Михаил Иванович Глинка: художественные и методические воззрения




М.И. Глинка (1804 – 1857) – его творчество открывает величайший этап в развитии русской музыкальной культуры. С этого времени русская музыка занимает достойное место в европейской музыкальной культуре. Считался основоположником русской вокальной школы и создателем русской национальной оперы. «Иван Сусанин» М.И. Глинки был написан в 1836 году. Вслед за этой оперой Глинка в 1837 году начинает работать над оперой «Руслан и Людмила», но она растягивается на 5 лет. В связи со смертью Пушкина Глинка вынужден работать с другими поэтами, чтобы они закончили либретто. Он обращается к Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову и Николаю Маркевичу. Вокальная эстетика Глинки имеет много общего со взглядами на певческий прогресс народных исполнителей. Это реалистическое отношение к исполнению, стремление к пению на широком дыхании, главенствует содержание при исполнении музыкального произведения и подчинения вокально-поэтического образа. «Иван Сусанин» Глинки потребовал исполнителей особого склада. До оперы «Иван Сусанин» русские исполнители не сталкивались со столь значительными персонажами в операх и не сталкивались со столь глубокими психологическими переживаниями этих героев. Поэтому Глинка понимает, что певцы, которые ему предлагает отечественная вокальная школа не способны полно раскрыть эти образы. И Глинка начинает сам заниматься с исполнителями главных партий – с Осипом Петровым, с Анной Яковлевной Воробьевой-Петровой, хотя эти певцы прошли достаточно хорошую школу у Катерино Кавоса. Работа М.И. Глинки с певцами была плодотворной. Для развития их голосов Глинка пишет специально для каждого певца упражнения и вокализы с учетом индивидуальных особенностей голоса певца. Особую известность получили упражнения, написанные Глинкой для Осипа Петрова. Интересны комментарии автора к этим упражнениям: «Эти упражнения написаны для баса, но не всем басам подходят», поскольку Осип Петров имел огромный диапазон и многие современные певцы, использующие эти упражнения вынуждены транспонировать их. Те требования, которые Глинка предъявляет певцам имеют много общего с принципами исполнения русской церковной музыки: округленное звучание, точность интонации без подъездов, пение в середине диапазона, ровность голоса. Отличительной чертой упражнений Глинки является отсутствие аккомпанемента. Глинка считал, что аккомпанемент с его темперированным строем вредит координации между слухом и голосом. Глинка создает свой метод воспитания голоса, который впоследствии был назван концентрическим методом воспитания голоса. Сам Глинка так свой метод не называл, так его назвал ученик Осипа Петрова Компанейский. В течении всей своей жизни Глинка занимался вокальной педагогикой: работал в Придворной певческой капелле, преподавая вокал с 1836 по 1839 год. В 1838 году едет в экспедицию в город Глухов в певческую школу и привозит 19 певцов, среди которых был в будущем прекрасный бас и композитор Семен Степанович Артемовский (Гулак-Артемовский) – написал оперу «Запорожец за Дунаем». По словам Глинки: «во всех жанрах он пытался создать произведения русские, а для того, чтобы создать русскую национальную оперу ему пришлось изучить весь феномен оперы как жанра музыкального и всю специфику оперного искусства». Поэтому, начиная увлекаться вокалом, в первую очередь он начинает с себя. И с 1824 года Глинка берет уроки по вокалу у известного в Санкт-Петербурге педагога – Беллоли, после занятий с которым его голос приобретает определенную силу, драматический тембр и это дает Глинке возможность принимать участие в спектаклях в домах своих друзей у князя Хованского, графа Кочубея, принимал участие в отрывках опер-буффа в домах князя Голицина. Впервые Глинка начинает давать уроки вокала в 1828 году. Он дает их певице Олении. В 1830 году, приехав в Италию он занимается со своим компаньоном Ивановым – певцом Придворной певческой капеллы, который приезжает вместе с ним совершенствовать свое вокальное мастерство. В Италии Глинка осваивает метод «бельканто», причем не просто занимается с педагогами, а посещает оперные спектакли в итальянских театрах, слушает великолепных певцов, а приходя домой со своими друзьями пропевает вокальные партии прослушанных опер. Глинка слышит в Италии таких певцов, как: Рубини, Джудитта Фаста. В период с 1830 по 1833 год Глинка знакомится с методикой постановки голоса Нодзари, а в Париже знакомится с методом Парижской консерватории и методикой бендералли. Позднее Глинка берет уроки у Жозефины Фодор – в России получила вокальное образование, выступала в России под фамилией Федерова. Основной традицией итальянской постановки голоса является лениарный метод воспитания голоса – голос развивается от нижних нот диапазона до верхних звуков по гамме вверх (инструментальный метод воспитания голоса). Такой метод был рассчитан на то, что у певца изначально существовал широкий диапазон, певец обладал тембром голоса, умением преодолевать регистровые пороги, не учили петь тех, кто не мог. Глинка же считал, что каждый голос не совершенен и, что каждый голос можно развить и преумножить. Основными задачами итальянской вокальной школы было:

1. При малом дыхании извлекать звуки наибольшей силы, так как старые итальянские педагоги рекомендовали грудной тип дыхания;

2. Основным приемом пения был легато;

3. Обязательное владение колоратурой;

4. Владение четкой и ясной дикцией.

Глинка же понимает пение как сложный психофизиологический процесс, требующий мобилизации всех творческих сил певца. В первую очередь для Глинки певец – это певец-актер, поэтому его сочинения требовали иного подхода к исполнению. Глинка в совершенстве знал методику обучения церковному пению. Он хотел соединить основы методики обучения церковному пению и методику обучения светскому пению. Глинку этот вопрос очень волновал – это находим в воспоминаниях его духовного отца – архимандрита Игнатия Бричанинова, с которым Глинка вел интересные беседы о специфике церковного пения и о том, как лучше соединить церковное пение со светским пением. Взгляды архимандрита Бричанинова очень сильно повлияли на Глинку, он даже просит его написать статью и Бричанинов пишет статью «Христианский пастырь и христианин художник», где как раз раскрывает взгляды Глинки на совмещение 2 видов вокального искусства: церковного пения и светского пения. Первые свои упражнения Глинка пишет для своей сестры Натальи Ивановны, которые получили название «7 этюдов для контральто». Упражнения Глинки в методике используются до сих пор. Для Осипа Петрова он пишет «6 этюдов» в 1833 году. Осип Петров пел упражнения Глинки всю свою творческую жизнь на протяжении 40 лет, пел до 72 лет, за 2 дня до смерти пел в Большом Театре. В 1835 году Глинка пишет упражнения. В 1840 году он пишет упражнения для певицы Александровой. В 1856 году, находясь в Берлине он занимается с певицей Кашперовой и пишет целую вокальную школу для этой певицы. Этюды Глинки состоят из 2 частей.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!