ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 13 глава




 

крестьяне являлись свободными арендаторами великокняжес-

 

ких и частновладельческих земель, а оброк был арендной платой

 

за землю.

 

Н. М. Карамзин называл период раздробленности временем «без-

 

началия и неустройства» [4, с. 240], С. М. Соловьев – «смутой», «бес-

 

порядком», «веками борьбы постоянной и кровавой» [5, с. 188–189].

 

В. О. Ключевский говорил о «политическом, династическом и зем-

 

ском раздроблении» Руси, подчеркивая при этом, что оно вливалось

 

не в феодальные, а удельные формы. Историк называл этот период

 

«веками удельного строя» или «удельного дробления» [6, с. 183].

 

Ключевский точно отразил характер русской раздробленности, ибо

 

«феод» и «удел» – это разные явления. Феод – замкнутая земель-

 

ная собственность. Удел – административная единица. Отсюда ясно,

 

что истоки раздробленности на Руси существенно отличались от раз-

 

дробленности на Западе.

 

Терминология Ключевского подразумевала прежде всего госу-

 

дарственную децентрализацию вследствие осуществления прин-

 

ципа наследственного деления земель и власти внутри княжеского

 

рода. Понятие «феодализм» Ключевским использовалось только

 

по отношению к Западной Европе: «Государство распадается на мел-

 

кие тела, в строе которых с наивным безразличием элементы госу-

 

дарственного порядка сливаются с нормами гражданского права.

 

Из такого состояния общества на Западе вышел феодализм; такое

 

состояние на Верхней Волге послужило основой удельного поряд-

 

ка» [Там же, с. 182].

 

75Западная раздробленность была именно феодальной, посколь-

 

ку единые государства там распадались на феоды, представлявшие

 

собой замкнутую земельную собственность и принадлежавшие быв-

 

шим вассалам – слугам верховных правителей. На Западе феодалы

 

прочно «врастали» в свои лены. Бароны, маркизы, графы, герцоги

 

превращали земледельцев в крепостных, стремились «врасти» в свои

 

владения, отгородиться от внешнего мира. Аналогом западноевро-

 

пейских маркизов и графов на Руси были бояре, которые никак

 

не могли быть прямыми проводниками раздробленности.

 

В Западной Европе корни раздробленности уходили в вассаль-

 

но-ленные отношения. На Руси основным источником децентрали-

 

зации стали конфликты внутри великокняжеского рода, затянувшая-

 

ся «семейная разборка» между потомками Рюрика. Отсюда проис-

 

текало и отличие русской раздробленности от западноевропейской.

 

Оно проявлялось в том, что русская раздробленность не была рас-

 

падом всех и всяческих связей. Она отражала усиление децентрали-

 

заторских тенденций, но не их полную победу. Объединяющие на-

 

чала сохранялись: несмотря на кризис центральной власти, проис-

 

ходил процесс этнической и культурно-религиозной консолидации

 

населения Северо-Восточной Руси. «Общеземское чувство» русских

 

людей подкреплялось единством языка, традиций, менталитета.

 

Скрепляющие функции по отношению к русской обществен-

 

ной жизни выполняла и Русская православная церковь. Церковная

 

организация оставалась единой, что позволяло Церкви еще выше,

 

чем раньше, поднять свой авторитет в обществе, стать альтерна-

 

тивным центром консолидации народных сил. С этих позиций Цер-

 

ковь оказалась дублером государственных структур, стягивая рус-

 

ские земли своеобразным идеологическим каркасом.

 

Кроме того, пусть во многом формально, но статус великого ки-

 

евского князя продолжал существовать. Князья парадоксальным об-

 

разом сочетали в себе качества и виновников раздробленности, и

 

носителей единства – они были представителями одной династии.

 

Кроме того, они часто меняли свои владения и, постоянно стре-

 

мясь утвердиться в более престижных уделах, оказывались, по вы-

 

ражению Ключевского, «блуждающими кометами» [Там же, с. 108].

 

Все эти факторы дают основания говорить о периоде раздроблен-

 

76ности как о времени противоборства объединяющих и разъединяю-

 

щих тенденций, в котором перевес оказался на стороне тенденций

 

разъединяющих. Русское государство не было демонтировано пол-

 

ностью, превратившись в конфедерацию с ослабленными внутри-

 

политическими и внутриэкономическими связями.

 

Среди последствий политического раздробления Руси домини-

 

ровали негативные явления, но они проявились не сразу. Поначалу

 

раздробленность не несла очевидных для всех минусов, в той или

 

иной мере способствуя реализации местных хозяйственных ресур-

 

сов, а также появлению местных школ и направлений в развитии

 

летописания, архитектуры, иконописи и т. п. Для развития культу-

 

ры многообразие – фактор благотворный. Кроме того, в политичес-

 

ком строе разных земель проявились специфические местные чер-

 

ты: в Новгороде и Пскове утвердилась вечевая демократия, во Вла-

 

димиро-Суздальском княжестве довольно рано стали доминировать

 

монархические методы управления, а в Галицко-Волынской земле

 

был момент, когда на некоторое время установилась боярская оли-

 

гархия. Для наращивания и осмысления исторического опыта на-

 

личие разных политических моделей было даже полезно.

 

Одним из последствий для дальнейшего хода отечественной

 

истории стал переток основных жизненных центров с юга Руси

 

на северо-восток – в результате разорения Киевской земли усобица-

 

ми и половецкими набегами началась миграция населения в более

 

безопасные области, в лесную Русь, еще во времена Владимира Мо-

 

номаха называвшуюся Залесской Украиной. В течение двух веков

 

Северо-Восточная Русь значительно увеличила свой хозяйствен-

 

ный и культурный потенциал. С этого угла зрения время раздроб-

 

ленности стало переходным периодом от Киевской Руси к Руси

 

Московской.

 

Негативные следствия раздробленности особенно проявились,

 

когда произошел раскол единого государственного пространства

 

на Западную Русь, попавшую под влияние Литвы, а затем и Поль-

 

ши, и Восточную Русь, оказавшуюся в зоне влияния Золотой Орды.

 

Именно в результате такого раскола возникли предпосылки для эт-

 

нического разделения единого древнерусского этноса на три ветви:

 

великороссов, украинцев и белорусов.

 

77Главными отрицательными последствиями раздробления Ки-

 

евской державы стали потеря военно-политического единства и

 

ослабление перед лицом внешних агрессоров. Для мыслящей час-

 

ти общества в те времена оценка раздробленности была однознач-

 

но негативной. Русские летописцы обозначили последствия госу-

 

дарственного распада как «наказание за грехи». Предупреждений

 

о неизбежности «наказания» за эгоистическую расслабленность

 

было предостаточно. Прямому осуждению эгоизм и распри князей

 

подверглись в «Слове о полку Игореве», без сомнения, широко из-

 

вестном в домонгольской Руси: «...и сказал брат брату: “Это мое,

 

и то мое же”. И стали князья про малое “это великое” говорить и

 

сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили

 

с победами на землю Русскую» [7, с. 45]. Автор «Слова о полку

 

Игореве» в преддверии подступающей внешней угрозы обратил-

 

ся к князьям с призывом к единению русских сил. И хотя до битвы

 

на Калке оставалось лишь 38 лет, этот призыв не был услышан.

 

5.2. Александр Невский:

 

выбор внешнеполитической стратегии Руси

 

К середине XIII века децентрализованная, ослабленная княжес-

 

кими усобицами Русь потеряла былое оборонное могущество. По-

 

следствия этого не замедлили сказаться. В то время как русские

 

князья тратили энергию на междоусобные распри, и на востоке,

 

и на западе от Руси вызревали грозные предзнаменования для нее.

 

В начале XIII века монгольский вождь по имени Чингисхан

 

объединил многие степные племена, создал сильное войско и на-

 

чал завоевательные походы, последовательно подчиняя себе Китай,

 

Индию, Персию, Среднюю Азию, Закавказье. Была создана огромная

 

Монгольская империя. Продвигаясь в западном направлении, вой-

 

ска Чингисхана неотвратимо приближались к русским границам.

 

В это же время германские рыцари-феодалы, объединенные

 

в военно-религиозные ордена, начали наступление на православ-

 

ную Византию, а также на земли западных славян и прибалтов, дви-

 

гаясь в направлении западных границ Руси. В 1201 году кресто-

 

78носцы основали на латышских землях крепость Ригу как военно-

 

стратегическую базу для дальнейшего продвижения на восток. Ка-

 

толический епископ Альберт создал здесь Ливонский орден.

 

Военное соприкосновение Руси с монголами и немцами про-

 

изошло почти одновременно. Оно имело печальные последствия

 

для русских и в том, и в другом случае и должно было послужить

 

для князей «тревожным звонком», последним предупреждением,

 

после которого они обязаны были бы образумиться, прекратить

 

споры между собой и объединиться перед лицом грозной опас-

 

ности. Но князья не вняли этому предупреждению.

 

В 1223 году монгольское войско вошло во владения половцев.

 

Половецкие ханы обратились за военной помощью к киевскому

 

князю. В свою очередь монголы отправили послов в Киев, пред-

 

лагая русским мир в обмен на отказ помогать половцам. Это пред-

 

ложение не было принято, а послы были убиты, что оказалось

 

крайне необдуманным поступком, имевшим тяжелые последствия

 

для Руси. Общей стратегии у русских князей не было, они так и

 

не сумели договориться между собой. Одни из них отказались по-

 

могать половцам, другие двинули свои дружины на соединение

 

с половецкими отрядами для битвы с монголами на р. Калке. Но

 

и те князья, которые решили воевать, не сумели согласовать об-

 

щую военную тактику, действовали разрозненно. Монголы разгро-

 

мили русское войско.

 

Суздальская летопись, повествуя о событиях 1223 года, свиде-

 

тельствует: «Того же лета побиша татарове князей русских. По гре-

 

хам нашим приидоша языци незнаемы», при этом поясняя, что под-

 

разумевалось под «грехами»: «Уведавше татарове, что идут князи

 

русские против них и прислаша послы к князям русским: “се слы-

 

шим, оже противу нас идете, послушавше половец, а мы вашей зем-

 

ли не заяхом, ни городов ваших, ни сел....Возьмите с нами мир,

 

а нам с вами рати нет”». Но «князи рустии того не послушаша

 

и послы татарские избиша» [8, с. 505]. Летопись подводит к мысли

 

о том, что поражения русских князей на Калке не было бы, если б

 

они не отказались от мира, предложенного монголами.

 

В 1224 году немцы захватили русский город Юрьев, основан-

 

ный еще Ярославом Мудрым, и расправились с жителями, не поща-

 

див ни стариков, ни младенцев. Санкцию на резню крестоносцам

 

79выдал папа римский, возложив на них «миссию» железом и кровью

 

насаждать католицизм на востоке Европы. Этот кровавый пример

 

послужил для новгородцев, псковичей, суздальцев лучшим стиму-

 

лом к бдительности.

 

Давление со стороны крестоносцев нарастало. Населению се-

 

веро-запада Руси была понятна степень нависшей над ним опас-

 

ности. Весной 1234 года переяславский князь Ярослав Всеволо-

 

дович привел свои полки в Новгород и вместе с новгородцами

 

выступил против крестоносцев, разбив их. Но успех Ярослава

 

не исправил политическую ситуацию в стране, не привел к вос-

 

становлению русского единства. Не прислушавшись к тревожно-

 

му сигналу, прозвучавшему на Калке и в Юрьеве, не предприняв

 

мер к политическому объединению, князья обрекли Русь на тяж-

 

кие испытания.

 

В 1237 году обычное течение жизни на землях Восточной Руси

 

трагически оборвалось. Внук Чингисхана Батый, стремясь отомс-

 

тить русским за убийство монгольских послов в 1223 году, отдал

 

своим войскам приказ нанести беспощадный удар по Руси. Батые-

 

вы полчища прошли по русской территории подобно «огненной

 

реке», грабя и разрушая города, селения и монастыри. Часть мест-

 

ного населения была перебита, часть угнана в плен. Многим при-

 

шлось спасаться бегством.

 

Русские князья, их дружины и простые люди героически со-

 

противлялись напору монголов, но каждый город делал это отдель-

 

но от других. Даже в смертельный час князья не смогли сплотить-

 

ся. Суздальская летопись так повествует об этом: «Послаша князи

 

рязанские ко князю Юрию Володимерскому, просячи себе помощи

 

или самому пойти. Князь же Юрий сам не иде, ни послуша князей

 

рязанских мольбы, но хотел сам особую брань сотворить» [Там же,

 

с. 514]. Рязань была стерта с лица земли.

 

Город Владимир также был разрушен и разорен Батыем, князь

 

Юрий Всеволодович погиб. Среди всеобщего отчаяния и смятения

 

нашелся человек, не растерявшийся, не проклявший судьбу, не по-

 

терявший мудрости, трезвости и воли. Это был Ярослав Всеволодо-

 

вич, переяславский князь, закаленный в боях с немцами и имев-

 

ший большой авторитет на Руси. После гибели старшего брата

 

80Юрия он занял великокняжеский стол во Владимире, чтобы при-

 

вести, насколько это было возможно, в порядок лежащее в разва-

 

линах государство.

 

Удары монголов по Рязани, Владимиру, Нижнему Новгороду,

 

Ростову, Суздалю, Галичу оставили у русских людей впечатление

 

шока. Положение Руси было плачевно, помощи извне ей ждать

 

не приходилось. Католическая Европа не только не сочувствовала

 

русским, но и стремилась воспользоваться их бедственным положе-

 

нием, чтобы подчинить себе и заставить отказаться от православ-

 

ной культуры. Вражда католицизма к православию наглядно про-

 

явилась еще в 1204 году, когда крестоносцы захватили и разграби-

 

ли столицу православного мира Константинополь.

 

В декабре 1237 года, когда еще до конца не остыли пожарища

 

на месте русских городов, римский папа Григорий IX объявил о под-

 

готовке Крестового похода против финнов-язычников и русских

 

«схизматиков», пообещав всем его участникам «прощение грехов»

 

за выполнение «святой миссии», направленной на искоренение пра-

 

вославия и подчинение Руси папскому престолу [см.: 9, с. 293]. Под-

 

готовка Крестового похода продолжалась два с лишним года.

 

В 1240 году Батый разгромил Южную Русь, нанеся невосполни-

 

мый урон Киеву, Чернигову и другим городам. В том же году, вос-

 

пользовавшись тяжелым положением Руси после Батыева разоре-

 

ния, шведские крестоносцы при поддержке католического Рима и

 

Ливонского ордена вторглись на русские земли, высадившись с ко-

 

раблей в устье Невы. Отпор шведам дал молодой князь Александр,

 

сын Ярослава Всеволодовича. Перед битвой он обратился к своей

 

дружине со словами, выразившими дух русской православной куль-

 

туры: «Не в силе Бог, а в правде!» [10, с. 82]. После победы над шве-

 

дами Александр был прозван в народе Невским.

 

Следом за шведами на Русь вторглись немцы, рыцари Ливон-

 

ского ордена. Летом 1240 года они захватили Псков, а затем начали

 

грабить новгородские земли. Александр Невский во главе новгород-

 

ского войска отбил у немцев построенную ими недалеко от Фин-

 

ского залива крепость Копорье, а в апреле 1242 года, объединив

 

в одно войско новгородские и владимирские дружины, перешел

 

в контрнаступление, закончившееся разгромом рыцарей на льду

 

81Чудского озера. Ледовое побоище надолго остудило завоевательный

 

пыл крестоносцев.

 

В 1245 году Александр Невский победил литовцев в районе Ви-

 

тебска и Торопца. После серии военных побед перед ним и его от-

 

цом Ярославом встала непростая задача: осуществить геополити-

 

ческий выбор, определив, кто – Батый или крестоносцы – более

 

опасен для Руси с точки зрения сохранения исторических перспек-

 

тив. Ясно было одно: раздробленная Русь не в состоянии воевать

 

на два фронта, не имея достаточных сил, чтобы справиться со столь

 

сложной задачей. В истории народов, как и в жизни отдельных лю-

 

дей, не всегда приходится выбирать между «хорошим» и «плохим».

 

Нередко выбирать нужно между «плохим» и «очень плохим». Русь

 

в любом случае не могла избежать выбора.

 

Из двух зол выбирают меньшее. Несмотря на всю тяжесть по-

 

грома, устроенного войсками Батыя, монголы оказались для Руси

 

меньшим злом: они были разорителями, но не завоевателями. Ба-

 

тый разорял русские города, но он не оставлял их под своей прямой

 

властью. К тому же некоторые города – Углич, Кострому, Тверь –

 

он не тронул. До Смоленска, Новгорода и Пскова монгольские вой-

 

ска и вовсе не дошли.

 

Западная агрессия, не будь она остановлена, лишила бы рус-

 

ских малейших шансов на самостоятельное историческое творчест-

 

во. Главной целью католических рыцарей были захваты новых зе-

 

мель, т. е. их агрессия носила ярко выраженный феодальный ха-

 

рактер. На Руси отлично знали, чем закончились такие захваты

 

для западных славян и прибалтов: за короткий срок были уничто-

 

жены славянские племена лютичей и бодричей, прибалтийское

 

племя пруссов. В Латвии и Эстонии захватчики вырезали местную

 

знать, а рядовых жителей превратили в крепостных. Агрессия крес-

 

тоносцев против славян и балтов была профинансирована папством

 

и несла в себе сильный заряд религиозного фанатизма. В XIII веке

 

католической экспансии подверглись и южные рубежи Руси, когда

 

Польша и Венгрия устремились на Галицию и Волынь.

 

Крестоносцы двигались на восток под флагом религиозного фа-

 

натизма, ксенофобии, нетерпимости к иному образу мысли и пове-

 

дения. Они видели в славянах, балтах и финно-уграх дикарей, вар-

 

варов. Парадокс заключался в том, что подавляющее большинство

 

82рыцарей были неграмотными, ибо папская курия ревностно сле-

 

дила за тем, чтобы никто не нарушал запрет на развитие письмен-

 

ности на родных языках. Римская теократия запрещала рядовым

 

верующим чтение Библии, провозглашенное исключительной пре-

 

рогативой церковников. Мертвая латынь была недоступна просто-

 

народью. Это вполне устраивало католический клир, которому нуж-

 

на была послушная масса невежественных фанатиков. Папство

 

было настроено на подавление всех несогласных с его политикой.

 

Именно в это время папой Иннокентием III создана инквизиция, и

 

в Европе запылали костры, на которых горели противники като-

 

лической Церкви.

 

Религиозный фактор в те времена определял очень многое.

 

К тому времени православие, пропитанное духом оптимизма и гу-

 

манности, стало для русских людей родным. Они воспринимали

 

его как приобщение к знаниям и высокой культуре и не собира-

 

лись разменивать на католицизм с его обскурантизмом, начетни-

 

чеством, схоластикой. После провала попыток окатоличить Русь

 

с помощью военной силы римский папа Иннокентий IV отправил

 

послание Александру Невскому, предложив Руси свое покровитель-

 

ство при условии ее присоединения к латинской вере. Александр

 

отказался принять учение от Рима. Упования папства на то, что рус-

 

ские согласятся поменять православие на католицизм, были заведо-

 

мо несостоятельными.

 

Прямой контраст католической экспансии представляла собой

 

религиозная политика монгольских ханов, поддерживавших на под-

 

властных им территориях атмосферу веротерпимости. Религиоз-

 

ный фактор и оказал определяющее воздействие на стратегичес-

 

кий выбор Руси. По убеждению Г. В. Вернадского, для верного вы-

 

бора линии поведения «нужно было отчетливо сознавать и глубоко

 

чувствовать – инстинктом, нутром, так сказать, – исторический смысл

 

своеобразия русской культуры – Православие» [11, с. 152].

 

Первым из русских князей в ставку Батыя отправился великий

 

князь Ярослав Всеволодович и был принят там с честью: хан при-

 

знал его право на великое княжение, что и подтвердил специаль-

 

ным ярлыком. Затем Ярослав побывал в Каракоруме – столице Мон-

 

гольской империи.

 

83После смерти Ярослава Всеволодовича к Батыю поехал Алек-

 

сандр Невский. Он побратался с сыном Батыя Сартаком и заручил-

 

ся поддержкой самого хана для предотвращения новых вторжений

 

с Запада. Политическая поддержка со стороны Орды многое значи-

 

ла для русских: как писал летописец, «немцы зело бояхуся самого

 

имени татарского» [12, с. 121]. А германский хронист Рейнгольд

 

Гейденштейн отмечал, что Александру Невскому в борьбе против

 

тевтонов помогал татарский отряд, направленный Батыем [13, с. 195].

 

Русские князья становились данниками Орды. Но это отнюдь

 

не означало тотальной зависимости Руси от Золотой Орды. Русь

 

сохранила собственную княжескую династию, свои законы и свой

 

суд. Русские князья имели право самостоятельно определять свою

 

внешнюю политику. Власть Орды над Русью приняла форму про-

 

тектората, при которой русские князья продолжали править своими

 

городами и уделами. Ордынские сборщики дани – баскаки – нахо-

 

дились на Руси до конца XIII века, а затем сбор дани стал перехо-

 

дить в ведение местных князей.

 

Вопрос об отношениях между Русью и Ордой – один из самых

 

полемичных в отечественной историографии. Историки до сих пор

 

спорят о степени тяжести так называемого монголо-татарского ига

 

и его последствиях для хода русской истории. Объективный взгляд

 

на эту проблему затрудняется тем обстоятельством, что стало уже

 

привычным рассматривать монголо-татарское иго в одном смыс-

 

ловом ряду с Батыевым нашествием.

 

Трудно сомневаться в том, что это нашествие нанесло русскому

 

народу жестокую рану. Никто из историков не берется отрицать

 

урон, нанесенный Руси вторжением Батыя. В Рязанском, Владими-

 

ро-Суздальском, Киевском, Черниговском княжествах было разоре-

 

но и уничтожено до 2/3 всех поселений. Масса городских и сельских

 

жителей погибла под ударами монгольских сабель и в огне пожа-

 

рищ – такую или похожую картину рисовали русские летописцы.

 

Однако стоит учесть, что в первые годы после нашествия мон-

 

голы не брали с Руси дань, удовлетворяясь периодическими набе-

 

гами с целью грабежей. Но такая практика означала добровольный

 

отказ от долговременных выгод. Когда монголы осознали это, начал-

 

ся сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источ-

 

84ником пополнения монгольской казны. Отношения Руси с Ордой

 

приняли предсказуемые и устойчивые формы – родилось явление,

 

получившее в историографии название «монголо-татарское иго».

 

Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их

 

только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще

 

С. М. Соловьев «развел» годы опустошений русских земель монго-

 

лами и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, забо-

 

тились только о сборе дани. При общей негативной оценке «ига» со-

 

ветский историк А. К. Леонтьев подчеркивал, что Русь не была на-

 

прямую включена в состав Золотой Орды и тем самым сохранила

 

свою государственность. Негативную оценку влиянию монголов

 

на ход русской истории дал и А. Л. Юрганов, но при этом он при-

 

знал, что хотя «непокорных унизительно наказывали, те князья, ко-

 

торые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними

 

общий язык и даже роднились, подолгу гостили в Орде» [14, с. 40].

 

Н. М. Карамзин считал, что зависимость от монголов подводи-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: