При определении целей и дальнейшем планировании в любой сфере используется два понятия – стратегия и тактика. Тактические цели реализуются в более коротком временном периоде. Стратегические цели имеют более долгосрочные временные отрезки.
Понятие «стратегия банка» можно рассматривать с различных позиций.
В первую очередь её необходимо раскрывать как концептуальную основу деятельности коммерческого банка, определяющую главные цели и задачи, а также направления по их достижению. Банковская стратегия должна служить ориентиром при принятии основных решений, которые имеют отношение к перспективным в будущем рынкам, банковским продуктам и услугам, организационной и функциональной структурам, показателям доходности, рентабельности и степеням рисков[1].
Таким образом, стратегия кредитной организации – это основа существующей многосторонней системы менеджмента в банковской сфере, которая способствует принятию правильных и качественных управленческих решений на всех этапах. Банковская стратегия основывается на разработанных целях, являющихся средством и механизмом достижения высоких результатов деятельности.
Формирование стратегии банка отображено на рисунке 1.
Другое понятие «банковская стратегия» предполагает цепь последовательных, целенаправленных и управляемых воздействий, позволяющих перевести кредитное учреждение в новое качественное состояние.
Основные этапы при разработке стратегии банка |
ЭТАП 5 Разработка операцион-ных планов и внедрение стратегии |
ЭТАП 4 Создание внутренней инфра-структуры |
ЭТАП 3 Детальная разработка планов страте-гического развития банка |
ЭТАП 2 Разработка концепции стратегического развития банка |
ЭТАП 1 Стратегическая диагностика Банка и внешней среды |
|
Результаты: - определены сильные и слабые стороны банка по каждому направлению бизнеса -спрогнозированы тенденции развития банковского сектора РФ - определены основные рыночные сегменты и их характеристики - проанализировано положение банка по отношению к основным конкурентам |
Результаты: - определены ключевые направления развития - определен состав продуктов и услуг для целевых клиентских групп и каналы продажи для них - поставлены цели по ключевым направлениям - разработаны планы стратегического развития банка по направлениям |
Результаты: - разработаны операционные планы по основным видам деятельности банка - подготовлены решения по: ü связи процессов операционного и стратегического планирования ü мониторингу процесса реализации стратегических планов банка |
Результаты: - подготовлены решения в отношении: ü эффектив-ных методов мотивации сотрудников ü оптимизации бизнес-процессов ü ИТ-стратегии банка |
Результаты: - определено Видение - актуализиро-вана Миссия - предложено несколько (два-три) альтернативных варианта стратегии - определен вектор стратегического развития - определены стратегические цели |
Рис. 1. Этапы формирования банковской стратегии[2]
Различается множество банковских стратегий, которые используются в банках и являются объектом стратегического планирования.
Выделим некоторые из их числа на рисунке 2.
В недалёком прошлом главным в развитии банковского бизнеса являлось внедрение новых продуктов и услуг, а в настоящее время борьба стратегий это главное при ведении конкуренции в этой сфере.
|
Главные условия успешной реализации банковской стратегии:
Функциональные составляющие стратегии |
Финансовая стратегия |
Направлена на рост рыночной стоимости банка |
Направлена на прирост клиентской базы банка и т.п. |
Маркетинговая стратегия |
Стратегия управления персоналом |
Направлена на деятельность по обеспечению высокоэффективной работы персонала |
Информационная стратегия |
Направлена на создание единой базы данных, содержащей информацию обо всех областях |
Рис 2. Функциональные составляющие банковской стратегии[3]
- адекватное содержание, подходящее как внешним, так и внутренним факторам среды банка;
- адекватные мероприятия при реализации утверждённой стратегии.
Стратегические цели банка должны, в первую очередь, приводить к наиболее важным параметрам развития в обозримом будущем (период от 3 до 5 лет):
- росту или снижению объемов в оказании отдельных операций или сделок;
- динамике доходов по активам и собственному капиталу;
- изменению доходности от консультационных и т.д. услу[4]г.
В тактических целях с учётом конкурентной среды, которые утверждены на краткосрочный характер (до года), наиболее точно определены показатели по достижению намеченного размера прибыли или рентабельности и т.д.
Для успешного внедрения стратегии банка должно быть грамотно проведено стратегическое планирование, этапы которого представлены на рисунке 3.
|
Общий подход к стратегии деятельности Повышение эффективности |
Чего мы хотим? Повышение эффективности продаж? Как это сделать?
Научить отделение лучше продавать |
Увеличить поток заявок в отделении |
Научиться активно удерживать клиентов |
Научиться качественно обслуживать и управлять качеством (лояльность, рекомендации) |
+ |
+ |
+ |
Поменяв отношение людей к своей деятельности: - активный подход к продажам - понимание рычагов лояльности и ориентации на качественный сервис Для организации новые навыки и инструменты: - обучение ключевым навыкам продаж - инструменты поддержки продаж в отделении - навыки проведения массовых прямых кампаний -система и инструменты управления качеством Изменив и улучшив процессы, системы и организацию - наставничество – неотъемлемая часть повседневной работы - совершенствование системы найма - формализация системы обучения - развитие СМОТ - новые организационные подразделения - системы мониторинга продаж и качества - более совершенное взаимодействие подразделений - оптимизация бизнес-процессов во фронте |
Рис. 3. Стратегическое планирование[5]
Проведение анализа и прогнозирования являются предварительными фазами (этапами) стратегического планирования. При их проведении должна обеспечиваться первая часть выполнения банковской стратегии – адекватность стратегии условиям внешней и внутренней среды.
Второй частью успешного выполнения банковской стратегии является – адекватность мер в ходе осуществления банковской политики (совокупности мероприятий при проведении банковской стратегии) и тактики (организационная структура банка, подготовка внутренних документов, формирование процедур принятия решений и т.д.).
Стратегическое управление представляет собой такую организацию внутренних процессов на объекте предпринимательства, которая позволит достигать целей и задач, поставленных на долгосрочную перспективу. К нему так же относят сохранение устойчивости и платежеспособности объекта хозяйствования, формирование конкурентных преимуществ в длительном периоде.
Эффективное стратегическое управление предполагает создание образа действий и инструментов, позволяющих его внедрить и реализовать. При этом оно должно решать ряд проблем, а именно:
- нейтрализовать воздействия, влияющие на достижение глобальных целей компании;
- оптимизировать деятельность всех элементов системы;
- минимизировать влияние внешних неконтролируемых факторов, либо адаптировать систему под них;
- проанализировать и определить максимальное число факторов, которые могут оказать негативное воздействие на разных этапах деятельности компании[6].
Обычно стратегия развития организации устанавливается высшим менеджментом компании. Однако, ее реализация требует включения всех структур.
Таким образом, стратегия банка - это:
- программа действий, направленных на формирование и удержание долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках, отражающие количественные цели развития банка и те внутренние изменения в банке, должны произойти для повышения его конкурентоспособности;
- совокупность наиболее значимых целей его становления и последующего функционирования на рынке, а также вариантных подходов к их практической реализации;
- комплекс принимаемых решений по эффективному размещению ресурсов банка для повышения доходности и достижения долгосрочных конкурентных преимуществ на целевых рынках; принятие решений сегодня с ориентацией на будущее.