Раздел VІ. Язык и общение
Урок: 63
Тема урока:§60
Бывают ли у слов родственники?
| Школа
| Дата:
| ФИО учителя
| Класс 6
| Количество присутствующих
| Количество отсутствующих
| Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
| Г6.2.4.1 – создавать высказывание (описание, повествование, рассуждение) с опорой на ключевые слова или план; Ч6.3.3.1 – формулировать вопросы, направленные на оценку содержания текста, и отвечать на вопросы, выражая свое мнение по теме и/или поднимаемой проблеме; ИЯЕ 6.5.1.2 – использовать возвратные глаголы
|
Ожидаемый результат
| Все учащиеся смогут:узнать о словообразовании имен существительных об основных способах их образования; научиться образовывать существительные, опираясь на алгоритм и используя различные способы словообразования; определить значение морфем и выделять их в составе слов из художественных текстов
| Большинство учащихся будут уметь:
определить и записать тему стихотворения;
распределять имена существительные на группы в зависимости от значения суффикса: 1) обозначающие предметы;
2) уменьшительно-ласкательное значение
| Некоторые учащиеся смогут:
образовать от существительных с помощью суффиксов -очк-, -оньк-, -еньк-, -ик новые слова и доказать, какое значение они придают словам; перевести на родной язык.
| | | | |
Критерий успеха
| Учащийся достиг цели обучения, если:научится образовывать существительные, опираясь на алгоритм и используя различные способы словообразования; определит значение морфем и выделит их в составе слов из художественных текстов.
| Языковая цель
| Учащиеся могут: строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.
Ключевые слова и фразы:1) приставочный,
2) суффиксальный, 3) приставочно - суффиксальный способ образования слов, распространенные предложения Используемый язык для диалога/письма на уроке:
русский
Вопросы для обсуждения: Что мы узнали о словообразовании существительных?
| Предыдущее обучение
| Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.
| План
| Планируемые сроки
| Планируемые действия
| | 0–2 мин
| I. Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
Игра «Хорошее настроение». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь и пожелайте удачного дня!
|
|
Начало урока
| II. Актуализация знаний.
Ознакомьтесь с гнездом родственных слов. Какая общая часть их объединяет? Объясните лексическое значение каждого слова.
Общаться, общение, общительный, общительность, необщительный, необщительность, малообщительный. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Деятельность учащихся) ККаждый ученик высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, в случае совпадения точек зрения. Главное – мнение каждого важно и услышано!
Учащиеся определяют тему урока. Материал для самостоятельных наблюдений.Ознакомьтесь с группой родственных слов. Какая общая часть слова их объединяет? Объясните лексическое значение каждого слова.
Какая информация для вас является новой? Назовите способы образования слов. Обращаемся к «Вашему помощнику», тема «Приставочный способ словообразования».
III. Изучение нового материала. Задания 1-го уровня (знание, понимание).
|
| | | | |
| К Упр. 1. Выразительно прочитайте отрывок из басни И.А. Крылова. Вспомните её персонажей. Кому из них принадлежат эти слова? Какая часть слова придаёт выделенным существительным уменьшительноласкательное значение? Выпишите их и обозначьте морфемы. От каких слов они образованы? Учимся применять правило!
Различают три основных способа образования существительных с использованием приставок и суффиксов: суффиксальный, приставочный и приставочносуффиксальный.
1) С у ф ф и к с а л ь н ы й способ: баскетбол + -ист= баскетболист; заступ – аться + -ник= заступник; шар + -ик= шарик.
2) П р и с т а в о ч н ы й способ: бес- + порядок = беспорядок; не- + приятель = неприятель; под- + заголовок = подзаголовок.
3) П р и с т а в о ч н о - с у ф ф и к с а л ь н ы й способ: под-
+ окн (о) + -ник= подоконник; под- + бород (а) + -ок = подбородок.
Чтобы определить способ образования слова, рассуждаю так: подберёзовик – гриб, растущий в берёзовом лесу. Значит, слово подберёзовик образовано от слова берёзовый, из которого взята основа берёз - и к которой одновременно прибавлены приставка под- и суффикс -ик; следовательно, слово подберёзовик образовано приставочно-суффиксальным способом
|
| Середина
урока
| IV. Освоение изученного материала. Задания 2-го уровня (применение).
Упр. 2. Выпишите в два ряда существительные 1-го и 2-го склонения. Какое значение придают суффиксы - ист, -щик, -тель, -к(а), -ёр данным существительным? С любыми тремя существительными составьте различные по цели высказывания предложения. Расскажите об одной из профессий.
Упр. 3. Спишите, распределяя имена существительные по группам в зависимости от значения суффикса: 1) обозначающие предметы, 2) уменьшительноласкательное значение. Объясните, почему не все слова можно выписать.Определите, от слов какой части речи образованы существительные. Сделайте вывод. С любыми двумя существительными составьте распространённые предложения.
Упр. 4. Прочитайте предложения из рассказа
И.С. Тургенева «Муму». Выпишите из них однокоренные существительные. Чем они отличаются друг от друга по строению и значению? Обоснуйте свой ответ.
Упр. 5. Образуйте от данных существительных с помощью суффиксов -очк-, -оньк-,-еньк-, -ик новые слова. Какое значение они придают словам? Переведите их на родной
|
|
| язык. С любыми двумя существительными составьте и запишите предложения с обращением.
Упр. 6. Образуйте существительные со значением лица, используя суффиксы -ист, -чик, -тель, -ир, -ник, -ант. Составьте с полученными существительными различные словосочетания.
К любым двум существительным подберите родственные слова.
V. Закрепление изученного материала. Задания 3-го уровня (создание, оценивание).
Упр. 7. Спишите, обозначая приставки. От каких слов образованы данные существительные?
С любыми двумя словами составьте распространённые предложения.
Упр. 8. Выпишите слова, образованные:
1) приставочным, 2) суффиксальным,
3) приставочно-суффиксальным способами. Укажите графически способ их образования. С любыми тремя существительными образуйте различные по цели высказывания предложения.
Упр. 8. Выпишите сначала группы глаголов, образованных приставочным способом, затем – суффиксальным, потом – приставочно-суффиксальным. Сделайте морфемный разбор глаголов и укажите, от какой части речи они образованы.
Лингвистическая игра «Найдите «потерянные» слова. Работа над развтием связной речи. Прочитайте. Какие ошибки допустили дети в образовании глаголов? Критерий оценивания:
ü научатся образовывать существительные, опираясь на алгоритм и используя различные способы словообразования;
ü определят значение морфем и выделят их в составе слов из художественных текстов.
|
|
Конец урока
| Определите верные ответы. Упр. 9.
Укажите верные ответы.
1) Образование слов с помощью приставок – приставочный способ словообразования. 2) Образование слов с помощью суффиксов – суффиксальный способ словообразования.
3) Слово берёзка образовано приставочным способом.
4) Слово подоконник образовано приставочносуффиксальным способом.
5) Слово домбрист образовано приставочным способом.
Домашнее задание:
1. Подготовьте лингвистический рассказ на тему «Словообразование имён существительных».
2. Запишите названия профессий людей, которые играют на разных музыкальных инструментах.
3. Рефлексия.Упр. 10. Закончите предложения.
|
|
| Хорошо усвоил...
Усвоил хорошо, но есть вопросы...
Отлично усвоил и могу применить на практике. Многое непонятно...
|
|
|
Поиск по сайту:
|