Мэри Чепиан «Познание радости»




Внутренний свет

В моем кабинете сидела красивая женщина. Она говори­ла, а в ее глазах блестели слезы. «Как я могу радовать­ся, что Бог одарил меня разными способностями, и на­слаждаться жизнью, когда на свете столько людей, ко­торым повезло намного меньше, чем мне? Я думаю, эта самодостаточность ужасно эгоистична». Эта женщина защитила кандидатскую диссертацию по психологии. Она чрезвычайно умна. Она с успехом выступает на пуб­лике и пишет прекрасные книги. В детстве ее считали вундеркиндом, потому что она талантливо играла на фортепьяно. Она вышла замуж за преуспевающего топ- менеджера, родила чудесных детей, дождалась внуков. Окружающие считают ее идеальной женой, матерью, профессионалом и церковным, деятелем. Несколько лет она работала в миссии и бескорыстно помогала несчаст­ным и обездоленным людям.

Как ни удивительно, но когда она родилась, ее отец сидел в тюрьме. Детство у нее было не очень счастливым. Она рано столкнулась с алкоголизмом, насилием и депривацией. Страх одиночества и насилия наложил глубокий отпечаток на ее душу. Она знала, что Бог ее ценит и любит, но в глубине души подозревала, что не заслуживает ничего хорошего, потому что считала себя порочной и, следовательно, недостойной Его люб­ви, поэтому она продолжала трудиться на благо других людей, пока не почувствовала себя совершенно изможденной и опусто­шенной.

Во время терапии и после нее она сосредоточила усилия на восстановлении отношений с Богом, Который играет в ее жизни роль любящего родителя. Она нуждалась в том, чтобы уверо­вать в то, что Он всегда будет рядом, всегда будет ее ценить и любить без условий, чего не сумел сделать ее земной отец.

Кроме того, она работала над тем, чтобы признать Изначаль­ного ребёнка удивительным созданием, о котором следует забо­титься и которого надо часто хвалить. Этой женщине необходи­мо было понять: она имеет право гордиться тем, что становится такой, какой ее задумал Господь. Она не должна переживать из- за того, что ее умения и таланты якобы унижают других людей. Пережитые в прошлом несчастья сделали ее чуткой и сердо­больной, но ей требовалось научиться устанавливать границы.

В настоящее время этой замечательной женщине удалось установить охраняющие ее жизнь границы. Она приобрела международную известность как автор книг и преподаватель. Я всегда рада ее видеть. Сейчас она выглядит моложе и энер­гичнее, чем в тот раз, когда мы встретились с ней впервые. Мно­гие люди считают ее своим наставником и примером для под­ражания. Она — истинный пример Здоровой уравновешенной личности.

Такое превращение происходит непросто. От человека требу­ются смелость и искреннее желание сделать свою жизнь здоро­вой и счастливой, несмотря на недовольство собой и язвитель­ные замечания окружающих. Нарциссизм и эгоизм характерны для многих людей, но, по моим наблюдениям, большинству из них свойственно скорее недооценивать свою значимость, чем придавать себе слишком большое значение.

Возможно, вы согласны со мной, но тем не менее думаете: «Как же быть тем из нас, у кого нет исключительных способ­ностей, кто не добился особых успехов, не приобрел прочных связей и не заработал кучу денег?» У каждого человека есть уникальные способности. Каждый человек играет особую роль, которая не под силу другому человеку. Эта роль заключается в том, чтобы стать Здоровой уравновешенной личностью. Я знаю людей, которые сидят в тюрьме или живут в стране, которой правит тиран, и не имеют доступа к различным ресурсам, и тем не менее они сумели стать Здоровой уравновешенной лично­стью. Важно не то, что мы имеем, а то, как мы распоряжаемся тем, что мы имеем.

Идеальная эквилибристика

Мои клиенты и ученики иногда меня поддразнивают: они гово­рят, что у меня на лбу написана буква «Р», потому что я посто­янно подчеркиваю, как важно в жизни равновесие. Я заметила, что большинство людей раздирают противоречия и о гармонии они могут только мечтать. Я сама была такой до начала тера­пии. Когда я больше узнала о равновесии, я разработала не­сколько схем становления Здоровой уравновешенной личности.

Я полагаю, что большинство людей действуют и реагируют на чужие действия в зависимости от точки зрения их Контро­лирующего ребёнка и Плачущего ребёнка. Именно эти «дети», а не сам взрослый человек управляют его жизнью. Изначальный ребёнок слишком мал, и никто не обращает на него внимания. Иногда я представляю, что Контролирующий ребёнок и Плачу­щий ребёнок двумя веревками привязаны к запястьям Изна­чального ребёнка. Два маленьких хулигана несутся по пустыне, и Изначальный ребёнок вынужден бежать вслед за ними. Они тащат его по камням через заросли кактусов, его ранят колючки и кусают гремучие змеи. Удручающая картина!

У некоторых людей особенно силен Плачущий ребёнок, и на маленького Изначального ребёнка они почти не обращают вни­мания, а Контролирующий ребёнок слаб и влачит жалкое су­ществование. Такое впечатление, что у этих людей на лбу стоит печать, свидетельствующая о том, что они жертвы, потому что окружающие постоянно их обижают. Кроме того, они постоян­но ищут человека, который о них позаботится, — они не готовы взять на себя ответственность за свою жизнь.

Но есть люди, похожие на меня в прошлом. У них сильный Контролирующий ребёнок и слабый Плачущий ребёнок, о суще­ствовании которого они почти не догадываются. Изначального ребёнка они просто не замечают. Для этих людей важнее всего контроль, правила приличия и работа.

Наконец, у некоторых людей Изначальный ребёнок выраста­ет большим и активным, а Плачущий ребёнок и Контролирую­щий ребёнок останавливаются в развитии. Эти люди отличают­ся творческой жилкой, с ними интересно общаться, они чудес­ные друзья, но порой они кажутся вечными детьми, как Питер Пэн, который не хотел взрослеть. Люди из этой группы могут быть очаровательными, но в то же время незрелыми, безответ­ственными, думающими только о собственных удовольствиях.

Они часто живут в мире фантазий, который прекрасно изобра­жен в фильме «Артур». С ними весело на вечерниках, но при более близком знакомстве выясняется, что на них невозможно положиться. Они эгоцентричны и будут такими до тех пор, пока не поймут, что пришло время взрослеть.

Для того чтобы стать Здоровой уравновешенной личностью, вам нужно следить за тем, чтобы все три внутренних ребёнка были одинаково значимы. Они должны научиться вместе рабо­тать, а не разрывать вас на части.

Команда

Я сидела в маленьком внутреннем дворике в Калифор­нии и с большим интересом слушала моего нового друга. Он заразительно смеялся, у него были ярко-голубые гла­за, и вообще он был похож на типичного молодого амери­канца. Он был нападающим и капитаном футбольной команды, президентом студенческого совета и медали­стом. Он прекрасно учился. Его дед, отец и брат были врачами. Городскую больницу назвали именем его отца.

Он мечтал, чтобы отец уделял ему больше внима­ния, но тот всегда был слишком занят: для него всегда на первом месте стояли пациенты. Когда моему другу исполнился двадцать один год, отец наконец стал нахо­дить время для себя и своей семьи, но было уже поздно: в пятьдесят один год знаменитый врач скончался от сер­дечного приступа.

Вместо того чтобы по примеру родственников заниматься ме­дициной, молодой человек поступил в Лондонскую школу эко­номики — чрезвычайно престижное учебное заведение. После его окончания он стал работать бухгалтером в Сан-Франциско. Там мы с ним и познакомились. Однажды он спросил меня: «Ты часто говоришь о Плачущем ребенке. А что ты имеешь в виду?» Я вкратце рассказала ему о своей концепции. Он сардонически рассмеялся и заявил: «Мне кажется, я прекрасно знаком с эти­ми “детьми”! Когда в понедельник утром я еду на работу, я слов­но надеваю старомодную тесную купальную шапочку — это мой Контролирующий ребёнок. Я приезжаю в офис, в котором сидит множество других Контролирующих детей. Все они усердно ра­ботают с калькуляторами и на компьютерах. Так продолжается целую неделю, но в пятницу вечером я снимаю тесную шапоч­ку. Наконец-то закончилась рабочая неделя! К власти приходит Изначальный ребёнок. Мы с друзьями наведываемся в бар или клуб или я иду на свидание. В субботу я играю с приятелями в гольф или баскетбол либо хожу на спортивные матчи. Но в воскресенье появляется Плачущий ребёнок. Он просит меня по­звонить матери и узнать, как у нее дела. В понедельник утром я вновь надеваю тесную шапочку Контролирующего ребёнка. Так продолжается неделя за неделей. Такое чувство, что эти “дети” сидят в разных углах комнаты и ждут перерыва, чтобы завла­деть моим телом. У каждого из них свои цели. Да, мне интерес­но узнать, каким бы я был человеком, если бы они работали сообща, как одна команда».

Я объяснила ему то, что изображено на схеме «Здоровая уравновешенная личность» (Иллюстрация 11) В течение че­тырех лет мы не раз возвращались с ним к обсуждению этой концепции. Благодаря новым знаниям он изменил свой образ жизни. Кроме того, он посещал психолога, чтобы решить неко­торые свои проблемы. В настоящее время он продолжается раз­виваться, чтобы стать зрелым и гармоничным человеком. А что было бы с вами, если бы разные стороны вашей личности рабо­тали как единое целое?

(Иллюстрация 11.Здоровая уравновешенная личность)

Эта иллюстрация позволяет понять, что Здоровая уравно­вешенная личность — это сбалансированное сочетание всех ха­рактеристик Изначального ребёнка с позитивными сторонами Плачущего ребёнка и Контролирующего ребёнка. Оно делает человека более мудрым и помогает ему на протяжении всей жизни принимать зрелые, взвешенные решения.

Когда-то я думала, что должна избавиться от Контролирую­щего ребёнка и Плачущего ребёнка, но потом поняла, что они играют в моей жизни очень важную роль и без их помощи я не смогу стать Здоровой уравновешенной личностью. Мое детство пришлось на годы Второй мировой войны. Тогда была популяр­на песня, которая называлась «Думай о хорошем, забудь о пло­хом». Я решила, что это высказывание должно определять мое отношение ко всем моим внутренним «детям». Мне следует со­средоточиться на их положительных сторонах, научиться их по­ощрять, но в то же время не поддаваться их негативному влия­нию. Мы не можем стать Здоровой уравновешенной личностью, просто захотев этого. Я предлагаю вам начать с оценки своих позитивных и негативных качеств, которые воплощает каждый ваш «ребёнок». После этого вы предпримете усилия, чтобы стать Здоровой уравновешенной личностью.

Плачущий ребёнок

Возможно, вы очень чувствительный человек, но боитесь это по­казать. Или же, напротив, вы логично мыслите и стараетесь не идти на поводу у чувств. В любом случае вам следует больше внимания уделять своему Плачущему ребенку и чаще прислу­шиваться к своим ощущениям. Так вы научитесь свободно про­являть свои чувства, но в разумных пределах.

Каждый человек должен очистить свое Море боли, чтобы за­ставить утихнуть боль или, иными словами, минимизировать ее негативное влияние. Я не думаю, что кто-то способен полностью осушить Море боли. Кроме того, в этом нет особой необходимо­сти — главное, понизить его уровень, чтобы волны боли не на­крывали вас с головой.

Вам следует учиться общаться и строить отношения. Эти ценные навыки помогут вам поддерживать чистоту в Море боли. Не имеет смысла вычерпывать из него боль, а затем снова наполнять его болью. Если вы осознаете существующие проб­лемы и постараетесь их решить, они в конце концов исчезнут. Если же вы не будете обращать на них внимания или выберете неадекватные способы их решения, они окажутся в Море боли и породят новые страдания.

Помните, что Плачущему ребенку свойственны такие ка­чества, как участливость, сострадание, милосердие и заботли­вость. Вряд ли я смогла бы долгие годы работать с насильника­ми и растлителями малолетних, если бы сначала не научилась понимать своего Плачущего ребёнка. Я бы стремилась им ото­мстить за боль и ужас, испытанные мной по вине других людей, или, напротив, продолжала бы жить в страхе, который мешал бы мне работать.

Благодаря тому что я узнала своего Плачущего ребёнка, я от­носилась к заключенным, как к своим собратьям по несчастью, а не как жертва относится к обидчику. Я также не считала себя великим психологом, который милостиво нисходит до жалких негодяев. Благодаря терапии я смогла рассказать им о том, как меня изнасиловали, и они начали мне доверять и в свою оче­редь рассказали мне истории, которые произошли с их Плачу­щим ребенком. Большинство заключенных впервые делились воспоминаниями о пережитом ими в детстве насилии.

Контролирующий ребёнок

Если вы импульсивный и чувствительный человек, вам следу­ет поддержать своего Контролирующего ребёнка. Это важная часть исцеляющего путешествия. Вы должны добиться того, чтобы ваш разум контролировал ваши чувства. Для этого вам понадобится помощь Контролирующего ребёнка — благодаря ей ваши разум и сердце будут действовать заодно, вы станете более ответственным человеком и вам не придется жалеть о не­обдуманных поступках.

Как я уже говорила, Контролирующий ребёнок располагает механизмом защиты, который помогает вам в кризисные мо­менты, когда вы испытываете боль. Вы не должны терять этого ценного союзника. Вам необходимо проанализировать детские и взрослые механизмы защиты, чтобы определить позитивные, которые следует оставить, и негативные, от которых нужно из­бавиться. Если в качестве защиты используются зависимости, вам необходимо обратиться за профессиональной помощью, стать участником программы «Двенадцать шагов» или группы поддержки.

Кроме того, Контролирующий ребёнок помогает вам выпол­нять профессиональные, семейные и социальные обязанности. У него есть и другая важная роль: он помогает устанавливать границы. Это умение вырабатывается со временем и требует определенных усилий. Границы нужны по двум причинам: они не позволяют вам стать жертвой и в то же время мешают пре­вращать в жертв окружающих вас людей. Некоторые ошибоч­но полагают, будто границы требуются только для того, чтобы ограждать одних людей от других, — на самом деле люди не меньше нуждаются в защите от самих себя.

Изначальный ребёнок

Изначальный ребёнок — капитан вашей команды. Он занима­ет чрезвычайно важное место, потому что вы созданы таким же, как он, и ему свойственны все ваши врожденные способно­сти. Он наделен вашей душой и помогает вам почувствовать близость к Богу. Однако если вы оставите его одного, лишив сочувствия Плачущего ребёнка и ответственности Контролирую­щего ребёнка, Изначальный ребёнок может стать эгоистичным и инфантильным. Если же вы потратите время на развитие Из­начального ребёнка, не пренебрегая положительными качест­вами, свойственными Плачущему ребенку и Контролирующе­му ребенку, вы создадите идеальные условия для становления Здоровой уравновешенной личности.

С возрастом я поняла, насколько важна эта мысль. Утвер­дившись в ней, я разрешила себе поставить Изначального ребёнка на первое место. Я выделяла время на заботу о здоровье и особенно на отношения с Богом, я наслаждалась общением с домашними и друзьями, отдыхала в парке с интересной книгой и не чувствовала себя виноватой в том, что не переделала кучу дел. За последние тридцать лет я перенесла немало страданий: я пережила смерть родственников и близких друзей, прошла через несколько операций и другие сложные испытания, но по­скольку Изначальный ребёнок поддерживает Здоровую уравно­вешенную личность, я могу выносить боль и продолжать идти вперед. Я была счастлива, когда это поняла.

Дорожная карта

Мудрец спокойно взирает на части, потому что видит целое.

«Дао Дэ Цзин»

Я использую несколько упражнений, чтобы помочь своим уче­никам и клиентам начертить дорожную карту исцеляющего путешествия. Для этого они используют схему «Здоровая урав­новешенная личность» (Иллюстрация 11). Она уникальна для каждого человека, потому что в ней содержится то, что кажет­ся ему правильным и достижимым. Дело в том, что исцеляю­щее путешествие — довольно длительный и сложный процесс.

Я разбила его на небольшие части, чтобы облегчить вам работу. Помните старую поговорку «Капля камень точит»? Надеюсь, вы к нам присоединитесь, ответив на вопросы следующих упраж­нений и заполнив Рабочую тетрадь Здоровой уравновешенной личности.

(Упражнение 27. Контролирующий ребёнок)

(Упражнение 28. Плачущий ребёнок)

(Упражнение 29. Изначальный ребёнок)

(Упражнение 30. Рабочая тетрадь
Здоровой уравновешенной личности)

Когда вы закончите делать упражнения, напишите, какие свои проблемы вы бы хотели решить в первую очередь. Исполь­зуйте схему «Здоровая уравновешенная личность» (Иллюстра­ция 11). Под обозначающим каждого «ребёнка» кругом перечис­лите негативные характеристики, от которых вы хотели бы из­бавиться, и позитивные качества, которые вы хотели бы в себе развить. Когда со временем вы добьетесь всех своих целей, при­ступайте к выполнению другого упражнения из приведенных выше.

(Упражнение 31. Ваша личная дорожная карта)

(Иллюстрация 12. Ваша личная дорожная карта)

Становление Здоровой уравновешенной личности — это луч­ший подарок, который вы можете сами себе преподнести. Мы говорили о том, что в Круге 1 в идеале должны находиться только вы и Бог. Это произойдет лишь в том случае, если вы станете Здоровой уравновешенной личностью. Я надеюсь, вы не пожалеете сил и времени, чтобы стать таким человеком, каким вас задумал Господь. Чтобы добиться этого, прошу вас сделать следующее:

• пообещайте себе, что вы будете работать над тем, чтобы стать Здоровой уравновешенной личностью;

• попросите Бога (Высшую силу) вам помочь.

Всегда держите рабочую тетрадь и вашу личную дорожную карту рядом с собой, чтобы они как можно чаще попадались вам на глаза. Помните, что ваши цели должны отражать физиче­ский, интеллектуальный, эмоциональный и духовный аспекты вашей жизни. Вам не стоит сосредотачиваться только на двух первых аспектах. Постарайтесь сильно не переживать и не слишком напрягаться, потому что цели должны быть желанны­ми и достижимыми, иначе вы будете страшиться, лениться и в итоге ничего не добьетесь.

Подготовка команды к путешествию

Если один их трех «детей» задвигает двух других в тень, нару­шается равновесие. Это может привести к следующим послед­ствиям:

• Если вы позволяете Контролирующему ребенку деспотически вами править, вы станете жестким и властным человеком, трудоголиком, который печется только о внешних приличиях;

• Если в вас доминирует Плачущий ребёнок, вы вечная жерт­ва. Вы постоянно нуждаетесь в том, чтобы кто-то о вас забо­тился, а сами редко берете на себя ответственность за свои поступки. Вы так чувствительны и сердобольны (и постоян­но забываете о границах), что рискуете безвременно умереть смертью мученика;

• Если на трон внутри вас взобрался Изначальный ребёнок, который игнорирует двух других «детей», вы печетесь только о своих удовольствиях, отличаетесь эгоцентризмом и инфан­тильностью (я не имею в виду детскую непосредственность) или настолько не от мира сего, что обычная жизнь кажется вам кошмаром.

Если один из трех ваших «детей» отказывается вносить пози­тивный вклад в становление вашей Здоровой уравновешенной личности, вы чувствуете душевный разлад.

• Контролирующий ребёнок обеспечивает вашу стабильность и защищенность. Он учит других «детей» ответственности. Без него Плачущий ребёнок всегда ищет помощи окружаю­щих, а Изначальный ребёнок вечно развлекается и устраи­вает вечеринки;

• Плачущему ребенку свойственны чуткость и сострадание. Без него два других «ребёнка» ведут себя эгоистично: Кон­тролирующий ребёнок слишком озабочен тем, чтобы все дер­жать под своим контролем, а Изначальный ребёнок думает только о себе и своих удовольствиях;

• Изначальный ребёнок не только воплощает самый важный компонент духовности, но также привносит в тройственный союз жизнерадостность и энергию. Без него два других «ребёнка» быстро начнут скучать. Если бы не он, Контролирующий ребёнок все свое время посвящал бы работе, а Плачу­щий ребёнок постоянно бы рыдал и не чувствовал бы близо­сти с Богом.

Поддерживать равновесие между всеми тремя «детьми» — все равно что ходить по канату. Однажды ко мне обратился кли­ент — импульсивный молодой человек. Он отчаянно хотел стать таким, каким его задумал Господь. Мы говорили с ним о том, что Изначальный ребёнок, которому присуща его душа, должен получать удовольствие от общения с Богом. Молодой человек очень разволновался и воскликнул: «Понял! Мне нужно искать и как можно быстрее найти Бога!» Он тут же замолчал и робко добавил: «Похоже, Контролирующий ребёнок хочет заставить Изначального ребёнка искать Бога и преодолевать многочис­ленные препятствия, вместо того чтобы просто радоваться обще­нию с Ним».

Здоровый «родитель»

Здоровая уравновешенная личность — это здоровый ответствен­ный «родитель» своих трех «детей». С Божьей помощью вы на­учитесь заботиться о них так, как вам всегда хотелось, чтобы заботились о вас. Вы можете:

• внимательно и увлеченно слушать;

• проявлять любовь и заботу;

• быть справедливым со всеми тремя «детьми»;

• обеспечивать им безопасность и покой;

• быть ответственным и надежным;

• с готовностью признавать, что вы допустили ошибку;

• поддерживать их и уметь рисковать;

• поощрять творческие способности и развивать таланты;

• смеяться и весело проводить время.

Если у вас есть семья, положитесь на родительские навыки, которые у вас наверняка уже есть. Если вас что-то смущает, по­думайте о том, как бы вы решили вопрос, если бы он возник при воспитании трех настоящих детей.

Я часто предлагаю ученикам выполнить такое упражнение: они должны вести дневник, внимательно прислушиваться к себе и описывать чувства, которые испытывают их внутренние «дети». Мои клиенты называют это упражнение «Дневник трех “детей”». Групповая терапия дает прекрасные результаты, по­тому что люди учатся слушать окружающих, отвыкают их осуж­дать и в целом проявляют больше терпимости. Группа стано­вится сплоченной, но каждый участник сохраняет свою индиви­дуальность. То же самое происходит, когда вы ведете дневник, в котором даете право высказаться каждому своему «ребенку».

Вы наверняка удивитесь, когда поймете, что они по-разному реагируют на одно и то же событие. Я была поражена, когда это заметила. Упражнение поможет вам понять, почему, когда вы думаете об определенных отношениях или ситуациях, вас одо­левают противоречивые мысли.

Советую вам выполнять это упражнение ежедневно, особен­но если вам предстоит принять сложное решение. Это поможет вам сделать правильный выбор и впоследствии о нем не пожа­леть.

(Упражнение 32. «Дневник трех “детей”»)

Я сама в течение многих лет вела «Дневник трех “детей”». Спустя некоторое время мои «дети» научились работать сооб­ща и не тянуть одеяло на себя. Они знают, что для них важнее всего, но всегда готовы выслушать остальных. Мои клиенты со мной согласны. Один успешный бизнесмен прислал мне копию своего дневника. Сначала его Контролирующий ребёнок соли­ровал, заглушая голоса других «детей», но постепенно они запе­ли в унисон: каждый исполнял свою партию, но их голоса сли­вались и звучала прекрасная мелодия.

Я так долго вела дневник, что теперь легко делаю это в уме, однако если мне предстоит принять особо важное решение, я все-таки записываю нюансы. Например, когда после тринадца­ти лет, проведенных в Калифорнии, я решила вернуться в Ари­зону, я фиксировала свои связанные с различными аспектами этого решения мысли и чувства. Особенно меня волновал ответ на вопрос, какой дом мне следует купить в Аризоне. Вот какие ответы я получила:

• Плачущий ребёнок хотел жить в спокойном и безопасном месте;

• Изначальный ребёнок мечтал о красивом доме, в котором найдется место для цветника и розария;

• Контролирующий ребёнок интересовался стоимостью дома, налогами, ставкой по ипотеке, коммунальными услугами (электричество для кондиционера летом) и предполагаемой ценой дома в будущем.

Я просмотрела почти сорок домов, пока не нашла тот, кото­рый устроил всех трех «детей». Куда легче было бы купить тот, который устроил хотя бы двух из трех «детей», но я понимала, что, поступив таким образом, я не буду по-настоящему доволь­на и в глубине души буду знать, что это не совсем правильное решение.

Когда я наконец нашла подходящий дом и впервые в него вошла, все три «ребёнка» воскликнули: «Да! Это то, что нам нужно!» Дом стоил не дороже, чем я могла себе позволить, он был красивым и располагался в небольшом спокойном районе. Долгие годы, когда вечерами я возвращаюсь с работы и завожу машину в гараж, я с облегчением вздыхаю, чувствуя радость и удовлетворение — мне по-прежнему очень нравится мой дом!

Я рада, что Здоровая уравновешенная личность настояла на своем. В прошлом я бы прислушалась к той части моей лично­сти, у которой был самый громкий голос (конечно, я говорю о Контролирующем ребенке), и отказалась бы от поисков сразу после того, как мне предложили дом за приемлемую цену.

А что скажете вы? Как часто вы прислушиваетесь лишь к одной части своей личности? Случалось ли вам пожалеть о принятом решении? Большинство из нас хотя бы раз в жиз­ни, поддавшись на уговоры Изначального ребёнка, поступали импульсивно. Мы не обращали внимания на предупреждения Контролирующего ребёнка и Плачущего ребёнка, а в результа­те тратили слишком много денег, покупая ненужные вещи или поддерживая болезненные деструктивные отношения. Или, на­против, мы подчинялись Плачущему ребенку, который отгова­ривал нас рисковать, и отказывались от многообещающей воз­можности, например, новых отношений.

Здоровая уравновешенная личность умеет принимать пра­вильные решения. Это возможно лишь в том случае, если вы слушаете мудрые суждения всех частей вашей личности — всех трех «детей» — и принимаете во внимание их прошлый опыт. Зрелость — это внешнее проявление внутреннего состояния.

Крыша

(Иллюстрации 13а и 13б. Крыша)

Когда я занималась поисками нового дома, я придумала сим­вол, который воплощает Здоровую уравновешенную личность. Это Крыша.

Представьте диаграмму с тремя столбиками: в центре сто­ит самый широкий и высокий — он обозначает Изначального ребёнка; столбики по бокам меньше и ниже обозначают двух других «детей». Над ними находится Крыша — Здоровая урав­новешенная личность. Если Изначальный ребёнок продолжает развиваться и чувствует себя хорошо, Крыша стоит на месте.

Между Плачущим ребенком, Контролирующим ребенком и Крышей есть место, которое позволяет им в ежедневно возника­ющих сложных ситуациях проявлять гибкость. Мы часто стал­киваемся с печальными обстоятельствами, поэтому Плачущий ребёнок в тяжелые времена нуждается в свободном простран­стве, а Контролирующий ребёнок должен расти и защищать его. Иллюстрация 13а показывает, что пока Изначальный ребёнок остается самым большим и высоким, Плачущий ребёнок и Контролирующий ребёнок могут расти и снова уменьшаться в размерах, не тревожа Крышу Здоровой уравновешенной лич­ности.

Если при столкновении с болью Изначальный ребёнок не по­лучает достаточного внимания и уменьшается в размерах, Кры­ша тут же «проседает» (Иллюстрация 13б). Вы не сможете стать Здоровой уравновешенной личностью, если не позаботитесь об Изначальном ребенке.

Я это поняла, когда писала свою первую книгу «Узник иной войны». В процессе работы я главным образом сосредоточи­лась на истории моего Плачущего ребёнка и совершенно пере­стала заботиться об Изначальном ребенке (за него я только молилась). Я так увлеченно слушала голос Плачущего ребёнка, что не заметила, как Изначальный ребёнок стал сморщи­ваться и скукоживаться. Спустя несколько недель я с изумле­нием обнаружила, что моя Крыша Здоровой уравновешенной личности обрушилась. К счастью, я быстро поняла, что с ней случилось, и стала активно восстанавливать поддерживающие ее «колонны». Для этого мне пришлось стать внимательнее к Изначальному ребенку: я выделила время для отдыха, выхо­дила в солнечные дни на прогулку, разговаривала с родными по телефону, ужинала с друзьями, ходила в церковь, занима­лась спортом, брала в видеопрокате хорошие фильмы и много смеялась.

Возможно, ваша Крыша тоже вот-вот рухнет?

Как его зовут?

Не удивлюсь, если разговоры о «детях» вам до смерти надоели. Вероятно, вы и раньше о них слышали, но вас это не интересо­вало. Возможно, в прошлом кто-то предложил вам прислушать­ся к голосу внутреннего «ребёнка», а тот посоветовал бросить семью и детей и сбежать в приморский санаторий. У меня было немало клиентов, которые слышали или читали о чем-то подоб­ном, но они не понимали, что должны слушать всех «детей», а не одного из них.

Если вам не нравятся придуманные мной имена, вы, конеч­но, можете не называть части своей личности «детьми». Я не возражаю, если вы придумаете им новые имена: «Сергей, Олег и Роман» или «Наташа, Татьяна и Елена». Выбирайте любое имя, которое вам нравится. Главное, чтобы вы помнили, что каждый человек, и вы в том числе:

• вмещает в себе человека, который воплощает замысел Госпо­да (Изначальный ребёнок);

• имеет маленькое или большое Море боли (из которого выхо­дит Плачущий ребёнок);

• использует защитные механизмы (это прерогатива Контро­лирующего ребёнка).

Взаимодействие между тремя этими частями определяет жизнь человека.

Вы можете как угодно называть внутренние части собствен­ной личности, но, пожалуйста, не отказывайте себя в праве на их рост и развитие в течение всей вашей жизни.

Резюме

Цель исцеляющего путешествия состоит в становлении Здоро­вой уравновешенной личности — уникального человека, каким вас создал Господь. Этот процесс бесконечен. Мы никогда не будем идеальны, потому что это неотъемлемое свойство Госпо­да. Относитесь к себе бережнее: помните, что мы все совершаем ошибки. Хвалите себя за достигнутые успехи. Когда вы учитесь устанавливать границы, чтобы контролировать свое поведе­ние и поведение окружающих, и физически, интеллектуально, эмоционально и духовно выздоравливаете, вы преодолеваете солидный отрезок пути к исцелению. Помимо этого, вам следует внимательно прислушиваться к своим внутренним «детям»: они помогут вам принимать правильные решения и стать Здоровой уравновешенной личностью.

Возможно, вам наскучили разговоры о здоровье, зрелости и мудрости, а Здоровая уравновешенная личность кажется вам скучной. На самом деле все ровно наоборот: Здоровые уравнове­шенные личности — самые талантливые, интересные и замеча­тельные люди на планете, потому что им удалось обрести сво­боду и стать такими, какими их задумал Господь. Я предлагаю вам стать Здоровой уравновешенной личностью.

Веха «Мудрость и зрелость» строится на основании четырех предыдущих. Это кульминация исцеляющего путешествия.

Мы подходим к пятой вехе с определения мудрости, которая является сочетанием знаний, опыта и их осмысления. Многие люди располагают лишь одним слагаемым этого уравнения, но все они играют ключевую роль в появлении мудрости, все они одинаково важны. Чтобы достичь желанной цели, мы должны учитывать мудрость Изначального ребёнка, Контролирующего ребёнка и Плачущего ребёнка. Каждый из трех «детей» вносит личный вклад в формирование мудрости, что является одной из главных целей исцеляющего путешествия.

Зрелость также является значимым компонентом этого эта­па исцеляющего путешествия. Приходит она с возрастом, но не ко всем людям, а достигается только в том случае, если в своих поступках вы руководствуетесь приобретенной с жизненным опытом мудростью. Зрелость проявляется в ваших реакциях, отношениях, действиях. Она определяет вашу систему ценно­стей, проявляет себя в попытках исправить прошлые ошибки и в умении правильно реагировать на новые ситуации. Для того чтобы продолжилось исцеляющее путешествие, необходимо по­чувствовать свою силу, которую дарит зрелость, и избавиться от оборонительного детского поведения, потому что оно мешает здоровому развитию личности. Зрелость дарит вам возможность наслаждаться умиротворенной счастливой жизнью Здоровой уравновешенной личности.

 

ГЛАВА 14

Исцеляющее путешествие

Мудрость предпочтительнее богатства. Без мудрости нет счастья.

Софокл (495-406 до н. э.)

Мудрость

Эту часть финального этапа исцеляющего путешествия я опре­деляю с помощью уравнения «Знания + Опыт + Осмысление = Мудрость». Некоторые люди много знают, но их не назовешь мудрыми, так же как тех, кто многое пережил, или тех, кто много знает и многое пережил. Пока к знаниям и опыту не добавится их осмысление, причем не напускное, не поверх­ностное, не появится и мудрость. Осмысление происходящего приводит к внезапным глубоким озарениям. Они порождают замечательный феномен, который называют мудростью.

В этой книге я старалась вооружить вас знаниями и проси­ла подкрепить их личным опытом в надежде на то, что все это не только повысит вашу информированность, но и приведет к осмыслению знаний и опыта. Наверняка вы уже чувствуете себя немного мудрее, если работаете над собой с помощью Бога и если...

• учите Контролирующего ребёнка ответственности и помогае­те ему устанавливать границы, чтобы не допускать насилия по отношению к себе и окружающим;

• позволяете Плачущему ребенку проявлять заботу и сочувст­вие к окружающим, находясь под защитой правильно уста­новленных границ;

• поощряете Изначального ребёнка совершенствовать душу и благодарить Господа, развивая таланты, которые Он ему по­дарил;

• активно работаете над тем, чтобы сохранить свое физиче­ское, интеллектуальное, эмоциональное и духовное здоровье и равновесие.

Выполняя эту работу, вы поймете, что каждый из ваших «детей» располагает элементами знаний, опыта и их осмыс­ления, однако, чтобы стать мудрее, они нуждаются во вкладе двух других «детей» — в противном случае их единичные уси­лия будут неполными и несбалансированными. Только вклад всех трех «детей» делает Здоровую уравновешенную личность мудрой.

(Упражнение 33. Мудрость)

Внимательно и вдумчиво заполните таблицу в Упражнении 32. Когда вы закончите эту работу, то наверняка удивитесь, на­сколько мудрее вы стали благодаря приобретенным вами зна­ниям, опыту и их осознанию. Поверьте в ценность этой мудро­сти. Она ваша, она нелегко вам далась. Я всегда прошу своих клиентов и учеников много раз повторить одну фразу: «Я знаю, что я знаю то, что знаю». Прошу вас, сделайте то же самое — повторите ее несколько раз. Напишите ее на листочках и рас­клейте их по дому, в машине, в рабочем кабинете — везде, где вы каждый день будете видеть эти листочки, пока не поверите в правомочность этого утверждения и оно не запечатлеется в вашем подсознании.

Зрелость

Люди похожи на витражи: они сияют и переливаются,
когда све­тит солнце, но после наступления темноты
истинная красота видна лишь в том случае, если внутри горит свет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: