Вокальное образование и научная работа в области голоса




После революции музыкальное образование входит в общую систему образования советских людей. Открываются общедоступные музыкальные школы, открываются средние и высшие учебные заведения. К работе в консерваториях, в частности в Московскую Консерваторию приходят такие великолепные певцы: Гектор Гандольфи (Эттори Гандольфи), Назари Райский, Дейша Сионицкая, Владимирова, Петренко, Дарлеак, Алчевский, Иван Ершов, Акимова). К началу 20 века было сделано много научных открытий в области физиологии и анатомии. Поэтому педагоги приходят к выводу, что обосновать и выработать теорию постановки голоса нельзя без получения научных данных. Характерной чертой этого периода является то, что певцы начинают активно сотрудничать с учеными. Они приходят к выводу, что выработать единую систему можно только непосредственно во взаимодействии педагога-певца и ученого. И в 1911 году создается Русское Вокальное Общество под руководством профессора С.М. Сонки, в работе которого огромное участие принимают педагоги, певцы, представители науки. Важное место в развитии советской методической вокальной мысли занял Государственный Институт Музыкальной Науки (ГИМН), который был организован в 1921 году и просуществовал до 1932 года. Этот институт был призван разрабатывать теоретические вопросы музыкознания. В этом институте была создана вокально-методологическая секция, объединившая ряд крупных вокальных педагогов и ученых и, обобщив опыт педагогов и научные открытия разработала, так называемы, «Единый метод преподавания пения ГИМНа», который был одобрен на Всероссийской конференции вокальных педагогов и ученых в 1925 году. Главные положения при постановке голоса:

· Нижнереберное диафрагматическое дыхание на основе выводов ученых-физиологов;

· Среднее (речевое положение) или свободно низко удерживаемое положение гортани;

· Твердая или мягкая атака звука;

· Двухрегистровое строение голоса;

· Обязательное сглаживание регистров с помощью использования головного резонирования и прикрытия звука;

· Опора звука на дыхании.

Эти положения были изложены в докладе профессора Егорова, который назывался «Основы единого метода». Научные обоснования этим методам дал профессор отоларинголог Ф.Ф. Заседателев, который занимался вопросами певческого голосообразования. Многие из этих положений остаются актуальными и на современном этапе, войдя в основные положения современной вокальной педагогики. Недостатком Единого Метода ГИМНа его узкая техничность, он исходил только из анатомо-физиологической концепции, отрывая постановку голоса от всей проблемы воспитания певца, не учитывались индивидуальные психофизические особенности развития певца, не учитывал важность эмоционального развития певца.

Однако, значение вокальной секции гимна было очень велико. По инициативе вокальной секции ГИМНа было выпущено достаточное количество методической литературы: книги по истории вокального искусства, по акустике певческого голоса, по физиологии голосового аппарата. Важным событием явилось то, что музыкальная секция ГИМНа сделала перевод книги Музехольда «Акустика и механика человеческого органа» и усилиями секции ГИМНа вышла книга профессора Ф.Ф. Заседателева «Научные основы постановки голоса». Вокальная секция ГИМНа явилась инициатором всероссийских конференций вокальных педагогов и ученых, которые начинают действовать с 1925 года.

В 1928 году по инициативе группы педагогов и ученых, в которую входили Садовников, Аспелунд, Багадуров, Малютин при Московской консерватории открывается лаборатория экспериментальной фонетики и фониатрии, которая просуществовала до Великой Отечественной Войны и вела большую научную деятельность.

В 1923 году выходит книга педагога Лобановой «Правильное дыхание, речь и пение», которое является дополнительным изданием ее книги «Дышите правильно». В своей методике она использует принципы дыхания йогов и их последователей в Европе и Америке. Книга содержит разработанную систему упражнений для развития дыхания. И хотя автор утверждает, что правильное пение может возникнуть при правильно развитом дыхании – это утверждение иллюзорное, но люди с ослабленным дыхательным аппаратом, занимающиеся по этой книге имели хорошие результаты в области развития дыхательного аппарата.

В 1924 году в Киеве была опубликована работа певца Вайнштейна «Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство» – единственное серьезное обобщение практики знаменитого певца.

Также в 1924 году вышла книга «Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса» профессора, отоларинголога Малютина. Профессор Малютин впервые отметил, что формы и размеры твердого неба влияют на проявление вокальной функции и на деятельность голосовых связок. Он также наблюдал за строением мягкого неба и его влияние на фонацию. Он проводил исследования с помощью стробоскопа, наблюдал за голосовыми связками и за вариантами их прикрепления. Высказывает отдельные мысли о нервной природе колебательных движений голосовых связок.

Также в 20-е годы выходит работа по вокальной педагогике Робена «Техника пения и единый метод постановки голоса». Переоценивает значение носового резонирования формирования голоса.

Выходит переизданная работа С.М. Сонки «Теория постановки голоса в связи с физиологией органов воспроизводящих звук».

В 1926 году выходит книга певицы Дейши Сионицкой «Пение в ощущениях». Интересна тем, что в этой книге певица и педагог делится своими ощущениями при правильном пении.

Работа врача Эрбштейна «Анатомия, физиология и гигиена голосовых органов» интересна тем, что она содержит сведения по вопросу определения типа голоса по анатомо-физиологическим признакам.

Значительной вехой вокальной педагогики было выход книги Багадурова «Очерки по истории вокальной методологии» (3 выпуска) – единственный труд в русской литературе, который систематизирует и обобщает вокальный опыт зарубежных и русской вокальных школ. Багадуров – певец, музыкант-историк, рассматривает особенности исполнительского стиля различных вокальных школ. Багадуров – один из организаторов Союза Советских композиторов.

Вокальное искусство в 30-е годы

Появляются новые значительные оперы:

· «Тихий Дон» и «поднятая целина» Держинского;

· «В бурю» Тихона Хренникова;

· «Леди Макбет мценского уезда», «Екатерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича;

· «Семен Котко» С.С. Прокофьева

Появляется плеяда молодых исполнителей: Кругликов, Преображенская, Ульянова – певцы;

Работают в оперных театрах такие режиссеры, как: Лосский, Смолич, Баратова.

Впервые начинают проводиться всесоюзные конкурсы вокалистов.

В эти годы работают такие оперные дирижеры и режиссеры, как: Голованов, Самосуд, Мелик Пошаев, Хайкин.

В репертуаре продолжают присутствовать все шедевры русской оперы. Ставятся оперы: Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакого. Отличительной чертой 30-х годов является расцвет оперного творчества в Союзных Республиках.

С 1936 года вводятся декады национального искусства. В Большом Театре помимо Барсовой, Катульской, Степановой, Слебинской начинают работать Шпиллер Наталья, Мария Максакова, Лемешев, Козловский, Марк Рейзен, Максим Дормидонтович Михайлов.

Выделяются и национальные кадры среди певцов: Грузия, Армения, Азербайджан – Ангуладзе, Павел Лисициан, Сахадзе. Певцы Большого Творчества являются пропагандистами камерного творчества современных композиторов. Так, Шпиллер впервые исполнила романсы Шапорина и Мясковского; Нина Дарлеар великолепно интерпретировала романсы Мусоргского, Сергей Яковлевич Лемешев исполняет все романсы Чайковского (1837); Мария Максакова исполняет вокальные циклы Шумана «Любовь и жизнь женщины».

Многие сделали солисты всесоюзного радио комитета в популяризации вокального искусства – Малютов, Виноградов; солисты филармоний – Зоя Лодий, Анатолий Долево. Большим пропагандистом был Иоанн Нотанович Тиц, учеников которого является Б.Н. Кудрявцев. Активно ведется научная работа и в предвоенное время выходит ряд трудов педагогов,певцов и ученых из разных областей. Так, из области вокального искусства «Воспоминания Шкаффера», «Сборники памяти» Лемешева, Собинова, «Перербургская опера и ее мастера» Старка. Вокальная педагогика обогатилась методическими работами Дмитрия Львовича Аспелунда. В 1942 году Аспелунд защищает диссертацию по проблемам вокальной педагогики «Развитие певца и его голоса», в 1933 выходит его книга «Основные вопросы вокально-речевой культуры», которая рассчитана на руководителей самодеятельных коллективов. В эти годы выходят работы: И.И. Левидова, Работнова, Ржевкина.

Книга не потерявшая своей актуальности до настоящего времени – «Певческий голос в здоровом и больном состоянии» И.И. Левидова.

В 1932 году выходит книга «Основа физиологии и патологии голоса певцов» Леонид Дмитриевич Работнов – крупнейший русский ученый, ларинголог, доктор медицины, врач фониатр. В основном занимался проблемами дыхания, обследовал около 1000 человек из них 200 певцов. Выяснил, что раньше считалось, что гладкие мышцы трахеи и бронхов не принимают участие в дыхании, дыхание осуществляется только легкими. Работнов же доказал обратное – в основном в дыхании огромную роль играет гладкая мускулатура бронхов и трахеи и у высоко обученных певцов при замерах объема грудной клетки при вдохе не показывает расширение мышц («парадоксальное» дыхание).

Важна работа физиков, акустиков – Сергея Николаевича Ржевкина, который в 1936 году выпускает книгу «Слух и речь в свете современных физических исследований» профессор Московского Университета, физик, акустик. Вместе со своим коллегой, профессором Казанским открывают нижние певческие форманты в строение звука. Эти открытия были подтверждены экспериментами западных ученых, таких, как: Бартоломью, Стенли, Вольта. Большой интерес представляет его же статья – «Некоторые результаты анализов певческого голоса».

 

24.12.2015

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: