Понятие, цели и необходимость разработки стратегии в банковском секторе




При определении целей и дальнейшем планировании в любой сфере используется два понятия – стратегия и тактика. Тактические цели реализуются в более коротком временном периоде. Стратегические цели имеют более долгосрочные временные отрезки.

Понятие «стратегия банка» можно рассматривать с различных позиций.

В первую очередь её необходимо раскрывать как концептуальную основу деятельности коммерческого банка, определяющую главные цели и задачи, а также направления по их достижению. Банковская стратегия должна служить ориентиром при принятии основных решений, которые имеют отношение к перспективным в будущем рынкам, банковским продуктам и услугам, организационной и функциональной структурам, показателям доходности, рентабельности и степеням рисков[1].

Таким образом, стратегия кредитной организации – это основа существующей многосторонней системы менеджмента в банковской сфере, которая способствует принятию правильных и качественных управленческих решений на всех этапах. Банковская стратегия основывается на разработанных целях, являющихся средством и механизмом достижения высоких результатов деятельности.

Формирование стратегии банка отображено на рисунке 1.

Другое понятие «банковская стратегия» предполагает цепь последовательных, целенаправленных и управляемых воздействий, позволяющих перевести кредитное учреждение в новое качественное состояние.

 

Основные этапы при разработке стратегии банка
ЭТАП 5 Разработка операцион-ных планов и внедрение стратегии
ЭТАП 4 Создание внутренней инфра-структуры
ЭТАП 3 Детальная разработка планов страте-гического развития банка
ЭТАП 2 Разработка концепции стратегического развития банка
ЭТАП 1 Стратегическая диагностика Банка и внешней среды

 

 

Результаты: - определены сильные и слабые стороны банка по каждому направлению бизнеса -спрогнозированы тенденции развития банковского сектора РФ - определены основные рыночные сегменты и их характеристики - проанализировано положение банка по отношению к основным конкурентам
Результаты: - определены ключевые направления развития - определен состав продуктов и услуг для целевых клиентских групп и каналы продажи для них - поставлены цели по ключевым направлениям - разработаны планы стратегического развития банка по направлениям
Результаты: - разработаны операционные планы по основным видам деятельности банка - подготовлены решения по: ü связи процессов операционного и стратегического планирования ü мониторингу процесса реализации стратегических планов банка
Результаты: - подготовлены решения в отношении: ü эффектив-ных методов мотивации сотрудников ü оптимизации бизнес-процессов ü ИТ-стратегии банка
Результаты: - определено Видение - актуализиро-вана Миссия - предложено несколько (два-три) альтернативных варианта стратегии - определен вектор стратегического развития - определены стратегические цели

 

 


Рис. 1. Этапы формирования банковской стратегии[2]

 

Различается множество банковских стратегий, которые используются в банках и являются объектом стратегического планирования.
Выделим некоторые из их числа на рисунке 2.

В недалёком прошлом главным в развитии банковского бизнеса являлось внедрение новых продуктов и услуг, а в настоящее время борьба стратегий это главное при ведении конкуренции в этой сфере.

Главные условия успешной реализации банковской стратегии:

 

Функциональные составляющие стратегии
Финансовая стратегия
Направлена на рост рыночной стоимости банка

 


Направлена на прирост клиентской базы банка и т.п.
Маркетинговая стратегия

 

Стратегия управления персоналом
Направлена на деятельность по обеспечению высокоэффективной работы персонала
Информационная стратегия
Направлена на создание единой базы данных, содержащей информацию обо всех областях

 

 


Рис 2. Функциональные составляющие банковской стратегии[3]

 

- адекватное содержание, подходящее как внешним, так и внутренним факторам среды банка;

- адекватные мероприятия при реализации утверждённой стратегии.

Стратегические цели банка должны, в первую очередь, приводить к наиболее важным параметрам развития в обозримом будущем (период от 3 до 5 лет):

- росту или снижению объемов в оказании отдельных операций или сделок;

- динамике доходов по активам и собственному капиталу;

- изменению доходности от консультационных и т.д. услу[4]г.

В тактических целях с учётом конкурентной среды, которые утверждены на краткосрочный характер (до года), наиболее точно определены показатели по достижению намеченного размера прибыли или рентабельности и т.д.

Для успешного внедрения стратегии банка должно быть грамотно проведено стратегическое планирование, этапы которого представлены на рисунке 3.

 

Общий подход к стратегии деятельности Повышение эффективности

 


Чего мы хотим? Повышение эффективности продаж? Как это сделать?

Научить отделение лучше продавать
Увеличить поток заявок в отделении
Научиться активно удерживать клиентов
Научиться качественно обслуживать и управлять качеством (лояльность, рекомендации)
+
+
+
Поменяв отношение людей к своей деятельности: - активный подход к продажам - понимание рычагов лояльности и ориентации на качественный сервис     Для организации новые навыки и инструменты: - обучение ключевым навыкам продаж - инструменты поддержки продаж в отделении - навыки проведения массовых прямых кампаний -система и инструменты управления качеством     Изменив и улучшив процессы, системы и организацию - наставничество – неотъемлемая часть повседневной работы - совершенствование системы найма - формализация системы обучения - развитие СМОТ - новые организационные подразделения - системы мониторинга продаж и качества - более совершенное взаимодействие подразделений - оптимизация бизнес-процессов во фронте

 


 

Рис. 3. Стратегическое планирование[5]

 

Проведение анализа и прогнозирования являются предварительными фазами (этапами) стратегического планирования. При их проведении должна обеспечиваться первая часть выполнения банковской стратегии – адекватность стратегии условиям внешней и внутренней среды.

Второй частью успешного выполнения банковской стратегии является – адекватность мер в ходе осуществления банковской политики (совокупности мероприятий при проведении банковской стратегии) и тактики (организационная структура банка, подготовка внутренних документов, формирование процедур принятия решений и т.д.).

Стратегическое управление представляет собой такую организацию внутренних процессов на объекте предпринимательства, которая позволит достигать целей и задач, поставленных на долгосрочную перспективу. К нему так же относят сохранение устойчивости и платежеспособности объекта хозяйствования, формирование конкурентных преимуществ в длительном периоде.

Эффективное стратегическое управление предполагает создание образа действий и инструментов, позволяющих его внедрить и реализовать. При этом оно должно решать ряд проблем, а именно:

- нейтрализовать воздействия, влияющие на достижение глобальных целей компании;

- оптимизировать деятельность всех элементов системы;

- минимизировать влияние внешних неконтролируемых факторов, либо адаптировать систему под них;

- проанализировать и определить максимальное число факторов, которые могут оказать негативное воздействие на разных этапах деятельности компании[6].

Обычно стратегия развития организации устанавливается высшим менеджментом компании. Однако, ее реализация требует включения всех структур.

Таким образом, стратегия банка - это:

- программа действий, направленных на формирование и удержание долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках, отражающие количественные цели развития банка и те внутренние изменения в банке, должны произойти для повышения его конкурентоспособности;

- совокупность наиболее значимых целей его становления и последующего функционирования на рынке, а также вариантных подходов к их практической реализации;

- комплекс принимаемых решений по эффективному размещению ресурсов банка для повышения доходности и достижения долгосрочных конкурентных преимуществ на целевых рынках; принятие решений сегодня с ориентацией на будущее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: