний | |
Новгород, 2010. | |||
1. | Рокитницкий А.В. Рассказы о шашках и шашистах. – | ||
1.7. Тактика | Минск: Беларусь, 1972. | ||
2. | Русские шашисты / Колл. Авторов. – М.: ФиС, 1987. | ||
3. | Литвинович В.С. Школа позиционной игры. – М.: ФиС, | ||
1984. | |||
1. | Виндерман А.И., Герцензон Б.М. Шашки для всех. – М.: | ||
Фис, 1983. | |||
2. | Миротин Б.А. Тактические основы шашечной игры. – М., | ||
1.8. Стратегия | 1974. | ||
3. | Цукерник Э.Г. Антология шашечных комбинаций. – М.: | ||
ФиС, 1987. | |||
Список литературы для самостоятельной работы обучающихся | |||
Изучаемая тема | Наименование литературы | ||
1.1. Исторический обзор | 1. Вигман В.Я. Радость творчества. – М.: Фис, 1986. | ||
развития игры | |||
1.2. Шашечный кодекс. | 1. | Шашечный Кодекс России. – Тихвин, 2003. | |
Правила игры. Судейство и | |||
организация соревнований | |||
1. | Цукерник Э.Г. Курс дебютов. – Рига: HJUS, 1996. | ||
1.3. Дебют | 2. | Медков В. Азбука шашечной игры. – М., 1927. | |
3. | Наумик В., Парчук И. Дебютная энциклопедия летающих | ||
шашек – Брест: Альтернатива, 2014 | |||
1. | Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Детская | ||
литература,1980. | |||
1.4. Миттельшпиль | 2. | Голосуев В.М. Играйте в шашки. – Лениздат, 1983. | |
3. | Петрова Л.В. Шашечные раритеты выдают свои секреты. – | ||
С-Пб., 2003. | |||
4. | Рубинштейн Л. Василий Соков. – М.: ФиС, 1952. | ||
1. | Дунаевский А.И. Окончание в шашечной партии. – М., | ||
ФиС, 1965. | |||
1.5. Эндшпиль | 2. | Блиндер Б.М. Шашечные этюды. – М.: ОГИЗ-Физкультура | |
и туризм, 1937. | |||
3. | Кукуев Н.А. 100 шашечных этюдов. – М.: Государственное | ||
издательство, 1930. | |||
1.6. Тактика | 1. | Берлинков Б.Л. Шашечные партии белорусских мастеров. – | |
Минск: Полымя, 1983. | |||
2. | Кириллов Ю.В. Искусство защиты. – М., 2004. | ||
1. | Бакуменко В.М. Матч за шашечное первенство СССР. – | ||
1.7. Стратегия | Харьков, 1928. | ||
2. | Злобинский А.Д. Комбинации в русских шашках. – Киев: | ||
Здоровье, 1985. |
Шашечные компьютерные программы,
Используемые в учебно-тренировочном процессе
№ | Название программы | Вид программы | Изучаемая тема | |
Эдэон-профи | Специализированная | |||
оболочка | 1.4. Дебют | |||
Торнадо | Встраиваемый | |||
аналитический модуль | 2.3. Анализ партий и | |||
Tosha | Специализированная | позиций | ||
оболочка | ||||
Гамблер | Игровой Интернет-сервер | 2.2. Турнирная практика | ||
Kallisto | 1.4. Дебют | |||
Тундра | Обучающая программа | |||
Aurora Borealis | 1.7. Тактика | |||
Plus 600 | 1.6. Эндшпиль |
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
· кабинет для шашистов, подготовленный к учебному процессу – 1-2;
· комплекты шашек – 15;
· шахматные часы – 15;
· демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур – 1-2;
· стол для руководителя – 1-2;
· столы и стулья для обучающихся – 30 обучающихся;
· дидактический материал (диаграммы с заданиями по различным темам, пакеты контрольных работ);
· судейские и организационные документы (турнирные таблицы, протоколы, карточки участников);
· шашечная литература (учебники, задачники, периодика и др.).
Художественная гимнастика
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вариативная тема «Художественная гимнастика» для программы среднего общего образования «Физическая культура 1-11 класс» составлена в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте» для содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Материал вариативной темы составлен на основе нормативно-правовых документов и типовых программ, регулирующих деятельность внешкольных учреждений, спортивных и общеобразовательных школ:
· Художественная гимнастика:Учебная программа для детско-юношеских спортивныхшкол, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства (утверждена государственным комитетом по физической культуре и спорту СССР, Федерацией художественной гимнастики СССР),
Киев, 1991.-87с.
· Художественная гимнастика:Учебник под общей редакцией профессора Л.А.Карпенко, Москва 2003.-381с.
· Физическая культура: 1-11 кл.:программа для общеобразоват.организаций/сост.
Мельничук Ю.В., Хрип К.В., Киселева Л.Л., Макущенко И.В., Москалец Т.В., Сидорова В.В., Тарапата Н.В., Хромых Н.И.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 148 с.
Вариативная тема по данному виду спорта рассчитана на 11 лет, что также дает возможность проводить ее с 1 по 11 класс. Программа вариативной темы включает
содержание учебного материала, требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся и учебные нормативы.
Выбор программы данной вариативной темы должен учитывать местные условия,интересы и желания детей, материально-техническую базу учебного заведения.
Вариативная тема ориентирована на максимальное количество вариативных часов в соответствии с примерным учебно-тематическим планом программы среднего общего образования физическая культура 1-11 класс, которая рекомендована Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 408 от 18.08.2015г.). Так как тема является вариативной, учитель может самостоятельно подбирать содержание занятий для реализации учебного материала с учетом определенных им количеством часов на изучение вариативной темы.
Изучение вариативной темы, когда год изучения не соответствует классу обучения (например, в 5 классе изучается тема первый год), учитель должен самостоятельно скорректировать содержательное наполнение вариативной темы и контрольные нормативы
· учетом физической подготовленности и психолого-возрастных особенностей обучающихся.
Содержание вариативной темы можно использовать в профильных классах спортивного направления.
Актуальность программы заключается в приобщении школьников к ведению здорового образа жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Главная цель программы вариативной темы: оздоровление, обучение и формированиедвигательной деятельности, способствующей развитию сознания и мышления, трудолюбия, творческих способностей и самостоятельности, совершенствованию физических и нравственных качеств обучающихся.
Для достижения цели в процессе обучения реализуются следующие задачи:
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культурой в школе.
Овладение знаниями, необходимыми для организованных и самостоятельных занятий.
Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями художественной гимнастики.
Развитие творческих способностей и эстетических качеств: музыкальности и артистизма.
Программа излагает учебный материал для каждого класса или года обучения и
определяет умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся. Однако она не исчерпывает всего объема конкретных упражнений. В программе перечисляются основные упражнения, определяющие подбор других упражнений. Значительная часть разделов программы повторяется из года в год с постепенным усложнением учебного материала. Такая концентричность способствует лучшему усвоению изучаемого материала, детальному овладению техникой выполнения упражнений, а приобретаемые в процессе выполнения упражнении умения и навыки продолжают совершенствоваться.
Последовательность и постепенный переход от простого к сложному, на протяжении всего периода обучения в рамках образовательной программы, обеспечивает ее педагогическую целесообразность.
Данная программа вариативной темы по художественной гимнастике представляет собой общеразвивающий комплекс упражнений, а также учебно-образовательные и игровые занятия художественной и ритмической гимнастикой. Программа имеет две части: пояснительную записку и материал для учебной работы, который соответствует возрастным особенностям детей.
Программа вариативной темы по художественной гимнастике состоит из разделов:
· «Содержание учебного материала»;
· «Требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся»;
«Ориентировочные учебные нормативы»;
«Перечень необходимого оборудования и инвентаря»;
«Рекомендуемая литература».
раздел «Содержание учебного материала» входят:
· Теоретические сведения;
· Общая физическая подготовка;
· Специальная физическая подготовка;
· Техническая подготовка;
· Специально-двигательная подготовка;
· Контрольные нормативы.
Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также из количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Й год обучения
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной | |||||||
подготовки обучающихся | ||||||||
Теоретические сведения | ||||||||
История | развития | художественной | Обучающийся: | |||||
гимнастики. | знаетисторию развития | художественной | ||||||
гимнастики | ||||||||
Организация и проведение занятий по | представляеткак организовать и провести | |||||||
художественной гимнастике. | занятия (на элементарном уровне) | |||||||
понимаетвзаимосвязь режима дня,личной | ||||||||
Гимнастика | как | средство | укрепления | гигиены и самоконтроля с оздоровительными и | ||||
здоровья и активного долголетия. | спортивными занятиями | |||||||
Режим, питание и гигиена гимнастов. | знает и выполняетправила безопасности на | |||||||
Правила безопасности на занятиях | занятиях | |||||||
Общая физическая подготовка. | ||||||||
Общеразвивающие упражнения, | Обучающийся: | |||||||
ходьба, бег, беговые и прыжковые | участвуетв подвижных играх и эстафетах | |||||||
упражнения, упражнения у опоры, на | знает и умеетвыполнять упражнения для | |||||||
середине. | развития ловкости, силы брюшного пресса, | |||||||
Подвижные игры и эстафеты с бегом и | подвижности и гибкости суставов | |||||||
прыжками. | выполняетбеговые и прыжковые упражнения, | |||||||
Упражнения для развития ловкости, силы, | передвижения различными способами | |||||||
гибкости. | ||||||||
Передвижения различными способами. | ||||||||
Специальная физическая подготовка. | ||||||||
Акробатические упражнения. | Обучающийся: | |||||||
Подвижные мячами игры и эстафеты со | выполняетакробатические | упражнения: | ||||||
скакалкой, обручами под музыку. | «мост», «лодочка», «складка» | |||||||
Специальные | упражнения | для | развития | участвуетв подвижных играх и эстафетах | ||||
выносливости, | силы, | гибкости, | знает и умеетвыполнять упражнения для | |||||
координации, | быстроты, | прыгучести, | развития физических качеств | |||||
равновесия. | ||||||||
Техническая подготовка. | ||||||||
Упражнения | без | предмета: | освоение | Обучающийся: | ||||
техники упражнений без предмета, освоение знает и умеет выполнять упражнения без
базовых упражнений (волны, равновесия, предметов; упражнения с предметами
повороты, прыжки), акробатические и
партерные элементы;
Упражнения с предметами: освоение
техники упражнений с предметами (мячом,
скакалкой, обручем);
Хореографическая | подготовка: | ||||
упражнения у опоры, упражнения | на освоены простейшие элементы классического, | ||||
середине, | прыжковая | подготовка, | народного и современного танцев | ||
танцевальные элементы; | |||||
Музыкально-двигательная подготовка: | |||||
освоение элементов музыкальной грамоты и освоены элементы музыкальной грамоты | |||||
музыкально-двигательных | заданий, | ||||
развитие музыкальности. | |||||
Специально-двигательная подготовка | |||||
Простейшие показательные выступления. | Обучающийся может показатьпростейшие | ||||
показательные выступления на ограниченной | |||||
площади | |||||
2-й год обучения | |||||
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной | ||||
подготовки обучающихся | |||||
Теоретические сведения | |||||
Истоки художественной гимнастики. | Обучающийся: | ||||
знаетистоки художественной гимнастики | |||||
Понятие об общей физической подготовке. | |||||
Методика развития двигательных качеств: | знаетупражнения для развития двигательных | ||||
ловкости, гибкости, быстроты, прыгучести, | качеств:ловкости,гибкости,быстроты, | ||||
силы, выносливости и равновесия. | прыгучести, силы, выносливости и равновесия; | ||||
понимаеттипичные ошибки при выполнении | |||||
Основы техники, типичные ошибки | и | упражнений без предмета: волнам и взмахам, | |||
методика | обучения | упражнениям | без | равновесиям и наклонам, поворотам, прыжкам, | |
предмета: волнам и взмахам, равновесиям и | полу акробатическим элементам; | ||||
наклонам, поворотам, прыжкам, полу | называеттипичные ошибки при выполнении | ||||
акробатическим элементам. | упражнений с предметами: броски, отбивание, | ||||
Основы техники, типичные ошибки и | ловля,перекаты,вращения,вертушки, | ||||
методика | обучения | упражнениям | с | мельницы, спирали | |
предметами: броски, отбивание, ловля, | знает и выполняетправила безопасности на | ||||
перекаты, вращения, вертушки, мельницы, | занятиях | ||||
спирали | |||||
Правила безопасности на занятиях | |||||
Общая физическая подготовка | |||||
Общеразвивающие упражнения, | Обучающийся: | ||||
ходьба, бег, беговые и прыжковые | участвуетв подвижных играх и эстафетах; | ||||
упражнения, спортивные и подвижные | знает и умеетвыполнять упражнения для | ||||
игры. | развития ловкости, силы брюшного пресса, | ||||
Подвижные игры и эстафеты с бегом и | подвижности и гибкости суставов; | ||||
прыжками. | выполняетбеговые и прыжковые упражнения, | ||||
Упражнения для развития ловкости, силы, | передвижения различными способами. | ||||
гибкости. | |||||
Передвижения различными способами. | |||||
Специальная физическая подготовка
Подвижные мячами игры и эстафеты со | Обучающийся: | |||||||||
скакалкой, обручами, | участвуетв подвижных играх и эстафетах; | |||||||||
Специальные | упражнения | для | развития | знает и умеетвыполнять упражнения для | ||||||
выносливости, | силы, | гибкости, | развития физических качеств | |||||||
координации, | быстроты, | прыгучести, | ||||||||
равновесия: | ||||||||||
На ловкость–задания,игры,эстафеты, | ||||||||||
включающие | сложно координированные | |||||||||
действия и упражнения с предметами; | ||||||||||
На гибкость–упражнения на развитие | ||||||||||
подвижности | в | голеностопных | и | |||||||
тазобедренных | суставах, | суставах | ||||||||
позвоночника и плеч – пружинное | ||||||||||
растягивание, фиксация поз, расслабление; | ||||||||||
На силу –упражнения на силу мышц рук, | ||||||||||
ног и туловища: сгибание и разгибание, | ||||||||||
отведение | и | приведение, | круговые | |||||||
движения, бег, прыжки, выпады, приседы и | ||||||||||
т.п. | ||||||||||
На быстроту –упражнения на развитии | ||||||||||
скорости реакции, скорости и частоты | ||||||||||
движений | при | выполнении | основных | |||||||
упражнений; | ||||||||||
На прыгучесть –упражнения на развитие | ||||||||||
силы, скорости и высоты отталкивания, а | ||||||||||
также прыжковой выносливости; | ||||||||||
На равновесие –сохранение устойчивого | ||||||||||
положения в усложненных условиях: после | ||||||||||
динамических движений; | ||||||||||
На выносливость -выполнение различных | ||||||||||
заданий на фоне утомления. | ||||||||||
Техническая подготовка. | ||||||||||
Упражнения без предмета | Обучающийся: | |||||||||
Упражнения | с | предметами: | мячом, | знает и умеетвыполнять упражнения без | ||||||
скакалкой, обручем. | предметов; упражнения с предметами; | |||||||||
Хореографическая подготовка. | освоилэлементы музыкальной грамоты, | |||||||||
Музыкально-двигательная подготовка. | элементы | классического, | народного | и | ||||||
современного танцев | ||||||||||
Специально-двигательная подготовка | ||||||||||
Произвольные комбинации. | Показываетна ограниченной площади:в | |||||||||
Простейшие | показательные | танцевально- | кругу семьи, на празднике. | |||||||
спортивные комбинации. | ||||||||||
3-й год обучения | ||||||||||
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной | |||||||||
подготовки обучающихся | ||||||||||
Теоретические сведения | ||||||||||
Терминология | (спортивного | и | Обучающийся: | |||||||
классического танца). | знает | терминологию | художественной | |||||||
Изучение программных требований. | гимнастики | |||||||||
Основы хореографии. | представляетосновы хореографии | |||||||||
Музыкальное восприятие (основы муз. | понимаетосновы музыкальной грамоты | ||||||
грамоты). | знает и выполняетправила безопасности на | ||||||
Техника безопасности при работе с | занятиях | ||||||
предметами. | |||||||
Правила безопасности поведения в зале. | |||||||
Общая физическая подготовка | |||||||
Общеразвивающие упражнения, | Обучающийся: | ||||||
бег, беговые и прыжковые упражнения, | участвуетв подвижных играх и эстафетах | ||||||
спортивные и подвижные игры. | выполняетбеговые и прыжковые упражнения; | ||||||
Подвижные игры и эстафеты с бегом и | знает и умеетвыполнять упражнения | ||||||
прыжками. | большой, средней и малой интенсивности | ||||||
Упражнения большой, средней и малой | |||||||
интенсивности | |||||||
Специальная физическая подготовка | |||||||
Упражнения в ходьбе и беге: спортивный, | Обучающийся: | ||||||
на носках, перекатный, мягкий, | умеетвыполнять упражнения для развития | ||||||
пружинистый, высокий. | гибкости (мосты, наклоны, перевороты, колесо | ||||||
Элементы на гибкость (мосты, наклоны, | и др.), равновесия, растяжки, шпагаты | ||||||
перевороты, колесо и др.). | |||||||
Растяжка, шпагаты. | |||||||
Элементы на развитие устойчивости: | |||||||
равновесия, вращения. | |||||||
Техническая подготовка | |||||||
Основы работы с предметом: | Обучающийся: | ||||||
- | скакалка | (вращения, | броски, | знает и умеетвыполнять упражнения с | |||
«фонтанчики», эшапе, двойные); | предметами. | ||||||
- мяч: обкрутки, восьмерки, покаты, | |||||||
броски, ловли-разнообразие, перекаты; | Выполняют девочки. | ||||||
- лента: восьмерки, змейки, спирали, | |||||||
круги, | «улита», | бумеранг, | броски. | Освоилэлементы музыкальной грамоты, | |||
Хореографическая подготовка. | элементы | классического, | народного | и | |||
Музыкально-двигательная подготовка | современного танцев. | ||||||
Специально-двигательная подготовка | |||||||
Составление основных групп, связок | Обучающийся: | ||||||
элементов в упражнениях. | умеетсоставитьсвязкуэлементовв | ||||||
Произвольные комбинации. | упражнениях | ||||||
Игры и импровизация под музыку. | участвуетв показательных выступлениях на | ||||||
Простейшие показательные танцевально- | различных школьных, районных, городских | ||||||
спортивные комбинации. | мероприятиях | ||||||
4-й год обучения | |||||||
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной | ||||||
подготовки обучающихся | |||||||
Теоретические сведения | |||||||
Изучение программных требований. | Обучающийся: | ||||||
Основы хореографии. | знает | терминологию | художественной | ||||
Музыкальное | восприятие | (основы | гимнастики | ||||
музыкальной грамоты). | представляетосновы хореографии | ||||||
Развитие музыкальности. | освоилэлементы музыкальной грамоты и | ||||||
музыкально-двигательных заданий | |||||||
знает и выполняетправила безопасности на | |||||||
Правила техники безопасности поведения в | занятиях | ||||||
зале и при работе с предметами | ведет | дневник | самоконтроля, | умеет | |||||
Самоконтроль | контролировать свое состояние на уроке | ||||||||
Общая физическая подготовка | |||||||||
Ходьба, | бег, | беговые | и | прыжковые | Обучающийся: | ||||
упражнения, | подвижные | игры. | участвуетв подвижных играх и эстафетах; | ||||||
Общеразвивающие упражнения. | выполняетбеговые и прыжковые упражнения; | ||||||||
Подвижные игры и эстафеты с бегом и | знает и умеетвыполнять упражнения | ||||||||
прыжками. | большой, средней и малой интенсивности | ||||||||
Упражнения большой, средней и малой | |||||||||
интенсивности | |||||||||
Специальная физическая подготовка | |||||||||
Упражнения в ходьбе и беге: спортивный, | Обучающийся: | ||||||||
на носках, перекатный, мягкий, | умеетвыполнять упражнения для развития | ||||||||
пружинистый, высокий. | гибкости (мосты, наклоны, перевороты, колесо | ||||||||
Классическая разминка у станка. | и др.), равновесия, растяжки, шпагаты | ||||||||
Элементы на гибкость (мосты, наклоны, | |||||||||
перевороты, колесо и др.). | |||||||||
Растяжка, шпагаты. | |||||||||
Элементы на развитие устойчивости: | |||||||||
равновесия, вращения | |||||||||
Техническая подготовка | |||||||||
Основы работы с предметом: | Обучающийся: | ||||||||
- скакалка (вращения,броски, | умеетвыполнять упражнения с предметами. | ||||||||
двойные); | < |