Молодой пушкинист Анна Ахматова. 10 глава




Тем не менее концепция Б. Мейлаха, состоящая в том, что послание, «несомненно, явилось отражением настроений оппозиционных слоев», была принята в качестве последнего слова науки. В коллективной монографии «Пушкин. Итоги и проблемы изучения» (М., 1966, с. 201) говорится, что послание «В Сибирь» «более радикально, чем утверждалось ранее»; оно, по существу, приравнивается по своей позиции к «творчеству кишиневского Пушкина», к его «ранним декабристским идеалам».

Именно такое толкование - несмотря на дальнейшее движение науки - «осело» в литературе, адресованной широкому читателю, и в школьном преподавании: оно легко вписывалось в школьное понимание Пушкина, при котором чуть ли не главное достоинство его как поэта виделось в единомыслии с декабристами. При этом никого не интересовал важнейший (а в смысле человеческом, моральном - центральный) момент проблемы. Ведь «радикальное» понимание послания «В Сибирь» чревато недоумением, которое возникло еще у современников, включая в первую очередь декабристов (см. выше свидетельство Завалишина), и не могло не возникать позже. Недоумение это сформулировал Б. Мейлах: «Как могли сочетаться верность Пушкина традициям декабристов и преклонение перед ними (так ярко выраженные в послании «В Сибирь») со «Стансами» и стихотворением «Друзьям»?»

* * *

Проблема эта, впрочем, поставлена процитированным автором исключительно как политическая, а не моральная. Что касается политической стороны, то тут вопрос совершенно ясен: «Стансы» вовсе не угодничество, но «поучение Николаю», стихотворение же «Друзьям» есть ответ на несправедливые обвинения, в котором «Пушкин обосновывал выступление со «Стансами» как выполнение общественного долга, как проявление гражданского мужества», - писал Б. Мейлах в начале 60-х годов. Но такое понимание политической позиции Пушкина было высказано давно, еще В. Якушкиным (1899): «Пушкин решил, что надо действовать через правительство, через него проводить идеи просвещения, идеи прогресса, стараться вызвать в правительстве сочувствие к просвещению и т.д. В разбираемых стансах только и выразился такой взгляд: Пушкин высказывает в них свои pia desideria (благие пожелания. - В. Н.), основания для которых он, может быть, имел право видеть в отношении к нему нового правительства... Таков был смысл стансов, смысл самый благородный; тут не лесть, а высокое наставление для новой власти» («О Пушкине», с. 62).

В самом деле, внимательно читая сегодня «Стансы» и «Друзьям», выдержанные в державинской традиции говорить «истину царям», написанные с суровой вдумчивостью государственного деятеля и вместе - с какой-то простодушной непринужденностью и отвагой, открыто поучающие нового государя, каким ему быть, кому подражать и что делать, трудно понять, каким образом поведение Пушкина могло быть столь вопиюще превратно истолковано в качестве лести и подлаживания к власти; это, помимо прочего, ярко характеризует моральное состояние русского общества после декабрьской трагедии: объятые страхом люди в любом непонятном им поступке готовы были видеть страх же.

Итак, вопрос о политической позиции Пушкина, как она выражена в «Стансах» и «Друзьям», можно считать одинаково понимаемым и дореволюционным исследователем, и правоверным советским ученым: позиция эта была совершенно искренняя: «Задумав «Стансы», Пушкин несомненно не предполагал, что они могут быть восприняты как отступление от позиций «поэта-гражданина», но был уверен в обратном», - пишет Б. Мейлах. Возможность же «сочетания» «Стансов» и «Друзьям», с одной стороны, и послания «В Сибирь» - с другой, заключается, с его точки зрения, «в противоречиях дворянской революционности... Преданность памяти декабристов, преклонение перед ними сочетались с надеждами на то, что Николай осуществит свои обещания, улучшит положение страны».

В сущности, это и все, что находит возможным сказать исследователь. Но ведь в послании «В Сибирь» речь идет вовсе не только о «преданности памяти декабристов» и «преклонении перед ними», - у него есть очень конкретное содержание. И если бы Б. Мейлах ввел свою трактовку этого содержания в свои рассуждения, в них обнаружилось бы кричащее противоречие.

«Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место», - говорится в «Пиковой даме». В самом деле: если «Стансы» есть «поучение Николаю», как пишет Б. Мейлах, которое поэт произносит в надежде на то, что тот «улучшит положение страны», «в надежде славы и добра», в самой благожелательной форме, с полной убежденностью в искренности намерений молодого царя (искренность «надежд» и была, пишет Б. Мейлах, «трагической ошибкой поэта»), - а написанное почти одновременно послание «В Сибирь» проповедует, как считает тот же Б. Мейлах, «идеи борьбы», «те же идеи, те же надежды, что и в стихотворении «К Чаадаеву» (а там говорится об «обломках самовластья»), отражает «настроения оппозиционных слоев», - то каким же образом две столь несовместимые идеи могли «вместе существовать в нравственной природе» Пушкина и, более того, привести к сочинению двух противоречащих друг другу произведений, что равнозначно совершению одновременно двух нравственно взаимоисключающих поступков?

Чем тверже делается упор на «радикализм» послания «В Сибирь», чем более «революционным» видится его содержание, тем острее и неприятнее встает эта моральная проблема, тем более появляется оснований говорить о «сложной», «противоречивой» (а без эвфемизмов - двойной) позиции Пушкина в последекабрьскую пору и тем непонятнее становится многое в стихотворении. Но все это не смущало тех, кто настаивал на революционности послания, и не отразилось на их рассуждениях, - вопрос ставился исключительно в политическом плане, в плоскости тактики, моральная сторона исключалась. Однако некоторая неловкость все же не могла не ощущаться, и поэтому было применено некоторое обходное движение, а именно: акцент был перенесен на моральную поддержку ссыльных, на дружеское сочувствие им (напомню, что именно в этом плане пытались вольно или невольно истолковать послание современники, что и отразилось в искажениях текста в списках), - а политический радикализм был перемещен как бы в другой слой смысла стихотворения, в область исторического предвидения, и приурочен не к злобе дня, а к отдаленному будущему. Это чрезвычайно характерная тенденция, и именно она нашла отражение в книге, вводящей послание «В Сибирь», так сказать, непосредственно в народное сознание, - в учебнике русской литературы для восьмого класса под редакцией Н. Громова (1981, сс.114, 115); там объясняется, что послание призвано было «ободрить» декабристов, поддержать их «веру в конечное торжество свободы», «в конечную победу над самодержавием». Смысл стихотворения расплывается таким образом в абстракцию, вопрос о нравственной позиции не решается, а отстраняется. Но это не все: возникает - для всякого, кто, имея в виду такое толкование, захочет вникнуть в конкретный смысл пушкинского высказывания, - привкус какой-то дурной мистики: если речь идет о «конечном» торжестве свободы и «конечной» победе над самодержавием, то есть о чем-то таком, что случится в историческом будущем, - то как понимать слова: «...свобода Вас примет радостно у входа»? Неужели Пушкин имеет в виду, что в каком-то отдаленном счастливом будущем декабристы встанут из гробов, чтобы приветствовать свободу и принять меч из рук «братьев»?

Еще в середине 60-х годов Д. Благой справедливо писал, что распространенное мнение, будто во второй половине 20-х годов «никаких изменений во взглядах Пушкина, в его мировоззрении, отношении к верховной власти не произошло», будто автор послания «В Сибирь» остался «абсолютно тем же, что и раньше», то есть настроенным весьма революционно, будто в «Стансах» он говорил одно, а в послании к декабристам - другое, - что такое мнение «находится в явном противоречии с фактами. Приходится, - продолжает Д. Благой, - или вовсе игнорировать эти неоспоримые факты, или молчаливо признавать, что Пушкин «выступал в ряде случаев в роли не только «приспособленца», но и «двурушника»; на самом же деле «Стансы» и послание «В Сибирь» вовсе «не противоречат друг другу, а, наоборот... во многом между собой внутренне связаны».

Однако точка зрения Д. Благого - широко аргументированная, опирающаяся на анализ текстов и на труды выдающихся исследователей, - была обойдена молчанием. Напротив, распространение получило как раз представление о «сложной» позиции Пушкина, о присущем ему якобы комплексе «двоения», о «трагедии» поэта, безуспешно пытающегося угодить «и нашим и вашим», - представление, отчетливо оформившееся в некоторых произведениях литературы, кино, театра (об этом в следующей главе).

Во всем этом не могут не поразить два обстоятельства, свойственные научному изучению вопроса о послании «В Сибирь». Во-первых - уже отмечавшееся полное игнорирование нравственной стороны дела: как будто на уме у Пушкина была только тактика, а говорить не то, что думаешь, было для него обычным занятием. Во-вторых, никто и никогда - даже из тех, кто считал иначе, - не анализировал текст послания в целом, не делал попытки разобраться: нет ли в самом этом стихотворении, в его тексте и структуре чего-либо такого, что помогло бы его правильно понять? Ведь все мы говорим о ясности и стройности художественного мышления Пушкина, о точности его слова, о продуманности его композиции, каждого его высказывания. Может быть, послание «В Сибирь» не составляет исключения?

* * *

Я уже говорил о ряде разночтений, которые встречаются в списках послания «В Сибирь»; среди них и частные («подадут» вместо «отдадут»), и такие, как отсутствие или перемещение на другое место третьей строфы. Почему они появлялись?

Дело не только в естественной деформации неопубликованного текста в памяти людей. Дело еще и в том, что для тех, кто был причастен к этому стихийному «редактированию», послание «Во глубине сибирских руд» было не хрестоматийное произведение классика, а часть их вчерашней жизни (в которой подчас значительное место занимал сам Пушкин). Оно не было ими вытвержено наизусть на школьной скамье, не было отягощено никакими традиционными толкованиями, не имело еще статуса неприкосновенной и не вызывающей вопросов исторической данности, - поэтому они, в отличие от нас, отдавали себе отчет в том, что в этих стихах им не все понятно.

Непонятное начиналось уже в первой строфе. Что означает: «Не пропадет ваш скорбный труд»? Обещание «конечной победы», торжества их идей, когда их самих не будет? Но в предвидении такого торжества, такого будущего уместнее призывать узников к мужеству, к стойкости (Ростопчина добавляет в своем французском переводе - «стойкое терпенье»), наконец, к достоинству, которое должно приличествовать им в столь величавой и вместе трагической участи (предвидеть торжество, которого они не увидят), - но никак не к терпению. Однако Пушкин (а он употреблял слова в точном соответствии с их смыслом) призывает каторжников именно к «терпенью» и, стало быть, имеет в виду вовсе не отдаленное историческое будущее идей, а конкретное личное будущее сосланных. Ведь, если верить Далю, понятие «терпеть» («выносить, переносить, крепиться, перемогаться, держаться» и пр.) необходимо включает в себя значение «ожидать, выжидать чего лучшего». Иначе говоря, «терпеть» может быть отнесено лишь к тому, чего можно дождаться (в религиозном смысле терпение связано с ожиданием воздаяния в вечной жизни, но к посланию это, понятно, отношения не имеет).

Далее; надо учесть, что послание «В Сибирь» - стансы, то есть такое стихотворение, каждая строфа которого заключает в себе одну, единую, внутренне завершенную мысль. У Ростопчиной, в ее списке, первая строфа выглядит не как единая мысль, она прочтена как соположение двух разных, отдельных мыслей; поэтому после слов «Храните гордое терпенье» Ростопчина поставила точку с запятой. Но в «каноническом» списке стоит запятая: «Храните гордое терпенье, не пропадет ваш скорбный труд...» Тут одна мысль: упомянутое личное будущее сосланных, улучшение их положения связывается автором с тем, что «труд» их и «стремленье» не пропадут, дадут какой-то результат, и притом сравнительно скоро, иначе автор не призывал бы их к терпению, к «ожиданию лучшего».

Но каков должен быть этот результат?

Об этом - вторая строфа: «бодрость и веселье» должны быть разбужены в узниках «надеждой» на то, что в обозримом для них будущем «придет желанная пора» - и вот это, видимо, и связывается с их «трудом» и «дум высоким стремленьем».

Тут и вправду намечается возможность для весьма радикального толкования смысла стихов, особенно если прибавить еще и «декабристскую» лексику, создающую сходство с ранними вольнолюбивыми стихами Пушкина.

Однако если все это - революционное воззвание, пророчащее серьезные изменения в недалеком будущем, то почему после слов «Придет желанная пора:» (в «каноническом» и восходящих к нему списках здесь стоит двоеточие, равнозначное выражению «а именно») идут не сразу слова «Оковы тяжкие падут...», которые должны раскрыть, о какой «поре» идет речь, - а вклинивается целая строфа: «Любовь и дружество до вас...», тормозящая стремительный ход воззвания, перемещающая мысль в совсем иной план и явно снижающая наступательный пафос?

Наконец, не все было понятно - а точнее, ничего не было понятно - в последней, чрезвычайно важной строчке:

И братья меч вам отдадут.

Какие «братья»? Единомышленники, «последователи» и «продолжатели их дела» (Завалишин), которые освободят узников вооруженной рукой? Однако какие основания были у Пушкина для подобных обещаний и каких «продолжателей» он мог иметь в виду? На этот вопрос мы не найдем ответа ни в одном труде, потому что это никому не известно. Или слова Пушкина - «ободряющая» ложь? Но даже если отвлечься от фантастичности «обещания», - почему именно «отдадут » (в семи списках исправлено - «подадут»)? И откуда у них возьмется этот меч («Меч ваш отдадут» - читается в двух списках)? И для чего они его «отдадут» или «подадут»? Для продолжения освободительной борьбы? Но зачем она будет нужна, если «свобода вас примет радостно у входа», то есть к этому моменту уже победит?.. Или это целая далеко идущая программа, не только обещающая революционный переворот, но и предвидящая задачи удержания завоеваний и их расширения?.. Но каким же опять-таки образом все это согласуется с только что написанными «Стансами»: «В надежде славы и добра» - и со стихотворением «Друзьям»?

Записав эту последнюю строку послания «В Сибирь» в тетрадь Бартенева, Соболевский внес в нее два исправления. Во-первых, он заменил соединительный союз «и» на противительный «а» («А братья...» - таким образом тема «свободы», которая «примет радостно», как бы отделялась от темы «меча» и приобретала более мирный характер. Во-вторых, он стер слово «меч» и сделал к этой купюре сноску: «в списке здесь поставлено: м е ч, но я т в е р д о помню, что когда Пушкин мне эти стихи читал (а они сочинены им у меня в доме), то это было иначе. П. тогда слишком был благодарен Государю за оказанные ему милости, чтобы мысль такая могла ему придти в голову».

Не понимая, как и большинство современников, что же говорит декабристам Пушкин, и «исправляя» текст, кажущийся слишком «радикальным», Соболевский прекрасно понимает: нельзя представить себе Пушкина (которого он знал очень близко) человеком, способным вести двойную политику, жить двойною жизнью.

Но действия и слова Соболевского важны не только этим. Они невольно указывают нам, что последняя строка стихотворения, вызывающая наибольшее количество вопросов, есть, быть может, ключевая для понимания замысла и смысла всего послания.

Академический комментарий к посланию лаконично говорит, что свидетельство Соболевского «не заслуживает доверия». Но ведь трудно допустить, что Соболевский просто выдумал версию о том, что не было слова «меч», что «это было иначе». Правдоподобнее предположить, что в памяти его возродилось (или сохранилось) некое общее, но отчетливое ощущение интонации стихотворения, слышанного или читанного им когда-то, - и эта интонация теперь, спустя четверть века, каким-то образом противоречила, в сознании Соболевского, воинственному смыслу слова, написанного им в тетради Бартенева; наша память очень часто лучше запечатлевает интонацию, чем слово.

Иначе говоря, последняя строка, вероятно, вовсе не звучала «призывом к оружию», даже если слово «меч» в ней было.

Но какой же тогда смысл мог быть у этого слова?

Судя по научной литературе, мало кто над этим всерьез задумывался. Между тем повод - и одновременно подспорье - для таких раздумий и для выводов из них существует давно.

* * *

Речь идет о тех обстоятельствах, которые породили идею как «Стансов», так и послания к декабристам, - прежде всего о разговоре Пушкина с коронованным недавно Николаем I в Кремле, куда поэт был 8 сентября 1826 года привезен с фельдъегерем прямо из Михайловского. Беседа между новым царем и освобожденным поэтом продолжалась необычно долго - час, а то и два, и носила, по-видимому, конфиденциальный характер. По утверждению С. Бонди, разговор «имел громадное значение для определения политических взглядов и политического поведения Пушкина... Нужно сразу отвергнуть предположение о том, что Пушкин был терроризирован последекабрьской реакцией и угрозами Николая». Это было сказано в 1961 году. А еще в 1912 году П. Щеголев писал о Пушкине: «Процесс развития его взглядов и его отношений к царю тесно связан с жизнью созданного им поэтического образа государя в его творчестве, с теоретическими представлениями о монархе и власти». В результате исследований Щеголева «разговор Пушкина и Николая в 1826 году предстал как своего рода «договор», в котором Николай играл роль просвещенного монарха», - констатируется в монографии «Пушкин. Итоги и проблемы изучения». В 1947 году М. А. Цявловский, а в 1961 году С. М. Бонди предложили гипотетическую реконструкцию этого «договора»... С. М. Бонди выдвинул гипотезу, согласно которой Николай мог развивать перед Пушкиным программу декабристских преобразований России... В этом контексте по-новому предстали в советское время стихотворения «Стансы» («В надежде славы и добра...») и «Друзьям» (1828)» (с. 200).

В самом деле, в эти годы, как говорил С. Бонди, «Николай всячески старался добиться популярности в народе. Он заботился о «введении законности» в суде, начал осторожную подготовку к освобождению крестьян, объявил войну Турции, вступаясь за угнетенных греков, помогал семье казненного Рылеева...», - вообще как бы начал воплощать в жизнь пушкинские «pia desideria». Известно, что декабристские проекты преобразований находились «на столе» у императора долгое время после расправы над самими декабристами: он как бы и в самом деле собирался воплотить в жизнь те слова, которыми он во время следствия «завоевал» сердца некоторых декабристов, говоря им: «Зачем вам революция? Я сам вам революция: я сам сделаю все, чего вы стремитесь достигнуть революцией». Обо всем этом царь должен был сказать или намекнуть поэту, пользовавшемуся колоссальным авторитетом в обществе. Нужно было произвести на Пушкина впечатление.

Со своей стороны Пушкин, еще ничего не ведавший в Михайловском о своей грядущей судьбе, ожидавший, после казни и ссылки декабристов, любых репрессий, выработал твердую и исполненную достоинства позицию: «Теперь положим, - писал он Жуковскому, - что правительство и захочет прекратить мою опалу; с ним я готов условливаться (буде условия необходимы): но вам решительно говорю не отвечать и не ручаться за меня». «В его прошении на Высочайшее имя, - пишет В. Якушкин, - мы даже не встречаем обычных в таком случае выражений верноподданнических чувств, уверений в преданности и пр.» («О Пушкине», с. 50).

После шестилетней ссылки, после разгрома движения, с которым был тесно связан и которое так или иначе вдохновлял своими стихами, быть готовым «условливаться» с новым правительством, ожидать «договора» на равных - с обыденной точки зрения это было похоже на безумие. И Николаю I надо было обладать незаурядными тактическими способностями и выдержкой, чтобы «принять» такой вариант отношений с опальным поэтом. Пушкин был слишком нужен царю.

Но, думается, Ю. Лотман явно упрощает ситуацию, когда в своей биографии Пушкина пишет, что «царь чувствовал необходимость эффектного жеста, который примирил бы с ним общественность. Прощение Пушкина открывало такую возможность, и Николай решил ее использовать. Он умело разыграл сцену прощения...». Но вряд ли дальней целью императора было «примирение с общественностью»: большинство дворянства само было напугано событиями 14 декабря и возлагало на царя большие надежды («он все знает, все видит, всем занимается, при нем не посмеют угнести невинного, он без суда не погубит, при нем не оклевещут понапрасну, он только не любит взяточников и злодеев...» - такие разговоры на литературном празднике у Н. Греча, где был, кстати, и Пушкин, слышал агент III отделения). Намерения Николая могли быть более капитальными: в первое время своего царствования он и в самом деле собирался стать «преобразователем» - и тем, в частности, преградить революции путь в Россию; стало быть, беседа с Пушкиным не была просто «умело разыгранной» сценой, но серьезным политическим шагом (такой точки зрения еще на рубеже 50-60-х годов придерживался С. С. Ланда).

И цель была достигнута. Как это случилось менее года назад с Александром Бестужевым и некоторыми другими подследственными, Пушкин в результате аудиенции в Кремле был, по-видимому, увлечен, как писал И. Фейнберг, «надеждой на «революцию сверху», которую обещает и может будто бы совершить новый царь, подобно тому как совершил век назад - по представлению многих декабристов и Пушкина - «революцию сверху» Петр I... В этом... заключался смысл обращенных к новому царю «Стансов».

«В долгой беседе один на один, - пишет С. Бонди, - Николай уверял Пушкина в искреннем желании использовать свою власть на благо и счастье народа и просил поэта помогать ему своим творчеством в этом». В самом деле, дальнейшее поведение Пушкина - судя по произведениям, переписке и воспоминаниям современников - говорит о том, что ему, по-видимому, были даны какие-то заверения относительно «прогрессистских» намерений монарха, относительно будущего России вообще и облегчения участи сосланных мятежников в частности; речь, может быть, шла и о возможном освобождении их со временем (не случайно тема милосердия становится с этого момента одной из постоянных для Пушкина). С другой стороны, поэта, вероятно, призвали содействовать постепенному «усовершению» своим словом и своим авторитетом в образованном обществе. Было заключено своего рода «джентльменское соглашение»; Николай потом вспоминал, как поэт, после долгого молчания, протянул ему руку.

Вот почему, как считал С. Бонди, «искренне надеясь на то, что его старания содействовать скорому освобождению декабристов будут иметь успех», Пушкин «хочет внушить им эту на дежду» и, вдохновленный обещаниями царя, «заверяет сосланных друзей, что не напрасно велась ими революционная работа и что роль свою в освобождении народа она сыграет». Д. Благой, анализируя послание, пишет: «Очень энергично звучит концовка... пушкинского послания: оковы падут, темницы рухнут... Однако, как и в ряде мест давней оды Пушкина «Вольность» (например, слова: «Восстаньте, падшие рабы»), патетический тон этой конечной строфы сильнее, чем лежащий в ее основе политический смысл, политическая концепция... «Желанная пора» - освобождение декабристов - наступит не в результате вооруженного переворота, а «манием царя», на пути проявления той «милости», к которой призывал Николая поэт в «Стансах»... Одоевский в своем ответе Пушкину отнесся к этой надежде с горьким скептицизмом... Но Пушкин глядел в данном случае более трезво на реальное положение вещей. По пути «милости» в какой-то степени вынужден был пойти даже и Николай»: через 11 месяцев, продолжает Д. Благой, были отменены подземные работы; женам было разрешено поселиться в камерах мужей; в 1829 году были сняты кандалы; а «свобода», полная амнистия пришла «не по Одоевскому, а по Пушкину» - «манием царя», в 1856 году.

Не останавливаясь на подробном рассмотрении всех возможных выводов из изложенного, подчеркну всего два.

Первый. У Пушкина бесспорно создалось твердое впечатление, что после - и в результате - беседы с царем он лично может сыграть значительную роль в прогрессивном течении дел, тем самым - в судьбе России вообще и сосланных друзей в частности. Можно сказать уверенно, что Пушкин - только недавно гонимый, сосланный, не уверенный в завтрашнем дне своем и всей страны, готовый к самым суровым испытаниям, сжегший при отъезде из ссылки какие-то важные бумаги, - возвращался из Кремля как на крыльях. Перед Россией открывались захватывающие перспективы «революции сверху», опирающейся на «необъятную силу правительства, основанную на силе вещей» (как будет сказано в записке «О народном воспитании»), - и он, лично он, получал реальную возможность способствовать этому, и в первую очередь - скорейшему освобождению «друзей, братьев, товарищей». Неудивительны его дальнейшее поведение, исполненное «надежд славы и добра», его тосты за Николая, о которых рассказывают современники, его «Стансы»...

Второй вывод. Беседа царя с поэтом была «секретной аудиенцией», потому о ней и сохранились столь отрывочные и скудные сведения, - все, что известно о ней со слов самого Пушкина, касается лично его. Прочее осталось тайной, - это был вопрос чести, ведь беседа с Николаем была не только царской аудиенцией: это был еще и разговор дворянина с дворянином - этому Пушкин придавал огромное значение, и это сыграло исключительную роль в возникновении у него доверия к царю.

Тема дворянства имеет к нашей проблеме непосредственное и важнейшее отношение. Исследователи Пушкина с давних пор, как подметил еще В. Якушкин, «особенно отмечают его проповедь о значении аристократического элемента, о значении дворянства. Эта черта не представляет отличия (в последекабрьскую пору. - В.Н.) от взглядов поэта в александровскую эпоху: аристократические понятия были уже у Пушкина и тогда» («О Пушкине», с. 58). В 1825 году он письменно дискутирует с Рылеевым о своем шестисотлетнем дворянстве. В его понимании дворянство - «своего рода народное представительство перед самодержавием, способное возглавить движение страны по пути политической свободы и просвещения» («Пушкин. Итоги и проблемы...», с. 203), и декабризм для него был прежде всего дворянским движением.

«Что такое дворянство? потомственное сословие народа высшее, т.е. награжденное большими преимуществами касательно собственности и частной свободы. Кем? народом или его представителями. С какой целию? с целию иметь мощных защитников или близких ко властям и непосредственных предстателей... Чему учится дворянство? независимости, храбрости, благородству (чести вообще)» (XII, с. 205), - писал Пушкин в 30-е годы, обобщая свои размышления на эту тему. Залогом благоденствия страны и народа Пушкину виделось то идеальное состояние дворянского класса, при котором он представлял бы собою монолитное единство, род братства, спаянного перечисленными Пушкиным качествами. Притом основанием этой целостности должно быть отнюдь не всякое дворянство (а именно - не то «новое», пожизненное, присваиваемое царем, которое было введено Петром), а лишь старинное родовое дворянство - «потомственное сословие народа высшее»; ибо «пожизненное», «заслуженное» дворянство не дает «независимости» от монарха - наоборот.

С таких позиций Пушкин и оценил, видимо, свой разговор с Николаем: это был для него «договор» «первого дворянина» государства, царя, с ним, первым поэтом нации и представителем древнего русского дворянства, - между двумя носителями драгоценных качеств дворянина, «чести вообще». Уяснив это, вернемся к последней строке послания «В Сибирь»:

И братья меч вам отдадут.

* * *

Как мы помним, во многих списках написано «подадут»: выражение «отдадут» выглядело, значит, не совсем понятным. Но ведь Пушкин сказал: отдадут. Отдать можно то, что взято или отобрано; и отдать может, как правило, тот, кто взял или отобрал. В таком случае, какой меч взяли или отобрали у дворянских революционеров?

Вспомним хотя бы это: «Мы вошли в комендантский дом. Иван Игнатьич отворил двери, провозгласив торжественно «привел!». Нас встретила Василиса Егоровна. «Ах, мои батюшки! На что это похоже? как? в нашей крепости заводить смертоубийство! Иван Кузьмич, сейчас их под арест! Петр Андреич! Алексей Иваныч! подавайте сюда ваши шпаги, подавайте, подавайте. Палашка, отнеси эти шпаги в чулан».

Итак, единственным толкованием последней строки послания, ставящим все на свои места, может быть, очевидно, следующее. «Меч» в этой строке есть не просто оружие, но атрибут дворянской чести, отбираемый при аресте дворянина и отдаваемый при освобождении. Пушкин не сказал «шпагу» по вполне понятным стилистическим причинам, - но не только по ним. «Меч» есть древний символ рыцарского достоинства, - и смысл тут чрезвычайно емок: не только понимание декабризма как «движения старинного, родовитого, просвещенного... дворянства» (Д. Благой), но и высочайшая степень уважения, преклонения перед декабристами как рыцарями «высокого стремленья»; и, конечно, именно рыцарям пристало хранить «гордое терпенье»... Герцен, как мы помним, назвал декабристов «богатырями, кованными из чистой стали»; но еще раньше это выразил Пушкин.

Но что же такое «братья»? Теперь можно ответить, кажется, и на этот вопрос, - который, по существу, и не ставился, хотя без ответа на него смысл послания остается неясным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: