Предметное окружение кочевника 15 глава




Да, да, я помню. Но аргишь, как раз и состоит из нарт.

 

АРГИШ ( Приложение)

 

 

(караван) Так аргиш – вобрал в себя и представил совокупность «живых» предметов и вещей, объединил их в «живой организм», который стал поистине «оболочкой» или «капсулой» защищающей человека от проявления любых воздействий на него окружающей среды. Иначе говоря, аргиш, не что иное как – автономная система жизнеобеспечения кочевника Севера.

Аргиш, по принципу «все свое вожу с собой» или «все свое необходимое и достаточное вожу с собой» вобрал в себя все, что действительно необходимо человеку для полноценной, автономной, мобильной и самобытной жизни в условиях тундры. Таким образом, аргиш является неким законченным набором предметов и вещей кочевника, некой защитной «оболочкой», защищающей человека от агрессивности окружающей среды и обеспечивающей ему полноценную жизнедеятельность, это предметно-вещный комплект жизнеобеспечения (Рис.).

 

 

Аргиш это караван из нарт (где весь вещный мир кочевника), в которые запряжены «ездовые» олени. Количество оленей в упряжке зависит от времени года (характера почвы – снег, сухая трава, влажная, песок, каменистый грунт и так далее), ландшафта (горный, равнинный, тундровый, лесотундровый и др.) и характера груза. Обычно в зимнее время в каждую нарту запрягается от двух до четырех оленей, летом от четырех. Олени запрягаются в нарты, как цугом, так и веером. Упряжь мягкая (ременная). Управление упряжкой производится через передового оленя (обученного) с помощью хорея и одной узды (Рис.).

Единица аргиша – индивидуальный или личный аргиш. Это караван из четырех – шести упряжек. Впереди на легковой нарте едет хозяин аргиша, за ним идут упряжки с грузовыми нартами. Личные или индивидуальные аргиши объединенные между собой по семейному или стойбищному принципу являют собой – коллективные или стойбищные аргиши. Их количество зависит от количества взрослых людей в стойбище или семье.

Нарты кочевников Западной Сибири по виду существенно отличаются от оленьих нарт других регионов Севера (Рис.). Кроме того нарты одного вида, в свою очередь подразделяются на типы и различаются между собой по назначению, имеют отличительные особенности по внешнему виду. Из этих разнотипных нарт и группируются индивидуальные аргиши (Рис.).

Все личные вещи тундровика и некоторая часть общественных (вещи общего пользования – части чума, утварь, печь, дрова, заготовки для нарт или чума, продукты и т.п.) укладываются строго в определенный тип нарт и в столь же строгой последовательности. Среднее количество нарт в индивидуальном аргише от четырех до шести (Рис.).

Первая нарта аргиша – легковая, у мужчин – (недалесь), - у женщин – (нехан) (Рис.). Нарта «недалесь» крепко сбитая без бортов и даже задней спинки. Все в ней говорит о скорости и многофункциональности. На этой нарте оленеводу приходится проводить почти всю свою жизнь, каслая или объезжая стадо, участвуя в гонках, охотясь и делая множество других дел связанных с расстоянием и мобильностью.

Сразу за передней доской на нарте уложен небольшой плоский ящик с инструментом, топор, ружье в чехле, аркан, ножовка, связка костяных пуговиц для упряжки. Все это увязывается и укрывается шкурой. Однако инструмент уложен с таким расчетом, что остается место и для самого хозяина, который садится на нарту слева, забросив правую ногу на сидение, а левую поставив на полоз. Такая поза очень эргономична, удобна и для сидения и для управления упряжкой. В левой руке мужчины хорей (длинный шест с наконечником на конце) на правую руку наматывается узда.

Женская легковая нарта «нехан» само воплощение красоты и изящества. Это поистине самая красивая и надежная нарта из всего аргиша. Она длинная с высокими тонкими копыльями. Эту нарту делают с особой любовью. С появлением ребенка надстраивают передний и правый борта кроме левого, где сидит сама женщина. Сверху в задней части нарты крепятся дуги, на которые натягивается полог из брезента или шкур (получается что-то вроде кибитки) (Рис.). На «нехан» женщина только каслает или ездит в гости. Посадка на нарту и управление упряжкой ведется так же, как и у мужчин.

Вторая нарта в аргише – вещевая или (вандако) (Рис.).Она вторая в аргишеи втораяпо значимости. В ней упакованы средства производства – сети, дополнительный инструмент, капканы, одежда и другие личные, ценные вещи хозяина. Однако, второй, а точнее первой нартой любого аргиша является священная нарта с семейными духами. Она идет сразу за легковой нартой хозяина. У нее особое место не только в аргише, но и на стоянках. Нарта всегда стоит отдельно, за чумом со стороны противоположной входу.

В третьей нарте продукты – (сундук) - продуктовая нарта (Рис.). На грузовой нарте сооружен вместительный деревянный ящик с двускатной крышей и лючком. В «сундуке» хранятся самое ценное из продуктов – соль, сахар, мука, масло и сливочное и растительное, крупы, сухари, продукты в мешках и стеклянной таре. Прежде чем уложить продукты на дно «сундука» укладывают брезент (предохранение от влаги при переправах через водные препятствия), а затем рассыпают стружку, предохраняя содержимое от ударов и той же чрезмерной влаги.

Четвертая нарта вещевая – (юхна) (Рис.). Это большая грузовая нарта с высокими бортами в виде короба, в которую укладывают, укрывая со всех сторон брезентом или старыми шкурами постельные принадлежности (подушки, пологи, постельные шкуры, циновки из травы), женские сумки, одежду, обувь и другое.

Пятая нарта – длинная грузовая нарта (муту) или (нутос) (Рис.). На муту, самой длинной и низкой нарте перевозятся чумовые шесты, печь (буржуйка), металлический лист, маты для постелей из веток, кухонная утварь, заготовки для ремонта нарт, чума, дежурные дрова, лодка (облас). Часто ее ставят на плоскость чума с наветренной стороны.

Последняя, шестая нарта аргиша – «поганая» (сябу). На ней перевозится все «нечистое» - женская обувь, полы чума (обычно это четыре тесанные еловые доски), оставшиеся шесты, ведра, умывальник, тазы и прочее.

Грузовые нарты «юхна» и «вандако» имеют высокие борта со всех четырех сторон, в них удобно перевозить домашний скарб. Каждая вещь, перевозимая в нартах «знает» свое место и положение. Ни одна лишняя, или негабаритная, или отличная от традиционного веса или габаритов вещь не появится в нарте. Под новые вещи кочевник охотнее изготовит новую нарту, чем попытается, потеснить необходимые и привычные. Укомплектованные вещами нарты накрываются старыми шкурами, бывшими нюками, брезентом (позднее) и перетягиваются веревками. Замыкающие аргиш грузовые нарты «нутос» и «сябу» самые крепкие, они низкие и длинные, поскольку им приходится перевозить на себе длинные вещи (чумовые шесты, доски пола и др.).

Кочевники строго следят за весом нарт. Они никогда не перегрузят, не допустят смещения центра тяжести относительно полозьев и общей высоты транспортного средства. Объясняя это тем, что ни земля, ни нарта «не терпят», как они говорят превышения веса или габаритов.

Домашнюю утварь взрослые члены семьи делят таким образом, чтобы в аргиши каждого досталось поровну. Это касается и посуды, и циновок, и постельных принадлежностей. Получается, что набор вещей уложенных в каждый индивидуальный аргиш является необходимым и достаточным в качественном и количественном составе комплектом, обеспечивающим полноценное автономное существование человека вне стойбища, семьи. Выходит, что кочевая культура «предусмотрела» возможность автономного проживания каждого человека в условиях тундры в любое время года как по его желанию (например, замужество или женитьба, ведение своего обособленного хозяйства, длительный промысел и т.д.) так и случайного в силу природно-климатических обстоятельств (сбился с пути, унесло течением разлившихся рек и т.п.).

Аргиш, по принципу «все свое вожу с собой» или «все свое необходимое и достаточное вожу с собой» вобрал в себя все, что действительно необходимо человеку для полноценной, автономной, мобильной и самобытной жизни в условиях тундры. Таким образом, аргиш является неким законченным набором предметов и вещей кочевника, некой защитной «оболочкой», защищающей человека от агрессивности окружающей среды и обеспечивающей ему полноценную жизнедеятельность, это предметно-вещный комплект жизнеобеспечения (Рис.).

Продуманный временем, доведенный до оптимального и предельно лаконичного состава данный комплект вещей является как бы «первоединицей» кочевой культуры.

Состав вещей индивидуального аргиша компактен, целостен и монолитен. Его монолитность и целостность вытекает из того, что вещи аргиша все вместе представляют единый «организм» не просто работающий на своего хозяина (человека) слаженно, ритмично, надежно, он является частью его самого (см. ниже). Проникновение в этот отлаженный «организм» «инородного» тела, попытка заменить в нем традиционную вещь или даже отдельную деталь на нечто новое, не проверенное ни временем, ни средой, грозит разрыву целостности этого «организма», нарушению единства системы, разрыву «оболочки», а это прямая угроза здоровью, самой жизни человека и всей традиционной культуры в целом (Рис.).

Кроме того, бесценное качество аргиша - его самовосстанавливаемость, то есть каждая его вещь, проходя свой жизненный цикл и утрачивая первоначальное качество (старость, порча, слом), легко, быстро и безболезненно заменяется на свою точную копию. Это происходит постоянно и незаметно. Замена же на иную, заимствованную из другой культуры вещь, а тем более, если ее происхождение не из живой природы, а синтетическое, не приживется никогда, даже при огромном желании кочевника присвоить эту «иную» вещь. Процесс «приживления» будет долгим, болезненным и напрасным.

Возьмем, к примеру, телевизор или компьютер. Приобретя подобную вещь (приз на оленьих гонках, подарок на свадьбу или иная причина), хозяин специально под нее изготовляет новую нарту, запрягает оленей. Телевизор (компьютер) вместе с тяжелым аккумулятором (источником электроэнергии) тщательно упаковываются, и осторожно перевозится от стоянки к стоянке. В чуме выгораживается лучшее место. Экран требует к себе внимания, нарушается временной режим, ритм жизни кочевника, особенно в весенне-летний периоды (отел, уход за молодняком, прививки, усиленная охрана стада и многое другое). Но самое главное, темы телевизионных передач кочевнику непонятны и чужды. Кроме того, постоянно преследует проблема с перезарядкой аккумуляторов, сохранности прибора, ремонт, утилизация и многое другое. В результате дорогая и хрупкая вещь становится ненужной, обременительной и даже вредной, но кочевник продолжает возить ее с собой многие годы, пока окончательно не разочаруется и не подарит ее кому-нибудь из поселковых родственников. Подобных случаев, к сожалению много.

Или, очень болезненный пример с мотонартами:

Скорость для кочевника важна, и нелепо отвергать ее значение. Но скорость для городского или поселкового жителя это одно, а для оленевода совсем другое. В первом случае скорость это количественная мера – расстояние, поделенное на время. Оленевод (он же охотник) не измеряет пройденные им километры, свою скорость, когда каслает или промышляет зверя, он просто ведет аргиш, следит за стадом, идет по следу или осматривает капканы. Он просто работает - и все. Тот факт, что в ходе каслания или охоты он передвигается с определенной скоростью и проходит определенное расстояние - следствие его работы, ее побочный результат. Скорость передвижения – часть культуры. Она зависит от качества дороги, от сложности ландшафта, состояния погоды, внезапных или плановых остановок по сбору ягод, грибов, осмотру следов птиц и зверей, совмещения каслания с охотой и многого другого. Одним словом скорость передвижения коренного жителя севера спрятана в характере самих его действий. А если кочевник начнет передвигаться со скоростью меньшей или большей по сравнению с обычной, он просто не сделает свои дела или сделает их некачественно (что для их культуры недопустимо). То есть, определенная скорость передвижения, разумеется, присутствует в деле, и ее можно в принципе измерить. Но мерить ее важно не мерой км/час, а характером рабочих действий, их быстротой и качеством.

Сказанное достаточно банально. Однако с появлением мотонарт в разы возросла скорость передвижения по тундре. Если максимальная скорость оленьей упряжки не превышает 25-30 км/час и физиология коренного жителя «подстроена» под эту скорость с поправками на встречный ветер, мороз, одежду, то, что можно сказать, когда скорость вырастает в два-три раза!? А теперь добавим невообразимый шум и сильный запах бензина, выхлопных газов, зависимость от запчастей, топлива, проблема с утилизацией!? Конечно, скорость в тундре нужна да еще как нужна – для скорой помощи, милиции, охот и рыб надзора, почты. Но ей нельзя вторгаться в традиционную хозяйственную деятельность кочевника-оленевода, это недопустимо.

«Инородная» вещь, разрывает единство комплекта жизнеобеспечения, разрушает традиционную культуру, давая взамен весьма сомнительные преимущества.

Выводы по аргишу!!!!!

 

 

Аргиш

 

Каслание

– Так вот, система передвижения человека по тундре зависит, главным образом, от сложившихся традиций, пастбищ, времен года и т. п. Два перерыва в «вечном» движении приходятся на середину лета и зимы, так называемые «летовки» и «зимовки». Эти перерывы не продолжительны. Зимовка около 3 - 4 месяцев и летовка – 1,5.

 

Тем не менее, даже во время этих «отпускных» периодов раз в десять дней оленеводы переставляют свои жилища – чумы с одного места на другое. Объясняя это просто – «земля устала». На самом деле, таким образом, зимой разбирая чум, перетаскивая и собирая его на новом месте, вымораживается накопившаяся избыточная влага в деревянных и меховых изделиях – нюках (покрышках чума), постелях, «домашней» одежде. Кроме того, профилактируется появление нежелательных «насекомых», клопов, тараканов, древесных жучков, моли и т.п., – обычных спутников стационарных жилищ. В летнее время, сменяются естественные «полы» в чуме и вокруг него. То есть не допускается вытаптывание растительного слоя. Во время смены месторасположения чума, перебираются вещи, корректируется положение самого чума относительно предстоящей погоды и многое другое.

При больших касланиях ставить и разбирать чум приходится, чуть ли не ежедневно. Мало того, собирать это нехитрое жилище кочевников приходится исключительно женщинам. На их долю выпадает и упаковка вещей в нартах, равно как и с приходом на новое место стоянки делать все наоборот. А с утра снова разбирать и укладывать.

Продолжительность дневного каслания во многом зависит от времени года и сложности «пути». Так, например, в апреле-мае переходя Обскую губу, кочевники вместе со стадами оленей преодолевают участки от 50 до 80 километров за 15-18 часов. Но столько же часов порой уходит на преодоление 10-15 километров в июне, когда завершается таяние снега в тундре.

Структура всех без исключения действий кочевника прямо или косвенно связана с движением. Любая вещь, навыки, игры, загадки, мифология и так далее имеют строгую ориентацию кочевого характера.

 

 

(В подстрочник)

Перекочевка или традиционный зимний день кочевника выглядит примерно так:

Первой просыпается хозяйка чума или «чумработница» (по штатному расписанию оленеводческой бригады). Раздувает очаг, ставит чайник, котел (топит снег) и приступает к осмотру мужской обуви. Она внимательно осматривает каждый шов на кисах и чижах (накануне вечером она уже делала осмотр, выворачивая, подшивая и развешивая обувь для просушки). После чего хозяйка тщательно руками разминает подсохшую за ночь кожу, делая ее эластичной. Приготовив мужскую обувь, берется за детскую. К этому времени поднимаются остальные «домочадцы» и усаживаются пить «первый» чай или первый завтрак, состоящий в основном из густого чая, вареного мяса, сухарей, масла, сахара, конфет, печенья. После чего мужчины одеваются и отправляются готовить загон для оленей (ер – по ненецки). Загон сооружается из нарт составленных полукругом и специальной крупноячеистой сетки натянутой на шестах. Загнав в него «рабочих» оленей, мужчины отбирают на данный день ездовых и запрягают их в нарты. Тем временем женщины собирают постельные принадлежности, кухонную утварь кроме той, что пригодится для второго чая. Когда мужчины запрягли оленей, все садятся за второй завтрак, более обильный, чем первый. Бывает так, что второй чай пьют, когда все вещи вместе с чумом уложены и увязаны в нартах. Уложив остальные вещи, женщины зачищают место теперь уже бывшей стоянки - подбирают мусор - щепу, кусочки шкур, меха и так далее, укладывают на «поганую» нарту. Только после этого начинается построение общего аргиша. Первым в колонне аргишей едет сам глава семьи (если частное хозяйство) или бригадир (если совхозная бригада). Вторым, как правило, идет аргиш хозяйки или чумработницы. Третий аргиш старшего сына, потом младшего, затем дочерей и замыкает общий аргиш нарты со стариками. Часто семейный или аргиш бригады (в несколько семей) вытягивается на несколько километров. Во время движения бригадир или хозяин стойбища периодически объезжает весь аргиш, наблюдая за движением, состоянием нарт, оленей, оставленным следом. Если «земля не терпит», что часто бывает летом, он делит общий аргаш на части и направляет их параллельными курсами. Маленькие дети едут в женских нартах с мамами, бабушками или старшими сестрами. Более взрослые, те, кому за тринадцать лет управляют своими аргишами. Обычно на половине пути делается привал на обед – горячий чай в термосах и строганина из рыбы или оленины. Особых разносолов в дороге не бывает.

Место новой стоянки выбирает бригадир или хозяин. Он втыкает хорей (шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой), показывая, где будет стоять его чум, ставит нарты носами в сторону завтрашнего каслания. Исходя из места забора воды, снега для приготовления пищи, дров, отхожих мест, главного места – священной нарты (как правило, сразу за его чумом), формируется инфраструктура всего стойбища, сколько бы чумов не было, выстраивается «дворовое» хозяйство стойбища.

Вытоптав вокруг хорея снег, распаковываются нарты аргишей. Первыми укладывают подочаговые короткие поленья, на которые укладывается металлический лист, на него ставится печь-буржуйка, которую (наполненную дровами еще с утра) тотчас затапливают. И только после этого начинается монтаж чума, заносится вся остальная предметно-вещная утварь.

Мужчины распрягают оленей, проверяют и ремонтируют нарты, отправляются за дровами, ставить капканы, если есть время. Установив чум, женщины накрывают стол и, пока варится мясо, все пьют первый, «легкий» чай на новом месте. Затем ужин продолжается с обилием вареного мяса и длинных разговоров о прошедшем дне и планах на завтра. Дежурный пастух отправляется в стадо на дежурство, дети и мужчины укладываются спать, а женщины чинить, сушить одежду и обувь, готовиться к следующему дню вечного каслания.

 

 

Выводы по касланию!!!

…От отсутствия следов кочевий, как и от подвижности самого образа жизни кочевников создается впечатление, будто кочевая культура парит над тундрой, что она связана не столько с землей, сколько с непрерывно движущемся по этой земле стадом оленей (Гол. С. 209.).

 

ОЛЕНЬ

Однако, главным действующим «лицом» каслания является олень. Это его впрягают в нарты, и он везет аргиш, дает кочевнику пищу, одежду, это из его шкур делают нюки – покрышки чума, массу других крайне необходимых на севере вещей, это он, олень служит главным мерилом состояния тундровика.

«Когда-то человек эпохи раннего голоцена поднялся в высокие широты вслед за мигрирующими стадами оленей. Позднее дикий олень сохранял значение главного источника жизнеобеспечения – ненцы называют его илебц («жизненность»). Будучи одомашненным, он служил средством передвижения, промысла, войн, торговли, накопления, мерилом социального статуса и жизненных ценностей, неотъемлемым участником повседневных сцен – от бытовых до мифоритуальных. Оленеводство для ненцев – не просто отрасль хозяйства, но и основа жизненной философии. Люди и олени образовали кочевое сообщество с единым ритмом и особым нравом. Человек в тундре не менее «оболенен», чем олень – одомашнен \2\.

И сегодня олень продолжает является основой кочевого образа жизни, основой оленеводческой культуры. Это поистине (perpetum mobile) «вечный двигатель». Это символ независимости кочевников.

Если КПД (коэффициент полезного действия) любого механического средства передвижения (трактор, автомобиль и так далее) до 1,0%, лошади – 91%, то оленя – 99%. Такой высокий процент полезности дает почти полная независимость животного от человека, за исключением выпасных и охранных мероприятий. Оленю не надо крыши и заготовок сена на зиму как лошади, ему не надо дорог. Люди съедают оленя почти полностью, за исключением костей и кое-чего из внутренностей, которые в свою очередь тоже идут в дело (дубление кожи, приготовление клеев и другого).

Шкура оленя в зависимости от возраста и места ее снятия (голень, спина, шея, голова и др.) подразделяется специалистами на девять типов или разновидностей:

1. Шкура олененка-недоноска (выкидыша или извлеченного у павшей или забитой матки) называют – выпороток. Шкура со слабым и коротким мехом чаще всего идет для подкладок в люльки младенцев, головных уборов и рукавиц.

2. Шкура новорожденного теленка в возрасте до одного месяца в европейских тундрах носит название пыжик, а в тундрах Западной Сибири – пешка. Эти шкуры получают в результате случайной гибели новорожденных телят от весенних морозов и метелей. Лучшее качество шкуры для изделий - до семи дней после отела.

3. Шкура двух с половиной - трех месячного теленка снятая в конце июля или августе – неблюй. Она очень ценится, поскольку имеет непереросший волосяной покров. Из неблюя шьют верхнюю одежду, шапки, рукавицы.

4. Шкура четырех – пяти месячного теленка ценится больше тем, что из нее выделывают первосортную замшу, или - ровдугу. Такая шкура называется – выросток. Изделия из выростка более теплые, но и тяжелые.

5. Высокой ценностью обладает шкура шести месячного теленка – так называемая телячья постель. Такую шкуру снимают в октябре. Густая, плотная шерсть идет главным образом на женскую верхнюю одежду.

6. Шкура взрослого оленя в зимнюю пору имеет название – постель. Длинная, теплая шерсть, однако волос ломок и легко выпадает. Такой тип шкуры идет на верхнюю одежду (гусь), спальные мешки (кукуль), тапочки (няры) мехом внутрь, коврики, постель в чуме, накидки для грузовых нарт (от дождя и холода). Из подстриженной постели шьются меховые чулки (чижи), покрышки чума (нюки).

7. Шкура, снятая с ноги оленя (голени) – камус. Это особо ценная шкура. Гладкая, крепкая, с толстым мездровым слоем, коротким блестящим волосом коричневого или серебристо-серого цвета не только очень красива, но и высокопрочна. Камусом подшивают нижний край одежды (панда), рукавицы малицы, женские сумки. Камусом «подбивают» лыжи для лучшего скольжения по любому снегу, невозможной отдачи при подъемах и оставления «звериного» запаха лыжни на охоте.

8. Часть шкуры снятой с головы оленя называют – лобаш. Такая шкура идет на пошив летней мужской обуви и женских сумок.

9. Небольшие кусочки шкур, снятые с нижних частей суставов оленьих ног (между копытами) называют щетками. Это очень жесткий и грубый волос с невероятно толстым мездровым слоем. Ценится щетка тем, что это единственный тип шкуры, который идет на подошвы кисов (главной обуви северян). Шерсть у щеток растет по спирали относительно центра шкуры, отчего исключается скольжение ее по снегу (что, в свою очередь важно для кисов). Другое весьма важное преимущество щеток – легкое освобождение от снега. То есть она не забивается снегом, даже если нога ступила сначала в наледь, а потом в сухой снег. Упругость и жесткость волос не позволяет намораживанию ледяной или снежной корок.

Из оленьей кожи режут длинные ремни, которые сплетают в прочные гибкие веревки – тынзяны (арканы), для отлавливания оленей, обвязывания грузовых нарт, нюков и так далее.

Прочные, не гниющие нитки для сшивания шкур получают из спинных сухожилий оленя. Едва ли не все твердые и прочные детали оленьей упряжи изготовляются из рогов. Из рогов же делаются и ручки ножей, инструментов. Один из главных персонажей сказок или легенд кочевников – олень. Он же и главная игрушка детворы.

 

Что же представляет собой аргиш – главный элемент кочевого образа жизни?

 

АРГИШ (Приложение)

(караван) Так аргиш – вобрал в себя и представил совокупность «живых» предметов и вещей, объединил их в «живой организм», который стал поистине «оболочкой» или «капсулой» защищающей человека от проявления любых воздействий на него окружающей среды. Иначе говоря, аргиш, не что иное как – автономная система жизнеобеспечения кочевника Севера.

 

 

Аргиш это караван из нарт (где весь вещный мир кочевника), в которые запряжены «ездовые» олени. Количество оленей в упряжке зависит от времени года (характера почвы – снег, сухая трава, влажная, песок, каменистый грунт и так далее), ландшафта (горный, равнинный, тундровый, лесотундровый и др.) и характера груза. Обычно в зимнее время в каждую нарту запрягается от двух до четырех оленей, летом от четырех. Олени запрягаются в нарты, как цугом, так и веером. Упряжь мягкая (ременная). Управление упряжкой производится через передового оленя (обученного) с помощью хорея и одной узды (Рис.).

Единица аргиша – индивидуальный или личный аргиш. Это караван из четырех – шести упряжек. Впереди на легковой нарте едет хозяин аргиша, за ним идут упряжки с грузовыми нартами. Личные или индивидуальные аргиши объединенные между собой по семейному или стойбищному принципу являют собой – коллективные или стойбищные аргиши. Их количество зависит от количества взрослых людей в стойбище или семье.

Нарты кочевников Западной Сибири по виду существенно отличаются от оленьих нарт других регионов Севера (Рис.). Кроме того нарты одного вида, в свою очередь подразделяются на типы и различаются между собой по назначению, имеют отличительные особенности по внешнему виду. Из этих разнотипных нарт и группируются индивидуальные аргиши (Рис.).

Все личные вещи тундровика и некоторая часть общественных (вещи общего пользования – части чума, утварь, печь, дрова, заготовки для нарт или чума, продукты и т.п.) укладываются строго в определенный тип нарт и в столь же строгой последовательности. Среднее количество нарт в индивидуальном аргише от четырех до шести (Рис.).

Первая нарта аргиша – легковая, у мужчин – (недалесь), - у женщин – (нехан) (Рис.). Нарта «недалесь» крепко сбитая без бортов и даже задней спинки. Все в ней говорит о скорости и многофункциональности. На этой нарте оленеводу приходится проводить почти всю свою жизнь, каслая или объезжая стадо, участвуя в гонках, охотясь и делая множество других дел связанных с расстоянием и мобильностью.

Сразу за передней доской на нарте уложен небольшой плоский ящик с инструментом, топор, ружье в чехле, аркан, ножовка, связка костяных пуговиц для упряжки. Все это увязывается и укрывается шкурой. Однако инструмент уложен с таким расчетом, что остается место и для самого хозяина, который садится на нарту слева, забросив правую ногу на сидение, а левую поставив на полоз. Такая поза очень эргономична, удобна и для сидения и для управления упряжкой. В левой руке мужчины хорей (длинный шест с наконечником на конце) на правую руку наматывается узда.

Женская легковая нарта «нехан» само воплощение красоты и изящества. Это поистине самая красивая и надежная нарта из всего аргиша. Она длинная с высокими тонкими копыльями. Эту нарту делают с особой любовью. С появлением ребенка надстраивают передний и правый борта кроме левого, где сидит сама женщина. Сверху в задней части нарты крепятся дуги, на которые натягивается полог из брезента или шкур (получается что-то вроде кибитки) (Рис.). На «нехан» женщина только каслает или ездит в гости. Посадка на нарту и управление упряжкой ведется так же, как и у мужчин.

Вторая нарта в аргише – вещевая или (вандако) (Рис.).Она вторая в аргишеи втораяпо значимости. В ней упакованы средства производства – сети, дополнительный инструмент, капканы, одежда и другие личные, ценные вещи хозяина. Однако, второй, а точнее первой нартой любого аргиша является священная нарта с семейными духами. Она идет сразу за легковой нартой хозяина. У нее особое место не только в аргише, но и на стоянках. Нарта всегда стоит отдельно, за чумом со стороны противоположной входу.

В третьей нарте продукты – (сундук) - продуктовая нарта (Рис.). На грузовой нарте сооружен вместительный деревянный ящик с двускатной крышей и лючком. В «сундуке» хранятся самое ценное из продуктов – соль, сахар, мука, масло и сливочное и растительное, крупы, сухари, продукты в мешках и стеклянной таре. Прежде чем уложить продукты на дно «сундука» укладывают брезент (предохранение от влаги при переправах через водные препятствия), а затем рассыпают стружку, предохраняя содержимое от ударов и той же чрезмерной влаги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: