Богини Солнца появляются как верховные божества в других центрах. “ Самый им
Важным представителем этой категории является богиня Солнца Аринна, которая стояла на
Глава хеттского государственного пантеона. В местном пантеоне Аринны,“ в котором
Спутниками богини Солнца были ее дочь Меццулла и гранд-
Дочь Зинтухи и бог-Гора Халла, ни местный бог-Шторм, ни Тели-
Пиню сыграл какую-то важную роль,
Присутствие мужского солнечного божества характерно для хаттской религии. Солнце-
богини, с другой стороны, двойственны по своей природе". Они являются любовницами
Земной сфере (например, в связи с судьбой богинь среди
Божествам, которым поклоняются в доме Ээсто и в домашних культах, см. 3.1.1), что является-
отраженный эпитетом богини Солнца Аринны, Вуру(н)сему ‘Мать
Земля", оставаясь небесной по своей природе, как указано в обозначении Солнце
был удостоен среди богов: ‘Богиня Света, королева"; в хаттской версии,
эпитет Солнца - "Богиня касбаруи", где ях признается Шляпой-
тяньское слово, означающее "небеса". ‘Богиня света " использовалась, среди прочего, для обозначения
богиня Солнца из северного города Каксат и ее хаттский эпитет. ‘Боже-
десс из иелии(у). "содержит то же самое слово "ях".
Чаще всего бог Бури, Владыка Небес во главе пантеона, оставался
Пассивный. Самую важную роль в культе играла госпожа сон, бог Бури
Молодое поколение, которое было не только богом грома, но также и более важным-
Антли, божественный даритель дождя. Это определило положение Мс на земле, где
урожай зависел от количества осадков. Таковы были боги Бурь Зипланда и Нерика. В
В этом контексте высокий ранг бога растительности и плодородия Телипину в местном пан-
Теонов тоже не удивляет, что бог, очевидно, разделяет многие черты с
Боги бури. То же самое относится и к Богине Зерна, которую хатты называют Кайт
Кл в Германии 1.996: 141ff.
Haas 1994a: 5851; Попко, в печати.
Теннер 1929; Хаас 1994а: 378. 421; ср. также Тарача 2001b,
275 КБо 26.112 ii. 11% Neu 1980: 191 (№112); КУБ 28,75 ii 211, Neu 1980: 194 (№113). Ср.
Laroche 1947: passim; Neu 1974: 126; Haas 1994a: 421. О касбаруе см. Сойсал 2004: 286,
536.
KBo 25.112 ui. 23T, Neu 1980: 192 (№112); куб. 28,75 в 22 т., Neu 1980: 195 (№113). Ср.
Также Soysal 2004: 292,588,
Древний хеттский Пееод 55
и Гаити у хеттов. "Согласно некоему мифу, уходящему корнями в Древность
Хеттский тирнес, Телипину как сын бога Бури “могуч: он боронит и пашет
И орошает, и заставляет зерно расти”.“ Бог Сувалият примечателен тем, что
этот пункт," ибо он близок по своей природе к Телипину и упоминается среди Ка-
Неситские боги, появляющиеся также рядом с Халки в приведенном списке божеств, которым поклоняются как
Часть домашнего культа. Дюринг периода Империи, бог Бури во главе
Государственный пантеон предстает в хурритской одежде Тессуба, в то время как имя Сувалият (обозначается
|j Y) v 9 80
В то время также с логограммами NIN.Начали использоваться URTA и URAS
Для Тасмису, брата и визиря Тессуба (см. 3.2.1 и 5). Однако доказательств нет,
О какой-либо связи между Сувалиятом и богом Бури в древнехеттский период.
Неразлучным спутником бога бури был Вазеззили/Вазеззасу. Согласно с
Один текст, описывающий связанный с культом джоумей принца на севере страны, к
окрестности городов Залпа и Нерик, Васеззили, назывались "ли 0, 1 Т" среди
боги (в смысле " герой’). 281 В том же тексте упоминается визирь Бури-
Бог, которого боги знали как бога Бурь в Сельской местности. 282 К сожалению, это
Не дает имени Ms. Несомненно, существовали и другие категории богов бури, такие как
Как. например, боги бури леса/рощи, появляющиеся в более поздних текстах (3.2.3).
Связь между богами бури и священными горами, поклонение
Из которых, вероятно, был связан с характером анатолийского ландшафта, хорошо видно-
Дэнс. 28 ' 3 Считалось, что боги бурь предпочитают горные вершины, предположительно
Потому что над такими горами собирались грозовые тучи, приносящие проливные дожди. Король
Был облечен богом Бурь, чтобы править землей, но горы с лесами и
Дикая дичь оставалась во власти богов, точнее говоря, бога Бури.
Согласно одному из мифов, богиня Трона Халмасуит якобы жила в горах
Следы (см. 3.1.1). Горы в окрестностях, которые были мужскими божествами и океаями«
У сионайли были антропоморфные изображения, которым поклонялись в каждом из более
Камменхубер 1991. Ср. также Арчи 2004b.
VBoT 58 i 29f.; перевод Хоффнера 1998: 28.
279 Güterbock 1961a.
280 See Laroche 1946 -1947: 27, 60, 95; Otten 1959b: 35ff.; Kümmel 1967: 86f.; Nakamura 2002:
Со ссылками; Archi 2006: 155.
КУБ 8.41 ii 4'ff., Neu 198(3: 183 (№109). Ср. также Ларош 1947: 187f.
282 КУБ 8.41 ii 10! ff., Neu 1980: 183 (№109).
283 Геннет 1968: 11Офф. Ср. также Хаас 1982: 470..: Börker-Klähn 1989; Lombard! 1997.
284 Ломбард! 1996.
Хеттская Анатоа
Важные города; их храмы стояли либо в городе, либо на самой горе,
в последнем случае не на самой вершине, а скорее на более низком уровне" 8.