Взаимные любовь и уважение
В нездоровых системах установлены чрезмерно строгие границы или вовсе нет никаких границ. Но есть и более правильное решение: в здоровых системах внешние и внутренние границы построены на принципе взаимных любви и уважения.
(Иллюстрация 6. Здоровые системы
(взаимные любовь и уважение))
В здоровых системах внешние границы стоят на одном и том же месте, но их можно пересечь. Они основаны на взаимных любви и уважении и отражают золотое правило: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Внешние границы не являются такими жесткими и неприступными, как установленные в нездоровых системах.
Внутренние, личные границы гибки, но прочны. Если человек чувствует, что на другого человека можно положиться, он доверительно распахивает навстречу ему свои объятья; если нет, он незамедлительно закрывает свои личные границы, чтобы защитить себя. Правители и родители показывают пример поведения по отношению к тем, кто находится за пределами внешних границ. Они убеждают окружающих в том, что каждый человек заслуживает уважения и его личность драгоценна в глазах Бога. Здоровые системы обеспечивают чувство безопасности и защищенности, потому что предполагают свободу, а не покорность.
В отличие от закрытых систем, системы, основанные на взаимных любви и уважении, открыты для новых идей. Приехавшему на учебу подростку-мусульманину из Египта оказывают теплый прием. Воспитывавшейся в здоровой системе американской девочке не запрещают посетить японскую семью. Дети вырабатывают твердые принципы благодаря тому, что живут в атмосфере взаимного уважения. В то же время им позволено сомневаться в ценностях и воззрениях родителей. Они могут принимать собственные решения и нести за них всю полноту ответственности. Они учатся самостоятельно принимать решения и их последствия.
|
Я составила список характеристик, которые помогают определить, какая система является здоровой, а какая нет. Прежде всего я предлагаю своим клиентам и ученикам определить главные системы, в которых они живут и которые действуют в их жизни. Составив такой список своих систем (например: а) родительская семья, б) собственная семья, в) страна происхождения и проживания, г) место работы, д) церковь, школа или другая организация), они просматривают мой список характеристик и с его помощью определяют типы своих систем.
Здоровая система | Нездоровая система |
Любовь и уважение к Богу, самому себе и другим людям | Безоговорочное подчинение власти |
Строящаяся на взаимном уважении | Управляемая с помощью страха и унижения |
Открытая | Закрытая |
С нормальными границами | С жесткими границами или вообще без границ |
Предполагающая самостоятельное независимое мышление | Ограничивающая самостоятельное мышление (только я/мы владеем истиной) |
Позитивная | Негативная |
Дружелюбная | Замкнутая, холодная |
Готовая к сотрудничеству | Враждебная, воинственная |
Терпимая | Придирчивая, осуждающая |
Одобряющая | Неблагодарная, грубая |
Скромная | Чванливая |
Милосердная | Озлобленная |
Внимательная к людям | Эгоистичная |
Терпимая | Нетерпимая |
Преданная | Неверная |
Прямолинейная | Лицемерная |
Добрая | Суровая, жесткая |
Чуткая, сострадательная | Безразличная |
Уважительная | Бесцеремонная |
Ответственная | Безответственная |
Новаторская | Традиционалистская |
Признающая ценность каждого человека | Закоснелая в неприятии иного («Мы хорошие, вы плохие») |
Оптимистичная (видит в людях преимущественно хорошее) | Пессимистичная (видит в людях преимущественно плохое) |
Любознательная, всегда находится в поисках истины | Всезнающая («Только я/мы знаем, что считать истиной») |
Честная | Лживая |
Надежная, заслуживающая доверия | Ненадежная, не заслуживающая доверия |
Адекватная | Неадекватная |
Творческая | Косная, жесткая |
Гармоничная | Узконаправленная |
Согласованная (слова согласуются с действиями) | Противоречивая(слова не согласуются с действиями) |
Четкая и последовательная | Расплывчатая и противоречивая |
Гибкая | Жесткая |
Уязвимая | Защищенная |
Вдохновляющая, способствующая успеху других людей | Непримиримая к другим людям, запугивающая их |
Положительная (дружественная) | Отрицательная (агрессивная, пассивно-агрессивная) |
Готовая принять в себя новых членов | Отгораживающаяся от окружающего мира |
Своей главной целью видящая благосостояние человека или группы людей | Своей главной целью видящая удовлетворение потребностей властителя |
Приветствующая совместные действия | Склонная к бурным конфликтам |
Мирная, радостная | Тревожная, дисгармоничная |
Определяющая свой успех успехом отдельного человека и групп людей | Определяющая свой успех успехом властителя |
|
(Упражнение 20. Здоровы ли ваши системы?)
Пожалуйста, выполните это упражнение. Оно поможет вам определить, какой была и какой стала норма во всех ваших системах. Кроме того, оно поможет вам решить, какой вы хотите видеть новую норму. Результат этой работы может вас удивить.
|
Управлять с помощью страха или уважения?
Наверное, выдумаете: «Но ведь бывают моменты, когда от людей требуется безоговорочное подчинение власти». Вы правы. Когда пожарный приказывает зевакам отойти от горящего здания, его должно слушаться. На войне солдаты должны быть уверены в том, что все их товарищи выполняют приказы командира, иначе начнется хаос и случится трагедия. История показала, что великие полководцы управляли войсками без деспотизма. Спортивные тренеры, которые уважают игроков, добиваются более высоких результатов, а игроки ценят их наставления куда выше, чем приказы тех тренеров, которые управляют с помощью запугивания.
Как вы проявляете себя в роли родителя, работодателя, лидера? Уважаете ли вы людей или вы их запугиваете? Вы требуете от окружающих уважения или пытаетесь его заслужить? Что они думают о вашем стиле руководства?
Я вижу, что сегодня жизнь многих людей и семей ежедневно меняется к лучшему, потому что они хотят стать членами здоровых систем. Порой меня переполняет такой энтузиазм, что я напоминаю себе о необходимости сдерживаться. Революционные преобразования старых систем не гарантируют позитивных результатов.
Советская система появилась на свет после бунта против автократии царизма. Жестокий режим не обращал внимания на нужды отчаявшихся подданных. Многие большевики считали своей целью строительство нового общества на принципах взаимного уважения. Как это ни печально, но власть узурпировали безжалостные диктаторы, которые превратили это новое общество в зловещую систему — много хуже той, которой она пришла на смену.
В Америке профсоюзы создавались для того, чтобы противостать произволу жестоких и корыстных работодателей, требовавших от рабочих сверхурочной работы за мизерную плату и не заботившихся об улучшении условий их труда. К сожалению, некоторые из этих профсоюзов не смогли дать бой коррупции и стали играть такую же деструктивную роль, как системы, которые они планировали исправить.
Во главе коммунистических партий и некоторых профсоюзов стояли далеко не идеальные руководители, которые не собирались избавляться от собственных недостатков и корректировать свои порочные системы ценностей. Несмотря на то что их идеологии изначально были основаны на взаимном уважении, эти руководители поверили в свою избранность и право на власть и отринули основополагающие принципы здоровых систем.
Резюме
Мы живем и работаем в системах, многие из которых, подобно куклам-матрешкам, находятся в других системах. У нас есть семья и родственники, мы живем в неком обществе, в некой стране. Кроме того, мы взаимодействуем с другими системами: с учебным заведением, трудовым коллективом, церковью, государственными учреждениями, властными структурами. Все они ежедневно оказывают влияние на течение нашей жизни. Вам следует знать, как эти системы влияют на ваше поведение, — это поможет вам определить, какие поведенческие особенности и какие убеждения вам стоит сохранить, а от каких лучше отказаться. Благодаря этому вы поймете, с какими препятствиями вам предстоит столкнуться во время исцеляющего путешествия.
Я знаю людей, которые успешно преодолели все преграды и теперь живут и процветают в здоровых системах. Эти люди, старые и молодые, проложили новые прекрасные и безопасные пути. Они ждут, когда по ним пойдут другие люди. Конечно, им часто приходится нелегко, но совершить подобное путешествие — одно из самых смелых и полезных предприятий в жизни каждого человека, ведь благодаря ему эти люди будут жить, веря во взаимные любовь и уважение к Богу, самому себе и другим людям.
ГЛАВА 10
Кто первый?
Кто приобретает разум, тот любит душу свою;
кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
Притч. 19:8
Когда в 1980 году я обратилась в клинику, книг, в которых рассказывалось о вредных привычках или насилии как проблеме, не хватало. Еще меньше было литературы на тему созависимости и установления личных границ. Эти термины редко использовались. Я думала, что «граница» — это забор, но мой врач, доктор Данильчук, догадался, что причиной моей болезни является стресс, который я постоянно испытывала из-за привычного образа жизни. Он настоял на том, чтобы я начала заботиться о себе, а также велел мне прочитать новую книгу о здоровом самоутверждении, чтобы я научилась говорить «нет». Раньше этого слова в моем словаре не было.
Новая здоровая система
Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу.
Данте Алигьери (1265-1321)
В тот день, когда я поняла, что путь, которым я шла сорок четыре года, был опасным и разрушительным, я несколько часов рыдала. Я всегда старалась поступать правильно, но теперь увидела, что, как я ни старалась, у меня ничего не получилось, потому что я выбрала неправильный путь. Я всегда отличалась перфекционизмом, и это известие стало для меня сильным ударом.
Я консультировала многих клиентов, которые пережили то же самое. Это хорошие люди, которые искренне верят в то, что идут верным путем, однако их жизнь и отношения складываются не лучшим образом. Мой друг и коллега Кен Уэллс, в прошлом пастор, придумал очень верное сравнение: «Со стороны казалось, что я на всех парах мчусь по пути к успеху, но в глубине души я чувствовал, что у моей повозки отваливаются колеса!»
Мои родители не были ко мне слишком требовательными — я сама была слишком к себе требовательной. Как только я поняла, что путь, по которому я иду, приносит мне и моей семье несчастье, я активно стала искать другой путь, предназначенный мне Господом.
Для того чтобы выйти из нездоровой системы и создать новую, здоровую, мне следовало мысленно проститься с привычным «пейзажем». Чем дальше я уходила от старого пути и привычной системы, тем лучше себя чувствовала — физически, интеллектуально, эмоционально и духовно. Я поняла, что мой главный долг состоит в том, чтобы сохранить здоровье в этих четырех областях. Об этом не может позаботиться никто, кроме меня. Даже Бог этого для меня не сделает, если я не буду Ему помогать.
Внутренние диктаторы
Мы говорили о «кирпичиках», из которых построены высокие толстые стены нездоровых систем. Я обнаружила, что порой эти «кирпичики» превращаются в «пластинки» с бесконечной «мелодией», которая постоянно проигрывается в моей голове. Некоторые «пластинки» оставались у меня в сознании, и я внимательно к ним прислушивалась, другие прятались в подсознании, и об их существовании я даже не подозревала. Но все они были очень настойчивыми, и все они играли важную роль в формировании моих ценностей. Кроме того, они диктовали мне мои поступки, хотя я не всегда осознавала, какую власть они надо мной имеют.
А откуда взялись «пластинки», которые проигрываются в вашей голове? Может, вы взяли их с собой из родного дома, потому что ваши родители, хотя они вас любили, но вынуждали жить в нездоровой системе? Или они держали вас в ежовых рукавицах, а то и «воспитывали» бейсбольной битой? Не столь важно, каков источник старых «мелодий» (например, критических замечаний): эти мощные послания от родителей, родственников, общества, власти, школы, ровесников, работодателей и даже от вас самих создают зловредный климат, распространяя ядовитые испарения, способные заразить грядущие поколения. Одна моя ученица использовала несколько красноречивых метафор, чтобы описать постоянно ею слышимые мелодии:
• «Непрестанные бабушкины жалобы на жизнь оставили в моей душе глубокие борозды»;
• «Ее слова застревали в моей голове, как гвозди»;
• «Эти “пластинки” превратились в ограничивающий мою жизнь неприступный забор».
Некоторые «пластинки» проигрываются в наших головах постоянно; другие мы слышим лишь в особых случаях. Некоторые записи лживы, другие правдивы, в третьих может содержаться неправильно понятая правда. Бывают записи из двух противоречащих друг другу сообщений («Будь лучшим и не задирай нос!» — все мы слышали что-то подобное этому).
Посмотрите на свое Яйцо травмы и подумайте о том, сколько событий и постоянных источников стресса привели вас к созданию новой деструктивной «пластинки». Или вы вновь слушаете старую? Если события вашей жизни подтверждают содержание этой записи, в сознании и подсознании она проигрывается все громче. Я приведу пример из своего прошлого: в детстве я очень любила читать и часто бродила по дому и улице, не отрываясь от книги. Мама говорила: «Положи книгу и смотри, куда идешь, иначе с тобой случится что-нибудь страшное: например, ты можешь не заметить несущуюся по дороге машину». Когда мне было восемь лет, я ехала в автобусе на репетицию хора, зачиталась и пропустила свою остановку. Я заблудилась и стала жертвой изнасилования. Конечно, это не моя вина, но я решила, что запись со словами матери верна, а это значит, за ошибкой непременно последует катастрофа. Это сообщение было подкреплено травмирующим переживанием. С этого момента подсознание превратило меня в радикальную перфекционистку. Многие годы я страшно боялась совершить ошибку, поскольку верила в то, что все мои дела являются вопросом жизни и смерти.
Новое послание
Нам пора избавиться от старого образа мыслей.
Сегодня мы поднимемся над вчерашними горестями, сегодня мы увидим новый мир,
сегодня мы вновь преисполнимся надеждой и силой.