После революции 1917 года во главе крупнейших театров встают выдающиеся певцы, режиссеры, дирижеры: Собинов руководил в 1918 году Большим Театром. Консерватории в это время возглавляют многие выдающиеся композиторы: Петербургскую консерваторию возглавляет Глазунов; Московскую – Ипполитов-Иванов; Киевскую – Рейнгольд Глиер.
Основной задачей оперного театра в это время становится пропаганда лучших произведений отечественной и иностранной классики. Оперный театр в России к этому времени достигает небывалого расцвета. Жанр оперы как сам жанр переживает период исканий. После последней оперы Н.А. Римского-Корсакова практически не создано великих шедевров. Наблюдается тенденция к миниатюризации и камерности оперного жанра. В это время поисками в оперном жанре занимаются И.Ф. Стравинский и С.С. Прокофьев. Основная задача, которая стоит перед оперой – создание спектаклей на современные темы, поиск новых форм и нового музыкального языка, композиторы используют музыкально-декламационное начало вокальных партий (лозунговые вокальные партии), создание демократических жанров – опера-кантата, опера-оратория.
Необходимо было возродить героический стиль, который соответствовал бы революционному времени. В это время в зените славы такие певцы, как: Ф.И. Шаляпин, Нежданова, Собинов, Иван Ершов, Иаким Тортаков. Появляется новое поколение певцов – Вера Барсова, Обухова, Держинский, Катульская, Мигай, Савранский, Озеров. Помимо Московской и Петербургской оперных трупп на первое место выходят оперные труппы в Одессе, в Тбилиси, в Киеве – они имею отличные оперные трупы и ими руководят такие дирижеры, как: Вацлав Сук, Николай Голованов. Оперные певцы в это время достаточно часто выступают в роли режиссеров спектаклей. Так, Шаляпин ставит спектакль в Мариинском театре как режиссер, Федор Комиссаржевский, Миерхольд ставит «Электру» Рихарда Штрауса. В первые десятилетия советской власти в искусстве существует такая тенденция – модернизация классики, но эти тенденции модернизации классики не приживаются в советском искусстве. Основным остается Большой Театр – эталон оперного искусства. Он остается традиционным в отношении репертуара, очень сопротивляется в попытках навязать ему современные произведения западных композиторов и даже с большой осторожностью Большой Театр в 1921 году отваживается на постановку оперы С.С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».
|
В Москве помимо Большого Театра функционирует театр Зимина, который под разными названиями функционировал до 1924 года. В Ленинграде ставит оперы Малый оперный театр, а также Ленинградский театр оперы и балета, впоследствии, который носит имя Сергея Мироновича Кирова (впоследствии – Мариинский). Большое распространение получают оперные студии, которые в большом количестве возникают в это время.
В 1918 году в Большой Театр приглашается для работы Константин Сергеевич Станиславский. Надо было готовить поющих актеров, поэтому был приглашен К.С. Станиславский в театр. Он говорил о том, что певцу приходится сталкиваться с 3 видами искусства: музыкальное, вокальное и сценическое. Поэтому при воспитании певца К.С. Станиславский использует свою систему. И на долгие годы, и до сих пор эти традиции К.С. Станиславского в воспитании певца становятся основными в нашей стране.
|
Другую оперную студию возглавляет Немирович-Данченко. Эти студии в основном начинают ставить оперетты, так как этот жанр явился наиболее доступным для постановки. В 1919 году при Московском Художественном Театре Немирович-Данченко открывает музыкально-театральную студию, которая в 1926 году была реорганизована в Музыкальный Театр. И эта студия создает достаточно интересные спектакли, модернизируя жанр оперетты. Ставят «Периколу» Оффенбаха, «Дочь Анго» Лейкока, «Корневильские колокола» Планкетта. Помимо произведений известных и классических театр-студия Немировича-Данченко ставитоперы Кшенока «Джонни наигрывает» и «Прыжок через тень», а также оперу Д.Д. Шостаковича «Нос». В 1930 году этот театр ставит советские оперы, одна из них – «Северный ветер» Книппера. Приглашенный в 1918 году К.С. Станиславский образует при Большом Театре определенную театрально-музыкальную студию. Поэтому в 1924 в результате ее реорганизации возникает Оперная студия Большого Театра под руководством К.С. Станиславского. Многие известные певцы выходят из этой студии, такие как: Озеров, Мигай, Сергей Яковлевич Лемешев. В 1926 году на базе Оперной студии организуется Театральная студия, которая в 1928 году превращается в Оперный Театр им. К.С. Станиславского. Этот театр уже ставит такие современные оперы, как: «Дарвазское ущелье» Степанова, «Семен Котко» С.С. Прокофьева, «Станционный смотритель» Крюкова. Надо сказать, что после революции особое место занимает камерно-концертное творчество певцов. Перед концертными организациями ставится задача музыкального развития народа, пропаганда музыкального искусства. Камерно-вокальный жанр не так активно развивался, так например у консерватории долгое время не было кафедры камерно-вокального искусства. После революции камерно-концертное творчество получает государственную поддержку. Любитель музыки Керзин открывает кружок любителей русской музыки, в котором поют Собинов, Дейша-Сионицкая. Среди певцов, посвятившихся именно камерному вокальному искусству необходимо назвать: меццо-сопрано Оленину-Де, Альгейн, Зоя Лодий. Концерты из романсов какого-то одного композитора были достаточно большой редкостью, в основном это были сборные концерты. Оленина-Де, Альгейн со своим мужем организует Дом песни в 1908 году. В 20-е годы 20 века такие камерно-вокальные концерты очень популярны и их дают: Шаляпин, Собинов, Тартаков, Нежданова, Дарлеак, Долейво, Назарий Райский. Со второй половины 20 годов в молодом советском государстве начинает развиваться радиовещание и начинает появляться новый тип певцов – радио-певец, который мог петь очень разнообразный материал от оперных арий, романсов до песен.
|
Большую роль в развитии вокального искусства советского периода играет самодеятельность. После революции организация самодеятельности как музыкально-просветительская работа охватывает всю страну. Это способствует поднятию музыкального уровня населения и конечно, дает известные имена певцов: Лемешев, Козловский, Борисенко, Масленников, Огневцев (бас), Ирина Архипова, Валентина Левко). К 20-м годам 20 века возобновляется филармоническая деятельность. В 1925 году была организована филармония в Москве. Задачей филармонии было приобщение широких масс к музыкальной культуре.