АБУ РЕЙХАН АЛЬ-БИРУНИ
СЛЕДЫ, ОСТАВШИЕСЯ ОТ МИНУВШИХ НАРОДОВ
КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ «КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ» АБУ-РЕЙХАНА АЛ-БИРУНИ,
По изданию Е. Sachau (Chronologie orientalischer Voelker von Alberuni. Leipzig, 1878)
* Движение Муканны
| 211 | Затем после пего Хашим ибн Хаким, известный под именем ал-Муканна, (Ал-Муканна — букв, «закрытый покрывалом», стр. 83, прим. 3) появился в Мерве в селении, называющемся Кава Каймардан. (Правильнее читать Каза (***) —селение в районе Мерва (Туркестан, стр. 204) Из-за своего одноглазия он закрывался зеленым шелком; он объявил себя божеством и (утверждал), что он воплотился, так как никто не может видеть (бога), пока он не воплотится. Оп переправился через р. Джейхун в окрестностях Кеша и Несефа, писал хакану и просил у него помощи. К нему собрались одетые в белое (сектанты) и тюрки; он объявил дозволенными для них (чужие) имущества и женщин, убивал тех, кто ему противоречил, и сделал для них законом все то, что. говорил Маздак. (Маздак — глава и идеолог огромного народного движения против земельной аристократии и зороастрийского жречества в Иране при сасанидском царе Каваде I (488-531). См. A. Christensen, «Le regne du Roi Kawad I et le communisme Mazdakite», где указана вся библиография вопроса) Он рассеял войска ал-Махди и правил 14 лет, пока не был осажден и убит в 169 (= 785/86) г. Когда его окружили, он сжег самого себя (sic!), чтобы его тело исчезло и его сторонники убедились в правильности его слов. Он сжег себя, но ему не удалось то, чего он желал — уничтожение, он был найден в печи, его голова была отрезана и послана к ал-Махди, эмиру правоверных, который тогда был в Халебе. У него есть секта в Мавераннахре, они втайне верят в его учение, выдавая себя по внешности за мусульман; я перевел известие о нем с персидского на арабский, и оно кратко изложено в моей книге «Ахбар ал-мубайида ва-л карамита» («Известия об одетых в белое и карматах»). (Это сочинение ал-Бируни до нас не дошло)
|
* Хорезм и гузы
| 236 | [Приводятся месяцы и праздники хорезмийцев.] Ихшаривари, первый день его называется фагбурийа; говорят, что он первоначально назывался фагруба, то есть выход царя, так как цари Хорезма в такое время из-за прекращения жары и приближения холода покидали внешние (летние) жилища и выходили в (поход), отражая тюрок-гузов от своих границ и охраняя от них края своего государства.
| 264 | И вроде этого озера источник пресной воды в стране кимаков, в горах, называемых Манкур, по величине он подобен большому щиту; поверхность воды его стоит вровень с краями; иногда из него пьет целое войско, но он (уровень) не понижается (даже) на палец. Около этого источника следы ноги, рук с пальцами и колен человека, который молился здесь, следы ребенка и копыт осла; тюрки-гузы поклоняются им, когда видят их.
(Позднее автор XIII в., Закария Казвини, называет гузов христианами из-за почитания ими этих следов, связанных, по его мнению, с преданием о бегстве Иисуса в Египет. Но, по словам автора «Худуд ал-алем», гузы поклонялись всем удивительным явлениям природы, так что это могло быть не связано с какими-либо преданиями (В. В. Бартольд. Очерк истории туркменского народа, стр. 19, 20) [220]
* Христиане в Мерве
| 289 | Местопребывание мелькитского митрополита Хорасана в Мерве.
|
| 299 | [Перечисляются месяцы мелькитов и их праздники.] Месяц хазиран... в двадцать первый день поминовение Берешии, священника, который прибыл в Мерв (проповедывать) христианство через 200 лет после Христа.
(пер. С. Л. Волина)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том I. VII-XV вв. Арабские и персидские источники. М.-Л. АН СССР. 1939
АБУРЕЙХАН БИРУНИ
ПАМЯТНИКИ МИНУВШИХ ПОКОЛЕНИЙ
КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ БИРУНИ
О своем труде «Памятники минувших поколений» Вирупи излагает способы исчисления времени у различных народов, сопоставляет и анализирует многочисленные эры и дает практические указания для перехода от одной эры к другой.
Измерение времени, установление единиц измерения, разработка тех или иных календарных систем, наконец, выбор начала счета годов (эр), — все эти вопросы, поставленные потребностями материальной жизни общества, уходят своими корнями в глубокую даль веков Они играли существенную роль еще при первобытном, кочевом образе жизни людей, но их актуальность значительно возросла при перехоле к оседлому земледельческому укладу хозяйства.. Необходимость предвидеть сроки наступления тех или иных сельскохозяйственных работ, требовавших для своего выполнения организованного коллективного труда, толкала людей на поиски таких природных периодических явлении, с помощью которых можно было бы решать эту важнейшую задачу. Уже в глубокой древности люди осознали, что такие периоды следует искать среди астрономических явлений, так как Солнце, Луна, планеты и звезды воспроизводят в своих движениях подобные периоды бессчетное число раз. Важно было выбрать те из этих периодов, которые наилучшим образом были бы связаны с повторяемостью сезонных природных явлений, от которых зависел весь уклад жизни земледельца. Вот почему на протяжении всей истории человечества измерение времени являлось прерогативой астрономической пауки, методы которой позволяли решать эту задачу с тем большей точностью, чем организованнее и совершеннее становилась хозяйственная экизнь людей. Указывая на обусловленность возникновения наук производством, Энгельс говорит: «...астрономия уже из-за времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов». [XXIV]
|
Для измерения любой величины надо прежде всего установить единицу измерения. Самой элементарной единицей измерения времени, которой пользовались люди еще на заре своей сознательной жизни, была продолжительность дни. Но как только было понято, что день имеет различную продолжительность в течение года и в разных местах земной поверхности, стали пользоваться более постоянной единицей измерения времени — сутками, продолжительность которых равна продолжительности дня и ночи вместе. Однако простой счет суток не мог удовлетворить всем потребностям хозяйственной жизни. Надо было отыскать более продолжительные периоды, которые практически достаточно точно повторяли бы связанные с земледелием явления и с помощыо которых можно было бы предсказывать наступление этих явлений. Так возникла необходимость в определении продолжительности солнечного года, лежащего в основе многих календарных систем.
Следует иметь в виду, что в поисках рациональных единиц измерения времени мысль человека блуждала по извилистым тропам. Наряду с древнейшими системами календарей, основанными на продолжительности солнечного года, разрабатывались лунные календари, с переменной продолжительностью лунного года, состоящего из различного числа синодических месяцев. Возникновение лунных календарей было вполне естественным явлением, поскольку Луна, благодаря периодической смене своих фаз, доставляла одну из самых наглядных единиц измерения времени — синодический месяц, т. е. период между двумя последовательными одноименными ее фазами, в среднем равный 29,5 суток. Однако весьма существенным недостатком лунных календарей была непригодность их для производственных, хозяйственных расчетов, так как с лунными периодами не связываются важные для хозяйства явления природы.
Развитие лунных календарей стимулировалось главным образом соображениями религиозными, а также астрологическими. Долгое время держалось также представление о тесной связи фаз Луны с погодой. Поскольку лунные календари получили широкое распространение у многих народов, возникла необходимость согласования их с солнечными календарями, породившая целый ряд лунно-солнечных календарей.
Трудность сопоставления календарных систем заключается в несоизмеримости положенных в их основу единиц времени с сутками и между собой. Так, по современным данным:
I солнечный (тропический) год равен 365,2422 средних солнечных суток;
I лунный (синодический) месяц равен 29,5306 средних солнечных суток.
Между тем календарный год (или месяц) должен содержать целое число суток. В противиом случае начала различных годов будут [XXV] приходиться на разные моменты суток, что абсолютно неприемлемо для практической жизни. Кроме того, календарная система должна быть простой и доступной для пользования его подавляющим большинством людей. Чем лучше выполняются эти требования, тем совершеннее календарная сисгема. Требования эти осуществляются в установлении календарных лет различной продолжительности, но с непременным условием, чтобы эта продолжительность была равна целому числу суток и в среднем за несколько лет была близка к истинной продолжительности года. В то же время чередование лет различной продолжительности должно подчиняться простому правилу.
Яркую иллюстрацию сложности выполнения этих казалось бы элементарных требований дает предлагаемый труд Бируни. Только внимательно познакомившись с ним, можно отчетливо представать себе всю трудность проблемы измерения времени в ее историческом и этническом аспекте. Понадобились усилия многочисленных поколений ученых на многовековом пути развития естествознания, чтобы на основе анализа больших рядов наблюдений получить точные единицы измерения времени и создать такие системы календарей, которые практически удовлетворяли бы всем потребностям общественной жизни.
При обосновании способов измерения времени, равно как и в некоторых других трактуемых в книге вопросах, Бируни часто оперирует элементами средневековой сферики — науки о видимых движениях небесных светил. Он пользуется рядом специальных терминов. Некоторые из них сохранили свое значение и в современной науке, другие же, будучи замелены новыми, представляют значительный исторический интерес.
В основе сферики, развившейся в современную сферическую астрономию, лежит понятие о небесной сфере. Небесной сферой называется геометрическая сфера произвольного радиуса, на которую проектируются небесные светила с целью изучения их взаимных положений и видимых движений. Посредством небесной сферы решаются многие задачи практического значения, а именно: установление моментов восхода и захода светил, определение географических координат (широты и долготы места наблюдения), измерение времени и т. п. Учение о небесной сфере возникло в глубокой древности. Основанием его явилось зрительное впечатление о наличии вокруг Земли твердой, прозрачной сферической оболочки. Это впечатление, вызываемое способностью человеческого глаза относить разноотстоящие дальше определенного предела предметы на одинаковое расстояние, ассоциировалось у древних народов с представлением об ограничивающей весь мир материальной сфере, несущей на своей поверхности многочисленные звезды. Таким образом, небесная сфера в их представлении была важнейшим [XXVI] элементом строения мира. С другой стороны, с помощью небесной сферы удобно определялись положения и изучались движения светил, чго лежало в основе решения перечисленных выше важных практических задач.
С развитием астрономии небесная сфера утратила свое космологическое значение как не соответствующая действительному строению бесконечной во времени и пространстве Вселенной. Геометрия же небесной сферы, развитая и усовершенствованная, не только играла большую роль в развитии астрономии на протяжении всей ее истории, но не потеряла своего значения и в настоящее время, являясь фундаментом специального раздела астрономической пауки — сферической астрономии.
Место любого светила на небесной сфере представляется точкой, в которой ее пересекает луч зрения, т. е. прямая, соединяющая глаз наблюдателя со светилом. Так как места светил не зависят от расстояния светил до наблюдателя, то радиус сферы может быть каким угодно. В целях упрощения математических расчетов он принимается за единицу. В средние века радиус небесной сферы брался неопределенных, но значительных размеров по сравнению с помещавшейся в ее центре Землей.
При изучении положений и видимых движений светил на небесной сфере с давних пор пользуются небесными координатами — числами, в которых выражаются отрезки дуг больших круюв небесной сферы или углы между направлениями от наблюдателя к интересующим его точкам небесной сферы. Небесными координатами место светила определяется относительно некоторых вперед избранных на небесной сфере точек и линий.
Для иллюстрации употребляемых Бируни и содержащихся в примечаниях астрономических терминов представим на рис. I небесную сферу с наблюдателем в ее центре.
Проходящая через центр небесной среды прямая, совпадающая с направлением отвесной линии в месте наблюдения, встречает небесную сферу в точках, называемых зенитом Z1 и надиром Z2. Плоскость, проходящая через центр сферы перпендикулярно к отвесной линии, пересечет ее по большому кругу SWNO, называемому горизонтом данного места. Горизонт делит небесную сферу на видимую (включающую зенит) и невидимую (включающую надир) полусферы. Прямая, вокруг которой происходит калящееся вращение небесной сферы в течение суток, называется осью мира, а точки пересечения ее с небесной сферой — северным P1 и южным P2 полюсами мира. Перпендикулярная к оси мира плоскость, проведенная через центр небесной сферы, [XXVII] пеесекает ее по большому кругу AWA'O, называемому небесным экватором. Большой круг, проходящий через полюс и зенит, называется небесным меридианом, или, по Бируни, полуденным кругом. Из двух точек, в которых небесный меридиан пересекается с горизонтом, ближайшая к северному полюсу N называется точкой севера, диаметрально противоположная S — точкой юга. Прямая NS есть полуденная линия. Точки горизонта, расположенные посередине между точками N и S, называются точками востока О и запада W. По диаметру OW пересекаются плоскости горизонта и небесного экватора. Большой круг небесной сферы, по которому происходит кажущееся годичное движение центра Солнца, называется эклиптикой. Ее плоскость составляет с плоскостью небесного экватора угол в 23 1/2°. Эклиптика пересекает экватор в двух точках, называемых равноденственными. Та из них, которую проходит Солнце, перемещаясь из южного полушария в северное, называется точкой весеннего равноденствия и обозначается знаком созвездия Овна *, в котором она находилась две тысячи лет тому назад, когда устанавливалась астрономическая терминология. В ней Солнце бывает около 21 марта по современному календарю.
Диаметрально противоположная точка, в которой Солнце бывает около 23 сентября, перемещаясь из северного полушария в южное, называется точкой осеннего равноденствия и обозначается знаком созвездия Весов. В даты равноденствий продолжительность дня бывает равна продолжительности ночи для всех точек земной [XXVIII] поверхности (если пренебречь влиянием рефракции и видимым радиусом Солнца). Точки эклиптики, отстоящие от равноденственных точек на 90°, называются точками летнего и зимнего солнцестояний и обозначаются знаками созвездий Рака ** и Козерога **.
Когда Солнце находшея в точке летнего солпцссюяния, его полуденная высота над горизонтом достигает максимума и продолжительность дня в северном полушарии становится наибольшей. В момент же зимнего солнцестояния полуденная высот Солнца минимальна, а продолжительность дня в северном полушарии наименьшая.
Эклиптика на небесной сфере пересекает 12 созвездий, называемых поясом Зодиака. Так как путь известных древних планет составляют с эклиптикой малые углы (не больше 7°), то и видимые движения их также происходят в поясе Зодиака. Пояс (сфера) Зодиака часто упоминается в труде Бируни в связи с движением Солнца, Луны и планет. Каждое созвездие Зодиака имеет собственное имя и шак и занимает на небесной сфере по эклиптике около 30?. Таким образом, Солнце проходит каждое созвездие Зодиака в течение одною месяца.
Вог названия и обозначения созвездии Зодиака: Рыбы **, Близнецы **, Дева **, Стрелец **, Овен **, Рак **, Весы **, Козерог **, Телец **, Лев **, Скорпион **, Водолей **.
Как уже указывалось, небесная сфера кажется вращающейся вокруг оси мира вместе со всеми расположенными на ней светилами. Это вращение является отражением действительного вращения Земли вокруг оси и поэтому происходит равномерно с суточным периодом. Каждое светило, не изменяющее своею положения на небесной сфере вследствие собственного движения, опишет в течение суток параллельную экватору окружность, называемую суточной параллелью светила.
В зависимости от расположения суточных параллелен относительно горизонта светила подразделяются на незаходящие (параллели которых полпостыо находятся над горизонтом), нсвосходяпцае (параллели которых — под горизонтом) и восходящие и заходящие (параллели которых пересекают горизонт). Границами этих групп светил будут параллели KN и SM, касающиеся горизонта в точках N и S.
Так как видимость светил определяется положением горизонта, плоскость которого перпендикулярна к отвесной линии, то при перемещении наблюдателя по поверхности Земли будут меняться границы видимости светил. Это явление, известное древним народам, служило одним из доказательств шарообразности Земли.
Из построения основных направлений на небесной сфере следует, что угол между осью мира и плоскостью горизонта равен [XXIX] географической широте места наблюдения у. Таким образом, видимость тех или иных светил в данном месте определяется широтой этого места. На экваторе <р = 0 и ось мира лежит в плоскости горизонта, совпадая с полуденной линией NS. Суточные параллели всех светил пересекают горизонт под прямыми углами. Все светила будут восходящими и заходящими и каждое из них может наблюдаться над горизонтом в течение полусуток. При перемещении наблюдателя к северу наклон оси мира будет увеличиваться. На полюсе <р = 90°, ось мира совпадет с отвесной линией, а плоскость экватора — с плоскостью горизонта.
В этом случае все светила разделятся на незаходящие (в северном полушарии) и невосходящие (в южном полушарии). Их суточные параллели будут параллельны горизонту.
В отличие от так называемых неподвижных звезд, не меняющих заметно для глаза своих положений на небесной сфере, Луна, Солнце и планеты, помимо видимого, суточного вращения вместе с небесной сферой, имеют еще собственное движение.
Так, Луна ежесуточно перемещается на 13° по большому кругу, наклоненному к эклиптике под углом в 6° и проходит полностью весь путь за 27 1/3 суток.
С давних пор путь Луны на небесной сфере подразделялся на двадцать восемь «стоянок» — областей, определяемых по наличию в них тех или иных звезд. Лунные стоянки были известны древним народам Китая, Египта и Индии задолго до христианской эры. Наблюдения восхода и захода лунных стоянок выполнялись с целью предсказания погоды. Позднее, в средние века, с уточнением границ лунных стоянок, ими стали пользоваться для определения положений Солнца, Луны и [XXX] планет. Лунные стоянки играли существенную роль в астрологии, мифологии и в различных религиозных легендах. О них мы находим частые упоминания на последних страницах труда Бируни
Солнце также непрерывно перемещается по небесной сфере в направлении, обратном ее суточному вращению. В течение года цетр его проходит всю длину эклиптики, перемещаясь почти на 1° в сутки. Поэтому, а также из за наклона эклиптики к экватору, непрерывно изменяются экваториальные координаты центра Солнца.
Этими координатами являются: склонение — *, дуга проходящего через полюс большого круга от экватора до центра Солнца, и прямое восхождение — *, дуга экватора, отсчитываемая от точки весеннею равнодеисгвия в направлении, обратом суточному вращению небесной сферы, до круга склонении, проходящего через центр Солнца. Из рис. I нетрудно видеть, что координаты центра Солнца в моменты.
весеннего равноденствия а = 0° d = 0°
летнего солнцестояния а = 90° d = +23 1/2 °
осеннего равноденствия а = 180° d = 0°
зимнего солнцестояния а = 270° d = — 23 1/2 °
Таким образом, склонение Солнца в течение года меняется в широких пределах: от 23 1/2 o до — 23 1/2 °. В таких же пределах изменяется и полуденная высота Солнца над горизонтом, достигая максимума в день летнего солнцестояния и минимума — в день зимнего солнцестояния.
Бируни отмечает, что некоторые народы считали начало суток с момента восхода Солнца. При этом время нахождения его над горизонтом (от восхода до захода) делилось на 12 часов. Как нетрудно видеть из предыдущего, продолжительность таких часов была переменной. Она зависела от времени года и места наблюдения. Это так называемые «косые» часы. Продолжительность ночи также делилась на 12 косых часов. При этом ночные часы равнялись дневным лишь в дни равноденствий, когда день равен ночи. Прямыми же часами называлась одна двадцать четвертая часть солнечных суток Вместе с этим Бируни указывает, что астрономы счигают начало суток от момента прохождения Солнцем дневной или ночной части полуденного круга (меридиана) Положение светила в меридиане называется его кульминацией. Таким образом, начало суток совпадало с моментом верхней (дневной), или нижней (ночной) кульминации Солнца. Заметим, что в настоящее время в астрономии за начало местных солнечных суток также принимается момент нижней кульминации Солнца.
Что касается положенного в основу мношх календарных систем солнечного года, то продолжительность его равна периоду между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку [XXXI] весеннего равноденствия. Это так называемый тропический год. Он короче звездного года, в течение которого Солнце полностью проходит круг эклиптики. Разница, около 20 минут, происходит от того, что точка весеннего равноденствия медленно перемещается навстречу видимому годичному движению Солнца по эклиптике, проходя ежегодно дугу в 50". Это явление предварения равноденствии, или прецессии, было открыто Гиппархом во II в. до н. э.
Заслуживав большого внимания приводимое Бируни в конце книги краткое описание некоторых картографических проекций, с помощью которых небесная сфера изображалась на плоскости. Приводимые в рукописи чергели обличают понимание методов их построения.
Труд Бируни дает богатый фактический материал, позволяющий хронологу составить представление о тех системах летосчисления, которыми пользовались различные народы. Уточнение некоторых вопросов потребует дальнейшей работы с привлечением новых источников. Тем не менее и в предлагаемом виде перевод труда Бируни представляет несомненный интерес для историка астрономии и хронолога, занимающихся изучением проблемы календаря.
В. П. Щеглов