Видение Сбербанка в 2018 году сформировано на основе пяти главных направлений развития или стратегических тем. Именно сфокусированная работа по этим направлениям приведет компанию к успеху, позволит достичь всех финансовых и качественных целей, которые банк ставит перед собой на период до конца 2018 года.
Эти пять направлений следующие:
- с клиентом — на всю жизнь: банк будет строить очень глубокие доверительные отношения с клиентами, станем полезной, иногда незаметной и неотъемлемой частью их жизни. Цель Сбербанка — превосходить ожидания клиентов;
- команда и культура: банк стремится к тому, чтобы сотрудники и корпоративная культура Сбербанка стали одними из основных источников конкурентного преимущества;
- технологический прорыв: Сбербанк завершит технологическую модернизацию банка и научится интегрировать в бизнес все самые современные технологии и инновации;
- финансовая результативность: банк повысит финансовую отдачу своего бизнеса благодаря более эффективному управлению расходами и соотношением риска и доходности;
- зрелая организация: Сбербанк сформирует организационные и управленческие навыки, создаст процессы, соответствующие масштабу Сбербанка и уровню его амбиций.
Реализация Стратегии 2014–2018, утвержденной Наблюдательным советом в 2018 году, успешно завершилась выполнением поставленных целей. За годы реализации Стратегии ПАО «Сбербанк» сохранил звание стабильного и надежного банка для населения страны, значительно развил инфраструктуру для обслуживания клиентов, а также сформировал современную, высокопрофессиональную команду специалистов, обладающих навыками управления бизнесом в непростых экономических условиях.
|
Основные результаты реализации Стратегии 2014–2018:
1. Направление стратегии «С клиентом на всю жизнь»
Достижения:
- Увеличена клиентская база во всех секторах деятельности
- Повышена удовлетворенность клиентов во всех секторах деятельности
Розничный бизнес
- Для физических лиц предложены новые продукты и сервисы (платежные сервисы, способы оплаты, кредитные продукты и др.) и расширено обслуживание через удаленные и цифровые каналы
Корпоративный бизнес
- Для корпоративных клиентов стали доступны новые транзакционные и небанковские сервисы, увеличена скорость и доступность транзакционных операций
Результаты реализации Стратегии:
Розничный бизнес
+ 7,6 млн новых клиентов с 2015 года
+ 3 п. п. прирост Индекса готовности рекомендовать (NPS) c 2015 года
+ 52% рост количества продуктов на клиента с декабря 2013 года по декабрь 2017 года
56,8 млн уникальных активных клиентов удаленных каналов (интернет-банк и СМС-сервис)
20% доля продаж в цифровых каналах
60% доля безналичного оборота по розничным операциям
82% доля безналичных платежей
Корпоративный бизнес
+ 430 тыс. прирост базы активных клиентов в 2015-2017 гг.
+ 7 баллов прирост Индекса удовлетворенности и лояльности корпоративных клиентов (TRIM-индекс) с 2013 года
99,6% транзакций реализуются в удаленных каналах обслуживания
+ 5 п. п. рост доли рынка электронных транзакций с 2014 года до 32,3%
784 тыс. юридических лиц – ежедневная аудитория активных пользователей в цифровых каналах (DAU)
585 тыс. клиентов пользователи небанковских сервисов
2. Направление стратегии «Команда и культура»
|
Достижения:
- Начата трансформация HR-функции: разработана новая модель компетенций, начато внедрение облачной системы SAP Success Factors, начато использование предиктивной модели оттока персонала, перезапущена работа с ВУЗами
- Улучшена корпоративная культура на всех организационных уровнях: проведены сессии диагностики и коучинга команды высших руководителей, создана система непрерывной диагностики корпоративной культуры и вовлеченности, внедрены программы развития эмоционального интеллекта и эмпатии
- Создана современная система обучения на базе Корпоративного университета, модернизирована система вознаграждения и управления результативностью
Результаты реализации Стратегии:
+ 15 п. п. рост вовлеченности сотрудников до уровня 76%
– 13 п. п. снижение текучести персонала отделений
+ 42 п. п. рост удовлетворенности HR-сервисами
+ 7,1 п. п. рост индекса готовности рекомендовать среди сотрудников (ENPS)
70% процессов кадрового администрирования централизованы и переведены в цифровой формат
3. Направление стратегии «Технологический прорыв»
Достижения:
- Созданы основы технологической платформы: завершено формирование технологических компонентов ядра, созданы инструменты разработки бизнес-сервисов и начат перевод первых продуктов банковского бизнеса на новую платформу
- Созданы системы работы с данными и аналитикой: заложены основы инфраструктуры хранения и обработки данных на базе «облачных» технологий, запущена Академия технологий и данных в Корпоративном университете, началось внедрение технологий искусственного интеллекта
|
- Повышена отказоустойчивость ИТ-систем
- Обеспечен высокий уровень кибербезопасности бизнеса, несмотря на общий рост количества киберпреступлений в отрасли
- Упрощен и унифицирован ИТ-ландшафт банка, завершено строительство нового центра обработки данных «Сколково»
Результаты реализации Стратегии:
- 700 нецелевых автоматизированных систем было выведено из эксплуатации
- в 20 раз снижены простои автоматизированных систем
- 99,99% уровень надежности для критических автоматизированных систем в режиме 24/7
- в 57 раз выросло количество big data-инициатив с 10 в 2016 году до 575 в 2017 году
- № 1 место банка в рейтинге крупнейших разработчиков программного обеспечения по версии CNEWS
4. Направление стратегии «Финансовая результативность»
Достижения:
- Обеспечен стабильно высокий доход и эффективность деятельности
- Обеспечены высокие показатели рентабельности и доходности для акционеров
- Существенно выросла стоимость бизнеса – Сбербанк стал самой дорогой публичной российской компанией
- Оптимизированы расходы на поддерживающие сервисы
Результаты реализации Стратегии:
- 748,7 млрд руб. чистая прибыль, рост в 2,1 раза к 2013 году
- 24% рентабельность собственного капитала (Return on Equity) в 2017 году
- 35% отношение операционных расходов к операционным доходам до резервов (Cost-to-Income ratio) в 2017 году
- 11,4% достаточность основного капитала 1-го уровня, Базель 3
5. Направление стратегии «Зрелая организация»
Достижения:
- Запущена Agile-трансформация
- Оптимизирована структура территориальных банков, внедрены новые операционные форматы отделений и интеллектуальная система управления, синхронизированы цели и работа команд различных территорий
- Осуществлено тестирование практики «бирюзовой организации» в трех территориальных банках и более 100 пилотных отделениях
- Внедрена интеллектуальная система управления (ИСУ), с помощью которой синхронизированы цели и работа команд различных территорий
Результаты реализации Стратегии:
- 11 тыс. сотрудников участвуют в Agile-трансформации
- до 14 сократилось число территориальных банков
- в 7 раз снизилось число операционных ошибок
Основные показатели ПАО «Сбербанк» за 2017-2018 г представлены в таблице 1.
Сбербанк показал чистую прибыль за 2018 год в размере 831,7 млрд. руб. в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)
Ключевые финансовые показатели Группы Сбербанк за 2018 год:
- Чистая прибыль Группы составила 831,7 млрд. руб., увеличившись на 11,1% по сравнению с 2017 годом;
Таблица 1
Основные показатели ПАО «Сбербанк» за 2017-2018 г, млрд.руб.
Показатель | 4 кв. 2018 | 3 кв. 2018 | 4 кв. 2017 | 4 кв. 18/ 3 кв.18 % | 4 кв. 18/ 4 кв. 17 % | 12M 2018 | 12M 2017 | 12M18/ 12M17 % |
Чистые процентные доходы | 354.7 | 359.3 | 357.3 | -1.3% | -0.7% | 1 396.5 | 1 348.8 | 3.5% |
Чистые комиссионные доходы | 122.6 | 114.6 | 113.1 | 7.0% | 8.4% | 445.3 | 377.1 | 18.1% |
Прочие непроцентные доходы / (расходы) | 15.8 | 34.4 | 1.0 | -54.1% | 1 480,0% | 94.5 | 64.4 | 46.7% |
Операционные доходы до резервов и изменения справедливой стоимости кредитного портфеля | 493.1 | 508.3 | 471.4 | -3.0% | 4.6% | 1 936.3 | 1 790.3 | 8.2% |
Чистые расходы вследствие изменения кредитного качества: | -52.9 | -78.1 | -67.0 | -32.3% | -21.0% | -225.3 | -263.8 | -14.6% |
Чистый расход от создания резерва по долговым финансовым активам | -35.9 | -59.5 | -67.0 | -39.7% | -46.4% | -162.4 | -263.8 | -38.4% |
Переоценка кредитов по справедливой стоимости вследствие изменения кредитного качества | -17.0 | -18.6 | -- | -8.6% | -- | -62.9 | -- | -- |
Операционные расходы | -208.6 | -156.8 | -191.9 | 33.0% | 8.7% | -664.8 | -623.4 | 6.6% |
Чистая прибыль от продолжающейся деятельности | 180.7 | 217.1 | 163.3 | -16.8% | 10.7% | 831.2 | 715.6 | 16.2% |
Прибыль от прекращенной деятельности | -4.5 | 11.0 | 9.1 | -140.9% | -149.5% | 0.5 | 33.1 | -98.5% |
Чистая прибыль | 176.2 | 228.1 | 172.4 | -22.8% | 2.2% | 831.7 | 748.7 | 11.1% |
Прибыль на обыкновенную акцию от продолжающейся деятельности, руб. | 8.4 | 10.1 | 7.6 | -16.8% | 10.7% | 38.1 | 33.0 | 15.4% |
Совокупный доход от продолжающейся деятельности, приходящийся на акционеров Банка | 179.9 | 191.7 | -174.8 | -6.2% | -202.9% | 789.1 | 738.6 | 6.8% |
Балансовая стоимость на акцию*, руб. | 170.5 | 161.9 | 151.9 | 5.3% | 12.2% | 170.5 | 151.9 | 12.2% |
Основные финансовые коэффициенты от продолжающейся деятельности | ||||||||
Рентабельность капиталаi | 18.8% | 25.5% | 20.6% | -- | -- | 23.1% | -- | -- |
Рентабельность активов | 2.6% | 3.3% | -- | -- | -- | 3.2% | -- | -- |
Чистая процентная маржа | 5.4% | 5.8% | -- | -- | -- | 5.7% | -- | -- |
Чистая процентная маржа *** | 5.6% | 6.0% | -- | -- | -- | 5.9% | -- | -- |
Стоимость риска (кредиты по амортизированной стоимости) | 69 бп | 123 бп | 151 бп | -- | -- | 86 бп | 153 бп | -- |
Продолжение таблицы 1
Показатель | 4 кв. 2018 | 3 кв. 2018 | 4 кв. 2017 | 4 кв. 18/ 3 кв.18 % | 4 кв. 18/ 4 кв. 17 % | 12M 2018 | 12M 2017 | 12M18/ 12M17 % |
Стоимость риска (кредиты по амортизированной и справедливой стоимости) | 99 бп | 157 бп | -- | -- | -- | 115 бп | -- | -- |
Отношение операционных расходов к операционным доходам | 42.5% | 30.6% | 40.7% | -- | -- | 34.2% | 34.7% | -- |
- Прибыль на обыкновенную акцию от продолжающейся деятельности составила 38,13 руб., показав рост на 15,4% по сравнению с 2017 годом;
- Рентабельность капитала достигла 23,1%, а рентабельность активов – 3,2%;
- Чистые комиссионные доходы увеличились на 18,1% до 445,3 млрд. руб. по сравнению с 2017 годом;
- Кредиты Группы до вычета резерва под обесценение (включая кредиты, оцениваемые по амортизированной и справедливой стоимости) увеличились на 16,5% до 21,1 трлн. руб. Розничный кредитный портфель вырос на 25,0% до 6,8 трлн. руб., а корпоративный портфель – на 12,9% до 14,3 трлн. руб. за год.