Внутренний свет
В моем кабинете сидела красивая женщина. Она говорила, а в ее глазах блестели слезы. «Как я могу радоваться, что Бог одарил меня разными способностями, и наслаждаться жизнью, когда на свете столько людей, которым повезло намного меньше, чем мне? Я думаю, эта самодостаточность ужасно эгоистична». Эта женщина защитила кандидатскую диссертацию по психологии. Она чрезвычайно умна. Она с успехом выступает на публике и пишет прекрасные книги. В детстве ее считали вундеркиндом, потому что она талантливо играла на фортепьяно. Она вышла замуж за преуспевающего топ- менеджера, родила чудесных детей, дождалась внуков. Окружающие считают ее идеальной женой, матерью, профессионалом и церковным, деятелем. Несколько лет она работала в миссии и бескорыстно помогала несчастным и обездоленным людям.
Как ни удивительно, но когда она родилась, ее отец сидел в тюрьме. Детство у нее было не очень счастливым. Она рано столкнулась с алкоголизмом, насилием и депривацией. Страх одиночества и насилия наложил глубокий отпечаток на ее душу. Она знала, что Бог ее ценит и любит, но в глубине души подозревала, что не заслуживает ничего хорошего, потому что считала себя порочной и, следовательно, недостойной Его любви, поэтому она продолжала трудиться на благо других людей, пока не почувствовала себя совершенно изможденной и опустошенной.
Во время терапии и после нее она сосредоточила усилия на восстановлении отношений с Богом, Который играет в ее жизни роль любящего родителя. Она нуждалась в том, чтобы уверовать в то, что Он всегда будет рядом, всегда будет ее ценить и любить без условий, чего не сумел сделать ее земной отец.
|
Кроме того, она работала над тем, чтобы признать Изначального ребёнка удивительным созданием, о котором следует заботиться и которого надо часто хвалить. Этой женщине необходимо было понять: она имеет право гордиться тем, что становится такой, какой ее задумал Господь. Она не должна переживать из- за того, что ее умения и таланты якобы унижают других людей. Пережитые в прошлом несчастья сделали ее чуткой и сердобольной, но ей требовалось научиться устанавливать границы.
В настоящее время этой замечательной женщине удалось установить охраняющие ее жизнь границы. Она приобрела международную известность как автор книг и преподаватель. Я всегда рада ее видеть. Сейчас она выглядит моложе и энергичнее, чем в тот раз, когда мы встретились с ней впервые. Многие люди считают ее своим наставником и примером для подражания. Она — истинный пример Здоровой уравновешенной личности.
Такое превращение происходит непросто. От человека требуются смелость и искреннее желание сделать свою жизнь здоровой и счастливой, несмотря на недовольство собой и язвительные замечания окружающих. Нарциссизм и эгоизм характерны для многих людей, но, по моим наблюдениям, большинству из них свойственно скорее недооценивать свою значимость, чем придавать себе слишком большое значение.
Возможно, вы согласны со мной, но тем не менее думаете: «Как же быть тем из нас, у кого нет исключительных способностей, кто не добился особых успехов, не приобрел прочных связей и не заработал кучу денег?» У каждого человека есть уникальные способности. Каждый человек играет особую роль, которая не под силу другому человеку. Эта роль заключается в том, чтобы стать Здоровой уравновешенной личностью. Я знаю людей, которые сидят в тюрьме или живут в стране, которой правит тиран, и не имеют доступа к различным ресурсам, и тем не менее они сумели стать Здоровой уравновешенной личностью. Важно не то, что мы имеем, а то, как мы распоряжаемся тем, что мы имеем.
|
Идеальная эквилибристика
Мои клиенты и ученики иногда меня поддразнивают: они говорят, что у меня на лбу написана буква «Р», потому что я постоянно подчеркиваю, как важно в жизни равновесие. Я заметила, что большинство людей раздирают противоречия и о гармонии они могут только мечтать. Я сама была такой до начала терапии. Когда я больше узнала о равновесии, я разработала несколько схем становления Здоровой уравновешенной личности.
Я полагаю, что большинство людей действуют и реагируют на чужие действия в зависимости от точки зрения их Контролирующего ребёнка и Плачущего ребёнка. Именно эти «дети», а не сам взрослый человек управляют его жизнью. Изначальный ребёнок слишком мал, и никто не обращает на него внимания. Иногда я представляю, что Контролирующий ребёнок и Плачущий ребёнок двумя веревками привязаны к запястьям Изначального ребёнка. Два маленьких хулигана несутся по пустыне, и Изначальный ребёнок вынужден бежать вслед за ними. Они тащат его по камням через заросли кактусов, его ранят колючки и кусают гремучие змеи. Удручающая картина!
У некоторых людей особенно силен Плачущий ребёнок, и на маленького Изначального ребёнка они почти не обращают внимания, а Контролирующий ребёнок слаб и влачит жалкое существование. Такое впечатление, что у этих людей на лбу стоит печать, свидетельствующая о том, что они жертвы, потому что окружающие постоянно их обижают. Кроме того, они постоянно ищут человека, который о них позаботится, — они не готовы взять на себя ответственность за свою жизнь.
|
Но есть люди, похожие на меня в прошлом. У них сильный Контролирующий ребёнок и слабый Плачущий ребёнок, о существовании которого они почти не догадываются. Изначального ребёнка они просто не замечают. Для этих людей важнее всего контроль, правила приличия и работа.
Наконец, у некоторых людей Изначальный ребёнок вырастает большим и активным, а Плачущий ребёнок и Контролирующий ребёнок останавливаются в развитии. Эти люди отличаются творческой жилкой, с ними интересно общаться, они чудесные друзья, но порой они кажутся вечными детьми, как Питер Пэн, который не хотел взрослеть. Люди из этой группы могут быть очаровательными, но в то же время незрелыми, безответственными, думающими только о собственных удовольствиях.
Они часто живут в мире фантазий, который прекрасно изображен в фильме «Артур». С ними весело на вечерниках, но при более близком знакомстве выясняется, что на них невозможно положиться. Они эгоцентричны и будут такими до тех пор, пока не поймут, что пришло время взрослеть.
Для того чтобы стать Здоровой уравновешенной личностью, вам нужно следить за тем, чтобы все три внутренних ребёнка были одинаково значимы. Они должны научиться вместе работать, а не разрывать вас на части.
Команда
Я сидела в маленьком внутреннем дворике в Калифорнии и с большим интересом слушала моего нового друга. Он заразительно смеялся, у него были ярко-голубые глаза, и вообще он был похож на типичного молодого американца. Он был нападающим и капитаном футбольной команды, президентом студенческого совета и медалистом. Он прекрасно учился. Его дед, отец и брат были врачами. Городскую больницу назвали именем его отца.
Он мечтал, чтобы отец уделял ему больше внимания, но тот всегда был слишком занят: для него всегда на первом месте стояли пациенты. Когда моему другу исполнился двадцать один год, отец наконец стал находить время для себя и своей семьи, но было уже поздно: в пятьдесят один год знаменитый врач скончался от сердечного приступа.
Вместо того чтобы по примеру родственников заниматься медициной, молодой человек поступил в Лондонскую школу экономики — чрезвычайно престижное учебное заведение. После его окончания он стал работать бухгалтером в Сан-Франциско. Там мы с ним и познакомились. Однажды он спросил меня: «Ты часто говоришь о Плачущем ребенке. А что ты имеешь в виду?» Я вкратце рассказала ему о своей концепции. Он сардонически рассмеялся и заявил: «Мне кажется, я прекрасно знаком с этими “детьми”! Когда в понедельник утром я еду на работу, я словно надеваю старомодную тесную купальную шапочку — это мой Контролирующий ребёнок. Я приезжаю в офис, в котором сидит множество других Контролирующих детей. Все они усердно работают с калькуляторами и на компьютерах. Так продолжается целую неделю, но в пятницу вечером я снимаю тесную шапочку. Наконец-то закончилась рабочая неделя! К власти приходит Изначальный ребёнок. Мы с друзьями наведываемся в бар или клуб или я иду на свидание. В субботу я играю с приятелями в гольф или баскетбол либо хожу на спортивные матчи. Но в воскресенье появляется Плачущий ребёнок. Он просит меня позвонить матери и узнать, как у нее дела. В понедельник утром я вновь надеваю тесную шапочку Контролирующего ребёнка. Так продолжается неделя за неделей. Такое чувство, что эти “дети” сидят в разных углах комнаты и ждут перерыва, чтобы завладеть моим телом. У каждого из них свои цели. Да, мне интересно узнать, каким бы я был человеком, если бы они работали сообща, как одна команда».
Я объяснила ему то, что изображено на схеме «Здоровая уравновешенная личность» (Иллюстрация 11) В течение четырех лет мы не раз возвращались с ним к обсуждению этой концепции. Благодаря новым знаниям он изменил свой образ жизни. Кроме того, он посещал психолога, чтобы решить некоторые свои проблемы. В настоящее время он продолжается развиваться, чтобы стать зрелым и гармоничным человеком. А что было бы с вами, если бы разные стороны вашей личности работали как единое целое?
(Иллюстрация 11.Здоровая уравновешенная личность)
Эта иллюстрация позволяет понять, что Здоровая уравновешенная личность — это сбалансированное сочетание всех характеристик Изначального ребёнка с позитивными сторонами Плачущего ребёнка и Контролирующего ребёнка. Оно делает человека более мудрым и помогает ему на протяжении всей жизни принимать зрелые, взвешенные решения.
Когда-то я думала, что должна избавиться от Контролирующего ребёнка и Плачущего ребёнка, но потом поняла, что они играют в моей жизни очень важную роль и без их помощи я не смогу стать Здоровой уравновешенной личностью. Мое детство пришлось на годы Второй мировой войны. Тогда была популярна песня, которая называлась «Думай о хорошем, забудь о плохом». Я решила, что это высказывание должно определять мое отношение ко всем моим внутренним «детям». Мне следует сосредоточиться на их положительных сторонах, научиться их поощрять, но в то же время не поддаваться их негативному влиянию. Мы не можем стать Здоровой уравновешенной личностью, просто захотев этого. Я предлагаю вам начать с оценки своих позитивных и негативных качеств, которые воплощает каждый ваш «ребёнок». После этого вы предпримете усилия, чтобы стать Здоровой уравновешенной личностью.
Плачущий ребёнок
Возможно, вы очень чувствительный человек, но боитесь это показать. Или же, напротив, вы логично мыслите и стараетесь не идти на поводу у чувств. В любом случае вам следует больше внимания уделять своему Плачущему ребенку и чаще прислушиваться к своим ощущениям. Так вы научитесь свободно проявлять свои чувства, но в разумных пределах.
Каждый человек должен очистить свое Море боли, чтобы заставить утихнуть боль или, иными словами, минимизировать ее негативное влияние. Я не думаю, что кто-то способен полностью осушить Море боли. Кроме того, в этом нет особой необходимости — главное, понизить его уровень, чтобы волны боли не накрывали вас с головой.
Вам следует учиться общаться и строить отношения. Эти ценные навыки помогут вам поддерживать чистоту в Море боли. Не имеет смысла вычерпывать из него боль, а затем снова наполнять его болью. Если вы осознаете существующие проблемы и постараетесь их решить, они в конце концов исчезнут. Если же вы не будете обращать на них внимания или выберете неадекватные способы их решения, они окажутся в Море боли и породят новые страдания.
Помните, что Плачущему ребенку свойственны такие качества, как участливость, сострадание, милосердие и заботливость. Вряд ли я смогла бы долгие годы работать с насильниками и растлителями малолетних, если бы сначала не научилась понимать своего Плачущего ребёнка. Я бы стремилась им отомстить за боль и ужас, испытанные мной по вине других людей, или, напротив, продолжала бы жить в страхе, который мешал бы мне работать.
Благодаря тому что я узнала своего Плачущего ребёнка, я относилась к заключенным, как к своим собратьям по несчастью, а не как жертва относится к обидчику. Я также не считала себя великим психологом, который милостиво нисходит до жалких негодяев. Благодаря терапии я смогла рассказать им о том, как меня изнасиловали, и они начали мне доверять и в свою очередь рассказали мне истории, которые произошли с их Плачущим ребенком. Большинство заключенных впервые делились воспоминаниями о пережитом ими в детстве насилии.
Контролирующий ребёнок
Если вы импульсивный и чувствительный человек, вам следует поддержать своего Контролирующего ребёнка. Это важная часть исцеляющего путешествия. Вы должны добиться того, чтобы ваш разум контролировал ваши чувства. Для этого вам понадобится помощь Контролирующего ребёнка — благодаря ей ваши разум и сердце будут действовать заодно, вы станете более ответственным человеком и вам не придется жалеть о необдуманных поступках.
Как я уже говорила, Контролирующий ребёнок располагает механизмом защиты, который помогает вам в кризисные моменты, когда вы испытываете боль. Вы не должны терять этого ценного союзника. Вам необходимо проанализировать детские и взрослые механизмы защиты, чтобы определить позитивные, которые следует оставить, и негативные, от которых нужно избавиться. Если в качестве защиты используются зависимости, вам необходимо обратиться за профессиональной помощью, стать участником программы «Двенадцать шагов» или группы поддержки.
Кроме того, Контролирующий ребёнок помогает вам выполнять профессиональные, семейные и социальные обязанности. У него есть и другая важная роль: он помогает устанавливать границы. Это умение вырабатывается со временем и требует определенных усилий. Границы нужны по двум причинам: они не позволяют вам стать жертвой и в то же время мешают превращать в жертв окружающих вас людей. Некоторые ошибочно полагают, будто границы требуются только для того, чтобы ограждать одних людей от других, — на самом деле люди не меньше нуждаются в защите от самих себя.
Изначальный ребёнок
Изначальный ребёнок — капитан вашей команды. Он занимает чрезвычайно важное место, потому что вы созданы таким же, как он, и ему свойственны все ваши врожденные способности. Он наделен вашей душой и помогает вам почувствовать близость к Богу. Однако если вы оставите его одного, лишив сочувствия Плачущего ребёнка и ответственности Контролирующего ребёнка, Изначальный ребёнок может стать эгоистичным и инфантильным. Если же вы потратите время на развитие Изначального ребёнка, не пренебрегая положительными качествами, свойственными Плачущему ребенку и Контролирующему ребенку, вы создадите идеальные условия для становления Здоровой уравновешенной личности.
С возрастом я поняла, насколько важна эта мысль. Утвердившись в ней, я разрешила себе поставить Изначального ребёнка на первое место. Я выделяла время на заботу о здоровье и особенно на отношения с Богом, я наслаждалась общением с домашними и друзьями, отдыхала в парке с интересной книгой и не чувствовала себя виноватой в том, что не переделала кучу дел. За последние тридцать лет я перенесла немало страданий: я пережила смерть родственников и близких друзей, прошла через несколько операций и другие сложные испытания, но поскольку Изначальный ребёнок поддерживает Здоровую уравновешенную личность, я могу выносить боль и продолжать идти вперед. Я была счастлива, когда это поняла.
Дорожная карта
Мудрец спокойно взирает на части, потому что видит целое.
«Дао Дэ Цзин»
Я использую несколько упражнений, чтобы помочь своим ученикам и клиентам начертить дорожную карту исцеляющего путешествия. Для этого они используют схему «Здоровая уравновешенная личность» (Иллюстрация 11). Она уникальна для каждого человека, потому что в ней содержится то, что кажется ему правильным и достижимым. Дело в том, что исцеляющее путешествие — довольно длительный и сложный процесс.
Я разбила его на небольшие части, чтобы облегчить вам работу. Помните старую поговорку «Капля камень точит»? Надеюсь, вы к нам присоединитесь, ответив на вопросы следующих упражнений и заполнив Рабочую тетрадь Здоровой уравновешенной личности.
(Упражнение 27. Контролирующий ребёнок)
(Упражнение 28. Плачущий ребёнок)
(Упражнение 29. Изначальный ребёнок)
(Упражнение 30. Рабочая тетрадь
Здоровой уравновешенной личности)
Когда вы закончите делать упражнения, напишите, какие свои проблемы вы бы хотели решить в первую очередь. Используйте схему «Здоровая уравновешенная личность» (Иллюстрация 11). Под обозначающим каждого «ребёнка» кругом перечислите негативные характеристики, от которых вы хотели бы избавиться, и позитивные качества, которые вы хотели бы в себе развить. Когда со временем вы добьетесь всех своих целей, приступайте к выполнению другого упражнения из приведенных выше.
(Упражнение 31. Ваша личная дорожная карта)
(Иллюстрация 12. Ваша личная дорожная карта)
Становление Здоровой уравновешенной личности — это лучший подарок, который вы можете сами себе преподнести. Мы говорили о том, что в Круге 1 в идеале должны находиться только вы и Бог. Это произойдет лишь в том случае, если вы станете Здоровой уравновешенной личностью. Я надеюсь, вы не пожалеете сил и времени, чтобы стать таким человеком, каким вас задумал Господь. Чтобы добиться этого, прошу вас сделать следующее:
• пообещайте себе, что вы будете работать над тем, чтобы стать Здоровой уравновешенной личностью;
• попросите Бога (Высшую силу) вам помочь.
Всегда держите рабочую тетрадь и вашу личную дорожную карту рядом с собой, чтобы они как можно чаще попадались вам на глаза. Помните, что ваши цели должны отражать физический, интеллектуальный, эмоциональный и духовный аспекты вашей жизни. Вам не стоит сосредотачиваться только на двух первых аспектах. Постарайтесь сильно не переживать и не слишком напрягаться, потому что цели должны быть желанными и достижимыми, иначе вы будете страшиться, лениться и в итоге ничего не добьетесь.
Подготовка команды к путешествию
Если один их трех «детей» задвигает двух других в тень, нарушается равновесие. Это может привести к следующим последствиям:
• Если вы позволяете Контролирующему ребенку деспотически вами править, вы станете жестким и властным человеком, трудоголиком, который печется только о внешних приличиях;
• Если в вас доминирует Плачущий ребёнок, вы вечная жертва. Вы постоянно нуждаетесь в том, чтобы кто-то о вас заботился, а сами редко берете на себя ответственность за свои поступки. Вы так чувствительны и сердобольны (и постоянно забываете о границах), что рискуете безвременно умереть смертью мученика;
• Если на трон внутри вас взобрался Изначальный ребёнок, который игнорирует двух других «детей», вы печетесь только о своих удовольствиях, отличаетесь эгоцентризмом и инфантильностью (я не имею в виду детскую непосредственность) или настолько не от мира сего, что обычная жизнь кажется вам кошмаром.
Если один из трех ваших «детей» отказывается вносить позитивный вклад в становление вашей Здоровой уравновешенной личности, вы чувствуете душевный разлад.
• Контролирующий ребёнок обеспечивает вашу стабильность и защищенность. Он учит других «детей» ответственности. Без него Плачущий ребёнок всегда ищет помощи окружающих, а Изначальный ребёнок вечно развлекается и устраивает вечеринки;
• Плачущему ребенку свойственны чуткость и сострадание. Без него два других «ребёнка» ведут себя эгоистично: Контролирующий ребёнок слишком озабочен тем, чтобы все держать под своим контролем, а Изначальный ребёнок думает только о себе и своих удовольствиях;
• Изначальный ребёнок не только воплощает самый важный компонент духовности, но также привносит в тройственный союз жизнерадостность и энергию. Без него два других «ребёнка» быстро начнут скучать. Если бы не он, Контролирующий ребёнок все свое время посвящал бы работе, а Плачущий ребёнок постоянно бы рыдал и не чувствовал бы близости с Богом.
Поддерживать равновесие между всеми тремя «детьми» — все равно что ходить по канату. Однажды ко мне обратился клиент — импульсивный молодой человек. Он отчаянно хотел стать таким, каким его задумал Господь. Мы говорили с ним о том, что Изначальный ребёнок, которому присуща его душа, должен получать удовольствие от общения с Богом. Молодой человек очень разволновался и воскликнул: «Понял! Мне нужно искать и как можно быстрее найти Бога!» Он тут же замолчал и робко добавил: «Похоже, Контролирующий ребёнок хочет заставить Изначального ребёнка искать Бога и преодолевать многочисленные препятствия, вместо того чтобы просто радоваться общению с Ним».
Здоровый «родитель»
Здоровая уравновешенная личность — это здоровый ответственный «родитель» своих трех «детей». С Божьей помощью вы научитесь заботиться о них так, как вам всегда хотелось, чтобы заботились о вас. Вы можете:
• внимательно и увлеченно слушать;
• проявлять любовь и заботу;
• быть справедливым со всеми тремя «детьми»;
• обеспечивать им безопасность и покой;
• быть ответственным и надежным;
• с готовностью признавать, что вы допустили ошибку;
• поддерживать их и уметь рисковать;
• поощрять творческие способности и развивать таланты;
• смеяться и весело проводить время.
Если у вас есть семья, положитесь на родительские навыки, которые у вас наверняка уже есть. Если вас что-то смущает, подумайте о том, как бы вы решили вопрос, если бы он возник при воспитании трех настоящих детей.
Я часто предлагаю ученикам выполнить такое упражнение: они должны вести дневник, внимательно прислушиваться к себе и описывать чувства, которые испытывают их внутренние «дети». Мои клиенты называют это упражнение «Дневник трех “детей”». Групповая терапия дает прекрасные результаты, потому что люди учатся слушать окружающих, отвыкают их осуждать и в целом проявляют больше терпимости. Группа становится сплоченной, но каждый участник сохраняет свою индивидуальность. То же самое происходит, когда вы ведете дневник, в котором даете право высказаться каждому своему «ребенку».
Вы наверняка удивитесь, когда поймете, что они по-разному реагируют на одно и то же событие. Я была поражена, когда это заметила. Упражнение поможет вам понять, почему, когда вы думаете об определенных отношениях или ситуациях, вас одолевают противоречивые мысли.
Советую вам выполнять это упражнение ежедневно, особенно если вам предстоит принять сложное решение. Это поможет вам сделать правильный выбор и впоследствии о нем не пожалеть.
(Упражнение 32. «Дневник трех “детей”»)
Я сама в течение многих лет вела «Дневник трех “детей”». Спустя некоторое время мои «дети» научились работать сообща и не тянуть одеяло на себя. Они знают, что для них важнее всего, но всегда готовы выслушать остальных. Мои клиенты со мной согласны. Один успешный бизнесмен прислал мне копию своего дневника. Сначала его Контролирующий ребёнок солировал, заглушая голоса других «детей», но постепенно они запели в унисон: каждый исполнял свою партию, но их голоса сливались и звучала прекрасная мелодия.
Я так долго вела дневник, что теперь легко делаю это в уме, однако если мне предстоит принять особо важное решение, я все-таки записываю нюансы. Например, когда после тринадцати лет, проведенных в Калифорнии, я решила вернуться в Аризону, я фиксировала свои связанные с различными аспектами этого решения мысли и чувства. Особенно меня волновал ответ на вопрос, какой дом мне следует купить в Аризоне. Вот какие ответы я получила:
• Плачущий ребёнок хотел жить в спокойном и безопасном месте;
• Изначальный ребёнок мечтал о красивом доме, в котором найдется место для цветника и розария;
• Контролирующий ребёнок интересовался стоимостью дома, налогами, ставкой по ипотеке, коммунальными услугами (электричество для кондиционера летом) и предполагаемой ценой дома в будущем.
Я просмотрела почти сорок домов, пока не нашла тот, который устроил всех трех «детей». Куда легче было бы купить тот, который устроил хотя бы двух из трех «детей», но я понимала, что, поступив таким образом, я не буду по-настоящему довольна и в глубине души буду знать, что это не совсем правильное решение.
Когда я наконец нашла подходящий дом и впервые в него вошла, все три «ребёнка» воскликнули: «Да! Это то, что нам нужно!» Дом стоил не дороже, чем я могла себе позволить, он был красивым и располагался в небольшом спокойном районе. Долгие годы, когда вечерами я возвращаюсь с работы и завожу машину в гараж, я с облегчением вздыхаю, чувствуя радость и удовлетворение — мне по-прежнему очень нравится мой дом!
Я рада, что Здоровая уравновешенная личность настояла на своем. В прошлом я бы прислушалась к той части моей личности, у которой был самый громкий голос (конечно, я говорю о Контролирующем ребенке), и отказалась бы от поисков сразу после того, как мне предложили дом за приемлемую цену.
А что скажете вы? Как часто вы прислушиваетесь лишь к одной части своей личности? Случалось ли вам пожалеть о принятом решении? Большинство из нас хотя бы раз в жизни, поддавшись на уговоры Изначального ребёнка, поступали импульсивно. Мы не обращали внимания на предупреждения Контролирующего ребёнка и Плачущего ребёнка, а в результате тратили слишком много денег, покупая ненужные вещи или поддерживая болезненные деструктивные отношения. Или, напротив, мы подчинялись Плачущему ребенку, который отговаривал нас рисковать, и отказывались от многообещающей возможности, например, новых отношений.
Здоровая уравновешенная личность умеет принимать правильные решения. Это возможно лишь в том случае, если вы слушаете мудрые суждения всех частей вашей личности — всех трех «детей» — и принимаете во внимание их прошлый опыт. Зрелость — это внешнее проявление внутреннего состояния.
Крыша
(Иллюстрации 13а и 13б. Крыша)
Когда я занималась поисками нового дома, я придумала символ, который воплощает Здоровую уравновешенную личность. Это Крыша.
Представьте диаграмму с тремя столбиками: в центре стоит самый широкий и высокий — он обозначает Изначального ребёнка; столбики по бокам меньше и ниже обозначают двух других «детей». Над ними находится Крыша — Здоровая уравновешенная личность. Если Изначальный ребёнок продолжает развиваться и чувствует себя хорошо, Крыша стоит на месте.
Между Плачущим ребенком, Контролирующим ребенком и Крышей есть место, которое позволяет им в ежедневно возникающих сложных ситуациях проявлять гибкость. Мы часто сталкиваемся с печальными обстоятельствами, поэтому Плачущий ребёнок в тяжелые времена нуждается в свободном пространстве, а Контролирующий ребёнок должен расти и защищать его. Иллюстрация 13а показывает, что пока Изначальный ребёнок остается самым большим и высоким, Плачущий ребёнок и Контролирующий ребёнок могут расти и снова уменьшаться в размерах, не тревожа Крышу Здоровой уравновешенной личности.
Если при столкновении с болью Изначальный ребёнок не получает достаточного внимания и уменьшается в размерах, Крыша тут же «проседает» (Иллюстрация 13б). Вы не сможете стать Здоровой уравновешенной личностью, если не позаботитесь об Изначальном ребенке.
Я это поняла, когда писала свою первую книгу «Узник иной войны». В процессе работы я главным образом сосредоточилась на истории моего Плачущего ребёнка и совершенно перестала заботиться об Изначальном ребенке (за него я только молилась). Я так увлеченно слушала голос Плачущего ребёнка, что не заметила, как Изначальный ребёнок стал сморщиваться и скукоживаться. Спустя несколько недель я с изумлением обнаружила, что моя Крыша Здоровой уравновешенной личности обрушилась. К счастью, я быстро поняла, что с ней случилось, и стала активно восстанавливать поддерживающие ее «колонны». Для этого мне пришлось стать внимательнее к Изначальному ребенку: я выделила время для отдыха, выходила в солнечные дни на прогулку, разговаривала с родными по телефону, ужинала с друзьями, ходила в церковь, занималась спортом, брала в видеопрокате хорошие фильмы и много смеялась.
Возможно, ваша Крыша тоже вот-вот рухнет?
Как его зовут?
Не удивлюсь, если разговоры о «детях» вам до смерти надоели. Вероятно, вы и раньше о них слышали, но вас это не интересовало. Возможно, в прошлом кто-то предложил вам прислушаться к голосу внутреннего «ребёнка», а тот посоветовал бросить семью и детей и сбежать в приморский санаторий. У меня было немало клиентов, которые слышали или читали о чем-то подобном, но они не понимали, что должны слушать всех «детей», а не одного из них.
Если вам не нравятся придуманные мной имена, вы, конечно, можете не называть части своей личности «детьми». Я не возражаю, если вы придумаете им новые имена: «Сергей, Олег и Роман» или «Наташа, Татьяна и Елена». Выбирайте любое имя, которое вам нравится. Главное, чтобы вы помнили, что каждый человек, и вы в том числе:
• вмещает в себе человека, который воплощает замысел Господа (Изначальный ребёнок);
• имеет маленькое или большое Море боли (из которого выходит Плачущий ребёнок);
• использует защитные механизмы (это прерогатива Контролирующего ребёнка).
Взаимодействие между тремя этими частями определяет жизнь человека.
Вы можете как угодно называть внутренние части собственной личности, но, пожалуйста, не отказывайте себя в праве на их рост и развитие в течение всей вашей жизни.
Резюме
Цель исцеляющего путешествия состоит в становлении Здоровой уравновешенной личности — уникального человека, каким вас создал Господь. Этот процесс бесконечен. Мы никогда не будем идеальны, потому что это неотъемлемое свойство Господа. Относитесь к себе бережнее: помните, что мы все совершаем ошибки. Хвалите себя за достигнутые успехи. Когда вы учитесь устанавливать границы, чтобы контролировать свое поведение и поведение окружающих, и физически, интеллектуально, эмоционально и духовно выздоравливаете, вы преодолеваете солидный отрезок пути к исцелению. Помимо этого, вам следует внимательно прислушиваться к своим внутренним «детям»: они помогут вам принимать правильные решения и стать Здоровой уравновешенной личностью.
Возможно, вам наскучили разговоры о здоровье, зрелости и мудрости, а Здоровая уравновешенная личность кажется вам скучной. На самом деле все ровно наоборот: Здоровые уравновешенные личности — самые талантливые, интересные и замечательные люди на планете, потому что им удалось обрести свободу и стать такими, какими их задумал Господь. Я предлагаю вам стать Здоровой уравновешенной личностью.
Веха «Мудрость и зрелость» строится на основании четырех предыдущих. Это кульминация исцеляющего путешествия.
Мы подходим к пятой вехе с определения мудрости, которая является сочетанием знаний, опыта и их осмысления. Многие люди располагают лишь одним слагаемым этого уравнения, но все они играют ключевую роль в появлении мудрости, все они одинаково важны. Чтобы достичь желанной цели, мы должны учитывать мудрость Изначального ребёнка, Контролирующего ребёнка и Плачущего ребёнка. Каждый из трех «детей» вносит личный вклад в формирование мудрости, что является одной из главных целей исцеляющего путешествия.
Зрелость также является значимым компонентом этого этапа исцеляющего путешествия. Приходит она с возрастом, но не ко всем людям, а достигается только в том случае, если в своих поступках вы руководствуетесь приобретенной с жизненным опытом мудростью. Зрелость проявляется в ваших реакциях, отношениях, действиях. Она определяет вашу систему ценностей, проявляет себя в попытках исправить прошлые ошибки и в умении правильно реагировать на новые ситуации. Для того чтобы продолжилось исцеляющее путешествие, необходимо почувствовать свою силу, которую дарит зрелость, и избавиться от оборонительного детского поведения, потому что оно мешает здоровому развитию личности. Зрелость дарит вам возможность наслаждаться умиротворенной счастливой жизнью Здоровой уравновешенной личности.
ГЛАВА 14
Исцеляющее путешествие
Мудрость предпочтительнее богатства. Без мудрости нет счастья.
Софокл (495-406 до н. э.)
Мудрость
Эту часть финального этапа исцеляющего путешествия я определяю с помощью уравнения «Знания + Опыт + Осмысление = Мудрость». Некоторые люди много знают, но их не назовешь мудрыми, так же как тех, кто многое пережил, или тех, кто много знает и многое пережил. Пока к знаниям и опыту не добавится их осмысление, причем не напускное, не поверхностное, не появится и мудрость. Осмысление происходящего приводит к внезапным глубоким озарениям. Они порождают замечательный феномен, который называют мудростью.
В этой книге я старалась вооружить вас знаниями и просила подкрепить их личным опытом в надежде на то, что все это не только повысит вашу информированность, но и приведет к осмыслению знаний и опыта. Наверняка вы уже чувствуете себя немного мудрее, если работаете над собой с помощью Бога и если...
• учите Контролирующего ребёнка ответственности и помогаете ему устанавливать границы, чтобы не допускать насилия по отношению к себе и окружающим;
• позволяете Плачущему ребенку проявлять заботу и сочувствие к окружающим, находясь под защитой правильно установленных границ;
• поощряете Изначального ребёнка совершенствовать душу и благодарить Господа, развивая таланты, которые Он ему подарил;
• активно работаете над тем, чтобы сохранить свое физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное здоровье и равновесие.
Выполняя эту работу, вы поймете, что каждый из ваших «детей» располагает элементами знаний, опыта и их осмысления, однако, чтобы стать мудрее, они нуждаются во вкладе двух других «детей» — в противном случае их единичные усилия будут неполными и несбалансированными. Только вклад всех трех «детей» делает Здоровую уравновешенную личность мудрой.
(Упражнение 33. Мудрость)
Внимательно и вдумчиво заполните таблицу в Упражнении 32. Когда вы закончите эту работу, то наверняка удивитесь, насколько мудрее вы стали благодаря приобретенным вами знаниям, опыту и их осознанию. Поверьте в ценность этой мудрости. Она ваша, она нелегко вам далась. Я всегда прошу своих клиентов и учеников много раз повторить одну фразу: «Я знаю, что я знаю то, что знаю». Прошу вас, сделайте то же самое — повторите ее несколько раз. Напишите ее на листочках и расклейте их по дому, в машине, в рабочем кабинете — везде, где вы каждый день будете видеть эти листочки, пока не поверите в правомочность этого утверждения и оно не запечатлеется в вашем подсознании.
Зрелость
Люди похожи на витражи: они сияют и переливаются,
когда светит солнце, но после наступления темноты
истинная красота видна лишь в том случае, если внутри горит свет.