Раздел VІ. Язык и общение




Урок: 63

Тема урока:§60 Бывают ли у слов родственники? Школа
Дата: ФИО учителя
Класс 6 Количество присутствующих Количество отсутствующих
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Г6.2.4.1 – создавать высказывание (описание, повествование, рассуждение) с опорой на ключевые слова или план; Ч6.3.3.1 – формулировать вопросы, направленные на оценку содержания текста, и отвечать на вопросы, выражая свое мнение по теме и/или поднимаемой проблеме; ИЯЕ 6.5.1.2 – использовать возвратные глаголы
    Ожидаемый результат Все учащиеся смогут:узнать о словообразовании имен существительных об основных способах их образования; научиться образовывать существительные, опираясь на алгоритм и используя различные способы словообразования; определить значение морфем и выделять их в составе слов из художественных текстов
Большинство учащихся будут уметь: определить и записать тему стихотворения; распределять имена существительные на группы в зависимости от значения суффикса: 1) обозначающие предметы; 2) уменьшительно-ласкательное значение
Некоторые учащиеся смогут: образовать от существительных с помощью суффиксов -очк-, -оньк-, -еньк-, -ик новые слова и доказать, какое значение они придают словам; перевести на родной язык.
       
Критерий успеха Учащийся достиг цели обучения, если:научится образовывать существительные, опираясь на алгоритм и используя различные способы словообразования; определит значение морфем и выделит их в составе слов из художественных текстов.
Языковая цель Учащиеся могут: строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи. Ключевые слова и фразы:1) приставочный, 2) суффиксальный, 3) приставочно - суффиксальный способ образования слов, распространенные предложения Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский Вопросы для обсуждения: Что мы узнали о словообразовании существительных?
Предыдущее обучение Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.
План
Планируемые сроки Планируемые действия  
0–2 мин I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. Игра «Хорошее настроение». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь и пожелайте удачного дня!  
  Начало урока     II. Актуализация знаний. Ознакомьтесь с гнездом родственных слов. Какая общая часть их объединяет? Объясните лексическое значение каждого слова. Общаться, общение, общительный, общительность, необщительный, необщительность, малообщительный. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Деятельность учащихся) ККаждый ученик высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, в случае совпадения точек зрения. Главное – мнение каждого важно и услышано! Учащиеся определяют тему урока. Материал для самостоятельных наблюдений.Ознакомьтесь с группой родственных слов. Какая общая часть слова их объединяет? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая информация для вас является новой? Назовите способы образования слов. Обращаемся к «Вашему помощнику», тема «Приставочный способ словообразования». III. Изучение нового материала. Задания 1-го уровня (знание, понимание).  
       
  К Упр. 1. Выразительно прочитайте отрывок из басни И.А. Крылова. Вспомните её персонажей. Кому из них принадлежат эти слова? Какая часть слова придаёт выделенным существительным уменьшительноласкательное значение? Выпишите их и обозначьте морфемы. От каких слов они образованы? Учимся применять правило! Различают три основных способа образования существительных с использованием приставок и суффиксов: суффиксальный, приставочный и приставочносуффиксальный. 1) С у ф ф и к с а л ь н ы й способ: баскетбол + -ист= баскетболист; заступ – аться + -ник= заступник; шар + -ик= шарик. 2) П р и с т а в о ч н ы й способ: бес- + порядок = беспорядок; не- + приятель = неприятель; под- + заголовок = подзаголовок. 3) П р и с т а в о ч н о - с у ф ф и к с а л ь н ы й способ: под- + окн (о) + -ник= подоконник; под- + бород (а) + -ок = подбородок. Чтобы определить способ образования слова, рассуждаю так: подберёзовик – гриб, растущий в берёзовом лесу. Значит, слово подберёзовик образовано от слова берёзовый, из которого взята основа берёз - и к которой одновременно прибавлены приставка под- и суффикс -ик; следовательно, слово подберёзовик образовано приставочно-суффиксальным способом  
Середина урока   IV. Освоение изученного материала. Задания 2-го уровня (применение). Упр. 2. Выпишите в два ряда существительные 1-го и 2-го склонения. Какое значение придают суффиксы - ист, -щик, -тель, -к(а), -ёр данным существительным? С любыми тремя существительными составьте различные по цели высказывания предложения. Расскажите об одной из профессий. Упр. 3. Спишите, распределяя имена существительные по группам в зависимости от значения суффикса: 1) обозначающие предметы, 2) уменьшительноласкательное значение. Объясните, почему не все слова можно выписать.Определите, от слов какой части речи образованы существительные. Сделайте вывод. С любыми двумя существительными составьте распространённые предложения. Упр. 4. Прочитайте предложения из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Выпишите из них однокоренные существительные. Чем они отличаются друг от друга по строению и значению? Обоснуйте свой ответ. Упр. 5. Образуйте от данных существительных с помощью суффиксов -очк-, -оньк-,-еньк-, -ик новые слова. Какое значение они придают словам? Переведите их на родной  
  язык. С любыми двумя существительными составьте и запишите предложения с обращением. Упр. 6. Образуйте существительные со значением лица, используя суффиксы -ист, -чик, -тель, -ир, -ник, -ант. Составьте с полученными существительными различные словосочетания. К любым двум существительным подберите родственные слова. V. Закрепление изученного материала. Задания 3-го уровня (создание, оценивание). Упр. 7. Спишите, обозначая приставки. От каких слов образованы данные существительные? С любыми двумя словами составьте распространённые предложения. Упр. 8. Выпишите слова, образованные: 1) приставочным, 2) суффиксальным, 3) приставочно-суффиксальным способами. Укажите графически способ их образования. С любыми тремя существительными образуйте различные по цели высказывания предложения. Упр. 8. Выпишите сначала группы глаголов, образованных приставочным способом, затем – суффиксальным, потом – приставочно-суффиксальным. Сделайте морфемный разбор глаголов и укажите, от какой части речи они образованы. Лингвистическая игра «Найдите «потерянные» слова. Работа над развтием связной речи. Прочитайте. Какие ошибки допустили дети в образовании глаголов? Критерий оценивания: ü научатся образовывать существительные, опираясь на алгоритм и используя различные способы словообразования; ü определят значение морфем и выделят их в составе слов из художественных текстов.  
  Конец урока Определите верные ответы. Упр. 9. Укажите верные ответы. 1) Образование слов с помощью приставок – приставочный способ словообразования. 2) Образование слов с помощью суффиксов – суффиксальный способ словообразования. 3) Слово берёзка образовано приставочным способом. 4) Слово подоконник образовано приставочносуффиксальным способом. 5) Слово домбрист образовано приставочным способом. Домашнее задание: 1. Подготовьте лингвистический рассказ на тему «Словообразование имён существительных». 2. Запишите названия профессий людей, которые играют на разных музыкальных инструментах. 3. Рефлексия.Упр. 10. Закончите предложения.  
  Хорошо усвоил... Усвоил хорошо, но есть вопросы... Отлично усвоил и могу применить на практике. Многое непонятно...    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: