Вокальный метод Глинки (концентрический)





Все упражнения начинаются достаточно низко, хотя Глинка говорил, что начинать развитие голоса надо с естественно берущихся натуральных тонов. Причем, естественно берущимися тонами Глинка называл тоны речевого диапазона голоса и индивидуальны для каждого певца, т.е. начинать не с середины диапазона, а с речевого диапазона каждого певца. Далее по методике Глинки надо прибавлять по несколько звуков сверху и снизу, таким образом развивая голос не лениарным методом, а концентрическими кругами вверх и вниз. Причем Глинка не начинает с секунды, которую он считает очень сложным интервалом, самым простым интервалом он считает терцию. Поэтому первые интервалы начинаются с движения на терцию и заполнением этого движения. Таким образом, диапазон расширяется, постепенно прибавляется кварта, квинта, секста вверх и вниз. Все упражнения написаны в пределах октавы – отличительная черта от итальянского инструментального метода, когда вокализы могут включать диапазон 1,5 октавы. Каждая тетрадь упражнений состоит из 2 частей:

1. Состоит из упражнений на смешанные интервалы, по смежным ступеням в интервале октавы. Изучение движения голоса. Концентрическое развитие диапазона;

2. Развитие беглости – упражнения на трелли и группетто.

Основные черты методики Глинки:

1) Начинать упражнения с натурально берущихся нот и расширять диапазон, присоединяя соседние звуки, но исключая секунду, которая дается для пения в последнюю очередь;

2) Петь упражнения Глинка рекомендует на итальянский звук «а», который звучит как русская ударная «а», т.е. более округло, открыто и полнозвучно, при этом звук «а» и соседние звуки благодаря такому произношению получают высокую певческую позицию, голос приобретает активность, опертость, нормальное певческое вибратто, округленность, более богатый тембр;

3) Глинка не использует упражнения с большим диапазоном (в пределах октавы);

4) Глинка не разрешает петь крещендо и деминуэндо в период обучения и требует ровности звучания при переходе от одного звука на другой, считает это более трудным приемом – удержание 2 звуков в одинаковой ровности и перейти на следующий звук без крещендо, а в той же звучности;

5) Глинка борется с фальцетной манерой пения у мужчин и критикует Рубини за его беззвучный фальцет;

6) Требует связанного перехода с ноты на ноту без придыхания, которое дает при звуке букву «г», без партоменто;

7) Петь без сопровождения.

Вокальная методика Глинки была не одна в это время. Существовали педагоги, которые также предлагали свою методику. Несмотря на то, что первым печатным трудом по методике вокала считали «Полную школу пения» А.Е. Варламова, которая выходит в 1840 году. До нее существовали работы Гавриила Якимовича Ломакина, которые были обнаружены в архиве Придворной певческой капеллы и существовали в рукописном варианте, они датируются примерно 1837 годом – «Краткая методика пения» и «Руководство по обучению пению в народных школах». Гавриил Ломакин – выдающийся русский педагог, создатель вместе с Балакиревым в 1862 году Бесплатной музыкальной школы. С 10 лет обучался пению в капелле графа Шереметьева. В 18 лет он начинает преподавать церковное пение в этой капелле и в Петербургском театральном училище и многие певцы, такие как: Мартынов, Воробьева-Петрова, Степанова – они занимались у Ломакина с детства еще в детском хоре. Вместе с работами Глинки выходят и работы Ломакина. Первая печатная работа по методике вокального искусства была выпущена Александром Егоровичем Варламовым (1801 – 1848) в 1840 году и она называлась: «Полная школа пения». А.Е. Варламов – автор романса «Красный сарафан», вокальный педагог, он закончил и занимался в Придворной певческой капелле с 9 лет, обладал великолепным голосом, играя на скрипке, фортепиано и гитаре. После окончания Придворной певческой капеллы его посылают в Гаагу, где при русском посольстве он руководит церковным хором. Во время своей заграничной поездки А.Е. Варламов интересуется и увлекается французским оперным искусством, поэтому он является пропагандистом французской вокальной методики в отличие от М.И. Глинки, который все-таки опирался на итальянскую вокальную методику. Возвратившись в Санкт-Петербург в 1823 году, он начинает давать уроки пения, работает капельмейстером Большого Театра в Петербурге, учителем пения в Придворной певческой капелле. А.Е. Варламов является активным участником музыкальных вечеров у М.И. Глинки. Там он знакомиться с актерами и певцами: Бантышевым, Щепкиным и Павлом Мочаловым. Его мысли о вокальном искусстве находят выход в его книге «Полная школа пения». Она рассчитана на обучение певцов на начальном этапе. А.Е. Варламов был поклонником метода парижской консерватории. Главными чертами метода были:

1) Твердая атака;

2) Сглаженность переходов из одного регистра в другой;

3) Умение владеть приемами «портаменто»;

4) Умение владеть приемами филировки звука.

А.Е. Варламов предлагает своеобразную школу, в которой много моментов, которые совпадают с вокальной школой Глинки, но есть и существенные различия. В русской педагогике вокального искусства в России есть 2 тенденции вокальной педагогики:

1) Школа М.И. Глинки;

2) Школа А.Е. Варламова.

А.Е. Варламов создатель фонетического развития голоса, исправление недостатков голоса на различных гласных, способствующих удалению этих недостатков. Если М.И. Глинка использовал только гласную «а», то А.Е. Варламов использовал гласные «а», «о», «е» для постановки определенных задач. Как и М.И. Глинка А.Е. Варламов предлагает начинать обучение с натурально берущихся тонов, определенная концентричность присутствует в методе А.Е. Варламова, но он разрешает и пение секунд на начальном этапе. Если М.И. Глинка относит к последнему этапу обучения, то А.Е. Варламов считает, что филировкой звука необходимо заниматься уже на начальном этапе, с первых шагов обучения вокалу. В отличие от глинкинского метода А.Е. Варламов говорит, что исполнять упражнения надо в сопровождении фортепиано, которое помогает певцу. Для выравнивания голоса А.Е. Варламов предлагает метод скрещивания регистров: при переходе в сопрано от грудного регистра к среднему смягчать последний звук грудного регистра и утяжелять первый звук среднего регистра, при переходе от среднего регистра к головному – наоборот, усиливать последний звук среднего регистра и облегчаться первый звук головного регистра. А.Е. Варламов делил голоса не по диапазону голоса, а по тембрам (резкие, темные). Так, при классификации голосов он считает, надо учитывать возраст и пол певца, характер его тембра, способность выдерживать тесситуру. Самыми главными удобными гласными А.Е. Варламов считал «а», «о», «е», заниматься необходимо было по его мнению каждый день по 30 минут, доводя общее время занятия в день до 2 часов. А.Е. Варламов требовал четкого произнесения звуков при исполнении упражнений, использовать филировку звука и петь упражнения с сопровождением.

10.12.2015





Читайте также:
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.014 с.