ПЕРВОИСТОЧНИКИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПЕНИЯ.




РУССКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА

29.10.2015

ПЕРВОИСТОЧНИКИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫПЕНИЯ.

Первоисточниками русской вокальной школы является русская народная песня, народное исполнительство (пение песен), вокальная культура церковного пения. Многие считают, что искусство на Руси начинается с принятия Христианства. С 6 века у племен на Руси существует музыкальная культура в бытовом выражении (жизнь славян от рождения до смерти сопровождалась музыкой). У древних славян существовали музыкальные инструменты (ударные, струнные, духовые), которые использовались в перерывах между пением, чтобы голос отдыхал. С течением веков складывалась манера, которая и легла в основу методики церковного и культового творчества:

· Бережное отношение к слову (тексту);

· Естественное звукоизвлечение (неприемлемо форсирование голоса, необходимо владение широким певческим дыханием);

· Переплетение музыкальной интонации с речевой.

 

Большую роль сыграло возникновение 2 видов протяжной песни на рубеже 14-15 веков: лирическая протяжная и историческая протяжная песня. Протяжность дала повод говорить о возникновении своеобразного русского «бельканто». Каждый жанр народной песни имел свой музыкальный язык. Каждый жанр русской народной песни исполнялся по-своему: имел свои требования к исполнению, приемы украшения (варьирование мелодии, распевы). В отличии от Итальянской вокальной школы, в которой виртуозность, беглость служили для демонстрации голоса, в Русской вокальной школе – никогда не служит демонстрацией своего технического мастерства, певец украшает, варьирует мелодию только для того, чтобы как можно глубже раскрыть эмоциональное состояние. Так как каждый жанр исполнялся по-разному, то:

· Игровые, шуточные, частушки, песни – требовали от певца хорошего донесения песни в быстром темпе, способствовали развитию четкой и правильной певческой дикции;

· Протяжные песни – способствовали развитию широкого дыхания, кантилены;

· Плачи, причитания, сказы, былины – предполагали владение речитативно-декламационным стилем.

Поскольку певцы пели без сопровождения, то начинать они готовы были только в удобной тесситуре, что способствовало развитию голоса. Таким образом, исполнение русских народных песен давало певцам развивать беглость, широкое певческое дыхание и навыки речитативной декламации.

Как и в Европе большое значение в развитии вокального русского стиля сыграла православная церковь. До 17 века, также как и в Западной Европе церковь являлась центром музыкального образования и центром музыкального профессионализма. В церкви разрабатывались музыкальные теории, нотации, формировались принципы церковного пения. Огромную роль в развитии музыкальной культуры Древней Руси сыграло Крещение Руси (988 год). С принятием Крещения вместе с византийским и греческим вероисповеданием православная Русь взяла у византийцев и греков не только вероисповедание, но и:

· Готовый текстовый материал в переводе на славянский язык на весь годичный цикл службы;

· Система Осмогласия – система напевов для оформления христианского богослужения (8 гласов, напевов - традиция возникла давно, в основу легла традиция исполнять после Пасхи в течении недели, каждый день новый напев. Позже стали петь каждую неделю новый напев, после чего цикл повторялся заново). Все напевы собраны в книге «Октоих». Первый «Октоих» дошедший до нас был датирован 6 веком. Создал его сирийский патриарх – Севир. В 8 веке монах Иоанн Домаскин отредактировал «»Октоих», введя в него свои гимны и в таком виде он был принят в Византийском Государстве и перешел к русской православной церкви (существует до сих пор). Гласы – народные диатонические лады (дорийский, лидийский, фригийский, мексолидийский). С течением времени и придя на русскую землю византийские напевы приобретают звучание схожее с русской народной песней;

· Формы исполнения: сольная и хоровая;

· Вокальный характер исполнения – в русской церкви не задействована игра на музыкальных инструментах;

· Интонации православного востока в противовес интонациям православного запада.

 

Основной формой церковного пения был знаменный распев (знамя – знак, невмы (в Византии), крюки (на Руси)) – созданы были для записи напевов. Знаменный распев представлял собой монодию – пение в унисон и лишь на поздних этапах 16 века появляется эпизодическое многоголосие. Приблизительно знаменный распев возник в 12 веке. Существовал в рамках системы осмогласия (интонирование ладов). 8 гласов вместе с текстами представляли собой столп, поэтому знаменное пение иногда называют столповым. Столп – цикл, повторяющийся через каждые 8 недель. Сам знаменный распев состоял из небольших попевок, которые шли одна за другой, укладывались в диапазон терции или кварты, обладали медленным темпом, равномерное движение, одинаковые длительности. Из 3 – 4 таких напевов складывалась определенная мелодия, которая называлась «погласица». Постепенно знаменный распев разбавлялся фитами или лицами, представлявшими собой определенные вокализы. В последствии были созданы целые книги «фитники» (сборник вокализов). Со временем как разновидность знаменного распева появляются демественный и путевой распевы. Со временем церковная музыка развивалась и особого расцвета певческое искусство на Руси достигает к моменту падения татаро-монгольского ига, когда русские земли начинают объединяться вокруг крупных городов и образуются различные княжества (Московское, Киевское, Новгородское, Псковское, Ульское). В каждом княжестве возводятся монастыри и церкви, которые имеют свои певческие школы, хоры, певцов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: