Молодой пушкинист Анна Ахматова. 11 глава




Патриархальная обстановка ареста Гринева и Швабрина необычайно мила автору романа о дворянине, с эпиграфом «Береги честь с молоду». Несмотря на то, что в этом эпизоде одни арестовывают других, те и другие - равны, те и другие - дворяне, «потомственное сословие народа высшее»; те и другие - «братья». Подобный патриархальный идеал «братства» «непосредственных предстателей» народа перед монархом и правительством как раз и виделся автору стихотворений «Стансы», «В Сибирь» и «Друзьям». Дворянами были декабристы; дворянами (а кое-кто и родственниками, братьями мятежников) были те, кто судил декабристов и выносил им приговор; дворянином был тот, кто сидел теперь на престоле, кто беседовал «по душам» с Пушкиным, от кого зависела судьба ссыльных; дворянином был поэт, от которого, как ему казалось, столь многое теперь зависело и в судьбах страны и народа, и в судьбе «друзей, братьев, товарищей».

Вот почему для тех, кто знал стихотворение непосредственно от Пушкина, последняя строка не могла иметь и намека на ту воинственность, которая связывается обычно со словом «меч». Она звучала совсем иначе. Соболевскому это, видимо, запало в душу эмоционально, но объяснить суть этого ощущения он не мог - может быть, и потому, что знал куда меньше, чем знаем теперь мы благодаря исследованиям ученых. Он знал только то, что Пушкин лично «тогда слишком был благодарен Государю за оказанные ему милости», что бы мысль о «мече» как об оружии «могла придти ему в голову». Поэтому и стер слово «меч», « т в е р д о » помня, что «это было иначе».

* * *

Теперь, пожалуй, мы можем все понять в послании «В Сибирь». И прежде всего уяснить, что оно есть не просто «ободрение», дружеский привет или свидетельство «преклонения». Содержание его чрезвычайно конкретно; а самое главное - послание заключает в себе то, о чем автор не позволял себе разговаривать ни с кем, о чем мог лишь намекнуть в поэтической форме в «Стансах». Иначе говоря, послание заключает в себе поэтически выраженную (по сути, поэтически «шифрованную») в четырех строфах основную суть разговора с царем.

Прежде всего поэту необходимо дать понять каторжникам, что при всем трагизме исхода дело их («труд») и их стремления не канут в небытие, что они сыграли великую роль, которой нужно гордиться; над их проектами и идеями думают, как и над их собственной судьбой (все это и имел в виду С. Бонди), и что нужно потерпеть.

Он должен, далее (вторая строфа), внушить им, что это реально, что его знание должно поддержать их в несчастье, ободрить и развеселить надеждой на то, что «желанная пора» недалеко.

Так он подходит к третьей строфе, той самой, о «любви и дружестве», которая никак не «умещалась» в стихотворение. Эта строфа - о себе. Приход «желанной поры» начнется с «любви и дружества», которые деятельны - ибо он, поэт, теперь свободен и не сидит сложа руки, и это принесет такие же реальные плоды («дойдут... как... доходит...»), как реален его освобожденный голос (я свободен - и вы будете свободны), который они слышат в послании...

Реальные же плоды будут такие: оковы падут, темницы рухнут, ибо восторжествуют те идеалы, ради которых они жертвовали собой, настанет новая жизнь; и радостная свобода, - потому что мирная, а не окровавленная, - примет их в свои объятья. И их судьи «отдадут » им рыцарскую честь и высокое достоинство «предстателей» и «мощных защитников» народа - и братски соединятся с ними на благо общего отечества...

Вот, оказывается, что это за послание. Какая высокая и юношески чистая мечта! Какая простодушная, словно древняя народная вера в сказку, в доброго царя, надежда на всеобщее братство в новом саду эдемском! Сколько трогательного и человечного в призыве разделить эту надежду и веру...

Мы не должны ни минуты удивляться «наивности» этой мечты. Речь идет о старой как мир и глубоко народной черте, которая, быть может, и нас переживет. Она была свойственна человеку всегда, русскому человеку в особенности, - от времен княжеских усобиц, стихийных движений, народных утопий до Белинского, Герцена, Толстого. Он сказывался и проявлялся на всех этапах русского революционного движения, начиная с самих декабристов, - этот «сон смешного человека»: «Если только все захотят, то сейчас все устроится»... Этой надеждой пронизана, ее внушает страдальцам каждая строфа необыкновенного стихотворного письма, посвященного столько же судьбе узников, сколько и будущему России, за которое они принимают муки.

Нет нужды лишний раз говорить, какими иллюзорными оказались надежды автора послания и какой необоснованной - его вера в реформаторские возможности и джентльменское слово «первого дворянина».

Зато следует твердо сказать другое. Всякая идея о «сложности» или «противоречивости» политической - стало быть, и нравственной - позиции Пушкина после Декабря, всякий домысел о его двойной жизни должны быть признаны ложными и ни на чем не основанными. Последекабрьская позиция Пушкина покоилась на твердых убеждениях и принципах, была единой, непротиворечивой и однозначной; ее основой были обещания, которые, как считал Пушкин, были даны ему новым императором.

Вывод этот - не мое личное открытие: он подготовлен, по сути дела, всем пушкиноведением, крупнейшие представители которого видели или угадывали выраженную в послании надежду Пушкина на амнистию.

Здесь необходимо коснуться «Ариона» (1827), который издавна рассматривается «в паре» с посланием «В Сибирь» (традиционно противополагаемой другой «паре»: «Стансы» - «Друзьям»). Стихотворение это обычно толкуется как манифест «верности идеалам декабризма» («Я гимны прежние пою»); соответственно в «челне» видят аллегорию тайного общества. Но текст этому сопротивляется, ситуация, изображенная в стихотворении, этого не подтверждает. «Пловцы», которых было «много на челне» и которые обозначены объединяющим «мы», мирно следуют по своим делам, не собираясь предпринимать никаких иных действий, - и «вдруг» их застигает грянувший внезапно, «с налету», «вихорь шумный». Если считать всех «пловцов», «нас», - декабристами, то получается ложная картина: в реальной исторической ситуации декабристы были как раз не «мирной», а «нападающей» стороной, и «вихорь шумный» вовсе не обрушился на них «вдруг», «с налету», внезапно - он был естественным и вполне ожидаемым следствием их выступления.

Что же тогда есть «челн»? Ключ дает античная традиция, на которую сознательно ориентировано стихотворение. В статье об «Арионе» Ю. Суздальский пишет: «В греческой и римской поэзии образ тонущего во время бури корабля является символом государства в годину опасности, в эпоху междоусобных гибельных войн».

Если так, все становится на свои места, и противоречия исчезают. «Грузный челн», на котором «нас» «много», - вовсе не аллегория сепаратного сообщества (декабристов было не так уж «много»), а символизирует единое целое государства, общества (пусть и внутренне противоречивое, полное противоборствующих сил); этому-то целому и «пел» герой стихотворения (автор оды «Вольность» обращался ведь не к какой-то части общества, а ко всем: и к «рабам», и к «царям»); и «кормщик умный», что «в молчанье правил» и погиб первым, - не кто иной, вероятно, как Александр I, который и в самом деле молчал в ответ на донесения о заговоре; конец его царствования и был началом исторического «вихря».

И если так, то поэт в «Арионе» очень последовательно воплощает свои убеждения, продиктовавшие ему призыв: «Не будем ни суеверны, ни односторонни... но взглянем на трагедию взглядом Шекспира» - взглядом беспристрастным, учитывающим все стороны дела, видящим все общество, всю нацию, а не только декабристов.

«Я гимны прежние пою...» - в этой строке, комментируемой обычно (и не очень доказательно) в декларативном духе некоей общей «верности идеалам декабристов», следует найти конкретный смысл; Пушкин ведь никогда не был политическим декламатором. Что значит «гимны прежние» (в черновике было «песни прежние»)? Из всей вольнолюбивой лирики молодого Пушкина «гимном» можно, пожалуй, назвать только «Вольность» (в начале которой как раз и подчеркивается следование автора «гимнам смелым» «возвышенного галла») и, может быть, «Кинжал». Помимо прочего, именно эти два стихотворения наиболее конкретны, наиболее программны у юного вольнолюбца. Но тогда надо вспомнить, что «Вольность», при всем своем громовом пафосе, по своей политической программе весьма умеренна (об этом свидетельствует вся советская пушкинистика от М. Цявловского до Б. Томашевского и Д. Благого): это «гимн» Закону, государственному и общественному идеалу просветителей: «Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой». То же самое - в «Кинжале», где террору поется «гимн» только как средству против беззакония: «Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона, Свершитель ты проклятий и надежд». Так что Пушкин после Декабря и впрямь не изменился в своих политических воззрениях, он и в самом деле продолжал петь «гимны прежние» - «гимны» Закону, - какие пел в пору своей молодости. Ведь в «Стансах», призывающих нового царя «смело сеять просвещенье», отстаивается тот же самый политический и общественный идеал - законность.

Если Пушкин и изменился, то лишь в двух - правда, необычайно существенных - моментах: во-первых, на пути к идеалу, к закону, к общественному благу для него теперь хороши далеко не все средства (террор, «бунт и революция»); во-вторых, в последекабрьских политических стихах он вносит в просветительскую программу общественного благоустроения принципиальное уточнение: он вводит понятие милости, человечности, превышающей закон.

Таким образом, все четыре названных стихотворения - «Стансы», «В Сибирь», «Арион» и «Друзьям» - представляют собою единое, безупречно честное и внутренне непротиворечивое высказывание человека, поэта и гражданина.

* * *

Но, находясь в одном ряду со «Стансами» и стихотворением «Друзьям», послание «В Сибирь» сильно отличается от них по интонации - отличается так, как убеждение от рассуждения, как монолог от трактата. Николай на время «завоевал» Пушкина и увлек перспективой преобразований; но Николай был человеком новым, человеком чужим; с ним входила в жизнь новая эпоха, осененная виселицей, входила власть как зверь, имеющий когти, входила История как вещь исстари жестокая и страшная (правду сказать, многие замыслы декабристов тоже замешены были не на розовой воде). Поэтому рыцарская искренность и доверчивость «Стансов» и «Друзьям» не могут заслонить от нас их твердой жанровой определенности как лирики политически-программной; это сужает ореол непосредственного лиризма, лишает стихи той размытости контура в безбрежность, которая характерна для Пушкина в других случаях. В этих стихах он со всем усилием гражданского и, можно сказать, философского вдохновения старается претворить в жизнь собственные слова (записка «О народном воспитании»): «Вероятно, братья, друзья, товарищи погибших успокоятся временем и размышлением, поймут необходимость и простят оной в душе своей ». Если бы «братья, друзья, товарищи» тогда же могли прочесть эти слова - спустя менее чем полгода после казни декабристов, - что бы они сказали про него? В лучшем случае - что он вещает с облаков. Но для него такой выход и впрямь был единственным: без «размышления» и «прощения», то есть без примирения, без искоренения взаимной вражды и взаимных подозрений общий труд на благо всех представлялся и в самом деле невозможным. С этой позиции и были написаны «Стансы»: требование человеческое и нравственное - «простить необходимости (исторической. - В. Н.) в душе своей» - стало для него требованием политическим - точно так же, как и требование «незлобной памяти», прощения и милости царя к побежденным, «падшим». Он стремился занять некую общенациональную позицию, с которой «просвещенье» и твердая единая власть видятся не взаимоисключающими, а, наоборот, взаимодополняющими началами, необходимыми друг другу и равно ущербными по отдельности. Отсюда - не явная, но возмутившая многих декабристов параллель между их выступлением и бунтом стрельцов (противостоящих, как он считал, исторической «необходимости»); и отсюда же - весь пафос «Стансов», учительных по отношению к царю. Это было стремление «взглянуть на трагедию взглядом Шекспира» - но не в аллегорической форме («Арион»), а в реальных обстоятельствах жизни; наступил «жестокий век», которому надо было помогать стать «просвещенным» и человечным, трудом осваивая и обживая его, как незнакомую и суровую страну.

«Стансы» были призывом к социальному миру и братству - и притом не «тактическому», а искреннему и сердечному (нам сейчас трудно в это поверить: мы смотрим на ситуацию извне и с дальней дистанции, нам трудно представить состояние 27-летнего поэта, из бессрочной ссылки попавшего прямо в кабинет государя и услышавшего о его головокружительных проектах). В сущности, это и впрямь был призыв к несбыточному: в обществе, еще не оправившемся от потрясения, от первой за многие годы смертной казни, мысль о сердечном братстве вряд ли кому еще могла прийти в голову, мысли и чувства были совершенно другие. Того, к чему он хотел призвать, не было в сердцах людей, и он не мог этого не видеть. И поэтому он, поэт-пророк, призванный обращаться к сердцам людей, обратился к умам, к рассудку, выступил с прямой проповедью. «Стансы» призваны были (как позже стихотворение «Друзьям») объяснить словесно, что взаимное прощение, взаимная «милость» враждующих сторон, эти чисто человеческие добродетели, ныне суть прямая политическая необходимость, что без этого добрая жизнь нации невозможна. За двадцать лет до появления «Коммунистического манифеста» с его проповедью «классовой борьбы» Пушкин выступил с проповедью классового мира.

Но в искусстве прямая проповедь всегда сопряжена с рассудочным элементом, и «Стансы» его не избежали. Здесь и была причина недоверия к нему. Милости и взаимного прощения не было в искалеченных страхом сердцах - и к его словам отнеслись как к чему-то принужденному, как к тактическому и корыстному шагу. Его мерили по «проповедям» начала 20-х годов, по «Вольности», «Кинжалу». Никто не умел увидеть, что и тогда, и сейчас он прославлял и прославляет «просвещение» и «закон», но все видели, что тогда интонация была воинственная, а сейчас - примирительная; воинственность была понятна, призыв к взаимному прощению непонятен. Поэтому казалось, что он повернулся на 180 градусов - и не в смысле путей, а в смысле самих целей. Возникало возмущение, которое люди приписывали своему нравственному чувству (а в ощущении себя нравственными тогда была большая нужда), но не своей испуганности и глухоте. Тут уж ничего не поделаешь: таков удел прямой проповеди средствами поэзии, особенно когда семя бросается на каменистую почву.

Послание же «В Сибирь» - другое дело. «Я думал стихами», - сказал однажды Пушкин. Он и здесь не писал им стихи, не проповедовал ими друзьям, - он думал о них стихами - такими, какие были близки и привычны их общей молодости. И в этих стихах повеяло былой вешней порой «юности мятежной», с ее высокими стремленьями дум, одно дуновение которой рождает тот трепет и те слезы, что слышны в финале тогда же пишущейся шестой главы «Онегина»: «...О юность легкая моя!.. Дай оглянусь...» Этим сердечным трепетом и проникнуто послание. Он был уверен, что его поймут сердцем. Осведомленный о поведении декабристов на следствии, о раскаянии многих, об уповании Бестужева, Каховского и других на Николая как на царя-преобразователя, Пушкин, видимо, решил, что тут-то он обращается по адресу, что друзья и в ссылке не утеряли еще своих надежд на «славу и добро» для страны и что его стихотворное письмо эти надежды «оживит» и «разбудит». И поскольку он был уверен, что идеалы их общей молодости близки к воплощению и что друзья, уже пережившие самое страшное, освободили свои сердца для надежды и терпения, для примирения и прощения, - постольку и само послание свободно написалось языком этих идеалов- привычным языком молодости, «декабристским» языком. Только содержание он нес новое и - автор верил в это - внятное их сердцам.

Он верил: они поймут, что он, когда-то причастный их делу, разделяющий с ними ответственность, а теперь освобожденный, обласканный царем-победителем, заключивший с ним «договор», - в то время как они в цепях, - он не отступился от них; не потому освобожден и обласкан, что стал иным, нет, - это эпоха вот-вот станет иной, просвещенной, отвечающей их общим идеалам, и его освобождение есть предвестие их свободы: «Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы. Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас » - и сразу после этого: «Оковы тяжкие падут...»: иначе и не могло быть, иначе «мой свободный глас» - издевательство над узниками, и вот почему строфа о «любви и дружестве» стоит здесь, на третьем месте, перед финалом. Освобождение придет к ним, как пришло к нему, - по «милости», - и придет не без помощи его «гласа», гласа «любви и дружества», призыва к примирению, обращенного к ним, к царю, ко всем, звучащего и в «Стансах», и в послании. «Декабристская» лексика - желанная пора, падающие оковы, рушащиеся темницы, свобода, - бывшая раньше паролем тайного замысла, - эти ликующие звуки призваны возвестить о том, что замысел не погиб, что труд не пропадет, что идеалы воплотятся, но только на других путях - не тайных, а открытых и всеобщих, не братоубийственных, а братских. Отказ «кровавой чаши причаститься» («В.Л. Давыдову», 1821) и «причастить» ею всю Россию - разве это отказ от желания дать России «счастьем насладиться» (там же)? Ведь думать иначе в виду близкого к осуществлению идеала - значит ревниво предпочесть идеалу - «идею» своего пути к нему, когда есть другой, лучший путь. Он был убежден, что его поймут; в противном случае послание и его отсылка были бы актом чудовищного легкомыслия.

Но случилось не то, чего он ждал.

Одни решили, будто он считает заговор не вполне разгромленным, питает какие-то связанные с этим надежды и чуть ли не обещает переворот; другие - что он лукавит.

Но виноваты в этом были не те и не другие. Виноват был он. На какое-то время он вдруг лишился своего абсолютного слуха к жизни. «Я сам обманываться рад»... Он не учел простой вещи: слишком дорого были оплачены - виселицей и каторжными норами - привычные, «старые» значения декабристских «слов-сигналов» (термин Л.Я. Гинзбург), чтобы страдальцы могли в этих самых словах услышать что-то «новое». Им было не до таких тонкостей, не до лирики, не до воспоминаний молодости и мечтаний об общенациональном братстве, на них были кандалы. Он не учел, что имеет дело не просто с друзьями юности, но прежде всего с политическими борцами, переживающими трагедию поражения и краха, и что для них слово меч означает оружие, средство борьбы, и ничто иное, а слово братья может связываться в первую очередь с тайным «братством».

Что-то подобное произошло и с другими читателями - ведь за декабризм расплачивалось все общество, тем упорнее - сознательно или невольно - цепляясь за старые понятия и слова. «Дух времени» изменился быстро, а люди меняются изнутри медленно.

Он словно забыл обо всем этом. Почему это случилось, куда девался его слух?

* * *

Давно уже ясно, что литературное реформаторство Пушкина имеет не крутой, а глубинный характер. Его новаторство прежде всего внутреннее, и оно тем глубже и радикальнее, чем прочнее опирается на традицию. Новое выражалось у него в «старых» - на вид - формах. Оттого непонимание Пушкина современниками, и не только ими, редко носило характер резкого неприятия, а было в точном смысле слова глубоким, глубинным непониманием при внешнем «понимании». Это приложимо и к посланию «В Сибирь», где «новое» для читателей именно и выражается в «старых» формах, умеренное политическое содержание в традиционных «радикальных» терминах. Феномен его непонимания - с чисто литературной стороны - есть не странный казус, а характерная для пушкинского творчества и наследия закономерность. Просто в данном случае она проявилась особенно резко и наглядно.

Но дело тут менее всего «чисто литературное». Всемогущий в сфере идеала, на высоких уровнях духовной жизни и культуры, художественный метод Пушкина в реальном политическом «быту» себя «не оправдал». Пушкина не поняли прежде всего те, к кому он непосредственно обращался, - и все другие тоже. Фундаментальные особенности его метода - установка на диалогическую уравновешенность и беспристрастный «взгляд Шекспира» - все это в сфере жизненной тактики, «реальной политики» (менее всего причастной уравновешенности и беспристрастности) «не годилось». Поразительным образом он, человек «верховной трезвости ума» в творчестве (Гоголь), этого не почувствовал...

У меня возникают два объяснения, дополняющие друг друга. В связи с первым мне хочется предложить некоторые уточнения к тому образу Пушкина, который складывается сегодня в некоторых работах. Появилась тенденция слишком рационализировать как творческий процесс его, так и поведение, представлять чуть ли не каждый его шаг, будь то в писании или в жизни, как наперед просчитанный, обоснованный тактически, продиктованный определенной социальной «установкой»; не ограничиваться признанием в его вдохновениях «змеиной мудрости расчета» (Тютчев), но - само вдохновение практически сводить к расчету. В результате порой и жизнь его, и творчество предстают как блестяще разыгранная партия, образец искусства жизненной тактики, чуть ли не вовсе лишенный ошибок, поражений и падений.

Надо, однако, вспомнить, что он был всего лишь человек, а не бог, и тот ореол человеческого идеала, которым он несомненно окружен, не дает нам права делать из него кумира и взирать на него с колен: при всех идеальных чертах он был в основе своей обыкновенный человек. Распространенная теория «двух Пушкиных» - «в жизни» и «в творчестве» - опирается на повальную ошибку: отождествление личности художника с его даром, влекущее «обиду», - вполне, впрочем, понятную по-человечески, - когда между ними обнаруживается зазор. Пушкина-человека пытаются мерить его «божественными» (Ахматова) стихами и предъявлять ему претензии, ожидая от него - на каждом шагу его житейского существования - соответствия божественному дару; или наоборот - видят в нем чуть ли не сверхчеловека, которому «все позволено», с которого и спроса не может быть. И в том, и в другом случае мы забываем, что предъявлять претензии - не в нашей компетенции, ибо всегда ли мы соответствуем своим словам, всегда ли спрашиваем с себя соразмерно своим лучшим качествам и проявлениям; а с другой стороны: имеем ли право путать черное с белым?

В плоскости отношений личности Пушкина с его гением и лежат обе причины его ошибки.

Да, он обладал даром проницательного политика и мог быть вдохновенным стратегом - как художник (не зря он так ценил в произведении «план») и часто как деятель. Но он не был бы Пушкиным, русским поэтом, если бы в его действиях со «змеиной мудростью» не соседствовали высокий идеализм, размах и доверчивость, апелляция прежде всего к человеческому в человеке, отсутствие всякого хитроумия и задних мыслей (при изумительной художнической «хитрости» и многосмысленности), то есть - аристократизм духа. Мудрый и прозорливый в «большой культуре» и «большой политике», в области идеала и области истории, - в нижних слоях жизни он часто терпел неудачи. Шаг его был слишком крупен, стратег был в нем сильнее, чем тактик.

И это несло созидаемой им культуре завоевания, а ему самому неприятности и ошибки.

«Главное, - вспоминал Пущин о его юных годах, - ему недоставало того, что называется т а к т о м», «капитала», необходимого во «вседневной жизни» и в ее тактике. «В общежитии, - писал И. Якушкин, - Пушкин был чрезвычайно неловок», иной раз даже до «пошлости». Вяземский вспоминал, что часто «краска вспыхивала в лице его. В нем этот детский и женский признак сильной впечатлительности был несомненно выражение... всякого потрясающего ощущения». Прощаясь с отъезжающей в Сибирь Александриной Муравьевой, автор послания «Во глубине сибирских руд» с таким чувством сжал ей руку, что бедная женщина не сразу могла продолжать начатое письмо. «Неловкости» и ошибки происходили оттого, что, когда он целиком отдавался настроению, ему как раз и не хватало «такта» и «тонкости»; вообще «тонкость, - говорил он, - редко соединяется с гением, обыкновенно простодушным» (XI, 55-56).

И когда он писал свое послание декабристам (Соболевский утверждал, что это было в его доме, Ростопчина думает, что это был экспромт), то из-за «потрясающего ощущения», которое он наверняка должен был испытывать, зная, что послание вот-вот отправится по назначению, ему как раз, видно, и не хватило «того, что называется т а к т о м», его подвело «простодушие», помешавшее в этот необычайный и волнующий момент трезво сопоставить их положение со своим, трезво спросить себя: а могут ли они, должны ли, в силах ли они понять правильно те слова, которые он с восторгом пишет теперь и за которые они дорого заплатили?

Но это была только одна причина его ошибки, - можно сказать, этико-психологическая. Вторая куда серьезнее. С ним, вероятно, произошло то, от чего не гарантирован ни один человек, внутренне поднявшийся на какую-то вершину, - особенно художник, достигший высот творчества и признания. Началась эйфория. Он, предсказавший смерть Александра (так, по крайней мере, он считал: «Душа! я пророк, ей-богу пророк! Я Андрея Шенье велю напечатать церковными буквами во имя Отца и Сына...» (XIII, 249) - это написано по получении известия о кончине царя); он, написавший «Пророка», в котором открыл для себя свое предназначение, неслыханное до сих пор для поэтов; он, вслед за этим срочно вызванный из ссылки прямо в кабинет государя и беседовавший с ним один на один о судьбах России и о совместных трудах на ее благо; он, от которого, казалось, во многом непосредственно зависела теперь судьба сосланных «братьев»; он, которому литератор и журналист В. Измайлов писал: «Завидую Москве. Она короновала императора, теперь коронует поэта», - он, 27-летний, видно, почувствовал себя и впрямь на заоблачной высоте, все видящим, все понимающим и чуть ли не все могущим. Могущим своим словом воспитать императора, просветить всех разом, водворить мир и благоденствие в обществе и стране, всех наставить на ум и всем указать путь; могущим, наконец, со своей высоты уверенно обещать несчастным узникам освобождение - и сделать это через голову всякой житейской и политической тактики, - ибо его «свободный глас» пророка способен, словно «сквозь мрачные затворы», «дойти» сквозь любые слова, любые условности выражения, - непосредственно к сердцам людей...

Тем более ужасно, оскорбительно и, по всей вероятности, ошарашивающе было для него то, что началось, когда появились «Стансы»: унизительные подозрения, прямые обвинения и двусмысленности посыпались как из рога изобилия, его называли лизоблюдом и льстецом, устраивающим в «Стансах» свои дела («О честолюбие и златолюбие!» - восклицал один из современников), а тишком подмигивающим узникам; с царских высот, на которые он вознесся и был вознесен, его сбросили в ту презираемую им трясину суеты, где хорошо знакомо - что значит подыгрывать и нашим и вашим. Как это было и как он это воспринял - тому есть прямое свидетельство в его стихах (в «прозе», в письмах, он, по-видимому, об этом говорить избегал), написанных в 1828 году (который он начал разъяснением своей позиции в стихотворении «Друзьям»). Когда он понял, что оправдаться и отмыться ему все же не удалось, - он написал стихи, единственные в своем роде у него, полные такой тяжелой и личной ярости, такого бешенства и неизбывного раздражения, что они вот уже полтора века не перестают поражать людей: что вдруг случилось с гармоничным, уравновешенным, исполненным гуманности пушкинским гением? Эти стихи, конечно, «Поэт и толпа»: «Подите прочь - какое дело Поэту мирному до вас!... Душе противны вы, как гробы. Для вашей глупости и злобы Имели вы до сей поры Бичи, темницы, топоры; Довольно с вас, рабов безумных!» Вспоминается сходное свидетельство подобного раздражения - в 1823 году, в пору крушения революционных иллюзий: «Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. Зачем стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды - Ярмо с гремушками да бич ». Тогда он говорил: «...Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя; Но потерял я только время, Благие мысли и труды...». Сейчас он отворачивается совсем: «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв - Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв» (ср.: «Рукою чистой и безвинной...»). Но тема бича остается и усиливается: ярость его вдесятеро сильнее. Она, ярость, всегда мешала глубочайшему философскому смыслу этих стихов доходить до сердец, - и виноват в этом тоже, в конечном счете, он сам; потому что степень ярости, обиды на «непосвященных » соизмерима только с той высотой, на которую он, «посвященный », недавно вознесся и с которой так унизительно совлечен: чем выше, тем больнее падать.

Его «теоретические представления» (Щеголев) о политической реальности обнаруживали свое несоответствие с жизнью. Через несколько лет он напишет жене: «Теперь они смотрят на меня как на холопа, с которым можно им поступать, как им угодно... А виноват я из добродушия, коим я преисполнен до глупости, не смотря на опыты жизни»(XV, 156). Власть «переиграла» его. Будь он хитрее и ловчее, его положение было бы выгоднее: ни «Стансы», ни «В Сибирь» не появились бы на свет. Но тогда бы он не был Пушкиным, и весь путь его был бы иным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: