Развитие банковского сектора российской экономики обусловило формирование конкурентной среды в банковской сфере.
Банки применяют активные и жесткие методы борьбы за клиента, характер которой определяется видом конкуренции[10]:
- между коммерческими банками;
- между государственными и коммерческими банками;
- между иностранными и российскими банками.
Конкуренция в банковской сфере может быть определена следующим образом:
- как состязательность между банками, выражающаяся в эффективном ограничении возможностей единоличного воздействия на рынок за счет самостоятельных действий различных банков;
- как процесс создания и распространения знаний среди банков об эффективных способах организации и ведения банковского дела.
Характерными признаками конкуренции являются:
- наличие рынков, предоставляющих альтернативные варианты выбора, как для покупателей, так и для продавцов;
- наличие большего или меньшего количества покупателей (продавцов), которые соревнуются между собой и использующих различные инструменты рыночной политики;
- чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер других конкурентов[11].
Конкурентоспособность необходима организации для правильного выбора стратегии, которая, в свою очередь, впоследствии является результатом выполняемых конкурентных действий, реализованных с помощью методов конкуренции и конкурентных тактик. Реализация тактик, методов и конкурентных действий определяется стратегией, все это в результате приводит к большей конкурентоспособности. Поэтому стратегия создает концепцию целей организации, а для успешной реализации стратегии участник рынка должен контролировать ход ее выполнения, производя постоянный мониторинг необходимых ключевых показателей конкурентных действий, тактик и методов (в том числе соперников), ситуационно корректирую свою деятельность.
|
Повышение конкурентоспособности банков предполагает четкую постановку цели банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов. Для этого требуется изучения рынка кредитных ресурсов, анализа финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой основе возможности их привлечения, изменений в деятельности банка и обеспечивает условия, способствующие привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг[12].
Конкурентное преимущество коммерческого банка - превосходство в объеме и качестве предоставляемых услуг на конкретных сегментах рынка в определенный период времени в условиях изменяющихся ценностей и целей потребителей, достигнутое без ущерба собственному финансовому состоянию; наличие достаточного рыночного потенциала, обеспечивающие разработку, организационное оформление и предоставление к продаже конкурентоспособных банковских услуг в будущем.
Выделяют основные конкурентные преимущества банка, способствующего развитию:
-Организационные (структура собственности, территориальная доступность, наличия филиальной сети и перспективы её решения, степень охвата рынка, компетентное обслуживание клиентов, обеспечение безопасности и защиты, наличие дистанционного обслуживания, имидж и репутация банка на рынке финансовых услуг, техническая оснащенность, наличие лицензии, устойчивая клиентура, квалификация работников, грамотный менеджмент, накопленный опыт работы).
|
-Ценовые (тарифная политика, инвестиционная привлекательность, системы скидок, размер комиссий), продуктивные (спектр оказываемых услуг: стандартизированные и инновационные банковские продукты, оказания консультационных услуг, качество предоставляемых продуктов и услуг)[13].
В современных условиях для российских банков конкуренция преимущественно носит неценовой характер и связана главным образом с качеством банковских продуктов и услуг. Помимо качества в сфере предоставления услуг кредитными организациями ведется конкуренция по их ассортименту, полноте компетентного обслуживания, местоположение банка, степени охвата рынка, развитие филиальной сети, уровни рыночные диверсификации и т.д. Реализация банковских продуктов и услуг также очень важный этап в деятельности банка. Однако это не только реализация продуктов и услуг, это определенные философия и стратегия, которые не могут появиться сами по себе, без предварительной подготовки, глубокого осмысления и анализа, а также интенсивной работы всех отделений банка.
Успех работы определяется неценовыми методами ведения конкурентной борьбы, т.е. происходит постепенная смена акцентов конкуренции в пользу неценового соперничества.
Вопросы конкурентоспособности всегда остро стояли перед кредитными организациями, так как необходимо было иметь привлеченные средства по такой цене, чтобы и вкладчики оставались довольны суммой приращенного капитала, и банк получал плановую маржу. Таким образом, вопрос соотношения цен по привлеченным и размещенным ресурсам являлся первым пунктом для банковского менеджмента. Кроме того банки вынуждены мирится с развитием неценовой конкуренции, особенно на рынке юридических лиц.
|
Правильный выбор конкурентного поведения характеризуется уверенностью конкурентных действий. Компании не стремятся лидировать на рынке IT, ищут решения, которые стабилизирую их позиции. Лидеры имеет совершенно другие глубинные цели конкурентной стратегии. Их конкурентные действия направлены прежде всего на манипуляцию другими участниками рынка. Вследствие высокого темпа роста IT-рынка банку очень важен анализ позиционирования и конкурентного поведения конкурентов для возможности максимизации эффективности результата манипуляции.
Менеджмент коммерческих банков имеет разнообразные конкурентные стратегии, во многом определяющие уникальность каждой организации. Для ряда организаций, которые претендуют на лидерство, основным источником доходов является высокая эффективность краткого проектного цикла или управленческого процесса. Крупные банки вынуждены чаще работать со сложными «долгими» проектами, защищая позиции от пяти конкурентных сил (в терминологии М. Портера) и разрабатывая стратегии, соответствующие новому конкурентному балансу сил, до того как их обнаружат конкуренты.
Таким образом, традиционная система целей коммерческого банка - прибыльность, ликвидность, минимизация риска - в настоящее время пополнилась еще одной целью - обеспечение конкурентоспособности.