Методические работы русских певцов, педагогов-вокалистов конца 19 века – начала 20 века.




Первыми работами были работы, написанные в 1837 году Гариилом Якимовичем Ломакиным. В конце 19 века – начале 20 века выходят пособия Бронникова, Дадонова, Крыжижановского, Мазурин, Ниссен-Саломан, Карелин, Сонки.

Первое и единственное русское пособие, которое получило название «Учебник пения» было выпущено в 1891 году Павлом Константиновичем Бронниковым – певцом (лирический тенор). Это пособие было одобрено советом профессоров Петербургской консерватории и пособие это обобщает методы постановки голоса Алексиса Гароде, Лаплашина, Гарсия, Дюпре, Пановки и Ваккаи – т.е. обобщение вокальных принципов французской и итальянской вокальной школы. По поводу вопроса о дыхании Бронников рекомендует грудной тип дыхания в отличие от Гарсиа.

Вторым пособием по методике постановки голоса была работа Александра Михайловича Дадонова – русского певца, тенора, которая называлась «Руководство к правильной постановки голоса, развитию и укреплению голосовых органов и научению искусству пению» оно выпущено в 2 частях (1891, 1895), оно было одобрено советом профессоров Петербургской и Московской консерватории. Дадонов был великим русским певцом, учеником Гарсиа и Ламперти, премьером Большого театра, отличался неутомимостью своего голоса – мог петь в Большом Театре по 2 спектакля в день. Пел до 54 лет на сцене Большого театра и, оставив карьеру певца, он начинает заниматься вокальной педагогикой. По словам Багадурова руководство Дадонова больше отражает методические принципы новой французской школы (Гарсиа и Фора).

В 1909 году выходит книга «Вокальное искусство» Каспара Ивановича Кржижановского – певца (баритон). Он учился в Киевской консерватории у профессора Кравцова, у великого вокального педагога Ивана Прянишникова в Санкт-Петербурге, совершенствовался в Италии у Джиральдони. Как певец работал достаточно не долго и очень быстро начинает заниматься педагогической деятельностью. Он увлекается изучением естественнонаучных дисциплин, был знаком с анатомом Зерновым, интересовался строением голосового аппарата. Пишет 2 работы: «Вокальное искусство» (1909), «Причины упадка вокального искусства» (1902). До конца своей педагогической деятельности он оставался сторонником старой классической школы пения (Гарсиа, Лаплашина, от части Ламперти). Доказывал нецелесообразность внедрения грудо-брюшного типа дыхания, был сторонником грудного типа дыхания. Критиковал современную систему вокального обучения, считал, что певцы не хотят заниматься вокалом, так как занимались 1-2 года, в то время как раньше занимались по 8-10 лет постановкой голоса, считал что певцы мало уделяют времени пению гамм и вокализов, ратовал за то, что пение гамм и вокализов должно занимать основное место.

Работа Константина Митрофановича Мазурина «Методология пения» (1902 – 1903) – он окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Московского Университета. Долго изучал методологию и теорию пения в России и за границей, много работал в западноевропейских библиотеках, поэтому имел доступ ко многим работам западных педагогов. Помимо «Методологии пения» им еще написана работа «К истории библиографии пения» (1893). Мазурин является сторонников раздельной подготовки певцов и вокальных педагогов – считал что певцов и вокальных педагогов надо обучать отдельно, ратовал за открытие специального учебного заведения для подготовки вокальных педагогов. Объяснял это тем, что при подготовке певцов практически не уделялось внимание анатомо-физиологическому строению голосового аппарата, психофизического строения нервной системы. В России физиологией голосового аппарата начали заниматься с 80-х годов 19 века (появляется стробоскоп, показывающий работу голосовых связок). Считается, что педагог, который занимается должен знать и правильно определять темперамент своего ученика (для этого надо знать психологию).

Следующие учебное пособие, которое выходит в 1912 году – книга «Новая теория постановки голоса», написанная Василием Львовичем Карелиным (лирический тенор) – брал уроки у Николаева, затем в Московской консерватории у Александровой-Кочетовой, пел в опере Мамонтова, совершенствовался в Италии, наконец был приглашен в Римский театр как солист, начинает заниматься методическими вопросами.

Интересная книга Ипполита Петровича Прянишникова (баритон) – профессор Петербургской консерватории – «Советы обучающимся пению» (1889), в которой он начинает обобщать свой собственный опыт, например, он говорит, что:

· При пении певец не должен чувствовать гортань, если он чувствует гортань, то голос поставлен не правильно;

· Он должен чувствовать, что звук образуется в груди; упираться звук должен в твердое небо у верхних зубов;

· У мужских голосов Прянишников допускал только один регистр, причем делил его на открытый и закрытый тембр;

· Прянишников говорит, что певец при пении должен представлять не только интонацию, но и характер звука – предслышание тембра звука (как показали дальнейшие открытия в области физиологии, то предслышание звука дает настрой связкам для работы в определенном тембре).

Важная работа была сделана Станиславом Максимовичем Сонки (баритон) «Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани» (1886). С.М. Сонки в 1908 году организовал общество друзей музыки, изучал анатомию, физиологию, акустику певческого аппарата, ларингологию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: