Тысячу миллионов лет назад и свидетелем рождения долгосрочного углеродного цикла как
fi
первые
бактерии на суше начинают выветривание силикатных пород. Мы чувствуем, как кислород медленно
накапливается в атмосфере, и мы переживаем огромный взрыв многоклеточной жизни около
шестисот миллионов лет назад, который ускорил развитие интеллекта Геи, сделав ее еще более
искусной в регулировании температуры. Затем, если нам повезет, нам может быть даровано
мощное интуитивное переживание бытия Гайей – осязаемой священной реальности огромной, круглой
разумной личности (за пределами понятий – за пределами описания) нашего дыхания, превращения
мир, в котором мы глубоко и радостно участвуем. Еще раз мы являемся свидетелями возвращения
духов мира, оживляющих герметиков, в соответствии с современной наукой
, актуальной для нашего времени. С этим приходит спонтанное этическое чувство желания действовать во благо
fi
все существа, населяющие Землю – от камней до людей – этика, в которой
мы чувствуем, что все существа имеют внутреннюю ценность просто потому, что они существуют (Насс 1990). Мы
вернулись домой, на Гею, и теперь, вдохновленные этим, мы можем приступить к работе
fi
Найти наше мирное и законное место в ее сверкающем блестящем теле.
Беседа среди деревьев: растение-анимист
Онтологии и этика
Мэтью Холл
Растения формируют основу жизни на земле и составляют основную часть видимой биомассы в
биосфере. Поэтому изучение культурных взаимоотношений с растениями важно для
понимания взаимосвязи между культурами людей и более широкими экосистемами и
ландшафтами, в которых они живут. В “старом анимизме” Тайлора и Фрейзера отношения
между анимистическими культурами и миром природы характеризовались как детские, дикие
и примитивные, позиция, которую многие главы в текущем томе явно reject.
In в этой главе я хотел бы дополнить эту работу конкретными
|
fi
калли переоценивает сходные
характеристики анимистических взаимодействий с растительным царством. Я делаю это, используя более современные
антропологические доказательства взаимоотношений человека и растений, а также значительный объем
новаторских исследований в области наук о растениях, которые демонстрируют замечательную конвергенцию
с местными анимистическими знаниями онтологии растений. Такое сближение побуждает
к обсуждению основанных на анимизме моделей этики человека и растений - встраиванию наших знаний
о поведении растений в поведение человека по отношению к ним.
ОТ
ДУША
ДЛЯ
ПОКЛОНЕНИЕ
Для исследователей “старого анимизма” описания взаимодействия анимистов с царством
растений состояли из трех частей: у растений есть души, растениям поклоняются,
отношения анимистов с растениями примитивны.
У растений есть душа
В своей примитивной культуреТайлор обсуждает “душу растения”.:
Растениям, участвующим вместе с животными в явлениях жизни и смерти, здоровья и
болезни, не случайно приписывается какая-то душа. На самом деле, понятие
СОЗНАНИЕ
И
СПОСОБЫ
ОТ
ЗНАНИЕ
о растительной душе, общей для растений и высших организмов, обладающих
вдобавок животной душой, было известно средневековой философии и еще не
забыто натуралистами. Но в низших слоях культуры, по крайней мере в пределах одного обширного
района мира, души растений гораздо более полно идентифицируются
|
fi
Эд с
Души животных.
(Тайлор 1920: 474)
Включив растения в царство одушевленных существ, Тайлор признал
, что точный статус души растения трудно определить. С одной стороны, идея о
переселении душ (см. Следующий раздел) означает, что некоторые растения (в том числе и
деревья) были “одушевленные человеческие души”, а с другой-широкое распространение “вера в
дерево духов” требует альтернативы, но, возможно, не взаимоисключающие понятия, представление о
“дерево души” (там же.: 476). Бросая еще одну версию души в эту смесь, в Золотую
Ветвь Фрейзер также описал посвященную душу растения (не только исключительно для деревьев) в рамках
обсуждения малайских и даякских ритуалов с рисом:
Они воображают, что в
fi
в растении, как и в теле человека, есть
определенный жизненный элемент, который настолько независим от растения, что может на
время полностью отделиться от него без фатальных последствий, хотя если его отсутствие
продлится дольше определенных пределов, растение завянет и умрет. Этот жизненный, но
отделимый элемент и есть то, что за неимением лучшего слова мы должны назвать душой
растения, точно так же, как подобный жизненный и отделимый элемент обычно
считается душой человека; и на этой теории или мифе о душе растения строится
все поклонение злакам.
(Фрейзер [1890] 1922: 414)
В примитивной культуреприрода человеческой души “у низших рас” является “причиной
жизни и мышления в индивидууме, которого она одушевляет; независимо обладая личным
сознанием и волей своего телесного владельца” (Тайлор 1920:429). В
понимании Тайлора, через переселение человеческих душ (с человеческим заметно предшествующим)
подобные натуры могут мигрировать в растения (там же: 476). Кроме того, одушевленные животные
и растения также имеют неперерожденную, более внутреннюю природу, которая в той или иной степени
является
|
fl
следствия природы человеческой души. В обсуждении природы
души растения Тайлор ссылается на тот факт, что, в отличие от аристотелевской концепции
души растения (исключительно наделяющей способностью к росту), в “низших культурах”
душа растения более тесно связана с душой животного, которая обладает разумом и
чувствительностью (там же: 475). Как резюмирует Гилмор, “У деревьев есть души, они чувствуют боль и даже
разговаривают, и это не мошенничество
fi
нед к более крупным растениям, распространяясь на растения или
кустарники, и некоторые опытные люди обладали знанием языка растений” (Гилмор
1919: 83-4).
Растениям поклоняются
По мнению Тайлора, “практика дерево - поклонение включает в себя и более или менее тесно
совпадает с деревьями души” (Тайлор 1920: 476), и Фрэзеру,“дикаря... они
имеют душу, как и его собственные, и он относится к ним соответствующим образом” (Фрейзер [1890] 1922: 111). В
истории религии, согласно Фрейзеру, многие народы, от древних германцев до
коренных американских ирокезов, в той или иной степени предавались (или имели) дикую практику
ГОВОРИТЬ
СРЕДИ
ЭТОТ
ДЕРЕВЬЯ
о поклонении дереву. Фрейзер посвятил три главы “Золотой ветви” возникновению
"поклонения дереву" и описал множество практик, которые он сгруппировал под этим
зонтиком. Следует отметить, что основная часть этих методов относятся не к разработке “религиозных обрядов”,
но простые поступки, которые выражают печаль и заботу о живых деревьев, таких как
скрытность Оджибве в рубку живых деревьев, или кантри - фолк в Австрии, которые не
позволяют деревьев вырезается без “особые причины” (там же.: 112).