Упражнение 1. Яйцо травмы (см. Иллюстрацию 1)




1. Возьмите мольберт или рулон обоев и несколько фломасте­ров. Возможно, вам будет легче выполнять это упражнение сидя на полу.

2. Нарисуйте контур огромного Яйца — это вы. Вы сидите в «Гнезде», символизирующем обстоятельства вашего рожде­ния. Первые записи делаются за пределами Яйца.

а) Укажите под Яйцом и по его бокам связанные с вашими родителями обстоятельства, которые влияли на их жизнь в момент вашего рождения. Например, под словом «Отец» вы можете написать: «Сын трудоголика, которого никогда не было дома», а под словом «Мать»: «Младшая из десяти детей, чья мать умерла, когда девочке было шесть лет».

б) Если вас воспитывали не родители, а другие люди, до­бавьте их имена и относящиеся к делу подробности.

в) Если вас усыновили (удочерили), напишите самое важ­ное о приемных и биологических родителях (постарайтесь указать как можно больше информации).

г) Укажите дату вашего рождения и особенности того време­ни, когда вы родились, например: «1942 год. Продолжает­ся Великая Отечественная война».

д) Перечислите ваших братьев и сестер, а также количество своих абортов, выкидышей и мертворожденных детей.

3. Внутри контура Яйца кратко расскажите о событиях, которые вызвали у вас боль, страх, чувство одиночества, печали и т.д.; расположите эти записи в хронологическом порядке начиная с раннего детства и до настоящего времени.

а) Обозначьте большую или меньшую важность для вас каж­дого события при помощи большей или меньшей толщины соотносимой с ним линии.

б) В каждой записи над линией напишите, сколько на мо­мент указанного события вам было лет.

в) Перечислите также травмирующие события, которые вы не можете помнить, потому что в момент их свершения были слишком малы, но впоследствии о них узнали (прежде­временные роды, болезни, несчастные случаи).

г) Если вам предстоит показать свое Яйцо травмы другим людям, а вы не хотите рассказывать им о каком-то собы­тии своей жизни, просто нарисуйте определенной толщи­ны линию и укажите над ней, сколько вам было лет, когда это событие произошло.

д) Если вы страдали от отсутствия заботы, но не сталкива­лись с травмирующими вас событиями или насилием, Яйцо травмы может остаться почти пустым.

4. Вокруг Яйца обозначьте хронические (долговременные) ис­точники стресса, которые постоянно держали вас в напря­жении, например: «Мать всегда на меня злилась» или «Отец был агрессивным алкоголиком»; не забудьте о тяжелых бо­лезнях, проблемах в семье, обществе и государстве и депривации.

Упражнение 2. Раны и шок

1. Случалось ли вам сильно порезаться, пораниться, обжечься или попасть в аварию? Если да, то как быстро вы начали чув­ствовать боль — сразу или спустя некоторое время?

2. Ваши раны когда-нибудь гноились? Что бы произошло, если бы рану не обработали надлежащим образом?

3. Используйте рисунок «Яйцо травмы» из Упражнения 1.

а) Подумайте о каждом указанном на рисунке событии и хронических (долгосрочных) источниках стресса, а потом, взяв фломастер другого цвета, впишите чувства, которые вы испытывали в детстве и во взрослой жизни (или мог­ли испытывать), когда сталкивались с тем или иным событием или источником стресса (см. список чувств и слов, описывающих перечисленные там же эмоциональные со­стояния).

б) Поставьте галочку рядом с описанием болезненных собы­тий, которые вы смогли пережить, когда они с вами про­изошли или спустя некоторое время.

в) Поставьте крестик рядом с описанием событий, которые оставили после себя незаживающие душевные раны.

Ниже я привожу список чувств и эмоциональных состояний, который может вам пригодиться, когда вы будете выполнять это упражнение.

Унижение: обесцененный, плохой, бесполезный, пренебрегающий другими людьми, никому ненужный, нестоящий,

Не отвечающий требованиям: глупый, тупой, неудачник, несостоятельный, неуверенный в своих силах, неправый, неподходящий, некомпетентный, неэффективный, дефективный, несовершенный.

Гнев: ярость, обида, негодование, бешенство, враждебность, неистовство, возмущение.

Страх: трепет, испуг, ужас, паника.

Предательство: несправедливость, нечестность, обманутые ожидания, осквернённость, опозоренность.

Непохожесть на других: неприспособленность, чуждость, исключительность, ощущение, что ты лишний, странность.

Стыд: смущение, скверный, уродливый, грязный, виноватый, осужденный, высмеянный, униженный.

Боль: душевная боль, грусть, агония, скорбь, страдание, подавленность, печаль, отчаяние, обезумевший от горя.

Ненависть: презрение, желание избежать общения, омерзение, брезгливость.

Одиночество: изолированный, оставленный, безутешный, покинутый.

Отверженность: оставленный, брошенный, покинутый, игнорируемый, беспризорный, обиженный.

Беспомощность: безнадёжный, подавленный, отягощённый, потерявший контроль над собой, обессилевший, униженный, загнанный, уязвимый, бессильный, искалеченный, беззащитный, незащищённый, подверженный опасности, находящийся в небезопасной среде, уничтоженный, угнетённый.

Беспокойство: обезумевший, озадаченный, разочарованный, нервный, взволнованный, неуверенный в себе, напряжённый, тревожный.

 

Упражнение 3. Генеалогия нарциссизма

1. Пожалуйста, перечитайте помещенный в этой главе список свойственных нарциссам черт и честно признайтесь, какие из них вам присущи.

2. Готовы ли вы предпринять усилия, чтобы от них избавиться, или это предложение вызывает у вас внутреннее сопротивле­ние? В том случае, если вы сопротивляетесь:

а) перечислите преимущества, которые вы получаете, про­должая вести себя так, как свойственно нарциссу (вы де­лаете что хотите и когда хотите);

б) перечислите, что вы теряете, оставаясь нарциссом (разрыв отношений, утрата близости, одиночество);

в) сравните преимущества и недостатки — что для вас важнее?

3. Снова прочитайте список нарциссических черт, перечислен­ных в этой главе, и...

а) укажите те, которые свойственны вашим родителям, ба­бушкам и дедушкам (если эта информация вам доступна), а также братьям и сестрам;

б) укажите те, которые свойственны вашим детям и/или вну­кам (если у вас есть дети и внуки);

в) расскажите, какие чувства вы испытываете при мысли о том, что нарциссические черты превратились в вашей семье в наследство, которое передается от поколения к по­колению. Хотите ли вы этого?

4. Если вы искренне хотите избавиться от нарциссизма:

а) выполните все упражнения из этой книги;

б) помолитесь, чтобы получить помощь от Высшей силы;

в) поделитесь с близкими вам людьми своим желанием из­мениться и стать любящим и заботливым человеком;

г) пообещайте себе, что будете работать с профессионалом, который поможет вам найти путь к исцелению.

Упражнение 4. Пять этапов исцеления

1. Посмотрите на рисунок «Яйцо травмы». Какие невыпеченные душевные раны вы отметили крестиком, выполняя Упраж­нение 2? Составьте список людей и/или событий, которые на­несли вам эти раны или причинили боль.

2. Сверяясь с подглавкой «Пять этапов исцеления», определи­те, на каком этапе вы в настоящее время находитесь по от­ношению к каждому обидчику/событию и опишите ваше со­стояние на каждом из уже пройденных этапов.

3. Выберите из «списка обидчиков» двух человек, с которыми вы хотели бы поработать, проходя все пять этапов выздоров­ления.

4. Укажите препятствия, которые в прошлом мешали вам пре­одолеть эти этапы с каждым из обидчиков; не бойтесь загля­нуть себе в душу и не обвиняйте в собственной бездеятель­ности других людей или обстоятельства.

5. Сложно ли вам прощать? Почему? Правда ли, что вы можете простить других людей, но не себя?

6. Определите, какие шаги вам следует предпринять, чтобы перейти на новую стадию с каждым обидчиком, и письмен­но их перечислите. Покажите этот список человеку, которому вы доверяете.

7. Подумайте, не следует ли вам обратиться к психологу или записаться в группу поддержки, чтобы почувствовать себя более ответственным и получить поощрение.

Упражнение 5. Очистите Море боли: выслушайте Плачущего ребёнка

1. Начните вести дневник. Записывайте в него все свои чувст­ва, не сдерживая себя.

2. Перечитайте свои ответы в Упражнении 4 к этой главе, в котором говорится о пяти этапах исцеления. Обратите вни­мание, что вы написали о своем гневе и печали. Вы должны понять, что же на самом деле чувствует ваш Плачущий ребёнок.

3. Подарите своему Плачущему ребенку голос — пишите недо­минантной рукой на мольберте или оборотной стороне обоев.

а) Держите фломастер в руке, как кинжал, и пишите: «Не­навижу!» или «Несправедливо!». Не сдерживайтесь: пусть слова льются свободно (орфографические, пунктуаци­онные и грамматические ошибки вы исправите потом). Возьмите столько бумаги, сколько понадобится. (По моим наблюдениям, «дети» не любят писать мелким почерком и ровными строчками.)

б) Обращайтесь напрямую к человеку, который в прошлом вас обидел, не старайтесь быть вежливым и корректным, свободно выражайте свои чувства.

в) Откровенно опишите свои чувства, особенно гнев, одино­чество и боль.

4. Покажите то, что вы написали, человеку, которому вы дове­ряете. Возможно, он побудет рядом с вами, когда вы будете совершать, избавляясь от этих страниц, ритуал:

а) рвать или резать их на мелкие кусочки;

б) жечь в печи, камине, пепельнице;

в) молиться или медитировать, передавая пепел Высшей

силе.

Упражнение 6. Лечение ран

1. Достаньте рисунок «Яйцо травмы» и рассмотрите невылечен- ные душевные раны, которые вы отметили крестиком, вы­полняя Упражнение 2. Выберите одну или две проблемы, которые вы хотели бы решить в первую очередь.

2. Прочитайте подглавку «Лечение телесных ран» в Главе 4. Помолитесь и подумайте о том, как можно применить эти знания для исцеления душевных ран.

Упражнение 7. Освобождение Плачущего ребёнка

1. Возьмите мольберт или рулон обоев и несколько фломасте­ров. Возможно, вам будет легче выполнять это упражнение сидя на полу.

2. Нарисуйте вашего Плачущего ребёнка (если хотите, недоми­нантной рукой).

3. Обозначьте чувства Плачущего ребёнка с помощью символов и/или слов.

4. Покажите рисунок человеку, которому вы доверяете.

Упражнение 8. Контролирующий ребёнок в прошлом и настоящем

1. Возьмите мольберт или рулон обоев и несколько фломасте­ров. Напишите, как в вашем детстве Контролирующий ребёнок сдерживал Плачущего ребёнка.

2. Нарисуйте Контролирующего ребёнка в вашем детстве.

3. Напишите, как в вашей взрослой жизни Контролирующий ребёнок сдерживал Плачущего ребёнка.

4. Нарисуйте Контролирующего ребёнка в вашей взрослой жизни.

Упражнение 9. Ваш истинный возраст

1. Возьмите ручку с несмываемыми чернилами и напишите у себя на ладони, какой сейчас год и сколько вам лет.

2. Напишите на самоклеющихся листках, какой сейчас год и сколько вам лет, и развесьте их в разных местах, чтобы часто видеть эти листки на работе и дома.

3. Каждый день, стоя перед зеркалом, называйте дату своего рождения и свой возраст.

Упражнение 10. Как сказать «да» и «нет»

1. Правда ли, что вы часто говорите «да», когда хотите сказать «нет»? А сказав «нет», вы чувствуете себя виноватым?

2. Почему вам так сложно установить границы? Вы боитесь рас­сердить или огорчить другого человека?

3. Приходилось ли вам бывать в ситуации, подобной той, ко­торая описана во втором варианте, когда вы отвечали «да», чтобы справиться с временными обстоятельствами? Это был кризис? Как долго он продолжался?

4. Составьте список людей, в общении с которыми вам особенно сложно установить границы.

5. Выберите одного человека из списка и пообещайте, что по­пробуете в общении с ним использовать руководство «Пять способов сказать “да” или “нет”». Попросите близкого друга, психолога или группу поддержки, чтобы они проследили за тем, как вы выполните это задание.

6. Когда вы станете более уверенным в себе человеком, выбери­те новых людей из вашего списка и попробуйте установить разумные границы в общении с ними.

Упражнение 11. Создание здорового баланса всех че­тырех аспектов личности

Заполните графы этой таблицы собственными наблюдениями, при этом вы можете сделать её настолько большой, насколько это вам необходимо.

Аспект Как я забочусь о себе в настоящее время Что я могу ещё сделать, чтобы достичь здоровья и равновесия
Физический    
Интеллектуальный    
Эмоциональный    
Духовный    

 

Упражнение 12. Возвращение Изначального ребёнка

1. Возьмите мольберт или рулон обоев и несколько фломасте­ров и нарисуйте Изначального ребёнка. Каким бы он был, если бы вы росли в счастливой семье и вас побуждали бы развивать свои врожденные способности и таланты?

2. Чем вы любили заниматься в детстве? Когда вы чувствовали себя счастливым?

3. Какие занятия доставляют вам удовольствие во взрослой жизни?

4. Как часто вы занимаетесь тем, что приносит вам радость? Если редко, то что вам мешает заниматься этим чаще? Хоте­ли бы вы изменить эту ситуацию?

Упражнение 13. Гнев на Бога

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на свои рисунки «Яйцо травмы» и «Плачущий ребёнок»?

2. У вас есть много вопросов, на которые вы не находите ответа, и они касаются Бога? Что это за вопросы?

3. Вы злитесь на Бога? Вы хотите избавиться от этого чувства?

4. Напишите Ему письмо и выскажите в нем все, что вы чув­ствуете. Не сдерживайте себя. Затем наберитесь смелости и прочитайте письмо кому-нибудь вслух.

5. Скажите Богу, что вы хотите почувствовать Его близость, по­молитесь и ждите Его ответа.

Упражнение 14. Милосердие, благодать и молитва

1. Вам трудно быть милосердным по отношению к самому себе? Почему?

2. Вам трудно быть милосердным по отношению к людям? По­чему?

3. Что вы можете предпринять, чтобы научиться проявлять ми­лосердие к себе и людям?

4. Вы хотите быть духовно здоровым человеком? Если да, то перечислите, что вы можете для этого сделать (или уже дела­ете).

5. Посмотрите на свой рисунок «Яйцо травмы». Не кажется ли вам, что Господь сделал так, что каждое печальное событие имело для вас и положительные следствия? Если да, то, по­жалуйста, расскажите об этом.

6. Купите блокнот и начните вести «Дневник благословений». Каждый день опишите хотя бы одно событие, которое сделало вас счастливым и заставило преисполниться благодарности.

7. Время от времени перечитывайте свой дневник и с его помо­щью делитесь воспоминаниями с близким человеком.

8. Вам когда-нибудь случалось на собственном опыте или по чьим-то рассказам сталкиваться с чудесным действием мо­литвы? Если да, то, пожалуйста, расскажите о нескольких таких случаях.

9. Постарайтесь молиться каждый день — благодарите Господа за прошлые дары и просите у Него помощи, если оказались в сложной ситуации. Записывайте в дневнике ответы, которые вы от Него получаете.

Упражнение 15. Случайно или намеренно? (Исполь­зуйте «Дневник благословений» из Упражнения 14)

1. Перечислите Внутренние позитивные влияния (ВнутрПВ) и дары, которые ваш Изначальный ребёнок получил при рож­дении. Не скромничайте — перечислите все ваши способно­сти и достоинства.

2. Как ВнутрПВ помогли вам выжить? (Приведите конкретные примеры.)

3. Вы стали больше уважать себя за то, что выжили вместе с Изначальным ребенком?

4. Перечислите все Внешние позитивные влияния (ВнешПВ) начиная с рождения и до сегодняшнего дня (родственников, друзей, учителей, тренеров, начальников, школы, награды, то есть людей и события, благодаря которым вы чувствовали себя любимым, достойным, уважаемым).

5. Отметьте людей и события, которые, по вашему мнению, сы­грали наиважнейшую роль в вашей жизни, и напишите, по­чему вы так считаете.

6. Попробуйте написать этим людям, чтобы рассказать им о том, как много они для вас значат и какое влияние они ока­зали на вашу жизнь.

7. Вы думаете, что ВнутрПВ и ВнешПВ возникли случайно?

8. Вы считаете, что Изначальный ребёнок был сотворен с какой- то целью? Как это ваше мнение влияет на ваши отношения с Высшей силой? Вы чувствуете любовь и уважение со стороны окружающих?

Упражнение 16. Поведение и ценности

1. Что бы вы сказали, если бы вас попросили перечислить ваши личные ценности? На каких этических законах базируются ваши ценности? Откуда берет начало ваша этика?

2. Проанализируйте свои поступки. Осознайте, что они дока­зывают, каковы на самом деле ваши ценности. Теперь на­пишите список ваших истинных ценностей, которые регули­руют ваше поведение. Постарайтесь честно выполнить это задание.

3. Помолитесь и подумайте о том, какими бы вы хотели видеть ваши ценности, и перечислите их.

4. Согласуется ли ваша система ценностей с концепцией любви и уважения к Богу, самому себе и другим людям?

5. Правда ли, что вы не протестуете против проявления неуваже­ния, которое оставляет глубокий след в вашей душе и приво­дит к длительному стрессу? Если да, то что вы можете сделать, чтобы противостоять этим проявлениям и побороть стресс?

6. По отношению к кому вам наиболее трудно проявлять ува­жение? Почему? Что вам нужно сделать, чтобы изменить свое отношение к этому человеку (к этим людям)?

7. Верите ли вы в силу, которая значительно превосходит ваши возможности? Если да, то почему бы вам не попросить ее по­мочь вам вести себя в согласии с вашими ценностями?

Упражнение 17. Фундамент выживания

1. Прочитайте список основных потребностей человека и поду­майте, удовлетворялись ли они в вашем детстве. Приведите примеры:

а) физической безопасности,

б) психологической защищенности,

в) стабильности,

г) постоянства,

д) контроля над окружающим миром.

2. Что вы предпринимали, чтобы заполнить пробелы в назван­ных выше областях? Перечислите ваши действия и результа­ты, к которым они привели в области...

а) физической безопасности,

б) психологической защищенности,

в) стабильности,

г) постоянства,

д) контроля над окружающим миром.

3. Что может сделать Бог и вы сами, чтобы удовлетворить эти потребности? Перечислите эти действия и напишите, когда выбудете готовы их предпринять в области...

а) физической безопасности,

б) психологической защищенности,

в) стабильности,

г) постоянства,

д) контроля над окружающим миром.

Упражнение 18. Корни

1. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками и другими пожилыми родственниками. Попросите их расска­зать о детстве и взрослой жизни. Покажите, что вы интересуе­тесь их прошлым и борьбой за выживание в годы Великой Оте­чественной войны и советской власти. Они должны понять, что вы не собираетесь их осуждать и критиковать, — вы просто хотите чему-то у них научиться и проявить к ним сочувствие.

2. Что нового вы узнали?

3. Напоминают ли эти истории то, что происходило в вашей жизни? Или ваши жизни кардинально отличаются?

4. Помогли ли они вам лучше понять принятые в вашей семье обычаи и методы воспитания? Вызвали ли их рассказы у вас сочувствие? Изменились ли после этих бесед ваши чувства к родственникам?

Упражнение 19. А ваши «кирпичики»?

1. Не показались ли вам знакомыми некоторые «кирпичики»/ правила, которые формируют нездоровую систему? Отметьте «кирпичики», которые составляют вашу систему.

2. Добавьте в нее «кирпичики», которые оказали на вас влияние.

Упражнение 20. Здоровы ли ваши системы?

1. Отметьте в списке здоровых и нездоровых систем характери­стики, которые описывают одну из ваших систем (используй­те для их обозначения буквы «а», «б», «в», «г» и «д»):

а) Ваша родительская семья или близкие родственники (каждого члена семьи можно оценить отдельно);

б) Ваша семья в настоящем (каждого члена семьи можно оценить отдельно);

в) Общество, в котором вы живете;

г) Место работы;

д) Другие системы, которые оказывают на вас влияние (на­пример, школа, церковь, правительство).

2. Какие системы оказали на вас наиболее сильное влияние?

3. Какой список наиболее точно описывает ваши отношения и поведение, свойственное вам в настоящее время? Вы зани­маете место руководителя, который устанавливает правила, или вы слепо им следуете? Возможно, в разных системах вы играете разные роли?

4. Перечислите те факторы, которые в детстве были для вас «нормой».

5. Перечислите факторы, которые являются для вас «нормой» во взрослой жизни.

6. Перечислите факторы, которые вы хотели бы видеть в каче­стве нового стандарта «нормы».

Упражнение 21. «Пластинки»

1. Возьмите мольберт или рулон обоев и фломастеры. Раздели­те лист бумаги на три колонки, как на Иллюстрации 7.

2. В первой колонке перечислите «пластинки», которые звучат (или звучали) в вашем сознании и подсознании (сверьтесь с вашими ответами в Упражнении 20 и добавьте в него новые ответы).

3. Во второй колонке укажите, чьи «голоса» звучат на этих «пла­стинках» (например, матери, отца, братьев и сестер, бабушек и дедушек, членов другой семьи, друзей, общества, средств массовой информации, работы, церкви, ваши собственные или чьи-то еще).

4. В третьей колонке напишите, что Бог и вы как здоровые ро­дители сказали бы ребенку, который слышит эти «пластин­ки». Вот несколько наиболее распространенных примеров таких «пластинок»:

а) Пластинка: «Что скажут люди?»

Источник: моя мать и общество; «пластинка» громко играет в моем сознании.

Совет, который Бог и я дали ребенку: «Тебе подарили разум и способность принимать правильные решения. Мы будем тебя направлять. Ты хороший человек, мы тебя лю­бим. Ты не должен беспокоиться о том, что думают о тебе другие люди».

б) Пластинка: «Все девочки — глупышки».

Источник: общество, эпоха и время, в которое проходило мое детство. Я росла в 1940-1950-е годы в США. Тогда де­вочек не поощряли получать высшее образование и осва­ивать профессию. Обычно от них ждали, что они будут по­могать мужьям, пренебрегая собственными интересами. Это скрытое послание до сих пор проигрывается в моем подсознании.

Совет, который Бог и я дали ребенку: «Ты не должна извиняться за то, какой тебя создал Бог. Совершенствуй свои способности и таланты. Пусть они приносят радость тебе и окружающим».

в) Пластинка: «На первом месте для тебя должен стоять Иисус, потом другие люди, и в самом конце — ты сама». Источник: моя мать и церковь; эта «пластинка» проигры­вается постоянно и открыто.

Совет, который Бог и я дали ребенку: «Да, ты должна любить Господа и других людей, но тебе так же необхо­димо заботиться о своем здоровье — физическом, интел­лектуальном, эмоциональном и духовном. Это не эгоизм. Если ты не будешь заботиться о себе, тебе не хватит энер­гии, чтобы дарить любовь другим людям».

Упражнение 22. Круги близости, ответственности и влияния

1. Возьмите большой мольберт или рулон обоев и фломастеры и нарисуйте два рисунка с Кругами, как на Иллюстрации 8.

2. Напишите имена людей и названия занятий на первом ри­сунке с Кругами. Этот рисунок иллюстрирует положение ва­ших Кругов в настоящее время.

3. Напишите имена людей и названия занятий на втором ри­сунке с Кругами. Этот рисунок иллюстрирует положение, в котором находились бы ваши Круги, если бы ваша жизнь была здоровой и гармоничной.

4. Если у вас есть семья или вы поддерживаете близкие отно­шения с каким-то человеком, пусть каждый из вас нарисует, как он воспринимает положение Кругов близкого ему чело­века. После этого обсудите с ним ваши рисунки.

Упражнение 23. Из жертвы в обидчика

1. Когда в детстве вы вели себя как Разгневанный бунтующий ребёнок?

2. Когда во взрослой жизни вы ведете себя как Разгневанный бунтующий ребёнок?

3. Когда в детстве вы вели себя как Упрямый эгоистичный ребёнок?

4. Когда во взрослой жизни вы ведете себя как Упрямый эгои­стичный ребёнок?

Приведите конкретные примеры. Если вам сложно что-то вспомнить, попросите родственников вам помочь (уверена, они будут рады это сделать).

5. Закончив отвечать на вопросы 1-4, возьмите блокнот или ру­лон обоев и нарисуйте каждого ребёнка, о котором мы гово­рили выше. Вы узнаете о себе много интересного.

Упражнение 24. Что вы выигрываете?

1. Составьте список нездоровых отношений или систем, в кото­рых вы задействованы в настоящее время.

2. Честно ответьте на вопрос, какие преимущества вы получае­те, поддерживая нездоровые отношения или оставаясь в не­здоровых системах. Запишите свои ответы рядом с примера­ми нездоровых отношений или систем.

3. Подумайте: готовы ли вы отказаться от преимуществ, чтобы положить конец нездоровым отношениям или выйти из не­здоровых систем? Если да, то на что вы готовы, чтобы покон­чить с этими разрушительными привязанностями или оздо­ровить их?

4. Готовы ли вы установить границы и предусмотреть последст­вия, которые ждут того, кто их нарушит? Если нет, что меша­ет вам принять такое решение и его выполнить?

5. Если вы не хотите устанавливать границы и предусматри­вать последствия их нарушения, отказываться от нездоро­вых отношений или покидать нездоровые системы, то готовы ли вы смириться с существующим положением дел и больше не жаловаться на то, как к вам относятся люди?

Упражнение 25. Выбор между жизнью и смертью

1. Что произойдет, если вы измените свое поведение, установи­те границы и избавитесь от созависимости? Чего вы больше всего боитесь?

2. Посмотрите на свой рисунок «Яйцо травмы». Когда у вас впервые возник столь хорошо знакомый вам страх? Как часто вы его чувствовали?

3. Прочитайте то, что вы написали, выполняя Упражнение 2, и составьте список чувств, которые вы испытывали в связи с болезненными событиями.

4. Оцените интенсивность ваших чувств и расставьте их по по­рядку, который отражает их силу и степень присутствия в вашей жизни.

5. Напишите письмо Плачущему ребенку и Контролирующе­му ребенку. Скажите им, что в прошлом вы испытали много страданий, но все осталось позади. Пусть болезненные чувст­ва растают как дым. Теперь у вас нет причин их испытывать.

6. Продолжайте выполнять Упражнение 9. Напоминайте себе, что вы больше не ребёнок, а взрослый человек, который спо­собен себя защитить и позаботиться о себе.

7. Убедите Плачущего ребёнка и Контролирующего ребёнка, что вы стали взрослым человеком и можете испытывать лю­бые чувства — больше они не причинят вам вреда.

8. Каждый день просматривайте третью колонку из Упражне­ния 21. Напоминайте себе, что вы неплохой человек и что Бог любит и ценит вас.

9. Поймите, что с Божьей помощью вам хватит мудрости и сме­лости, чтобы справиться с критикой и недовольством членов вашей семьи, когда вы установите свои границы.

Упражнение 26. Честный взгляд на зависимость и/или созависимость

1. Пожалуйста, отвечайте честно, не щадя себя: как вы думае­те, есть ли у вас зависимость от каких-то занятий или хими­ческих веществ?

2. У кого из ваших предков или членов вашей нынешней семьи была или есть похожая зависимость или созависи­мость? Удалось ли им все-таки решить эту проблему и со­хранять трезвость?

3. Составьте список «Цена моей зависимости/моих зависимо­стей» и расскажите о том, что вы потеряли: здоровье, семью, друзей, работу, репутацию, чувство собственного достоин­ства, деньги.

4. Чего вы боитесь, думая о том, что пришла пора избавить­ся от зависимости/зависимостей? Хотите ли вы решить эту проблему?

5. Какие преимущества вы получаете, оставаясь зависимым/ жертвой/ребенком?

6. Почему вы остаетесь созависимым и не хотите установить границы в отношениях с близкими вам людьми, у которых есть вредные привычки?

7. Что вы приобретаете, оставаясь созависимым, а значит, по­пустительствуя поведению зависимого человека? Что вы те­ряете? Что приобретает зависимый человек? Что он теряет?

8. Почему вы боитесь избавиться от созависимости и не даете Богу проявить Себя в жизни другого человека? Почему вы хотите непременно контролировать ситуацию?

9. Перечислите меры, которые вы собираетесь предпринять начиная с сегодняшнего дня, чтобы избавиться от зависи­мости и/или созависимости: например, участвовать в про­грамме «Двенадцать шагов», записаться в группу поддерж­ки, обратиться к психологу. Обсудите ваше решение с чле­ном семьи или другом. (Вы увидите, что многие люди вас любят и с радостью поддержат ваше желание сделать сме­лый шаг.)

Упражнение 27. Контролирующий ребёнок

(см. Упражнение 8)

1. Как в вашем детстве Контролирующий ребёнок пытался убе­речь от боли Плачущего ребёнка?

2. Как в вашей взрослой жизни Контролирующий ребёнок пы­тается уберечь от боли Плачущего ребёнка?

3. В каких случаях он вел (или ведет) себя правильно и вы бы хотели, чтобы он продолжал в том же духе?

4. В каком случае он вел (или ведет) себя неправильно, и вам бы хотелось, чтобы он исправился и изменил свое поведение?

Что вы можете предпринять, чтобы избавиться от привычно­го нездорового поведения?

5. Что вам нужно сделать, чтобы научиться устанавливать здо­ровые границы (например, посещать психолога или присо­единиться к группе созависимых)?

6. Какие границы и перед кем должен обозначить Контролиру­ющий ребёнок? Как вы покажете, что эти границы существу­ют? Когда вы это сделаете?

Упражнение 28. Плачущий ребёнок (см. Упражнение 5)

1. Что вы можете предпринять, чтобы продолжать осушать Море боли Плачущего ребёнка (например, пройти индиви­дуальную терапию, посещать группу поддержки, прочесть несколько книг по психологии, завести дневник, поделиться своими переживаниями с родственниками и друзьями)?

2. Что вы делаете для того, чтобы ваше Море боли оставалось чистым и не заполнялось вновь (например, посещаете се­мейного психолога, ходите на курсы коммуникации, читаете книги об уверенности в себе)?

3. Кто из окружающих вас людей заслуживает большего сочув­ствия? С кем вы ведете себя отчужденно? Какие активные шаги вы можете предпринять, чтобы кому-то выразить свое сочувствие и наладить отношения? Когда вы это сделаете?

Упражнение 29. Изначальный ребёнок

(см. Упражнение 12)

1. Если бы у вас было достаточно времени и денег, каким бы вы хотели быть (имеется в виду состояние: например, непосред­ственным, счастливым, сексуальным, более духовным)?

2. Если бы у вас было достаточно времени и денег, что бы вы хо­тели делать (например, учиться играть на фортепьяно или гитаре, стать астронавтом, построить сиротский приют, путе­шествовать по миру)?

3. Какие препятствия и страхи мешают Изначальному ребенку быть таким, каким он был сотворен?

4. Вы искренне хотите, чтобы Изначальный ребёнок получил свободу и научился летать? Если да, то каким будет ваш пер­вый шаг?

Упражнение 30. Рабочая тетрадьЗдоровой уравновешенной личности

(Используйте материалы выполненных вами упражнений для Контролирующего ребёнка, Плачущего ребёнка и Изначально­го ребёнка.)

1. Контролирующий ребёнок. Выберите и ответьте на один из вопросов Контролирующего ребёнка:

а) От каких образцов нездорового поведения мне следует из­бавиться? От каких образцов нездорового поведения я уже избавился? Что я могу сделать, чтобы избавиться от оста­точных проявлений нездорового поведения?

б) Что я должен сделать, чтобы научиться устанавливать границы?

в) Какие границы и для кого должен установить мой Кон­тролирующий ребёнок? Как я покажу окружающим, что эти границы существуют? Когда я это сделаю?

2. Плачущий ребёнок. Выберите и ответьте на один из вопро­сов Плачущего ребёнка:

а) Что я могу сделать, чтобы осушить Море боли Плачущего ребёнка?

б) Что я могу сделать, чтобы его Море боли оставалось чи­стым и более не наполнялось?

в) Кто из окружающих вас людей заслуживает большого ува­жения? С кем я веду себя отчужденно? Что я могу пред­принять, чтобы кому-то выразить свое сочувствие и с кем- то наладить отношения? Когда я это сделаю?

3. Изначальный ребёнок. Выберите и ответьте на один из во­просов Изначального ребёнка:

а) Если бы у меня было достаточно времени и денег, каким бы я хотел быть? Как я могу это осуществить?

б) Если бы у меня было достаточно времени и денег, что бы я хотел делать? Как я могу это осуществить?

4. Используйте схему баланса из Упражнения 77 и выберите один пункт для каждого аспекта:

а) Что я могу сделать, чтобы улучшить свое физическое здо­ровье?

б) Что я могу сделать, чтобы улучшить свое интеллектуаль­ное здоровье?

в) Что я могу сделать, чтобы улучшить свое эмоциональное здоровье?

г) Что я могу сделать, чтобы улучшить свое духовное здоровье?

Упражнение 31. Ваша личная дорожная карта

1. Проанализируйте ваши записи в рабочей тетради Здоровой уравновешенной личности из Упражнения 30 и поставьте перед собой несколько целей, выбрав:

а) Одну цель из раздела «Контролирующий ребёнок»;

б) Одну цель из раздела «Плачущий ребёнок»;

в) Одну цель из раздела «Изначальный ребёнок»;

г) Одну цель из каждого раздела вашей схемы «Здоровая уравновешенная личность».

2. Напишите ваши цели на листе бумаги, который вы можете размножить, чтобы иметь дома и на работе.

3. Нарисуйте дорожную карту, в качестве образца используя Иллюстрацию 12. Подпишите под каждым «ребенком» свои цели.

4. Работайте над достижением целей, пока не почувствуете, что вам удалось их достичь.

5. Достигнув своих целей, поставьте перед собой новые.

6. Когда вы достигнете очередной цели, напишите об этом в не­заполненной части дорожной карты, которая указывает путь к Здоровой уравновешенной личности.

Упражнение 32. Дневник трех «детей»

1. Возьмите дневник или лист нелинованной бумаги.

2. По верхнему краю страницы или листа напишите дату и вкратце обозначьте событие, о котором вы напишете в днев­нике.

3. Напишите имена трех «детей».

4. Позвольте каждому «ребенку» выразить свои чувства, свя­занные с конкретным событием. (Вы убедитесь, что их чувст­ва и мысли сильно отличаются.)

5. Пусть каждый «ребёнок» говорит столько, сколько хочет. Иногда «дети» будут друг с другом спорить.

6. Пишите столько, сколько считаете нужным.

7. Попытайтесь писать недоминантной рукой, особенно если вы записываете мысли Плачущего ребёнка.

8. Возможно, Разгневанный бунтующий ребёнок и Упрямый эгоистичный ребёнок тоже захотят что-то написать. В таком случае постарайтесь понять, почему они дали о себе знать. Обычно это происходит в том случае, если вы не услышали Плачущего ребёнка. Не позволяйте двум агрессивным «де­тям» завладеть вашим вниманием, когда вы будете выпол­нять это упражнение. Если вы прислушаетесь к трем «де­тям», эти двое вскоре исчезнут.

Когда «дети» выразят свое мнение, здоровый «родитель» — Здоровая уравновешенная личность — подведет итог и/или примет решение (если это необходимо), в котором будут учте­ны потребности всех трех «детей».

9. Если вам не хватает информации, чтобы принять мудрое ре­шение, отложите его принятие на несколько дней и поищите дополнительные сведения, которые помогут вам разобраться в деле.

 

Дата:____________ Событие:_____________

Плачущий ребёнок

(попробуйте писать недоминантной рукой):

Контролирующий ребёнок:

Изначальный ребёнок:

Здоровая уравновешенная личность:


Упражнение 33. Мудрость

Составьте список событий, которые сделали вас мудрее. Закон­чив составление, оцените свойственную каждому вашему «ре­бенку» мудрость (обратите внимание на примеры в скобках).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: