Так называли период первых опер до М.И. Глинки. Появление ярко национальных опер с музыкой, в которой чувствовалась опора на русский народный фольклор дали почву для развития вокального стиля русских исполнителей. Русская опера формируется еще в 70 годы 18 века и имеет демократическую направленность, развивается в плане народно-бытовой комедии. Сильной стороной таких опер являлась сатира (Фонвизин, Княжнин, Крылова) – высмеиваются помещики и купцы, а простые люди наделяются всеми положительными качествами. Как раз эти образы русских людей явились хорошим материалом для развития творческих способностей русских певцов. По форме эти оперы были операми с разговорными диалогами, которые чередовались с вокальными номерами, вокальные номера не представляли особой трудности для русских певцов, так как они уже с успехом исполняли оперы итальянских композиторов и оперы Моцарта, но в то же время эти вокальные партии требовали глубокого проникновения в образ. Они требовали способности тембра голоса подчеркнуть и раскрыть образ действующего лица, требовали хорошего слова, причем в большом количестве в этих операх используются русские народные песни или русские народные интонации. В некоторых операх русские народные песни использовались в своем естественном виде, но они подбирались так, чтобы эта русская народная песня как можно точнее передавала характер персонажа. Примерами могут служить песни Мельника и Филимона из оперы «Мельник – колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, арии из оперы «Сбитенщик». в других операх вокальные партии были оригинальны, но все равно в них чувствуется связь с народной русской песнью, а главное с речью, так например, в опере Василия Пашкевича «Санкт-Петербургский гостиный двор» речевые интонации оказываются определяющими в вокальной партии. Таким образом, эти оперы ставят перед певцами следующие задачи:
|
· Вокальное исполнение должно соответствовать характеру персонажа – создание голосом образа героя;
· Умение с легкостью переходить от речевой манеры диалогов к пению, при этом вокальный образ не должен нарушаться.
В русской школе ценилось не столько пение, сколько игра – певец имел успех успех только тогда, когда он хорошо отыгрывал свою роль. Также ценился реалистический образ. Крупнейшими исполнителями конца 18 – начала 19 века были:
· Антон Михайлович Крутитский (1754 – 1803) – певец, актер;
· Андрей Гаврилович Ожогин (1746 – 1814) – тенор, артист драмы и оперы, великолепный создатель комических, характерных ролей
Первые русские оперы сохранились так надолго в основном благодаря своей сатирической демократической направленности.
В эти же годы широкое распространение получает жанр водевиля – легкая комедия с живым занимательным текстом, с бойкими зажигательными куплетами. Первыми авторами водевилей были Алябьев и Верстовский, которые использовали в их песенные интонации. Певцы того времени должны были исполнять разные по характеру партии в разном музыкальном материале – отсутствие строгого амплуа, что было характерно для певцов иностранных трупп.
В это время получившее большое распространение в 18 веке французская комическая опера выходит из моды, она вытесняется таким жанрами как: Большая французская опера (масштабная из 5 действий, с балетными вставками, романтические сюжеты, любовная драма, которая разворачивается на фоне реального исторического события) и Итальянская опера-буффа. Затем появляются в России оперы Беллини, Доницетти, Россини. Следовательно в русском театре начинают появляться оперы на исторические и романтические сюжеты. Так появляются оперы:
|
· «Иван Сусанин» Катерино Кавоса
· «Леста, днепровская русалка» Степана Давыдова
· «Пан твардовский», «Вадим» Верстовского
Таким образом, начинает проглядывать ярко выраженная патриотическая направленность, которая возникает в опере после 1812 года, которая продолжает свое существование в период подготовки декабрьского восстания (1825 год) и впоследствии это выражается в опере «Иван Сусанин» М.И. Глинки (1836 год). Замечательными исполнителями начала 19 века водевилей, такие как: Михаил Семенович Щепкин (1788 – 1863) – основоположник русской театральной школы; Василий Игнатьевич Живакини – знаменитый московский комик; Варвара Николаевна Асенкова – актриса Александрийского театра; Елизавета Воробьева; Сосницкий.
26.11.2015
Характерной особенностью вокального исполнительства на рубеже 18-19 века является появление различных сборников народных песен, потому что в это время особенно проявляется интерес к народному творчеству. в 18 веке тоже были сборники: Трудовского и Прача. Наиболее авторитетным сборником начала 19 века был сборник Львова и Прача, вышедший в 2 редакция в 1806 и 1815 годах; Кирща- Данилов. В 30-е годы 19 века появляются сборники народных песен составленные известными композиторами – выходцами из крепостной среды:
|
· Сборник Ивана Алексеевича Рупина
· Сборник Даниила Никитича Кашина
Произведения вошедшие в эти сборники оказали большое влияние на исполнительский стиль, так как эти сборники являлись не просто сборниками народных песен, а это были авторские обработки народных песен. Сборник Рупина «Народные русские песни аранжированные для фортепиано и для хора», издан 2 тетрадями в 1831 и 1833 годах. В своем сборнике Рупин собрал лучшие образцы городской народной песни и он изложил ее своеобразном виде в духе своих собственных исполнительских тенденций: романтически-красочных обработок (цветистое пение), мелодии богаты феаритурами (разводами голоса), его обработки по жанру приближаются к русскому бытовому романсу, иногда Рупин пишет обработки народных песен в виде виртуозных вариаций, вводя щедрые мелодические узоры в мелодию, получая концертные обработки народных песен, которые напоминали оперные арии и многие исполнители вводили такие концертные номера в оперу. Вместе с Рупиным сборники обработок писал Даниил Никитич Кашин. Сборник Кашина назывался «Русские народные песни», который он выпусти в 1833-1834 годах 3 тетрадями. Собирать народные песни Кашин начал в 18 веке, был патриотом и пропагандистом русской народной песни. В сборник были включены самые популярные, самые распространенные и самые любимые песни того времени. Они были подразделены на песни: протяжные, полупротяжные, плясовые, скорые. Они отличаются от предыдущих обработок тем, что присутствующая в предыдущих обработках некая кантовая мелодия изменяется и меняется простой классический аккомпанемент этих обработок. Мелодия протяжных песен испытывает на себе влияние бытового романса, звучит патетично, с оттенком надрывности. В скорых песнях подчеркивается плясовой характер и задается ощущение молодецкой удали. Традицию создания таких сборников в 40 годы подхватывают такие композиторы, как: Варламов, Гурилев. Они делают стиль своих обработок еще более эмоциональным, патетичным. В протяжных песнях у них присутствует узорчатая мелодия, всегда в мелодии слышится интонация человеческой речи. В скорых песнях слышится манера исполнения певцов-цыган. Для аккомпанемента характерно гитарное звучание, четкий ритм и обычно всегда виртуозный плясовой отыгрыш.
На рубеже 18-19 веков возникает новый жанр вокального исполнительства – романс. В середине 18 века на смену кантам приходит новый жанр русской музыки, который получает название российская песня. Российская песня – произведение, написанное на оригинальный текст с сопровождением какого-либо инструментом, чаще всего фортепиано. Она не называлась романсом, она называлась российской песней. Романсом в 18 веке в России назывались вокальные произведения, написанные на французском языке и носившие в основном пасторальный характер. Российские песни писались на русском языке, форма произведений была преимущественно куплетно-строфическая, они были по своему содержанию лирическими. Жанр российской песни предшествовал возникновению жанра русского романса. Они писались на стихи известных поэтов того времени (Сумароков, Державин, Дмитриев, Неледенскова-Мелецкого). Ранние образцы российских песен были опубликованы в сборнике Григория Теплова «Между делом - безделье». Окончательно жанр российской песни сформировался к 1790 году и яркими представителями этого жанра были: Федор Дубянский, Иосиф Козловский. Популярным в это время был сборник анонимных российских песен, выпущенный издателем Мейером в 1781 году, который назывался «Собрание наилучших российских песен». К концу 18-началу 19 века термин «российские песни» становится не модным и выходит из употребления, давая при этом дорогу термину «романс» - слово испанского происхождения, обозначал стихотворение на испанском, романском языке, рассчитанное на вокальное исполнение. Романс отличался от российской песни большей детализацией мелодии, музыка романса была больше связана со словами, меняет аккомпанемент (становится более развернутым и точнее отображает круг образов, заложенных в тексте). Начало 19 века – время расцвета городской бытовой песни и бытового романса. Романс получил широкое распространение в творчестве русских композиторов и продолжал развиваться в творчестве русских композиторов: Глинки, Даргомыжского, Алябьева, Варламова, Гурилева. В первых романсах очень чувствуется связь авторской музыки с народной музыкой, происходит смешение. Эти романсы (городские) отражали все то, что происходило в жизни общества. Соответственно эти романсы различны по жанрам и содержанию. По жанрам получает большое распространение романс, написанный в жанре солдатской песни. После войны 1812 года появляются романсы, написанные в жанре походных песен, героических песен, в жанре протяжных песен, песни, повествующих о героях Отечественной войны, маршеобразные песни, сатирические песни, появляются романсы в жанре рекрутских песен, повествующих о тяжелой жизни рекрутов, которые получают широкое распространение из-за скрытого протеста во время подготовки декабрьского восстания. Наиболее популярные: «Уж как пал туман на поле чистое», «Не белы снеги», «Сторона моя ль сторонушка», «Не кукушечка во сыром бору». Эпоха декабристов дает нам романсы революционного содержания, на тексты декабристов (Рылеев, Бестужев), как правило, имели остро сатирический характер, такие как: «Царь наш – немец прусский», «Ты скажи, расскажи как в России цари правят». Эти тексты поэтов-декабристов были подхвачены и другими поэтами той поры: Пушкин, Языков («Из страны в страну далекую»), Лермонтов («Парус»). Эти тексты нашли отражение не только в среде профессиональных композиторов (Варламова, Алябьева. Гурилева), но и композиторов-делитантов.
В 19 веке большое распространение получают национальные мотивы. Популярность обретают украинская и цыганская песенная лирика. После поэмы Пушкина «Цыганы» стала очень привлекательной романтическая степная жизнь, справедливый характер цыган. Большое распространение получают цыганские хоры и цыганские певцы исполнители, обычно в состав таких коллективов входили гитаристы и плясуны обязательно. У цыганских исполнителей складывалась определенная манера исполнения, которая отличалась особой патетикой, эмоциональностью, исполнительский стиль отличался ярким артистизмом. Известными цыганскими романсами являются: «Лучина, лучинушка», «Зеленая роща», «Хожу ль я по улице». Цыганские исполнители по новому переосмысляли тексты и мелодии и получались совершенно оригинальные произведения, которые отличались особым исполнительским стилем – яркий артистизм, эмоциональная патетика, импровизационность исполнения, присутствие острых динамических контрастов, характерно было обыгрывание грудного регистра. Этот стиль исполнения оказал большое влияние на творчество романса Гурилева и Варламова, Верстовского. Во второй половине 19 века все эти черты доходят до черты крайней экспрессивности и переходят уже черту дозволенности и скатываются к дешевому эстрадному исполнению. Большое значение в развитие романсового творчество оказала поэтическая лирика русских поэтов предпушкинской и пушкинской эпохи. Большое значение в развитии жанра романса играла поэзия Жуковского, Делига, Баратынского, Пушкина. С творчеством этих поэтов происходит перелом в романсовом творчестве и если в начале 19 века преобладает сентиментально-лирический романс, который близок был к российской песне, то в пушкинскую эпоху (20-30 годы 19 века) тематика романса углубляется, становится более содержательной, богатой. В начале 19 века было популярно романсовое творчество Осипа Козловского (поляк) – участник турецко-русской войны, приехал с Потемкиным в Петербург, его романсы были необыкновенно популярны: итальянские канцоны «О, ветер легкокрылы», «Песня трубадура», полонез «Гром победы расставайся», наиболее известные романсы – «Я птичкой быть желаю», «Прежестокая судьбина», «Пчелка». Необыкновенно популярным автором романсов начала 19 века был Алексей Дмитриевич Жилин – слепой от рождения, но вел активную концертную деятельность как композитор и пианист в Петербурге и в Москве. Много внес в камерную и вокальную лирику, романсы издаются в 1814 году в сборнике «Эрато» отличаются необыкновенно тонким отбором поэзии (Жуковский, Херасков) и необыкновенной вокальной декламацией (необходимо было владеть определенной вокальной декламационной техникой). Огромное значение имело творчество Пушкина для развития жанра русского романса – в романс входят высокое философское содержание, темы большой гражданской патетики. Вместе с Пушкиным в это время выдвигается целая плеяда композиторов-романсистов: двоюродные братья Титовы (Николай Алексеевич Титов и Николай Сергеевич Титов). Наиболее известные романсы Николая Сергеевича Титова – это: «Талисман», «Лампада», «Щарф голубой».
Также романсы писал лицейский друг Пушкина Михаил Яковлев – певец, баритон, наиболее известный романс – «Зимний вечер»; Михаил Юрьевич Веельгорский; Андрей Петрович Есаулов; Осип Осипович Геништа; Верстовский; Александр Алябьев. В творчестве этих композиторов появляется 2 направления: романс и русская песня. Русская песня – это романс, жанровая принадлежность – эти романсы тесно связаны с русским фольклором, был одним из любимых жанров первой половины 19 века. Русские поэты (Мерзляков, Цыганов) увлекались народной песне, они брали сюжеты из народных песен и писали собственные стихи на эти сюжеты. Русские композиторы писали музыку подражая русским народным песням – стилизация. Для русских песен характерна связь с поэтическим текстом по форме. Для таких романсов характерны определенные черты:
· Широкая распевная интонация, которая указывает на связь с народной песней;
· Типичная особенность вокальной мелодии – начальная запевка с дальнейшим подхватом. Интонационная особенность запевки – широкий скачок на сексту, квинту или октаву с последующим заполнением;
· Мягкие женские окончания (задержание первой доли);
· Тонные хроматизмы;
· Внутрислоговые распевы;
· В музыкальную ткань русских песен часто вплетались группетто и форшлаги.
Жанр романса становился излюбленным жанром русских певцов, так как они могли достаточно выигрышно и интересно показывать свой голос. В 20-30-е годы особую популярность получает жанр лирико-философского романса, который получает название «Элегия» - жанр древнегреческой музыки, песня на могилах бойцов, носит явно выраженный ностальгический характер, романс размышление, в котором ярко выражено было декламационно-распевные обороты в вокальной партии. Вместе с этим в 19 веке появляются романтические настроения, композиторы пытаются рассказать о дальних странах, так возникают романсы национального жанрового плана (восточные песни, кавказские песни, итальянские баркароллы («Что поет душа ль девица – песнь Италии златой» Алябьев») «Гондольер молодой» (Варламов). Появляются романсы, которые по жанру получают название «испанские серенады». Так, Верстовский и Есаулов одновременно пишут роман «Ночной зефир строит эфиром», появляются рыцарские романсы в ритме марша и полонеза (Осип Геништа «Молодой Рогер свой острый меч берет»). Эти романтические настроения приводят к появлению замечательного жанра романса, который получает название «баллада» - сказывается увлечение поэтом раннего романтизма (особенно Жуковского) таинственной фантастикой, образами старинных легенд. Создателями балладного жанра в русской музыке является Алексей Верстовский («Черная шаль»), они уже выходят за рамки романса, построены в свободной форме, отличались сложностью композиции. Еще один жанр, существовавший в то время – «Жестокий романс» - его появление относят к середине 19 века, возникает обычно в мещанской среде, отличается сюжетами, построенными на трагедиях, убийствах, самоубийства, смерть героя. Жанры элегия, баллада способствовали развитию вокального стиля певцов, потому что они требовали от певцов:
· Владения хорошим словом;
· Ясного и выразительного произнесения текста;
· Подчеркнутая декламационность вокальной партии;
· Аккомпанемент уже не просто сопровождает голос, а музыкальными средствами передает содержание текста. Во многих романсах аккомпанемент рисует картины бурь, сражений, скачку коней.
Баллады писал не только Верстовский, но и Алябьев («Что затуманилась зоренька ясная» и Варламов. Прообразами таких баллад были поэтические произведения русских поэтов: «Светлана» Жуковского, «Жених» Пушкина. Одной из разновидностью романса была застольная песня – обычно пишутся в куплетной форме, с сольным запевом и припевом хора. В эпоху декабристов появляется новое содержание застольных песен – отражается пафос гражданских идей, привлекают Глинку, Алябьева, Яковлева. Жанр романса оказывал большое влияние на оперное творчество композиторов. В популярности романса скрывается то, что опера сразу была мелодически принята публикой. Романсовая лирика исполнялась в литературных и музыкальных кружках, была очень популярной и у каждого певца были самые известные и популярные романсы. Романс давал возможность певцам продемонстрировать свои вокальные способности, раскрыть и показать голос. В первой половине 19 века русское музыкальное искусство борется с засилием иностранных исполнителей-певцов. Москва и Петербург по прежнему остаются центрами оперной культуры. Санкт Петербурские и Московские театры имели в своем составе всегда по 4 труппы: французскую, итальянскую, немецкую и русскую. Каждая труппа имела свое помещение. Каждый год в течение года давалось представление в 4 публичных театрах и еще при дворе. Развитие русского искусства проходит в жесточайшей конкуренции с иностранными оперными труппами вплоть до конца 19 века. Только в конце 19 века побеждает русская опера и русская вокальная школа. В 20-30 годы 19 века в Москве и Петербурге появляется целая плеяда великолепных певцов, которая позволила осуществить сложнейшие оперные постановки как русского, так и зарубежного репертуара:
· Моцарт - «Волшебная флейта», «»Милосердие Тита», «Похищение из Сераля», «Дон Жуан», «Так поступают все», «Тайный брак Чемороззо»;
· Вебер – «Волшебный стрелок»
· Спонтинни – «Весталка»
Складываются в Санкт-Петербурге и в Москве свои оперные труппы. Звездами Санкт-Петербургской оперной труппы того времени были:
· Петр Васильевич Злов (легкий бас) – драматический актер, выступал и на драматической, и на оперной сцене;
· Василий Михайлович Самойлов (драматический тенор) – ученик Дмитревского;
· Нимфодора Семеновна Семенова – выступала во французской комической опере;
· Софья Васильевна Черникова (жена Василия Самойлова) – исполняла арии и романсы;
· Георгий Федорович Климовский (Иваницкий – настоящая фамилия) – тенор, воспитанник Придворной певческой капеллы, прекрасный исполнитель романсов, актер.
03.12.2015
Московская школа также давала замечательных оперных певцов. Репертуар Московских оперных театров также как и в Петербургской был смешанным. Ставились французские комические оперы, таких авторов как: Буалдье, Далерака, Обере, Галеви. Также ставились оперы Моцарта в московских труппах, Вебера, Россини, Беллини. Ставится также и русский репертуар: «Мельник – колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, «Санкт-Петербургский гостиный двор» Василия Пашкевича, «Сбитенщик», «Иван Сусанин» и «Князь невидимка» Кавоса, «Русалка» и «Добрыня» Степана Давыдова. В 20-30 годы ставятся оперы Верстовского «Аскольдова могила», «Пан Твардовский» и «Вадим». Русские оперы остаются диалогическими – вместо речитатива используются разговорные диалоги и музыкальные номера в этих операх продолжают писаться с опорой на народную мелодику. В Москве из иностранных трупп самой сильной в 20 годы 19 века была итальянская труппа. Но блистают и русские певцы, так называемые, премьеры московской школы: Николай Владимирович Лавров (настоящая фамилия – Чиркин), русский оперный певец, баритон, блистает и Петр Александрович Булахов – родоначальник большой музыкальной династии (1793 – 1835) – оперный певец, тенор, солист Большого Театра в Москве, первый исполнитель баллады Алексея Верстовского «Черная шаль» и первый исполнитель романса Алябьева «Соловей», великолепный исполнитель русских народных песен, который отличался особой манерой исполнения – без ложной патетики, без ложно напыщенного стиля. Музыкантами были и его сыновья – Петр Петрович Булахов (1822 – 1885) – вокальный педагог, певец, композитор, автор популярных романсов: «Тройка», «Вот на пути село большое», «Тихо вечер догорает», «Нет, не тебя так пылко я люблю». Певцом был и младший сын – Павел Петрович Булахов (1824 – 1875) – тенор, певец и композитор, первый исполнитель партии Князя в опере Даргомыжского «Русалка», один из лучших исполнителей партии Фина в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», автор романсов: «Кросика», «Право, маменьке скажу». Именно ему Балакирев посвятил свой романс «Мне ли молодому разудалому». Его жена Анисья Александровна Булахова также занимается певческой деятельностью, сопрано, солистка Большого Театра в Москве и Мариинского Театра в Санкт-Петербурге, первая исполнительница партии Наташи в опере Даргомыжского «Русалка». Большой любовью публики того времени пользовался певец-тенор Александр Олимпиевич Бантышев – тенор, солист Большого Театра в Москве, первый исполнитель партии Торопки в опере Верстовского «Аскольдова могила», его называли московским соловьем, также был и композитором. Написал много песен в стиле русская песня. Наиболее популярными были: «Что ты, травинушка», «Ты не плачь, красавица».
В начале 20 века блистает и Надежда Васильевна Репина – великолепное драматическое сопрано и драматическая актриса. Надежда Васильевна Репина, впоследствии ставшая женой Алексея Верстовского, который оказал большое влияние на развитие ее вокального стиля. Является первой исполнительницей главных партий в операх Верстовского: партия Надежды в «Аскольдовой могиле»; партия Гореславы в опере «Вадим». Причем выступала в разных жанрах: в операх, водевилях, в драматических спектаклях. В совершенстве владела своим голосом, хотя голос не слишком сильный, но владела техническими возможностями голоса. Большинство этих певцов и певцов Петербургского Театра были воспитанниками Московского и Санкт-Петербургского театрального училищ. Либо они приходили на сцену из этих училищ, либо из церковных хоров, либо из певческой капеллы. Многие певцы, например Бантышев и Лавров начинали свою карьеру как певцы хора, но попадая в опытные руки капельмейстеров, педагогов театральных училищ, приобретали статус знаменитых оперных певцов. Надо сказать, что замечательными педагогами, воспитавшими плеяду певцов были: Евстигней Фомин, Катерино Кавос.
В 1799 году Катерино Кавос был приглашен работать дирижером императорских театров и проработал в этой должности 35 лет. С 1803 года преподает в Санкт-Петербургском театральном училище. С 1811 года – в Смольном институте благородных девиц. Его учениками были многие впоследствии ученики М.И. Глинки такие, как: Осип Петров, Анна Воробьева-Петрова, Нимфодора Семенова, Мария Матвеевна Степанова. Заслуга Катерино Каоса заключается в том, что он провел в театральном училище образовательную реформу, которая способствовала улучшению образования певцов. В качестве метода обучения он выбирает, так называемую, локанторскую систему – система взаимного обучения. Она была разработана в 1798 году в Великобритании 2 педагогами, причем они разработали эту систему взаимного обучения независимо друг от друга: Эндрио Бел и Джозеф Локастер. Система заключается в следующем: сначала педагог занимается со старшими учащимися, более опытными, а затем старшие начинают заниматься с младшими учащимися. Кроме пения и декламации Катерино Кавос вводит в систему предметов, такие как: итальянский и французский язык, игра на фортепиано, бальные танцы и фехтование. Катерино Кавос всегда принимал сторону певцов в спорах с администрацией, называл их «дорогими детками» и его система воспитания в театральном училище привела к тому, что уровень певческого мастерства учащихся повысился и учащиеся Санкт-Петербургского театрального училища смогли принять участие в таких сложных постановках, как: «Золушка» Россини, «Робин-дьявол» Мейербера, «Иван Сусанин» М.И. Глинки. После Катерино Кавоса в Санкт-Петербургском театральном училище преподают такие педагоги, как: Бьянки, Антонио Саиенца, Карло Эльвазио Салива – опытный педагог, с мнением которого считались и М.И. Глинка и А. Верстовский. Среди его учеников были: Екатерина Алексеевна Семенова (сопрано) – первая исполнительница партии Людмилы в опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и исполнительница партии Эсмиральды в опере Даргомыжского «Эсмиральда», исполняла партию Наташи в опере Даргомыжского «Русалка», пела на одной сцене с такими мастерами, как: Рубини (в опере «Самнамбула»).
Педагог Бьянки также воспитывал большое количество певцов, поступивших на оперную сцену, среди них были: басы Ефремов и Козлов, тенор Шимаен, колоратурное сопрано Иванова, меццо-сопрано Шелихова, контральто Строгова.
В Санкт-Петербургском театральном училище работал и Антонио Сааиенца – композитор, дирижер и вокальный педагог, автор оперы «Иван-Царевич». Был очень популярным и модным педагогом вокала в Санкт-Петербурге того времени. Таким образом, основными кузницами вокального искусства в то время были: театральные училища и придворные хоры, капелла графа Шереметьева, но также развитию вокального искусства способствовала и концертная деятельность, которая в 1 половине 19 века приобретает небывалую репрессивность. Так, в 1802 году в Санкт-Петербурге открывается филармоническое общество, концертная жизнь становится систематической, проводятся регулярно симфонические концерты, большую роль в создании которых сыграл Даниил Никитич Кашин. Характерной чертой начала 19 века и времени в предреволюционную эпоху декабрьского восстания сыграли литературные и музыкальные общества, которые начали возникать в придверии 1825 года и начали приобретать значение общественных центров. Сначала инициаторами этих обществ были литераторы, но постепенно по аналогии с литературными обществами начинают возникать и музыкальные кружки, собрания. Очень часто инициаторами музыкальных собраний выступали и литераторы, такие как: Дельвиг, Грибоедов. Известными дворянскими салонами в Петербурге стали салоны Дельвига и Михаила Юрьевича Виельгорского. Его салон, располагавшийся в его доме играл роль закрытого концертного зала. Большой популярностью пользовались собрания в доме Ивана Алексеевича Рупина, куда приходили Пушкин и Дельвиг для того, чтобы послушать пение Рупина и игру на народных музыкальных инструментах. Салон Дельвига часто посещал М.И. Глинка, композитор Михаил Яковлев и такие литераторы, как: Медич и Крылов. В Москве своих друзей-музыкантов собирал Грибоедов. У него на вечерах бывали: Алябьев, Верстовский и Владимир Федорович Одоевский (литератор и композитор). Большой популярностью в Москве пользуется салон Зинаиды Волконской, где бывают поэты-литераторы: Пушкин, Метцкевич, Грибоедов, Вяземский. В салонах они читали свои произведения, музыканты устраивали концерты, происходит обсуждение различных тем, например, вокального исполнительского стиля, связи поэзии и музыки, это были музыкально-эстетические лаборатории, в которых каждый мог высказаться, причем собрания носили камерный характер и первые свои романсы композиторы исполняли не на концертной эстраде, а среди своих друзей.