Общество развивается целиком (не по частям)».




Транскрипция:

«Сабhа мана сайада сайа

Гааса нагhа еhана гhаеса

Йhада нака даена гайакhаса иуса есаи надана

Гсае кhана дана дhауда сада

Емаи абада йhам(га)».

Звучание на башкирском (старобашкирский) языке:

«Сабиhэ (Кояш менэн йондызларга табыныусылар) мана (кунгел) сайада (аулаусы) сайа (кулэгэ) сэжиэ (тыумыштан килеусе холок)».

Таблица словаря лексики текста отдельных строк Шадринской сутры манихеев таковы.

№ п\п Слова и словосочетания из текста Шадринской сутры. Перевод и пояснения.
  «Сабhа\\Сабиhэ» - слово со значением «поклоняющиеся солнцу и звездам; поклонение солнцу и звездам».
  «Мана» - слово со значением «ум; разум».
  «Сайада\\Сэйэд» - слово со значением «охотник; ловящий».
  «Сайа\\сэжиэ» - слово со значением «врожденный нрав; врожденное качество».
  «Сабhа мана сайада сайа» - словосочетание со значением «Поклонение солнцу и звездам инстинкт, идущий с рождения».
  «Гааса\\Гайса» - антропоним «Иисус».
  «Нагhа\\нейткэн» - слово со значением «сказал».
  «Еhана\\Йыhан» - слово со значением «мир; мироздание».
  «Гhаеса\\гаеш» - слово со значением «бытие; жизнь».
  «Гааса нагhа еhана гhаеса» - словосочетание со значением «Иисус учил – мир это бытие».
  «Йhада\\яhида» слово со значением «старательный; старающийся».
  «Нака» - слово со значением «слушатель; слушающий».
  «Даена\\даэна» - слово со значением «больной; хворьливый».
  «Гайакhаса\\гаикhаса» слово со значением «по поводу; в связи».
  «Иуса\\ибаса» - слово со значением «до согласия; до понятия».
  «Есаи\\Ясаны» - слово со значением «закона; права».
  «Наданана\\назан» - слово со значением «неуч; неграмотный».
  «Йhада нака даена гайакhаса иуса есаи надана» - словосочетание со значением «Старательный слушатель (даже), из-за болезни души не соглашающийся с законом (писанием) остается не просвещенным».
  «Гасае» - слово со значением «подчиняющийся; молящийся».
  «Кhана\\кэhин» - слово со значением «предсказатель; предвестник».
  «Дана» - слово со значением «Всевышний».
  «Дhауда\\даhивэт» - слово со значением «гениальный; прекрасный».
  «Сада» - слово со значением «голос».
  «Гасае кhана дана дhаут сада» - словосочетание со значением «Подчиняющийся (молящийся) от предвестника (нашего) Всевышнего услышет прекрасное сообщение».
  «Емаи\\йэмгиэт» - слово со значением «общества».
  «Абада» - слово со значением «развитость; развитие».
  «Й(э)м(иг» - слово со значением «вместе; общее».
  «Емаи абада й(э)м(иг)» - словосочетание со значением «Общество развивается целиком (все вместе)».

Эпитафия села Кизги Архангельского района. Фото Ахата Мухаметова.

Пример прочтения.

* «Его предназначение, дело его Всевышний».

Транскрипция – «Гасапhа умаута Маттрака».

Звучание на башкирском – «Кэсебе hэм мэйете Маттракага».

Таблица словаря лексики текста эпитафии таковы.

Кумбаз села Урген Зианчуринского района.

Пример прочтения.

* «Слушайте Иисуса. Творчество вечно. Иннай».

Географический указатель сырта «Узун кыр» Учалинского района. Фото Ахата Мухаметова.

Пример прочтения.

* «Навесы для образования тени (места отдыха)».

Кумбазы села Старо Субханкулово Бурзянского района. Фото Рашиды Гизатуллиной.

Кумбаз №1.

Пример прочтения.

* «Благословленные годы были у наших предков. Иннай».

Транскрипция – «Екhаса сала едhа едhаса. Инаианаи».

Звучание на башкирском – «Якшы йылдар (булган) йэд-йэддэттэрзенг. Иннай».

Кумбаз №2.

Пример прочтения.

* «(Наши) молитвы Ему обо всем доносят. Игнатий великий».

Транскрипция – «Така угhа пhакаи. Игhаинатhа даи»

Звучание на башкирском – «Догалар Уга (беззенг) пэйки. Игнатий».

Таблица словаря лексики текста бурзянских кумбазов таковы.

№ п\п Слова и словосочетания из текста кумбаза. Перевод и пояснения.
  «Екhаса\\Якшы» - слово со значением «хорошо».
  «Сала\\Йылдар» - слово со значением «годы; времена».
  «Едhа\\Йэд» - слово со значением «предок; предки».
  «Едhадhа\\йэдэд» - слово со значением «прародительница».
  «Инаинаи» - антропоним «Иннай».
  «Така\\дога» - слово со значением «молитва».
  «угhа» - слово со значением «Ему».
  «пhакаи\\пэйки» - слово со значением «передающий весть; письмоносец».
  «Игhаинатhа» - антропоним «Игнатий».
  «даи\\даhи» - слово со значением «великий; гений».

Примечание: 1). Иннай глава манихейской церкви. Иннай в 272-289 годах путешествовал и проповедовал в землях Тюркского каганата, а именно в Дешти Хазаре (позже эти земли стали называть «Дешти Кипчак (Поле половецкое)». Его религиозная деятельность в это время была очень плодотворной. Практически в каждой башкирской деревни сохранились кумбазы с текстами фетв Инная, которые написаны как арамео-сирийской письменностью, так и письмом брахми. 2). Игна́тий Богоно́сец (греч. Ιγνάτιος ο Θεοφόρος, Игнатий Антиохийский, греч. Ιγνάτιος Αντιοχείας; 20 декабря 107/112, Рим) — муж апостольский, священномученик древней Церкви, третий епископ Антиохийский после апостола Петра и Евода, ученик Иоанна Богослова; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года. Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое — к христианской общине Рима. О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укоренённым в ветхозаветной традиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: