Она сформировалась в середине 16 века. При Иване Грозном в 1551 году Стоглавый Собор обязан священников у себя дома открыть школу для обучения приходских детей чтению, письму и церковному пению. Ярким представителем Новгородской певческой школы был певец, монах – Маркел Безбородый – положил на музыку псалтырь, по которому должны были обучаться дети в воскресных школах, основатель Новгородской певческой школы. Псалтырь – сборник церковных текстов, является своеобразным пособием для воспитания голоса: «Постановка голоса через пение псалтыри».
Новгородский певец, распевщик (история донесла только фамилию) Опекалов – талантливый композитор, хорошо знал природу голоса, тембром умел передавать настроение, в своих произведениях использовал интересные композиторские технические приемы – акценты, синкопы, скачки, что было не характерно для знаменного распева.
Если сравнивать Московскую и Новгородскую школы, то они отличаются. Так, Новгородцы более свободно относились к системе осмогласия, варьировали ее, вводили русские народные интонации в византийские напевы в то время как Московская школа строго придерживалась системы диатонических осмогласных ладов. У Новгородских мастеров форма стихир приближалась к трехчастной. В Московской певческой и композиторской школах была более свободная, разомкнутая форма произведений.
Путевой распев – он появился в Московской Руси и представляет собой напев с элементами многоголосия. Сначала был разновидностью знаменного распева. Изначально мелодия пелась в 1 голос и называлась «путь», но иногда певцам надоедало петь все в 1 голос и тогда они начинали импровизировать, пристраивая к верхнему голосу подголосок (получал название «верх») или внизу мелодии («Низ»). Этот распев строго подчинялся системе осмогласия, появлялись синкопы, как средство усиления динамики, имел несколько тяжеловесный характер.
|
Демественный распев – зарождается в Московской школе и первое упоминание о нем приходится на 1441 год, но распространение получает в Новгородской школе в середине 16 века. Демественное пение зародилось в среде великокняжеских и архиерейских певчих, как способ украсить, выделить какие-то моменты богослужения. Демественное пение было не полным, т.к. не охватывало весь годовой цикл богослужений. Считается ранним многоголосием, оно было одноголосным, но эпизодически многоголосным. Имело свою нотацию, формировался торжественный стиль пения с широкими распевами. До сих пор в церковной службе используется способ более торжественного пения, он не подчиняется системе осмогласия. Мелодия создавалась на основе оригинальных интонаций, а не гласовых попевок, имеет особую ритмику в виде оттяжек (половинная с точкой), появляются кадансы, сложные синкопы, скачки в голосах, тяготение к пунктирному ритму – все это придавало распеву праздничный, пышный характер и назывался «Красным» (красивым) распевом. По художественному отношению стоит выше знаменного пения.
В конце 16 века русская церковная музыка обогатилась новыми распевами: болгарский и греческий. Они были близки к народным песням и месту рождения этих напевов. В 17 веке церковное пение, помимо новых распевов получает многоголосие, причем различное:
1. Строчное (ленточное) пение – пение одной мелодической линии с параллельным движением терциями или трезвучиями, в основе лежал принцип ленточного многоголосия, где голоса сохраняют точную структуру мелодии и ритм этой мелодии. Строчный напев может начинаться с унисона дальше расходиться на терции и трезвучия, после чего вновь сходиться в унисон. Объем голосоведения ограничивался низким регистром. Так как в основе этого напева явилось псалмодие, т.е. равномерное произношение слов, то он имел достаточно тяжеловесный характер. Допускалось перекрещивание голосов, движение голосов не только терциями, но и квартами. Такое многоголосие было малоинтересным, так как параллелизмы сковывают голос и само 4-голосие было не очень актуально, просуществовало сравнительно недолго и было вытеснено партесным пением.
|
2. Партесное пение – пришло с Юго-Запада Киевской Руси. Юго-Западные братства открывали православные школы при монастырях с обязательным обучением церковному пению, репертуар этих хоров состоял из Киевских распевов, которые были гармонизированы на западный лад. Сильное влияние католического христианства довлело над православными христианами в Южных областях и поэтому многие из них переезжали к центру России и вместе с собой они переносили новые распевы. Партесное пение пропевалось очень тяжело, потому что оно пришло не с православного востока, а с католического запада. Во второй половине 17 века происходит перелом в певческом искусстве – происходит переход от старых стилей многоголосия к новому партесному пению. Появляясь на Руси партесное пение также начинает включать в себя принцип народных песен, начинает возникать подголосочность, теряет сопровождение, начинает звучать a capella, приобретает русские национальные черты, получает подголосочную подвижность басовой партии, расширяется звукоряд напевов, началась писаться партия для дисканта, характерным становится 4-голосный склад изложения и 4-голосный состав хора, ритм становится более равномерным, вводится 5-линейная нотация, но многие из русских распевщиков не приветствовали ее и такие мастера, как Александр Резнец, Иван Шайдур выступали за крюковую нотацию.
|
Появляются первые русские руководства по воспитанию голоса:
· Труд Александра Мезенца «Азбука знаменного пения» (1688 год);
· Мусийская грамматика украинского и русского композитора Николая Дилецкого (1671 год);
· Трактат Ионикия Коренева по музыкальной эстетике «О пении божественном почину мусийских согласий» (1671 год).
В русской православной церкви существовали музыкально-сценические постановки, которые в середине 17 века получают широкое распространение в церквях – музыкально-драматические представления, сопровождавшиеся пением духовных кантов, церковных песнопений, своеобразные церемонии, которые изображали отрывки из божественного писания («Пещное действие», «Вход Господня во Иерусалим»). Сопровождались сольными и хоровыми номерами. Первыми артистами в народном творчестве поющего жанра были скоморохи.
В 17 веке появляется первое высшее учебное заведение. В 1632 году на Украине из слияния братских певческих школ Киево и Киево-Печерской Лавры была образована Киево-Могилянская Коллегия – поддерживалась запорожским войском. Первым руководителем этого высшего учебного заведения был гетман Петр Могила, поддерживал ее также гетман Согодайчный. По ее образу в 1687 году в Москве была открыта Славянско-греко-латинская Академия, в которой наряду с различными предметами вводится церковное пение. Певчие и хоры участвовали в театрализованных представлениях при царском дворе, так при дворе Алексея Михайловича существовал «Потешный театр». Хранителями певческих традиций является Хор Государевых певчих дьяков, Патриарший хор и хоры монастырей. Они же в 18 веке становятся и первыми образовательными центрами по воспитанию певцов.
Таким образом, к эпохе Петра I Россия подошла как страна с многовековыми певческими традициями и певческой культурой.
12.11.2015
Основные черты обучения церковному пению:
1. Развитие и формирование широкого певческого дыхания, обеспечивающего достаточное длительное, продолжительное исполнение песнопений;
2. Изначально развитие среднего регистра певца, затем нижнего и в последний момент верхнего регистра.
3. Методических пособий, учебников как таковых не существовало, но были азбуки пения – «фитники», в которых по степени трудности излагался материал для обучения пению (изучались интервалы, интонационный и диатонический звукоряд, изучали различные длительности, физиологические способы исполнения тех или иных мелодий, учились сочинять мелодии на подобии уже ранее изученных (импровизировать). Фиты имели различный характер: веселые; красные; мрачные; перевязка; кобыла. В период обучения должны были изучить большое количество подгласиц, более сотни фитический попевок. Пение фит развивало диапазон голоса певца, тембровые краски голоса (должны были исполнять разными тембрами) Таким образом, хороший певец становился хорошим учителем пения, так как заниматься начинали с малых лет.
Слушание музыки:
· Знаменный распев – унисон (или октавный унисон), мелизмы;
· Путевой распев – основной голос с подстройкой нижнего голоса;
· Демественный распев (праздничный) – более широкий диапазон, некоторые моменты более яркие
· Партесное пение – многоголосие, элементы T – D, западный характер
· Кондакарное пение (праздничное) – мелизматическое.