Приходилось ли вам когда-нибудь чертить график вашей жизни, отмечая на его длинной горизонтальной оси важные для вас события? Если да, тогда вы знаете, как бывает трудно понять, почему то, что случилось «когда-то давным-давно», влияет на ваши поступки в настоящем и, может быть, будет влиять в будущем. Я всегда прошу участников своего семинара вписать важные для них события в символизирующий их жизнь большой овал. Они начинают писать снизу и постепенно поднимаются вверх. Это упражнение помогает им представить течение жизни не по горизонтали, а по вертикали.
Каждое событие наслаивается на предыдущие события, причем не только на те, которые произошли в вашей собственной жизни, но и на события в жизни ваших родителей. В результате каждое событие в значительной мере отражает все то, что произошло до него. Это напоминает старую сказку «Принцесса на горошине», в которой, как известно, главная героиня почувствовала горошину через множество положенных друг на друга перин.
Применяемые в этой книге понятия, по мере того как вы совершаете «восхождение», наслаиваются друг на друга, словно события вашей жизни. Эту книгу можно сравнить с картой, которая помогает выбрать пункт назначения и проложить к нему маршрут, что облегчает путешествие, поскольку позволяет избежать потенциально опасных мест, не оказаться в тупике и изыскать возможность объезда.
Но на обычную карту нанесены только линии, показывающие, как добраться из пункта А в пункт Б. Можно выбрать длинный путь, а можно короткий. Эта книга похожа на карту. В ней вы не найдете подробного описания того или иного путешествия. Пользуйтесь ею, как картой, но мыслить и чувствовать вам придется самим. Книга рассказывает о различных путях обретения целостности, однако путь, по которому вы пойдете, выбирать вам.
|
Вы уже определили цель своей жизни или еще нет? В любом случае, эта книга поможет вам добраться до места назначения.
Цель путешествия: жить настоящей жизнью
Не бойтесь смерти — бойтесь неподлинной жизни.
Бертольд Брехт (1898-1956)
Что значит «жить настоящей жизнью»? Ваше определение может меняться в зависимости от времени и обстоятельств, но ответьте на один вопрос: что из приведенного ниже перечня кажется вам на данный момент показателем жизненного успеха?
• просто остаться в живых;
• здоровые отношения с близкими людьми;
• счастливые дети и внуки;
• физическое здоровье;
• занятие творчеством;
• профессиональные достижения;
• признание со стороны других людей;
• власть и контроль;
• домашний очаг;
• собственность;
• деньги;
• служение окружающим.
Для одних успех — это всего лишь возможность прожить еще один день. Для других — пища и крыша над головой для себя и своей семьи. Многие считают успехом хорошие отношения с друзьями и членами семьи, многие — занятие творчеством или достижение поставленной цели в спорте, бизнесе или на военной службе. Люди, ориентированные на достижение цели, часто откладывают на потом самосовершенствование и/или работу над отношениями с людьми. Но не исключено, что такая возможность у них никогда не появится. Они не понимают, что можно жить здоровой гармоничной жизнью, быть успешным в отношениях с людьми и в то же время добиваться каких-то других целей.
|
А что думаете вы? Я хочу помочь вам научиться успешно осуществлять путешествие, которое называется жизнь, и тогда вы сможете сказать о себе, что «живете настоящей жизнью».
Пролог
Мое исцеляющее путешествие
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Александр Пушкин (1799-1837)
«Ты едешь в Москву? В Москву — значит в Россию? А ты уверена, что тебе это надо?»
В 2002 году, когда я заявляла, что собираюсь полгода жить и работать в Москве, окружающие меня люди почти всегда реагировали именно таким образом. Никто не ожидал такого от немолодой дамы, к тому времени уже давно бабушки, но последующие годы показали, что это было мудрое решение. Оно вылилось в уникальное приключение.
В России мои занятия посещали занимающиеся восстановлением физического и психического здоровья профессионалы (терапевты, психологи, психотерапевты, психиатры, наркологи, социальные работники), а также педагоги и священники. Семинары были посвящены терапии душевных травм и связанных с ними различных зависимостей.
Кроме того, последние тридцать лет я посвятила исследованию того, как человек переносит травмирующие его события и как долго они сказываются на нем самом и на его семье. Поскольку трудные времена для каждого из нас неизбежны, возникает вопрос, как не только их пережить, но и с успехом двигаться дальше, развиваться и, несмотря на боль, наслаждаться жизнью.
Это было увлекательное путешествие. Я хочу рассказать вам о нем.
История одной семьи
|
О Боже, как страдать нам, смертным, Когда и слез уж не осталось?
Тимоти Клоберданц (р. 1949)
1767 год, дикое и необжитое русское Поволжье. Молодые супруги-эмигранты Иоганн и Анна Рей загорелись идеей поселиться и растить детей в незнакомой глуши. К несчастью, жизнь их не баловала: земля почти не давала урожая, зимы были холодными, они постоянно были на грани голода, безжалостные болезни взимали с них тяжкую дань. Трое из шести детей умерли, и только двое из четырнадцати внуков дожили до совершеннолетия. Они привыкли каждый день сталкиваться с горем, но они считали Россию родным домом и всем сердцем полюбили эту землю.
В конце XIX века один из их праправнуков (его тоже звали Иоганн) принял непростое решение вместе с женой Катариной и маленькой дочерью уехать в Америку, чтобы начать жить на новом месте. Однако Катарина чувствовала себя в Америке несчастной, и они вернулись в Россию. В поволжской деревне у них родились два ребёнка, один из них умер в младенчестве. Вскоре семью постигло новое горе.
В 1891 году, в студеный ноябрьский день, Иоганн и Катарина выехали из деревни в запряженной лошадью повозке. Иоганн был нездоров, поэтому лошадью правила Катарина, а он держал на руках младенца. Вдруг лошадъ, заметив в поле какое-то движение, вздрогнула, затем взбрыкнула, и поводья опутали оба запястья молодой женщины. По проселочной дороге лошадь пустилась в безумный галоп. Поводья все сильнее сжимали руки Катарины, и она не могла удержать насмерть перепуганное животное.
Иоганн крепко прижимал к себе дитя, при этом он отчаянно пытался поймать поводья, чтобы помочь жене, но повозка бешено прыгала по камням и корням деревьев, и они чуть из нее не выпали. Он не мог вмешаться в происходящее. Катарина в последний раз оглянулась на мужа и сына. «Прыгай, прыгай!» — крикнула она. Смерть настигла ее в тридцатилетием возрасте. Иоганн и ребёнок спаслись, но через год малыш умер.
Иоганну было тридцать два года. Он потерял жену и трех детей (первенец умер во время родов).
Вскоре после смерти Катарины он женился на девушке из соседней деревни Анне Симон. Вместе они уехали в Америку и поселились в Нью-Йорке, в Бруклине. У Иоганна и Анны родились восемь детей, правда, первая дочь и сын умерли в младенчестве.
Часть семьи, оставшаяся в России, перенесла немало бед: грянули революции, в стране шла Гражданская война. После образования Советского Союза деревня пережила много потрясений. Гражданам советского государства не запрещалась переписка с гражданами других стран, и за океан летели письма об ужасном голоде и репрессиях. Иоганн жил очень бедно, но собирал деньги, чтобы посылать их умирающим от голода в разоренных деревнях родственникам. К сожалению, письма и Денежные переводы редко доходили до адресатов.
Иоганн плакал, читая письма от живущих в тысячах миль от Нью-Йорка родных: «Неужели ты нас забыл? Мы умираем с голоду. Ты нас больше не любишь? Пожалуйста, помоги нам!» Постепенно письма приходить перестали: Советский Союз отгородился от всего мира железным занавесом. Иоганн больше не мог вернуться в Россию, обнять близких и припасть к ставшей им родной земле.
Как-то раз один из живших в России братьев Иоганна отправился в соседнюю деревню. Больше его никто не видел. Ходили слухи, что он был избит, а затем убит. Их сестра умерла в 1922 году от истощения. Тогда, из-за безжалостной конфискации зерна, в деревнях свирепствовал ужасный голод. Старший брат Иоганна, староста деревни, отказался сдавать зерно — он понимал, что, сдав зерно, крестьяне обрекут себя на голодную смерть. Его похоронили заживо, двух его сыновей убили, а дочерей сослали в Сибирь.
Все оставшиеся в России члены семьи Рей были либо убиты, либо умерли от голода, либо оказались в вагонах для перевозки скота, в которых несчастных измученных людей отправляли в лагеря на Дальний Восток. Никто не избежал страшных ударов судьбы. Потомки узнали об их злоключениях только после падения железного занавеса.
Несмотря на все невзгоды, одно в жизни Иоганна оставалось неизменным — это была вера. Ранее он принял важное для себя решение — стать пастором. Супруги пересекли страну и остановились в прериях штата Канзас. Они напоминали им поля с колышущейся пшеницей в русской деревне. Преподобный Иоганн Рей основал маленькую церковь. Ее прихожане по большей части тоже прибыли из российского Поволжья. Скромное пасторское жалованье не позволяло содержать большую семью, и поэтому Джон (Иоганн) и Энн (Анна) Рей трудились на ферме, чтобы прокормить себя и детей.
В июне в Канзасе очень красиво. В это время там расцветают шиповник и пионы. Небольшой деревенский дом семьи Рей утопал в цветах. Энн чистила на кухне картофель. Она посматривала в окно на младшего сына Авраама, которого в Америке они стали называть Эйбом. Вскоре ему должно было исполниться семь лет.
Прикрывая загорелой рукой глаза, мальчик разговаривал со старшим братом Биллом.
— Смотри, какая огромная туча! Наверное, скоро начнется дождь. Как ты думаешь?
— Не-а, — ответил Билл. — Это маленькое облачко.
Туча прошла над прерией и остановилась как раз над домом семьи Рей. Голубое небо потемнело, и пошел проливной дождь. Мальчикам пришлось спасаться от него на веранде.
Однако в тот день туча принесла не только воду. Из ее чрева вырвалась ослепительная молния, и раздался оглушительный грохот. Разряд ударил в печную трубу, прямиком пробежал к раковине и попал в воду, в которой чистившая картофель Энн держала руки. Туча улетела так же быстро, как появилась. Небо вновь прояснилось, и солнце осветило двух прижавшихся друг к другу на веранде мальчиков.
Энн погибла в возрасте сорока девяти лет. Ее младшие дети — семи, девяти и двенадцати лет — еще жили с родителями. Гроб украсили шиповником и пионами. Маленький Эйб взошел по ступеням церкви. В его голове звучали слова: «Будь сильным и смелым. Не плачь».
К пятидесяти шести годам Джон потерял двух жен и пятерых детей. Спустя шестнадцать месяцев он женился на женщине, которая, к сожалению, не желала заботиться об Эйбе и Других детях.
После смерти матери Эйбу, Биллу и их сестре Лидии оставалось рассчитывать только друг на друга. Они помогали друг другу жить. Отец погрузился в церковные заботы, отношения с новой женой и работу на приусадебном участке. Он мало занимался детьми — лишь в свойственной ему скупой манере отдавал им распоряжения. По воскресеньям они целый день проводили в церкви. Там не разрешалось играть — можно было только сидеть и читать Библию. От детей требовали безусловного послушания.
Эйб скучал по матери и страдал от безразличия отца и суровости мачехи. Гнев на родителя, который отдалился от детей, накапливался, словно гной в глубокой ране, но в семье Рей мужчинам не дозволялось проявлять свои чувства. Маленький Эйб на износ работал на ферме и усердно учился в школе. Это помогало ему забывать о горе и семейных неприятностях.
Он был любознательным и способным мальчиком. Учителя его любили. К сожалению, его отец решил, что шести лет, проведенных в школе, вполне достаточно, и двенадцатилетнего подростка отправили работать на поля в западной части Канзаса. Все деньги, которые он зарабатывал, отсылались им отцу.
После Первой мировой войны население Америки столкнулось с новыми трудностями, а в 1929 году началась Великая депрессия. Все семьи, все люди — молодые и старые — оказались в отчаянном положении. В поисках работы шестнадцатилетний Эйб объездил всю Америку. К сожалению, в стране не хватало рабочих мест, тем более для подростков. В двадцать лет Эйб вынужденно вернулся в Канзас.
В родном городке Мэрион он познакомился с хорошенькой девушкой по имени Вэлма. Ей тоже пришлось многое пережить. Вэлма была младшим ребенком в семье Джона и Маты Бирэм. У них было пять детей. Семья жила на маленькой ферме в Канзасе. Мод, сестра Маты, ее муж и семеро их детей жили поблизости. Вэлма любила играть с маленькими двоюродными братьями и сестрами, но в 1919 году, когда ей было всего пять лет, в семье ее тети произошла трагедия: во время эпидемии гриппа умерли двухлетние близнецы и полугодовалый младенец. Это случилось в течение всего двух недель. Мод сошла с ума от горя. Ее поместили в психиатрическую больницу, и она оставалась в ней до самой смерти.
После страшного удара судьбы муж Мод со старшей дочерью уехали на Запад. Других детей (четырехлетнюю Лиоту и двух мальчиков шести и семи лет) он оставил на попечение родителей Вэлмы. Им пришлось стать приемными матерью и отцом сразу для трех детей.
Вэлма по-прежнему относилась к двоюродным братьям и сестре как к родным. Она с радостью играла с Лиотой, а тем временем ее родители выбивались на ферме из сил, чтобы прокормить всех детей, и преодолевали множество трудностей. К тому же они горевали о том, что за короткий срок им пришлось попрощаться с шестью членами семьи.
Прошло двенадцать лет. Старший брат Вэлмы и две ее сестры обзавелись семьями и уехали. В родительском доме осталась сама Вэлма, ее брат и трое приемных детей.
В начале осени листва в Канзасе разноцветная, поэтому сентябрь считается самым красивым месяцем года. Дни становятся короче. Еще довольно тепло, хотя все чаще дует прохладный ветерок. Тем сентябрем Джон много работал в поле. Ему помогали сын и двое племянников. Они выросли и превратились в дюжих молодых парней.
Мата, Вэлма и Лиота гладили на кухне белье, наслаждаясь прохладой, которую приносил врывающийся в окна ветерок. По очереди они грели на печи два чугунных утюга. В непосредственной близости стояла стеклянная емкость с керосином — из нее в печь поступало горючее. Постепенно банка опустела, в печи раздалось шипение... Мата попросила семнадцатилетнюю Вэлму сходить за керосином и наполнить им банку.
— Мама, я почти закончила гладить папину воскресную сорочку. Боюсь, что пока я хожу, засохнет крахмал. Может, пусть лучше сходит Лиота?
Мата повернулась к девушке:
— Лиота, ты знаешь, где у нас хранится керосин'?
Шестнадцатилетняя Лиота заверила ее, что прекрасно знает, и весело выскочила за дверь. Она была рада немного прогуляться, ведь на улице стояла замечательная погода. Девушка направилась в сарай, где семья держала керосин. К сожалению, когда в темноте она до краев наполняла им банку, она не прочитала надпись на этикетке: «БЕНЗИН. Осторожно! Огнеопасно».
Лиота с наслаждением вдохнула в себя осенний воздух. Входя на кухню, она не заметила, что край коврика загнулся, споткнулась и упала. С ужасом Вэлма увидела, что Лиота выплеснула часть легковоспламеняющейся жидкости прямо на горящую печь.
Джон и мальчики работали в поле. Услышав оглушительный взрыв, они вздрогнули. Джон обернулся и, увидев вырывающиеся из кухонного окна языки пламени, похолодел. Послышались истошные крики несчастных женщин.
В доме разыгралась страшная сцена. Мата бросилась на обожженное тело приемной дочери. К ним обеим кинулась Вэлма, но мать ее оттолкнула — яростный огонь уже перекинулся на платье Маты.
Девушка истерично кричала, пока заживо горели ее сестра и мать. Вэлма считала себя виноватой в том, что происходящее в доме напоминало ад. «Почему я сама не пошла за керосином?! Зачем я сказала, чтобы его принесла Лиота?!»
Несколько дней Вэлма оплакивала родных, однако после похорон она была вынуждена вернуться к обычной жизни. Боль и раскаяние укутали ее душу в саван. Она прогоняла слезы и усердно заботилась о семье. Это помогло ей пережить горе.
Вэлма просыпалась до рассвета и готовила еду для четырех голодных мужчин. Она до крови сдирала кожу рук, отстирывая их грязные комбинезоны. Она почти все время проводила на кухне, стены которой после пожара были покрыты копотью. А ведь когда-то здесь звучал веселый смех... Ремонт семья смогла сделать далеко не сразу. Смех и радость, к сожалению, так и не вернулись в этот дом.
Через два года Эйб и Вэлма поженились. Отцов обоих молодоженов звали Джонами, а обеих матерей в возрасте сорока девяти лет настигла трагическая смерть. На 1933 год пришелся пик Великой депрессии. Регулярно добывать средства к существованию было почти невозможно. В 1936 году в семье родился первый ребёнок — девочка. В надежде найти работу ее родители за год переехали с места на место девять раз. Наконец Эйбу повезло: он начал развозить на грузовике продукты. Порой он отсутствовал дома по нескольку дней.
В это время Вэлма с ребенком оставалась в глуши Оклахомы. Она часто плакала, но всегда с улыбкой встречала мужа. Прошло три года, и они с Эйбом решили вернуться в родной городок Мэрион, чтобы воссоединиться с многочисленными родственниками.
Эйб уложил вещи в грузовик. Все их пожитки оказались в одном небольшом кузове: свадебные подарки, детская одежда, семейные фотографии, скромная мебель, которую они приобрели с огромным трудом. Мать же с дочерью отправились в путь на автобусе.
В Канзасе, в доме родственников, Вэлма с нетерпением ожидала появления Эйба. Наконец на дороге появилась какая-то машина, но это не был набитый скарбом знакомый грузовик! Из машины вышел Эйб. Он горячо поблагодарил водителя за то, что тот его подвез, потом повернулся к Вэлме: он хотел что-то ей сказать, но голос его не слушался. Наконец, всхлипывая, он произнес: «Пожар... в грузовике начался пожар, и все сгорело!»
Жизнь должна была продолжаться.
Эйб и Вэлма поселились в Мэрионе, но Эйб не нашел там покоя. В поисках лучшей доли они каждый год переезжали на новое место.
Вэлма старалась сохранять спокойствие любой ценой. Из последних сил она сдерживала свои чувства, зная, что стоит нарушить шаткое равновесие, боль прорвет плотину и она захлебнется в водовороте чувств. Плотно сжатыми губами она улыбалась, но в ее глазах застыло горе. Вэлма страдала от мигреней и артрита.
В 1944 году в семье родилась еще одна девочка. Старшая сестра радовалась ее появлению на свет, но шла Вторая мировая война и семье в который уже раз пришлось переехать — на этот раз в «большой» город Вичиту. Эйб нашел работу в аэропорту. Три месяца они прожили в маленьком домике, а затем переехали в большой дом. Вместе с ними жили постояльцы, которые работали на авиационном заводе или на соседних военных базах.
В тридцать лет Вэлма казалась слабой и изнуренной. Ей постоянно приходилось преодолевать физическую и душевную боль. Она недавно родила и теперь заботилась уже о двух детях. Кроме того, она обслуживала четырех жильцов и готовила им еду из купленных по карточкам продуктов. В доме была всего одна ванная комната на восемь человек, и семья не имела машины.
Однажды восьмилетиям дочь Вэлмы выразила желание после уроков посещать занятия церковного хора. Это означало, что ей придется ездить в церковь на автобусе. Сначала Вэлма сомневалась, следует ли ей это разрешать: она беспокоилась о дочери. Но девочка была умной и самостоятельной, и наконец мать согласилась с ее доводами. Вэлма выросла в маленьком Мэрионе, где все друг друга знали. Там дети бегали по улицам без присмотра взрослых, и никто их не обижал. Наверное, в Вичите так же безопасно, решила она.
Ее дочь пришла в восторг от того, что ей разрешили одной ездить на автобусе. Сначала она внимательно следила за тем, чтобы не пропустить свою остановку, но постепенно потеряла бдительность. Однажды, когда шел снег, она зачиталась... школьным учебником. Наконец девочка отложила в сторону книгу и вздрогнула: небоскребы, которые раньше она видела издалека, теперь стояли прямо перед ней. О, ужас! Она проехала свою остановку и очутилась в центре города.
Девочка пыталась вернуться на знакомые улицы, но случилось то, что навсегда изменило ее жизнь: к ней пристали несколько молодых солдат. Злополучная встреча закончилась изнасилованием. Девочка осталась жива. Когда насильники ее оставили, она привела себя в порядок и вернулась домой. Матери она сказала, что просто опоздала на автобус.
В семье Рей было не принято обсуждать свои чувства. Никто не объяснил девочке, как можно пережить страдания и исцелиться от боли. Само собой, родители никогда не говорили ей о том, что она может быть изнасилована. Ребёнок постарался вытеснить из памяти болезненные воспоминания. К сожалению, это не помогло ей исцелиться от боли: она просачивалась наружу в виде мучительных кошмаров. Душевная боль отразилась на здоровье девочки, как это было и с ее матерью. Не одно десятилетие дочь Эйба и Вэлмы мучили мигрени и астма.
Ее звали Мэрилин.
Это история моей семьи.
Выживание
Неутихающая боль, капля за каплей, падает на сердце,
пока к нам, отчаявшимся, не явится мудрость
через божественную благодать.
Эсхил (525-456 до н.э.)
В подростковом возрасте я сильно страдала от астмы, поэтому после окончания школы переехала на север Аризоны, который славится чистым горным воздухом. Перемена климата избавила меня от астмы, но, к сожалению, у меня начались мигрени, которые с возрастом только усиливались. Многие люди пытаются избавиться от боли при помощи никотина, алкоголя, наркотиков или еды, а я горела работой. Я превратилась в энергичного амбициозного трудоголика. Кроме того, я излишне опекала окружающих — классический случай созависимости. Я часто жертвовала собственным здоровьем ради благополучия других людей.
Знакомые не сомневались в том, что моя жизнь удалась. У меня была чудесная семья и успешная карьера. Я активно участвовала в общественной жизни города Скоттсдейла, посещала местную церковь, но люди понятия не имели о моих проблемах со здоровьем. Когда мне исполнилось сорок четыре года, мне перестали помогать лекарства. Я принимала двадцать пять таблеток экседрина, 125 мг элавила и от двенадцати до пятнадцати таблеток алка-зельтцера в день. За неделю я выпивала пузырек фиоринала — сильнодействующего болеутоляющего средства. Мне ничего не помогало. Никто не подозревал, что невыносимые боли наводят меня на мысль о самоубийстве. Точнее, об этом знала только моя близкая подруга Кей, которая настояла на том, чтобы я обратилась в отделение интенсивной терапии одной из калифорнийских клиник. Я долго упиралась, потому что консервативные жители маленького городка, в котором я жила, считали, что в такие клиники обращаются только психически больные и невменяемые люди. Я все время повторяла: «Со мной все в порядке. Мне это не надо. Я нормальный человек». Но я верю, что Господь все делает вовремя: Он меня спас. Подруга настояла на терапии, и я обратилась в клинику. Предполагалось, что курс терапии продлится недели две. Однако я провела в клинике семь месяцев.
Признание боли
Во время терапии я почувствовала, что нахожусь в безопасном месте и могу выплеснуть сдерживаемую долгие годы боль. Я стала вспоминать тот снежный день, когда зачиталась в автобусе и проехала свою остановку. Мне казалось, я снова превратилась в изнасилованную солдатами восьмилетнюю девочку. Я все пережила заново. Раньше я никогда не сталкивалась с насилием, и этот удар сокрушил меня физически и эмоционально. Когда насильники ушли, я не могла понять, как определить случившееся и как его пережить. Это не поддавалось никакому объяснению. Я похоронила воспоминания в глубинах своего подсознания, затем привела себя в порядок, отыскала дорогу домой и сказала маме, что опоздала на автобус.
Я сознательно отрицала произошедшее, но тело и подсознание помнили все. У меня начались приступы астмы. Я задыхалась и чувствовала тяжесть в груди. Я испытывала те же ощущения, что и при оральном изнасиловании. (Разумеется, это вовсе не значит, что все случаи заболевания астмой имеют такое же происхождение.) Мне снились кошмары о том, что я умираю от удушья. Мама говорила, что я часто просыпалась, крича от ужаса. Проснувшись, я рассказывала ей, что во сне «тонула в белом клее» и что на лице у меня была «липкая гадость». Дело было в 1944 году, и родителям не приходило в голову, что меня изнасиловали.
Во время терапии все эти воспоминания выплыли наружу. Эффект был подобен извержению вулкана. Он привел к тому, что в течение шести недель я чувствовала себя восьмилетней девочкой. Я читала и писала, как третьеклассница. Я перестала носить лифчик и дорогие украшения. Я не делала себе макияж. Даже волосы на моем теле замедлили рост. При необходимости я могла заставить себя вернуться во взрослое состояние, но одна мысль об этом вызывала у меня такое напряжение, что врач посоветовал мне, пока это необходимо, «оставаться восьмилетней».
Метод Мюррей открыл ребёнок
Помощи и спасения можно ожидать только от детей, потому что они — создатели взрослых людей.
Мария Монтессори (1870-1952)
Я была очень любознательным ребенком. Мама вспоминала, что я постоянно донимала ее вопросами «что?», «почему?», «кто?» и «как?». С возрастом мой интерес к различным областям жизни только усилился. Меня занимало все, начиная от способа создания бронзовой скульптуры и заканчивая разницей в реакции женщин из группы психологической поддержки на травмирующие ситуации.
Во время нахождения в медицинском центре я вновь почувствовала себя ребенком, но тем не менее постоянно соотносила свои воспоминания с позицией взрослого человека. Мой врач, доктор медицинских наук Питер Данильчук (кстати, фамилия досталась ему от украинских предков), попросил меня описать переживаемый мной разлад. Я сказала: «Мне кажется, при рождении я была Изначальным ребенком, каким создал меня Бог. После изнасилования я превратилась в Плачущего ребёнка, который страдал от боли. Я не знала, как от нее избавиться, и наконец просто “положила” боль в “коробку”, которую закопала. Но вместе с болью исчез и Изначальный ребёнок. Его похоронил мой защитник — Контролирующий ребёнок.
Для того чтобы боль и Изначальный ребёнок оставались в тайнике, мне пришлось навсегда превратиться в Контролирующего ребёнка. Он много работал, общался с другими людьми, заботился о них и старался, чтобы с его лица не сходила улыбка. Он был все время занят, чтобы у меня не возникло возможности задуматься о том, что спрятано в той “коробке”».
Кто бы мог подумать, что эти «ребячьи» термины однажды станут основой моей теории — созданной ребенком теории!
Проходили дни, недели, месяцы. Постепенно я превращалась в обычного взрослого человека, но я понятия не имела, как совместить и уравновесить составляющие моей личности. Сначала я хотела полностью избавиться от Контролирующего ребёнка и Плачущего ребёнка, но потом поняла, что у них важные функции. У Контролирующего ребёнка появились новые задачи: он Должен был меня защищать, помогать мне держать себя в руках и проявлять ответственность. Плачущий ребёнок появился из Моря боли (так я обозначила свою беду)— он воплощал собой сочувствие и сопереживание. Он помогал другим людям, которые страдали от боли.
Но самую важную роль играл Изначальный ребёнок — он воплощал собой мой образ при рождении. Ему свойственны дарованные мне способности, характер и ум. У него моя душа, которая жаждет единения с Богом.
Смена парадигмы
В конце 1980-х годов популярный писатель и общественный деятель Джон Брэдшоу писал о «внутреннем ребенке». Он выступал перед людьми с теми же соображениями, которые приходили в голову и мне, когда в 1980-1981 годах я проходила курс терапии. Проблему «расщепления» личности обсуждали такие известные теоретики, как Фрейд, Фэйрбейрн, Гантрип, Кляйн и Винникотт, однако, насколько мне известно, они никогда не рассматривали ее с точки зрения самого ребёнка.
Когда я поняла, что моя личность состоит из трех частей, я постаралась соединить их в цельную Здоровую уравновешенную личность. Новый взрослый человек получился очень уязвимым. Он появлялся от случая к случаю, но я навсегда запомнила эти чудесные минуты. Я понимала, что не успокоюсь, пока не узнаю, что он хочет мне сказать.
Доктор Данильчук осторожно вел меня к исцелению. Дело было не только в избавлении от последствий сексуального насилия — он помог мне раскрыть душу и укрепить разум, задуматься о своих жизненных принципах и вере. Господь готовил в моей душе перемену.
Когда я вскрыла глубокую гнойную рану, долгие годы отравлявшую мне дух и тело, то поняла, что пустоту должен заполнить целебный бальзам. Если оставить рану открытой, мне грозит ее инфицирование и новое нагноение. Наконец я осознала, что мое исцеление зависит от моих отношений с Богом.
Меня поразила взаимосвязь эмоционального и физического состояний. Когда я освободилась от душевной боли, стало выздоравливать мое тело. Я всегда буду помнить один апрельский день 1981 года, когда я проснулась со странным ощущением, которое трудно описать. Десятилетиями я мучилась от сильных головных болей, потому что всю жизнь подавляла отрицательные эмоции, связанные не только с изнасилованием, но и с другими неприятными ситуациями в своей жизни, потому что опасалась проявлять свои истинные чувства. С годами боль становилась все более сильной и изматывающей. Я перепробовала все традиционные и нетрадиционные методы лечения, но безуспешно. Помнится, что перед началом терапии в калифорнийской клинике несколько врачей мне сказали: «Мы не можем избавить вас от боли. Вам нужно научиться ее терпеть и как-то жить дальше». Но в то солнечное апрельское утро я проснулась и поняла, что у меня не болит голова! Впервые за двадцать пять лет у меня не болит голова!
Я не только избавилась от мигрени и астмы — в целом улучшилось мое физическое состояние. Я совершала длительные прогулки по холмам Сан-Франциско (не менее трех миль, а по выходным и все восемь) и не чувствовала боли, а ведь раньше я с трудом преодолевала даже короткие дистанции и никогда не поднималась в горы. Я похудела на тридцать фунтов. Я стала лучше выглядеть. Я чувствовала себя бодрой и энергичной. Я начала понимать, что значит быть Здоровой уравновешенной личностью. Поверьте мне: это прекрасно!
Мне стало ясно, что каждый человек — это физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное существо. Эти качества «сплетены» друг с другом, словно веревки, из которых состоит канат. Если одна из веревок ослабнет, канат станет менее надежным, и, напротив, если ее укрепить, станет крепче канат.
Мое состояние значительно улучшилось, но я страдала из-за долгой разлуки с близкими людьми. Я скучала по домашним и понимала, что теперь они терзаются от растерянности и боли. Они не знали, что им отвечать людям, которые интересовались, где я нахожусь. В июне я собиралась вернуться домой. Я радовалась предстоящей встрече с родственниками и друзьями, но беспокоилась о том, какой меня ожидает прием.
Пока я лечилась в клинике, мне довелось услышать истории других пациентов. Люди со всех концов света рассказывали мне о пережитых ими печальных событиях (владельцем той клиники был всемирно известный врач, лечиться к которому приезжали со всех континентов). После возвращения в Аризону мне хотелось кричать: «Эй, люди, вы знаете, что происходит в мире? Детей повсеместно унижают, избивают и насилуют!» Я поняла, что большинство людей понятия не имеют, как часто дети всего мира сталкиваются с насилием дома, в школе и на улице. А самое печальное: очень немногие хотят это знать.
У меня было чувство, словно я оставила Канзас и Аризону и отправилась на войну. Меня взяли в плен и поместили в лагерь для военнопленных. Наконец мне удалось освободиться из плена, и я вернулась домой. Люди радовались моему возвращению, но не хотели слушать мои рассказы о том, где я побывала и что мне пришлось там испытать.
Другой мир, другая война
Если благодаря вам в мире началась новая жизнь,
вы должны ее защищать.
Это можно сделать, только меняя наш мир.
Эли Визель (р. 1928)
Я поняла, что стала пленницей на другой, новой войне. Я не знала, что готовит мне будущее, но не сомневалась в том, что хочу сражаться. Я молилась: «Господи, открой мне дверь, и я в нее войду».
Я твердо верю, что Господь все делает вовремя. Пока я шла по пути к исцелению, многие люди тоже вступили на этот путь, и наконец в 1981 году в США стали открыто обсуждать тему насилия над детьми.
Спустя четыре месяца после моего возвращения домой меня попросили выступить перед группой женщин и рассказать им о своем опыте. Я одной из первых осмелилась публично говорить об изнасиловании. В течение двух-трех лет проблема насилия над детьми, особенно сексуального, стала все чаще освещаться средствами массовой информации. Меня приглашали выступать по всей стране: в университетах, в церквах, на общественных собраниях, на радио и телевидении. Я была поражена ответной реакцией. Так, после моего появления на телевидении мне стали приходить мешки писем. Большинство людей просили меня порекомендовать специалиста, который помог бы им справиться с последствиями полученной в детстве психологической травмы.
Доктор Данильчук и мой новый врач, доктор Ральф Эрл, с которым я познакомилась в Аризоне, посоветовали мне поступить в университет на факультет психологии. Я сделала это по двум причинам: во-первых, мне хотелось стать психологом и помогать людям, которые отчаянно нуждались в помощи, а во-вторых, я надеялась глубже разобраться в том, что со мной происходит. Мне требовалось осмысление того, что случилось, когда в восьмилетием возрасте я себя «похоронила».
Сциндо-синдром
На первом курсе факультета психологии Университета Оттавы (Феникс, штат Аризона) я сразу начала просить преподавателей объяснить мне процесс «расщепления» личности, который я пыталась описать доктору Данильчуку, когда впервые встретилась с Плачущим ребенком, Контролирующим ребенком и Изначальным ребенком. Я услышала много версий. Некоторые считали, что я говорю о шизофрении, потому что греческое слово shcizo переводится как «расщепляю». Другие полагали, что я имею в виду диссоциативное расстройство идентичности[2]. Но я описывала естественное явление — «расщепление» личности, которое возникает как защитный механизм в том случае, если человек переживает психологическую травму или подвергается насилию. В ответ я иногда слышала: «Мы знаем, что так бывает, но по этическим причинам не можем воссоздавать травмирующее явление в лабораторных условиях, поэтому нам почти ничего неизвестно об этом процессе».